Урок по литературному чтению Михалков
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему
Урок по литературному чтению, презентация на тему и приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mihalkov.doc | 54 КБ |
mihalkov.ppt | 980.5 КБ |
mihalkov_pril.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок чтения по теме
Автор разработки:
Мелентьева Любовь Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4 Муром
Класс: 4
2013 г.
Тема: Страна Детства
Цели:
- дать представление о жизни С.В.Михалкова;
- обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.В.Михалкова;
- расширять круг чтения детей;
- развивать речь, выразительное чтение;
- развивать образное мышление, любознательность;
- развивать творческие способности, воображение детей;
- воспитывать интерес к читательской деятельности, бережное отношение к книгам;
- воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество т. д.
Оборудование: портрет С.В.Михалкова; выставка книг; компьютерная презентация «Карта путешествия»; записи: Гимн России, «Песенка друзей»; Мультфильмы: «Как старик корову продавал», «Жадный богач»; иллюстрации к произведениям.
Ход урока
Слайд 2
Учитель: Сегодня мы отправляемся в страну Детства вместе с удивительным поэтом, который уже более 50 лет остаётся добрым наставником юных читателей. А чтобы отгадать о ком идёт речь, мы обратимся к отрывкам из самого известного произведения этого автора. Из первых букв отгадываемых слов составим фамилию и имя этого автора.
(отрывки читает учитель ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Слайд 3
Учитель: С.В.Михалков так писал о своём творчестве:
Пером – оружием своим,
Что я в руках держу,-
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат служу.
Способность к поэзии обнаружилась у Сергея Владимировича уже в 9 лет. Его отец послал несколько стихотворений своего сына известному писателю Александру Безыменскому, которому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации.
Как называется стихотворение, отрывки из которого вы слышали? («Дядя Стёпа»)
Слайд 4
Учитель: Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую жизнь Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей. Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Стёпу» – большого человека по прозванию «Каланча».
В 1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришёл худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принёс стихи». Редактор начал читать:
В доме восемь
Дробь один
Жил высокий гражданин
По фамилии Степанов
И по имени Степан.
Учитель: Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, а так как перед ним стоял высокий юноша, то редактор решил, что он написал стихи про самого себя. «Ваша фамилия Степанов?», – спросил редактор. Но автор ответил: «Михалков Серёжа». Дочитав, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Подумал и добавил: «Нам не нужен художник, нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас, вы вылитый Дядя Стёпа». И потом многие думали, что Дядя Стёпа и Михалков – это одно и то же лицо.
В своём произведении Михалков рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль с продолжением:
«Дядя Стёпа – милиционер»
«Дядя Стёпа и Егор»
«Дядя Стёпа – ветеран»
Сегодня мы отправимся в путешествие в поэтический мир Сергея Михалкова.
Слайд 5
Первая остановка «Дворик»
Учитель: Наше детство проходит во дворах, где часто слышны смех, споры и считалки. Вот одну из считалок, написанную Михалковым, попробуем продолжить.
(«Котята» ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Учитель: А теперь вспомним стихотворение «А что у вас?». В нём Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать, повздорить, при случае и прихвастнуть.
(«А что у вас?» ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Вопросы для беседы:
- Чем хвастались ребята, сидевшие без дела?
- А какие профессии мам упоминались в стихотворении?
Учитель: А теперь поговорим о проказнике щенке.
(«Трезор» ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Кто помнит по порядку, что же натворил щенок, оставшись дома один?
(расположить иллюстрации в нужном порядке)
Слайд 6
Учитель: Продолжим наше путешествие. Следующая остановка «Школьная».
Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Послушайте некоторые из них.
( «Прививка» ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
- Что можно сказать о герое этого стихотворения?
( «36,5» ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
- Что можно сказать о таком ученике?
Слайд 7
Остановка «Мультипликационная»
Учитель: С.В.Михалков тесно связан с отечественным телевидением. По его сценариям было поставлено более 30 мультфильмов. Предлагаем вашему вниманию один из них: «Как старик корову продавал»
- Продал старик корову? Почему?
Слайд 8
Учитель: Следующая остановка «Фронтовая».
В годы ВОВ Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Он писал очерки и заметки, стихи и рассказы, тексты к листовкам. В годы войны Михалков писал не для детей, а о детях взрослым. Послушайте такое стихотворение.
( «Десятилетний человек» ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
Учитель: Закончилась война, и Михалков вернулся к творчеству для детей.
Поэт любит природу и желает пробудить это чувство и в маленьких читателях.
Слайд 9
Учитель: Остановка «Лесная»
Послушайте, какая история произошла с ребятами, отправившимися на отдых в лес.
( «Прогулка» ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
В своих стихах поэт высмеивает различные недостатки: лень, зазнайство, глупость, жадность и др. Послушайте следующее произведение.
( «Бараны» ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
- Какое отрицательное качество высмеивает автор?
Слайд 10
Учитель: Остановка «Мудрости»
Все произведения Михалкова содержат юмористический подтекст и воспитательную установку.
Кроме стихов, сказок, рассказов Михалков писал ещё и басни, их более 190. Он – баснописец. Давайте посмотрим одну из них, подумаем, какие черты характера высмеивает поэт в этой басне.
(мультфильм «Жадный богач» )
Слайд 11
Учитель: Все дети любят отгадывать загадки. Зная это, Михалков сочинил для детей загадки. Остановка «Загадкино»
(загадки ПРИЛОЖЕНИЕ 10)
Слайд 12
Учитель: За свою долгую жизнь Михалков награждён множеством наград. Так в 2003 году, в своё 90-летие, поэт был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством II степени»
Слайд 13
Учитель: В честь Сергея Владимировича названа малая планета, открытая астрономами, выдано свидетельство.
В 2008 году поэту исполнилось 95 лет. Михалков был награждён Орденом Святого Апостола Андрея Первозванного за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы.
Слайд 14
Остановка «Музыкальная»
Учитель: На стихи поэта часто разные композиторы сочиняли песни. Послушайте, что это за музыкальное произведение?
(Гимн России)
Учитель: Михалков автор всех 3 гимнов, которые были в нашей стране за последние годы. Проводился конкурс, где были представлены стихи многих поэтов, но трижды выбирали стихи Михалкова.
Также на стихи Михалкова сочинили много детских песен. И закончить наше путешествие мне бы хотелось «Песенкой друзей»
(«Песенка друзей»)
Подведение итогов занятия
Учитель: Закончилось наше путешествие, но не закончилась дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым, с его книгами, которые согреты добрым проникновенным юмором.
- Какие же произведения мы сегодня вспомнили?
Я думаю вы с удовольствием прочтёте и другие произведения этого автора. Их много, для разных возрастов. Количество книг Михалкова, изданных на разных языках, насчитывает более 300 млн.
Желаю вам больше читать и получать радость от прочитанного.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сергей Владимирович Михалков Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу.
«Дядя Стёпа» Сыну Андрею знаменитый отец читает своего «Дядю Степу». Сыну Андрею знаменитый отец читает своего «Дядю Степу».
Путешествие в Страну Детства
Дворик «Считалка» «А что у вас?» «Трезор»
Школьная «Прививка» «36,5»
Мультипликационная «Как старик корову продавал»
Фронтовая «Десятилетний человек»
Лесная «Прогулка» «Бараны»
Мудрости «Жадный богач»
Загадкино Индюк Собака Поганки Доктор Кошка
90-летний ЮБИЛЕЙ писателя Сергея МИХАЛКОВА 13 марта 2003 года C.В. Михалкову исполнилось 90 лет УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНОМ «ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ» II СТЕПЕНИ МИХАЛКОВА С. В.
90-летие Сергея Михалкова. Президент России Владимир Путин поздравляет писателя с юбилеем.
Свидетельство о присвоении малой планете имени "MIKHALKOV"
Музыкальная Гимн России Песенка друзей
Сергей Владимирович Михалков Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу.
Путешествие в Страну Детства
Предварительный просмотр:
Приложение 1.1.
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан. В
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги. С
Сидя книги брал со шкапа.
И не раз ему в кино
Говорили: - Сядьте на пол
Вам, товарищ, всё равно! Р
Дяде Стёпе две минуты
Остаётся до прыжка.
Он стоит под парашютом
И волнуется слегка.
А внизу народ хохочет:
Вышка с вышки прыгать хочет! Х
- Это необыкновенно! -
Все кричат ему с моста. -
Вам, товарищ, по колено
Все глубокие места! М
За поступок благородный
Все его благодарят.
- Попросите что угодно, -
Дяде Стёпе говорят. Г
С вашим ростом в самолёте
Неудобно быть в полёте:
Ноги будут уставать -
Вам их некуда девать!
Для таких, как вы, людей
Не бывает лошадей, Л
Приложение 1.2.
Ведь недаром сторонится
Милицейского поста
И милиции боится
Тот, чья совесть не чиста.
К сожалению, бывает,
Что милицией пугают
Непослушных малышей.
Как родителям не стыдно?
Это глупо и обидно! О
В коридоре слышен шёпот,
Слышен громкий разговор:
- Родился у дяди Стёпы
Сын по имени Егор! Е
Про Степанова Егора
Слух разнёсся очень скоро:
Мальчугану десять лет,
Но у малого ребёнка
Не по возрасту силёнка.
Не ребёнок, а атлет! А
Первый день соревнованья.
В зале слышится:
- Вниманье!
Выступает «средний вес»! -
На помост Егор выходит,
Люди глаз с него не сводят,
Проявляют интерес. И
Дядя Стёпа брови хмурит:
- Кто из вас, ребята, курит?
Я курящих не терплю!
Сам здоровье не гублю!
Вы – сознательный народ!
Тот, кто курит, шаг вперёд!
За себя один в ответе,
Покраснев при всех, как рак,
Пятиклассник Рыбкин Петя
Сделал требуемый шаг.
Что тут много говорить?
- Обещаю не курить! К
Приложение 2
КОТЯТА
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята -
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз - котенок самый белый,
Два - котенок самый смелый,
Три - котенок самый умный,
А Четыре - самый шумный.
Пять - похож на Три и Два -
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята -
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
Приложение 3
А ЧТО У ВАС?
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
- А у нас сегодня гость!
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят!
- А у нас в квартире газ!
А у вас?
- А у нас водопровод!
Вот!
- А из нашего окна
Площадь Красная видна!
А из вашего окошка
Только улица немножко.
- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый красный шар!
- А у нас огонь погас -
Это раз!
Грузовик привез дрова -
Это два!
А в-четвертых - наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется - пилот!
С лесенки ответил Вова:
- Мама - летчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры!
А у Левы мама - повар!
Мама-летчик?
Что ж такого!
- Всех важней,- сказала Ната,-
Мама - вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо: - Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот!
Летчик водит самолеты -
Это очень хорошо!
Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.
Приложение 4
ТРЕЗОР
На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его.
Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота -
Кот остался без хвоста.
Отыскал на кухне угол -
С головой забрался в уголь,
Вылез черный - не узнать.
Влез в кувшин -
Перевернулся,
Чуть совсем не захлебнулся
И улегся на кровать
Спать...
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного!
Приложение 5
ПРИВИВКА
— На прививку! Первый класс!
— Вы слыхали? Это нас!.. —
Я прививки не боюсь:
Если надо — уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и — пошел...
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол!..
— На прививку! Первый класс!
— Вы слыхали? Это нас!.. —
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Приложение 6
ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ!
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Живот потрогал - не болит!
Чихаю - не чихается!
И кашля нет! И общий вид
Такой, как полагается!
И завтра ровно к девяти
Придется в школу мне идти
И до обеда там сидеть -
Читать, писать и даже петь!
И у доски стоять, молчать,
Не зная, что мне отвечать...
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу:
"Родная, миленькая ртуть!
Ну, поднимись еще чуть-чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем -
Остановись на "тридцать семь""!
Прекрасно! Тридцать семь и два!
Уже кружится голова!
Пылают щеки (от стыда!)...
- Ты нездоров, мой мальчик?
- Да!...
Я опять лежу в постели -
Не велели мне вставать.
А у меня на самом деле -
Тридцать шесть и пять!
Приложение 7
ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЧЕЛОВЕК
Крест-накрест белые полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе.
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе.
Накинув драный зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу, прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел,
В нетопленой, разбитой бане,
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза,
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Быть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.
Приложение 8
ПРОГУЛКА
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли -
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! - крикнул Дима. -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули - и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Приложение 9
БАРАНЫ
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
"Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути."
Черный брат ответил: "Ме,
Вы в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!"
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
Приложение 10
С.Михалков
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?..
[Индюк!]
Да! Индюк! Признаться, братцы.
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо -
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или... кто?..
[Собака!]
Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые... Что?..
[Поганки!]
Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: - Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите, -
Обожаем поваров!
Ненавидим... Кого?..
[Докторов!]
То, что я сказал вам, - тайна!
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет...
Но от вас секретов нет!
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает... кто?..
[Кошка!]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению.С.В.Михалков "Волшебное слово"
Не было ни одной разработки по данной теме. Хочу помочь учителям моими наработками....
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации. Презентация позволяет совершить путешествие по произведениям С. Михалкова. Учит ориентирова...
Урок по литературному чтению "С. Михалков «Мой секрет»,«Мой щенок»", 2 класс
1. Литературное чтение 2. 2 класс 3....
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Конспект урока по литературному чтению «Школа России»Тема урока: «Сравнение рассказа и стихотворения. В.Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». Нравственно-этические представления.
Цель урока: учиться чувству сопереживания, добра, справедливости.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читатьпроизведение, отражая его настроение;высказывать свое мнение о прочитанном...
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе в технологии продуктивного чтения "Сергей Михалков. Мой щенок".
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе в технологии продуктивного чтения "Сергей Михалков. Мой щенок"....