Литературное чтение. 2 класс. "Школа России". Тема : Пословицы и поговорки. Технологическая карта урока.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Технология поликультурного образования. Использованы русские, армянские, таджикские пословицы и сказки в соответствии с этническим составом класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_2_klass_poslovitsy_i_pogovorki.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
УМК «Школа России»
Литературное чтение
Технологическая карта урока
Тема: Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. | Тип урока: Закрепление изученного материала. | |
Задачи урока: - учить различать виды устного народного творчества; - воспитывать интерес и уважительное отношение к образцам устного творчества разных народов; - пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; - учить выражать свою точку зрения и обосновывать ее; | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: - знать и называть малые фольклорные жанры, узнавать их, отличать друг от друга; - отличать пословицу от поговорки; | Метапредметные: регулятивные: - понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение; познавательные: - сравнивать малые фольклорные жанры между собой, соотносить пословицы и поговорки со смыслом прочитанных произведений; коммуникативные: - работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе. | Личностные: - самоопределяться в выборе заданий; - определять личностный смысл выполнения творческих заданий; - реализовывать свой творческий потенциал |
Межпредметные связи: окружающий мир (тема «Твой адрес в мире») | ||
Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение» 2 класс; - электронная презентация (приложение) | ||
Ход урока | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Мотивация познавательной деятельности | ||
Просит назвать тему урока, угадав виды устного народного творчества по определениям: Это короткие, точные, образные выражения. В них заключена народная мудрость. Одна из них имеет поучительный смысл. Другая дает меткую и краткую характеристику явлению, поведению, поступку | Отвечают, опираясь на знания, полученные в 1 классе. Приводят примеры. Обосновывают свои ответы. | |
Актуализация необходимых знаний | ||
Просит уточнить определения, воспользовавшись Толковым словарем и Интернет- ресурсами. Просит подготовленных учащихся рассказать о происхождении пословицы « Взялся за гуж, не говори, что дюж», поговорок «тютелька в тютельку» и « семь пятниц на неделе». Слайд 2. (пословицы, поговорки) Слайд 3. ( лошадиная упряжь) Предлагает определить жанр, привести примеры, когда уместно использовать эту пословицу и поговорку. | Поиск определений, чтение определений вслух. http://slovari.yandex.ru /, Толковый словарь. «Тютелька в тютельку». Тютелька — это уменьшительное ( «удар, попадание») название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе. Сегодня для обозначения высокой точности употребляется выражение «тютелька в тютельку». - Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе». - «Взялся за гуж, не говори, что не дюж!» У слова гуж в русском языке несколько значений. Это веревочная петля для весла на лодке ; это еще и способ перевозки грузов на телегах или санях. В нашем выражении гуж - это часть лошадиной упряжи, кожаная (или веревочная) петля у хомута, служащая для скрепления оглобли с дугой. Взялся за гуж - буквально значило "впрягся", а переносно - "взялся за дело", "дал слово, пообещал что-нибудь". Вторая часть пословицы содержит нравоучение: не говори, что не дюж, т. е. не отговаривайся, что ты слаб. Работа в парах (подготовка примеров с использованием пословиц и поговорок) | |
Организация познавательной деятельности | ||
Работа с учебником. Стр. 26, 27.Чтение пословиц. Распределение их на группы: пословицы о Родине, о трудолюбии. Объяснение их смысла. - Пословицы, поговорки, а также сказки относятся к устному народному творчеству. В них заключена народная мудрость. Пословицы, поговорки и сказки часто сопровождают друг друга. Организация чтения сказки «Человек без друга, что дерево без корней» (карточки). Поиск пословиц и поговорок. | Самостоятельно, про себя читают пословицы. Делят пословицы по темам, объясняют их смысл. Чтение сказки про себя. Поиск пословиц и поговорок. Объяснение смысла пословиц и поговорок в сказке.
| |
Человек без друга, что дерево без корней Собрались как-то кот Васька, петух Петя и гусёнок Гоша в лес за клюквой. Ведь что летом соберёшь, то зимой на столе найдёшь. А клюква на болоте растёт, значит, без резиновых сапог никак не обойтись. У кота и гусёнка резиновые сапоги были, а петуху их пёс Трезор одолжил. Дошли приятели до болота, и тут у них спор возник. Гоша предложил обойти болото по краешку. Кот стал уговаривать друзей переночевать в шалаше, а утром в путь отправиться. А петух стал возражать приятелям: « Ну уж нет! Мало того, что мы тащимся сюда черепашьим шагом, так сейчас ещё спать разляжемся. Вы как хотите, а я напрямик пойду. Вот увидите, я больше всех ягод наберу». И запрыгал петух по трясине с кочки на кочку. Кот и гусенок решили не ссориться, а сначала шалаш сложить, затем выстругать длинные палки, чтобы трясину проверить, и идти искать непутёвого петуха. « Человек без друга, что дерево без корней. Нельзя нам Петьку бросать», - решили друзья. Когда шалаш был готов, друзья, вооружившись палками, отправились на поиски петуха. А он не смог далеко уйти и сидел мокрый, жалкий и босой на кочке совсем рядом с шалашом. - Ну что, горе - горькое, где же твои сапоги? – спросил кот. - В трясину засосало, я и сам чуть не погиб, - жалобно пропищал петух. – Может вы поищете мои сапоги вон за той кочкой, а то как же я теперь босиком пойду? И Трезорке что отдавать буду? -Цену вещи узнаешь, когда потеряешь, - заметил гусёнок. А кот пошёл за кочку, на которую ему указал петух, и долго шарил лапами и палкой в трясине. -Нет, что с возу упало, то пропало, - наконец произнёс он. – Пошли к шалашу: утро вечера мудренее. Гоша и Васька вдвоём донесли петушка до стоянки. Когда птицы угомонились, кот надрал лыка и сел плести петуху лапти. К утру лапти были готовы. На зорьке приятели быстро набрали по лукошку клюквы и к обеду были уже дома. Пёс Трезор простил петуху утерянные сапоги, а Пете так понравились лапти, что он их и снимать не захотел. Так с тех пор в лаптях и щеголяет.
| ||
Слайды 4, 5,6 ,7 (выделены пословицы и поговорки в тексте сказки) Слайд 8. (армянские и таджикские пословицы о труде) Предлагает прочитать пословицы, определить их тему, найти похожие по смыслу русские пословицы в учебнике (с.26, 27) Делает вывод. Пословицы о труде принадлежат разным народам, а смысл их один и тот же. Читает армянскую сказку «Ремесло дороже золота». Предлагает найти в ней пословицу, в которой заключен ее смысл. Поясняет, что сказка эта - образец устного творчество армянского народа. | Читают и определяют общую тему пословиц. Находят похожие по смыслу русские пословицы в учебнике на с. 26. 27 Слушают чтение учителя. Определяют, чему учит сказка. Называют пословицу, в которой заключен ее смысл. | |
Армянская сказка « Ремесло дороже золота» Жил некогда богатый царь. Он часто тайком от везиров ходил по городам и селам, послушать, что о нем говорит народ. Как-то раз в одном селе царь встретил красивую девушку и решил на ней жениться. Отправил он везиров в село. Сказали они отцу и матери девушки, что царь хочет на ней жениться. Отец девушки обратился к дочери: - Дочь моя, царь послал своих везиров, сватается за тебя. Что им ответить? Девушка спросила: - А какое у царя ремесло? - Что ты, дочь моя, ума лишилась? Какое у царя может быть ремесло? Он владеет миром, что захочет - сделает, а мы все - его слуги. - Нет, мой муж должен владеть каким-нибудь ремеслом, иначе я за него замуж не пойду. , передали везиры царю ответ девушки. Удивился царь, но ничего не поделаешь, ради девушки решил выучиться ремеслу. Выбрал он самое легкое ремесло, - стал учиться ткать ковры. Наконец, царь соткал для своей невесты красивый ковер и послал ей в подарок. Везир - ( арм.) - царский чиновник | ||
Слайд 9 ( пословицы разных народов) Организует чтение пословиц разных народов и предлагает сравнить их с русскими пословицами. Читают пословицы, из списка русских пословиц подбирают похожую по смыслу. | ||
Подведение итогов | ||
Предлагает совместными усилиями ответить на вопрос «Что общего в пословицах разных народов». | Объясняют, приводят примеры | |
Диагностика достижения планируемых результатов Слайд 10 (пословицы армянские, русские, таджикские) Уровень А. Найдите пословицы с одинаковым смыслом у русских, армян и таджиков. Уровень Б. Составьте пословицы: Уровень В. ( Работа в группе). Придумайте небольшой рассказ, выберите для него пословицу, в которой заключена будет основная мысль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса "Русские народные сказки" (с технологической картой).
Конспект урока составлен с использованием технологической карты....
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
УМК Школа России. Окружающий мир 4 класс.Технологическая карта урока. Тема "Лес и человек"
Окружающий мир 4 классУМК Школа Россиитема "Лес и человек"...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».
Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор н...