Календарно - тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс
календарно-тематическое планирование (чтение, 4 класс) по теме
- Предмет Литературное чтение
- Программа «Школа России»
- Класс 4 класс
- Базовый учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Литературное чтение
Учебник для 4 класса в двух частях.
Москва, «Просвещение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie_urokov_literaturnogo_chteniya_4_klass.doc | 670.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения
/4 класс, 4 часа в неделю, 136 часов/
№ п/п | № по разделу | Содержание | УМК | НРК | Основные понятия | Обязательный минимум, повышенный | Кон троль и практическая часть |
1 четверть- 36 часов (из них НРК - 6 часов, наизусть – 6, проверочные работы- 2) | |||||||
Раздел: Летописи. Былины. Жития. - 7 часов. | |||||||
1. | 1. | Ознакомление с учебником. Летописи. | Уч.- 1 с.3-6 | жанры древнерусской литературы летопись летописание летописец летосчисление буквица заставка-рисунок миниатюра библия | особенности жанра - летопись понимать историчес-кие тексты | ||
2. | 2. | Прослеживание пути, приведшего к появлению авторской литературы на основе летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Уч.-1 с. 7-9 | фрагмент летописи историческое произведение | понимать смысл, заключенный в летописях | ||
3. | 3. | Развитие признаков художествен-ности в летописи « И вспомнил Олег коня своего». | Уч.-1 с.10-11 | сравнить летописный текст со стихотворе-нием А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | |||
4. | 4. | Актуализация представлений о жанре - былина. «Ильины три поездочки». | Уч.-1 с.12-24 | вид устного народного твор-чества-произведе-ние фольклора былина-старина эпос эпическая песня певцы-сказители гипербола аллегория Виды былин: 1.притча 2.повествование 3.песня | особенности жанра-былина; средства выразитель-ности былин; имена былинных героев; двойная ориентирован-ность былин ; чем похожи сказки и былины и чем отлича-ются; особенности былин, виды былин; | ||
5. | 5. | Работа над образным языком былины «Ильины три поездочки» | |||||
6. | Первый учитель зырян. | Хр.-с.41-46 | С.В.Жу- Равлев. «По-весть о Стефане Пермс-ком». | Сказание-рассказ (преимуществен-но народный) исторического содержания. | |||
7. | 6. | Работа над авторским замыслом и идеей произведения, над предметным содержанием текста. «Житие Сергия Радонежского» | Уч.-1 с.25-33 | житие не фольклорное произведение | особенности жанра древнерусского литера-турного творчества- житийная литература | ||
8. | 7. | Корни есть не только у дерева. Проверочная работа по теме «Жанры древнерусской литературы». | Уч.-1 с.35-36 | знать жанры древне-русской литературы; различать произведе-ния устного народного творчества (фольклора) от авторских произве-дений, сравнивать, обобщать | Пров. раб. №1 | ||
Раздел 2: Чудесный мир классики- 21 час. | |||||||
9. | 1. | Сказки народные и литературные , авторские и поэтические . П.П. Ершов «Конек-Горбунок». | Уч.-1 с.41-62 | сказка классика классический авторская лите-ратура 1.присказка 2.зачин 3.кульминация 4.развязка (концовка) | знать признаки волшебной сказки; обратить внимание на особенности авторской литературы; сравнивать сказки с былинами; знать типы сказок; | ||
10. | 2. | Положительные и отрицательные герои сказки, их характеристика. П.П. Ершов «кКонек-Горбунок». | герои-персонажи + и – герои | находить в абзаце слова-помощники, характеризующие героев и их поступки; сравнивать характеры героев; | |||
11. | 3. | Работа над идеей сказки. П.П. Ершов «кКонек-Горбунок». | видеть заключенную в сказках народную мудрость, скрытый смысл; | Наи-зусть №1 (отры-вок) | |||
12. | 4. | Авторская поэ-зия: мастерская стиха. А.С.Пушкин. | У.-1 с.64-67 | стихотворение контраст рифма | жизнь и творчество А.С.Пушкина | ||
13. | 5. | Создание лири-ческого образа произведения А.С.Пушкина «Няне» с помощью эпитетов. | У.-1 с.68 | работа над выразитель-ным чтением; | Наи- зусть №2 | ||
14. | Поэтическая сказка. | Хр. с.17-18 | М.Н.Ле-бедев. «Сказ-ки». | распознать,какие коми и русские сказки поведала бабушка внукам |
| ||
15. | 6. | Наблюдение над использованием художественных средств для создания лирического образа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча». | У.-1 с.69 | работа с антонимами и синонимами сравнить взгляд поэта и взгляд исследователя | Наи- зусть №3 | ||
16. | 7. | Поэзия- мир чувств, впечатлений и переживаний. А.С.Пушкин. «Унылая пора!» | У.-1 с.-70 | алгоритм: -видим -слышим -чувствуем | образ осени, созданный языком поэзии - уметь передать настроение поэта, выбрать интонацию при чтении, учиться сравнивать язык поэзии и живописи | Наи- зусть №4 | |
17. | 8. | Работа над целостным восприятием и осмыслением поэтического текста. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | У.-1 с .72-93 | приключенческая сказка историзмы и архаизмы | уметь отличать стих-ие от поэтической сказки; деление текста на части учить анализировать поступки героев, отличать доброе от злого, торжество добра и справедливости, видеть прекрасное, веселый юмор, колоритные образы, увлекательные сюжеты; уметь восстанавливать последовательность событий в сказке и пересказывать ее; находить черты сходства и различия пушкинской сказки с народными и авторскими сказками; | ||
18. | 9. | Наблюдение над сюжетной линией. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | синонимы антонимы эпитеты | ||||
19. | 10. | Сюжетные линии в пушкинской сказке. | народный сюжет | ||||
20. | 11. | Яркость языка поэзии А.С.Пуш-кина. Анализ поэтики литера-турной сказки (обобщающий урок). | метафора фразеологизмы аллитерация | уметь ориентироваться в текстах, которые в пространстве книги расположены не рядом | Наи- зусть №5 (отрывок по выбо ру) | ||
21. | Гордость коми народа - первый коми поэт. | Хр. с.4-5 | И.А.Ку-ратов. «Коми язык». | антология коми поэзии | найти эпитеты -описание родного языка; отношение поэта к коми языку; определи главную мысль; | ||
22. | 12. | Поэт, природа и время. Знакомст-во с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова | У-1. с.94-97 | талант | многогранность талан-та М.Ю.Лермонтова | ||
23. | 13. | Диалог как прием олицетворения. Выделение микрокартин в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека». | У.-1 с.98 | художественный образ пейзажные тайны олицетворение | находить примеры сравнений и олицет-ворений; выявлять средства выразительности; уметь: -картину увидеть -звуки услышать -почувствовать; *работа с эпитетами, метафорами, сравне-нииями; уметь подбирать к словам антонимы, синонимы; | ||
24. | 14. | Особенности восточной сказки. М.Ю.Лермонтов. «Ашик- Кериб». | У.-1 с.99-113 | авторская сказка подзаголовок сценические кар-тины (н-с-с-с-к) | сравнить эту сказку с русской народной сказ-кой; участие в диалоге при обсуждении произведе-ния; подтверждать свои суждения цитатами из текста; разбивка текста на сце-нические картины (сце-нические действия); работать над эпизодами сказки; определять тему и мысль произведения; | ||
25. | 15. | Составление литературного портрета с помощью сравнений. М.Ю.Лермонтов. «Ашик- Кериб». | фразеологические обороты сравнение пословица | ||||
26. | Особое зрение поэта.Мир чувств героя в поэтичес-ком тексте. | Хр. с.31 | В.Деми-дов. «Мой старший брат». | ||||
27. | 16. | Уроки жизни. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого. | У.-1 с.114-116 | уроки на целую жизнь | впечатления от прочитанного; Какие уроки преподал писатель своему внуку? | ||
28. | 17. | Характерные черты главного героя в рассказе «Детство». | У.-1 С.117-120 | трилогия автобиографичес- кий | |||
29. | 18. | Жанровая принадлежность текста: рассказ или басня. Л.Н.Толстой. «Как мужик убрал камень». | У.-1 с.121 | жанр басня мораль-поучение | учить последовательно и сознательно перечи-тывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос; составлять небольшое монологическое выска-зывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения | ||
30. | 19. | Знакомство с жанром рассказ-этюд. А.П.Чехов. «Мальчики». | У.-1 с.122-136 | жанр рассказ-этюд история | деталь схемы- эпизод из рассказа модель сюжета расска-за обнаруживать разные сюжетные линии; находить кульминационные моменты; особенности восприя-тия мира ребенком; пересказ текста по плану; | ||
31. | 20. | Эмоциональное состояние действующих лиц. Характеры герояев. А.П.Чехов. «Мальчики». | |||||
32. | Наши сверстники. | Хр. с.10-16 | Н.Н.Ку-ратова. «Давай-те зна-комить-ся и дру жить». | жанр повесть друг настоящий друг портрет Текст: 1.идея произведения 2.основная мысль 3. тема | работа с пословица-ми,фразеологическими оборотами; составлять словесный портрет; | ||
33. | 21. | Чудесный мир классики. Проверочная работа по теме «В мире классики». | У.-1 с.137-138 | знать названия, основ-ное содержание изу -ченных литературных произведений; имена , фамилии их авторов; определять жанры произведений; | Пров. раб№2 | ||
Раздел: Поэтическая тетрадь- 1 «Светлый край берез, моя Россия!»-11 часов . | |||||||
34. | 1. | Особенности стихосложения. Использование эпитетов и олицетворений как поэтических средств. Ф.И.Тютчев. «Еще земли печален вид…». | У.-1 с.140 | рифма типы рифмы строфа заголовок-оживи стих-ие работа с алго-ритмом | понимать чувства и настроения сти-ий, видеть прекрасное; выражать свои мысли и чувства словами, де-литься впечатлениями; сопоставлять живопись и поэзию; понимать настроение поэта и художника; работа с антонимами, с синонимами,эпитетами | Наи- зусть №6 | |
35. | 2. | Закрепление знаний об эпитете, как образном средстве языка. Образ радуги. Ф.И.Тютчев. «Как неожиданно и ярко…». | У.-1 с.141-142 | пользоваться цитатами из стих-ий для образ-ного описания картин и реальных событий; *описание радуги, радужного видения | |||
36. | Встречи с природой. | Хр. с.6-7 | И.В.Ко-данев. «Стоя-щая у дороги». | правила леса | найти образные выражения- описание сосны и составь рассказ на тему « Сосна » по плану | ||
2 четверть – 28 часов (из них НРК- 5 часов, наизусть- 5, пров.раб.- 1, контр. раб.- 1,резерв.ур.-1) | |||||||
37. | 3. | Музыкальная поэзия А.А.Фета. «Весенний дождь». | У.-1 с.143 | звукопись: 1.аллитерация 2.ассонанс контраст | уметь находить самые красивые места в стих-ии, анализировать, сравнивать, сопостав-лять, делать выводы; выразительно читать-интонацией передавать отношение, чувства автора; | ||
38. | 4. | Звукопись как поэтическое средство выразительности. А.А.Фет. «Бабочка». | У.-1 с.144 | ||||
39. | 5. | Своеобразие поэзии Е.А.Бара-тынского. Использование слов высокого стиля. «Весна,весна…». | У.-1 с.145 | повтор как сред-ство выразитель-ности природа-часть Родины | выбирать цитаты для сочинений; создать диафильм по стих-ию уметь понимать настроение поэта; ставить вопросы к тексту; иметь представление о специфике художест-венного образа, выра-женного языком поэ-зии; обобщать, озаглавли-вать; | Наи- зусть №1(7) | |
40. | 6. | Способность обнаруживать красоту в окружающем нас мире. Е.А.Баратынский «Где сладкий шепот…». | У.-1 с.146 | прием контраста и олицетворения пейзажные тайны | Наи- зусть №2(8) | ||
41. | 7. | Близость поэзии А.Н.Плещеева с народными песнями. «Дети и птичка». | У.-1 с.147 | ритм | развитие творческого воображения в процессе чтения и анализа произведения; | ||
42. | Встречи с природой. | Хр. с.40-41 | С.С.Ра-евский. «Небес-ный певец». | прямое и переносное значение | обнаруживать слова, употребленные в пере-носном значении; смысл заглавия основная мысль текста | ||
43. | 8. | «Подвижные» картины природы в поэзии. И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…» | У.-1 с.148 | рифмы-созвучия . | делить стих-ие на части | Наи- зусть №3 (9) | |
44. | 9. | Рассказ- воспоминание как форма поэтического произведения. Н.А.Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». | У.-1 с.149-151 | цель «стать человеком» забава страна детства | уметь определять возраст и характер героя по их проявлениям и деталям текста; понимать текст на уровне содержания; | ||
45. | 10. | Яркость красок в поэзии И.А.Бунина. «Листопад». | У.-1 с.152-153 | сравнение | как создается один и тот же образ в разных видах искусства; иметь представление о специфике художест-венного образа, выра-женного языком поэзии, музыки и живописи; | Наи- зусть №4 (10) | |
46. | Наблюдатель-ность поэта. | Хр. с.28-29 | А.Е.Ва-неев. «Клес-ты». | клест-птица сопоставление | найти строки: 1.отношение к птицам 2.главная мысль 3.о клестах | ||
47. | 11. | Такой незнакомый знакомый мир. Проверочная работа по теме «Стихотворе-ние ищет своего поэта». | У.-1 с.155-156 | акростих | знать названия стих-ий, их авторов, термины-средства выразитель-ности; уметь соотно-сить фамилии авторов и темы произведений; анализировать,сравни-вать; | Пров. раб. №3 | |
Раздел: Литературные сказки - 12 часов. | |||||||
48. | 1. | Особенности композицион-ного построения сказки. В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». | У.-1 с.158-170 | повествование литературная сказка научно-познава-тельная сказка | |||
49. | 2. | Составление плана сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке». | уметь ориентироваться в развитии сюжета сказки, делить текст на части;пересказ от лица разных героев; | ||||
50. | 3. | Проявление сказочной логики. В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». | |||||
51. | Поэтические образы «малой родины».Дорогая моя столица. | Хр. с.29-30 | В.Ти-мин. «Моя краси-вая сто-лица». | «малая родина» | как поэт воспевает столицу ; его отношение,обращение к «малой родине»; | Наи- зусть №5 (11) | |
52. | 4. | Авторские приемы изобра-жения образа, выражения мыслей и переживаний персонажа. В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе". | У.-1 с.171-181 | история-сказка (сказка-несказка) противопостав-ление контраст -описание розы -образ жабы | противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное, состра-дать, понимать боль других людей; | ||
53. | 5. | Идеи произведе-ния, ее оценка. В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе". | двусторонняя связь контакт-диалог сказка-терапия | проникать в глубину произведения; давать характеристики; моде-лирование сказки (героев); графическое рисование;введение прблемы; | |||
54. | 6. | Взаимосвязь сюжетов сказки. В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе". | пересечение ,объ-единение сюже-тов кульминацион-ные точки | поиск истины моделирование сюжет-ных линий | |||
55. | Повесть-сказка по мотивам коми фольклора. | Хр. с.33-37 | А.Клейн «Вол-шебный камень и книга Белой Совы». | повесть хранительница Книга мудрости | выявление жанровых особенностей повести-сказки; прогнозировать текст | ||
56. | 7. | Сказ как особая форма авторской речи. П.П.Бажов. «Серебряное копытце». | У.-1 с.182-194 | сказ сказка-рассказ | определение жанровой принадлежности текста; проникнуть в глубину авторского замысла произведения; понимать его суть; | ||
57. | 8. | Выявление особенности речи героев сказа. П.П.Бажов. «Серебряное копытце». | фантазия воображение | характеристика главных героев; уметь оценивать свое выступление и ответы ребят; | |||
58. | 9. | Аналитическое восприятие лите-ратурной сказки. С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». | У.-1 с.195-216 | литературная сказка повествование | выделение смысловых частей(деление текста на части) и озаглавли-вание их; наблюдение за особен-ностями характера и миром чувств героев; уметь восстанавливать деформированный план; | ||
59. | 10. | Реальные и волшебные миры в литературной сказке. С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». | эпизод | ||||
60. | 11. | Ценность мира чувств человека в литературной сказке. С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». | слова + выраже-ния = словесный портрет поступок совесть | ||||
61. | Контрольная работа по ито-гам 1 полугодия. | КР№1 | |||||
62. | Чудесные открытия: взгляд ученого и взгляд писателя. | Хр. с.7-9 | В.М. Ануф-риев. «Хозяй-ствен-ный по-пол-зень». | научно-познава-тельный текст описание смекалка | составлять различные виды плана: 1.картинный 2.словесный; 3.пересказ по плану; | ||
63. | 12. | Самые настоящие чудеса (обобщающий урок). | У.-1 с.217 | приметы волшебного и реального в сказках; сходство сюжетных линий, контраст краси-вого и ужасного; | |||
64. | Резервный урок. | ||||||
3 четверть - 40 часов. (из них НРК- 6 часов, наизусть- 4, пров.раб.- 2) | |||||||
Раздел: Делу время- потехе час - 7 часов. | |||||||
65. | 1. | Наблюдение за отражением в тексте времени. Ценность времени. Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени». | У.-2 с.4-16 | фантазия время потерянное время | целостное восприятие произведения; обратить внимание на пословицы и поговор-ки, употребленные в тексте; | ||
66. | 2. | Выполнение основных сказочных законов в литературной сказке. Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени». | выделение смысловых частей в тексте, озаглавливание их- 9 частей | ||||
67. | 3. | Наблюдение за характерами, мыслями, чувст-вами персона-жей. Работа над их характеристи-ками. Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени». | герой ( + и – черты) | чтение по лицам; дать характеристику героям и персонажам литературного произведения , различая авторский замысел и собственное мнение; | |||
68. | Чудесные открытия в мире природы. | Хр. с.9-10 | С.С.Ра-евский «Ключ». | ключ родник | |||
69. | 4. | Приемы, которые использует В. Ю.Драгунский для изображения образа. «Главные реки». | У.-2 с.17-23 | юмор юмористический рассказ смех смешной рассказ история-сюжет герой-образ комический герой прямая речь | понимать скрытый смысл произведения, проникать в его глубину; уметь обнаружить комическое в тексте и выявлять его природу; практическое овладение разными интонациями, выражающие гнев, обиду, возмущение, тревогу, огорчение, недовольство, досаду, счастье, переживание, смех, радость, удивление; анализировать поступки героев; | ||
70. | 5. | Соответствие названия рассказа смыслу и главной идее произведения. В. Ю.Драгунский «Что любит Мишка». | У.-2 с.24-28 | ||||
71. | 6. | Комедия, юмор, ирония в произведении В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел». | У.-2 с.29-34 | юмор комедия ирония | оценивать поступки героев, отличать хорошее от плохого; учить детей учиться на основе рассказов; показать справедли-вость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; | ||
72. | Стихи о родном крае. | ХР. с.20-22 | М.Н.Ле-бедев. «Земля Коми». | работа над образными средствами языка; | |||
73. | 7. | Обобщающий урок по разделу «Делу время- потехе час». | У.-2 с.35-36 | обобщить знания по данному разделу; | |||
Раздел: «Страна детства»- 6 часов. | |||||||
74. | 1. | Осознание идеи произведения, его правильная оценка. Раскрытие внутреннего мира героя произведения. Б.С.Житков. «Как я ловил человечков». | У.-2 с.38-46 | чудеса фантазер хитрость напряженный момент | понимать внутренний мир людей,переживать; характеризовать глав-ного героя, его поступ-ки; | ||
75. | 2. | Ориентирование в развитии сюжета. Б.С.Житков. «Как я ловил человечков». | ориентироваться в тексте: находить , зачи-тывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение и подтверждать его цитатами; | ||||
76. | 3. | Эмоционально-эстетическое восприятие произведения. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | У.-2 с.47-58 | эпиграф урока -«Волшебник и великий музыкант» диалог пьеса приемы: эпитеты олицетворение сравнение | идея произведения; видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир; | ||
77. | 4. | Аналитическое восприятие первой и второй частей рассказа. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | учить детей проникать в суть произведения, понимать замысел ав-тора; развивать вообра-жение , воспитывать посредством слова, пережитых чувств такие качества, как благородство, благо-дарность; описание дома композитора, осени, осеннего леса, зимы, белых ночей; уметь слушать, понять и делать выводы; | ||||
78. | Резервный урок. Обдумывающее восприятие третьей и четвертой частей рассказа. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | ||||||
79. | Наблюдение за выражением авторской точки зрения. | Хр. с.37-39 | И.В.Ко-данев. «Кто сильнее испугался?». | хозяин тайги повадки | составлять словесный портрет хозяина тайги, передав отношение автора к нему; | ||
80. | 5. | Осознание идеи произведения, ее оценка и выражение своего отношения к прочитанному. М.М.Зощенко. «Елка». | У.-2 с.59-64 | последствия своих поступков | анализ своих поступков и поступков других; | ||
81. | 6. | Обобщение по разделу «Страна детства». | У.-2 с.65-66 | ||||
Раздел: Поэтическая тетрадь-2 «Мне вспомнились детства далекие годы…»- 6 часов. | |||||||
82. | 1. | Целостное восприятие и осмысление поэтического текста. В.Я.Брюсов. «Опять сон». | У.-2 с.68 | сон видение воспоминания детства четверостишия интонация паузы настроение | уметь понимать чувства и настроения стихотворений; | Наи- зусть №1 (12) | |
83. | 2. | Детские ощущения поэта. В.Я.Брюсов. «Детская». | У.-2 с.70 | ||||
84. | 3. | Красота, точность, звучность поэтического слова. С.А.Есенин. «Бабушкины сказки». | У.-2 с.71 | сказка рассказчик | бабушкины сказки остаются в душе, в памяти на всю жизнь; | ||
85. | 4. | Целостное восприятие и осмысление поэтической лирики М.И.Цветаевой. «Бежит тропинка с бугорка…». | У.-2 с.72 | лирика | целостное восприятие и осмысление поэтической лирики; раскрываем мир поэзии; | Наи- зусть №2 (13) | |
86. | 5. | Образность, емкость, красота поэтического слова. М.И.Цветаева. «Наши царства». | У.-2 с.73 | царство-волшебная страна прием сравнения | |||
87. | Рождение поэта на северной земле. | Хр. с.27 | А.Е.Ва-неев. «Дере-венька моя». | образные средства языка: 1.эпитеты 2.метафоры 3.олицетворения 4.сравнение | описывать красоту северной земли; | ||
88. | 6. | Завязка, тайны искусства. Проверочная работа по теме «Страна далекого детства». | У.-2 с.74 | в виде игры «Страницы устного журнала» или «Страна далекого детства» | Пров. раб. №4 . | ||
Раздел: «Природа и мы»- 8 часов. | |||||||
89. | 1. | Выделение законченных частей и работа над содержанием текста. Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приемыш». | У.-2 С.76-84 | егерь лесничий поступок | деление текста на 4 части; уметь объяснить название рассказа, самим придумывать названия к тексту; обнаруживать самый напряженный момент-кульминационный; анализировать характер и поступки героев; выборочный пересказ-история Собольки и Приемыша; | ||
90. | 2. | Характеристика героев и отношений между героями. Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приемыш». | |||||
91. | 3. | Сюжетная линия произведения. А.И.Куприн. «Барбос и Жулька». | У.-2 с.85-91 | рассказ о собачьей дружбе, верности | раскрыть смысл рассказа- смысл дружбы и верности; описать внешний вид каждой собаки; анализировать поступки героев; творческий пересказ от имени Барбоса; рассказ о сороках; | ||
92. | Резервный урок. Авторский замысел и идея произведения. А.И.Куприн. «Барбос и Жулька». | ||||||
93. | 4. | Аналитическое восприятие рассказа. М.М.Пришвин. «Выскочка». | У.-2 с.92-95 | история-рассказ | раскрыть смысл рассказа; «Охранять природу – значит охранять Родину» (Пришвин) | ||
94. | Удивительное рядом.Рассказы о природе. | Хр. с.32 | В.С.Жу-равлев- Печор-ский. «Зади-ра.», «Травя-ник». | виды текста выразительные слова и словосо-четания | задавать вопросы к тексту; пересказ близко к тексту; пересказ истории от имени собак; | ||
95. | 5. | Особое отношение писателя к животным. Е.И.Чарушин. «Кабан». | У.-2 с.96-99 | юмористический рассказ | учить понимать «братьев наших меньших»;развивать наблюдательность; описание обита-теля зоопарка; | ||
96. | 6. | Первичное эмоциональное восприятие произведения. В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». | У.-2 с.100-110 | история про стри-жонка эпитеты для описания птиц | анализировать поступки героев; делить текст на части (7 частей) , озаглавли-вать каждую часть; составлять сравнитель-ное описание на основе текста; сравнительная характеристика лебедей и стрижей; открывать «тайны » природы; | ||
97. | 7. | Аналитическое и обдуманное восприятие произведения. В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». | |||||
98. | Резервный урок. Открытие «тайн» природы. В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». | ||||||
99. | Удивительное рядом.Рассказы о природе. | Хр. с.33 | В.С.Жу-равлев- Печор-ский. «Лож-ная тре-вога.», «Живая радуга». | рассказать о своих удивительных встречах в природе; озаглавить описания; | |||
100. | 8. | Вперед по дороге открытий. Проверочная работа по теме «Природа и мы». | У.-2 с.111-112 | Пров. раб. №5 | |||
Раздел: Поэтическая тетрадь - 3 « Поэзии прекрасные страницы…» - 6 часов. | |||||||
101. | 1. | Образ золотой осени, созданный языком поэзии. Б.Л.Пастернак. «Золотая осень». | У.-2 с.114-115 | выразительные слова и сравнения образ осени | соотносить строчки стихотворения к картине; | ||
102. | 2. | Чудеса поэтических и живописных образов. С.А.Клычков. «Весна в лесу». | У.-2 с.116-117 | сравнивать два произведения: картину и стихотворение; | Наи- зусть №3 (14) | ||
103. | 3. | Прослеживание по строфам интонации в композиции стихотворения Д.Б.Кедрина «Бабье лето». | У.-2 с.118 | явление природы «бабье лето» | показать, что осень скоро уступит место зиме; | Наи- зусть №4 (15) | |
104. | 4. | Понимание образного языка поэтической речи. Н.М.Рубцов. «Сентябрь». | У.-2 с.119 | восклицательные предложения | понимать настроение поэта; | ||
4 четверть – 32 часа. (из них НРК- 5 часов, наизусть-5 , пров.раб.- 1,контр.раб.-1 ) | |||||||
105. | Лирическое признание любви к северной столице. | Хр. с.29-30 | В.Бати щев. «Гимн Сыктывкару». | гимн столица край | находить строки , в которых выражена любовь поэта к родному краю, его настроение; | ||
106. | 5. | Кольцевая композиция. Целостное восприятие и осмысление сюжетного стихотворения. С.А.Есенин. «Лебедушка». | У.-2 с.120-125 | поэтическое про-изведение сюжетное стих-ие Темп: 1.медленный 2.напевный 3.быстрый | отношение к лебедуш-ке поэта и ребят; | Наи- зусть №1 (16) (отры-вок) | |
107. | 6. | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь». | У.-2 с.126 | развивать творческие способности; | |||
Раздел: « Родина» - 5 часов. | |||||||
108. | 1. | Разные образы Родины. Сходство поэзии И.С.Никитина с народной песней. «Русь». | У.-2 с.128-132 | Родина-Россия, Отечество, отчизна. Родина-мама, солнце, природа, земля отцов, предков. родная земля | понимать поэтические произведения о родине; воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину; | ||
109. | 2. | Роль эпитетов в стихотворении С.Д.Дрожжина «Родине». | У.-2 с.133-135 | Наи- зусть №2 (17) | |||
110. | 3. | Основные стилевые черты лирики. Образ Родины для русского поэта А.В.Жигулина. «О, Родина!». | У.-2 с.138 | озаглавить текст | |||
111. | 4. | Целостное восприятие и осмысление поэтического текста- баллады. Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане». | У.-2 с.139-140 | лирика баллада | учить чувствовать произведения, понимать их; | Наи- зусть №3 (18) | |
112. | Гимн о родном крае. | Хр. с.3 | Государствен-ный гимн РК. | описание | пейзажные тайны се-вера,что воспеваем: 1.северный край 2.суровые условия 3.таежный лес 4.отношение к Родине 5.чувство 6.настроение | Наи- зусть №4 (19) | |
113. | 5. | Обобщающий урок по теме «Родина». | У.-22 С142. | ||||
Раздел: « Страна Фантазия» - 5 часов. | |||||||
114. | 1. | Необычное в обычном:фантас-тические откры-тия.ЕСВелтистов.«Приключения Электроника». | У.-2 с.144-149 | фантастическая повесть фантастика сравнение | находить в тексте нуж-ные отрывки, анализи-ровать поступки героев; | ||
115. | 2. | Особое зрение писателя-фантас-та: способность видеть чудеса. Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника». | |||||
116. | 3. | Фантастическая повесть: мир превращений и открытий. Кир Булычев. «Путешествие Алисы». | У.-2 с.150-157 | комичность истории | составлять картинный план ; работать с именами существительными, многозначными словами; | ||
117. | 4. | Наблюдение за особенностями характера героини. Кир Булычев. «Путешествие Алисы». | |||||
118. | Разная природа вымысла. Фантастическая сказка. | Хр.- с.22-26 | Е.В.Га-бова. «Встре-ча с Маленьким прин-цем». | фантазия воображение вымысел литературный персонаж | обнаруживать фантас-тическое в литератур-ном тексте и выявлять ее природу | ||
119. | 5. | Путешествие по «Стране Фантазии». Проверочная работа по теме «Тихая моя Родина». | У.-2 с.158 | различать фантасти-ческую литературу от сказки; отличие главных героев от сказочных персонажей; | Пров. раб№6 | ||
Раздел: «Зарубежная литература» - 8 часов. | |||||||
120. | 1. | Особенности языка Джонатана Свифта в сказке «Путешествие Гулливера». | У.-2 с.160-166 | сказка-повесть зарубежная литература | иметь представление о зарубежной литерату-ре (явные особенности зарубежной авторской сказки);уметь понимать авторский замысел, идею произведения; сравнивать: 1.образы героев 2.характеры героев; работать над развитием фантазии, воображе-нием; находить «бродячие» сюжеты,наречия; | ||
121. | Резервный урок. Проявление сказочной логики в сказке Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера». | ||||||
122. | 2. | Целостное восприятие и осмысление произведения. Г.Х.Андерсен. «Русалочка». | У.-2 с.167-193 | «Сказки не надо сочинять, их надо только разбудить, -писал Андерсен. | читать и анализировать сказку, выдвигать идеи, доказывать; выбирать слова для подтвержде-ния своих мыслей; находить ответы на вопросы к тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их; восстанавливать последовательность событий, находить пропущенные эпизоды; находить кульминаци-онные моменты; выявлять серьезные нравственные пробле-мы в сказке; различать зарубежный фольклор от фольклора русского народа; | ||
123. | 3. | Побуждения, мотивы поведения, их отношение, эмоциональное состояние действующих лиц. Г.Х.Андерсен. «Русалочка». | сложный план характеристика (слова-действия) фразеологические обороты | ||||
124. | 4. | Нравственные проблемы в сказке. Г.Х.Андерсен. «Русалочка». | |||||
125. | Резервный урок. Отслеживание сюжетных линий сказки. Г.Х.Андерсен. «Русалочка». | ||||||
126. | Резервный урок. Формирование проблемы сказки. Г.Х.Андерсен. «Русалочка». | ||||||
127. | Жизнь сюжетов древних басен во времени: поэти-ческая басня. | Хр. с.18-19 | М.Н.Ле-бедев. «Само-вар». | древний жанр словесности-басня мораль *Структура басни: 1.сюжетная часть 2.нравоучение в виде итоговой морали сюжет фабула идея | иметь представление о жанре басни; уметь отличать ее от сказки , рассказа методом сравнения; определять басню как жанр литературы по характерным признакам: 1 аллегоричность 2. мораль 3.поучительность; сравнивать басни по разным основаниям; перечислять признаки басни как литератур-ного жанра; различать речь автора и героев басни; читать басню по ролям; | Наи- зусть №5 (20) | |
128. | 5. | Приключенчес-кая повесть. Марк Твен «Приключение Тома Сойера». | У.-2 С.194-200 | приключенческая повесть уловки характеристика | чтение по ролям, пересказывать текст от имени героя; знать классиков зару-бежной литературы; | ||
129. | Резервный урок. Характеристика персонажей и их взаимоотноше-ний в соответст-вии с авторским замыслом. Марк Твен «Приключение Тома Сойера». | ||||||
130. | 6. | Понимание авторского замысла и идеи произведения. Сельма Лагерлеф «Святая ночь». | У.-2 с.201-208 | история-рассказ сказание о Христе Рождество Хрис-тово | анализировать характер и поступки героев; | ||
131. | Резервный урок. Наблюдение за особенностями характера и миром чувств героя. Сельма Лагерлеф «Святая ночь». | составить план бабушкиного рассказа о рождественской ночи для пересказа; пересказ текста от имени пастуха; | |||||
132. | 7. | Сельма Лагерлеф «В Назарее». Понимание авторского замысла и идеи произведения. | У.-2 с.209-216 | Иисус Иуда | анализировать характер и поступки героев; | ||
133. | Резервный урок. Наблюдение за характерами героев, их эмоциональное состояние. Сельма Лагерлеф «В Назарете». | дать характеристику главным героям при помощи слов, которые отражают эмоциональ-ное состояние; | |||||
134. | Контрольная работа по итогам года. | КР№2 | |||||
135. | 8. | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». | У.-2 с.217 | знать названия, авторов, героев и сюжеты произведений данного раздела; | |||
136. | Памяти павших. | Хр. с.46-47 | А.Е.Ва-неев. «Дере-венька моя». | война военные годы | рассказ об участии коми народа в борьбе с фашизмом; память о погибших земляках; | ||
Практическая часть программы. | |||||||
№ | Содержание | Ι | ΙΙ | ΙΙΙ | ΙV | За год | |
1. | Контрольные работы | - | 1 | - | 1 | 2 | |
2. | Проверочные работы | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 | |
3. | Наизусть | 6 | 5 | 4 | 5 | 20 | |
4. | Техника чтения | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Национально- региональный компонент.
6. | 1. | НРК Первый учитель зырян. | Хр.-с.41-46 | С.В.Жу- Равлев. «По-весть о Стефане Пермс-ком». | сказание | ||
14. | 2. | НРК Поэтическая страница. | Хр. с.17-18 | М.Н.Ле-бедев. «Сказ-ки». | распознать,какие коми и русские сказки поведала бабушка внукам |
| |
21. | 3. | НРК Гордость коми народа - первый коми поэт. | Хр. с.4-5 | И.А.Ку-ратов. «Коми язык». | антология коми поэзии | найти эпитеты -описание родного языка; отношение поэта к коми языку; определи главную мысль; | |
26. | 4. | НРК Особое зрение поэта. Мир чувств героя в поэтическом тексте. | Хр. с.31 | В.Деми-дов. «Мой старший брат». | |||
32. | 5. | НРК Наши сверстники. | Хр. с.10-16 | Н.Н.Ку-ратова. «Давай-те зна-комить-ся и дру жить». | жанр повесть друг настоящий друг портрет Текст: 1.идея произведения 2.основная мысль 3. тема | работа с пословица-ми,фразеологическими оборотами; составлять словесный портрет; | |
36. | 6. | НРК Встречи с природой. | Хр. с.6-7 | И.В.Ко-данев. «Стоя-щая у дороги». | правила леса | найти образные выражения- описание сосны и составь рассказ на тему « Сосна » по плану | |
42. | 7. | НРК Встречи с природой. | Хр. с.40-41 | С.С.Ра-евский. «Небес-ный певец». | прямое и переносное значение | обнаруживать слова, употребленные в пере-носном значении; смысл заглавия основная мысль текста | |
46. | 8. | НРК Наблюдатель-ность поэта. | Хр. с.28-29 | А.Е.Ва-неев. «Клес-ты». | клест-птица сопоставление | найти строки: 1.отношение к птицам 2.главная мысль 3.о клестах | |
51. | 9. | НРК | Хр. с.29-30 | В.Ти-мин. «Моя краси-вая сто-лица». | «малая родина» | как поэт воспевает столицу ; его отношение,обращение к «малой родине»; | Наи- зусть №5 (11) |
55. | 10. | НРК Повесть-сказка по мотивам коми фольклора. | Хр. с.33-37 | А.Клейн «Вол-шебный камень и книга Белой Совы». | повесть хранительница Книга мудрости | выявление жанровых особенностей повести-сказки; прогнозировать текст | |
62. | 11. | НРК Чудесные открытия: взгляд ученого и взгляд писателя. | Хр. с.7-9 | В.М. Ануф-риев. «Хозяй-ствен-ный по-пол-зень». | научно-познава-тельный текст описание смекалка | составлять различные виды плана: 1.картинный 2.словесный; 3.пересказ по плану; | |
68. | 12. | НРК Чудесные открытия в мире природы. | Хр. с.9-10 | С.С.Ра-евский «Ключ». | ключ родник | ||
72. | 13. | НРК Стихи о родном крае. | ХР. с.20-22 | М.Н.Ле-бедев. «Земля Коми». | работа над образными средствами языка; | ||
79. | 14. | НРК Наблюдение за выражением авторской точки зрения. | Хр. с.37-39 | И.В.Ко-данев. «Кто сильнее испугался?». | хозяин тайги повадки | составлять словесный портрет хозяина тайги, передав отношение автора к нему; | |
87. | 15. | НРК Рождение поэта на северной земле. | Хр. с.27 | А.Е.Ва-неев. «Дере-венька моя». | образные средства языка: 1.эпитеты 2.метафоры 3.олицетворения 4.сравнение | описывать красоту северной земли; | |
94. | 16. | НРК Удивительное рядом.Рассказы о природе. | Хр. с.32 | В.С.Жу-равлев- Печор-ский. «Зади-ра.», «Травя-ник». | виды текста выразительные слова и словосо-четания | задавать вопросы к тексту; пересказ близко к тексту; пересказ истории от имени собак; | |
99. | 17. | НРК Удивительное рядом.Рассказы о природе. | Хр. с.33 | В.С.Жу-равлев- Печор-ский. «Лож-ная тре-вога.», «Живая радуга». | рассказать о своих удивительных встречах в природе; озаглавить описания; | ||
105. | 18. | НРК Лирическое признание любви к северной столице. | Хр. с.29-30 | В.Бати щев. «Гимн Сыктывкару». | гимн столица край | находить строки , в которых выражена любовь поэта к родному краю, его настроение; | |
112. | 19. | НРК Гимн о родном крае. | Хр. с.3 | Государствен-ный гимн РК. | описание | пейзажные тайны се-вера,что воспеваем: 1.северный край 2.суровые условия 3.таежный лес 4.отношение к Родине 5.чувство 6.настроение | Наи- зусть №4 (19) |
118. | 20. | НРК Разная природа вымысла. Фантастическая сказка. | Хр.- с.22-26 | Е.В.Га-бова. «Встре-ча с Маленьким прин-цем». | фантазия воображение вымысел литературный персонаж | обнаруживать фантас-тическое в литератур-ном тексте и выявлять ее природу | |
127. | 21. | НРК Жизнь сюжетов древних басен во времени: поэти-ческая басня. | Хр. с.18-19 | М.Н.Ле-бедев. «Само-вар». | древний жанр словесности-басня мораль *Структура басни: 1.сюжетная часть 2.нравоучение в виде итоговой морали сюжет фабула идея | иметь представление о жанре басни; уметь отличать ее от сказки , рассказа методом сравнения; определять басню как жанр литературы по характерным признакам: 1 аллегоричность 2. мораль 3.поучительность; сравнивать басни по разным основаниям; перечислять признаки басни как литератур-ного жанра; различать речь автора и героев басни; читать басню по ролям; | Наи- зусть №5 (20) |
136. | 22. | НРК Памяти павших. | Хр. с.46-47 | А.Е.Ва-неев. «Дере-венька моя». | война военные годы | рассказ об участии коми народа в борьбе с фашизмом; память о погибших земляках; |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1
Тема: «Жанры древнерусской литературы».
Вариант-1
1.Объясните значение слова былина.
2.Назовите героев былин киевского цикла.
3.Приведите пример троекратного повтора в былинах.
4. Чем необычна жизнь Сергия Радонежского?
5 Что такое летопись?
6.Назовите имена братьев – создателей славянской азбуки.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1
Тема: «Жанры древнерусской литературы».
Вариант-2
1.Объясните значение слова житие.
2.Кто основал монастырь, посвященный Святой Троице?
3.Какие условия поставила князю Петру Феврония за его излечение?
4.Чем похожи сказки и былина и чем они отличаются?
5.Как называлась первая отпечатанная книга?
6.Что такое буквица?
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №2
Тема: «В мире классики».
Вариант-1
1.Только по одной строчке назови имя автора и название стихотворения.
* « И молния грозно тебя обвивала…»
* « Вскормлен грудью облаков…»
2.Узнай сказку по пословице и докажи отрывками из текста.
* Кто чего сильно хочет, тот того и добьется.
*Хотя с нуждою, а добился чести.
3.В чем необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность?
4.Узнай произведение, имя автора по опорным словам:
* маленький человек * бизоны
* Калифорния * мустанги
* Америка * « Монтигомо Ястребиный Коготь»
5.Что сближает рассказы «Детство» Л.Н.Толстого и «Мальчики» А.П.Чехова?
Чем они различаются?
6.Узнай по фамилии имя и отчество писателя.
* Ершов
* Пушкин
* Лермонтов
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №2
Тема: «В мире классики».
Вариант-2
1.Только по одной строчке назови имя автора и название стихотворения.
* « Глядишь в забытые ворота…»
* «И редкий солнца луч, и первые морозы…»
2.Узнай сказку по пословице и докажи отрывками из текста.
* Живи добрее, будешь всем милее.
* Чем крепче дружба, тем легче служба.
3.Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях?
4.Узнай произведение, имя автора по опорным словам:
* кресло * слезы
* Маман * « Спаси ,Господи, папеньку и маменьку»
* душечка * одеяльце
5.Что сближает рассказы «Детство» Л.Н.Толстого и «Мальчики» А.П.Чехова?
Чем они различаются?
6.Узнай по фамилии имя и отчество писателя.
* Толстой
* Пушкин
* Чехов
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №3
Тема: «Стихотворение ищет своего поэта».
Вариант-1
- «Узнай поэта» ( по биографическим сведениям определить , о каком поэте идет речь).
*В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горации. Кто он?
* Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство.
*Пушкин сказал о нем: «…оригинален- ибо мыслит».
- «Стихотворение ищет своего автора» ( определить автора стихотворения и его название).
* * *
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
* * *
Завтра вы спать еще будете, детки,
А уж мы все понесемся на юг.
- «Литературные исследователи».
а) Что такое олицетворение? Что помогает оно почувствовать и понять?
б) Подчеркни олицетворение.
* * *
Месяц огненным шаром встает,
Красным заревом лес обдает.
* * *
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет.
в) Что такое строфа?
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №3
Тема: «Стихотворение ищет своего поэта».
Вариант-2
- «Узнай поэта» ( по биографическим сведениям определить , о каком поэте идет речь).
* Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города.
* От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в
достижении цели.
* Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе
А.П.Чехове.
- «Стихотворение ищет своего автора» ( определить автора стихотворения и его название).
* * *
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот- дышу.
* * *
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки – и Саша в снегу!
- «Литературные исследователи».
а) Что такое эпитет? Что помогает он почувствовать и понять?
б) Подчеркни эпитеты.
* * *
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
* * *
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
в) Что такое ритм и рифма в стихотворении?
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №4
Тема: «Страна далекого детства».
Вариант-1
- «Загадки в пословицах и поговорках»
а) отгадать загадку в пословицах и поговорках, вспомнить в какой сказке встречается этот предмет:
* Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.
* Ласточка день начинает, а он кончает.
* Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка.
* Из песни слова не выкинешь, из-за стола его не выгонешь.
* Незваный он хуже татарина.
б) к каким произведениям раздела их можно отнести:
* Поздно поднялся- * Ученику- удача,
День потерял учителю- радость.
В молодости не учился-
Жизнь потерял.
в) изменив одно или два слова , верните пословицам и поговоркам их прежнее звучание:
* По лесу надо с корзинкой ходить.
* Скучен день до вечера , коли делать уроки.
2. «Узнай автора».
* Родился он на Урале , в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди , предания, сказки и песни родного Урала.
- « Узнайте произведение».
* «Попробуй в классе запой- сразу выгонят».
* « Они разбрызгивались, и получилось что-то очень приветливое и радостное».
* Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.
* Эта девочка вдохновила великого композитора.
4. « Где это было?»
* Где проводил осень Эдвард Григ?
* Где провел детство Б.Житков?
5. « Соотнеси имена поэтов и годы их жизни».
* В.Я.Брюсов 1895-1925
М.И.Цветаева 1892-1941
С.А.Есенин 1873-1924
6. «Мое мнение».
* Дороги ли авторам воспоминания детства? Почему? Докажи.
* Чем отличается жизнь детей от жизни взрослых в произведениях?
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №4
Тема: «Страна далекого детства».
Вариант-2
1.«Загадки в пословицах и поговорках»
а) отгадать загадку в пословицах и поговорках, вспомнить в какой сказке встречается этот предмет:
* Мал горшок, да ее варит.
* Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай.
* Ее маслом не испортишь.
* Не вся та она , что звучит.
* Под хорошую ее и змеи пляшут.
б) к каким произведениям раздела их можно отнести:
* Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, * Не тот грамотен, кто читать умеет,
Чтобы научиться лени- только три дня. А тот, кто слушает и разумеет.
в) изменив одно или два слова , верните пословицам и поговоркам их прежнее звучание:
* Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.
* Испокон века телевизор растит человека.
- «Узнай автора».
* Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями.
3. « Узнайте произведение».
* «Грохочут грузовики- скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».
* «Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить».
* Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки.
* Этот инструмент мог петь обо всем.
4. « Где это было?»
* Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история.
Куда был отправлен мальчик?
* В Санкт- Петербурге, в семье художника родился этот писатель.
5. « Соотнеси имена поэтов и годы их жизни».
* В.Я.Брюсов 1892-1941г.
М.И.Цветаева 1895-1925г.
С.А.Есенин 1873-1924г.
6. «Мое мнение».
* Дороги ли авторам воспоминания детства? Почему? Докажи.
* Чем отличается жизнь детей от жизни взрослых в произведениях?
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №5
ТЕСТ Тема: «Природа и мы».
1. Как назвал свой рассказ М.М. Пришвин?
а) «Попрошайка»,
б) «Выскочка»,
в) «Зазнайка».
2. Кто главный герой рассказа М.М.Пришвина?
а) собака,
б) сорока,
в) ворона.
3. Кто автор рассказа « Приемыш»?
а) М.М.Пришвин
б) Д.Н.Мамин-Сибиряк
в) Е.И.Чарушин
4. Кем еще был писатель Е.И.Чарушин?
а) художником,
б) музыкантом,
в) врачом.
5. От каких животных Е.И.Чарушин « дал ходу» из зоопарка?
а) кабанов,
б) медведей,
в) оленей.
6. К какому герою относятся эти строки: « Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит…»?
а) журавль,
б) стрижонок,
в) лебедь.
7. Стрижонок Скрип был:
а) храбрым,
б) трудолюбивым,
в) жадным.
8. Какое произведение создал А.И. Куприн?
а) «Барбос и Жулька»,
б) «Жулька и Барбос»,
в) « Собака Барбос и собака Жулька,
9. О каком герое идет речь: « Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди»?
а) Вьюшка,
б) Жулька,
в) Акулька.
10. Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей. Кто он?
а) Выскочка,
б) Приемыш, в) Стрижонок Скрип.
11. «Найди пару» (соедини автора с его произведением).
Д.Н.Мамин – Сибиряк « Выскочка»
А.И.Куприн « Кабан»
В.П.Астафьев « Приемыш»
Е И Чарушин « Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин « Барбос и Жулька»
12. « Бюро находок» ( узнай, из каких произведений эти предметы).
Норка
Рога
Хвост
Миска
Лодка
Метла
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №6
Тема: «Тихая моя Родина».
Конкурсная программа.
- « Назови полное имя »
- Пастернак
- Дмитрий Борисович
- Николай Михайлович
- Сергей Александрович
- Дрожжин
- Слуцкий
- « Узнай произведение»
- «И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка».
- «И когда гроза скрывалася,
Снова бегали – резвилися».
- «Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой».
- «Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня».
- «Как гуляет перед бором
Чудный странничек в кустах».
- «И ничего не желаю,
И ничего не хочу!»
- «Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка».
- «Липы обруч золотой-
Как венец на новобрачной».
- «Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие».
- «Над опушкою лесною
Гаснут звезды наверху».
- «Мина кораблю пробила днище
Далеко-далеко от земли».
- «А в каждом шелест листов
Твой голос узнаю».
- «Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье».
- «Посмотрю на юг-
Нивы зрелые».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа).
Календарно-тематическое планирование по литературноу чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа в неделю)....
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным око...