НОУ "Мой первый доклад" История азбуки.
творческая работа учащихся по чтению (4 класс) на тему

Соловьева Наталья Николаевна

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 11

 

«Мой первый доклад»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: История азбуки.

 

 

 

 

 

 

   

 

                                                              

 

 

                                                   Выполнили:

                                                             Заболошина Дарья

                                                                  Матюхина Анастасия

                                                     Моспан Ольга

                                                                             МОУ СОШ № 11   4 класс Б

                                                      Руководитель:

                                                       Соловьева Н.Н.

 

 

 

 

 

Сатка

2009

Содержание

 

 

1. Введение.

2. История возникновения азбуки.

  • Изобретение славянской азбуки.
  • Из автобиографии первоучителей славян - о братьях Константине (Кирилле) и Мефодии.
  • Судьба отдельных букв.

3 Практическая  работа: «Это интересно».

4. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

«… Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!»

 

И.А.Бунин

 

        Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.

       Люди пользуются устной речью с незапамятных времен. Письмо возникло гораздо позднее. Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма. Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается

от первобытного.

      Письмо, как и язык, представляет собой внешние символы нации. Передавая нашу речь на письме, мы пользуемся буквами, каждая из которых имеет определенное значение. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом, или азбукой.

    Почему  в одном  случае  называют  «азбука», а  в  другом  «алфавит»? Слова  азбука и  алфавит обозначают  одно  и  тоже.  Слово  «азбука» - русское, «алфавит» - греческое,  но  образованы  они  одинаково. Их  составили  из  названий  первых  букв  русского  и  греческого  алфавита. Раньше  букву а – «аз», а  букву  б – «буки». Эти устаревшие  названия  и  сохранились в  слове  «азбука» («аз»+ «буки»= «азбука»). В греческом языке первая буква  алфавита называется «альфа», а  вторая «вита», а буквы, расположены в  определенном  порядке – алфавитом. Почему  так говорят:

  - Надо начинать с  азов.

  - Сначала  «аз» и «буки» потом  все  науке.

      Итак, алфавит – это система букв, передающих звуки языка.

 

Объект нашего исследования: азбука.

 

Цель работы; познакомиться с историей возникновения славянской азбуки.

Задачи;

  • Узнать когда потребовалась славянам своя азбука и зачем.
  • Познакомиться с историей отдельных букв
  • Найти интересные сведения, факты, связанные с азбукой.

Гипотеза: при условии, что пока жив русский язык, будет жива и Азбука – первый буквенный учебник европейской цивилизации.

2. История возникновения азбуки.

 

  • Изобретение славянской азбуки.

 

          В столице Византии, в городе Константинополе, жили два брата Кирилл и Мефодий. Очень умные были. Их отец был крупным военачальником. Он дал детям не плохое образование. Константин хорошо выучил не только родной греческий язык, но и славянский, латинский, еврейский, арабский. И Мефодий, старший брат, тоже много читал и много знал.

     В 862 г. к византийскому императору в Константинополь прибыли послы от моравского князя (Моравия- это часть современной Чехии). Византия была носительницей христианской веры. Так вот, моравский князь просил, чтобы в его земли пришли проповедники, которые могли бы рассказать о христианстве на славянском языке. Братья отправились в Моравию, а затем и дальше в славянские земли. Они вели просветительную работу, проповедуя вместе с христианством законы нравственности, человеколюбия, добра и справедливости. Славяне, которым проповедовали братья, не понимали по-гречески и не могли читать греческие книги. А своих книг славяне вовсе не имели, потому что не было букв, которыми можно было записать славянскую речь. Вот Кирилл и придумал буквы, чтобы ими записывать слова, понятные славянам. Настоящая азбука была создана в 863 году. В работе ему помогал Мефодий, хорошо владевший славянским языком.  Некоторые буквы Кирилл позаимствовал в греческом алфавите, некоторые придумал сам. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.

Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

греческие 
Aa
Bb
Gg
Dd
Ee
Kk
Ll
Mm

славянские
Аа
Вв
Гг
Дд
Ее
Кк
Лл
Мм

 

 

И получилась удобная азбука, которой мы пользуемся и сейчас. Конечно, кое-что изменилось: несколько букв утрачено за ненадобностью, многие стали проще в написании. В честь создателя русская азбука называется «кириллицей».

 

  • Из автобиографии первоучителей славян - о братьях Константине (Кирилле) и Мефодии.

Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (Салониках). Это был многоязычный город Македонии. В нем жили греки, армяне, арабы, евреи, персы и славяне. Старший брат, Мефодий, родился в 815 году. Он успешно начал военную службу и был назначен воеводой в населенную славянами область. Воеводой Мефодий пробыл десять лет, а затем ушел в монахи. Младший брат, Константин, родился в 827 году. Уже в юности он отчетливо осознавал, что его путь – это путь ученого-книжника. После смерти отца Константин попал в Константинополь, где учился в знаменитой школе в Магнаурском дворце, а позже стал библиотекарем при соборе Святой Софии и фактически секретарем патриарха. Затем Константин на некоторое время поселился в одном из монастырей близ Босфора в Малой Азии, а в конце 850-го или начале 851 года вернулся в Константинополь, чтобы занять кафедру философии в университете.
Первое дипломатическое поручение Константина – участие в сарацинской миссии, т.е. в проповеди христианства сарацинам (арабам). В 860 году братья Кирилл и Мефодий уже вместе участвуют в хазарской миссии, которая вернулась в Константинополь в 861 году. Узнав от императора, что ему предстоит проповедовать христианство в Великой Моравии, Константин сказал: «Хотя тело мое утомлено, хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка». Услышав, что букв нет, он возразил: «Как можно на воде слова писать...». Император ответил ему: «Если ты захочешь, Бог тебе их даст». Затворившись в монастыре Полихрон, братья выполнили свою великую задачу.
В конце 863 года миссия направилась в Великую Моравию. Там у Константина появились ученики, среди которых своими талантами выделялся некий славянин по имени Горазд. В 867 году братья с учениками отправились в Рим, получив приглашение от Папы Николая I Великого. В конце 868 года Константин тяжело заболел. Предчувствуя смерть, он в декабре принял схиму под именем Кирилл. Перед смертью Кирилл обратился к брату: «Вот, брат, оба мы в одной упряжке борозду пахали, я теперь падаю на гряде, свой день заканчивая». 14 февраля 869 года он скончался. Ему было 42 года.
Вскоре после смерти брата Мефодий отправился в Паннонию (ныне территория Венгрии; в те времена там жили славяне), чтобы и там ввести богослужение на славянском языке. Однако деятельность Мефодия в Паннонии, постепенно превращавшейся в центр славянской письменности, вызвала озлобление немецкого духовенства. Баварские священники, нарушив церковные законы, без ведома Папы Римского бросили Мефодия в тюрьму, где он пробыл до 873 года. После освобождения Мефодий покинул Паннонию и до самой смерти был моравским архиепископом. Он умер 6 апреля 885 года.

  • Судьба отдельных букв.

       Русский алфавит произошёл от древнерусской кириллицы, и получил распространение на Киевской Руси после принятия христианства (988 г.).

       На тот момент в ней было 43 буквы.  Вот они.

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Позже добавились 4 новые буквы, а 14 старых были в разное время исключены за ненадобностью, так как соответствующие звуки исчезли.

    Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра 1, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв.

     Например:

  • Пси (Ѱ) — отменено Петром I, не восстанавливалось (хотя отмечено употребление этой буквы в азбуке 1717 года).
  • Кси (Ѯ) — отменено Петром I, позже восстановлено, окончательно отменено в 1735 г. В гражданском шрифте выглядело как ижица с хвостом.
  • Омега (Ѡ) и от (Ѿ) — отменены Петром I (заменены на О и сочетание ОТ соответственно), не восстанавливались.
  • Ферт (Ф) и фита (Ѳ) — Петр I в 17071708 гг. отменил было ферт Ф (оставив фиту Ѳ), но вернул в 1710 г., восстановив церковнославянские правила употребления этих букв; фита отменена реформой 19171918 гг.
  • Ижица (Ѵ) — отменена Петром I, позже восстановлена, опять отменена в 1735 г., опять восстановлена в 1758. Употреблялась все реже и реже и с 1870-х годов обычно считалась упраздненной и более не входящей в русский алфавит, хотя до 1917—1918 гг. в отдельных словах порой употреблялась. В документах орфографической реформы 19171918 гг. не упомянута.
  • І и И — Пётр I вначале отменил букву И, но потом вернул, изменив правила употребления этих букв по сравнению с церковнославянскими (позже и церковнославянские правила были восстановлены). Изменялись также правила относительно числа точек над І: Пётр отменил было их; затем было предписано ставить по две точки над І перед гласными, и одну — перед согласными; наконец, с 1738 года точка стала везде одна. Буква І отменена реформами 19171918 гг.
  • Й — этот отменённый Петром I знак был возвращён в гражданскую печать в 1735 г.; отдельной буквой до XX века не считался.
  • З и Ѕ — Пётр I вначале отменил букву З, но потом вернул, отменив Ѕ.
  • imageIA и малый юс (Ѧ) — заменены Петром I начертанием Я. Однако вплоть до 1917—1918 гг. начертание Я в виде малого юса Ѧ широко применялось в шрифтах вывесок, заголовков и т. п.
  •                  -   заменены Петром I начертанием в виде нынешней буквы У.
  • Ять (Ѣ) — отменён реформой 19171918 гг.
  • Э — употреблялось с середины XVII века, официально введено в азбуку в 1708 году.
  • Ё — предложено в 1783 году княгиней Е. Р. Дашковой, употребляется с 1795 года, популярно с 1797 года с подачи Н. М. Карамзина (надо отметить, что он использовал букву Ё только в художественных произведениях, а вот в знаменитой «Истории государства Российского» обошёлся традиционными написаниями через Е). Ранее (с 1758 года) вместо буквы Ё использовалось начертание в виде букв IO под общей крышечкой. Отдельной буквой азбуки знак Ё официально стал в середине XX века.

 

 Последняя крупная реформа письменности была проведена в 19171918 г. — в её результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.

 

      Эти  и многие другие буквы так и не прижились в кириллице, так как:

  • совпадали по звуковому значению с другими, например, И и иже, ферт и фита, есть и ять, зело и земля.
  • Трудно было запомнить, когда какая буква пишется. Об этом даже школьники пословицу сложили; «Фита да ижица – розга к телу близится». В пословице школьников упоминаются два таких случая: фита (трудно было отличить от ферта) и ижица (или ижеи), которую путали с буквой I (И)

     Например:

-  фамилия Федоров могла писаться двояко: и через ф («ферт»), и через «фиту». Буквы ф («ферт») и «фита» в алфавите стояли в разных местах, а обозначали один и тот же звук, и поэтому фамилии в списках могли стоять в двух различных местах.

 -   Одну из букв называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом». Это буква «ять». Она затрудняла правописание и приносила школьникам немало огорчений. Почему? Да потому, что буквы image и е обозначали одинаковый звук. Возьмем слова: вечер и ветер. В слове вечер писали е, а в слове ветер image. Приходилось механически изучать правила «на ять». Ошибки «на ять» считались самыми страшными. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях

Зазубривать слова, в которых следовало писать image, было настоящей мукой для учеников. Они даже сложили специальные стихи, в которых перечислялись слова, где полагалось писать эту букву:

image

 

 

Об избавлении от буквы image мечтали едва ли не так же, как об отмене крепостного права.

 -  Букву «ер» ( ъ ) называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами, и эта буква была самой дорогой буквой мира.

 Буква «ер» (ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной корня (съезд, объявление, взъерошенный). А до реформы 1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ. Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.

3 Практическая работа: «Это интересно».

  • Чтение предложений по названию букв.

 

      В Кириллице  все буквы имели названия с четко определенным смыслом, например:

 

 Азъ – “я”.

Буки (букы) – “буквы, письмена”.

Веди (веде) - “познал”, знать, ведать.

Азъ буки веде – я знаю буквы.

 

Глаголъ – “слово"

Добро - “достояние, нажитое богатство”.

Есть (есте) - “быть”.

Глаголъ добро есте: слово - это достояние.

Живите “жить в труде, а не прозябать”.

Зело– “усердно, со рвением”,

Земля - “планета Земля и ее обитатели, земляне”.

И – союз “и”.

Иже - “те, которые, они же”

Како - “как ”, “подобно”.

Люди - “существа разумные”.

Живите зело, земля, и иже како люди: живите трудясь усердно, земляне, и, как подобает людям,

 

Мыслите “мыслить, постигать разумом”.

Нашъ - “наш”

Онъ - “единственный, единый”.

Покои (покой) - “основа (мироздания)”.

Мыслите нашъ онъ покои: постигайте наше мироздание.

 

Рцы (рци) - “говори, изрекай, читай вслух”.

Слово - “передающее знание”.

Твердо - “уверенно, убежденно”.

Рцы слово твердо – “неси знание убежденно”.

 

Но этими словами никто серьезно не занимался и не придавал им никакого особого значения.

 

  • Чтение фраз по порядку расположения названия букв.

 

    Мы будем рассматривать Кириллицу, как более изученную и широко известную азбуку (в приведенной таблице 1 слова даны в церковнославянском написании).

    Если читать названия букв, как обычные слова, по порядку расположения, то можно заметить, что некоторые из них образуют законченные смысловые фразы, например:

 

Азъ буки въди
глаголи добро есть
како люди мыслите
рьци слово твьрдо

 

  -  я буквы знаю (изучаю);
     говори хорошо (правильно);
      как люди думайте;
      произноси слова четко

 

  

     Эти фразы составляют небольшой текст — напоминание, адресованное школярам, изучающим азбуку. Это свидетельствует о том, что создатели азбуки уже самую первую надпись превратили в учебное наставление, где изложены основные принципы овладения языком вместе с моральными принципами.

Таблица 1

Буквы

Названия букв

Буквы

Названия букв

image

imageimageimage

image

imageimageimageimageimageimage

image

imageimageimageimage

image

imageimageimage

image

imageimageimageimage

image

imageimageimageimageimage

image

imageimageimageimageimageimageimage

image

imageimageimageimageimage

image

imageimageimageimageimage

image

imageimageimageimage

image

imageimageimageimage

image

imageimageimage

image

imageimageimageimageimageimage

image

imageimageimage

image

imageimageimageimage

image

imageimage

image

imageimageimageimageimage

image

imageimageimageimageimage

image

imageimageimage

image

imageimage

image

imageimageimageimage

image

imageimage

image

image

image

imageimageimage

image

imageimageimageimage

image

imageimageimage

image

imageimageimageimage

image

imageimageimage

image

imageimageimageimageimageimageimage

image

imageimageimage

image

imageimageimageimage

image

image

image

imageimage

image

image

image

imageimageimage

image

image

image

imageimageimageimageimage

image

imageimageimageimageimageimageimage

image

imageimageimageimageimage

image

imageimage

image

imageimageimageimage

image

imageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimage

image

imageimageimageimageimage

 

 

 

  • Пословицы, фразеологизмы, шутки - в состав которых входят названия букв кириллицы.

- Пословицы

Аз да буки – и вся наука.

За аз да за буки, так и указку в руки.

Сперва аз да буки, а там и науки

 Аз да буки не избавят от муки.

Он не смыслит ни а, ни б, ни аза, ни буки.

Фита да ижица – к ленивому плеть ближится. Фита, ижица к розге ближится. От фиты подвело животы.

 

- Шутки и песни

Буки аз – буказ, глагол аз – глаз (шутка над складами).

Буки-букашки, глаголь-таракашки (шутят с малыми ребятами).

Глаголь аз – глаз, покой аз – показ (шутка над складами).

Аз-алашки, буки-букашки, веди-валяшки, глаголь-голяшки (долгая, скучная, всем известная песня).

 

- Фразеологизмы

Смотреть глаголем.

От аза до ижицы.  

Сидеть на азах.   

Он аза в глаза не видел.

Стоять фертом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

     Изучение данной темы позволило не только нам научиться работать с литературой, но и узнать  много нового материала об истории возникновения азбуки. Эти знания нам пригодились на уроках литературы, когда мы знакомились с истоками русской детской литературы.  

     На наш взгляд, цель работы достигнута. Проведенная работа позволяет нам считать выдвинутую гипотезу верной. Решились и ее задачи. 

     Мы узнали, откуда наши письмена, откуда произошло литературное богатство Руси. «Велика ведь бывает польза от учения книжного!» – восклицал древнерусский летописец. И мы, учась по книгам, читая книги, по выражению того же летописца, пожинаем плоды прекрасного сеяния древнерусских просветителей, воспринявших письменность от первоучителей славян – Кирилла и Мефодия.

     Любовь к родному слову, родному языку, отечественной литературе и родной истории невозможна без знания истории создания родной письменности, истории языка.

       Ежегодно 24 мая Россия и другие славянские страны отмечают День славянской письменности и культуры. Это день поминовения Кирилла и Мефодия, подаривших славянам простую  и удобную азбуку, открывших путь к книгам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  • Щуркова Н.Е Собранье пестрых дел. Смоленск, 1998.
  • Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Под ред. М.Д. Аксенова М : Аванта+, 1998
  • Слава вам, братья, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Новосибирск: Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996.
  • Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1976.
  • Календарь школьника на 1990 год Политиздат, М., 1989
  • E:\Моя азбука\naum gramotnek.htm

 

 

 

   

 

                                                              

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon istoriya_azbuki.ppt924.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История Азбуки . Ѱ Ѯ Ѡ Ѳ Ѧ Ѣ Ѵ І

Слайд 2

«… Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!» И.А.Бунин Цель работы: познакомиться с историей возникновения славянской азбуки. Задачи: Узнать когда потребовалась славянам своя азбука и зачем. - Познакомиться с историей отдельных букв - Найти интересные сведения, связанные с азбукой. Гипотеза: при условии, что пока жив русский язык, будет жива и Азбука - первый буквенный учебник европейской цивилизации.

Слайд 3

Изобретение славянской азбуки. греческие славянские Aa Аа Bb Вв Gg Гг Dd Дд Ee Ее Kk Кк Ll Лл Mm Мм

Слайд 4

Древнерусская кириллица

Слайд 5

До и после времен Петра 1 43+ 4-14 = 33

Слайд 6

Судьба отдельных букв. Пси (Ѱ) Ферт (Ф) и фита (Ѳ) Кси (Ѯ) Ижица (Ѵ) Омега (Ѡ) І и И З и Ѕ малый юс (Ѧ) Ять (Ѣ)

Слайд 7

Рифмовки Б Ѣ лый, бл Ѣ дный, б Ѣ дный б Ѣ с ъ Уб Ѣ жал ъ , б Ѣ дняга, в ъ л Ѣ с ъ , Л Ѣ шим ъ по л Ѣ су он ъ б Ѣ гал ъ , Р Ѣ дькой с ъ хр Ѣ ном ъ пооб Ѣ дал ъ ... Ѣ ? е

Слайд 8

«Это интересно». Азъ – “я”. Буки (букы) – “буквы, письмена”. Веди (веде) - “познал”, знать, ведать. Азъ буки веде – я знаю буквы. Глаголъ – “слово" Добро - “достояние, нажитое богатство”. Есть (есте) - “быть”. Глаголъ добро есте : слово - это достояние. Живите “жить в труде, а не прозябать”. Зело – “усердно, со рвением”, Земля - “планета Земля и ее обитатели, земляне ”. И – союз “и”. Иже - “те, которые, они же” Како - “как ”, “подобно”. Люди - “существа разумные”. Живите зело, земля, и иже како люди : живите трудясь усердно, земляне, и, как подобает людям,

Слайд 9

Мыслите “мыслить, постигать разумом”. Нашъ - “наш” Онъ - “единственный, единый”. Покои (покой) - “основа (мироздания)”. Мыслите нашъ онъ покои : постигайте наше мироздание. Рцы (рци) - “говори, изрекай, читай вслух”. Слово - “передающее знание”. Твердо - “уверенно, убежденно”. Рцы слово твердо – “неси знание убежденно”. «Это интересно».

Слайд 10

Чтение фраз по порядку расположения названия букв. я буквы знаю говори хорошо

Слайд 11

как люди думайте произноси слова четко Чтение фраз по порядку расположения названия букв.

Слайд 12

Напоминание, адресованное школярам, изучающим азбуку. Азъ буки въди глаголи добро есть како люди мыслите рьци слово твьрдо я буквы знаю говори хорошо как люди думайте произноси слова четко

Слайд 13

Пословицы, фразеологизмы, шутки - в состав которых входят названия букв кириллицы. Пословицы - Аз да буки – и вся наука. - Сперва аз да буки, а там и науки - Аз да буки не избавят от муки. - Он не смыслит ни а, ни б, ни аза, ни буки. - Фита да ижица – к ленивому плеть ближится. - От фиты подвело животы.

Слайд 14

Шутки и песни Буки аз – буказ, глагол аз – глаз. (шутка над складами). Буки-букашки, глаголь-таракашки . (шутят с малыми ребятами). Глаголь аз – глаз, покой аз – показ . (шутка над складами). Аз-алашки, буки-букашки, веди-валяшки, глаголь-голяшки. (долгая, скучная, всем известная песня).

Слайд 15

Фразеологизмы Смотреть глаголем. От аза до ижицы. Сидеть на азах. Он аза в глаза не видел. Стоять фертом.

Слайд 16

Ежегодно 24 мая Россия и другие славянские страны отмечают День славянской письменности и культуры. Это день поминовения Кирилла и Мефодия, подаривших славянам простую и удобную азбуку, открывших путь к книгам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Первые страницы Азбуки жизни"

Все чаще и чаще можно услышать мнение педагогов о дефиците доброты у школьников. К сожалению, забывается и главная миссия человека на земле – быть человеком. Неслучайно все отчетливее проявляет себя т...

Алфавит. Первый букварь, азбука.

Знакомство с первыми печатными русскими учебными книгами, сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, знакомство с текстами старых букварей, учимся понимать смысл пословиц, развивать ...

Открытый урок в первом классе "Азбука"

Конспект урока в 1 классе по УМК "Гармония".Тема: "Звук [ц] и его обозначение буквой Ц"...

первый урок азбуки

создать хорошее настроение,привить любовь к предмету...

Сценарий "Первой Российской Азбуке 436 лет" для учеников 1 класса.

Сценарий развлекательно - познавательной програмы "Первой Российской Азбуке 436 лет"...

Мой первый учебник – «Азбука». История обучения

Познакомить обучающихся с Азбукой, с историей обучения; показать правила работы с учебной книгой, ориентирование в ней....