Литература как предмет эстетического цикла.
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
В рабочую программу входит пояснительная записка, содержание программы,требования к уровню подготовки оканчивающих третий класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_kak_predmet_esteticheskogo_cikla_3_klass.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература как предмет эстетического цикла.
- класс.
( 3ч. *34=102ч.)
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Р.Ф., авторской программы Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской.
Она предназначена для изучения в школах, работающих по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. Курс нацелен на развитие у школьников качеств полноценного читателя, способного глубоко чувствовать и понимать литературное произведение, воспринимать его как «модель мира»,создаваемую писателем по законам содержательной художественной формы. Результат обучения достигается за счёт разработанного авторами метода приобщения детей к литературному творчеству и читательскому сотворчеству .Воспитание эстетически развитого читателя – длительный и сложный процесс приобщения ребёнка к способам и средствам работы с художественным текстом, к секретам авторского мастерства, «тайнам внутреннего мира героев». Ведущей линией обучения в начальной школе является «Читательская практика и детское творчество». Эта линия должна обеспечить овладение учащимися позициями «автора», «читателя», «критика» и «теоретика»
Теоретическим стержнем курса в 3-м классе является освоение художественного текста как содержательной формы. В 3-м классе эта задача решается в ходе работы детей с целостной структурой постепенно усложняющихся малых жанров народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасенка. В этих «малых» жанрах фольклора можно чётко выделить задачу жанра. Ведущими уровнями являются ритмический рисунок – в считалке, звуковой рисунок – в скороговорках, диалог – в побасёнке, метафора и сравнение в загадке. Циклы уроков по открытию закона художественной формы в различных жанрах позволяют осуществить полный круг смены позиций: от «читателя» к «теоретику» (открытию структуры» жанра),затем к «автору»(сочинение своих произведений в этом жанре) и, наконец, к «читателю – критику» (оценка результатов собственной авторской работы). Открытое детьми понятие на последующих уроках выходит за узкие рамки определённого малого жанра в широкую жизнь художественной литературы.
Методы и формы работы.
Метод коллективно – распределительной деятельности.
Учебный диалог.
Внутригрупповая и общеклассная дискуссия.
Работа в парах, в группах.
Индивидуальная работа.
Содержание программы.
Устное народное творчество.
(16 часов)
. Произведения устного народного творчества. Практическая работа в позиции «читателя – критика».Вычитывание характера героя в оценке рассказчика в народных в народных сказках. Выявление жанровых особенностей считалок, потешек, скороговорок, загадок, небылиц, побасёнок Коллективная творческая работа. Сочинение загадок, побасенок. Критическая оценка в процессе их обсуждения.
Для реализации этого содержания ученик должен:
Иметь представление:
-о малых жанрах фольклора;
-о законах художественных форм;
Знать:
- особенности жанра: считалки, скороговорки, побасенки, загадки;
Уметь:
- отличить вид жанра устного народного творчества (ритмический рисунок – в считалке, звуковой рисунок - в скороговорке, диалог - в побасенке, метафора и сравнение – в загадке;
Иметь опыт:
-воспроизведение по памяти (3-5) произведений УНТ
- работы с толковыми словарями;
-работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика» и «автора»
Контроль. По данной теме предусмотрены:
-чтение наизусть (не менее трех загадок, побасенок, считалок, пословиц, скороговорок, потешек, небылиц;
Поэзия.
(12 часов)
Роль рифмы в авторской поэзии. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, , С.А.Есенин, ); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Выразительное чтение стихотворных произведений вслух и «про себя» и наизусть. Вычитывание настроения героев в лирических текстах. Открытие роли ритмического рисунка в авторской поэзии.
Для реализации этого содержания ученик должен:
Иметь представление:
-о поэзии, о законе жанра поэзии;
Знать:
-отличительные особенности жанра поэзии;
- произведения поэтов русской литературы;
Уметь:
- определять оттенки настроения в лирических и в лироэпических жанрах;
-воспроизвести по памяти три стихотворения
Иметь опыт:
-заучивание стихотворения наизусть;
- работа со словарями;
- декламация произведений поэзии;
- работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика»;
Контроль. По данной теме предусмотрены:
-чтение наизусть А.Пушкин « Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро», «Зимний вечер»
Басни.
(8 часов)
Характеры героев в оценке рассказчика в баснях И.Крылова. Крылатые слова. Особенности жанра . Выразительное чтение произведений вслух, наизусть. Чтение по ролям. Инсценирование.
. Для реализации этого содержания ученик должен:
Иметь представление:
-о басне;
Знать:
-отличие басни от других жанров;
-творчество И.А.Крылова;
-знать наиболее употребляемые «крылатые» слова и «выражения»;
Уметь:
-давать оценку характера героев;
- определять мораль басни;
-работать в позиции «читателя», «критика», «теоретика»;
Иметь опыт:
-заучивание наизусть одной – двух басен;
-работы со словарями («фразеологизмы», «синонимы», «антонимы»)
Контроль. По данной теме предусмотрены:
-заучивание наизусть басни И.А.Крылов «Слон и Моська», «Мартышка и Очки»
Пьесы.
(12 часов)
Отличительные особенности драматических произведений. Характеры героев в оценке в оценке автора.
Для реализации этого содержания ученик должен:
Иметь представление:
-отличие драматических произведений;
Знать:
- характер героя в оценке автора;
Уметь:
-отличать пьесу от других литературных произведений;
- читать по ролям, инсценировать отрывок пьесы;
Иметь опыт:
-вычитывания характера, настроения, поступков, оценок героя;
Теория литературы.
(5 часов).
Работа в позиции «теоретик»,то есть - «открытие»закона художественной формы и способов создания художественного образа как средства работы в позиции «читателя» и «автора».
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка...
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; стихотворение; басня. Ведущими уровнями в определении жанров являются: ритмический уровень, звуковой рисунок, сравнение и метафора, рифма. Детские творческие работы.
Для реализации этого содержания ученик должен:
Иметь представление:
-фольклорные и литературные формы;
Знать:
-отличительные особенности жанра поэзии, пьесы, басни, сказки, рассказа и жанров УНТ;
- произведения классиков русской литературы в рамках данной программы;
Уметь:
- определять оттенки настроения в лирических и в лироэпических жанрах;
- определять виды литературных произведений;
Иметь опыт:
- декламация произведений поэзии;
- работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика» и «автора»
Контроль. По данной теме предусмотрены:
-тест «Способ рифмовки»
Рассказы.
(48 часов)
Характеры, поступки и мотивы поведения героев в оценке рассказчика в рассказах и сказках.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Для реализации этого содержания ученик должен:
Иметь представление:
- Характеры, поступки и мотивы поведения героев в оценке рассказчика в рассказах и сказках.
Знать:
-замысел произведения, характеры героев;
- литературные средства выразительности художественных произведений;
- произведения поэтов и писателей русской литературы, предусмотренных данной программой;
Уметь:
- составлять рассказ о поступке героя, о его внешнем виде;
-находить в тексте цитаты, подтверждающие поступки, характеры героев;
-определять и сравнивать точку зрения автора, героя;
- уметь выразить свое отношение к прочитанному;
Иметь опыт:
- пересказывание текста;
- работа со словарями;
- инсценирование произведений;
- работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика»;
Контроль. По данной теме предусмотрен:
-озаглавить текст на части Л.Пантелеев «Честное слово», К.Паустовский «Барсучий нос»
Гимназический компонент.
Внеклассное чтение детской классической литературы (произведения В.Драгунского. Н.Носова, Э.Успенского. А.Милна, А.Линдегрен и др.). Знакомство с мифологией античности (Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции).
Практическая работа в позиции «автора – художника». От жизненных наблюдений к замыслу. Выражение точки зрения, внутреннего мира в устном коллективном этюде и в последующем индивидуальном сочинении ( «Хвастун», «Ворчун», «Хлеб», «Разговор кастрюль», «Подарок» ).
От освоения жанра – к замыслу. Создание произведений малых жанров, инсценировки сказок.
Практическая работа в позиции «публициста». От размышления о жизни – к замыслу. Выражение учениками своей точки зрения на значимые для младших школьников жизненные явления в сочинении – размышлении и в процессе обсуждения этих сочинений. («Что я люблю делать»)
Праздники читательских удовольствий.
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование) (10час)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение (50 час)
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов , искажения окончаний , искажения ударений (III класс). Скорость чтения (80 – 90 слов в минуту) установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).
Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Говорение (40 час)
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо (12час)
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению..
Цели обучения .
1.Формировать у учащихся представлений о литературе как искусстве слова в позициях «автора», «читателя – критика», «теоретика».
2.Создавать условия для практического освоения учащимися работы в позиции «автора – художника», «публициста», «чтеца».
3.Вызывать у детей глубокое сопереживание, ощущения радостного волнения от общения с художественным текстом.
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных
Требования к уровню подготовки
оканчивающих третий класс
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
В позиции «читателя – критика»
-знать тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения и заучивания наизусть;
-выявлять внутренний мир героев;
-определять фольклорные жанры: считалка, скороговорка, потешка, загадка, небылица, побасёнка, пословица, сказка (волшебная, о животных, бытовая);
-определять жанры авторской литературы: рассказ, литературная сказка, басня, пьеса, стихотворение;
-критически оценивать детские сочинения в процессе обсуждения;
-выразительно читать тексты.
В позиции «автора».
-выражать точку зрения, характер, настроение в сочинении на заданную тему.
-сочинять произведения малых жанров (считалка. скороговорка, загадка, потешка, небылица, побасёнка);
-выражать свою точку зрения в сочинении и в процессе обсуждения сочинении
уметь
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
Литература.
1.Сборник программ для начальной общеобразовательной школы.
Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Издательство «Вита – Пресс».
Москва*2001 г.
2.Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение, 3 класс: Учебник – хрестоматия. – 3.Кудина Г. Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение, 3 класс: Рабочая тетрадь. – М.: оникс 21 век. Дом педагогики, 2007.
4. .Кудина Г. Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение. Методическое пособие. 3 класс: Рабочая тетрадь. – М.: оникс 21 век. Дом педагогики, 2007.
».
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 477 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
В статье говорится о процессе реализации национального проекта «Образование» (на примере Государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №477 с углубленным из...
Значение предметов художественно-эстетического цикла в воспитании культуры учащихся начальных классов
Непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства способствует формированию их эстетического вкуса, моральных устоев, понимание традиции, стремление к духовному совершенству, а такж...
Опыт работы «Возможности формирования и развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции»
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла...
Формирование экологической культуры младших школьников посредством предметов эстетического цикла
выступление учителя из опыта работы по формированию экологической культуры...
Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарно- эстетического цикла в изучении окружающего мира.
Содержание образования в области окружающей среды по своей сути интегративно, междисциплинарно и для изучения природных явлений необходимо задействовать всю систему учебных предметов в начальной школе...
Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство художественно-эстетического развития младших школьников
Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности. Покажем это на пример...
Исследовательская проект в секции предметов Эстетического цикла и технологии.Тема: «Оригами для детей» АВТОР:УЧЕНИК 3В КЛАССА МАОУ СОШ № 26 Г. УЛАН-УДЭ НЕВЕРКЕЕВ КОНСТАНТИН РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: ПИНЮГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
Предлагаю Вашему вниманию исследовательский проект Тема: «Оригами для детей».Неверкеев Константин, ученик 3 класса МАОУ «СОШ № 26», г.Улан-Удэ.Работа Лауреата...