УМК "ШКОЛА 2100 "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 3 КЛАСС.
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.3 КЛАСС.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk_2100_literaturnoe_chtenie_3_klass.docx | 88.18 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «ШКОЛА 2100»
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по литературному чтению создана на основе:
- федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
- учебного плана МОУ СОШ № 11 на 2011-2012 учебный год;
- в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».
- Количество часов на изучение программы 102 ч
- Количество часов в неделю 3 ч
- Описание места учебного предмета в учебном плане
- В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель: уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Задачи:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценость стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Предметные требования
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» | ||
|
| |
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
| по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
|
|
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Учащиеся к концу 3-го класса должны знать и уметь:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Содержание учебного предмета
Прощание с летом (4 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (15 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом (7 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки (11 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада...» (6 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил...» (11 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает...» (9 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме (6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой (9 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца...» (6 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
День смеха (3 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю...» (5 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы (4 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля (5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Раздел 1. Прощание с летом | 4 |
2 | Раздел 2. Летние путешествия и приключения | 15 |
3 | Раздел 3. Природа летом | 7 |
4 | Раздел 4. Уроки и переменки | 11 |
5 | Раздел 5. «Глухая пора листопада…» | 6 |
6 | Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» | 11 |
7 | Раздел 7. «Поёт зима, аукает...» | 9 |
8 | Раздел 8. Животные в нашем доме | 6 |
9 | Раздел 9. Мы с мамой и папой | 9 |
10 | Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» | 6 |
11 | Раздел 11. День смеха | 3 |
12 | Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...» | 5 |
13 | Раздел 13. День Победы | 4 |
14 | Раздел 14. Родная земля | 6 |
15 | Итого: | 102 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Вид и форма контроля | Требования к знаниям. | Количество часов | Дата |
Раздел 1. Прощание с летом | 4 | ||||
1 | Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день» | 1 | |||
2 | Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля») | Раб. тетр. | выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и заглавия текста; | 1 | |
3 | «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот») | -использовать выборочное чтение для подтверждения какой – либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию; | 1 | ||
4 | Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?») | Тв. р | -самостоятельно находить в произведениях слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики; - прочитанному; высказывать своё отношение к | 1 | |
Раздел 2. Летние путешествия и приключения | 15 | ||||
5 | Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник» | -знать отличие повести от рассказа; -заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения и небольшие отрывки прозы с использованием соответствующей интонации, | 1 | ||
6–7 | Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») | -воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; | 2 | ||
8 | Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») | -самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; | 1 | ||
9 | Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») | самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; | 1 | ||
10–11 | Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | Раб. тетр. | -делить текст на части, составлять простой план; | 2 | |
12 | Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда») | Раб. тетр. | находить в тексте материал для характеристики героя; | 1 | |
13 | Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра») | составлять рассказ-характеристику героя; -составлять устные и письменные описания; | 1 | ||
14–15 | Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга») | по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили | 2 | ||
16–17 | Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы старого дома») | Тв. р | 2 | ||
18 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2 | . Проверочная работа | -высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); | 1 | |
19 | Обучающее сочинение | -относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; | 1 | ||
Раздел 3. Природа летом | 7 | ||||
20 | Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака«За поворотом» | -различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; | 1 | ||
21 | Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг») | -видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; | 1 | ||
22 | Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты») | Раб. тетр. | соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | 1 | |
23 | Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты») | Проверка скорости чтения | -воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; -осознанно, правильно, выразительно читать вслух; | 1 | |
24 | Картины летнего дня (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы») | Тв. р | самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; | 1 | |
25 | Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради) | Урок-практикум | самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; | 1 | |
26 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3 | . Проверочная работа | -делить текст на части, составлять простой план; -самостоятельно формулировать главную мысль текста; | 1 | |
Раздел 4. Уроки и переменки | 11 | ||||
27–28 | Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э.Успенского «Школа клоунов») | -находить в тексте материал для характеристики героя; -подробно и выборочно пересказывать текст; | 2 | ||
29 | Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради) | Урок-практикум | составлять рассказ-характеристику героя; -составлять устные и письменные описания; | 1 | |
30–31 | Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») | Раб. тетр. | по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; | 2 | |
32 | Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | 1 | -высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); | 1 | |
33–34 | Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | Тв. р | относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; | 2 | |
35 | Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста | различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; | 1 | ||
36 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4 | . Проверочная работа | 1 | ||
37 | Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе. | -видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; | 1 | ||
Раздел 5. «Глухая пора листопада…»(6) | 6 | ||||
38 | Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...») | Раб. тетр. | 1 | ||
39 | Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом») | соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | 1 | ||
40 | Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д.Самойлов «Перед снегом») | 1 | |||
41 | Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней») | Тв. р | -подробно и выборочно пересказывать текст; | 1 | |
42 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5 | . Проверочная работа | 1 | ||
43 | Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами | -высказывать своё отношение к прочитанному | 1 | ||
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…»(11) | 11 | ||||
44 | Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка» | -высказывать своё отношение к прочитанному | 1 | ||
45 | «Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса») | -осознанно, правильно, выразительно читать вслух; | 1 | ||
46 | Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил») | по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; | 1 | ||
47 | Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход») | Раб. тетр. | 1 | ||
48 | За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура») | 1 | |||
49 | Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | отвечать на вопросы учителя по прочитанному; | 1 | ||
50 | Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города») | Тв. р | самостоятельно формулировать главную мысль текста; | 1 | |
51 | Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла») | 1 | |||
52 | Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6 | -высказывать своё отношение к прочитанному | 1 | ||
53 | Внеклассное чтение по разделу 6 | 1 | |||
54 | Обучающее сочинение | 1 | |||
Раздел 7. «Поёт зима, аукает...» | 19 | ||||
55 | Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша») | по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; | 1 | ||
56 | «Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером») | Раб. тетр. | 1 | ||
57 | В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза») | Проверка скорости чтения | составлять рассказ-характеристику героя; -составлять устные и письменные описания; | 1 | |
58 | Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» (работа в тетради) | Урок-практикум | -высказывать своё отношение к прочитанному | 1 | |
59 | Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний») | Тв. р | по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; | 1 | |
60 | Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам») | 1 | |||
61 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7 | . Проверочная работа | 1 | ||
62 | Обучающее сочинение | 1 | |||
63 | Внеклассное чтение по разделу 7 | 1 | |||
Раздел 8. Животные в нашем доме | 6 | ||||
64 | Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира«Морская собака» | 1 | |||
65 | У каждого – своё место в природе. (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко») | Раб. тетр. | -составлять устные и письменные описания; | 1 | |
66 | Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон») | Тв. р | -высказывать своё отношение к прочитанному | 1 | |
67 | Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») | по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; | 1 | ||
68 | Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони») | Раб. тетр. | 1 | ||
69 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8 | . Проверочная работа | 1 | ||
Раздел 9. Мы с мамой и папой | 9 | ||||
70 | Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой» | 1 | |||
71 | Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы») | составлять рассказ-характеристику героя; | 1 | ||
72 | Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном») | -высказывать своё отношение к прочитанному | 1 | ||
73 | Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки») | Раб. тетр. | 1 | ||
74 | Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре») | 1 | |||
75 | Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день») | Тв. р | составлять рассказ-характеристику героя; | 1 | |
76 | Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным) | 1 | |||
77 | Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье | Творческая работа-сочинение о своей семье | 1 | ||
78 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9 | . Проверочная работа | 1 | ||
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» | 6 | ||||
79 | Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент) | по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; | 1 | ||
80 | Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | Раб. тетр. | 1 | ||
81 | Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | 1 | |||
82 | Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») | Тв. р | составлять рассказ-характеристику героя; | 1 | |
83 | Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») | 1 | |||
84 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10 | . Проверочная работа | -высказывать своё отношение к прочитанному | 1 | |
Раздел 11. День смеха | 3 | ||||
85 | Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» | 1 | |||
86 | Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») | Тв. раб. | -высказывать своё отношение к прочитанному | 1 | |
87 | Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка») | 1 | |||
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...» | 5 | ||||
88 | Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принес издалёка...») | по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; | 1 | ||
89 | Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи») | Раб. тетр. | 1 | ||
90 | Проверка уровня развития читательских умений (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради) | Проверка скорости чтения | 1 | ||
91 | Картины весны. (Б. Окуджава «Весна») | Тв. р | по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; | 1 | |
92 | Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12 | . Проверочная работа | 1 | ||
Раздел 13. День Победы | 4 | ||||
93 | Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга» | 1 | |||
94 | Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок») | Тв. р | 1 | ||
95 | Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...») | Раб. тетр. | составлять рассказ-характеристику героя; | 1 | |
96 | Внеклассное чтение по разделу 13 | Урок-практикум | по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; | 1 | |
Раздел 14. Родная земля | 6 | ||||
97 | Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие» | 1 | |||
98 | Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате») | Тв. р | -высказывать своё отношение к прочитанному | 1 | |
99 | Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?» | по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; | 1 | ||
100 | Заключительный урок внеклассного чтения | 1 | |||
101–102 | Резервные уроки, уроки итогового контроля | Проверка скорости чтения |
ЛИТЕАТУРА
Учебный методический комплект:
- «Литературное чтение» («В одном счастливом детстве») Учебник для 3 класса в 2-х частях
Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (Москва «Баласс» 2011 г.)
- Тетрадь по литературному чтению для 3 класса
Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (Москва «Баласс» 2011 г.)
- Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» 3-4 класс
Авторы Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина (Москва «Баласс» 2011 г.)
- Уроки литературного чтения во 3-м классе (Методические рекомендации для учителя)
Авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева (Москва «Баласс» 2011 г)
- «Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст» (Пособие для учителей начальных классов)
Автор О.В. Соболева (Москва «Баласс» 2009 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Литературный калейдоскоп" 3 класс
Программа составлена на основе программы Виноградовой " Начальная школа 21 века" ( литературное чтение) ...
Программа литературного кружка 2 класс
Программа Литературного кружка во 2 классе соотавлена в соответствии с требованиями ФГОС, содержит цели и задачи курса, учебно-тематический план, содержание программы, планируемые результаты...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Творческие задания по литературному чтению для самостоятельной работы по основным разделам программы "Литературное чтение" 1 класс УМК "Школа России".
Задания по основным разделам программы "Литературное чтение" УМК "Школа России" 1 класс помогут разнообразить работу на уроке. Представлены задания для развития грамотного чтения: ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Итоговые задания по литературному чтению по основным разделам программы "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России"
Представлены задания по основным разделам программы "Литературное чтение" УМК "Школа России" 4 класс. С помощью итоговых работ можно проконтролировать, насколько усвоены учащимися программные знания, ...
рабочая программа "Литературна уншалга", 2 класс
рабочая программа "Литературна уншалга", 2 класс...