Рабочая программа по литературному чтению 4 класс.
рабочая программа (чтение, 4 класс) по теме

Рабочая программа по литературному чтеню, 4 класс. Школа Росии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chtenie_dokument_microsoft_word_2.rar32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

 С. А. Есенин «Черемуха». Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Цели

Сформировать представление об особенностях лирического произведения.

Сформировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Изучение произведения С.Есенина «Черемуха».  Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение метафора.

Термины и понятия

Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, синквейн.

Планируемый результат

Личностные умения:

 Проявлять :

 - интерес к изуче-нию темы;

- желание читать лирические произведения о русской природе.

Метапредметные умения

Познавательные:

- определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение;

-  определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, мнение;

- использовать речевые средства  для представления результатов деятельности.

Предметные умения

-  работать с  текстом лирического произве-дения;

- проводить исследование текста и оформлять его в виде таблицы.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Название предмета:

изобразительное искусство , русский язык, окружающий мир.

Информационный материал

Учебник : литературное чтение : 3 класс

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Раздаточный материал:

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная

индивидуальная

парная -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

Мотивировать на изучение темы

 Ане и Саше нужно было разгадать загадку.  Но , нетерпеливые дети, недослушав загадку, назвали  разные ответы. Послушайте загадку:

 Будто снежный шар бела(слайд)

По весне она цвела

- Какие ответы могли быть у детей? Почему получились разные ответы?

 Прочитайте текст загадки до конца.

Будто снежный шар бела

По весне она цвела

Нежный запах источала

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

 - Так что же это?  (слайд)

 Докажите, что это черемуха.

- Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Черемуха» замечательного поэта.

-Чей портрет вы видите?  Слайд.

-С.А. Есенина.

-Какие стихи Есенина вы уже читали?

(«Белая береза», «Поет зима аукает», «С добрым утром»)

Сядьте  поудобнее и послушайте стихотворение.

(слайд  черемухи, на фоне слайда чтение стихотворения наизусть учителем)

- проявлять интерес к изучению темы;

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (3), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

С. А. Есенин «Черемуха».

Цели:

• Стимулировать инте-рес к чтению лиричес-ких стихотворений об осени.

• Актуализировать знания:

— о значении понятия «сравнение»;

— об особенностях лирических произве-дений.

• Актуализировать умение работать с лирическим текстом.

• Научить:

— определять особен-ности лирического про-изведения и обосновы-вать своё мнение;

— определять средства выразительности лири-ческого текста С.Есенина «Черемуха»;

— соотносить содержа-ние художественного текста с сюжетом кар-тины и обосновывать своё мнение;

— работать с текстом лирического произве-дения:

— выразительно читать поэтический текст;

— определять в лирическом тексте сравнения и записывать их;

— проводить исследование текстов и оформлять его результаты в виде таблицы;

— создавать иллюстра-цию к стихотворению С.Есенина «Черемуха»;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять взаимо-проверку и взаимо-оценку учебного зада-ния;

— договариваться и приходить к общему решению.

1. Какое  настроение вызвало у вас  стихотворение? Почему?

(Настроение радостное, приподнятое, вольное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.)

 
2. Словарная работа

(медвяная роса- ароматная, с запахом меда; Слайд

проталины- место, где стаял снег и открылась земля; Слайд

под кручею- крутой спуск, обрыв, крутое место; Слайд

зелень пряная- с острым ароматным запахом; Слайд

волна гремучая- шумная издающая громкие звуки) Слайд

3.На какие картины можно разделить это стихотворение?
(Черемуха, ручей, снова черемуха, опять ручей.)


(В стихотворении Сергея Александровича два героя-ручей и черемуха. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. )
-Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.
-Какие краски вы использовали бы для иллюстрации? Почему?

-Нравится ли ручью черемуха
(Да, он ей песенки поет.)

4. Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки…»
(Р-ПТ-Т-СТР-БР-Р)
-Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки.
5. Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Какой прием использовал поет, чтобы ожил ручеек и стал похожим на человека.)
-Какой образ олицетворяет черемуха?
(Образ девушки.)
- А ручей?
(Образ юноши.)
 

Объясните значение понятий  «олицетворение»,  «сравнение», «эпитет».

6.Найдите в тексте сравнения.
(Что кудри…)
7. Что такое метафора?
(Слова, употребленные в переносном значении.)
-Найдите метафоры.
(Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит…)
8. Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С. Воспользовался ли этим приемом Есенин? Попробуем про читать первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки.
-А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, стоит» и тоже подчеркнем звуки З-С.
-видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька.

9. Чтобы картина была полной, поэт хотел, чтобы и запахи представили.
-Какими словами поэт говорит о запахах?
(Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)
-Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье.
(Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)

Диагностические задания:

1. Назовите литературный прием:

• «Роса медвяная  , зелень горит,.. ».

2. Допишите         предло-жение:

• Стихотворение         «Черемуха  » вызывает чувство....

Личностные умения:

— проявлять интерес к лирическим стихотво-рениям ;

Познавательные умения:

— определять особен-ности лирического про-изведения и обосновывать своё мнение;

— определять средства выразительности            стихотворения С.Есенина             «Черемуха» и обосновы-вать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное за-дание в соответствии с планом;

— выполнять взаимо-проверку и взаимооценку   учебного   зада ния. Коммуникативные умения:

— подбирать адекватные слова при высказывании и суждении в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. Предметные умения:

— работать с текстом лирического произве-дения;

— выразительно читать поэтический текст;

— определять в лири-ческом тексте сравнения;

— подбирать синонимы и записывать их;

— проводить иссле-дование текстов и офор-млять его результаты в виде таблицы;

— создавать иллюст-рацию к стихотворению С.Есенина  «Черемуха».

Диагностика качества освоения темы

Цели:

Установить степень освоения данной темы, а именно умения:

— определять  автора  произведения по фрагменту текста;

— определять в тексте средства художественной выразительности;

— давать определение лирическим произведениям

1. В поэзии С.А. Есенина много «золотых» и  «серебряных»  слов: серебрит, золоые, серебряные, серебром, золотом..  вставьте их на место пропусков.

1) Кругом роса медвяная (слайд)

    Сползает по коре,

    Под нею зелень пряная

    Сияет  в _______________

                            («Черёмуха»).

2)  Ночь . Вокруг тишина.(слайд)

    Ручеёк лишь журчит.

    Своим блеском луна

    Всё вокруг_______________

                     («Ночь»).

3)  А заря, лениво(слайд)

     Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым ______________

                  («Берёза»).

4) Улыбнулись сонные берёзки, (слайд)

     Растрепали шёлковые косы.

    Шелестят серёжки.

    И горят _________________  росы.

                  («С добрым утром»).

2. Определите средства художественной выразительности.

                                                   С. Есенин.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Эпитет

Сравнение

Олицетворение

3.-А сейчас, давайте тоже на некоторое время станем поэтами. Предлагаю вам сочинить синквейн. Слайд

 Правила написания синквейна вы видите на экране.

первая строка – одно слово, существительное, отражающее  главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

четвертая строка - предложение, показывающее отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

-Поработаем группами по рядам. Вам будут предложены опорные слова, выберите те, которые будут близки вашей группе. Объединитесь в группы.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— определять      автора      по фрагменту текста;

— определять средства выразительности в тексте лирического произведения;

— составлять предложения о лирическом произведении

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

• Научить:

— соотносить       результат с поставленной целью;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

Закончите предложения:

/. Мне важно уметь определять средства выразительности, потому  что...

Самооценка

Закончите предложение:

Я... (очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которую

сделал(а) сам(а).

Личностные умения:

— оценивать      результат собственной    деятельности. Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

1. В поэзии С.А. Есенина много «золотых» и  «серебряных»  слов: серебрит, золоые, серебряные, серебром, золотом..  вставьте их на место пропусков.

1) Кругом роса медвяная

    Сползает по коре,

    Под нею зелень пряная

    Сияет  в _______________

                            («Черёмуха»).

2)  Ночь . Вокруг тишина.

    Ручеёк лишь журчит.

    Своим блеском луна

    Всё вокруг_______________

                     («Ночь»).

3)  А заря, лениво

     Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым ______________

                  («Берёза»).

4) Улыбнулись сонные берёзки,

     Растрепали шёлковые косы.

    Шелестят серёжки.

    И горят _________________  росы.

                  («С добрым утром»).

2. Определите средства художественной выразительности.

                                                   С. Есенин.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Эпитет

Сравнение

Олицетворение

3.-А сейчас, давайте тоже на некоторое время станем поэтами. Предлагаю вам сочинить синквейн. Слайд

 Правила написания синквейна вы видите на экране.

первая строка – одно слово, существительное, отражающее  главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

четвертая строка - предложение, показывающее отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

-Поработаем группами по рядам. Вам будут предложены опорные слова, выберите те, которые будут близки вашей группе. Объединитесь в группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...