Пояснительная записка
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Пояснительная записка к программе "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 426 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
(для четырёхлетней начальной школы)
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государствен- ного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендацими для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
I. Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и уме- ющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предпо- лагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к понима- нию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литерату- ре, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литератур- ное чтение» 3-й класс – «В одном счастливом дет- стве», в 2-х ч.; а также методи- ческие рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.
В программе за основу взят традиционный тематический прин- цип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логи- кой. Суть её заключается в следующем.
.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чте- ния – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произве- дения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные сти-хотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соот- ношения произведений детской литературы и текстов, вошед- ших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведе- ния, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зару- бежной детской литературы, произведения русских писателей и поэ- тов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.
Такова внутренняя логика системы чтения.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивиро- ванностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализо- вать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третье- классницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учеб- ник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации темати- ки чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о кото- рой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одина- ково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия худо- жественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предло- жений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (техно- логия продуктивного чтения), обеспечивающая формирование чита- тельской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстояще- го чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направ- ленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстра- ции с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотиваци- онной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учите- ля) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивиду- альными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащих- ся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источ- никами.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла загла- вия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу чита- тельской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и при- мерными программами начального общего образования предмет
«Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей цен- ностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это цен- ность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. При- оритетность знания, установления истины, само познание как цен- ность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаим- ной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие челове- ческой жизни, состояние нормального человеческого существова- ния. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отно- шение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена обще- ства, народа, представителя страны, государства; чувство ответ- ственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только граж- данином России, но и частью мирового сообщества, для существова- ния и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толе- рантность, уважение к многообразию иных культур.
Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы:
№п./п. | Изменения | Обоснование |
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно пред- ставить в виде схемы.
3 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту худо- жественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потреб- ность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважитель- ное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –
своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литера- турных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чте- ние» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учи- телем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректиро- вать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и опреде- лять степень успешности своей работы и работы других в соответ- ствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотро- вым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различ- ных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогиче- ской формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чте- ние» является сформированность следующих умений:
3-й класс
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисо- вать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитан- ному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетво- рения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
VI. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого клас- са отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.
1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЯ
3-й класс –136 ч (4 часа в неделю)
Прощание с летом (6 или 4 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (19 или 15 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом (9 или 7 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки (13 или 11 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада...» (8 или 6 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил...» (18 или 11 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает...» (12 или 9 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме (9 или 6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой (12 или 9 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца...» (9 или 6 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влия- нии музыки на душу человека.
День смеха (4 или 3 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю...» (8 или 5 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы (5 или 4 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля (6 или 5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыфе- рова и других писателей о России, о любви к родной земле.
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На момент завершения начального образования достигаются сле- дующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдени- ем норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдени-
ем необходимой интонации, пауз, логического ударения для переда- чи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осо- знанно текст про себя.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чте- ние целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответ- ствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, сло- восочетания; семантизация незнакомых слов.
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов. Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанно-
го и прослушанного текста.
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
3-й класс
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение автор- ского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному приду- мыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанав- ливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты пла- на – повествовательные предложения; план из вопросов; план из пред- ложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозиро- вать содержание по ходу чтения или слушания;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
3-й класс
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и про- заическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рас- сказывает автор о герое:
– портрет;
– детали биографии (что известно о его жизни);
– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявля- ются в поступках, мыслях, словах;
– речь героя как средство его характеристики;
– отношение автора к герою;
– собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных про- изведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не толь- ко к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание и аргументирование своего отношения к прочи- танному.
5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
3-й класс
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на новом литературном материале понятий, введен-
ных во 2-м классе.
6. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
3-й класс
Обучение:
– подробному и краткому пересказу текста по плану;
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с исполь- зованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
– составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и
небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное состав- ление плана).
Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, сти- хотворений; иллюстрирование, инсценирование.– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изме- нением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самосто- ятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные опи- сания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
Приложение
Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по литературному чтению ниже приводится свод- ная таблица предметных требований.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по литературному чтению
(программный минимум)
3 класс
3-й класс | ||
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, вырази- тельно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить сло- варную работу; • делить текст на части, составлять простой план; • самостоятельно формулировать главную мысль текста; • находить в тексте материал для характеристики героя; • подробно и выборочно переска- зывать текст; • составлять рассказ-характери- стику героя; • составлять устные и письменные описания | • по ходу чтения представлять карти- ны, устно выражать (рисовать) то, что представили; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художе- ственной стороне текста (что понрави- лось из прочитанно- го и почему) | • относить произве- дения к жанрам рассказа, повести, пьесы по опреде- лённым призна- кам; • различать в про- заическом произве- дении героев, рас- сказчика и автора; • видеть в художе- ственном тексте сравнения, эпите- ты, олицетворения; • соотносить автора, название и героев прочитанных про- изведений |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
• Технология оценивания обра- зовательных достижений (учеб- ных успехов)
ФОРМЫ РАБОТЫ
• Технология продуктивного чтения
• Групповая работа
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ
• Проектные задания на предметном материале
• Жизненные (компетентностные) задачи
3-я линия разви- тия: умения и навыки устной и письменной речи
4-я линия разви- тия: эмоциональ- но-оценочное отно- шение к прочитан- ному
5-я линия разви- тия: приобщение к литературе как искусству слова
6-я линия разви- тия: знания о литературе, кни- гах, писателях
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
1-я линия разви- тия: первичные навыки работы с информацией
2-я линия разви- тия: техника чте- ния, приёмы понимания и ана- лиза текста
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)
Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....
Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков
Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...
Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову
Календарно - тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...
Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»
В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...
Пояснительная записка к ООП
Пояснительная записка к ООП...
Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...
Пояснительная записка к КТП по технологии.
Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....