Календарно- тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению на тему
Предварительный просмотр:
календарно -тематическое планирование 4 класс
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата | Элементы | Требования | Элементы | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Летописи. Былины. Жития 6 (ч) | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений | Знать жанр Уметь проводить сравнительный | Жанры детской художественной литературы – ЛЕТОПИСЬ, | ||
2 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | |||||
3 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | Связь произведений литературы с другими видами искусств | Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, | Жанры детской художественной литературы – БЫЛИНА |
Продолжение табл.
4 | Былина «Ильины три поездочки» | Тема, главная мысль, события, последовательность | пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг | ||||
5 | «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы | Образные языковые средства | Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать до-ступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Архаизмы | |||
6 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | Различение жанров произведений | Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические | Жанры детской художественной литературы – ЛЕТОПИСЬ, БЫЛИНА. Кроссворд |
Продолжение табл.
7 | Чудесный мир классики (15 ч) | Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк- горбунок» (отрывок) | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать название и основное содержание изученного произведения. уметь читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Архаизмы | ||
8 | Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-горбунок» | Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) | Знать творчество Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на | Характер героя, его поступки и их мотивы |
Продолжение табл.
произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту | ||||||
9 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок» | Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок» | ||||
10 | А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту | Олицетворение | |||
11 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев | Характер героя, его поступки и |
Продолжение табл.
12 | Волшебные сказки: народные и литературные. | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Архаизмы | С. 72–92, вопрос 7 | ||
13 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы | Характер героя, его поступки и | |||
14 | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображе- ния действительности в стихотворении «Дары Терека | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество Уметь различать жанры произведений | Олицетворение | |||
| » | ||||||
15 | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | Чтение по ролям | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе | Средства художественной выразительности, язык, прием сравнения, олицетворения | |||
16 | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» | Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | в произведениях М. Лермонтова. Характер героя, его поступки и их мотивы | ||||
17 | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произве- | Автобиография |
Продолжение табл.
дений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | |||||||
18 | Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный | Тема, главная мысль, события, последовательность | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Характер героя, его поступки и | |||
19 | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | Понимание основного содержания услышанного | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев | Характер героя, его поступки и |
Продолжение табл.
20 | А. П. Чехов «Мальчики». Составление | Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Характер героя, его поступки и | |||
21 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; | Кроссворд. Игры литературные |
Продолжение табл.
читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения | |||||||
22 | Поэтическая тетрадь 5 (ч) | Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…» | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины | Лирика. Олицетворение | ||
23 | Картины | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства | Прием сравнения. Лирика | |||
весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» |
Продолжение табл.
24 | Тема детства в стихах Н. А. Не-красова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | Образные языковые средства | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства | Олицетворение |
25 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать творчество Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений | Олицетворение. Лирика | |||
26 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Осознанность и выразительность чтения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Кроссворд. Литературные | |||
| Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения | ||||||
27 | Литературные сказки (9ч) | Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту | Научно-познавательная сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы | ||
28 | Особенности поведения, внешнего облика, речи | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя | Характер героя, его поступки и | |||
29 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Знать творчество Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану | Характер героя, его поступки и | |||
30 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Знать творчество Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений | Сказ |
Продолжение табл.
31 | Особенности речи героев сказа | Оценка иллюстрации | Уметь читать осо-знанно текст художественного | Архаизмы. Диалектные слова | |||
| «Серебряное копытце» | использование интонаций, соответствующих смыслу текста | произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения |
Продолжение табл.
32 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | Диалог | |||
33 | Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы | Фантастические события | |||
34 | Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями | Характер героя, его поступки и |
Продолжение табл.
35 | Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | Выражение личного отношения к прочитанному | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Кроссворд. Литературные | |||
36 | Делу время – потехе час | Авторская литературная сказка | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать суждения о прочитанном | Архаизмы |
Продолжение табл.
37 | Поучительный смысл «Сказки | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Характер героя, его поступки и | |||
38 | Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел» | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы | Средства создания комического |
Продолжение табл.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать | ||||||
39 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | Умение составлять простейшие задания для викторины | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст | Литературная викторина. Кроссворд |
Продолжение табл.
40 | Страна детства (4 ч) | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой | Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | Образные языковые средства | ||
41 | Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Сравнение, олицетворение – средства художественной выразительности | |||
42 | М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его со- | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | Средства создания комического. Архаизмы | |||
43 | Обобщение по разделу «Страна детства» | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Кроссворд. Литературные |
Продолжение табл.
44 | Природа и мы (10 Ч) | Отношения человека и птицы в рассказе | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация | Знать творчество | Архаизмы |
Продолжение табл.
45 | Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | своей позиции с привлечением текста произведения | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений | ||||
46 | Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Характер героя, мотивы его поведения | |||
47 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | ||||
48 | Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька» | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | ||||
49 | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения | Писательская наблюдательность | |||
50 | Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении | Рассказ о своих впеча-тлениях о произведе-нии (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать творчество Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Юмор | |||
51 | Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | Понимание содержания литературного произведения | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений |
Продолжение табл.
52 | Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления | Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства | Научно-естественные сведения о природе | |||
53 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе | Кроссворд. Литературные |
54 | Поэтическая тетрадь (4 ч) | Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах | Сопоставление произведений художественной литературы | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Олицетворение | ||
55 | Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией | Уметь определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения | Олицетворение | |||
56 | Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства | Иносказательный смысл произведения. Лирика | |||
57 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Кроссворд. Литературные | |||
58 | Родина(4ч) | Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине» | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений | Олицетворение | ||
59 | Красота и величие природы в стихотворении | Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства | Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы | Олицетворение | |||
60 | Тема войны в произведении | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту | ||||
61 | Обобщение по разделу «Родина» | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать | ||||
62 | Зарубежная литература (7 ч) | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Фантастическая повесть | ||
63 | Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | Герои произведения – восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | Характер героя, его поступки и | |||
произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | |||||||
64 | Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Характер героя, его поступки и | |||
65 | Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | Заимствованные слова |
Окончание табл.
66 | Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Характер героя, его поступки и | |||
67 | Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете» | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план | Библейские | |||
68 | Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей. Литературные Кроссворд |
Литературное чтение
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», , «Зарубежная литература».
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 68 часов. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
ГБОУ СОШ Школа № 501 Кировского района г. Санкт-Петербурга.
Рассмотрен на заседании «Утверждаю»
МО__________________ Заместитель директора
Протокол №___________ по УВР _____________
Председатель МО «____»____________200__г.
______________________
Календарно-тематическое планирование
По литературному чтению на 2012-2013 учебный год
Класс 4А Преподаватель Габриэлян Ж. Г.
Количество часов по учебному плану - 68
Количество часов по программе - 68
Составлен в соответствии с программой (наименование, автор) «Школа России» под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого
Утвержденной Департаментом общего и среднего образования Министерства Российской Федерации
Учебное пособие
Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий
Название «Литературное чтение. » 4 класс
Издательство «Просвещение»
Год издания 2009 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа).
Календарно-тематическое планирование по литературноу чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа в неделю)....
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным око...