Обобщающий урок-викторина по разделу "И в шутку и всерьёз". Литературное чтение 1 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Ширяева Татьяна Борисовна

Урок-викторина с использованием слайдовой презентации. Направлен на обобщение изученного по разделу  "И в шутку и всерьёз", развитие мышления, внимания, памяти, креативных способностей детей. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 1 класс Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ Стаевская сош Ширяева Т.Б. И в шутку и всерьёз Урок-викторина

Слайд 2

Тру-тро-три-тры-тра про-пру-при-пра-пры дра-дро-дру-дры-дре

Слайд 3

Константин Дмитриевич Ушинский

Слайд 6

Количество баллов Произведения 1 2 3 4 5 6 Авторы 1 2 3 4 5 6 Герои 1 2 3 4 5 6 Слова 1 2 3 4 5 6 Пословицы 1 2 3 4 5 6

Слайд 7

Какое стихотворение в разделе является ещё и скороговоркой?

Слайд 8

Какая главная мысль в рассказе «Помощник»?

Слайд 9

Чему учит нас рассказ Саша-дразнилка?

Слайд 10

Зачем писатели сочиняют весёлые стихи и рассказы?

Слайд 11

Расскажи любое произведение наизусть.

Слайд 12

Какое произведение из раздела вы считаете самым серьёзным и почему?

Слайд 13

Кто написал произведение «Ворон и сорока»?

Слайд 14

Какое стихотворение написала не Ирина Токмакова ? «Разговор Лютика и Жучка» « Р-р-р-ы » «Мы играли в хохотушки»

Слайд 15

Найди автора каждого произведения: «Телефон» - М. Пляцковский « Кулинаки-пулинаки » - К. Чуковский «Помощник» - И. Пивоварова

Слайд 16

Чьих произведений не было в разделе «И в шутку и всерьёз»? Н. Артюхова Л. Толстой К. Ушинский

Слайд 17

Кто написал «Телефон» , « Федотка »? Какие ещё произведения этого писателя ты знаешь?

Слайд 18

Кто твой любимый писатель и почему?

Слайд 19

Как зовут кролика в рассказе «Помощник»?

Слайд 20

Героиню какого произведения зовут Маша? Чему она нас учит?

Слайд 21

Как зовут ослика в рассказе «Помощник» и почему?

Слайд 22

Какой герой из раздела тебе понравился больше всего?

Слайд 23

Расшифруй имя одного из героев раздела: ЛОВКО - 3214

Слайд 24

Кого вы не встретили в стихотворении «Телефон»? НОРОГСО КОДИЛКРО КИТЫШМАР СЯЛИТА ЧАТКИЗАЙ

Слайд 25

Как ты понимаешь слово «дюжина»?

Слайд 26

Что обозначает слово «пуд»?

Слайд 27

Составь слово из слогов го-ско-ка-ро-вор .

Слайд 28

Какая разница между «горячим приветом» и «горячим чаем»?

Слайд 29

Какое слово лишнее и почему? Хохот, хохотала, хохотушки, захочет, перехохочет .

Слайд 30

Вставь первые буквы. Какое слово лишнее?Почему ? -мех, -мор, - еселье ,- ружба , -утки, - абава

Слайд 31

К какому произведению относится пословица: «Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться»?

Слайд 32

Название какого произведения является пословицей?

Слайд 33

К какому произведению относится пословица: «Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой»?

Слайд 34

Какие пословицы ты знаешь?

Слайд 35

Смысл какого произведения отражён в пословице: «Не спеши языком, торопись делом»?

Слайд 36

Какая пословица отражает смысл рассказа Н.Артюховой «Саша-дразнилка»?

Слайд 37

Поздравляем победителей! Всем спасибо! Молодцы!

Слайд 38

Интернет-ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87



Предварительный просмотр:

План-конспект

открытого урока

литературного чтения  по теме :

Обобщение по разделу

«И в шутку и всерьёз».

1 класс

Учителя

начальных классов

 Ширяевой Т.Б.

Цели урока: Обобщение и закрепление изученного материала;

Развитие техники чтения; умения анализировать изученные произведения, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы.

Развитие мышления, внимания, памяти, речи, творческих способностей.

Оборудование: Компьютер ,мультимедийный проектор, слайдовая презентация по теме.

Ход урока:

I  Оргмомент.

II  Постановка темы и целей. Слайд 1.

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по разделу «И в шутку и всерьёз».

Цели нашего урока: повторить произведения с которыми мы познакомились в этом разделе, закрепить свои знания полученные при его изучении, развивать свою память , внимание, логическое мышление. Наш урок будет состоять из двух частей. Сначала мы познакомимся с последними страничками в этом разделе , которые называются «Из старинных книг».

Затем проведём викторину. Которая нам покажет, кто из вас был самый внимательный на уроках  и трудолюбивый дома.

III Речевая разминка. Слайд 2

Чтобы немного разогреть наш речевой аппарат ,начнём с речевой разминки.

Первое чтение самостоятельное, потом по одному, потом хором.

Тру-тро-три-тры-тра
про-пру-при-пра-пры
дра-дро-дру-дры-дре

IV Работа по новой теме. Слайд 3

1 Вступительное слово. Ребята, на протяжении нескольких уроков мы знакомились с произведениями, в которых было много весёлого ,забавного  и шуточного. Но раздел –то наш  называется «И в шутку и всерьёз» Так что пришло время поговорить и более серьёзно. Сегодня мы познакомимся с произведениями К. Д. Ушинского. Посмотрите на экран . Перед вами его портрет.

Кто из вас помнит , чем знаменит этот человек?

Я вам напомню. По образованию К.Д. Ушинский был юрист. Но знаменитым он стал как педагог. Кто такой педагог?

-Ответы детей.

К.Д. Ушинский является основателем русской педагогики- науки о воспитании  детей. Недаром его произведения часто встречаются в школьных учебниках.

2 Работа по учебнику.

А)Откройте учебник на стр.. 103. Мы  начнём с рассказа «Ворон и сорока»

Читает хорошо читающий ученик.

Словарная работа. Какие слова вам непонятны?

Без умолку болтала- Разговаривала не останавливаясь.

Проверка понимания прочитанного.

Давайте определим жанр этого произведения.  Что это стихотворение, рассказ или сказка? Докажите.

Ответы детей.

В литературе вот такие небольшие поучительные  произведения называются баснями.

Как ведёт себя ворон?

Ответы детей.

Как ведёт себя сорока?

 Ответы детей.

Как вы думаете ,кого Ушинский подразумевает под этими птицами?

Какие  черты характера он высмеивает?

Какая главная мысль этой басни? Как вы думаете, можно смысл этой басни передать пословицей: «Не спеши языком,  а торопись делом.»

 

Б) Давайте  познакомимся  со следующим произведением.  «Худо тому, кто добра не делает никому»

Прочитайте заглавие. Чем оно является?

Правильно пословицей. Как вы понимаете смысл её?

Давайте теперь прочитаем и посмотрим, как нам объяснит К.Д.Ушинский.

Читает ученик.

Проверка понимания прочитанного.

Какое последнее предложение в рассказе?

Как вы ответите на поставленный вопрос?

Как вы думаете, какое качество характера высмеивает  здесь Ушинский?

Можете вы мне ответить на вопрос, для чего великий педагог писал такие произведения?

В)Слайд 4  Давайте прочитаем  ещё один рассказик. Я бы назвала его загадкой. Прочитаем заглавие.  «Что хорошо и что дурно?»

Какое это предложение?

-Вопросительное.

Кому задаёт автор этот вопрос?

-Нам.

Давайте прочитаем и ответим на поставленный вопрос .

Читает ученик.

Словарная работа.

После разбора непонятных слов задание: подчеркните карандашом –что хорошо. А, что дурно-оставьте неподчёркнутыми.

Слайд5 Самопроверка с экрана.

Молодцы.

Как вы думаете, этот рассказ шутливый или очень серьёзный?

-Серьёзный.

V Физминутка.  Вы хорошо поработали. А теперь давайте немного отдохнём.

Для  закрепления, давайте немножко поиграем. Если я называю положительное качество вы садитесь и встаёте, а если отрицательное- поднимаете руки вверх и опускаете.

VI  Викторина. Слайд6

Приступаем к викторине.

Вы видите несколько категорий. В каждой категории вопросы, которые оцениваются разным количеством баллов. От 1 до 6 . Вы сами выбираете вопрос .

Вопросы:

Произведения.

1 Какое стихотворение в разделе является ещё и скороговоркой?

2Какая главная мысль в рассказе «Помощник»?

3 Чему учит нас рассказ Саша-дразнилка?

4 Чему учит нас рассказ Саша-дразнилка?

5 Расскажи любое произведение наизусть.

6 Какое произведение из раздела вы считаете самым серьёзным и почему?

Авторы.

1Кто написал произведение «Ворон и сорока»?

2Какое стихотворение написала не Ирина Токмакова?
«Разговор Лютика и Жучка»
«Р-р-р-ы»
«Мы играли в хохотушки»

3 Найди автора каждого произведения:
«Телефон» -     М. Пляцковский
«Кулинаки-пулинаки» - К. Чуковский
«Помощник» -             И. Пивоварова

4 Чьих произведений не было в разделе «И в шутку и всерьёз»?
Н. Артюхова
Л. Толстой
К. Ушинский

5 Кто написал «Телефон» , «Федотка»?
Какие ещё произведения этого писателя ты знаешь?

6 Кто твой любимый писатель и почему?

Герои

1Как зовут кролика в рассказе «Помощник»?

2 Героиню какого произведения зовут Маша?  Чему она нас учит?

3 Как зовут ослика в рассказе «Помощник» и почему?

4 Какой герой из раздела тебе понравился больше всего?

5 Расшифруй имя одного из героев раздела:
ЛОВКО – 3214

6 Кого  вы не встретили в стихотворении «Телефон»?
НОРОГСО
КОДИЛКРО
КИТЫШМАР
СЯЛИТА
ЧАТКИЗАЙ

Слова

1 Как ты понимаешь слово «дюжина»?

2 Что обозначает слово «пуд»?

3 Составь слово из слогов
го-ско-ка-ро-вор.

4 Какая разница между «горячим приветом» и «горячим чаем»?

5 Какое слово лишнее и почему?
Хохот, хохотала, хохотушки, захочет, перехохочет.

6 Вставь первые буквы. Какое слово лишнее?Почему?
-мех,  -мор, -еселье ,-ружба,  
-утки,     -абава

Пословицы

1 К какому произведению относится пословица:
«Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться»?

2 Название какого произведения является пословицей?

3 К какому произведению относится пословица:
«Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой»?

4 Какие пословицы ты знаешь?

5 Смысл какого произведения отражён в пословице:
«Не спеши языком, торопись делом»?

6 Какая пословица отражает смысл рассказа Н.Артюховой
«Саша-дразнилка»?

VII Подведение итогов.

Дорогие ребята! Вы все хорошо потрудились.  Я надеюсь, что вы навсегда запомните : что хорошо, что дурно , и другие мудрые советы всех писателей.

Награждение победителей грамотами. Выделение активных.

VIII Домашнее задание. Стр 102-103 Выразительно читать и пересказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

4 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4класса...

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" и по чтению на родном языке ( русский).

Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов и по чтению на родном языке (русский) по УМК "Школа России"...