урок чтения 2 класс сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
ход урока с элементами критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 497.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Русская народная сказка « Петушок и бобовое зёрнышко» 2 класс
Цели: продолжить знакомство учащихся с русским устным народным творчеством; показать роль сказки в литературе; учить видеть и различать добро и зло; показать, как в сказках проявляется народная мудрость. Обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание сказки; творческие способности, речь, память, мышление, воспитывать уважение, сочувствие и внимательное отношение к другим людям.
Задачи:
образовательные: создать условия для формирования навыка осознанного, вдумчивого чтения целыми словами, навыка целостного и дифференцированного восприятия слов, способствовать формированию первичного представления о словообразовании, умения подробно пересказывать текст по картинному плану.
развивающие: способствовать развитию устной речи, познавательного интереса, развитию воображения, творческого мышления и способностей.
воспитательные: создать условия для воспитания любви и бережного отношения к русскому фольклору, взаимопомощи и уважения, воспитания чувства товарищества
презентация;
карточки для самостоятельной работы;
кроссворд;
«дерево предсказаний»;
сборники сказок.
Музыкальное сопровождение.
Литература:
Методические рекомендации к урокам литературного чтения М..Просвещение,2012;
Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс Вако 2011
Введенская Л.А. Пословицы. Пособие для учителей начальной школы, учащихся и родителей. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000.
Учитель начальных классов: Таланова Ю.Г. СПб,2013уч.год
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель.
Артикуляционная гимнастика. Слайд 1
-Прочитайте чистоговорку медленно.
.
Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.
Прочитайте шепотом, громко.
Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко-тихо, весело-сердито.
Ребята. Мы продолжаем знакомство с устным народным творчеством. К какому жанру устного народного творчества относится наша артикуляционная гимнастика?
(скороговорка)
2. Сообщение темы и целей урока. На доске перепутанные буквы собрать их – СКАЗКА Слайд 2
Музыка ,
3. Введение в тему урока
Учитель: Как называется раздел, с которым мы начинаем знакомство?
Дети: «Там чудеса…»
Учитель: Произведения какого жанра собраны в этом разделе?
Ответьте, что называют сказкой?
(Занимательный рассказ, вымысел, фантазия, иногда с участием волшебных сил.)
Учитель. У вас на столе карточки. Поработайте в парах и назовите части сказочного повествования.
( Присказка. Зачин. Концовка. Повторы) На доске большие карточки.
Слайд самооценка 3
Учитель: Какие виды сказок вам известны? Слайд 4
Дети: Бытовые, сказки о животных, волшебные сказки.
Учитель: Приведите примеры.
Учитель: Многие из этих сказок представлены на нашей тематической выставке книг. Посмотрите внимательно на обложки. На какие 2 группы можно их разделить?
Учитель: Почему на некоторых из них указан автор, а на других его нет? Кто сочиняет сказки?
Дети: Бывают сказки авторские, а бывают народные.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко». Попробуйте по названию и картинке на слайде определить, о чём пойдёт речь в этой сказке. Какая это сказка : авторская или народная . что это значит? слайд 5
Уч-ся : народная, сочинял народ, передавалась из уст в уста.
Физминутка про петушка
Ах, красавец-петушок!
На макушке – гребешок,
А под клювом –то бородка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает,
Важно головой кивает.
Рпньше всех петух встаёт.
Громким голосом поёт:
КУ-КА-РЕ-КУ! ХВАТИТ СПАТЬ!
ВСЕМ ДАВНО ПОРА ВСТАВАТЬ!!!!!!!!!
3. Основная часть. Упражнение «Цепочки слов»
Прежде чем мы с вами прочтём эту сказку потренируемся в чтении сложных слов сначала по цепочке, затем целиком,которые встретятся в тексте:
при+го+ва+ри+ва+ла – приговаривала, хо+зя+юш+ка – хозяюшка, ко+ро+вуш+ка – коровушка, го+лу+буш+ка – голубушка, про+ско+чи+ло – проскочило.
Прочитаем так как написано, а затем так как произносим, выделим ударение.
Учитель: Как вы думаете, почему в сказке используются слова «хозяюшка», а не хозяйка, «коровушка», а не «корова»?
Дети: Для передачи доброго, ласкового отношения к героям.
Учитель: Почему на Руси к корове всегда относились ласково, доброжелательно, почтительно, почему называли «коровушка, матушка»?
Потому что корова на Руси – кормилица-матушеа, если в семье была корова, то семья была накормлена, сыта, могла заработать на молочных продуктах.
4. Знакомство со сказкой, анализ содержания, дерево предсказаний, чтение с остановками.(что будет дальше и почему). Выборочное чтение, чтение по ролям,чтение подготовленными учениками.
Чтение сказки по частям. Первую часть до слов: «Лежит, словно мёртвый, не дышит, не слышит» - учитель.
Учитель: Что случилось с петушком?
Дети: Подавился бобовым зёрнышком.
Учитель: Почему?
Дети: Спешил.
Дети: Лежит, словно мёртвый, не дышит, не слышит.
Учитель: Какая главная мысль прочитанного?
Дети: Беда, петушок подавился.
Учитель: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Давайте предположим что может случиться дальше? Дерево предсказаний: ствол – вопрос: чем закончится сказка? Ветви – предположения: куда пойдёт. С кем встретится, что получится в итоге. Листья – аргументы: по мере прочтения текста-сбылось или нет.
Заполняется по ходу чтения.
Вторую часть до слов: «Беги к коровушке, попроси у неё молока, а я собью маслица» - по цепочке по одному предложению.
Учитель: К кому обратилась курочка?
Дети: К хозяйке.
Учитель: Для чего?
Дети: Попросила у неё маслица.
Учитель: Выполнила хозяйка её просьбу?
Дети: Нет, у неё не было маслица.
Учитель: Зачем хозяйка отправила курочку к коровушке?
Дети: За молочком.
Учитель: Зачем хозяйке молочко?
Дети: Сбить из него маслице.
Учитель: Главная мысль этой части?
Дети: Курочка обращается к хозяюшке.
Учитель: Как вы думаете, что будет дальше? Работа с деревом. Чтение выборочное.
Третью часть до слов: «Пусть он принесёт мне свежей травы» - хорошо читающий ученик.
Учитель: К кому теперь обратилась курочка?
Дети: К коровушке.
Учитель: С какой просьбой?
Дети: Дать хозяюшке молочка.
Учитель: Корова выполнила её просьбу?
Дети: Нет.
Учитель: Почему?
Дети: Чтобы дать молочка, коровушке нужна свежая травка.
Учитель: Куда корова отправила курочку?
Дети: К хозяину за травой.
Учитель: Озаглавим эту часть.
Дети: Курочка обращается к коровушке.
Учитель: Предположите, что же будет дальше. Работа с деревом. Чтение по ролям.
Четвёртую часть до слов: «Беги к кузнецу за косой» - по цепочке по одному предложению.
Учитель: К кому обратилась курочка?
Дети: К хозяину.
Учитель: Что ей было нужно?
Дети: Свежей травы.
Учитель: Исполнил ли хозяин её просьбу?
Дети: Нет, у него не было острой косы, чтобы накосить травы.
Учитель: К кому отправил хозяин курочку?
Дети: К кузнецу.
Учитель: Кто такой кузнец?
Работа с толковым словарём.(словарная работа)
Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла. Одна из древнейших профессий.
Коса- Сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия, насаженного на длинную рукоятку, служащее для срезывания травы, хлебных злаков.. Сплетенные в виде жгута несколько длинных прядей волос.
Как вы представляете себе кузнеца. Каким он должен быть, как представляете себе его работу?.
Учитель: Главная мысль прочитанной части.
Дети: Курочка обращается к хозяину.
Пятую часть до слов: «…хозяюшка сбила масло, дала маслица курочке» - хорошо читающий ученик.
Учитель: К кому обратилась курочка с просьбой?
Дети: К кузнецу.
Учитель: Выполнил ли кузнец её просьбу?
Дети: Да.
Учитель: Исполнили просьбу курочки герои сказки?
Дети: Герои выполнили просьбу курочки.
Учитель: Озаглавим эту часть.
Дети: Герои выполняют просьбу курочки.
Учитель: Как вы думаете, чем закончится сказка?
Шестую часть до конца читает учитель.
Учитель: Итак, чем закончилась сказка?
Учитель: Как курочке удалось спасти петушка?
Дети: Как только петушок подавился, она не раздумывая бросилась его спасать.
Учитель: Какое качество проявила курочка и другие герои?
Дети: Доброту, умение придти на помощь в трудную минуту.
Учитель: Озаглавьте эту часть.
Дети: Спасение.
Учитель: Оправдались ли ваши ожидания? Работа с деревом.
Что бы вы посоветовали петушку? Дети: Когда ешь, торопиться нельзя
Физминутка слайд для зрения
6. Составление картинного плана, чтение по ролям.
Учитель: Мы составляли словесный план. Подумайте, а можно ли составить план картинный?
Дети: Да.
Учитель: Что должно быть изображено на картинках плана?
Дети: Герои в определённой последовательности.
Учитель: Посмотрите, какой картинки не хватает?
Дети: Как курочка разговаривает с коровушкой.
Учитель: А в правильном ли порядке расположены иллюстрации?
Дети: Нет.
Учитель: Расставьте в нужном порядке, сколько героев в сказке, последовательность обращений курочки за помощью.
Учитель. Молодцы, все части вы верно назвали.
Учитель: А чтобы лучше передать характер героев, давайте прочитаем сказку по ролям. Чтение по ролям
6. Работа с пословицами. В конвертах разрезанные пословицы, нужно их собрать и объяснить смысл. По рядам 3 пословицы.( на скорость)
Проверка на слайде.
Учитель: Если бы вам предложили придумать своё название к этой сказке, используя пословицу, какую из предложенных вы бы выбрали? Почему? (Дружбу за деньги не купишь, нет друга ищи, а нашёл береги, друзья познаются в беде)
7. Учитель: Послушайте как звучит эта сказка в исполнении актёров театра и кино. Найдите различия.
Дети слушают отрывок сказки, находят различия с прочитанным.
8. Рефлексия. Оценивание.
Учитель: С какой сказкой мы познакомились сегодня?
Дети: Петушок и бобовое зёрнышко.
Учитель: Кто её автор?
Дети: Русский народ.
Учитель: К какому виду она относится?
Дети: Бытовая.
Учитель: Чему научила нас эта сказка? (Не торопиться, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.)
Дети: Нужно всегда приходить на помощь тому, кто в этом нуждается.
Учитель: Счастливый конец у сказки или нет?
Сбылись ли наши предположения на дереве предсказаний;
-Назовите всех действующих героев сказки;
-Можно ли их назвать настоящими друзьями;
-Что вам больше всего понравилось в сказке;
-Были ли у вас такие ситуации, когда кому - нибудь требовалась ваша помощь.
Итог:слайд 13
Учитель: Какое настроение у вас в конце урока? Что вам особенно запомнилось?
Учитель: Попробуйте дома рассказать сказку родителям, опираясь на картинный план в учебнике на стр. 33 и нарисовать понравившегося героя сказки.
Учитель: Урок окончен. Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ. Тема: «Петушок и бобовое зёрнышко»,проведённого в 4 классе, YIII вида.
Урок разработан для учащихся 4 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: «Л.Толстой. Отец и сыновья. Русская народная сказка. Бобовое зёрнышко.(отрывок)»
Знакомство с басней Л. Толстого «Отец и сыновья» и русской народной сказкой «Бобовое зёрнышко»...
Разработка урока по литературному чтению по сказке "Петушок и бобовое зёрнышко"
Разработка урока по литературному чтению по сказке "Петушок и бобовое зёрнышко"...
Коллективная творческая работа по литературному чтению учеников 2 класса "А". Иллюстрации к русской народной сказке "Петушок и бобовое зёрнышко"
Здесь представлен колективный творческий проект учеников 2 класса "А" в виде презентации....
Технологиеская карта по литературному чтению . Русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"
Создать условия для развития навыков чтения, умений определять основную мысль сказки....
Урок литературного чтения "Петушок и бобовое зёрнышко". 2 класс
УМК " Школа России"....
Конспект урока литературного чтения "Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко"
Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме: Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко". Начало урока и конец урока - в...