Конспект урока "12 месяцев"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
4 «Б» класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тип урока: Изучение нового материала
Тема урока: Изучение сказки С.Я.Маршака – «12 месяцев»
Цель урока: осветить некоторые моменты творческого пути С.Я Маршака, начать изучать сказку-пьесу «12 месяцев»
Задачи:
Образовательные:
-способствовать формированию представлений о С.Я. Маршаке, как о писателе разностороннего дарования;
-формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым;
-формировать умение выразительно читать произведения по ролям;
- формировать понятие о жанре «драма»
Развивающие:
- развивать речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся умение делать выводы.;
- на основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его индивидуальности;
- развитие эмоциональной отзывчивости при чтении
Воспитывающие:
- воспитывать нравственные качества учащихся;
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать умение слушать товарищей.
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход урока:
- Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
2.Повторение изученного
У: Ребята, а вы знаете какие-нибудь пословицы, поговорки о месяцах? А их существует немало. Посмотрите на слайд. Сколько у нас месяцев всего?
Февраль — кривые дороги.
Март с водой, апрель с травой.
В апреле земля преет.
Май холодный — год хлебородный.
В марте — подснежники ищи.
Февраль богат снегом, апрель водою.
Август-батюшка заботой-работой мужика тешит.
Январь — дальний предвестник весны.
Апрель — месяц большой воды.
Май обманет, да в лес уйдёт.
В июне заря с зарёй целуются.
Июль — триумф ясного лета
В августе серпы греют, вода холодит
Август — яблочный месяц.
Август — бархатный месяц.
Сентябрю рыболовы рады.
В октябре птицы с родиной прощаются.
Октябрь-грязник — ни колеса, ни полоза не любит.
В ноябре семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт, льёт и снизу метёт.
Ноябрь — последний месяц живой воды.
У: Ребята, какое произведение мы с вами начали изучать на прошлом уроке?
Д: Мы начали изучать сказку С.Я.Маршака – 12 месяцев.
У: Совершенно верно, и автором этого произведения является С.Я.Маршак. Ребята, скажите какие произведения писал автор? Кому они были предназначены?
Д: Он писал преимущественно для детей
У: Совершенно верно! Он написал немало сборников для детей. Послушайте, вот что автор говорил о сказках.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится зерно доброты
У: Ребята, а что такое сказка? Какие сказки вы знаете?
Д: Сказка – это литературное произведение, которое сочетает в себе вымышленные элементы. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных.
У: А к какому типу сказок мы отнесем сказку С.Я.Маршака 12 месяцев?
Д: Это волшебная сказка.
У: -Ребята, заметьте это не просто сказка, а сказка – пьеса. А в чем отличие простой сказки от сказки-пьесы?
У: - Сказка-пьеса имеет отличия: и это наличие ремарок, распределение ролей.
У :А что такое пьеса?
Пьеса - произведение для театрального представления
- Проверка домашнего задания
У: Ребята, на дом вам было задано выразительно прочитать картину вторую из первого действия. Назовите мне какие действующие лица нам встретятся в этой картине?
Д: Дочка, падчерица, Учитель королевы, Королева…
У: Ребята, а вы заметили, что каждый герой имеет свой характер, свою интонацию?
У: Как мы будем читать слова каждого персонажа?
Д: Слова каждого персонажа мы будем читать с особой интонацией.
У: Совершенно верно! Как мы прочитаем слова: Королевы, Мачехи, Глашатых, Профессора?
У: Ребята, посмотрите на слайд. Значения всех ли слов вам понятно?
-Падчерица - неродная дочь
-Мачеха – неродная мать
-Придворная свита – окружение королевской семьи
-Глашатый – человек при дворе, объявляющий все новые указы
-Не гневайся – не сердись
-Валежник – сухие сучья и ветви
-Что есть мочи – из всех сил
У: Ребята преступаем к чтению по ролям. Давайте с вами выберем действующих лиц
(Чтение по ролям, постепенная смена чтецов)
- Физкультминутка
Наклоняемся с хлопком.
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх.
Ну-ка хлопни громче всех!
(На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем.
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо
И пройдемся мы немного.
И вернемся вновь к уроку.
4.Анализ произведения
У: Легко ли вам было читать пьесу по ролям? В чем особенность такого чтения?
У: Что в сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеемся?
Д: В пьесе-сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта, верность и сердечность Падчерицы.
Д: Неправдоподобно, фантастично само существование братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.
У: Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.
-У: Как вы думаете, почему сказка называется так?
Д: Месяцы идут один за другим никогда не встречаются. А в этой сказке Падчерица
Д: Видела все 12месяцев сразу.
У: Что вы можете рассказать о героях: Падчерице, Королеве, Мачехе и ее дочерях.
У: Назовите качества Падчерицы. Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.
У: Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения?
У: Все ли люди, которые окружали девушку, любили её? В чем это выражалось?
Д: Мачеха её не любила. Она давала ей много работы.
-У: Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?
Д: Зимой нарвать подснежников.
У: Зачем мачехе понадобились подснежники?
Д: « По воле королевы».
У: Зачитайте с выражением указ, который доносили простым людям Глашатые
1.Под праздник новогодний 3.Нарвите до рассвета
Издали мы приказ Подснежников простых
Пускай цветут сегодня, И вам дадут за это
Подснежники у нас! Корзину золотых
2.Ручьи бегут в долине.
Зиме пришёл конец.
Подснежников корзину
Несите во дворец.
У: Почему профессор был недоволен желанием королевы?
Д: Этим приказом нарушался закон- изменение времён года.
У: Как бы вы отнеслись к такому приказу?
Д: Я бы не рада была этому. Подснежники растут в природе. Мы должны бережно относиться к природе.
У: Как вы думаете, ребята, а как отнеслись к такому приказу жители того королевства?
Д: «Многие считали, что королева придумала всякую
Всячину». «Старухина дочка захотела попасть на новогодний праздник в королевство и стала отправлять старуху мать в лес за подснежниками».
У: Ребята, давайте посмотрим на слайд и узнаем, что это за персонаж
1.Падчерица
2. 12 месяцев
3.Королева
4.Профессор
5.Мать с дочерьми
5.Изучение нового материала
У: Ребята скажите, какие герои у нас задействованы в третьей картине? Полистайте главу.
Д: Старуха, Падчерица,12 месяцев, Королева
У: С какой интонацией читать вы помните? Тогда выбираем действующих лиц.
(Чтение детьми второй картины. Постепенная замена чтецов)
У: Ребята, а теперь открываем тетрадь на стр43. упр. 1-2
Ребята, скажите, что такое ремарки?
У: Ремарка (фр. remarque) — замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали. Давайте подчеркнем карандашом, ремарки автора.
6.Итог урока
У: Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Есть ли у нас пословицы о месяцах?
Кто может назвать любую поговорку или пословицу об одном из месяцев?
Нравится ли вам сказка С.Я.Маршака?
Что в ней вы считаете необычным?
Вы знаете еще произведения этого писателя?
Будите ли вы изучать его произведения самостоятельно?
7.Домашнее задание. Оценивание
Вашим домашним заданием будет прочитать следующую картину. Но не просто прочитать, а прочитать выразительно.
Самые активные ребята получают оценки отлично!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"
Открытый урок по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"...
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."
Конспект логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....
презентация и конспект урока по пьесе-сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"
На уроке дети узнают о новом жанре литературного произведения, учатся работать над ним......
План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Осенние месяцы"
План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Осенние месяцы".Перспектива...
Конспект открытого урока по окружающему миру УМК Н. В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Тема: «Февраль – месяц метелей и вьюг. Лесные новости»
В игровой форме ученики 1 класса знакомятся с разнообразием живой природы в феврале....
урок математики Сутки и месяц. Месяц и год
Тема: Сутки и месяц. Месяц и год.Цели деятельности учителя. Создать условия для ознакомления с единицами измерения времени «месяц», «год». Способствовать развитию умения решать задачи на время. Развив...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...