Лит.чтение 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды контроля | Дата |
Летописи. Былины. Жития (8 часов) | |||||
1 | «Берегите книгу». Знакомство с учебником. Летописи. | Знание раздела и его особенности. Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать: средства художественной выразительности. названия, основное содержание изученных литературных произведений; особенности построения стихотворений – имена, фамилии их авторов Уметь: делить текст на части; устанавливать последовательность действий; выразительно читать; находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления; | Фронтальный опрос | 1 неделя сентябрь 3-7 |
2 | «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение | |||
3 | Летописи «И вспомнил Олег коня своего» | Выразительное чтение | |||
4 | Былины – жанр устного народного творчества «Ильины три поездочки» | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | 2 неделя сентябрь 10-14 | ||
5 | Былины «Ильины три поездочки» | Понимание содержания литературного произведения Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня | Выразительное чтение. Краткий пересказ | ||
6 | «Житие Сергея Радонежского» | ||||
3 неделя сентябрь 17-21 | |||||
7 | «Житие Сергея Радонежского» | ||||
8 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | Знание раздела и его особенности. | Фронтальный опрос | ||
Чудесный мир классики (18 часов) | |||||
9 | П.П.Ершов «Конек-Горбунок» | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста | Знать: средства художественной выразительности. названия, основное содержание изученных литературных произведений; особенности построения стихотворений – имена, фамилии их авторов Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления; самостоятельно заучивать наизусть стихотворение выразительно читать составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций; составлять план пересказа | ||
10 | Характеры главных героев в сказке П.Ершова «Конек- Горбунок» | Разделить текст на части Пересказ | 4 неделя сентябрь 24-28 | ||
11 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.Ершова «Конек-Горбунок» | ||||
12 | А.С.Пушкин. Стихи об осени. | Произведения выдающихся представителей русской литературы (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой,…); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) | Выразительное чтение | ||
13 | А.Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора» | Наизусть | 1 неделя октябрь 1- 5 | ||
14 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Выразительное чтение | |||
15 | Волшебные сказки народные и литературные. А.Пушкин «Сказка и мертвой царевне и семи богатырях» | Выразительное чтение | |||
16 | Поступки и действия как основное средство изображения персонажей | Фронтальный опрос | 3 неделя октябрь 15-19 | ||
17 | «Что за прелесть эти сказки!» Сказки А.С.Пушкина | ||||
18 | М.Ю.Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | Отрывок наизусть | |||
19 | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». Хорошие и плохие поступки людей. | Выразительное чтение. Фронтальный опрос | 4 неделя октябрь 22-26 | ||
20 | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М.Лермонтова «Ашик-Кериб» | ||||
21 | Главы из автобиографической повести Л.Н.Толстого «Детство» | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. | Пересказ по плану | ||
1 неделя ноябрь 5-9 | |||||
22 | Л.Толстой «Как мужик убрал камень» | ||||
23 | Отличие рассказа от сказки. А.П.Чехов «Мальчики» | Осознанное и выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Выразительное чтение, пересказ
| ||
24 | В мире приключений. | ||||
25 | А.П.Чехов «Мальчики». Составление плана. | ||||
2неделя ноябрь 12-16 | |||||
26 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | Знание раздела и его особенности. | Фронтальный опрос | ||
Поэтическая тетрадь (11 часов) | |||||
27 | Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф.И.Тютчева «Еще земли печален вид» | Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов. Выразительное чтение, | Знать: особенности построения стихотворений; содержание прочитанного; средства художественной выразительности. - имена, фамилии их авторов особенности построения стихотворений Уметь: находить средства художественной выразительности; выразительно читать; выбирать в тексте слова и выражения для ответа на вопрос устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать; самостоятельно заучивать наизусть стихотворение. | Выразительное чтение | 3 неделя ноябрь 19-23 |
28 | Ф.Тютчев «Как неожиданно и ярко» | Наизусть | |||
29 | А.Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь» | Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) | Выразительное чтение | ||
30 | Картины весенней природы и настроение в стихах Е.А.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот» | 4 неделя 26-30 | |||
31 | Картина сельского быта. А.Н.Плещеев «Дети и птичка» | Наизусть | |||
32 | Тема любви к Родине в стихотворениях разных поэтов | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Выразительное чтение | ||
33 | И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями» | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | 1неделя 3-7 | ||
34 | Тема детства в стихах Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки» | Наизусть | |||
35 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунина «Листопад» | Выразительное чтение | |||
36 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Фронтальный опрос | 2 неделя декабрь 10-14 | ||
37 | Урок – викторина по разделу «Поэтическая тетрадь» | Знание раздела и его особенности. Индивидуальные задания. | тематический | ||
Литературные сказки (11 часов) | |||||
38 | Научно-познавательная сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» | Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Отзыв о понравившемся произведении Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать: особенности авторских сказок названия, основное содержание изученных литературных произведений; средства художественной выразительности. - имена, фамилии их авторов Уметь: характеризовать героев, выделять в тексте слова автора, действующих лиц; делить текст на части, составлять план пересказа устанавливать последовательность действий; выразительно читать | Фронтальный опрос, пересказ | 2 неделя |
39 | Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» | 3 неделя декабрь 17-21 | |||
40 | Роль описания в раскрытии характеров главных героев в сказке В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе» | Выразительное чтение | |||
41 | Сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце» | ||||
42 | Особенности речи героев сказа П.Бажова «Серебряное копытце» | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Пересказ | 4 неделя 24-28 | |
43 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. | Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Выразительное чтение | 24-28 | |
44 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» | ||||
45 | Персонажи сказок, фантастические события, волшебные предметы в сказке С.Аксакова «Аленький цветочек» | Выразительное чтение Чтение по ролям | Январь 10-11 | ||
46 | Персонажи сказок, фантастические события, волшебные предметы в сказке С.Аксакова «Аленький цветочек» | ||||
47 | Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С.Аксакова «Аленький цветочек» | Пересказ | Январь 14-18 | ||
48 | Обобщение по разделу «Литературные сказки» | Знание раздела и его особенности. Самостоятельная работа. | Фронтальный опрос | ||
Делу время – потехе час (7 часов) | |||||
49 | Авторская литературная сказка Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» | Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Знать: особенности авторских сказок названия, основное содержание изученных литературных произведений; средства художественной выразительности. - имена, фамилии их авторов Уметь: давать оценку прочитанному; соотносить заглавие, главную мысль произведения; составлять первоначальные представления о произведении - устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать делить текст на части; устанавливать последовательность действий; выразительно читать | Выразительное чтение Пересказ | |
январь 21-25 | |||||
50 | Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» | ||||
51 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» | Выразительное чтение | |||
52 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». | ||||
53 | В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка» | ||||
Январь 28-01 | |||||
54 | Авторское отношение к герою в рассказе В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» | Фронтальный опрос | |||
55 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | Знание раздела и его особенности. | |||
Страна детства (7 часов) | |||||
56 | Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей. | Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Знать: - названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов. - содержание прочитанного. - имена, фамилии их авторов Уметь: определять отношение автора; выразительно читать; самостоятельно заучивать наизусть. - определять тему и главную мысль; давать характеристику героям; делить текст на смысловые части; находить в тексте слова автора, персонажей -устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать делить текст на части; | Пересказ по плану | 1 неделя февраль 4-8 |
57 | Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношение детей и взрослых. | ||||
58 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений. Осознанность и выразительность чтения. | Выразительной чтение | ||
59 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 2 неделя февраль 11-15 | |||
60 | Средства художественной выразительности в рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | Пересказ | |||
61 | М.М.Зощенко «Елка» | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста | Выразительное чтение | ||
62 | Обобщение по разделу «Страна детства» | Знание раздела и его особенности. Индивидуальные задания. | Фронтальный опрос | 3 неделя февраль 18-22 | |
Поэтическая тетрадь (5 часов) | |||||
63 | Тема детства в произведениях В.Я.Брюсова «Опять сон», «Детская» | Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов. | Знать: средства художественной выразительности. названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов. особенности построения стихотворений; содержание прочитанного; Уметь: устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать определять отношение автора; выразительно читать; самостоятельно заучивать наизусть. выразительно читать; анализировать прочитанное; давать характеристику действующим лицам делить текст на части; устанавливать последовательность действий; выразительно читать | Выразительное чтение | |
64 | Стихи о счастливых снах детства С.А.Есенин «Бабушкины сны» | Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. | Выразительное чтение | ||
65 | Тема природы и Родины в стихах М.И.. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | Наизусть | 4неделя 25-01 | ||
66 | |||||
67 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Знание раздела и его особенности. Индивидуальные задания. | Фронтальный опрос | ||
Природа и мы (11 часов) | |||||
68 | Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш» | Умение кратко пересказывать | Знать: - средства художественной выразительности. - названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов. Уметь: определять отношение автора; выразительно читать; самостоятельно заучивать наизусть. выразительно читать; анализировать прочитанное; давать характеристику действующим лицам делить текст на части; устанавливать последовательность действий; выразительно читать | Выразительное чтение | 1неде |
69 | Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамина - Сибиряка «Приемыш» | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста | пересказ | 1неде ля март 4-7 | |
70 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька» | ||||
71 | Тема самопожертвования в рассказе А.Куприна «Барбос и Жулька». | ||||
2 нед | |||||
72 | Писательская наблюдательность М.М.Пришвина в рассказе «Выскочка» | Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания) | Выразительное чтение | ||
73 | Рассказ о животных Е.И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении | Краткий пересказ | |||
74 | Тема природы в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». | Выразительной чтение | |||
75 | Научно-естественные сведения о природе в рассказе В.Астафьева «Стрижонок Скрип» | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Выразительной чтение | 3 неделя | |
76 | Научно-естественные сведения о природе в рассказе В.Астафьева «Стрижонок Скрип» | Пересказ | 3 неделя 18-22 | ||
77 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | Знание раздела и его особенности | Фронтальный опрос | ||
78 | Викторина «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы- загадки про зверей и птиц. | Знание раздела и его особенности. | тематический | ||
Поэтическая тетрадь (7 часов) | |||||
79 | Тема природы и Родины в стихотворениях разных поэтов. | Выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Знать: - особенности построения стихотворений; - названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов. - содержание прочитанного. - имена, фамилии их авторов Уметь: определять отношение автора; выразительно читать; самостоятельно заучивать наизусть. | Фронтальный опрос | 1 неделя апрель 1-5 |
80 | Настроение, выраженное в стихах Б.Л.Пастернака «Золотая осень» | Выразительное чтение | |||
81 | Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С.А. Клычкова «Весна в лесу» | Выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) Знание раздела и его особенности. Индивидуальные задания. | 2 неделя апрель 8-12 | ||
82 | Настроение, выраженное в стихах Д.Б. Кедрина «Бабье лето» | ||||
83 | Н.М.Рубцов «Сентябрь» | ||||
84 | Иносказательный смысл произведения С.А.Есенина «Лебедушка» | 3 неделя 15-19 | |||
85 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Фронтальный опрос | |||
Родина (5 часов) | |||||
86 | Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И.С.Никитина «Русь» | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания | Знать: - особенности построения стихотворений; - названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов. - содержание прочитанного. Уметь: определять отношение автора; выразительно читать; самостоятельно заучивать наизусть. | Выразительное чтение | |
87 | Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С.Д.Дрожжина «Родине» | Выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания | Чтение наизусть | 22-26 | |
88 | Красота и величие природы в стихотворении А.В. Жигулина «О. Родина! В неярком блеске» | Выразительное чтение | |||
89 | Тема войны в произведении Б.А.Слуцкого «Лошади в океане» | ||||
90 | Обобщение по разделу «Родина» | Знание раздела и его особенности. Индивидуальные задания. | Фронтальный опрос | Апрель 29-30 | |
Страна Фантазия (3 часа) | |||||
91 | Фантастическая литература. Знакомство с произведениями писателей – фантастов. | Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений. Осознанность и выразительность чтения. | Знать: - средства художественной выразительности. - названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов Уметь: выразительно читать; анализировать прочитанное; давать характеристику действующим лицам делить текст на части; устанавливать последовательность действий; выразительно читать | Тематический, Фронтальный опрос | Май 6-8 |
92 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | Пересказ | |||
93 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» | Выразительное чтение | |||
Зарубежная литература (9 часов) | |||||
94 | Фантастические события, персонажи в произведении Д.Свифта «Путешествие Гулливера» | Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений. Осознанность и выразительность чтения. | Знать: материал за курс 4 класса, - названия, основное содержание изученных литературных произведений; Уметь: высказывать свои суждения о прочитанном выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы; – чётко, ясно, развёрнуто излагать свои мысли в устной и письменной форме; – проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы | Выразительное чтение | 2 неделя май 12-17 |
95 | Персонажи сказки Г.Х.Андерсена | Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений. Осознанность и выразительность чтения. | Творческий пересказ | ||
96 | Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка» | Восприятие на слух и передача содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос | Выразительное чтение | ||
97 | Тема первой любви в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера» | ||||
98 | Характеристика персонажей. М.Твен. «Приключения Тома Сойера» | 3 неделя 20-24 | |||
99 | Библейские сказания. С.Лагерлеф «Святая ночь» | Выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Выразительное чтение, пересказ | ||
4 нед. | |||||
100 | Сказания о Христе. С.Лагерлеф «Святая ночь» | ||||
101 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | Знание произведения, ответы на вопросы. | 4 неделя 27-31 | ||
102 | Урок – отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом. | Знание раздела и его особенности. | Тематический |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Мониторинг техники чтения класса
Эту таблицу использую для оформления результатов мониторинга техники чтения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....