Литературное чтение 4класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Управления образования исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бишмунчинский филиал Новонадыровской средней общеобразовательной школы» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО _______ /Миннебаева Л.Х/ Протокол № 1 от «_29» августа 2013г | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВ работе ______ /Мусина Р.Г./ __«_31»_августа 2013г | «Утверждено» Директор МБОУ Новонадыровской СОШ _____ /Миназов И.М./ _«__31__»_августа 2013г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Хазиевой Гульназ Талгатовны
учителя начальных классов
второй квалификационной категории
по литературному чтению
ДЛЯ 4 КЛАССА
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основании нормативно- правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании» п.2.7 ст. 32
- Закона Республики Татарстан «Об образовании»
- Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» № 443РТ от 18.07.2004г
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования утвержденного приказом МО РФ от 05.03.04 г. N 1089.
- Примерной программы начального общего образования авторской программы Р. Х. Ягафаровой «Литературное чтение»,2010 г., утвержденной МО и науки Республики Татарстан
- Учебного плана МБОУ «Новонадыровская СОШ» на 2013-2014 учебный год;
- Базисного учебного плана РТ на 2013-2014 учебный год
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Изучение литературного чтения в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие эстетической восприимчивости к русскому художественному слову, опыта читательской деятельности на русском языке; формирование всех видов речевой деятельности на русском языке; умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать;
- овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения на русском языке; элементарными практическими умениями работы с художественным текстом на русском языке;
- воспитание уважения к русской культуре и культуре других народов России, интереса к чтению на русском языке, расширение нравственно-эстетического опыта учащихся.
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование). Восприятие на слух художественных произведений разных жанров. Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него.
Чтение. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осознанное чтение про себя доступных по объему и жанру произведений. Выразительное чтение (с предварительной подготовкой). Ознакомление с различными видами чтения. Осмысление цели чтения. Скорость чтения: установка на нормальный для индивидуальности читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Правильность чтения: четкое безошибочное чтение вслух с соблюдением правильного ударения и основных норм литературного произношения.
Говорение. Умение ставить вопросы и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Построение небольшого монологического высказывания; краткий, полный, выборочный, пересказ прочитанного, устное изложение текста по плану. Сравнение героев произведений русской и родной литератур (портрет, поступки).
Письмо. Небольшие письменные высказывания по литературному произведению (по заданным вопросам).
Требования к уровню подготовки ученика 4 класса:
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать
- изученные литературные произведения и их авторов;
- жанры детской художественной литературы (приводить примеры сказок, стихотворений, басен, рассказов);
уметь
- читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;
- читать выразительно художественный текст (заранее подготовленный);
- приводить примеры фольклорных произведений (пословиц, загадок, сказок)
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем – до 1с.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- использовать чтение русской художественной литературы как источник приобщения к русской культуре;
находить в словаре значение неизвестного слова.
Оценка скорости чтения.
Классы | скорость чтения (количество слов в минуту) | ||||
«5» | «4» | «3» | «2» | «1» | |
Полугодия | I II | I II | I II | I II | |
I класс | - 30 | 20 | 15 | менее 15 | __ |
II класс | 40 50 | 30 40 | 20 30 | менее 20 | |
III класс | 60 70 | 50 60 | 40 50 | менее 40 | |
IV класс | 80 90 | 70 80 | 60 70 | менее 60 |
Проверка техники чтения проводится 1 раз в I первом классе в конце учебного года, а во II – IV классах 2 раза в год в конце каждого полугодия. Проверка осуществляется по тексту, законченному в смысловом отношении. Количество слов в тексте должно быть больше, чем это предусмотрено в скорости чтения. Время учитывается со второго или третьего предложения, когда ученик преодолевает волнение и начинает читать в обычном для него темпе.
Требования к способу чтения
I класс – плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами;
II класс – плавное чтение целыми словами;
III класс – достаточно беглое плавное чтение словами и словосочетаниями;
IV класс – плавное, достаточно беглое чтение словосочетаниями и фразами.
Оценки
«5» ставится ученику, если он правильно читает, не допускает искажений знакомых слов, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение, паузы, интонацию, логические ударения, вопросительную и побудительную интонацию; полностью понял несложный текст.
«4» - правильное чтение, отчетливое произношение звуков и слов, соблюдение ударения, вопросительной и побудительной интонации, 2-3 ошибки в словах, (искажение слов, перестановка, замена, пропуск букв, неправильное ударение в слове), нарушение логического ударения в 1 – 2 предложениях, несоблюдение пауз в конце предложений и затруднение в выборе нужной интонации; понял основное содержание текста.
«3» - отрывистое чтение, отсутствие выразительности, 4 – 5 ошибок (замена пропуск, перестановка звуков, слогов, нарушение норм русской орфоэпии); не совсем точно понял основное содержание прочитанного;
«2» - все слова ученик читает отрывисто, не владеет техникой чтения, предусмотренной для данного класса, допускает более 6 грубых искажений слов; практически не ориентируется в тексте.
Содержание программы
Согласно примерной программе на изучение литературного чтения отводится 68 часов; по учебному плану МБОУ «Новонадыровская СОШ» отводится 68 часов. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов
Содержание | Кол-во часов | |
По примерной программе | По рабочей программе | |
Страна детства | 17 | |
Не верю, что звери говорят | 17 | |
Смех – это солнце… | 9 | |
Поэтическая тетрадь | 8 | |
Литературная сказка | 8 | |
Сказки зарубежных писателей | 9 | |
Итого | 68 |
Учебно-методическое и программное обеспечение
Для учащихся:
Р.Х .Ягафарова.Литературное чтение.Учебник для 4 класса четырехлетней начальной татарской школы. В двух частях. Казань, издательство «Магариф», 2006
Произведения из школьной библиотеки
Для учителя:
Программы начального общего образования, Казань, издательство «Магариф», 2010
Р.Х. Ягафарова. Литературное чтение. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной татарской школы. В двух частях. Казань, издательство «Магариф», 2006
Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки
Иллюстрации и репродукции картин
№ | Наименование разде-ла программы | Тема урока | Кол-во часов | Элементы | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата | |
план | факт | ||||||
1 | 1 – книга «Страна детства» (17 ч) | Вводный урок. Для чего человек читает? Как выбирать книгу? | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | 02.09. | |
2 | Детские годы Багрова - внука. С. Аксаков. | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | 07.09. | ||
3 | Крестьянские дети. Н.Некрасов. | 1 | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения | 09.09. | ||
4- 5 | УВЧ №1. Детство М.Осоргин. | 2 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | 14.09. 16.09. | ||
6 | Лебеди. Е. Винокуров | 1 | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией | Уметь определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения | 21.09. | ||
7 | Асхат с губернаторской. М.Карим. | 1 | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | 23.09. | ||
8- 9 | УВЧ № 2. Захарка. В. Астафьев. | 2 | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | 28.09. 30.09. | ||
10 | Животные в городе. Ф. Искандер. | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество | 05.10. | ||
11- 12 | УВЧ № 3. Детство бегало босиком. В. Солоухин | 2 | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество | 07.10. 12.10. | ||
13- 14 | С закрытыми глазами. Г. Кутуй | 2 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | 14.10. 19.10. | ||
15- 16 | УВЧ № 4 На берегах Вятки. В. Куприн | 2 | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления | Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства | 21.10. 26.10. | ||
17 | Волчьи круги. М. Осоргин | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | 28.10. | ||
18/1 | «Не верю, что звери говорят» (17 ч) | Волки. В. Солоухин | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество | 02.11. | |
19/2, 20/3 | УВЧ № 5 Машутка. Е. Марысаев | 2 | Понимание содержания литературного произведения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | 04.11. 16.11. | ||
21/4, 22/5 | Лицо коня. Н. Заболоцкий | 2 | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество | 18.11. 23.11. | ||
23/6, 24/7 | УВЧ № 6. Бойе. В. Астафьев. | 2 | Выявлять в тексте слова, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Понимание содержания литературного произведения | Знать содержание изучаемых произведений. уметь ответить на вопросы по содержанию текста найти предложения , подтверждающие устное высказывание. | 25.11. 30.11. | ||
25/8 26/9 | Солнечное пятно. Ю.Коваль. | 2 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | 02.12. 07.12. | ||
27/10, 28/11 | УВЧ № 7 Домой, домой, домой! Ю.Дмитриев | 2 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | 09.12. 14.12. | ||
29/12, 30/13 | Лазоревый петух моего детства. Р. Погодин | 2 | Понимание содержания литературного произведения | Знать содержание изучаемых произведений. уметь ответить на вопросы по содержанию текста. | 16.12. 21.12. | ||
31/14, 32/15 | УВЧ № 8 Недоросель. Д. Фонвизин | 2 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | 23.12. 13.01. | ||
33/16 34/17 | Налим. А.П.Чехов | 2 | Понимание основного содержания услышанного | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев. | 18.01. 20.01. | ||
35/1 36/2 | 2 –книга Смех – это солнце … (9 ч) | УВЧ № 9 Переоценка ценностей. Тэффи | 2 | Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | 25.01. 27.01. | |
37/3 38/4 | Поднятая целина. М.А.Шолохов | 2 | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения | 01.02. 03.02. | ||
39/5 40/6 | Хоттабыч выступает в игру. Л.И.Лагин | 2 | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты | 08.02. 10.02. | |||
41/7 | Три толстяка. Ю.К.Олеша | 1 | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать творчество | 15.02. | ||
42/8 | Три толстяка. Ю.К.Олеша УВЧ № 10 Птичка. Виноград. А. С. Пушкин | 1 | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности | 17.02. | ||
43/9 | |||||||
«Ещё дует холодные ветры…» Туча. А.С.Пушкин | 1 | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | |||||
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту | 22.02. | ||||||
44/1 | Поэтичес-кая тет-радь (8 ч) | «Когда бы мог весь свет узнать…» Осень. Весна. Ю.М.Лермонтов. | 1 | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. | Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество Уметь различать жанры произведений | 24.02. | |
45/2 | УВЧ № 11 «Я жить хочу! Хочу печали…» Небо и звезды. | 1 | Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. | 01.03. | ||
46/3 | «Седое небо надо мной…» Родник. Вечер. И.А. Бунин | 1 | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать творчество Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений | 03.03. | ||
47/4 | «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» Ландыш. Бунин | 1 | Осознанность и выразительность чтения | Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы | 08.03. | ||
48/5 | Родная деревня. Звезда полей. Н.М.Рубцов | 1 | Осознанность и выразительность чтения | Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений | 10.03. | ||
49/6 | Северная берёза. Жеребёнок. Воробей. Н.М.Рубцов | 1 | 15.03. | ||||
50/7 | УВЧ № 12 Сказка о попе и о работнике его балде. А.С.Пушкин | 1 | Знать сказки Уметь различать сказки народные и литературные | 17.03. | |||
51/8 | Басни, рассказы и сказки Л.Н. Толстого. | 1 | Осознанность и выразительность чтения | Знать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содер-жание изученных литератур-ных произведений. | 22.03. | ||
52/1 53/2 | Лите-ратурная сказка (8 ч) | Конек – горбунок. П.П. Ершов | 2 | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Знать творчество уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | 31.03. 05.04. | |
54/3 55/4 | УВЧ № 13 Как Незнайка разговаривал со своей совестью. Н.Н.Носов | 2 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы | 07.04. 12.04. | ||
56/5 | Басни И.А.Крылова | 1 | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы | 14.04. | ||
57/6 | В.А.Жуковский.Стихи «Жаворонок», «Птичка», «Цветок» | 1 | Осознанность и выразительность чтения | Знать творчество В.А.Жуковского. | 19.04. | ||
58/7 59/8 | Сказки зарубеж-ных писа-телей (9 ч) | Кот в сапогах. Шарль Перро | 2 | Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать творчество Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту | 21.04. 26.04. | |
60/1 61/2 | УВЧ № 14 Госпожа метелица. Братья Гримм. | 2 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантасти-ческие события, отвечать на вопросы | 28.04. 03.05. | ||
62/3 63/4 | Домовой у лавочника. Х.К.Андерсен | 2 | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение. | 05.05. 10.05. | ||
64/5 65/6 | УВЧ № 15 Братья Маугли. Редьярд Киплинг. | 2 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | 12.05. 17.05. | ||
66/7 67/8 | УВЧ № 16 Дружище Квак спасает Токио. Харуко Мураками. | 2 | Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанной сказки, отвечать на них. | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | 19.05. 24.05. | ||
68/9 | ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ. Повторение, закрепление, задание на лето. | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | 26.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 4класс "Школа 2100"
Этот урок проводится двумя преподавателями: учителями 4 и 5-ого класса. Для тех кого интересует преемственность. ...
Тематическое планирование по литературному чтению 4класс УМК "Школа России"
Уроки литературного чтения распланированы на год...
Рабочая программа по "Литературному чтению", 4класс
Рабочая прграмма, 4класс, Климанова...
Рабочая программа по литературному чтению 4класс ОС "Школа 2100" Р.Н. Бунеев ,Е.В.Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет общеучебной подготовки на основепрограммы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100» рекомендуемой М...
Презентация к уроку литературного чтения 4класс
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по системе Л.В.Занкова. "Былина"...
Урок по литературному чтению 4класс
ТЕМА: А.И.КУПРИН «БАРБОС И ЖУЛЬКА» Познакомить учащихся с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька». Раскрыть смысл авторской идеи....