Литературное чтение. 2 класс. "Школа России". Тема : Пословицы и поговорки. Технологическая карта урока.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Колганова Нина Анатольевна

Технология поликультурного образования. Использованы русские, армянские, таджикские пословицы и сказки в соответствии с этническим составом класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klass_poslovitsy_i_pogovorki.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

                                                                                                                                2 класс

                                                                                                 УМК «Школа России»

                                                                                                 Литературное чтение

                                                                                            Технологическая карта урока

 Тема: Устное народное творчество.  Пословицы и поговорки.

Тип урока: Закрепление изученного    материала.

Задачи урока: 

   -  учить различать виды устного народного творчества;

   -   воспитывать интерес и уважительное отношение  к образцам устного  творчества  разных народов;

   -  пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками;  

   -   учить  выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
  -   развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

                                                                                           Планируемые результаты

Предметные:

  - знать и называть малые фольклорные жанры, узнавать их, отличать друг от друга;

 - отличать пословицу от поговорки;

Метапредметные:

 регулятивные:

- понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

познавательные:

- сравнивать малые фольклорные жанры между собой,  соотносить пословицы и поговорки со смыслом прочитанных произведений;

коммуникативные:

- работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

Личностные:

- самоопределяться в выборе заданий;

- определять личностный смысл выполнения творческих заданий;

- реализовывать свой творческий потенциал

Межпредметные связи:  окружающий мир (тема «Твой адрес в мире»)

Ресурсы урока:  учебник «Литературное чтение» 2  класс;

- электронная презентация (приложение)

                                                                                                         Ход урока

                                          Деятельность учителя

                                                  Деятельность учащихся

                                                                                              Мотивация познавательной деятельности

Просит назвать тему урока, угадав  виды устного народного творчества по определениям: Это короткие, точные, образные выражения. В них заключена народная мудрость.

 Одна из них имеет поучительный смысл.   Другая  дает  меткую и краткую  характеристику  явлению, поведению, поступку

Отвечают, опираясь на знания, полученные в 1 классе. Приводят примеры. Обосновывают свои ответы.

                                                                                                     Актуализация необходимых знаний

Просит уточнить определения, воспользовавшись Толковым словарем и Интернет- ресурсами.
Слайд 1 (определения)

Просит подготовленных учащихся рассказать о происхождении пословицы « Взялся за гуж, не говори, что дюж», поговорок «тютелька в тютельку» и « семь пятниц на неделе».

Слайд 2. (пословицы, поговорки)

Слайд 3. ( лошадиная упряжь)

Предлагает определить жанр, привести примеры, когда уместно использовать эту пословицу и поговорку.

  Поиск определений, чтение определений вслух.        http://slovari.yandex.ru /, Толковый словарь.

«Тютелька в тютельку». Тютелька — это уменьшительное   ( «удар, попадание») название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе. Сегодня для обозначения высокой точности употребляется выражение «тютелька в тютельку».

- Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе». - «Взялся за гуж, не говори, что не дюж!» У слова гуж в русском языке несколько значений. Это веревочная петля для весла на лодке ;  это еще и способ перевозки грузов  на телегах  или санях. В нашем выражении гуж - это часть лошадиной  упряжи, кожаная (или веревочная) петля у хомута, служащая для скрепления оглобли с дугой. Взялся за гуж - буквально значило "впрягся", а переносно - "взялся за дело", "дал слово, пообещал что-нибудь".  Вторая часть пословицы  содержит нравоучение: не говори, что не дюж, т. е. не отговаривайся, что ты слаб.

Работа в парах (подготовка примеров с использованием пословиц и поговорок)

                                                                                           Организация познавательной деятельности

Работа с учебником. Стр. 26, 27.Чтение пословиц. Распределение их   на группы: пословицы  о Родине, о трудолюбии. Объяснение их смысла.

- Пословицы, поговорки, а также сказки относятся к устному народному творчеству. В них заключена народная мудрость. Пословицы, поговорки и сказки часто сопровождают друг друга.

Организация чтения сказки «Человек без друга, что дерево без корней» (карточки). Поиск пословиц и поговорок.

Самостоятельно, про себя читают пословицы. Делят пословицы по темам, объясняют их смысл.

Чтение сказки про себя. Поиск пословиц и поговорок. Объяснение смысла пословиц и поговорок в сказке.

 

                                                                                                       Человек без друга, что дерево без корней

        Собрались как-то кот Васька, петух Петя и гусёнок Гоша в лес за клюквой. Ведь что летом соберёшь, то зимой на столе найдёшь. А клюква на болоте растёт, значит, без резиновых сапог никак не обойтись. У кота и гусёнка резиновые сапоги были, а петуху их пёс Трезор одолжил. Дошли приятели до болота, и тут у них спор возник. Гоша предложил обойти болото по краешку. Кот стал уговаривать друзей переночевать в шалаше, а утром в путь отправиться. А петух стал возражать приятелям: « Ну уж нет!   Мало того, что мы тащимся сюда черепашьим шагом, так сейчас ещё спать разляжемся. Вы как хотите, а я напрямик пойду. Вот увидите, я больше всех ягод наберу».

И  запрыгал  петух  по трясине с кочки на кочку. Кот и гусенок решили не ссориться, а сначала шалаш сложить, затем выстругать длинные палки, чтобы трясину проверить, и  идти  искать непутёвого петуха.

« Человек без друга, что дерево без корней. Нельзя нам Петьку бросать»,  - решили друзья.

Когда шалаш был готов, друзья, вооружившись палками, отправились на поиски петуха. А он не смог далеко уйти и сидел мокрый, жалкий и босой на кочке  совсем рядом с шалашом.

- Ну что, горе - горькое, где же твои сапоги? – спросил кот.

- В трясину засосало, я и сам чуть не погиб, - жалобно пропищал петух. – Может вы поищете мои сапоги вон за той кочкой, а то как же я теперь босиком пойду? И Трезорке что отдавать буду?

-Цену вещи узнаешь, когда потеряешь, -  заметил гусёнок.

А кот пошёл за кочку, на которую ему указал петух, и долго шарил лапами и палкой в трясине.

-Нет, что с возу упало, то пропало, - наконец произнёс он. – Пошли к шалашу: утро вечера мудренее.

Гоша и Васька вдвоём донесли петушка до стоянки. Когда птицы угомонились, кот надрал лыка и сел плести петуху лапти. К утру лапти были готовы. На зорьке приятели быстро набрали по лукошку клюквы и к обеду были уже дома. Пёс Трезор простил петуху утерянные сапоги, а Пете так понравились лапти, что он их и снимать не захотел. Так с тех пор в лаптях и щеголяет.

 

Слайды 4, 5,6 ,7 ыделены пословицы и поговорки в тексте сказки)

Слайд 8. (армянские и таджикские пословицы о труде)

Предлагает прочитать пословицы,  определить  их тему, найти похожие по смыслу русские пословицы  в учебнике (с.26, 27)

Делает вывод. Пословицы о труде принадлежат разным народам,

а смысл их один и тот же.

Читает армянскую сказку «Ремесло дороже золота». Предлагает найти в ней пословицу, в которой заключен ее смысл. Поясняет, что сказка эта -  образец устного творчество армянского народа.

Читают и определяют общую тему пословиц. Находят похожие по смыслу русские пословицы  в учебнике на с. 26. 27

Слушают чтение учителя. Определяют, чему учит сказка. Называют пословицу, в которой заключен ее смысл.

                                                                       Армянская сказка « Ремесло дороже золота»

       Жил некогда богатый царь. Он часто тайком от везиров  ходил  по городам и селам, послушать, что о нем говорит народ. Как-то раз в одном селе царь встретил красивую девушку и решил на ней жениться. Отправил он везиров  в  село.  Сказали они отцу и матери девушки, что царь  хочет на ней жениться. Отец девушки  обратился к дочери:

- Дочь моя, царь послал своих  везиров, сватается за тебя. Что им ответить?

Девушка спросила:

- А какое у царя ремесло?

- Что ты, дочь моя, ума лишилась? Какое у царя может быть ремесло? Он владеет миром, что захочет - сделает, а мы все - его слуги.

- Нет, мой муж должен владеть каким-нибудь ремеслом, иначе я за него замуж не пойду.

, передали везиры  царю ответ девушки. Удивился царь, но ничего не поделаешь, ради девушки решил  выучиться ремеслу. Выбрал он  самое легкое ремесло, - стал учиться ткать ковры. Наконец, царь соткал для своей невесты красивый ковер и послал ей в подарок.
Девушке понравился ковер, и она согласилась стать женою царя.
      Прошло время, и снова царь в одежде нищего стал обходить свои города и села. Однажды он попал в руки разбойников, и разбойники продали его богатому купцу.
      Купец запер царя в темную каморку и заставил выткать ковер. Царь соткал  ковер, да такой красивый, подобного которому не было во всем мире. Купец остался  очень доволен и приказал пленнику соткать ковер для царского дворца..
  Царь  очень обрадовался , выткал    ковер, а в углу ковра выткал буквы (так, чтоб только одна царица могла прочитать), что попал он в беду и просит освободить его.
      Купец  понес ковер в царский дворец.  Царица  прочитала надпись и узнала, что случилось с ее мужем.  Она тотчас  повелела привести того, кто соткал этот ковер, целым и невредимым во дворец.
  Когда  везиры доставили ткача во дворец, царица   узнала в нем царя. Она   бросилась к нему, обнялись они, поцеловались.
- Правду говорят, жена, - сказал царь, - что ремесло - дороже золота.

Везир  - ( арм.) - царский чиновник

Слайд 9 ( пословицы разных народов)

Организует чтение пословиц разных народов и предлагает сравнить их с русскими пословицами.

Читают пословицы, из списка русских пословиц подбирают похожую по смыслу.

                                                                                                                                Подведение итогов

Предлагает совместными усилиями ответить на вопрос «Что общего в пословицах разных народов».

Объясняют, приводят примеры

                                                                                     Диагностика достижения планируемых результатов

Слайд 10 (пословицы армянские, русские, таджикские)

Уровень  А.  Найдите пословицы с одинаковым смыслом у русских, армян и таджиков.

Уровень Б. Составьте  пословицы:
сколько волка ни корми – век живи – любишь кататься – лучше поздно – семь бед – за спрос – он все в лес смотрит – век учись – люби и саночки возить – чем никогда – один ответ – денег не берут.

Уровень В. ( Работа в группе). Придумайте небольшой рассказ,  выберите для него  пословицу, в которой заключена будет основная мысль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

УМК Школа России. Окружающий мир 4 класс.Технологическая карта урока. Тема "Лес и человек"

Окружающий мир 4 классУМК Школа Россиитема "Лес и человек"...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор н...