Технологическая карта по литературному чтению Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Конспект урока и презентация по литературному чтению 2 класс по теме " Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»" УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n._i._sladkov_pesenki_podo_ldom.docx20.48 КБ
Файл n._i._sladkov_pesenki_podo_ldom.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема урока: Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Результаты деятельности:

Личностные  результаты -

  • учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;
  • научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Межпредметные результаты:

Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.

К.Взаимодействовать или сотрудничать с соседом по парте.

П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, находить олицетворение в тексте Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом» .

Цель урока:

  • познакомить учащихся с произведением Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом»,  биографией писателя,
  • учить детей правильному, выразительному осознанному чтению,
  •  познакомить учащихся с новым литературным приемом – олицетворением,
  • развивать устную речь и память учащихся,
  •  воспитывать бережное отношение к родной природе(к птицам).

Ход урока: (Технологическая карта урока)

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.Организационный момент

Организация направленного внимания на начало урока

Ребята, посмотрите соседу по парте и на своё место, все ли готово к проведению урока?

Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей.

Положительный настрой на уроке.

2. Постановка цели и задачи урока.

Формировка цели урока учителем.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с писателем Сладковым, его произведением «Песенки подо льдом» и узнаем что такое олицетворение. Слайд 1

Дети внимательно слушают.

3. Актуализация знаний, мотивация,(подготовка к восприятию)

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.

 Сообщение об авторе Н. И. Сладкове. Слайд 2,3. Рассказ учителя

Проблема. О чём писал Н. Сладков и о каких песенках будет идти речь в его произведении «Песенки подо льдом». Слайд 4,5,6

Объяснение незнакомых, трудных слов, которые встретятся в тексте. Слайд 7,8,9

Дети слушают, а затем читают биографию на слайде

Дети выясняют, что Сладков писал о природе, животных, птицах и делают предположения кто или что может петь подо льдом.

Дети читают слова и объясняют или выясняют, если не знают, их значение. Провал(провалившееся место, углубление в замерзшем озере), «вода усохла», лазоревый, «курчавится пар», полынья(незамерзаемое место на ледяной поверхности водоема)

Дети узнают о биографии Н. И. Сладкова, о его творчестве.

4. Первичное восприятие произведения.

Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.

- Как называется рассказ?

- Какое у вас возникло настроение?

- Передайте свои чувства, ребятам.

-Что вам особенно запомнилось?

-«Песенки подо льдом»

Чтение рассказа детьми вслух.

Ответы детей.

5.Выявление особенностей восприятия(проверка восприятия)

Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение; корректировка задуманного учителем хода анализа текста.

- О какой птице вы узнали из этого произведения?

- Кто рассказал нам о ней?

- Как автор оказался на озере?

- Что его особенно поразило?

- Вспомните или найдите в тесте слова, как автор называет эту птицу? Слайд 10, 11,12.

Ребята, выразите отношение автора к этой птичке. Почему вы так считаете?

Каким человеком был Н. И. Сладков?

- Оляпка.

- Автор.

- Катался на лыжах.

- Его поразила подлёдная песенка и птичка, которая исполняла эту песенку.

Выборочное чтение, ответы детей.

-«чудо – птица, подводная», «подводная певунья», «оляпка- водяной воробей»

Ответы детей

- Добрым, любознательным, наблюдательным, обо всем увиденном он рассказал многим читателям

Появляется интерес к перечитыванию  текста.

6. Работа с иллюстрацией в учебнике

Углубить восприятие произведения

Знакомство детей с олицетворением.

- Какое движение хочет сделать эта птица?

        Зачем?

- А что еще делал оляпка подо льдом?

- А кто еще может петь?

- А в рассказе что еще поет? .

Работа с новым термином – олицетворение. - Этот прием  в литературном чтении называется олицетворением. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Слайд 15.

- она приготовилась прыгнуть под лед.

- чтобы спрятаться подо льдом от ветра, мороза и ястреба.

- пел свои песни

- человек, дрессированная собака.

- Лыжи.

Дети находят в рассказе олицетворение.

7. Работа с текстом учебника.

Углубить восприятие произведения

Найдите и подчеркните ответы на вопросы в тексте. Слайд 13, 14

1. Как описал песенку оляпки Н.Сладков.

2.Что ты узнал о жизни оляпки от Н.Сладкова?

3. Как по- другому назвал птицу Н.Сладков?

Выполнить задание в рабочей тетради стр.   №1

1 ряд отвечает на первый вопрос, второй ряд – на второй, третий ряд на третий.

Дети выписывают из текста ответ на вопрос.

8. Региональный компонент.

Расширение кругозора учащихся

Какие птицы живут и остаются зимовать в нашей местности зимой?

- Какую  пользу приносят птицы людям?

- А чем еще радуют нас птицы?

Они нам помогают весной, летом, а зимой мы должны заботиться о них. Каким образом?

 

В рабочей тетради выполнить задание 3

Ответы детей.

поедают насекомых

своим пением, красотой оперения.

развешивать кормушки.

 Дети называют птиц на слайде 16.

Дети рисуют птиц.

9.Рефлексия деятельности

Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения

- С каким произведением мы познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- О какой птичке мы узнали из этого произведения?

С каким литературным термином мы познакомились и что он обозначает?

«Песенки подо льдом»

Сладков Н. И.

- Оляпка

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

10. Домашнее задание

Закрепить умения, полученные на уроке

Прочитать выразительно рассказ и ответить на вопросы.

Стр. 120- 121, задание № 1,2,3

Дети записывают домашнее задание в дневник

Оценочная деятельность

Дать оценку , полученным знаниям.

-Ребята оцените свою работу на уроке

Дети сами оценивают свою деятельность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н. И. Сладков. " П е с е н к и п о д о л ь д о м ".

Слайд 2

1920 г. - 1996 г . Николай Иванович Сладков

Слайд 3

Сладков Николай Иванович Родился 5 января 1920года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы.

Слайд 4

Какая тема объединяет книги Н.Сладкова?

Слайд 5

« Я пишу о природе, потому что я её очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость её и разнообразие». Н. Сладков

Слайд 6

Н.Сладков «Песенки подо льдом» Вот уж загадка природы?! «Может поёт ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?» А вы как думаете, о каких песенках пойдёт рассказ?

Слайд 7

Провал Вода усохла Лазоревый Курчавится пар Полынья

Слайд 8

Чёрный провал, полынья.

Слайд 9

Лазоревый - яркий, светло-голубой цвет Лазоревый - яркий, светло-голубой цвет Полынья- Пространство чистой воды среди сплошных льдов или на их границе

Слайд 10

чудо - птица чудо - птица подводная певунья оляпка-водяной воробей

Слайд 11

Оляпка Водяной воробей Водяной дрозд Водяной скворец Ручейка Обитает на Кавказе, на Урале, в южной Сибири. Строит гнезда по берегам чистых рек и ручьев . В поисках пищи ныряет под воду.

Слайд 12

Оляпка Певчая птичка размером со скворца бурого цвета с белой грудкой. Перья у оляпки не намокают, так как обильно смазаны жиром .

Слайд 13

Подчеркните в тексте ответы на вопросы: 1 ряд: Как описал песенку оляпки Н.Сладков. 2 ряд: Что ты узнал о жизни оляпки от Н.Сладкова? 3 ряд: Как по- другому назвал птицу Н.Сладков?

Слайд 14

Н Сладков - Ты оляпка- водяной воробей! И песенка- как ручеёк, так и льётся, так и звенит. А песня звенит. Живая она и чистая…. …из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села на край полыньи.. Оляпка умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Энциклопедия Её также называют водяной дрозд, или водяной воробей. Занесена в Красную книгу. Обитает по берегам чистых ручьев и рек. Её не пугают морозы, главное, чтобы вода не покрывалась льдом. Питается водными насекомыми и рачками, которых оляпка собирает на мелководье, между камней, под водой. Оляпка может нырять и бегать по дну водоёма, цепляясь за камушки крепкими коготками. Пение оляпки сравнивают с журчанием ручейка, текущего по каменистому дну.

Слайд 15

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления Лыжи пели. Ручей бежит. Ветер воет .

Слайд 16

Снегирь Синицы Щегол Сойка Свиристель Дятел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению Н. И. Сладков "Песенки подо льдом"

   Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупнос...

Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

Технологическая карта по литературному чтению на тему: "Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха" 2 класс

Тема: Б.В. Заходер. Песенки Винни-ПухаЦели деятельности учителя: развитие и совершенствование навыков выразительно­го чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них; во...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

ПредметЛитературное чтениеКласс1Тип урокаУрок открытия новых знанийТехнология построения урокаТехнология развития критического мышленияТемаРусские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Ри...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока:  формирование читательской компетенции: совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать стихотворение, в проце...