Л.Н.Толстой. Детство.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Л.Н.Толстой. Детство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.n.tolstoy._detstvo.doc | 49 КБ |
l.n.tolstoy._detstvo.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Карл Иванович и Николенька»
Л.Н.Толстой «Детство» Главы из повести. Глава 4 – «Классы»
Задачи:
- расширять представление о прошлом (обучение дворянских детей);
- учить характеризовать персонажей по их поступкам и речи;
- продолжать работу по развитию речи: обогащение словаря учащихся за счет устаревшей и малоупотребительной лексики; развитие речевого чутья при замене устаревших слов и выражений современными;
- воспитание любви к литературе как источнику знаний человеческих отношений.
- Актуализация знаний.
- Орг.момент. Чтение высказывания . (Слайд №1)
«Чтение хороших книг – это беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков — их авторами, и, причем, ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.» ( Рене Декарт)
- Какой раздел литературы мы начали изучать? (Аз, буки, веди) Слайд №2
- Что обозначают эти знаки? (Буквы старославянского алфавита.) Из первых двух букв составлено название первого учебника по чтению для детей. (Азбука ) Слайд №3.
Но есть еще и такие книги: «Шахматная азбука», «Азбука ядерной физики» (Слайд №3)
- Что же означает слово – азбука?
Азбука - начальные основания какой – либо науки. (Словарь)
- О чем нам уже поведал этот раздел литературы? (Слайд №4) Что узнали для себя нового?
- Какой была в старину школа? Кого обучали? Какие были классы – устройство? По каким книгам учились дети? Сегодня мы называем – буква, а раньше называли? (зримый знак)
«Наум наставит на ум» - почему так говорили на Руси?
- Кто обучал дворянских детей в раннем детстве?
- Что входило в круг обязанностей гувернера? (Ответ подтвердить отрывком из текста)
4. Мы продолжаем изучать творчество Л.Н. Толстого. Главы из какой повести мы читаем? (Детство). Это повесть из трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» (Слайд №5).
- Как вы понимаете слово ТРИЛОГИЯ? (Три произведения одного автора, объединенные сюжетом или главными героями.)
- Почему мы, жители тульской области, с особенным чувством читаем произведения Л. Толстого? (Слайд №6) Л.Н.Толстой не просто жил и создавал свои произведения в Ясной поляне - мир узнал о нашей области в связи с его произведениями, ставшими классикой литературы.
5. Итак, глава «Учитель Карл Иваныч».
С какими героями повести мы познакомились в этой главе? (Карл Иваныч, Николенька, старшие мальчики, дядька…)
- От какого лица ведется повествование? (От первого. От лица Николеньки Иртемьева)
- Закрепление предыдущего материала..
- Рассмотрите репродукции знаменитых картин Валентина Серова «Дети» и «Мика Морозов» (Слайды № 7,8,9)
Прочитайте вопросы, обсудите в парах. Мы ждем ваших мнений.
- Кто из этих мальчиков (на обеих картинах), на ваш взгляд, мог бы быть Николенькой Иртемьевым? Почему? Можно ли по портрету сказать что -либо о характере мальчика? Какое настроение вызывает картина?
Карточка. Дошкольник, взрослый, отрок, непоседливый, степенный, открытый, злой, добрый, веселый, раздраженный, равнодушный, печальный, задорный.
- Как вы думаете, по каким признакам можно судить о характере человека? (По поступкам, по мыслям)
- Вспомните, на что обиделся Николенька? (Слайд № 10)
- Как и почему прошла его обида?
- Похож ли Николенька в чем-нибудь на вас?
- В чем похож или не похож?
- Размышляете ли вы над своими поступками, как Николенька?
- Были ли у вас в жизни случаи, когда буквально за несколько минут у вас менялось отношение к кому-нибудь?
4. Что мы можем сказать о взаимоотношениях Карла Ивановича и мальчиков?
- Знакомство с новым текстом.
- Еще более ярко Толстой описал взаимоотношения Николеньки с Карлом Ивановичем в главе «Классы» (Слайд №11)
- Чтение текста учителем и подготовленными детьми.
-Какие устаревшие слова и словосочетания вы нашли в тексте?
(Учился порядочно, вытвердить, была горячка, комод, сюртук)
– Замените их современными словами.
- «Дети большие стали…» (Слайд №11) Что обозначали эти слова отца мальчиков?
- Как Карл Иванович отнесся к необходимости отъезда детей в гимназию?
(Переживал как личную трагедию.) Почему?
- Как он выражал свою обиду? (Подтверждение из текста)
- Какое чувство у вас вызывает Карл Иванович?
4. Докажите, что мальчики любят Карла Ивановича, а он любит их. Как переживал Николенька этот конфликт? (Подтвердить ответ отрывками из текста)
(Николенька живо и непосредственно откликается на беды близких ему людей, принимает их невзгоды близко к сердцу.) Неравнодушный. Небезразличный.
5. Карл Иванович отомстил за нанесенную ему обиду? Как? (Слайд №11)
- Почему он попросил Николеньку написать именно это предложение? Каким голосом он диктовал?
6. Прочитайте последнее предложение. Что значит «достойно отомстить за обиду»? (Не потерять собственного достоинства)
- Этот урок взаимоотношений между людьми запомнит Николенька на всю жизнь.
- Много нового и интересного мы сегодня обсудили на уроке.
- Что, по вашему мнению, хотел Л. Толстой передать нам через образы и переживания своих героев? ( Рассказать о прошлом, о взаимоотношениях людей. научить доброте, выдержанности.)
- Что лично для себя вы взяли из обсуждения на этом уроке?
- Безусловно, Л. Толстой писал свои произведения не только для того, чтобы рассказать потомкам о том, как жили в конце 19 – начале 20 веках, но и пробудить в нас лучшие человеческие чувства. Те чувства, которые воспитывает «Азбука человеческих отношений», цитатой из которой мы закончим сегодняшний урок: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» (Мф.7:12)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Чтение хороших книг – это беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков — их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.» Рене Декарт
Азбука - начальные основания какой –либо науки. (Словарь)
«Наум наставит на ум» «Как учили дворянских детей» «…Рука покоится на ручке кресел» «…Он нес наши платья и обувь…» «…Задал нам урок из истории…»
Прешпект
«Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней.»
Валентин Серов «Дети»
В. Серов « Мика Морозов »
Кто из этих мальчиков (на обеих картинах), на ваш взгляд, мог бы быть Николенькой Иртемьевым ? Почему? Можно ли по портрету сказать что либо о характере мальчика? Какое настроение вызывает картина?
«Учитель Карл Иванович» (глава из повести) «…Только о том и думает всю жизнь, прошептал я,- как бы мне делать неприятности». «Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нём думать».
«Классы» (глава 4) «…Дети большие стали, им надо серьёзно учиться…» «Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность…»
Стремление к добру, правде, истине, любви, красоте.
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» (Мф.7:12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Детство"
Л.Н. Толстой «Детство»....
Урок литературного чтения, 4 класс, УМК "Школа России" Л.Н.Толстой "Детство".
Конспект урока и презентация....
«Лев Николаевич Толстой. « Детство».
Урок литературного чтения в 4 классе. Презентация....
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема: "Л.Н.Толстой "Детство".
Конспект урока литературного чтения в 4 классе...
Урок литературного чтения в 3 классе Л.Н.Толстой .Детство. Главы из повести. Учитель Карл Иванович
Урок – исследование направлен на совершенствование умений чтения и понимания текста, на развитие интереса к чтению и читательской самостоятельности обучающихся, на формирование навыков исследовательск...
Л.Н.Толстой.Детство.
Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по теме " Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний)...
Методическая разработка урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой Детство", 4 класс
Данный урок разработан с целью расширить представления учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, познакомить с произведением "Детство"...