Олимпиадные задания по литературному чтению
олимпиадные задания по чтению (4 класс) по теме
Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_chteniyu.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
2012-2013 учебный год
Двенадцатая олимпиада младших школьников
литературное чтение
районный тур
4 класс Время выполнения работы 60 минут
Ф.И.____________________________________________
Класс _______ школа ___________________________
Задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Всего баллов |
Кол-во баллов, набранных уч-ся | |||||||||||
Максимальное количество баллов за задание | 8,1 | 2,8 | 2,5 | 3 | 1,4 | 10 | 1,3 | 3,6 | 1,5 | 1 | 35,2 |
Задание 1
Анализ стихотворения: понимание прочитанного, выбор интонации.
Кузнечик и сверчок
Вовеки не замрет, не прекратится
Поэзия земли. Когда в листве,
От зноя ослабев, умолкнут птицы,
Мы слышим голос в скошенной траве
Кузнечика. Спешит он насладиться
Своим участьем в летнем торжестве:
То зазвенит, то снова притаится
И помолчит минуту или две.
Поэзия земли не знает смерти.
Пришла зима. В полях метет метель,
Но вы покою мертвому не верьте.
Трещит сверчок, забившись где-то в щель.
И в ласковом тепле нагретых печек
Нам кажется: в траве звенит кузнечик.
Дж. Китс
1. Прочитай стихотворение. (Правильный ответ отметь знаком +.)
2. Как лучше читать стихотворение:
а) тихо, задумчиво;
б) монотонно, грустно;
в) спокойно, ласково, любуясь тем миром, который рисует автор;
г) весело, задорно, с торжеством в голосе?
3.На какие две части ты разделил бы это стихотворение? Отметь карандашом.
4. Придумай заголовки для первой и второй частей. Запиши их.
5.Какие строчки в стихотворении ты считаешь самыми важными? Подчеркни их прямой линией.
6. Найди строчки, которые ты считаешь самыми красивыми. Подчеркни их волнистой линией.
7.Соедини карандашом рифмующиеся строки.
Задание 2
Знание особенностей художественного текста, умения узнавать выразительные средства литературы.
Дом рассохся от старости. А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен все лето тянуло жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом…
Единственное, что раздражало композитора, – это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся сухие стропила, двери и старушка люстра…
Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.
«Прекрасная оркестровка!» – думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.
С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.
(К. Паустовский.)
1. Прочитай отрывок из произведения.
2. О каком неживом предмете говорится в тексте, как о живом? Найди и подчеркни нужные строчки одной чертой. Напиши, как называется этот прием.
3. Можно ли сказать, что К. Паустовский создал два образа? Какие? Запиши ответ.____________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие красочные прилагательные помогают ярко представить описание? Подчеркни их волнистой линией.
5. Определи жанр этого текста:
а) рассказ;
б) авторская сказка;
в) научно-популярный рассказ.
Задание 3
Выбери из предложенного перечня фамилии писателей, творчество которых можно соотнести с данными высказываниями.
Предлагаем следующие фамилии: В. Маяковский, Б. Жит-ков, Н. Носов, Е. Чарушин, Г.-Х. Андерсен, С. Маршак, А. Гайдар,Н. Сладков, Дж. Родари, В. Бианки.
а) «Я хочу научить детей словам «мир», «свобода», «труд», «дружба со всеми народами» и рад, когда могу заставить их засмеяться или улыбнуться».
____________________________________________________________
б) «Любимых детских книг творец и верный друг ребят», он побуждал к действию, полезному и увлекательному, звал к чуткости и благородству, к добрым делам и заботе о человеке». __________________________________
в) «В нем счастливо сочетались два умения, два таланта – рассказчика и рисовальщика. И оба они отданы детям»._______________________________
г) «Сказки смешили и радовали. Сказки учили мудрости, возвышали души, согревали сердца, будили ненависть к злу и утверждали светлое...».
____________________________________________________________
д) «В его книгах много увлекательных дорог, однако эти дороги не только увлекательны, но еще и трудны; чтобы идти по ним надо быть смелым человеком». ______________________________________________________
Задание 4
словарь литературных терминов
Дай определение следующим понятиям:
Тема_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Скороговорка________________________________________________________________________________________________________________
Пьеса_________________________________________________________
__________________________________________________________________
Зачин____________________________________________________________________________________________________________________________
Диалог____________________________________________________________________________________________________________________________
Гимн_________________________________________________________
Задание 5. Отгадай кроссворд.
Запиши ответы в клеточках, и ты получишь фамилию известного писателя.
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 |
Вопросы:
1. Элемент книги.
2. Главная мысль произведения.
3. Вымышленное имя писателя.
4. Группа сотрудников газеты, журнала, которая готовит их к выпуску.
5. Элемент книги, помогающий узнать ее содержание до чтения.
6. Краткое содержание произведения.
7. Элемент титульного листа, уточняющий содержание книги.
Ключевое слово: __________________________________________
Задание 6.
Прочитай пословицы и крылатые выражения.
Бабушка надвое сказала.
Чует кошка, чье мясо съела.
А Васька слушает да ест.
Остаться у разбитого корыта.
Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
От радости в зобу дыханье сперло.
Большому кораблю – большое плавание.
А ларчик просто открывался.
Выполни задание:
1) распредели высказывания на две группы в зависимости от их проис-хождения: пословицы (происходят из фольклора, не имеют автора); крылатые выражения (происходят не из фольклора, имеют автора);
2) для крылатых выражений укажи автора и название произведения;
3) раскрой переносный смысл каждого высказывания.
Задание 7.
К данным устойчивым словосочетаниям подбери близкий по значению глагол:
гладить по головке – ____________________________________________
повесить голову – ____________________________________________ зарубить на носу – ________________________________________________
дать по шапке – ________________________________________________
бить баклуши – _________________________________________________
класть зубы на полку –____________________________________________
вставлять палки в колеса –_______________________________________
обвести вокруг пальца – _________________________________________
выбиться из сил – ________________________________________________
клевать носом –___________________________________________________
гладить по головке – ____________________________________________
сложить голову – ______________________________________________
пропускать мимо ушей – ____________________________________________
Задание 8
Это все должны знать. Выбери правильный ответ:
1. Какому литературному жанру присуще наличие морали?
а) сказке; б) стихотворению; в) рассказу; г) басне.
2. Какой жанр не является жанром устного народного творчества?
а) сказка; б) статья; в) легенда; г) небылица.
3. Какое предложение является скороговоркой?
а) Свой огонёк ясней горит;
б) Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает?
в) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
4. С чего начинается сказка?
а) с концовки; б) с зачина; в) с присказки; г) с намёка.
5. У какого произведения может быть такое начало: «Не летай, соловей, у окошечка»?
а) у песни; б) у рассказа; в) у сказки; г) у былины.
6. Какая из этих сказок является литературной?
а) «Лиса и Волк»; б) «Мороз Иванович»;
в) «Волк и семеро козлят»; г) «Сивка-Бурка».
7. Кто автор литературной сказки «Лягушка-путешественница»?
а) В.Гаршин; б) В.Одоевский; в) Д.Мамин-Сибиряк; г) С.Аксаков.
8. Кто автор слов: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»?
а) Н.Некрасов; б) И.Крылов; в) А.Пушкин; г) Дж.Родари.
9. Кто автор стихотворения «Путаница»?
а) А.Пушкин; б) К.Чуковский; в) С.Маршак; г) С.Михалков.
10. Какой из рассказов Л.Толстого можно назвать описанием?
а) «Какая бывает роса на траве»; б) Куда девается вода из моря»;
в) «Лев и собачка»; г) «Прыжок».
11. Какой недостаток высмеял И.Крылов в басне «Мартышка и Очки»?
а) лень; б) трусость; в) невежество; г) жадность
12. Кто писал о животных?
а) Е.Пермяк; б) М.Пришвин; в) А.Волков; г) П.Ершов.
13. Кто является героиней сказки А.С.Пушкина?
а) Царевна Несмеяна; б) Золушка;
в) Царевна-лягушка; г) Царевна-лебедь.
14. Найти и исправить ошибки в тексте.
Костя любил читать басни. Его любимый герой – Дениска из басни «Квартет» И.А.Крылова. Ещё он рассказал, что читал басни Л.Толстого «Прыжок» и «Акула».
15. Кто из перечисленных авторов иллюстрировал свои рассказы?
а) Н.Сладков; б) Е.Чарушин; в) В.Бианки; г) М.Пришвин.
16. Кто из художников прославился иллюстрациями к сказкам?
а) Ю.Васнецов; б) А.Саврасов; в) К.Юон; г) И.Левитан.
17. Какая страна является родиной Г.Х.Андерсена?
а) Россия; б) Англия; в) Франция; г) Дания.
Задание 9.
Перед тобой оглавление детской энциклопедии.
Главы | Название | Страницы |
1 | Земля и Вселенная | 1 – 47 |
2 | История открытий | 48 – 114 |
3 | Страны и народы | 115 – 191 |
4 | Педагогика | 192 – 269 |
5 | Медицина | 270 – 343 |
6 | Транспорт | 344 – 402 |
7 | Живая природа | 403 - 479 |
1. В какой главе ты будешь искать информацию о том, кто изобрёл радио? Подчеркни.
а) Земля и Вселенная. б) История открытий . в) Страны и народы.
2. В какой главе ты сможешь прочитать о том, какие средства передвижения по воде использовались в XV веке? Подчеркни.
а) в главе 4 б) в главе 5 в) в главе 6
3. Какую информацию ты не сможешь найти в энциклопедии? Подчеркни.
а) Какие растения есть в пустыне?
б) Кто автор первого Букваря?
в) Какие события произойдут в 2081 году?
Задание 10.
Юный читатель! Отгадай литературную загадку. Ответь, о чем говорится в стихотворении. Тебе поможет то, что отгадка зашифрована в самом тексте стихотворения.
В чем же видит автор этой загадки роль загаданного предмета?
Кто, когда бродил в тумане
Ночью, в холоде, во мгле,
Иль в людском земном обмане,
Гордо знает, что земле –
Альфа света, солнце знаний?
Отгадка: __________________________________________________________________
Роль загаданного предмета: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ответы к заданиям
Задание 1
Анализ стихотворения: понимание прочитанного, выбор интонации.
Кузнечик и сверчок
1-я часть.
Вовеки не замрет, не прекратится
Поэзия земли. Когда в листве,
От зноя ослабев, умолкнут птицы,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мы слышим голос в скошенной траве
Кузнечика. Спешит он насладиться
Своим участьем в летнем торжестве:
То зазвенит, то снова притаится
И помолчит минуту или две.
-----------------------------------------------
2-я часть.
Поэзия земли не знает смерти.
Пришла зима. В полях метет метель,
Но вы покою мертвому не верьте.
Трещит сверчок, забившись где-то в щель.
И в ласковом тепле нагретых печек
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Нам кажется: в траве звенит кузнечик.
Дж. Китс
1. Прочитай стихотворение. (Правильный ответ отметь знаком +.)
2. Как лучше читать стихотворение:
а) тихо, задумчиво;
б) монотонно, грустно;
+ в) спокойно, ласково, любуясь тем миром, который рисует автор;0,1б
г) весело, задорно, с торжеством в голосе?
3. На какие две части ты разделил бы это стихотворение? Отметь карандашом. 0,5б
4. Придумай заголовки для первой и второй частей. Запиши их.
1-я часть – Звенит кузнечик в скошенной траве.0,5б
2-я часть – Поэзия земли не знает смерти.0,5б
5. Какие строчки в стихотворении ты считаешь самыми важными? Подчеркни их прямой линией. За каждый правильный ответ 0,5 б
6. Найди строчки, которые ты считаешь самыми красивыми. Подчеркни их волнистой линией. За каждый правильный ответ 0,5 б
7. Соедини карандашом рифмующиеся строки. За каждую правильную группу по 0,5 б
Вовеки не замрет, не прекратится...
Кузнечика. Спешит он насладиться...
То зазвенит, то снова притаится...
Поэзия земли. Когда в листве...
Мы слышим голос в скошенной траве...
Своим участьем в летнем торжестве...
Поэзия земли не знает смерти...
Но вы покою мертвому не верьте...
Пришла зима. В полях метет метель...
Трещит сверчок, забившись где-то в щель...
И в ласковом тепле нагретых печек...
Нам кажется: в траве звенит кузнечик...
Максимальное количество баллов за первое задание-8,1б
Задание 2
Знание особенностей художественного текста, умения узнавать выразительные средства литературы.
1. Прочитай отрывок из произведения.
2. О каком неживом предмете говорится в тексте, как о живом? Найди и подчеркни нужные строчки одной чертой. Напиши, как называется этот прием. (Дом скучал; дом запоет; певучестью дерева; отзовутся сухие стропила, двери и старушка люстра; разыгрывалась домом. Это олицетворение.) За каждое найденное олицетворение по 0,2 б, за угаданный приём 0,5б.
3. Можно ли сказать, что К. Паустовский создал два образа? Какие? Запиши ответ. (Образ дома и образ музыки.)За каждый правильный ответ 0,5б.
4. Определи жанр этого текста:
+ а) рассказ;0,1б
б) авторская сказка;
в) научно-популярный рассказ.
Максимальное количество баллов-2,8б
Задание 3
Выбери из предложенного перечня и напиши под соответствующими цифрами фамилии писателей, творчество которых можно соотнести с данными высказываниями.
а) «Я хочу научить детей словам «мир», «свобода», «труд», «дружба со всеми народами» и рад, когда могу заставить их засмеяться или улыбнуться». (Дж. Родари.) 0,5б
б) «Любимых детских книг творец и верный друг ребят», он побуждал к действию, полезному и увлекательному, звал к чуткости и благородству, к добрым делам и заботе о человеке». (A. Гайдар.) 0,5б
в) «В нем счастливо сочетались два умения, два таланта – рассказчика и рисовальщика. И оба они отданы детям». (Е. Чарушин.) 0,5б
г) «Сказки смешили и радовали. Сказки учили мудрости, возвышали души, согревали сердца, будили ненависть к злу и утверждали светлое...». (Г.-Х. Андерсен.) 0,5б
д) «В его книгах много увлекательных дорог, однако эти дороги не только увлекательны, но еще и трудны; чтобы идти по ним надо быть смелым человеком». (Н. Сладков.) 0,5б
Максимальное количество баллов -2,5б
Задание 4
За каждое верное определение -0,5б
Тема (гр. thema) – главный предмет повествования, то, о чем говорится в произведении (события, явления и пр.) (ср. с идеей, под которой понимается то, что утверждается в произведении).
Скороговорка – «род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль). Для скороговорки специально подбираются слова, правильное произношение которых при быстром и многократном повторении затруднено. Скороговорки бывают народные и авторские.
Пьеса (фр. piece) – литературное произведение, предназначенное для исполнения на сцене.
Зачин – традиционное начало произведений устного народного творчества: былины, сказки и др.
Диалог (гр. dialogos) – разговор двух или более лиц (в отличие от монолога). В драматических произведениях диалог – главное средство изображения действия и характеров.
Гимн (гр. hymnos) – торжественная песня в честь какого-либо знаменательного лица, события или явления. В античном мире гимн – похвальная песнь богам.
Максимальное количество баллов-3б
Задание 5.
Отгадай кроссворд.
Запиши ответы в клеточках, и ты получишь фамилию известного писателя.
1 о | б | л | о | ж | к | а | |||||||||||
2 и | д | е | я | ||||||||||||||
3 п | с | е | в | д | о | н | и | м | |||||||||
4 р | е | д | к | о | л | л | е | г | и | я | |||||||
5 п | р | е | д | и | с | л | о | в | и | е | |||||||
6 а | н | н | о | т | а | ц | и | я | |||||||||
7 п | о | д | з | а | г | о | л | о | в | о | к |
Вопросы:
1. Элемент книги. (Обложка.)0,2б
2. Главная мысль произведения. (Идея.) 0,2б
3. Вымышленное имя писателя. (Псевдоним.) 0,2б
4. Группа сотрудников газеты, журнала, которая готовит их к выпуску. (Редколлегия. 0,2б)
5. Элемент книги, помогающий узнать ее содержание до чтения. (Предисловие.) 0,2б
6. Краткое содержание произведения. (Аннотация.) 0,2б
7. Элемент титульного листа, уточняющий содержание книги. (Подзаголовок.) 0,2б
Ключевое слово: Киплинг.
Максимальное количество баллов-1,4б
Задание 6
Прочитай пословицы и крылатые выражения.
Ответы: Деление на группы -1б
1-я группа(0,5б –за нахождение,0,5б –за раскрытие смысла)
Пословицы.
Бабушка надвое сказала.
Говорят, когда сомневаются, осуществится ли то, что предполагают.
Большому кораблю – большое плавание.
Говорится чаще как напутствие, пожелание тому, кто заслуженно получает возможность проявить свои незаурядные способности, кому поручают ответственное дело.
Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
Говорится с уверенностью, что плохим делам, поступкам придет конец.
Чует кошка, чье мясо съела.
Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдает это.
2 - я группа(0,5б –за нахождение,0,5б-за раскрытие смысла, 0,5б-за указание произведения и автора)
Крылатые выражения.
А Васька слушает да ест (И. А. Крылов. «Кот и повар».)
Человек продолжает делать что-то плохое, не обращая внимания на увещевания и уговоры. Бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.
Остаться у разбитого корыта (А. С. Пушкин. «Сказка
о рыбаке и рыбке».)
Ничего не вышло, мечты не осуществились.
От радости в зобу дыханье сперло (И. А. Крылов. «Ворона и Лисица».)
Человек от неожиданной радости, от изумления не может произнести ни слови.
А ларчик просто открывался (И. А. Крылов. «Ларчик».)
Все оказалось неожиданно просто, нашлось простое объяснение происходящему.
Максимальное количество баллов-10б
Задание 7
За каждый верный ответ по 0,1б
Максимальное количество баллов-1,3б
Задание 8
Это все должны знать. За каждый верный ответ-0,2б
Ключ-отгадка: 1г, 2б, 3в, 4в,5а, 6б, 7а, 8в, 9б, 10а, 11в, 12б, 13г, 15б, 16а, 19г.
Максимальное количество баллов-3,6
Задание 9
По 0,5 балла за каждый правильный ответ.
1. б
2. в
3. в
Максимальное количество баллов-1,5б
Задание 10.
Отгадка «КНИГА» зашифрована в первых буквах каждой строки стихотворения.
За разгадку и обнаружение этого секрета присуждается 1 балл
Максимальное количество баллов-1б
Итого максимальное количество баллов за работу-35,2б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по литературному чтению.
Олимпиадные задания по литературному чтению для второго класса....
Олимпиадные задания по литературному чтению
Ох и трудная эта работа - составить олимпиаду по какому-либо предмету. Перелистала много литературы, использовала интернет. Буду рада, если кому пригодиться!!!...
Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 4 классов (школьный тур).
Данный материал был составлен и использован на подготовительном этапе в школьном туре перед городской олимпиадой....
олимпиадные задания по литературному чтению
олимпиадные задания пол литературному чтению...
Олимпиадные задания по литературному чтению
Олимпиадные задания для 1 - 4 классов по предмету литературное чтение...
олимпиадное задание по литературному чтению 2 класс
олимпиадное задание по литературному чтению 2 класс...
Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3-4 классов.
Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3-4 классов....