Программа для 1 класса "Семейное чтение"
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Щербакова Анна Александровна

 

 Программа для приобщения детей и родителей к совместному чтению,

развитию творческих способностей и удовлетворению их информационных потребностей,

создание пространства для диалога ребенка и взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_semeynomu_chteniyu.docx58.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя(полная общеобразовательная школа №3"

 

 

Программа для 1 класса «Семейное чтение»

Автор: учитель начальных классов

 Щербакова Анна Александровна

Рославль

2013год

Семья начало все начал...

Понятие о добре и зле никто так не внушает, как семья. Родители несут ответственность перед обществом за то, какими людьми вырастут их дети.

«Приучите человека к чтению, дайте ему возможность удовлетворять эту свою страсть, и вы его осчастливите. Вы введете его в общество мудрецов и остроумцев, его друзьями станут самые нежные, чистые и мужественные люди, какие были украшением человечества во все времена его истории.

Вы сделаете его гражданином всех наций и современником всех эпох».

Гершель, английский астроном

 «Читают родители - читает ребёнок»- эту аксиому должны знать ВСЕ.

I. Пояснительная записка.

Во всем мире прилагаются огромные усилия по возрождению и стимулированию семейного чтения. Я стараюсь «шагать в ногу» со всем миром, внедрить в свою педагогическую практику такую форму работы как семейное чтение.

Что же такое семейное чтение?

Семейное чтение - это познавательный процесс, которым управляют родители. Данный процесс основан на двух важнейших принципах - активности и самостоятельности познавательной деятельности ребенка. Родители лишь направляют деятельность ребенка, поддерживают его. Многие родители считают, что если ребенок научился читать, пусть это делает самостоятельно. Более того многие полагают, что теперь и не должны читать ребенку: ведь чтобы научиться читать бегло, он должен постоянно упражняться, а если мы будем «потыкать», читая вслух, он не сможет совершенствоваться! И это неверное мнение, еще долгие годы он будет нуждаться в вашем чтении, и пока у него есть интерес, желание слушать — обязательно необходимо поддерживать это стремление.

I.1Обоснование.

Как известно, важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исстари в воспитании подрастающего поколения присутствует литературное слово. Малышам рассказывают сказки, читают стихи, подрастая, дети сами начинают читать.

К сожалению, их литературный опыт чаще всего ограничивается лишь рассказами из азбуки и хрестоматии, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии - вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом варианте.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является утрата традиций семейного чтения.

Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя.

Не читающие родители воспитывают не читающих детей.

Следовательно, на сегодняшний день очень важно возрождение традиций семейного чтения.

В чем важность совместного чтения?

  Семейное чтение - одно из средств духовно - нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

   Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов .

    Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями.

- чтение рассказов и других произведений , включая сказки на духовно - нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в школе, ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении, например, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.

              После чтения произведений у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного слова, о событии или явлении, имевшим место в содержании произведения. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребёнком о прошлом.

Главное - соблюдать правила данной работы, с которыми я знакомлю родителей на родительском собрании:

♦ при выборе взрослыми произведений для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребёнка;

♦ читать следует не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читать регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей;

♦ читать может сам ребёнок или кто - то из взрослых; кто именно это будет - определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений;

♦ если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

♦ если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребёнка и каких именно объяснений он от вас ждал; по - видимому, его что - то беспокоит, он нуждается в помощи;

♦ порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребёнок «застрял» на чём - то - это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;

♦ если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;

♦ если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги - это неслучайно, выполните его просьбу и

постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло?

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребёнку необходимость просить прощения после совершённого необдуманного поступка или сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нём заботится? Беседа, выговор, увещевание? А не лучше ли прочитать сказку, рассказ или иное произведение духовно - нравственного содержания, например, «Как так: нет сердца?» Л.Кротовой или Ю.Томина «Шёл по городу волшебник».

Чтение таких произведений произведёт на ребёнка большое впечатление.  

Читающее общество может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Вот почему важно вовремя научить детей любить чтение.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве школы и семьи. Именно для этого мною и разработана программа «Семейное чтение»

Программа имеет свой четкий читательский адрес, несёт свою смысловую нагрузку и преследует свою цель.

Цель программы :

Цель данной программы: приобщение детей и родителей к совместному чтению, развитию творческих способностей и удовлетворению их информационных потребностей, создание пространства для диалога ребенка и взрослого.

Задачи программы:

-возрождение традиции семейных чтений;

  • организация сотрудничества семьи и школы;
  • повышение культуры чтения в семье;

-изменение отношения к миру, самому себе ,к жизни, к людям ;развитие нравственных чувств средствами семейного чтения.

  • приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки.

1.3 Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.
  2. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников .
  3. Укрепление партнерства школы с родителями читательском развитии школьников .
  4. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
  5. Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы.

II. 1 Роль педагога в организации семейного чтения в следующем:

  1. Подбор произведений для семейного чтения.

Подбор заданий к произведениям, создание « сопроводительных

листов».

  1. Подбор материала к разделу «Читаем. Удивляемся. Рассуждаем».
  2. Проведение родительского лектория: «Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности».
  3. Анкетирование родителей и детей.
  4. Проведение классных часов, заседаний «Литературных сообществ».
  5. Театрализованные постановки по прочитанным произведениям.

II. 2 Приёмы работы по прочитанным произведениям:

  • обсуждение поступков героев;
  • создание рисунков по мотивам произведений или коллективных и индивидуальных поделок из различного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;
  • активная работа с текстом по выявлению причинно - следственных связей: почему герой поступил так; как можно было ещё поступить; что было бы, если...
  • проигрывание эпизодов произведений, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;
  • проведение с учениками занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты произведений;
  • запись впечатлений детей о сказке (рассказе и т.д.), их бесед с положительными героями и антигероями произведений;
  • фиксирование того, что рассказывают родители о своих детях;
  • запись умных мыслей, взятых из самих произведений.

Так появляется"Тетрадь умных мыслей"

II. 3 Для детей.

Анкета для учащихся

  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
  2. Нравится        ли тебе читать книги?
  3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?
  4. Нравится        ли тебе получать книги в подарок?
  5. Что в течение последней недели ты прочел?
  6. У вас дома много книг?
  7. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
  8. Назови книгу, которую ты считаешь, главной книгой своего времени??
  9. Назови, что в течение последней недели читали твои

а)папа

б)мама?

 

Прояви творчество, выдумку, фантазию.

1. Изготовь героев произведений из картона, бумаги, слепи из глины.

Тебе могут пригодиться старые коробочки, наклей туда картинку с героем, которые ты сам нарисуешь.

Не умеешь рисовать - создай театр вязаных персонажей.

Не умеешь вязать, тогда пусть героями станут флаконы из-под маминых духов. Только не забудь придумать им красивую одежду из любых материалов!

Или же прояви фантазию сам!

И, наконец - декорации! Создай декорации или элементы декора на бумаге, фанере при помощи пластилина, природного материала. Это может быть поле, лес, луг и т.д.

Ну вот, а теперь инсценировка!

Не забудь принести свои поделки в класс и рассказать обо всем одноклассникам.

А если у тебя в голове промелькнула своя история со своими героями, то скорее бери листок бумаги и записывай.

Попробуй придумать свою сказку, свой рассказ.

Оформи работу аккуратно.

И вот ты уже маленький писатель. У тебя есть свое произведение. Обязательно прочитай его своим членам семьи. А если хочешь, принеси в школу и прочитай одноклассникам.

Желаю удачи!

«Вам, юные любители чтения»

 

Юный читатель!

   Ты уже научился немного читать, и теперь сам сможешь прочитать свои первые книжки.

    Путешествие по удивительной стране «Читалия» будет не очень простым, но интересным. Во время путешествия ты встретишься с новыми литературными произведениями: сказками, рассказами и стихами; вспомнишь то, что уже читал.

    Путешествуя, ты будешь не только читать, но и рисовать, решать кроссворды, записывать в своем «Дневнике юного читателя» то, что тебе особенно понравилось и запомнилось.

   Начиная читать новый для тебя текст, настройся, сосредоточься, чтобы ничто тебя не отвлекало.

   Читай вдумчиво, старайся понять каждое слово. Если что-то тебе будет непонятно, обратись к папе или маме,

они тебе объяснят.

   Чем чаще ты будешь приниматься за чтение, тем быстрее научишься бегло и легко читать любые тексты. А если какие-то строки из прочитанных произведений ты захочешь запомнить, заучи их наизусть.           Чаще читай вслух, читай выразительно, так, чтобы всем было интересно тебя слушать.

Итак, дорогой друг, удачного путешествия по

стране «Читалия»!

«Читаем. Удивляемся. Рассуждаем»

Знакомься - это пословицы.

Узнай, что означает это слово в толковом словаре.

Прочитай пословицы вместе с родителями.

Пословицы

О правде и лжи

Деньги смогут много, а правда всё.

Правда глаза колет, правда уши дерёт.

Соврёшь не помрёшь, да вперед не поверят.

В ком правды нет, в том и добра мало.

О детях и родителях

Дом с детьми базар, без детей могила.

Маленькие дети руки болят, большие сердце.

Сына корми себе пригодится, дочь корми людям снадобится.

Добрый сын всему свету завидище.

Об уме и глупости

У него в голове реденько засеяно.

Голова без ума что фонарь без свечи.

У мудрого человека длинные уши да короткий язык.

Думают думу без шуму. От думы голова трещит.

Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю.

О дружбе

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Ужин не нужен был бы обед дружен.

Неверный друг опаснее врага.

Добрый друг лучше ста родственников.

Объясни, когда так говорят.

Читаем скороговорки.

Устрой соревнование: кто проговорит скороговорку быстрее?

Мама,папа, брат, сестра,а может бабушка?

Кто победит?

о Пётр в печке пёк печенье, да перепёк всю выпечку, о Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова,

о Валин валенок провалился в прогалинок, о Шел Егор через двор, нёс топор чинить забор, о Ест Федька с киселём редьку, ест редька с киселем Федьку.

о Продал Павел полчетверти четверика овса и пшеницы да полколпака гороха и чечевицы.

о Пошла Поля полоть поле, да всё полене переполоть Поле.

 о На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

оДали  Клаше каши с простоквашей.

о Сенька везенька, вези бабу на санках, о Санки скок, Сеньку в лоб.

о У Риты растут маргаритки, у Бориса барбарис.

 о Дед Данила делил дыню: дольку Диме, дольку Дине.

 

Получилось? Неправда весело.

Играй в эту игру, как можно чаще!

А теперь загадайте всем, кто за столом, вот это:

Гуляю по свету.

Жду ответа.

Найдёшь ответ Меня и нет.

-Ну, конечно, это загадка.

Теперь посостязайтесь , кто больше всех знает загадок, кто быстрее их отгадывает. И про премии не забудьте!

А эти жемчужины народной мудрости вам в помощь:

  • Вся мохнатенькая,

Четыре лапки,

Сама усатенькая,

Два яхонта под шапкой.

(Киска)

  • Вырос пышный куст на грядке,

Подойди к нему с лопаткой,

Покопай совсем немножко

Под кустом сидит... (картошка)

  • Кафтанчик рябенький,

двойная бородка,

важная походка (Петух).

  • Шли две матери с дочерьми да бабушка

с внучкой, нашли полтора пирога.

Помногу ли достанется?

(Всего 3 человека: бабушка, мама и внучка, каждой по полпирога)

  • У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем.

(Рука и пальчики)

  • Сидит человек, а вы не можете сесть на

его место, даже если он встанет и уйдет. Где он сидит?

(В воде)

Придумай свои загадки. Запиши.

 Для родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Пусть Ваш очаг горит, не остывая,

 Теплом домашним сердце согревая.

 Семью сплотить сумеет мудрость книг,

 Чтоб знаний Ваших не иссяк родник.

«Семейное чтение как совместная деятельность семьи и школы может стать надежной основой для обучения и воспитания ребенка.

Он полюбит чтение и , ступенька за ступенькой, будет подниматься к вершинам Мудрости, Красоты, Знаний.

  1. Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. Это чудо - раз!
  2. Вновь вместе вернуться в мир детства. Это чудо - два!
  3. Познакомиться с творчеством писателей. Это чудо - три!

Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроем, вчетвером - всей семьей, большой или малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо».

Т. А. Милешко

Анкета для родителей.

Уважаемые родители ! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты .

Ваши ответы помогут выяснить отношение детей и родителей к книжной культуре.

  1. Как вы относитесь к чтению?
  1. сами любите читать Б) не очень любите
  2. безразлично
  1. Как часто вы читаете?
  1. постоянно

Б) довольно часто

  1. иногда
  1. Определите в порядке убывания свои жанровые предпочтения при выборе досугового чтения:
  1. классика Б) детективы
  2. приключения Г) фантастика

Д) современная проза Е) женский роман Ж) поэтические сборники 3) периодика И) другое (что именно)

  1. Есть ли в вашем доме детская библиотека?
  2. Сколько примерно книг в ней?
  3. Какие читательские интересы обнаруживает ваш ребенок? Что и о чем он любит читать?
  4. Какие детские журналы Вы выписываете или покупаете?
  5. Часто ли вы читаете своим детям книги?
  1. ежедневно

Б) изредка (сколько раз в неделю)

  1. не читаю вообще
  1. Почему Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил читать?
  2. Что дает современному ребенку чтение книг?
  3. Какую помощь вы хотели бы получить от учителя Вашего ребенка?

Спасибо!

Анкета для родителей

1 .     Является ли чтение одним из увлечений вашего ребёнка?

  1. Сколько        времени он проводит за книгой?
  2. Убеждаете        ли вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения?
  3. Какие        книги он предпочитает?
  4. Как        вы поощряете его читательские стремления?
  5. Назовите,        что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?
  6. Назовите, что в течение последней недели прочёл (или читал) ваш ребёнок?

8.Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

  1. Советуете        ли вы ребёнку книги своего детства и юности?
  2. Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?

Спасибо!

Добрые советы.

Уважаемые мамы и папы!

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы и пожелания и ваши желания исполнятся.

  1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию книги. Покупайте по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравиться. Это способствует развитию вашей речи и вашего ребенка.
  5. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  6. Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение. Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для его возраста.
  7. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40-45 минут.
  8. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  9. Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг - важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  10. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Не забудь поработать с тетрадью «Умные мысли».

Возможно, у тебя появились такие правила жизни.

Прочти их.

  1. Никогда не обманывай
  2. Всегда мечтай о чём - нибудь хорошем.
  3. Никогда не огорчай маму.
  4. Никогда не ищи виноватых, прежде всего думай: «Не виноват ли ты? Не с тебя ли всё началось?».
  5. Не смейся над чужими недостатками. Не думай, что ты лучше всех.
  6. Не давай советы людям, если они тебя об этом не просят.
  7. Помогай всегда тем, кто просит о помощи.
  8. Настоящие друзья должны помогать друг другу в любом случае.
  9. Если ты хочешь, чтоб о твоей тайне не знал никто, то не рассказывай о ней даже другу. Помни: у твоего друга есть ещё один друг, и ему нечаянно захочется рассказать о твоей тайне. Так постепенно о твоём секрете узнают все. Только родители - настоящие и преданные друзья.

Они тебя любят и с твоими проблемами, и с твоими удачами и всегда готовы прийти на помощь.

  1. Не хвастайся, будь поскромнее.

ВЫУЧИ эти правила и ЖИВИ по ним!

Записывай в тетрадь свои законы жизни. Выбирай их из прочитанных произведений. Делись заметками с одноклассниками на классных часах.

Сопроводительный лист №1.

 Читаем с родителями

 Русские народные сказки: « Лиса и журавль»

«Петушок и бобовое зернышко»

«Каша из топора»

« Гуси-лебеди»

«Два Мороза»

Вопросы и задания:

  1. Перечисли прочитанные сказки и скажи, какая из них тебе больше всего понравилась и почему?
  2. Ты, наверно, знаешь много других сказок. О чем твоя самая любимая сказка? Расскажи ее.
  3. Какими словами обычно начинаются народные сказки? Что такое присказка?
  4. Встретил ли ты в сказках пословицы и поговорки? В какой из них есть пословица «Как аукнется, так и откликнется»? Объясни ее смысл. Как ты думаешь: мог бы у этой сказки быть другой конец?
  5. Вспомни сказку «Два Мороза». Подумай, как название связано с основным содержанием. Можно ли его заменить другим: «Сказка о том, как топор лучше шубы греет»?
  6. Вспомни сказку «Каша из топора». Что в ней сказочного и что могло случиться в жизни?

Народные сказки:

 «Колосок»

«Легкий хлеб»

« Айога»

«Три дочери»

« Белый медведь и бурый медведь»

Вопросы и задания:

1. Какая из пословиц больше всего подходит к прочитанным тобой сказкам:

За дело не мы, за работу не мы, а поесть, поплясать против нас не сыскать.

 

 

Снаружи ягодка красива, да внутри слишком кисла.

Добрый скорее дело делает, чем сердитый. В ком добра нет, в том и правды мало.

Сей добро, посылай добро, жни добро, оделяй добром.  

  1. Помнишь присказку: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»? Над чем тебя заставили задуматься прочитанные сказки?
  2. Что больше всего ценит в человеке народ? Можно ли найти ответ на этот вопрос в прочитанных сказках?
  3. Как ты понял сказку «Лёгкий хлеб»? В чём заключается её основная мысль?

Мы часто говорим: вкусный хлеб, мягкий хлеб, сладкий хлеб.

А когда можно сказать — трудный хлеб.

Зарубежные сказки: Перро Шарль. «Кот в сапогах»

Братья Гримм Якоб, Вильгельм. « Бременские музыканты» Андерсен Ганс Христиан. «Дюймовочка»

Вопросы и задания:

  1. Какая из прочитанных тобой сказок зарубежных писателей тебе запомнилась и полюбилась больше всего? Вспомни волшебные сказки, которые ты читал или слышал раньше.
  2. Ты, наверное, знаешь много других сказок Г. X. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм. Назови эти сказки.
  3. Мультфильм «Бременские музыканты» хорошо известен всем ребятам. Помогает ли песенка «Ничего на свете лучше нету, чем бродить, друзья, по белу свету...» представить героев сказки? Чему учит нас эта сказка?
  1. Как тебе кажется: каким был кот из сказки «Кот в сапогах»: честным, правдивым, обманщиком?

6. Сказочники всего мира любят рассказывать о крошечных человечках, малюсеньких мальчиках и девочках. Ты прочитал уже несколько таких сказок. Может быть, ты знаешь ещё какие-нибудь? Расскажи.

Задание для совместной работы:

Совместно с ребенком сделайте альбом сказок или книжку-картинку, придумайте ее название. Предложите ребенку вспомнить название прочитанных вместе сказок и с помощью рисунков или аппликации передать их содержание.

Поподробнее обсудите с ребенком сказку «Гуси-лебеди». Постарайтесь узнать его мнение о героине сказки, поразмышляйте над тем, как трудные обстоятельства изменили девочку, преобразили ее так, что и окружающий мир стал добрым другом и помощником: яблоня дала яблочко и помогла ей, печка укрыла ее с братом.

Рассмотрите с ребенком несколько сборников разных сказок, их оформление.

6. Сказочники всего мира любят рассказывать о крошечных человечках, малюсеньких мальчиках и девочках. Ты прочитал уже несколько таких сказок. Может быть, ты знаешь ещё какие-нибудь? Расскажи.

Задание для совместной работы:

Совместно с ребенком сделайте альбом сказок или книжку-картинку, придумайте ее название. Предложите ребенку вспомнить название прочитанных вместе сказок и с помощью рисунков или аппликации передать их содержание.

Поподробнее обсудите с ребенком сказку «Гуси-лебеди». Постарайтесь узнать его мнение о героине сказки, поразмышляйте над тем, как трудные обстоятельства изменили девочку, преобразили ее так, что и окружающий мир стал добрым другом и помощником: яблоня дала яблочко и помогла ей, печка укрыла ее с братом.

Рассмотрите с ребенком несколько сборников разных сказок, их оформление.

Сопроводительный лист№2

Страна, где мы живем...

Попробуй прочитать сам.

Л.Ошанин «Пусть всегда будет солнце!»

К.Ушинский «Родина-мать»

Г.Виеру «Девятое мая»

Прочитай стихотворения по-взрослому, выразительно. Какое стихотворение понравилось тебе больше всего? Почему?

Дома и в школе.

Прочитай совместно с родителями.

В.Маяковский « Что такое хорошо и что такое плохо?»

Сформулируй правила и запиши их в тетрадь.

В. Сухомлинский «Лисенок-первоклассник»

Задания:

Что задумал Лисёнок? Правильно ли он поступил?

Разыграй сказку с одноклассниками. Предварительно выбери себе роль. Кем ты хочешь быть?

Родная природа.

Прочитай совместно с родителями.

К.Тангрыкулиев «Лесные доктора»

Что интересного тебе удалось узнать? А что выращиваешь ты?

Придумай свой рассказ о лесном докторе.

В.Бианки «Голубые лягушки»

О какой особенности лягушек ты узнал?

Подбери загадки о лягушках.

М.Пришвин «Глоток молока»

Задания.

Какое самое лучшее лекарство придумал автор?

Продолжи рассказ, придумай концовку.

К.Ушинский «Чужое яичко»

Задание.

Представь, что такой случай произошёл с уткой: хозяйка по ошибке подложила утке куриное яйцо, и утка вывела нескольких утят и одного цыпленка, Подумай и предположи, как будут вести себя утята, цыплёнок и утка.

Человек славен трудом.

По С. Вангели «Ботинки»

Задание.

Что можно сказать о старшем брате Тио?

Хотел ли бы ты иметь такие волшебные ботинки? Чтобы ты с ними делал? Продолжи сказку.

Р.Абдрахманов «Новая перина»

Задание.

Прочитай рассказ с родителями по ролям.

Подумай над словами мамы.

Не забывай записывать правила в «Умную тетрадь».

Сопроводительный лист№3

Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.

Декарт

Послушай, тебе прочитают родители.

Юрий Томин «Шёл по городу волшебник»

Л.Д. Короткова « Как так: нет сердца?

Вопросы:

Почему Варюшка так тяжко переживала появление в семье младшего братика?

Откуда взялась обида в душе Варюшки на своих родителей?

Почему эта обида выросла в её душе так, что погнала её вон из родительского дома? На что она рассчитывала?

Почему болезнь бабушки так расстроила и разобидела Варюшку?

Какие слова стороннего человека о ней самой особенно огорчили Варюшку и почему?

Что заставило восьмилетнюю девочку всерьёз заняться бабушкиным хозяйством, и как она за это принялась?

Почему Варюшка изменила своё отношение к семейным трудам в родительском доме?

Почему так говорят: «Любить близких значит уметь прощать»? К кому из героев это больше относится?

Список литературы, рекомендованной для семейного чтения с учащимися класса

Фольклор.

  1. Русские народные сказки: Крошечка-Хаврошечка. Русские народные сказю о животных: Зимовье зверей, Кот, петух и лиса, Лиса и заяц, Бычок - смоляной бочок, Лиса и журавль, Лисичка-сестричка и волк, Петушок золотой гребешок.
  2. Сказки народов мира: африканская сказка "Малыш леопард и малыи антилопа", черногорская сказка "Милош находит мать".
  3. Шотландские народные песенки. "Крошка Вилли Винки", пересказала И Токмакова.
  4. Английские народные песенки. "Храбрецы", перевод С. Маршак.
  5. Английские детские песенки. "Плывет, плывет кораблик", перевод С. Маршака.
  6. Чешские народные песенки для детей. "Хоровод", пересказал С. Маршак.
  7. Словацкая сказка "У солнышка в гостях".

Литературная сказка.

  1. Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине", "Стойкий оловянный солдатик".
  2. А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне", "Мио, мой Мио".
  3. В. Гауф "Калиф-аист".
  4. А. Милн "Винни Пух и все-все-все".
  5. Братья Гримм "Король Дроздобород", "Умная Эльза".
  6. Ш. Перро "Спящая красавица".
  7. Д. Родари "Путешествие Голубой стрелы".
  8. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о царе Салтане..."
  9. П. Ершов "Конек-горбунок".
  10. П. Бажов "Серебряное копытце", "Голубая змейка".
  11. В. Катаев "Дудочка и кувшинчик".
  12. К. Чуковский "Доктор Айболит", "Тараканище", "Бармалей".
  13. М. Пляцковский "Разноцветные зверята".
  14. Г. Цыферов "Как лягушонок искал папу".
  15. А. Митяев "Богатыри".

Рассказы о детях и для детей.

  1. Рассказы из "РУССКОЙ АЗБУКИ" Л.И. Толстой ("Три медведя", "Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было", "Корова", "Филипок").
  2. Н. Носов. "Живая шляпа". "Дружок". "Фантазеры". "Карасик". "Веселая семейка" и другие рассказы. "Приключения Незнайки и его друзей".
  3. В. Драгунский. "Он живой и светится..."
  4. В. Осеева. "Волшебное слово", "Почему?", "Синие листья".
  5. Б. Житков. Как я ловил человечков.

О животных.

  1. В. Бианки. Синичкин календарь. Лесные домишки. Оранжевое горлышко.
  2. Г. Снегирев. Скворец. Хитрый бурундучок и другие рассказы.
  3. Н. Сладков. Разноцветная земля. Лесные сказки.
  4. М. Пришвин. Еж. Ребята и утята.
  5. И. Соколов-Микитов. Листопадничек.

Русская классическая поэзия. Басни.

  1. А.С. Пушкин. "Зима! Крестьянин торжествуя...", "Румяной зарею..."
  2. Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором..."
  3. К. Бальмонт "Снежинка".
  4. С. Есенин. "Поет зима - аукает..."
  5. С. Черный "На коньках", "Про девочку, которая нашла своего мишку", "Кто?"
  6. И.А. Крылов. "Лебедь, рак да щука", "Стрекоза и муравей", "Ворона и лисица".

Современная поэзия.

  1. Н. Рубцов "Воробей", "Ворона".
  2. А. Барто "В защиту Деда Мороза".
  3. Г. Сапгир "Подарки весны", "Садовник", "Кошка и я", "Лесная азбука", "Четыре конверта", "Сказка о лесной музыке".
  4. Е. Трутнева "Осень".
  5. И. Пивоварова "Долго мы искали", "О чем мечтала туча", "Синий вечер".
  6. О. Дриз "Стеклышки", "Пуговки", "Сто весенних лягушат", "Когда человеку шесть", "Виолончель", "Глоток воды".
  7. Ю. Мориц "Это - да! Это - нет!", "Любимый пони", "Пони".
  8. Д. Родари "Поезд стихов".
  9. В. Берестов "Сказки, песни, загадки", "Мастер Птица".
  10. В. Берестов "Жаворонок", "По дороге в первый класс".

И.И. Токмакова "Плим".

  1. Р. Сеф "Необычный пешеход", "Ключ от сказки".
  2. С.В.        Михалков "Стихи для детей".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...