Календарно- тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению на тему

Планирование по УМК Климанова Л. Ф. "Школа России-4"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

календарно -тематическое планирование   4 класс


п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Дата

Элементы
содержания

Требования
к уровню подготовки учащихся

Элементы
дополнительного содержания(примечание)

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Летописи. Былины. Жития 6 (ч)

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений

Знать жанр
«летопись».

Уметь проводить сравнительный
анализ летописи
и стихотворения
А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Жанры детской художественной литературы –

ЛЕТОПИСЬ,
ЖИТИЯ

2

Летописи. «И вспомнил Олег

коня своего».

Сравнительный анализ летописи
и стихотворения А. С. Пушкина

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

3

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Знать жанр устного народного творчества «былина».

Уметь определять

тему и главную мысль произведения,

Жанры детской художественной

литературы –

БЫЛИНА


Продолжение табл.

4

Былина «Ильины три поездочки»

Тема, главная мысль, события, последовательность

пересказывать текст,

использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг

5

«Житие Сергия

Радонежского» – памятник древнерусской  литературы

Образные языковые средства

Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать до-ступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Архаизмы

6

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

Различение жанров произведений

Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические

Жанры детской

художественной литературы –

ЛЕТОПИСЬ,

БЫЛИНА.

Кроссворд


Продолжение табл.

7

Чудесный мир классики

(15 ч)

Чудесный мир классики.

П. Ершов «Конёк-

горбунок» (отрывок)

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать название и основное содержание изученного произведения.

уметь читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Архаизмы

8

Характеры  главных героев в  сказке П. Ершова «Конёк-горбунок»

Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного)

Знать творчество
П. Ершова.

Уметь составлять

небольшое монологическое высказывание с опорой на

Характер героя, его поступки и

их мотивы


Продолжение табл.

произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

9

Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»

Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка

Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»

10

А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту

Олицетворение

11

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях»

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь анализировать поведение героев

Характер героя, его поступки и
их мотивы


Продолжение табл.

12

Волшебные  сказки: народные и литературные.
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Архаизмы

С. 72–92,

вопрос 7

13

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы

Характер героя, его поступки и
их мотивы

14

М. Ю. Лермонтов.

Олицетворение – прием изображе- ния действительности в стихотворении «Дары Терека

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество
М. Ю. Лермонтова.

Уметь различать жанры произведений

Олицетворение

 

»

15

М. Ю. Лермонтов.

«Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

Хорошие и плохие поступки людей

Чтение по ролям

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать

события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

Средства художественной выразительности, язык, прием сравнения, олицетворения  


16

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

в произведениях М. Лермонтова. Характер героя, его поступки и их мотивы

17

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений.

Осознанное, выразительное чтение текста

Уметь создавать небольшой устный текст  на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произве-

Автобиография


Продолжение табл.

дений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

18

Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный
и находчивый
герой

Тема, главная мысль, события, последовательность

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Характер героя, его поступки и
их мотивы

19

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»                              

Понимание основного содержания услышанного

Знать отличие рассказа от сказки.

Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

Характер героя, его поступки и
их мотивы


Продолжение табл.

20

А. П. Чехов «Мальчики».

Составление
плана

Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Характер героя, его поступки и
их мотивы

21

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; 

Кроссворд.

Игры литературные


Продолжение табл.

читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

22

Поэтическая тетрадь 5 (ч)

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева.  «Еще земли печален вид…»

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей.

Связь литературы с музыкой и живописью

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

Лирика.

Олицетворение

23

Картины

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать лирические произведения о весне.

Уметь выделять образные языковые средства

Прием сравнения.

Лирика

весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского  «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…»


Продолжение табл.

24

Тема детства в стихах Н. А. Не-красова «Школьник», «В зимние

сумерки нянины сказки…»

Образные языковые средства

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

Олицетворение

 25

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать творчество
И. А. Бунина.

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

Олицетворение.

Лирика

26

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Осознанность и выразительность чтения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Кроссворд.

Литературные
игры

 

Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

27

Литературные сказки (9ч)

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать названия, основное содержание изученных произведений.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту

Научно-познавательная сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы

28

Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

Характер героя, его поступки и
их мотивы

29

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Знать творчество
В. М. Гаршина.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

Характер героя, его поступки и
их мотивы

30

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Знать творчество
П. П. Бажова.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

Сказ


Продолжение табл.

31

Особенности речи героев сказа
П. П. Бажова

Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение,

Уметь читать осо-знанно текст художественного

Архаизмы.

Диалектные слова

        

«Серебряное копытце»

использование интонаций, соответствующих смыслу текста

произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения


Продолжение табл.

32

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек»

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

Диалог

33

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке

С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы

Фантастические события

34

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями

Характер героя, его поступки и
их мотивы


Продолжение табл.

35

Обобщение по разделу:

«Литературные  сказки»

Выражение личного отношения к прочитанному

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему

Кроссворд.

Литературные
игры

36

Делу время – потехе час
(4 ч)

Авторская литературная сказка
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать  суждения о прочитанном

Архаизмы


Продолжение табл.

37

Поучительный смысл «Сказки
о потерянном
времени»
Е. Л. Шварца

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Характер героя, его поступки и
их мотивы

38

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел»

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

Средства создания комического
эффекта


Продолжение табл.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать
в обсуждении произведения

39

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

Умение составлять простейшие задания для викторины

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст

Литературная викторина.

Кроссворд


Продолжение табл.

40

Страна детства (4 ч)

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».   Поступки как  средство характеристики героев

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой

Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

Образные языковые средства

41

Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми  шишками»                    

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Сравнение, олицетворение – средства художественной выразительности

 42

М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его со-
здания

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

Средства создания комического.

Архаизмы

43

Обобщение по разделу «Страна детства»

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Кроссворд.

Литературные
игры

Продолжение табл.

44

Природа и мы

(10 Ч)

Отношения человека и птицы в  рассказе

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация

Знать творчество
Д. Н.
мамина-Сибиряка

Архаизмы


 


Продолжение табл.

45

Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

своей позиции с привлечением текста произведения

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

46

Роль рассуждений и диалогов в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Характер героя, мотивы его поведения

47

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество
А. И. Куприна.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

48

Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему

49

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество
М. М. Пришвина.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения

Писательская наблюдательность

50

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

Рассказ о своих впеча-тлениях о произведе-нии (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество
Е. И. Чарушина.

Уметь составлять

небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Юмор

51

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Понимание содержания литературного произведения

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений


Продолжение табл.

52

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства

Научно-естественные сведения о природе

        

53

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе

Кроссворд.

Литературные
игры

 54

Поэтическая тетрадь

(4 ч)

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах
С. А. Клычкова «Весна в лесу»

Сопоставление произведений  художественной литературы
и произведений
живописи

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Олицетворение

55

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией

Уметь определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения

Олицетворение

 56

Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

Иносказательный смысл произведения.

Лирика

57

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Кроссворд.

Литературные
игры

58

Родина(4ч)

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине»

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений

Олицетворение

59

Красота и величие природы в стихотворении
А. В. Жигулина «О, Родина!
В неярком блеске»

Декламация произведений.

Связь литературы с другими видами искусства

Уметь определять тему и главную мысль произведения;

работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы

Олицетворение

60

Тема войны в произведении
Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

61

Обобщение по разделу «Родина»

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Знать произведения о Родине.

Уметь выразительно читать

62

Зарубежная литература (7 ч)

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст
с целью переосмысления

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Фантастическая повесть

63

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

Герои произведения – восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного)

Знать творчество
Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

Характер героя, его поступки и
их мотивы

произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

64

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Характер героя, его поступки и
их мотивы


65

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

Заимствованные слова

Окончание табл.

66

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Характер героя, его поступки и
их мотивы

67

Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете»

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

Библейские
сказания

68

Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.

Литературные
игры.

Кроссворд

Литературное чтение

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

            Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

            Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

            Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

            Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

            Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.   

Основные содержательные линии

            В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

            Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

            Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

            Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

            Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

            Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», , «Зарубежная литература».

            Цели обучения

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

            • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  68 часов. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

 правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

 строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

 описывать и сопоставлять различные объекты;

 самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

 развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

 совершенствовать звуковую культуру речи;

 обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

 обучать чтению художественных произведений по ролям;

 развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

 уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

 самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

 развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

 уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

 уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

 развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

 развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

 размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

 коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

 развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.  

Результаты обучения

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

      Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; 

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Учащиеся должны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. 

 

Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

 названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

 различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

   читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

   определять тему и главную мысль произведения;

   пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

   делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

   составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

   читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

   создавать небольшой устный текст на заданную тему;

   приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

 различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

   приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   самостоятельного чтения книг;

   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

   самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

   работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

ГБОУ СОШ Школа  № 501 Кировского района г. Санкт-Петербурга.

Рассмотрен на заседании                                                                                                                                     «Утверждаю»

МО__________________                                                                                                                                      Заместитель директора

Протокол №___________                                                                                                                                     по УВР _____________

Председатель МО                                                                                                                                                   «____»____________200__г.

______________________

Календарно-тематическое планирование

По литературному чтению   на 2012-2013 учебный год

Класс 4А   Преподаватель Габриэлян  Ж. Г.

Количество часов по учебному плану - 68

Количество часов по программе  -  68

Составлен в  соответствии с программой (наименование, автор) «Школа России» под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

Утвержденной  Департаментом общего и среднего образования Министерства Российской Федерации 

Учебное пособие

Авторы        Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий

Название     «Литературное чтение. » 4 класс

Издательство  «Просвещение»

Год издания     2009 год 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа).

Календарно-тематическое планирование по литературноу чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа в неделю)....

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным око...