Рабочая программа по чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и программы УМК « Начальная школа ХХI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.chtenie.docx | 84.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и программы УМК « Начальная школа ХХI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа ХХIвека»- М.: Вентана- Граф,2011.
Программа курса «Литературное чтение» реализует основные положения концепций формирования читательской компетенции младших школьников.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом «Начальная школа ХХI века»:
Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2013.
Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
- работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его
структуры и жанровых особенностей;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
- различение художественных и научно-популярных произведений;
- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Содержание тем учебного курса.
№ п/п | Название разделов | Всего часов | Содержание | Универсальные учебные действия |
1 | Виды речевой и читательской деятельности | 34 ч | Аудирование (слушание) Восприятие на слух произведений литературы, вошедших в круг чтения. Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на вопросы по содержанию. Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин, стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы, формулирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и героях. Использование знаково-символических средств для получения информации о произведении: теме, жанре, авторе. Понятия:жанр, тема, рассказ, сказка, загадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт Чтение вслух и молча (про себя) Чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующем индивидуальным возможностям учащихся. Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания содержания произведений. Усвоение орфоэпических норм: что — [што], конечно — коне[ш]но, -ого — -о[ва], сегодня — се[во]дня. Интонация в соответствии со знаками препинания (запятая, точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие). Чтение смысловых частей текста, абзацев. Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысловых частей (без речедвижения). Чтение молча небольших по объёму произведений разных жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания. Практическое освоение ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового видов чтения. Знакомство с повествованием, описанием картин природы, поступков героев и их внешнего вида Работа с разными видами текста Знакомство с текстами: учебным, художественным, научно-популярным. Структура текста: абзацы, части. Особенности текстов сказок, рассказов, стихотворений. Форма текста: стихотворная и прозаическая. Деление текста на части. Главная (основная) мысль. Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстрации и выбор соответствующего отрывка (абзаца или эпизода). Понятия:текст, текст произведения, произведение, заголовок, фамилия автора, абзац, смысловая часть, главная мысль Работа с текстом художественного произведения Практическое определение особенностей художественного произведения: эмоционально-нравственное содержание, образы и поступки героев, позиция автора, средства выразительности. Понимание заглавия произведения и его соответствия содержанию произведения. Понятия:Родина, честь, честность, дружба, ложь, правда. Формирование нравственных ценностей и этических норм при изучении фольклорных произведений и произведений детских писателей (В.А. Осеевой, Е.А. Пермяка, В.Ф. Одоевского, В.И. Даля, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова и других отечественных и зарубежных писателей). Восприятие и оценка содержания произведений с точки зрения морали (отношение к людям, животным, родной природе). Наблюдение и сравнение фольклорных произведений народов мира: жанр, тема, главная мысль, герои и их поступки. Понятие о герое произведения, героях положительных и отрицательных. Пересказ текста произведения по плану (кратко и подробно) Работа с текстом научно-популярного произведения Практическое знакомство с научно-популярными произведениями: наличие точной информации о предмете, человеке, природе, животных; изложение фактической информации в доступной для читателя форме (сказки В.В. Бианки, В.Ф. Одоевского и др.). Деление текста на микротемы или части, выделение ключевых слов и предложений. Пересказ подробный и краткий по готовому плану Работа с учебным текстом Чтение вступительных статей и выделение основных учебных задач. Работа с определениями литературоведческих понятий: выделение ключевых слов Библиографическая культура Книга учебная, художественная. Аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание), словарик. Типы книг: книга-произведение, книга-сборник. Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности. Детские журналы «Мурзилка», «Миша» и др. Говорение (культура речевого общения) Восприятие речи героев произведения, выделение её особенностей. Чтение диалогов и полилогов героев. Обсуждение произведения и поступков героев (диалог с учителем о произведении и героях). Ответы на вопросы учителя и одноклассников, формулирование вопросов по изучаемому произведению. Чтение по ролям и инсценирование произведения фольклора или детской литературы. Нахождение в речи обращений, слов приветствия и выражений вежливости. Монологическая речь автора, героев произведений. Построение монологов (высказываний) о произведении, книге, героях и их поступках (3–4 предложения). Понятия:диалог, реплики героев, обращения, монолог, полилог Письмо (культура письменной речи) Разножанровые произведения детской литературы как образцы письменной речи. Знакомство с произведениями в стихотворной и прозаической форме. Выделение в текстах произведений повествования, описания (предметов, портретов героев, явлений и картин природы). Употребление в письменной речи слов из произведений. Практическое знакомство с синонимами и антонимами. Выявление особенностей художественного слова | познавательные : - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; регулятивные: -учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по плану Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Сравнивать произведения разных жанров, произведения одного автора, произведения по темам и жанрам. Классифицировать произведения по теме (о Родине, о детях, о животных, о природе и т. д.), по жанру и теме, по авторской принадлежности. Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр и тема). Формулировать вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведении и героях. Различать произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам (о Родине, о детях, о природе, о животных). Использовать в речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, герой произведения Читать вслух целыми словами (с выделением ударного слога). Упражняться в чтении многосложных слов по слогам (пример: при-гля-нув-ший-ся). Учиться читать слова в соответствии с орфоэпическими нормами: что, чтобы, сегодня, конечно, первого и т. д. Читать выразительно загадки, сказки, небольшие рассказы, отрывки или абзацы по образцу в соответствии со знаками препинания с нужной интонацией (грустно, весело и т. д.). Овладевать умением читать молча абзацы, отрывки и небольшие по объёму произведения: читать и держать строку глазами, не шевеля губами. Определять жанр и тему прочитанного произведения, уметь правильно называть произведение (Сутеев.«Яблоко»). Пользоваться ознакомительным (первичным) чтением в работе с новым произведением, книгой. Использовать поисковое чтение для получения информации о герое, его поступках, а также о произведении и книге. Выделять в тексте описания картин природы, предметов, героев. Сравнивать повествование и описание в текстах произведений разных жанров Различать учебный, художественный и научно-популярный тексты (практически). Выделять до чтения название произведения (фамилия автора, заголовок). Сравнивать тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре. Характеризовать (аргументированно) структуру текста (части, абзацы, присказки, зачины). Соотносить иллюстрации с отрывком или эпизодом из текста. Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, часть, название произведения, часть текста, главная мысль Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Выделять особенности художественного текста: образность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т. п.). Понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности. Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т. д. Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали. Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним. Составлять высказывание (2–3 предложения) о произведении, о герое.
|
2 | Круг чтения | 102 ч | Произведения фольклора народов России и мира. Народные сказки: русские, татарские, ненецкие и т. д. Сходство сюжетов и тем; особенности. Рассказы о родной природе, детях и животных детских писателей, писателей-классиков. Произведения отечественных и зарубежных писателей (И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, В.И. Даля, В.Ф. Одоевского, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм). Художественная, научно-популярная, юмористическая и справочная детская книга; детские периодических издания: «Мурзилка», «Геолёнок» и др. | коммуникативные: -выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). познавательные : - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке |
3 | Литературоведческая пропедевтика | Понятия: произведение, текст, жанр, тема, фамилия автора, заголовок (заглавие), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, монолог, обращение, сравнение, синонимы, герой произведения, описание, повествование. Стихотворная и прозаическая форма произведения. Сказки народные и литературные (авторские). Виды народных сказок: о животных, бытовые и волшебные. Общее представление о басне, рассказе, стихотворении | познавательные : - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях коммуникативные: -выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). регулятивные: -учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по плану. | |
4 | Творческая деятельность учащихся (в течение года) | Чтение по ролям художественных произведений: выбор роли и передача особенностей образа героя произведения (тон и темп, мимика, жесты). Инсценирование произведений, эпизодов, отрывков. Постановка «живых картин» отдельных эпизодов произведения. Словесное рисование воображаемых картин при слушании и чтении произведений. Пересказ от лица героя или автора. Рассуждение о произведении и героях, формулировка собственной точки зрения. Интерпретация позиции автора (точки зрения автора). Создание небольших историй, комиксов о героях или с героями изучаемых произведений. Оформление книг-самоделок с моделями, планами, рисунками и текстами детей | коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; познавательные : - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях регулятивные: - осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль Конструировать описание картин к отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. | |
5 | Чтение: работа с информацией (в течение года) | Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг | коммуникативные: -выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке |
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет«литературное чтение» должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Ученик научится:
- осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
- практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
- понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
- подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
- находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее55–60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
- пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
- различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
- работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг -сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг
по теме, жанру или авторской принадлежности.
Учебно-методический комплект:
1.Ефросинина Л.А. «Литературное чтение». 3 класс. 2части. - . М.«Вентана – Граф», 2013 г.
2.Ефросинина Л.А. «Хрестоматия по литературному чтению». - М.«Вентана – Граф», 20103г.
3.Ефросинина Л.А. Рабочая тетрадь 2ч. - М.«Вентана – Граф», 2013г.
4.Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Оценка качества знаний. 2части. М.«Вентана – Граф», 2013г.
Список литературы:
1. Образовательная система «Школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». / Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова. М. «Вентана – Граф», 2010г. – 158с.
2. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. – 88 с.
3. Журнал «Начальная школа плюс До и После», ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. Министерство образования РФ, Российская Академия образования, Московский психолого – социальный институт, ООО «Баласс»
4.Ефросинина Л.А. «Литературное чтение». 3 класс. 2части. - . М.«Вентана – Граф», 2013 г.
5.Ефросинина Л.А. Рабочая тетрадь 2ч. - М.«Вентана – Граф», 2013г.
Приложение
1.Использование ИКТ в общеобразовательном процессе
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Русская сказка «Про Ленивую и Радивую». | 1 |
2 | Обобщение по разделу. Проверь себя. | 6 |
3 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | 2 |
4 | Сказки зарубежных писателей. И.Топелиус «Солнечный луч в ноябре». | 1 |
5 | Произведения К.Г.Паустовского. К.Паустовский «Какие бывают дожди». | 1 |
6 | Произведения зарубежных писателей. Дж. Лондон «Бурый волк». | 2 |
Учебно – тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс
( 4часа в неделю, всего 136 час.)
УМК «Начальная школа XXI»
№ п/п | Наименование разделов и тем урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Устное народное творчество. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, скороговорки. | 1 | ||
2 | Устное народное творчество. Старик – годовик. В.Даль. | 1 | ||
3 | Устное народное творчество. Русская народная сказка «Самое дорогое». | 1 | ||
4 | Устное народное творчество. Русская сказка «Про Ленивую и Радивую». | 1 | ||
5 | Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич» | 1 | ||
6 | Устное народное творчество. Сказки с загадками. Русские народные сказки «Дочь - семилетка», | 1 | ||
7 | Устное народное творчество. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр – Немудёр». | 1 | ||
8 | Устное народное творчество. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр – Немудёр». Деление на части, составление плана. | 1 | ||
9 | Литературное слушание. Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка (в пер. А. Платонова) | 1 | ||
10 | Малые формы фольклора: скороговорки, потешки | 1 | ||
11 | Устное народное творчество. Былина «Добрыня и Змея», Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». | 1 | ||
12 | Устное народное творчество. Былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Первый бой Ильи Муромца» | 1 | ||
13 | Устное народное творчество. Былины «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Алёша Попович». | 1 | ||
14 | Устное народное творчество. Былины. «Вольга и Микула». | 1 | ||
15 | Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича | 1 | ||
16 | Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | ||
17 | Басни. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лиса и виноград». | 1 | ||
18 | Басни. И. Крылов «Ворона и Лисица»». | 1 | ||
19 | Литературное слушание. И. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок» | 1 | ||
20-21 | Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса», А. Е. Измайлов «Филин и Чиж», И. А. Крылов «Крестьянин и работник» | 2 | ||
22 | Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | ||
23 | Произведения А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный». | 1 | ||
24 | Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») | 1 | ||
25 | Произведения А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | 1 | ||
26 | Произведения А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Работа с образами героев. | 1 | ||
27 | Произведения А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Словесное иллюстрирование эпизодов сказки. | 1 | ||
28 | Произведения А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Заучивание отрывков наизусть. | 1 | ||
29 | Произведения А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Упражнения в чтении по ролям. | 1 | ||
30 | Литературное слушание А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», | 1 | ||
31 | Произведения А. С. Пушкина. Сказки Пушкина. К. Паустовский. Вот север, тучи нагоняя. | 1 | ||
32 | Произведения А. С. Пушкина. Зимний вечер. А.С. Пушкин. | 1 | ||
33 | Няне. А.С. Пушкин. Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | ||
34 | Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…» | 1 | ||
35 | Стихи русских поэтов. А Майков «Осень» | 1 | ||
36 | Стихи русских поэтов. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…». | 1 | ||
37 | Литературное слушание. И. Бунин «Листопад» | |||
38 | Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | ||
39-40 | Произведения Л.Толстого. Л.Толстой. Сказка «Два брата», «Белка и волк». | 2 | ||
41-42 | Литературное слушание. Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» | 2 | ||
43 | Произведения Л.Толстого. Л.Толстой. Рассказы «Зайцы», «Лебеди». | 1 | ||
44 | Дополнительное чтение. «Лев и собачка» | 1 | ||
45 | Произведения Л.Толстого. Л.Толстой «Прыжок». | 1 | ||
46 | Как боролся русский богатырь. Былина. | 1 | ||
47 | Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь» | 1 | ||
48 | Литературное слушание. Книги Л. Н. Тол-стого. Дополнительное чтение рассказов | 1 | ||
49 | Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | ||
50 | Произведения Н.Некрасова. Н. Некрасов «Крестьянские дети». К.И.Чуковский «Мужичок с ноготок». | 1 | ||
51 | Литературное слушание. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст | 1 | ||
52 | Произведения Н.Некрасова. Н. Некрасов «Славная осень». | 1 | ||
53 | Н. Некрасов «Зеленый шум». К. И. Чуковский «Зеленый шум» | |||
54 | Произведения Н.Некрасова. Н. Некрасов «Мороз воевода». | 1 | ||
55 | Произведения Н.Некрасова. К.И.Чуковский «О стихах Н.А.Некрасова». Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождем» | 1 | ||
56 | Обобщение по разделу «Произведения Н.А. Некрасова» | 1 | ||
57-58 | Произведения А.П.Чехова. А.П.Чехов «Степь». | 2 | ||
59 | А. П. Чехов «Белолобый», И. С. Тургенев «Лес и степь» | 1 | ||
60 | Произведения А.П.Чехова. «Ванька». О рассказах А.П. Чехова. Н.Шер. | 1 | ||
61 | Обобщение по разделу «Проверьте себя» | 1 | ||
62 | Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи. | 1 | ||
63 | Сказки зарубежных писателей. И.Топелиус «Солнечный луч в ноябре». | 1 | ||
64 | Сказки зарубежных писателей. И.Топелиус «Солнечный луч в ноябре». | 1 | ||
65 | Сказки зарубежных писателей. И.Топелиус «Зимняя сказка». Краткий пересказ по готовому плану. | 1 | ||
66 | Стихи русских поэтов. И Никитин «Русь». | 1 | ||
67 | Стихи русских поэтов. И. Никитин «Утро». | 1 | ||
68 | Стихи русских поэтов. И.Суриков «Детство». | 1 | ||
69 | Литературное слушание. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…» | 1 | ||
70 | Стихи русских поэтов. С.Дрожжин «Привет», «Зимний день». | 1 | ||
71 | Литературное слушание. Стихи о Родине. Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва» | 1 | ||
72 | Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | ||
73 | Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 | ||
74 | Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».Озаглавливание частей. | 1 | ||
75 | Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Пересказ по готовому плану. | 1 | ||
76 | Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех». | 1 | ||
77 | Литературное слушание. Рассказы о животных. Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Постойко» | 1 | ||
78 | Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка. Рассказы Д.Н.Мамина-Сибиряка. | 1 | ||
79-80 | Произведения А.Куприна. А.Куприн «Синяя Звезда». | 2 | ||
81-83 | Произведения А.Куприна. А.Куприн «Барбос и Жулька». | 3 | ||
84 | Дополнительное чтение. А. Куприн «Собачье счастье» | 1 | ||
85 | Книги о братьях наших меньших. А. Куприн «Ю-ю» | 1 | ||
86 | Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | ||
87 | Стихи С.Есенина. Есенин. Стихи о Родине. | 1 | ||
88-89 | Стихи С.Есенина. С.Есенин. Стихи о природе. | 2 | ||
90 | Стихи С.Есенина. С.Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | ||
91 | Литературное слушание. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. «Топи да болота…», «Сыплет черемуха снегом», И. С. Тургенев «Деревня» | 1 | ||
92 | Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | ||
93-94 | Произведения К.Г.Паустовского. К.Паустовский «Стальное колечко». | 2 | ||
95-96 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 2 | ||
97-98 | Произведения К.Г.Паустовского. К.Паустовский «Кот – ворюга». | 2 | ||
99 | Произведения К.Г.Паустовского. К.Паустовский «Какие бывают дожди». | 1 | ||
100 | Произведения К.Г.Паустовского. Рассказы К.Г.Паустовского. | 1 | ||
101 | Литературное слушание. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» | 1 | ||
102 | Произведения С.Маршака. С.Маршак «Урок родного языка». | 1 | ||
103 | Произведения С.Маршака. С.Маршак «Ландыш». В.Субботин «С Маршаком». | 1 | ||
104 | Литературное слушание. С. Маршак «Кошкин дом» | 1 | ||
105 | Обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака» | 1 | ||
106 | Рассказы Л.Пантелеева. Л.Пантелеев «Честное слово». | 1 | ||
107 | Рассказы Л.Пантелеева. Л.Пантелеев «Честное слово». Деление на части, составление плана. | 1 | ||
108-109 | Рассказы Л.Пантелеева. Л.Пантелеев «Камилл. и учитель». | 2 | ||
110 | Литературное слушание. Книги Л. Пантелеева. Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая» | 1 | ||
111 | Рассказы Л.Пантелеева. Рассказы Л.Пантелеева. | 1 | ||
112 | Произведения А.Гайдара. А.Гайдар «Горячий Камень». | 1 | ||
113 | Произведения А.Гайдара. А.Гайдар «Горячий Камень». Упражнения в кратком пересказе текста. | 1 | ||
114-116 | Произведения А.Гайдара. А.Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок). | 3 | ||
117 | Произведения А.Гайдара. Аркадий Гайдар. С.Михалков. Об Аркадии Петровиче Гайдаре. К. Паустовский. | 1 | ||
118-119 | Произведения М.Пришвина. М.Пришвин «Моя Родина. | 2 | ||
120 | М. Пришвин «Двойной след» | 1 | ||
121-123 | Произведения М.Пришвина. М.Пришвин «Выскочка». | 2 | ||
124 | Произведения М.Пришвина. М.Пришвин «Жаркий час». В.Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине». | 1 | ||
125 | Литературное слушание. Детские книги о природе. Дополнительное чтение. В. Бианки «По следам» | 1 | ||
126 | Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | ||
127 | Произведения зарубежных писателей. Дж. Лондон «Бурый волк». | 1 | ||
128 | Произведения зарубежных писателей. Дж. Лондон «Бурый волк». Упражнения в чтении и озаглавливании. | 1 | ||
129 | Произведения зарубежных писателей. Дж. Лондон «Бурый волк». Заучивание наизусть описания волка. | 1 | ||
130 | Произведения зарубежных писателей. Э. Сетон-Томпсон «Чинк». | 1 | ||
131 | Произведения зарубежных писателей. Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Чтение по частям и озаглавливание. | 1 | ||
132 | Литературное слушание. Книги для детей зарубежных писателей. | 1 | ||
133 | Произведения зарубежных писателей. Э. Сетон-Томпсон. Животные – герои. | 1 | ||
134 | Произведения зарубежных писателей. Произведения зарубежных писателей. | 1 | ||
135 | Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | ||
136 | Итоговая проверка начитанности и читательских умений. | 1 |
№ п/п | Наименование разделов или глав | Всего часов | Из них | Дата
| ||
Контрольные работы | план | Факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 |
Басни | 22 | 1 | |||
2 |
| 82 | 1 | |||
3 |
| 19 | 1 | |||
4 |
зарубежных писателей | 13 | 1 | |||
| 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...