Мотивировать на изучение темы | Ане и Саше нужно было разгадать загадку. Но , нетерпеливые дети, недослушав загадку, назвали разные ответы. Послушайте загадку: Будто снежный шар бела(слайд) По весне она цвела - Какие ответы могли быть у детей? Почему получились разные ответы? Прочитайте текст загадки до конца. Будто снежный шар бела По весне она цвела Нежный запах источала А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. - Так что же это? (слайд) Докажите, что это черемуха. - Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Черемуха» замечательного поэта. -Чей портрет вы видите? Слайд. -С.А. Есенина. -Какие стихи Есенина вы уже читали? («Белая береза», «Поет зима аукает», «С добрым утром») Сядьте поудобнее и послушайте стихотворение. (слайд черемухи, на фоне слайда чтение стихотворения наизусть учителем) | - проявлять интерес к изучению темы;
|
Цели: • Стимулировать инте-рес к чтению лиричес-ких стихотворений об осени. • Актуализировать знания: — о значении понятия «сравнение»; — об особенностях лирических произве-дений. • Актуализировать умение работать с лирическим текстом. • Научить: — определять особен-ности лирического про-изведения и обосновы-вать своё мнение; — определять средства выразительности лири-ческого текста С.Есенина «Черемуха»; — соотносить содержа-ние художественного текста с сюжетом кар-тины и обосновывать своё мнение; — работать с текстом лирического произве-дения: — выразительно читать поэтический текст; — определять в лирическом тексте сравнения и записывать их; — проводить исследование текстов и оформлять его результаты в виде таблицы; — создавать иллюстра-цию к стихотворению С.Есенина «Черемуха»; — выполнять учебное задание в соответствии с планом; — выполнять взаимо-проверку и взаимо-оценку учебного зада-ния; — договариваться и приходить к общему решению. | 1. Какое настроение вызвало у вас стихотворение? Почему? (Настроение радостное, приподнятое, вольное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.) 2. Словарная работа (медвяная роса- ароматная, с запахом меда; Слайд проталины- место, где стаял снег и открылась земля; Слайд под кручею- крутой спуск, обрыв, крутое место; Слайд зелень пряная- с острым ароматным запахом; Слайд волна гремучая- шумная издающая громкие звуки) Слайд 3.На какие картины можно разделить это стихотворение? (Черемуха, ручей, снова черемуха, опять ручей.) (В стихотворении Сергея Александровича два героя-ручей и черемуха. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. ) -Нарисуйте словами картины, которые вы увидели. -Какие краски вы использовали бы для иллюстрации? Почему?
-Нравится ли ручью черемуха (Да, он ей песенки поет.) 4. Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки…» (Р-ПТ-Т-СТР-БР-Р) -Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки. 5. Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Какой прием использовал поет, чтобы ожил ручеек и стал похожим на человека.) -Какой образ олицетворяет черемуха? (Образ девушки.) - А ручей? (Образ юноши.) Объясните значение понятий «олицетворение», «сравнение», «эпитет».
6.Найдите в тексте сравнения. (Что кудри…) 7. Что такое метафора? (Слова, употребленные в переносном значении.) -Найдите метафоры. (Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит…) 8. Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С. Воспользовался ли этим приемом Есенин? Попробуем про читать первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки. -А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, стоит» и тоже подчеркнем звуки З-С. -видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. 9. Чтобы картина была полной, поэт хотел, чтобы и запахи представили. -Какими словами поэт говорит о запахах? (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.) -Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье. (Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)
| Диагностические задания: 1. Назовите литературный прием: • «Роса медвяная , зелень горит,.. ». 2. Допишите предло-жение: • Стихотворение «Черемуха » вызывает чувство.... Личностные умения: — проявлять интерес к лирическим стихотво-рениям ; Познавательные умения: — определять особен-ности лирического про-изведения и обосновывать своё мнение; — определять средства выразительности стихотворения С.Есенина «Черемуха» и обосновы-вать своё мнение; Регулятивные умения: — выполнять учебное за-дание в соответствии с планом; — выполнять взаимо-проверку и взаимооценку учебного зада ния. Коммуникативные умения: — подбирать адекватные слова при высказывании и суждении в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. Предметные умения: — работать с текстом лирического произве-дения; — выразительно читать поэтический текст; — определять в лири-ческом тексте сравнения; — подбирать синонимы и записывать их; — проводить иссле-дование текстов и офор-млять его результаты в виде таблицы; — создавать иллюст-рацию к стихотворению С.Есенина «Черемуха».
|
Цели: • Установить степень освоения данной темы, а именно умения: — определять автора произведения по фрагменту текста; — определять в тексте средства художественной выразительности; — давать определение лирическим произведениям | 1. В поэзии С.А. Есенина много «золотых» и «серебряных» слов: серебрит, золоые, серебряные, серебром, золотом.. вставьте их на место пропусков. 1) Кругом роса медвяная (слайд) Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в _______________ («Черёмуха»). 2) Ночь . Вокруг тишина.(слайд) Ручеёк лишь журчит. Своим блеском луна Всё вокруг_______________ («Ночь»). 3) А заря, лениво(слайд) Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым ______________ («Берёза»). 4) Улыбнулись сонные берёзки, (слайд) Растрепали шёлковые косы. Шелестят серёжки. И горят _________________ росы. («С добрым утром»). 2. Определите средства художественной выразительности. С. Есенин. Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Эпитет | Сравнение | Олицетворение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.-А сейчас, давайте тоже на некоторое время станем поэтами. Предлагаю вам сочинить синквейн. Слайд Правила написания синквейна вы видите на экране. первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка - предложение, показывающее отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. -Поработаем группами по рядам. Вам будут предложены опорные слова, выберите те, которые будут близки вашей группе. Объединитесь в группы.
| Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью. Предметные умения: — определять автора по фрагменту текста; — определять средства выразительности в тексте лирического произведения; — составлять предложения о лирическом произведении |