Творческий проект "Морской теремок"
проект по чтению (2 класс) по теме
Детский творческий проект, в котором ребята не просто прочитали и проанализировали сказку "Теремок", но и написали свою собственную сказку под названием "Морской теремок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_morskoy_teremok.doc | 87.5 КБ |
morskoy_teremok.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Верх-Исетского района
г. Екатеринбурга
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №2
Сказка "Теремок"
Художественно – аналитический проект
Исполнители
Руководитель
Учитель начальных классов
Юдина Любовь Павловна
категория высшая
Екатеринбург, 2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………...…3
Основная часть
1. Общий анализ сказок «Теремок» ……..………………………4
2. Вариант сказки "Морской теремок" ..…………………………10
Заключение………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………18
Введение
Все дети очень любят сказки. Мы встречаемся с ними с самого рождения. Сначала нам их читают дедушки, бабушки и родители. Потом мы читаем сказки сами и открываем их для себя заново.
Русскую народную сказку «Теремок» мы читали еще до школы. Но только сейчас заметили, как много вариантов этой сказки существует.
Нам интересно было проанализировать эти версии сказок: найти общее и различное. Также мы решили попробовать создать свой вариант сказки.
Цель нашего творческого проекта: проанализировать сказки с заглавием «Теремок» и создать свой вариант сказки с заглавием «Морской теремок».
Для достижения цели мы поставили себе следующие задачи:
1.Собрать книги со сказками, похожими на сказку «Теремок».
2. Проанализировать сказки с заглавием «Теремок».
3. Создать собственную версию сказки.
Исследование проводилось с помощью следующих методов:
- поиск книг
- беседа
- наблюдение
- сравнение
Основная часть
1. Общий анализ сказок с заглавием «Теремок»
В процессе поиска книг мы нашли следующие сказки, подобные «Теремку».
1. Бианки В. В. «Теремок»
2. Маршак С. Я. «Терем- теремок»
3. Рукавичка. Украинская народная сказка
4. Теремок. Русская народная сказка
5.Терем мухи. Русская народная сказка
6.Терем мыши. Русская народная сказка
7. Муха-певуха. Белорусская народная сказка
Самуил Маршак «Терем-теремок»
Прочитав отобранные нами сказки, мы заметили у них как общие черты так и различия.
Что же объединяет все эти сказки?
1. Ограниченный сюжет сказки. Сказочное действие располагается между моментом возникновения и разрушения теремка. Описание сюжета лаконично. Он не растянут во времени и воспринимается как единая сцена.
2. Все герои сказок – животные. Все они наделены прозвищами и выстраиваются по росту: от самого маленького к самому большому.
Все герои стремятся попасть внутрь теремка.
3. Теремок и его обитатели в сказках – это единое целое. В сказках никого не интересует образ теремка. Главное - что происходит внутри.
4. Использование в сказках противопоставлений (антитез) большой/ маленький и внешний/ внутренний придает особую яркость произведениям.
Чем же отличаются сказки с заглавием «Теремок»?
1. Эти сказки можно разделить на две большие группы:
- авторские: Бианки В. В. «Теремок»
Маршак С. Я. «Терем- теремок»
- народные: Рукавичка. Украинская народная сказка
2. Сказка «Теремок» представлена с различными вариантами заглавий: «Рукавичка», «Терем мухи», «Терем мышки», «Муха-певуха».
3. В сказке «Теремок» представлены разные виды жилища: терем,
горшок, рукавичка, коляска, дупло.
4.В одних сказках «Теремок» ведет себя активно
гостеприимно (приходящих приглашают войти в теремок).
Прилетел комар и стучится: «Кто в хоромах, кто в высоких?»
- Я, муха- шумиха; а ты кто?
- Я из-за угла хмыстень.
- Иди к нам жить.
И стало их трое.
В других сказках «Теремок» ведет себя нейтрально, не проявляя ни уступчивости, ни гостеприимства ( фиксируется лишь приход нового персонажа).
Пришла блоха- попрядуха: « Кто, кто, кто в терему? Кто,
кто, кто в высоком?»
- Я, муха- горюха, да вошь- поползуха.
Пришел комар долгоногий…………
Вот какие отличия мы нашли.
Учитывая эти особенности сказок, мы попробовали составить свой вариант сказки.
Действие нашей сказки происходит на дне морском, где лежит затонувший когда-то корабль. Наши герои случайно обнаружили его и решили поселиться в этом необычном жилище, надеясь на то, что оно сможет подружить различных обитателей водной стихии.
Действующие лица:
Корабль
Малыш-карась
Краб
Осьминожка
Гигантский скат
Дельфин-моряк
Кашалот
2. Вариант сказки
«Морской теремок»
Денисенко Светлана Николаевна
Денисенко Валерия
На дне морском среди придонных скал
Малыш-Карась однажды проплывал.
В местечко это он попал впервые.
Вдруг видит, перед ним лежит
Кораллами и звездами украшен
Корабль роскошный.
Наш корабль грустил, исход судьбы, оплакивая сложный.
"Привет, дружище, я не помешал? "
Карась в волнении немного задрожал.
Корабль скучал, он долго быть один не мог,
И между ними завязался весьма приятный диалог.
Герои наши крепко подружились,
И даже вместе жить решились.
На дне морском среди придонных скал
Бродяга-Краб однажды проплывал.
Волной заброшенный случайно за незнакомую скалу,
Он растерялся поначалу.
В местечко это Краб попал впервые.
Вдруг видит, перед ним лежит
Кораллами и звездами украшен
Корабль роскошный.
-Эй, друзья, а можно с вами буду жить и я?
-Скажи-ка нам кто ты такой?
-Я - Краб, небесно-голубой,
Мне страшно в этом незнакомом месте!
Карась все понял и без лишних слов
И сразу предложил ему свой кров.
На дне морском среди придонных скал
Веселый Осьминожка проплывал.
В местечко это он попал впервые.
Вдруг видит, перед ним лежит
Кораллами и звездами украшен
Корабль роскошный.
-Эй, друзья, а можно с вами буду жить и я?
-Скажи-ка нам кто ты такой?
-Я – очень остроумный и смешной,
Ведь я - веселый осьминог,
Имею восемь липких ног.
-Иди скорее с нами жить, друг друга станем мы смешить!
На дне морском среди придонных скал
Гигантский Скат однажды проплывал.
В местечко это он попал впервые.
Вдруг видит, перед ним лежит
Кораллами и звездами украшен
Корабль роскошный.
-Эй, друзья, могу ли поселиться с вами я?
-Скажи-ка нам, кто ты?
-Я – Скат. Я электричеством богат!
-Плыви в корабль, скорее Скат!
Тебе здесь будет каждый рад,
Нам свет подарит твой разряд!
На дне морском среди придонных скал
Дельфин-моряк однажды проплывал.
В местечко это он попал впервые.
Вдруг видит, перед ним лежит
Кораллами и звездами украшен
Корабль роскошный.
-Эй, друзья, а можно с вами буду жить и я?
-Я – опытный Дельфин – моряк,
Пробороздил немало вод,
Могу к штурвалу смело встать
И запустить машины ход.
-Дельфин, согласны мы тебя впустить,
Раз ты умен, тебе и капитаном быть!
На дне морском среди придонных скал
Усатый Кашалот однажды проплывал.
В местечко это он попал впервые.
Вдруг видит, перед ним лежит
Кораллами и звездами украшен
Корабль роскошный.
-Эй, друзья, могу ли поселиться с вами я?
-Скажи-ка нам, кто ты такой?
-Я – самый сильный и большой! Я – Кашалот.
Позвольте мне остаться с вами жить,
Я службу добрую могу вам сослужить!
-Ах, нет, дружище, посмотри,
Уж тесно нам самим внутри!
И лишь Корабль возмутился,
Вздохнул протяжно, тяжело:
-Что слышу я, и вам не стыдно?
Всем быть при этом заодно?
-Да, некрасиво как-то получилось! -
Малыш – Карась в смущении сказал.
-Ведь как бы трудно Кораблю не приходилось,
Он никому из нас не отказал!
Не споря, как один, жильцы решили,
Прощения у Кашалота попросить!
При этом и о Корабле не позабыли:
Ведь лучший друг не может больше плыть!
У Корабля всегда была охота
Вернуться в гавань, в свой любимый порт.
И только сила Кашалота
Всем помогла столкнуть завязший в иле борт.
Дружить всем сердцем, крепко и правдиво,
Уметь мечтать, надеяться, творить!
Не проживать, а жить,
С достоинством, красиво!
Своим примером нас учил Корабль любить!
Заключение
Написанную сказку мы не только читали несколько раз, но и анализировали.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам.
"Морской теремок " - сказка, которую мы построили в рамках предыдущих вариантов. Характер произведения - активно -доброжелательный.
Однако мы внесли и новые элементы в наше произведение:
1. Среда обитания героев – не земная, а морская.
2. Корабль (тот же Теремок) – самостоятельный герой, который принимает активное участие в сказке и имеет собственную роль. К нему прислушиваются другие герои, его мнение определяет исход сюжета.
3. В нашем варианте "Теремок" никто не разрушает, герои не разбегаются, а, напротив, принимают решающее значение в судьбе Корабля. Позиция героев из пассивной переходит в активную.
4. Помимо общей цели - попасть во внутреннее пространство "Теремка", у наших героев возникает новая цель - спасти затонувший Корабль. Этот поступок заставляет героев быть не просто потребителями, а превращает их в положительных героев.
Поиск подобных произведений – работа интереснейшая и полезная. Мы поняли, почему важно запоминать не только заглавие книги, а все ее название – автора и заглавие.
Успех нашей работы был возможен при сотрудничестве друг с другом, родителями и учительницей.
Сочиненная сказка – наша первая победа. В перспективе – мы хотели бы поискать стихи с одним заглавием, но разных авторов.
Список литературы:
1. Детская электронная энциклопедия. Образовательный портал CLAW. RU, Сказка Теремок. www. Children. Claw. Ru
2. Кузьмин С., «Сказки. Теремок» Сказки для самых маленьких. Изд. «Книжный дом», 2005.
3 Книга любимых сказок: программа обязательного дошкольного чтения. М.: Астрель: АСТ, 2008.
4. Купер Дж., Теймз Р. Большая энциклопедия «Почемучек».
М.: Росмэн, 2007.
5.Маршак С. Я. «Кошкин дом. Сказка про козла. Теремок». Авторский сборник. Изд. АСТ, 2008.
6.Народные русские сказки. Из сборника Афанасьева. М.: «Художественная литература», 1991.
7. Русские народные сказки. «Русские народные сказки для малышей». Теремок. Изд. «Моя книга», 2007.
8. Сказки про зверей. М. Изд. «АСТ-ПРЕСС книга», 2003.
9. « Теремок» Русская народная сказка в обработке М. Булатова. ISBN- 5- 18- 000397- 0. Изд. «Махаон», 2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исполнители проекта: Ученики гимназии №2. 2 класса «Б» Денисенко Валерия Дмитриева Мария Никонова Анна Негашева Анна Округина Мария Хренников Артём Шпорт Денис
Руководитель проекта: Юдина Любовь Павловна Учитель начальных классов Категория – высшая
Цель творческого проекта: Проанализировать сказки с заглавием Теремок» Создать собственный проект сказки Задачи: Собрать сказки, похожие на «Теремок» Проанализировать сказки с заглавием «Теремок» Создать собственную версию сказки.
Методы исследования: Поиск книг Беседа Наблюдение Сравнение
Сказки с заглавием «Теремок» Авторские Народные
Авторские сказки с заглавием «Теремок» Бианки В.В. «Теремок» Маршак С.Я «Терем-теремок»
Народные сказки с заглавием«Теремок» Рукавичка. Украинская народная сказка Теремок. Русская народная сказка Терем мухи. Русская народная сказка Терем мыши. Русская народная сказка Муха - певуха. Белорусская народная сказка
Народные сказки с заглавием«Теремок»
Что общего в этих сказках? Ограниченный сюжет сказки: Сказочное действие расположено между моментом возникновения и разрушения теремка . Описание сюжета лаконично. Сюжет – единая сцена.
Что общего в этих сказках? Все герои сказок – животные Имеют прозвища. Герои расположены по росту. Все герои стремятся попасть внутрь теремка.
Что общего в этих сказках? Теремок и его обитатели - это единое целое. В сказках никого не интересует образ теремка. Главное - что происходит внутри.
Что общего в этих сказках? Использование в сказках противопоставлений (антитез) Большой/ маленький Внешний/ внутренний
Морской теремок
Морской теремок Малыш - Карась Бродяга - Краб Веселый Осьминог Гигантский Скат
Морской теремок Дельфин - Моряк Усатый Кашалот Корабль
Заключение: «Морской теремок» построен в рамках предыдущих сказок. Мы внесли новые элементы в наше произведение: Среда обитания героев – не земная, а морская. Корабль (тот же Теремок) – самостоятельный герой, который принимает активное участие в сказке и имеет собственную роль. В нашем варианте "Теремок" никто не разрушает, герои не разбегаются, а, напротив, принимают решающее значение в судьбе Корабля.
Заключение: Помимо общей цели - попасть во внутреннее пространство "Теремка", у наших героев возникает новая цель - спасти затонувший Корабль. Позиция героев из пассивной переходит в активную. Поступок заставляет героев быть не просто потребителями, а превращает их в положительных героев.
Список литературы: 1. Детская электронная энциклопедия. Образовательный портал CLAW . RU , Сказка Теремок. www . Children . Claw . Ru 2. Кузьмин С., «Сказки. Теремок» Сказки для самых маленьких. Изд. «Книжный дом», 2005. 3 Книга любимых сказок: программа обязательного дошкольного чтения. М.: Астрель: АСТ, 2008. 4. Купер Дж., Теймз Р. Большая энциклопедия «Почемучек». М.: Росмэн, 2007. 5.Маршак С. Я. «Кошкин дом. Сказка про козла. Теремок». Авторский сборник. Изд. АСТ, 2008. 6.Народные русские сказки. Из сборника Афанасьева. М.: «Художественная литература», 1991. 7. Русские народные сказки. «Русские народные сказки для малышей». Теремок. Изд. «Моя книга», 2007. 8. Сказки про зверей. М. Изд. «АСТ-ПРЕСС книга», 2003. 9. « Теремок» Русская народная сказка в обработке М. Булатова. ISBN - 5- 18- 000397- 0. Изд. «Махаон», 2004.
Спасибо Вам за Ваше внимание! Дорогие друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия РЭМП в старшей группе по сказке "Теремок"
Разработано Санниковой Натальей Владимировной. Цель занятия:- Закрепить знания детей: количественный и порядковый счет в пределах 10; о геометрических фигурах; ориентировке на листе бумаги;- Спо...
Строим теремок
Развлекательное мероприятие для учащихся...
Теремок (музыкальная сказка)
Музыкальная сказка на новый лад по мотивам русской народной сказки "Теремок"....
Мини-спектакль "Теремок" по правилам ПДД
Мини-спектакль по мотивам русской народной сказки "Теремок". Старая сказка на новый лад для примерных дошколят и учащихся начальной школы....
Сценарий сказки Теремок «Красная книга».
Инсценировка сказки "Теремок" являлась презентацией проекта "Животные Красной книги"....
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
В доме белый теремок, теремок!!!
Внеклассное мероприятие. Сказка-инсценировка. Окружающий мир. Тема: "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"...