Литература как предмет эстетического цикла.
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Валентина Михайловна Максимцова

 В рабочую программу входит пояснительная записка, содержание программы,требования к уровню подготовки оканчивающих третий класс

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_kak_predmet_esteticheskogo_cikla_3_klass.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Литература как предмет эстетического цикла.

  1. класс.

( 3ч. *34=102ч.)

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе федеральных  государственных образовательных стандартов начального общего образования Р.Ф., авторской программы  Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской.

 Она предназначена для изучения в школах, работающих по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. Курс нацелен на развитие у школьников качеств полноценного читателя, способного глубоко чувствовать и понимать литературное произведение, воспринимать его как «модель мира»,создаваемую писателем по законам содержательной художественной формы. Результат обучения достигается за счёт разработанного авторами метода приобщения детей к литературному творчеству и читательскому сотворчеству .Воспитание  эстетически развитого читателя – длительный и сложный процесс приобщения ребёнка к способам и средствам работы с художественным текстом, к секретам авторского мастерства, «тайнам внутреннего мира героев». Ведущей линией обучения в начальной школе является «Читательская  практика и детское творчество». Эта  линия должна обеспечить овладение учащимися позициями «автора», «читателя», «критика» и «теоретика»

Теоретическим стержнем курса в 3-м классе является освоение художественного текста как содержательной  формы. В 3-м классе эта задача решается в ходе работы детей с целостной структурой постепенно усложняющихся малых жанров народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасенка. В этих «малых» жанрах фольклора можно чётко  выделить  задачу жанра. Ведущими уровнями   являются ритмический  рисунок – в считалке,  звуковой рисунок – в скороговорках, диалог – в   побасёнке, метафора и сравнение в загадке. Циклы уроков по  открытию закона художественной формы в различных жанрах позволяют осуществить полный круг смены позиций: от «читателя» к «теоретику» (открытию структуры»  жанра),затем  к «автору»(сочинение своих произведений в этом жанре) и, наконец, к «читателю – критику» (оценка результатов собственной  авторской работы). Открытое детьми понятие на последующих уроках  выходит за узкие рамки   определённого малого жанра  в широкую жизнь художественной литературы.  

Методы и формы работы.

Метод коллективно – распределительной деятельности.

Учебный диалог.

Внутригрупповая и общеклассная дискуссия.

Работа в парах, в группах.

Индивидуальная работа.

                            Содержание  программы.

Устное народное творчество.

(16 часов)

. Произведения устного народного творчества. Практическая работа в позиции «читателя – критика».Вычитывание характера героя в оценке рассказчика в народных в народных сказках. Выявление жанровых особенностей считалок, потешек, скороговорок, загадок, небылиц, побасёнок Коллективная творческая работа. Сочинение загадок, побасенок. Критическая оценка в процессе их обсуждения.

Для реализации этого содержания ученик должен:

Иметь представление:

-о малых жанрах фольклора;

-о законах художественных форм;

Знать:

- особенности жанра: считалки, скороговорки, побасенки, загадки;

Уметь: 

 - отличить вид жанра устного народного творчества (ритмический рисунок – в считалке, звуковой рисунок - в скороговорке, диалог -  в побасенке, метафора и сравнение – в загадке;

Иметь опыт:

-воспроизведение по памяти (3-5) произведений УНТ

- работы с толковыми  словарями;

-работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика» и «автора»

Контроль. По данной теме предусмотрены:

-чтение наизусть (не менее трех  загадок, побасенок, считалок, пословиц, скороговорок, потешек, небылиц;

                                Поэзия.

                                (12 часов)

 Роль рифмы в авторской поэзии. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин,  Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, , С.А.Есенин, ); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Выразительное  чтение стихотворных произведений вслух и «про себя» и наизусть. Вычитывание настроения  героев в лирических текстах. Открытие роли ритмического рисунка в авторской поэзии.

Для реализации этого содержания ученик должен:

Иметь представление:

-о поэзии, о законе жанра поэзии;

Знать:

-отличительные особенности жанра поэзии;

- произведения поэтов русской литературы;  

Уметь: 

- определять оттенки настроения в лирических и в лироэпических жанрах;

-воспроизвести по памяти три стихотворения  

Иметь опыт:

-заучивание стихотворения наизусть;

- работа со словарями;

- декламация произведений поэзии;

- работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика»;

Контроль. По данной теме предусмотрены:

-чтение наизусть А.Пушкин « Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

                                Басни.

                                (8 часов)

Характеры  героев в оценке рассказчика в баснях И.Крылова. Крылатые слова. Особенности жанра . Выразительное чтение произведений  вслух, наизусть. Чтение по ролям. Инсценирование.

. Для реализации этого содержания ученик должен:

Иметь представление:

-о басне;

Знать:

-отличие басни от других жанров;

-творчество И.А.Крылова;

-знать наиболее употребляемые «крылатые» слова и «выражения»;

Уметь: 

-давать оценку характера героев;

- определять мораль басни;

-работать в позиции «читателя», «критика», «теоретика»;

Иметь опыт:

-заучивание наизусть одной – двух басен;

-работы со  словарями («фразеологизмы», «синонимы», «антонимы»)

Контроль. По данной теме предусмотрены:

-заучивание наизусть басни И.А.Крылов «Слон и Моська», «Мартышка и Очки»

                                Пьесы.

                                (12 часов)

Отличительные особенности драматических произведений. Характеры героев в оценке в оценке автора.

Для реализации этого содержания ученик должен:

Иметь представление:

-отличие драматических произведений;

 Знать:

- характер героя в оценке автора;

Уметь: 

 -отличать пьесу от других литературных произведений;

- читать по ролям, инсценировать отрывок пьесы;

Иметь опыт:

-вычитывания характера, настроения, поступков, оценок героя;

                                Теория  литературы.

(5 часов).

Работа в позиции «теоретик»,то есть  - «открытие»закона художественной формы и способов создания художественного образа как средства работы в позиции     «читателя» и «автора».

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка...

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ;  стихотворение; басня. Ведущими уровнями  в определении жанров являются: ритмический уровень, звуковой рисунок, сравнение и метафора, рифма. Детские творческие работы.

Для реализации этого содержания ученик должен:

Иметь представление:

-фольклорные и литературные формы;

Знать:

-отличительные особенности жанра поэзии,  пьесы, басни, сказки, рассказа и жанров УНТ;

- произведения классиков русской литературы в рамках данной программы;  

Уметь: 

- определять оттенки настроения в лирических и в лироэпических жанрах;

- определять виды литературных произведений;

Иметь опыт:

- декламация произведений поэзии;

- работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика» и «автора»

Контроль. По данной теме предусмотрены:

-тест «Способ рифмовки»

                                Рассказы.

                                (48 часов)

Характеры, поступки и мотивы поведения героев в оценке рассказчика в рассказах и сказках.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

 Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Для реализации этого содержания ученик должен:

Иметь представление:

- Характеры, поступки и мотивы поведения героев в оценке рассказчика в рассказах и сказках.

Знать:

-замысел произведения, характеры героев;

- литературные средства выразительности художественных произведений;

- произведения поэтов и писателей русской литературы, предусмотренных данной программой;  

Уметь: 

- составлять рассказ о поступке героя, о его внешнем виде;

-находить в тексте цитаты, подтверждающие поступки, характеры героев;

-определять и сравнивать точку зрения автора,  героя;

- уметь выразить свое отношение к прочитанному;

Иметь опыт:

- пересказывание текста;

- работа со словарями;

- инсценирование произведений;

- работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика»;

Контроль. По данной теме предусмотрен:

-озаглавить  текст на части Л.Пантелеев «Честное слово», К.Паустовский «Барсучий нос»

Гимназический компонент.

Внеклассное чтение детской классической литературы (произведения В.Драгунского. Н.Носова, Э.Успенского. А.Милна,  А.Линдегрен и др.). Знакомство с мифологией античности  (Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции).

Практическая работа в позиции «автора – художника». От жизненных наблюдений к замыслу. Выражение точки зрения, внутреннего мира в устном коллективном этюде и в последующем индивидуальном сочинении ( «Хвастун», «Ворчун», «Хлеб», «Разговор кастрюль», «Подарок» ).

От освоения жанра – к замыслу. Создание произведений малых  жанров, инсценировки сказок.

Практическая работа в позиции «публициста».  От размышления о жизни – к замыслу. Выражение учениками своей точки зрения на значимые для младших школьников жизненные явления в сочинении – размышлении и в процессе обсуждения этих сочинений. («Что я люблю делать»)

Праздники читательских удовольствий.

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование)  (10час)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение (50 час)

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов , искажения окончаний , искажения ударений (III класс). Скорость чтения (80 – 90 слов в минуту) установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Говорение (40 час)

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо (12час)

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению..

Цели обучения .

1.Формировать у учащихся представлений о литературе как искусстве слова в позициях  «автора», «читателя – критика», «теоретика».

2.Создавать условия для практического освоения учащимися работы в позиции  «автора – художника», «публициста», «чтеца».

3.Вызывать у детей  глубокое сопереживание, ощущения радостного волнения от общения с художественным текстом.

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных

Требования к уровню подготовки

оканчивающих  третий класс

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

В позиции «читателя – критика»

-знать тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения и заучивания наизусть;

-выявлять внутренний мир героев;

-определять фольклорные жанры: считалка, скороговорка, потешка, загадка, небылица, побасёнка, пословица, сказка (волшебная, о животных, бытовая);

-определять жанры авторской литературы: рассказ, литературная сказка, басня, пьеса, стихотворение;

-критически оценивать детские сочинения в процессе обсуждения;

-выразительно читать тексты.

В позиции «автора».

-выражать точку зрения, характер, настроение в сочинении на заданную тему.

-сочинять произведения малых жанров (считалка. скороговорка, загадка, потешка, небылица, побасёнка);

-выражать свою точку зрения в сочинении и в процессе обсуждения сочинении

уметь

читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

создавать небольшой устный текст на заданную тему;

приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

               Литература.

1.Сборник программ для начальной общеобразовательной школы.

Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

Издательство «Вита – Пресс».

Москва*2001 г.

2.Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение, 3 класс: Учебник – хрестоматия. – 3.Кудина Г. Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение, 3 класс: Рабочая тетрадь. – М.: оникс 21 век. Дом педагогики, 2007.

4. .Кудина Г. Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение. Методическое пособие. 3 класс: Рабочая тетрадь. – М.: оникс 21 век. Дом педагогики, 2007.


».

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 477 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

В статье говорится о процессе реализации национального проекта «Образование» (на примере Государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №477 с углубленным из...

Значение предметов художественно-эстетического цикла в воспитании культуры учащихся начальных классов

Непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства способствует формированию их эстетического вкуса, моральных устоев, понимание традиции, стремление к духовному совершенству, а такж...

Формирование экологической культуры младших школьников посредством предметов эстетического цикла

выступление учителя  из опыта работы по формированию экологической культуры...

Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарно- эстетического цикла в изучении окружающего мира.

Содержание образования в области окружающей среды по своей сути интегративно, междисциплинарно и для изучения природных явлений необходимо задействовать всю систему учебных предметов в начальной школе...

Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство художественно-эстетического развития младших школьников

Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности.  Покажем это на пример...

Исследовательская проект в секции предметов Эстетического цикла и технологии.Тема: «Оригами для детей» АВТОР:УЧЕНИК 3В КЛАССА МАОУ СОШ № 26 Г. УЛАН-УДЭ НЕВЕРКЕЕВ КОНСТАНТИН РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: ПИНЮГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Предлагаю Вашему вниманию исследовательский  проект  Тема: «Оригами для детей».Неверкеев Константин, ученик 3 класса  МАОУ «СОШ № 26», г.Улан-Удэ.Работа Лауреата...