Урок внеклассного чтения. Тема: "Моя Родина"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок внеклассного чтения. Тема: "Моя Родина"
4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения "Моя Родина" 4 класс | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Моя Родина!»
Учитель: Кружалова Марина
Ивановна.
4 класс
Тема: Моя Родина!
Цели.
Расширить знания детей о творчестве С. Есенина, Н. Рубцова.
Упражнять детей в выразительном чтении стихотворений.
Развивать речевые умения и творческие способности.
Формировать умение анализировать произведения.
Способствовать развитию интереса к литературному чтению.
Побуждать детей к бережному отношению к окружающей природе.
Воспитывать патриотические качества личности; дать понять детям, что только из любви к родным местам, «малой родине», может вырасти беззаветное чувство к «большой Родине», Руси, России - всеохватывающее чувство любви.
Оборудование: репродукции художников: Аполлинария Михайловича Васнецова «Родина» (1886), Николая Петровича Крымова "Зимний вечер", Ефима Волкова «Украинская хата» (1910), «Зимний пейзаж» 1876, «Полдень в лесу», «Деревенский пейзаж» 1870, «Октябрь» 1883, Игоря Грабарь «Майский вечер»; музыкальные произведения: Марка Бернеса «С чего начинается Родина?», Слова А. Пришелец, музыка Д. Кабалевского « Край родной».
(Песня " Край ты мой родной"
Скачать: pesnya_kray_lyubimyy.mp3
Песня о родном крае ( для мероприятий о Родине)
Ход урока.
- Организационный момент.
- Постановка проблемы.
Учитель.
Ребята, послушайте отрывок из музыкального произведения, который поможет вам определить тему урока. Прослушивание.
Слова А. Пришелец, музыка Д. Кабалевского « Край родной».
Учитель.
Вы прослушали. О чём песня?
Ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Предполагаемый ответ.
О Родине.
Учитель.
Эпиграфом к уроку будут слова замечательного русского поэта С. Есенина. Прочитайте их про себя. А теперь вслух.
(На доске написан эпиграф)
Я люблю родину,
Я очень люблю Родину!
С. Есенин.
(«Исповедь хулигана»)
Учитель.
Почему в первой строчке эпиграфа слово «родина» написано с маленькой буквы, а во второй - с большой? На этот вопрос мы будем искать ответ.
Убедиться в этом поможет работа, которую мы выполним на уроке.
3. Решение проблемы.
Звучит музыкальный кусочек: «С чего начинается Родина?»
Учитель.
С чего для вас, дорогие мои дети, начинается родина?
Ответы учеников.
Учитель.
Ребята, я рада, что вы все с большой любовью говорите о родине. О какой родине вы рассказывали?
Предполагаемый ответ.
«О малой родине».
Учитель.
Во все времена великие художники, талантливые композиторы, гениальные поэты задавали себе вопросы:
- С чего начинается родина?
- Что такое Родина?
- Что значит любить Родину?
Ответы мы находим, слушая музыкальное произведение.
Прослушивание.
Ответы на вопросы мы находим, когда смотрим на репродукции художников: Васнецова, Крымова, Волкова, Грабарь. И видим широкие поля, просторные улицы с бревенчатыми домами, милые сердцу уголки родной природы.
Ответы на эти вопросы мы находим у художников слова.
Прочитайте стихотворение Н. Рубцова про себя.
Подумайте, с чего начинается родина для Н. Рубцова?
Прочитайте стихотворение вслух.
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Учитель.
Подчеркните те слова, которые содержат ответ на вопрос: «С чего начинается родина для Рубцова?»
Прочитайте.
Как автор говорит о своей родине?
В каких строчках поэт признаётся в любви своей родине?
Ответ ученика.
«Тихая моя родина
Я ничего не забыл».
Учитель.
В чём проявляется любовь автора к родине?
Предполагаемый ответ.
Поэт помнит каждый уголок, всё, что радовало и вдохновляло.
Учитель.
Прочитайте ещё раз это произведение.
Что вспоминает каждый человек, читая о «тихой родине» поэта?
Предполагаемый ответ.
Свои любимые уголки родины.
Учитель.
О какой родине говорит автор?
Предполагаемый ответ.
О малой.
Учитель.
С каким чувством?
Предполагаемый ответ.
С любовью.
Учитель.
А сейчас мы окажемся в краю поэта Сергея Есенина и узнаем, с чего начинается
его родина.
Учитель читает стихотворение наизусть.
Я люблю родину,
Я очень люблю Родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь,
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб
Я нежно болен воспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться.
Присел наш клён перед костром зари.
Стихотворение написано на доске.
Подчеркните те слова, которые содержат ответ на вопрос: «С чего начинается родина для Сергея Есенина?»
Прочитайте.
Учитель.
Прочитайте третью строчку.
Каким временем года пахнет?
Предполагаемый ответ.
Осенью.
Учитель.
Какая это осень: ранняя, «золотая», поздняя?
Подтвердите словами из произведения.
Ответы учеников.
Учитель.
Закройте глаза и представьте эту картину, поделитесь, что вы чувствуете?
Предполагаемые ответы.
На душе грустно, тоскливо…
Учитель.
Прочитайте первую строчку.
«Я люблю родину». Какую?
Предполагаемый ответ.
Грустную.
Учитель.
Разве можно влюбиться в ивовую ржавь?
Читаем дальше.
Читает ученик.
«Приятны мне свиней испачканные морды»
Учитель.
Какое настроение у вас вызывает эта картина?
Предполагаемый ответ.
Весёлое.
«Я люблю родину»- весёлую.
Учитель.
О какой родине идёт речь?
Ученик.
О малой родине.
Учитель.
Как автор говорит о ней?
Предполагаемый ответ.
С любовью.
4.Физминутка.
Учитель.
Можно ли сказать, что стихотворение Н. Рубцова «Утро» о родине?
Ученики читают «Утро».
Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улице деревни.
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,-
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревня, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг – везде о них тоскую.
И разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую…
Ученик читает стихотворение выразительно вслух.
Ответы учеников.
Учитель.
С каким чувством говорит поэт о родине?
Ответы учеников.
Учитель.
Каким словом заменил автор слово родина?
Предполагаемый ответ.
Красота.
Учитель.
Чем богата его земля.
Предполагаемые ответы.
Лесами, реками, цветущими лугами, болотами, людьми со светлой душой.
«…смеясь на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети…»
5. Вывод.
Учитель.
Вспомним эпиграф. В какой строчке отражается все, о чем мы с вами говорили?
Ученик.
В первой.
«Я люблю родину…»
Учитель.
Откройте ладошки. На них ваша маленькая родина, согрейте ее теплом своей души. Закройте глаза, вытяните руки. Ваши ладошки соединились в одно целое.
Откройте глаза. Что получилось?
Предполагаемый ответ.
Большая родина.
Учитель.
Родина, богатая реками. Голубым узором расположились они на земле.
Лесами, где сосны, березки, дубы, клены, кружат в веселом хороводе.
Морями с кипучей пеной.
А какой человек может все это заметить?
Предполагаемый ответ.
Тот, кто любит свою малую родину.
Учитель.
Вот, как из любви к родным местам - «малой родине», выросло беззаветное чувство любви к «большой Родине» России у Н.Рубцова, С.Есенина.
6. Обобщение.
Учитель.
Обратите внимание на вторую строчку эпиграфа: «Я очень люблю Родину!»
Что вы испытываете, когда слышите слово «Россия»?
Так что же такое Родина?
Что значит любить Родину?
(Песня " Край ты мой родной"
Песня о родном крае ( для мероприятий о Родине)
Используемая литература
- Сборник стихов Н. Рубцова
- http://rubcov.ouc.ru/tihaya-moya-rodina.html
- http://rubcov.ouc.ru/utro.html
- Сборник стихов С. Есенина
- http://esenin.niv.ru/esenin/text/ispoved-huligana.htm
Приложение
Николай Рубцов
«Тихая моя родина!..»
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
С. Есенин
Николай Рубцов
Утро
Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,—
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг — везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую...
<1965>
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения. Тема: "Творчество А.М. Волкова. "Волшебник Изумрудного города"" 2 класс
Конспект урока...
Урок внеклассного чтения.Тема:Рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»
Урок разработан для учащихся коррекционной школы, в которой обучаются дети со слуховой депривацией. Конспект сопровождается приложениями (№ 1, № 2 ), которые позволят сократить время подготовки педаго...
Конспект урока внеклассного чтения. Тема: М.Горький "Слава Матери!" (Ко дню Матери)
Урок внеклассного чтения проведён в 4 классе в канун прекрасного праздника - Дня Матери. Прекрасное произведение М.Горького помогает ребятам понять, что они для своей мамы - искра жизни, которая освещ...
Урок внеклассного чтения. Тема: «В гостях у С. Я. Маршака».
Урок внеклассного чтения.Тема: «В гостях у С. Я. Маршака»....
Урок внеклассного чтения. Тема: А.Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино"
А.Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино"...
Урок внеклассного чтения. Тема: «Жемчужины русского языка»
Конспект урока внеклассного чтения можно использовать для изучения темы "УНТ" в 4-6 классах.Занятие позволит познакомить обучающихся с разнообразием пословиц и поговорок, их стру...