Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Творчество Н. Н. Носова"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: «Творчество Н. Н. Носова».
Цель урока: обобщить знания учащихся.
Задачи урока:
-совершенствовать коллективные формы работы;
-развивать умение понимать прочитанное;
-развивать познавательные и творческие способности детей;
-развивать память, речь, мышление;
-прививать любовь и интерес к книге, к чтению;
- расширить читательский кругозор;
-воспитывать умение слушать друг друга
Оборудование: мультимедиа, учебник, карточки с заданиями, книги Н. Н . Носова.
Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать книги по теме; учитель ориентирует детей, где они могут найти книги (школьная библиотека, поселковая; обмен книгами). Дети делятся на две команды, придумывают девиз. Команды готовят «Домашнее задание».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_uroka_otpravit.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе.
Программа Министерства образования Р. Ф.
Учебник «Родная речь», М. «Просвещение»; составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
Тема урока: «Творчество Н. Н. Носова».
Цель урока: обобщить знания учащихся.
Задачи урока:
-совершенствовать коллективные формы работы;
-развивать умение понимать прочитанное;
-развивать познавательные и творческие способности детей;
-развивать память, речь, мышление;
-прививать любовь и интерес к книге, к чтению;
- расширить читательский кругозор;
-воспитывать умение слушать друг друга
Оборудование: мультимедиа, учебник, карточки с заданиями, книги Н. Н . Носова.
Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать книги по теме; учитель ориентирует детей, где они могут найти книги (школьная библиотека, поселковая; обмен книгами). Дети делятся на две команды, придумывают девиз. Команды готовят «Домашнее задание».
Ход урока:
этапы урока | деятельность учителя | деятельность обучающихся |
I. Организа- ционный момент. | - Доброе утро! Сегодня интересный день, Вас ждут конкурсы, задания Литературное состязание! | Команды занимают свои места. |
- Как вы понимаете литературное состязание? - Верно. На литературном состязании вас ждут конкурсы. За ответами будет следить жюри, которое после каждого этапа будет подводить итоги. Жюри – называю имена отчества преподавателей. Команде победителей будут выставлены пятёрки. - Команды представьтесь и объясните, почему выбрали такие названия команд. - Молодцы команды! Вы упомянули произведения Н. Н. Носова. (слайд 1 портрет Н. Н. Носова) Действительно наше состязание посвящено его творчеству. Обратите внимание на выставку книг. Возможно, во время состязания это будет вам подсказкой. Сосредоточьтесь. Мы начинаем. | - Литературное состязание- это соревнование, нужно правильно отвечать на вопросы. - Это такой конкурс, в котором обязательно есть победитель. Первая команда: -Мы команда «Затейники»! Любим весело играть, Думать, что-то сочинять. Хотим сегодня победить, Всех ребят и гостей удивить! - Нам всем понравился рассказ Н. Н. Носова «Затейники». Герои рассказа выдумщики, как и мы. Поэтому наше название «Затейники». Вторая команда: -Команда «Знайки». Мы мудрые и находчивые. Все задания решим! К победе уже спешим! Саша: -Я предложил это название. Ребята согласились. Потому что состязание посвящено творчеству Н. Н. Носова, а Знайка самый умный герой его произведения. - Он сообразительный, мудрый и изобретательный, а мы хотим быть умными как он. | |
II. Конкурсы. | Первый конкурс: «Разминка». Он посвящён автобиографии Н. Н. Носова. Предполагает мой вопрос и ваш краткий ответ. Команды отвечают по очереди. - Где родился Н. Н.? -Кем по профессии были родители Н. Н. Носова? -В каком городе окончил институт кинематографии? - Кем работал после окончания обучения этого института. -Во сколько лет впервые был опубликован его рассказ? - Как он назывался? -В каком журнале был опубликован? - Как назывался первый сборник рассказов? Жюри подводит итоги первого конкурса. Команды ответили на равное количество вопросов. Получают по одному баллу. Счёт: 1-1 | - В городе Киеве. -Родители были актёрами. - В Москве. -Он работал кинорежиссером. - Первый рассказ в 30 лет. -Затейники. - В журнале «Мурзилка». -Он назывался»Тук-тук-тук». |
-Молодцы знаете автобиографию. Второй конкурс: «Литературная эстафета». Назовите известные вам произведения Н. Н. Носова. Победит та команда, которая больше назовёт названий. Команды отвечают по очереди. -Вспоминайте. -Конечно. Ребята справились с заданием. Конечно, вы назвали не все рассказы. Но у вас ещё многое впереди и обратите внимание на нашу выставку, какие ещё не читали, можете взять в библиотеке и познакомиться. Слово жюри: Команда «Знайки» назвала 8 произведений им 2 балла, команда «Затейники» 5 -1 балл. Счёт: 2-3 | -Затейники. -На горке. -Живая шляпа. -Фантазёры. -Телефон. -Бенгальские огни. -Витя Малеев в школе и дома. -… - Приключения Незнайки и его друзей. -… -А можно назвать ещё продолжение? «Незнайка в Солнечном городе». - Заплатка. -Прятки. -Про репку. -… - Есть ещё рассказ «Милиционер». | |
Слайд 2: лежала, соскользнула, подошёл, накрыла, поползла, раскрашивали, обернулся, нагнулся. - Прочитайте ключевые слова. К какому произведению они относятся? - Как вы понимаете название рассказа? - Почему шляпа оказалась живой? - Что обозначают слова на слайде? - Каких предметов? Конкурс третий: «внимательные читатели». Команда «Знайки»- выберете действия шляпы, «Затейники» действия ребят. Откройте учебник на с. 54-58 дополните свой ряд слов. -Команды с заданием справились. Жюри подводит итоги. У команды «Затейники» ряд получился из 11 слов им 2 балла, у команды «Знайки» Ряд из 7 слов им балл. Счёт: 4-4. | - Это слова из произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». - Все события, которые происходят в рассказе, связанны с тем, что шляпа двигалась, поэтому автор и назвал рассказ «Живая шляпа». - Потому что под шляпой был котёнок, и он двигал шляпу. - Действия предметов. - Действия шляпы и ребят.
Команды работают с текстами. «Знайки»: - Лежала, соскользнула, накрыла, поползла. - с. 55-вылезла, повернулась; с.56-лежала. «Затейники»: -Раскрашивали, подошёл, обернулся, нагнулся. -с.54 –сидели, увидел. с.55 закричали; с.56-прибежали, тресну, взяли, заглянули. | |
Конкурс четвёртый: «Героев надо знать». Слайд 3: Ко-ь-а Сл---к Кн---чка Зн---а Шпу---к Ва--к Во--ун Не----ка Пи –ль--н Сн-ж--ка Команды угадайте имена героев, впишите пропущенные буквы. Смотрят на слайд и на карточки. Жюри подводит итоги: «Знайки» 2 балла, «Затейники»1балл. Счёт:6-5 -Молодцы! Справились с заданием. Прошу вас читайте и запоминайте рассказы Н. Н. Носова. (Обратить внимание на выставку). | «Знайки»: Мы угадали: Кнопочка, Котька, Шпунтик, Ворчун, Пилюлькин, Славик, Знайка, Вадик, Незнайка, Снежинка. «Затейники» не успели, Угадали только7 слов. | |
Физминутка. | Один представитель от команды проводит разминку-паузу. | |
Пятый конкурс: «Конкурс капитанов». -Капитаны по очереди назовите особенности рассказов Н. Н.Носова. -Молодцы капитаны. Жюри подводит итог за конкурс и общий счёт. Капитаны с заданием справились. Молодцы! Приносят командам по одному баллу. Счёт: 7-6. Впереди «Знайки». | -Доступный язык. -Их легко читать. -Их интересно слушать. - Они поучительны, например, учат не паниковать. Как рассказы «Живая шляпа», «Затейники». -Они учат не портить предметы. Как рассказ «На горке». -Они учат исправлять свои ошибки. Как рассказ «На горке». -Рассказы Н. Н. Носова о таких же ребятах, как и мы. -Счастливый конец. -Герои рассказов фантазёры, выдумщики. -Герои рассказов всегда попадают в «приключения». - У героев простые мечты. - В произведениях всегда есть волнующие моменты, т. е. чувство тревоги, с которым герои справляются... | |
Конкурс шестой: «Домашнее задание». Это творческий конкурс. Ребята сами выбирали себе задание и готовили его. -Молодцы! Аплодисменты артистам. «Знайки», узнали произведение. Назовите. - Почему дети себя так называли? - В какую игру играли дети? - Кого изображали дети? -Как дети организовали игру? - Почему игра прервалась? - Что вы можете сказать о них? Что им посоветуете? Команда «Затейники» ваше домашнее задание. -Молодцы! «Знайки», ваш ответ. - Кто главный герой рассказа, и каким мы его представляете. - Какую ошибку он совершил? - Почему он совершил эту ошибку? -Как он исправил ошибку? Команды справились с заданием. Слово жюри: Команды молодцы! Мы решили каждой команде дать по баллу. Счёт:8-7. Выигрывает команда «Знайки», с «перевесом» в одно очко. | «Затейники»: Мы приготовили инсценировку по рассказу Н. Н. Носова заданием соперникам узнать произведение. Инсценировка (участвуют двое, завешен стол, сидят под одеялом). Диалог. - Вот и хорошо, что у нас свой дом. Мы всегда здесь жить будем и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним. - Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно! - Ничего, у поросят ведь домики бывают без окон. - А ты меня видишь? - Нет. А ты меня? - И я – нет. Я даже себя не вижу. - Ой! Ай! -Это фрагмент рассказа «Затейники». - Они придумывали разные игры, затевали развлечения. - Игра по сказке «Три поросёнка». - Они изображали поросят, которые прячутся от волка. - Стащили с кровати одеяло, завесили им стол. Получился дом. .. - Дети так увлеклись, что напугали друг друга… - Не паниковать, быть внимательней. Продумывать игры… «Затейники». У нас пересказ от имени героя рассказа. Соперникам узнать рассказ. « Один раз зимой я взял коньки и пошёл во двор…» - Это рассказ Н. Н. Носова « На горке». - Главный герой Котька, мальчик примерно нашего возраста. Он хитрый, иногда ленивый, но честный… - Не помогал ребятам строить горку. Засыпал горку песком. - Не задумывался, когда посыпал горку, что не сможет съехать. - Засыпал горку снегом, да ещё и ступеньки сделал. | |
- А вы попадали в подобные ситуации? Седьмой конкурс: «Творческий эксперимент». Представьте себя Н. Н. Носовым и расскажите кратко подобную ситуацию. Даётся время на подготовку. -Команды справились с заданием. Слово жюри: Командам по одному баллу. Счёт: 9-8. | -Да. «Затейники». Рассказывает один человек от команды: - Однажды ко мне в гости пришли подруги. Мы решили поиграть в прятки. Я залезла в шкаф и наступила на игрушку с пищалкой, которая давно потерялась. Я от неожиданности закричала, своим криком и подруг напугала. Но потом мы долго смеялись.
«Знайки». - Осенью во дворе мы играли в прятки. Костя спрятался под лодку. Уже всех детей нашли, а его нет. Все дети стали искать Костю. Он молит. Мы стали его звать: «Костя выходи, мы устали тебя искать. И больше в прятки играть не будем». Костя вылез. Мы спросили его, почему он так долго молчал. Костя ответил, я ждал, когда вы скажите: «Сим, сим, откройся!» Все долго смеялись. | |
Конкурс восьмой «Точка зрения». Команда «Знайки» вам слова В. Кудрявцевой, команда «Затейники» вам слова русской пословицы. Объясните свою точку зрения, к какому произведению их можно отнести и докажите это. Слайд4: У страха глаза велики. У страха не зубы – клыки. А я ничего не боюсь- Придумаю страх и смеюсь. (В. Кудрявцева)
Слайд5: Умный грешит да поправить спешит: и порядок поставит, и дело поправит. (русская пословица) -Молодцы ребята. Это было последний конкурс и вы с ним справились.
| Тексты на карточках. Команды обдумывают ответ. «Знайки» - Наша точка зрения, что эти слова можно отнести к рассказам «Живая шляпа», «Затейники». Они учат ничего не бояться. Не впадать в панику. Быть организованнее, а если что-то случилось «не раздувать из мухи слона». «Затейники». -Наша точка зрения, что эти слова можно отнести к рассказу «На горке». Котька тоже испортил горку, а потом всё исправил, да ещё и ступеньки сделал. Грешит т. е портит, учит пословица, как и рассказ, не портить вещи, чужое - не брать. А если случайно что-то испортится, то починить или отремонтировать.
| |
III. Подведение итогов | Слово жюри: Вы были активны, умны. Умели грамотно ответить на вопросы. За последний конкурс команды получают по одному баллу. Общий счёт:10- 9. Побеждает команда «Знайки», которая победила команду «Затейники» с разницей в одно очко. - Команда победителей получает пятёрки. Всем аплодисменты. Вы, ребята, молодцы хорошо знакомы с творчеством Н. Н. Носова. Если не все произведения прочитали, советую прочитать (обращаюсь к выставке). | |
IV. Домашнее задание. | Домашнее задание: напишите письмо со словами благодарности, начните его так «Николай Николаевич спасибо…» Лучшие письма мы расположим на стенде -внеклассное чтение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".
Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на ур...
Конспект урока литературного чтения "Весёлое и смешное в рассказе Н. Носова «Федина задача»
Цель: обучать учащихся выразительному чтению в процессе анализа текста, определить «нервные узлы» рассказа и поставить непосредственно к ним вопросы, которые характеризуются ясностью, стил...
Дидактический материал к уроку литературного чтения по теме "Федина задача" Н.Н. Носова
урок 2: тест на знание теста с самопроверкой и оцениванием...