Календарно- тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Мельникова Ольга Сергеевна

УМК "Школа России"

Автор: Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, на основе учебника «Литературное чтение», авторы Л.Ф.Климанов, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса  и  возрастных особенностей младших школьников.

        Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения, календарно – тематическое планирование.

        Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

        В  программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие  говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействия.

Место курса в учебном плане:

        На изучение курса в 4 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).

Учебных недель- 34

        В результате обучения литературному чтению реализуются следующие цели:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ .

        В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

         Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

♦   читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

♦   определять тему и главную мысль произведения;

♦   пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

♦   делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

♦   составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

♦   читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

♦   создавать небольшой устный текст на заданную тему;

♦   приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

♦   приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦   самостоятельного чтения книг;

♦   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

♦   самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

♦   работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).  


Календарно- тематическое планирование

№ п.п.

Дата

ССО

Тема урока

«Летописи, былины, сказания, жития»  (9 ч)

1.

3.09

Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи.

2.

4.09

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

3.

6.09

«И вспомнил Олег коня своего».

4.

9.09

«Ильины три поездочки».

5.

10.09

«Ильины три поездочки».

6.

11.09

«Ильины три поездочки».

7.

13.09

«Житие Сергия Радонежского»

8.

16.09

Внеклассное  чтение

Летописи, былины, сказания 

9.

17.09

Проверь себя!

 «Чудесный мир классики» (25 ч)

10.

18.09

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

11.

20.09

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

12.

23.09

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

13.

24.09

А. Слонимский. «О Пушкине»

А.С. Пушкин «Няне»

14.

25.09

А.С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! Очей очарование».

15.

27.09

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

16.

30.09

Внеклассное  чтение

Литературный ринг по произведениям А.С. Пушкина

17.

1.10

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

18.

2.10

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

19.

4.10

Творчество А.С. Пушкина. Викторина по сказкам.

20.

7.10

Всероссийский урок чтения.

КВН «Угадай …»

21.

8.10

А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека»

22.

9.10

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)

23.

11.10

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)

24.

14.10

Внеклассное  чтение

«Что такое?» (серии книг  и каково их назначение)

25.

15.10

Творчество М. Ю. Лермонтова.

26.

16.10

С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича»

27.

18.10

Л. Толстой «Детство»

28.

21.10

Л. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»

29.

22.10

А.П. Чехов «Мальчики»

30.

23.10

А.П. Чехов «Мальчики»

31.

25.10

Проверь себя!

32.

28.10

Внеклассное  чтение

Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого

33.

29.10

Библиотечный урок. Читательский дневник. Оформление, ведение дневника

34.

30.10

Резервный урок

«Поэтическая тетрадь» (9 ч)

35.

1.11

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

36.

11.11

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

37.

12.11

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

38.

13.11

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

39.

15.11

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

40.

18.11

Внеклассное  чтение

«Русь, Россия, Родина моя …»(Устный журнал)

41.

19.11

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»

42.

20.11

И. А. Бунин  «Листопад»

43.

22.11

Проверь себя!

«Литературные сказки»  (12 ч)

44.

25.11

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

45.

26.11

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

46.

27.11

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

47.

29.11

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

48.

2.12

Внеклассное  чтение

Сказки писателей о детях

49.

3.12

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

50.

4.12

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

51.

6.12

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

52.

9.12

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

53.

10.12

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

54.

11.12

Литературные сказки.

«Делу время – потехе час»  (10 ч)

55.

13.12

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

56.

16.12

Внеклассное  чтение

Детская приключенческая книга: повести, повести – сказки писателей: К. Чуковский, Я. Лари, Ю. Олеша, Н. Некрасов, А. Гайдар, А. Рыбаков

57

17.12

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

58.

18.12

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

59.

20.12

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

60.

23.12

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

61.

24.12

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

62.

25.12

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

63.

27.12

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

64.

Внеклассное  чтение

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться (книги о сверстниках, о школе)

65.

Проверь себя!

 «Страна далёкого детства» (9 ч)

66.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

67.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

68.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

69.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

70.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

71.

М. М. Зощенко «Елка»

72.

Внеклассное  чтение

«В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных)

73.

М. М. Зощенко «Елка»

74.

Проверь себя!


«Поэтическая тетрадь» (6 ч)

75.

В.Я. Брюсов. «Опять сон»

76.

В.Я. Брюсов. «Детская».

77.

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

78.

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…».

79.

М. Цветаева «Наши царства».

80.

Внеклассное  чтение

«Лес не школа, а всему учит» (урок – конкурс по рассказам Н.И. Сладкова)

81.

Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь»

«Природа и мы»  (14 ч)

82.

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

83.

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

84.

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

85.

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

86.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

87.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

88.

Внеклассное  чтение

Рассказы о дрессированных животных и о людях которые их дрессируют

89.

М. М. Пришвин «Выскочка»

90.

Е. И. Чарушин «Кабан»

91.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

92.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

93.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

94.

Проверь себя!

 «Поэтическая тетрадь»  (8 ч)

95.

С. А. Клычков  «Весна в лесу»

96.

Внеклассное  чтение

Стихи русских поэтов о природе

97.

Б. Л. Пастернак  «Золотая осень».

98.

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

99.

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

100.

С. А. Есенин «Лебедушка»

101.

С. А. Есенин «Лебедушка»

102.

Проверь себя!

 «Родина»  (8 ч)

103

И. С. Никитин «Русь»

104

Внеклассное  чтение

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» (книги о ратных подвигах русского народа)

105

И. С. Никитин «Русь»

106

С. С. Дрожжин «Родине»

107

А. В. Жигулин «О, Родина!»

108

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

109

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

110

Проверь себя!

«Страна фантазия» (6 ч)

111

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

112

Внеклассное  чтение

Урок – викторина по сказкам Дж. К. Роулинг о Гарри Потере 

113

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

114

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

115

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

116

Проверь себя!

 «Зарубежная литература» (15 ч)

117

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

118

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

119

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

120

Внеклассное  чтение

Зарубежная приключенческая книга: Д. Дефо, М. Твен, Л. Кэрролл, Дж. Свифт 

121

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

122

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

123

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

124

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

125

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

126

Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

127

Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

128

Внеклассное  чтение

Библиографическое пособие для детей: «Что читать»

129

Сельма Лагерлеф «В Назарете»

130

Сельма Лагерлеф «В Назарете»

131

Проверь себя!

«Повторение» (5 ч)

132

Литературная игра-викторина «Как хорошо уметь читать!».

133

Игра «Литературные тайны»

134- 136

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа).

Календарно-тематическое планирование по литературноу чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа в неделю)....

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным око...