Урок литературного чтения по теме "Л.Н.Толстой. Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема "Л.Н.Толстой.Лев и собачка".УМК "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_lit.chteniyu.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Урок : Литературное чтение

Класс: 3

Учитель: Кривошапкина С.Ф.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: создание  условий для формирования умения определять тему и главную мысль произведения.

Задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умению высказывать свои мысли,  развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в парах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности.

Планируемые результаты:

личностные: различают основные нравственно-этические понятия, соотносят поступок с моральной нормой; оценивают свои и чужие поступки; сочувствуют  и сопереживают  героям рассказа;

метапредметные:

-регулятивные: осуществляют прогноз деятельности, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия, анализируют собственную работу, оценивают  деятельность свою и товарища;                                                                                                     -познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,  строят рассуждения;  умеют извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;  умеют обобщать и классифицировать по признакам;

-коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения, составляют монологические высказывания,  умеют донести свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, выполняют различные роли в группе;

предметные: получат возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев, выделять главную мысль произведения, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста,  развитие интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора.

Технология: продуктивного чтения.

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, ИКТ.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Презентация.

                                            Ход урока:

- Организация начала урока: Сегодня у нас на уроке литературного чтения гости, поприветствуем их.

Настроимся на успешную работу. Готовы?

- Разминка: Пятиминутное чтение. Презентация (суфлер).Работа с прочитанным текстом. Выводы.

Актуализация знаний:

- Произведения какого автора мы сейчас читаем? (Л.Н..Толстого)

-Что мы знаем  о нем? Кто он?

 Дополнительный материал: Л.Н.Толстой родился в 1828 году. Прожил длинную жизнь, 82 года. Получил домашнее образование и воспитание. Имел знатное происхождение, был графом. Знал 16 языков. Изучал музыку, историю, рисование, медицину. Известен не только в России, но и за рубежом. Открывал школы и учил бесплатно крестьянских детей.

Слайд

Какие произведения мы уже прочитали?

О ком или о чем эти произведения? (о людях и о природе)

Чему учат нас произведения Л. Толстого? (чтобы мы стали добрыми, чтобы мы умели наблюдать).

Предположения:

Посмотрите на слайд и определите тему урока. (слайд)

- О ком пойдет речь в этом рассказе? (предположительно)

- Совершенно верно, сегодня мы на уроке познакомимся еще с одним произведением Л.Толстого «Лев и собачка».

- Работа в тетради. Число. Классная работа.

Постановка учебных задач:

- Сформулируйте цель урока.

- Определите ваши задачи :ППП (Прочитать – ознакомиться с текстом , Проанализировать (поработать с текстом), Понять).

 - Работа с учебником. Берем текст. Следим.

- Первичное чтение текста:

 (Чтение учителем и подготовленным учеником)

- Что вас тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами .

- Значит этот рассказ о чем?  О дружбе.

- Что написано после заголовка? (быль)

Что такое быль? Это то, что было в прошлом. Это правда.

Вывод : Мы ознакомились с произведением .  Выполнили первую задачу.

Перечитывание текста: Чтобы проанализировать задачу нам нужно еще раз внимательно прочитать рассказ и поработать над текстом. (чтение текста)

Работа с текстом:

- Назовите главных героев.

Лев это какое животное? А собачка?

Два абсолютно разных животных подружились.

_-Найдите и прочитайте, где происходят события? По тексту работаем.

Что такое зверинец?  Или по другому? Это устаревшее слово, т.к. Л.Толстой жил давно.

-А в каком городе происходило действие? (Найдите и прочитайте).

-Что мы знаем о Лондоне? (-). Автор сам не был в Лондоне, но возможно, эту историю  он услышал от моряков, кто был в Лондоне и записал рассказ.

- Как собачка оказалась в зверинце? Это правильно? Ваше отношение к этому?

- Как повела себя собачка оказавшись в клетке? Работа с текстом.(Чтение текста) Почему она так себя ведет?

Какие слова использует чтобы передать страх собачки.

- А как повел себя лев?

-Почему понюхал? Какой это знак?

- Что привлекло внимание льва? Что его удивило?

- Работа в тетради :

Значит собачка какая? Составим характеристику.

Собачка                                      Лев

Маленькая                         Большой

Беззащитная                      Хищник

Жалкая                               добрый

Игривая                             Заботливый

Дружелюбная                    Сильный

Ласковая

- Как лев относился к собачке?

- Во что переросли отношения льва и собачки?  (дружбу)/ Теплые добрые отношения.

Покажем в модели двойной стрелкой.

- Что произошло с собачкой потом?

- Что испытал лев, когда понял, что лишился друга? Какие слова передают его переживания и боль?

- Как хозяин пытался исправить ситуацию?

- Лев принял другую собачку? Как вы думаете почему?

Добавим к характеристике: верный, преданный.

  Проблемный вопрос: Теперь можем ли мы сказать, что животные тоже могут как люди страдать и любить?

- Почему умер лев? Какой конец этого рассказа ?

Сделаем вывод по работе с текстом: О чем эта быль?

Какие чувства вы сейчас испытываете, кого вам больше жалко?

Почему?

 - Творческое задание (диалог)работа в парах.

Если бы лев и собачка умели разговаривать, то какой диалог мог бы состояться между ними? (2 минуты на подготовку)

- составление плана рассказа (На столе у вас листочки с заданием. Прочитайте. Задания разные. Работаем в парах.

Проверка.

_ Подведение итогов: 

Вернемся к началу: к нашим задачам. Прочитали, поработали с текстом. И осталась у нас последняя – понимание , осмысление .

- Теперь вы поняли, почему Лев Толстой решил рассказать нам эту историю?

Ваше мнение. Что нам открыл автор? Какие чувства?

Чему учит это произведение? ( Что животные тоже как люди, переживают, страдают. Что они могут быть преданными и верными).

- Рефлексия. Подведем итоги урока:

- Кого бы вы хотели похвалить? За что?

Что нового вы узнали о Л.Н.Толстом? В начале урока я дала задание… записать 5 фактов о Л.Н.Толстом.

Что бы вы хотели сказать автору этого рассказа?

Cпасибо. Л.Толстой в детстве мечтал найти зеленую палочку, на которой было  написано как сделать так чтобы все люди были добрыми и чуткими.

Теперь прикоснитесь к своему сердцу. Вы слышите его? Вы можете  заметить радость , грусть и переживания других?

Мне приятно , что в нашем классе дети с чуткими сердцами.

Спасибо за урок.


  1. Перечитайте текст , разделите на части и напишите чувства, которые испытывают герои:

Чувства

1

2

3

4

  1. Составьте план

1

2

3

4

 

    Интересные факты:

           1.______________________________________________________

            _______________________________________________________

           2.______________________________________________________

             ______________________________________________________

            3._____________________________________________________

             ______________________________________________________

            4._____________________________________________________

5._______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.

В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...

урок литературного чтения в зклассе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

Открытый урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, обучать выразительному чтению для более гл...

презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

Презентация состоит из 9 слайдов, сопровождающих весь урок. Содержание слайдов указано в конспекте урока по данной теме....

Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка" 3 класс.

Урок построен в соответствии требованиям ФГОС. Выдержаны все этапы урока, используются интерактивные формы работы, групповая разноуровневая работа....

Урок литературного чтения по произведению Л.Н.Толстого "Лев и собачка"

Происходит привлечения внимания детей к биографии писателя,понимание особенностей жанра "рассказ-быль". Формирование умения более глубоко и точно передавать мысли и чувства, заложенные автором в произ...

урок литературного чтения 3 класс. Лев Толстой "Лев и собачка"

Открытый урок литературного чтения в 3 классе....

Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....