Технологическая карта по литературному чтению Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Конспект урока и презентация по литературному чтению 2 класс по теме " Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»" УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n._i._sladkov_pesenki_podo_ldom.docx | 20.48 КБ |
n._i._sladkov_pesenki_podo_ldom.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»
Результаты деятельности:
Личностные результаты -
- учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;
- научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Межпредметные результаты:
Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.
К.Взаимодействовать или сотрудничать с соседом по парте.
П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.
Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, находить олицетворение в тексте Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом» .
Цель урока:
- познакомить учащихся с произведением Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом», биографией писателя,
- учить детей правильному, выразительному осознанному чтению,
- познакомить учащихся с новым литературным приемом – олицетворением,
- развивать устную речь и память учащихся,
- воспитывать бережное отношение к родной природе(к птицам).
Ход урока: (Технологическая карта урока)
Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1.Организационный момент | Организация направленного внимания на начало урока | Ребята, посмотрите соседу по парте и на своё место, все ли готово к проведению урока? | Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей. | Положительный настрой на уроке. |
2. Постановка цели и задачи урока. | Формировка цели урока учителем. | - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с писателем Сладковым, его произведением «Песенки подо льдом» и узнаем что такое олицетворение. Слайд 1 | Дети внимательно слушают. | |
3. Актуализация знаний, мотивация,(подготовка к восприятию) | Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения. | Сообщение об авторе Н. И. Сладкове. Слайд 2,3. Рассказ учителя Проблема. О чём писал Н. Сладков и о каких песенках будет идти речь в его произведении «Песенки подо льдом». Слайд 4,5,6 Объяснение незнакомых, трудных слов, которые встретятся в тексте. Слайд 7,8,9 | Дети слушают, а затем читают биографию на слайде Дети выясняют, что Сладков писал о природе, животных, птицах и делают предположения кто или что может петь подо льдом. Дети читают слова и объясняют или выясняют, если не знают, их значение. Провал(провалившееся место, углубление в замерзшем озере), «вода усохла», лазоревый, «курчавится пар», полынья(незамерзаемое место на ледяной поверхности водоема) | Дети узнают о биографии Н. И. Сладкова, о его творчестве. |
4. Первичное восприятие произведения. | Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению. | - Как называется рассказ? - Какое у вас возникло настроение? - Передайте свои чувства, ребятам. -Что вам особенно запомнилось? | -«Песенки подо льдом» Чтение рассказа детьми вслух. Ответы детей. | |
5.Выявление особенностей восприятия(проверка восприятия) | Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение; корректировка задуманного учителем хода анализа текста. | - О какой птице вы узнали из этого произведения? - Кто рассказал нам о ней? - Как автор оказался на озере? - Что его особенно поразило? - Вспомните или найдите в тесте слова, как автор называет эту птицу? Слайд 10, 11,12. Ребята, выразите отношение автора к этой птичке. Почему вы так считаете? Каким человеком был Н. И. Сладков? | - Оляпка. - Автор. - Катался на лыжах. - Его поразила подлёдная песенка и птичка, которая исполняла эту песенку. Выборочное чтение, ответы детей. -«чудо – птица, подводная», «подводная певунья», «оляпка- водяной воробей» Ответы детей - Добрым, любознательным, наблюдательным, обо всем увиденном он рассказал многим читателям | Появляется интерес к перечитыванию текста. |
6. Работа с иллюстрацией в учебнике | Углубить восприятие произведения Знакомство детей с олицетворением. | - Какое движение хочет сделать эта птица? Зачем? - А что еще делал оляпка подо льдом? - А кто еще может петь? - А в рассказе что еще поет? . Работа с новым термином – олицетворение. - Этот прием в литературном чтении называется олицетворением. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Слайд 15. | - она приготовилась прыгнуть под лед. - чтобы спрятаться подо льдом от ветра, мороза и ястреба. - пел свои песни - человек, дрессированная собака. - Лыжи. Дети находят в рассказе олицетворение. | |
7. Работа с текстом учебника. | Углубить восприятие произведения | Найдите и подчеркните ответы на вопросы в тексте. Слайд 13, 14 1. Как описал песенку оляпки Н.Сладков. 2.Что ты узнал о жизни оляпки от Н.Сладкова? 3. Как по- другому назвал птицу Н.Сладков? Выполнить задание в рабочей тетради стр. №1 | 1 ряд отвечает на первый вопрос, второй ряд – на второй, третий ряд на третий. Дети выписывают из текста ответ на вопрос. | |
8. Региональный компонент. | Расширение кругозора учащихся | Какие птицы живут и остаются зимовать в нашей местности зимой? - Какую пользу приносят птицы людям? - А чем еще радуют нас птицы? Они нам помогают весной, летом, а зимой мы должны заботиться о них. Каким образом?
В рабочей тетради выполнить задание 3 | Ответы детей. поедают насекомых своим пением, красотой оперения. развешивать кормушки. Дети называют птиц на слайде 16. Дети рисуют птиц. | |
9.Рефлексия деятельности | Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения | - С каким произведением мы познакомились на уроке? - Кто его автор? - О какой птичке мы узнали из этого произведения? С каким литературным термином мы познакомились и что он обозначает? | «Песенки подо льдом» Сладков Н. И. - Оляпка Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. | |
10. Домашнее задание | Закрепить умения, полученные на уроке | Прочитать выразительно рассказ и ответить на вопросы. Стр. 120- 121, задание № 1,2,3 | Дети записывают домашнее задание в дневник | |
Оценочная деятельность | Дать оценку , полученным знаниям. | -Ребята оцените свою работу на уроке | Дети сами оценивают свою деятельность |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1920 г. - 1996 г . Николай Иванович Сладков
Сладков Николай Иванович Родился 5 января 1920года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы.
Какая тема объединяет книги Н.Сладкова?
« Я пишу о природе, потому что я её очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость её и разнообразие». Н. Сладков
Н.Сладков «Песенки подо льдом» Вот уж загадка природы?! «Может поёт ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?» А вы как думаете, о каких песенках пойдёт рассказ?
Провал Вода усохла Лазоревый Курчавится пар Полынья
Чёрный провал, полынья.
Лазоревый - яркий, светло-голубой цвет Лазоревый - яркий, светло-голубой цвет Полынья- Пространство чистой воды среди сплошных льдов или на их границе
чудо - птица чудо - птица подводная певунья оляпка-водяной воробей
Оляпка Водяной воробей Водяной дрозд Водяной скворец Ручейка Обитает на Кавказе, на Урале, в южной Сибири. Строит гнезда по берегам чистых рек и ручьев . В поисках пищи ныряет под воду.
Оляпка Певчая птичка размером со скворца бурого цвета с белой грудкой. Перья у оляпки не намокают, так как обильно смазаны жиром .
Подчеркните в тексте ответы на вопросы: 1 ряд: Как описал песенку оляпки Н.Сладков. 2 ряд: Что ты узнал о жизни оляпки от Н.Сладкова? 3 ряд: Как по- другому назвал птицу Н.Сладков?
Н Сладков - Ты оляпка- водяной воробей! И песенка- как ручеёк, так и льётся, так и звенит. А песня звенит. Живая она и чистая…. …из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села на край полыньи.. Оляпка умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Энциклопедия Её также называют водяной дрозд, или водяной воробей. Занесена в Красную книгу. Обитает по берегам чистых ручьев и рек. Её не пугают морозы, главное, чтобы вода не покрывалась льдом. Питается водными насекомыми и рачками, которых оляпка собирает на мелководье, между камней, под водой. Оляпка может нырять и бегать по дну водоёма, цепляясь за камушки крепкими коготками. Пение оляпки сравнивают с журчанием ручейка, текущего по каменистому дну.
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления Лыжи пели. Ручей бежит. Ветер воет .
Снегирь Синицы Щегол Сойка Свиристель Дятел
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению Н. И. Сладков "Песенки подо льдом"
Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке формируется совокупнос...
Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"
Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...
Технологическая карта по литературному чтению на тему Н.Сладков "Апрельские штучки" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Начальная школа XXI века...
Технологическая карта по литературному чтению на тему А. Барто "Апрель", Н.Сладков "Весенний разговор" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Начальная школа XXI века...
Технологическая карта по литературному чтению на тему: "Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха" 2 класс
Тема: Б.В. Заходер. Песенки Винни-ПухаЦели деятельности учителя: развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них; во...
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»
ПредметЛитературное чтениеКласс1Тип урокаУрок открытия новых знанийТехнология построения урокаТехнология развития критического мышленияТемаРусские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Ри...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирование читательской компетенции: совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать стихотворение, в проце...