Алфавит. Первый букварь, азбука.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме
Знакомство с первыми печатными русскими учебными книгами, сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, знакомство с текстами старых букварей, учимся понимать смысл пословиц, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alfavit.doc | 76 КБ |
prezentatsiya_alfavit1nachalo.ppt | 2.94 МБ |
prezentatsiya_alfavit2kontsovka.ppt | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Увалобитиинская СОШ»
Саргатского муниципального района Омской области
ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Алфавит. Первый букварь, азбука.
(УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)
Учитель: Темерёва Татьяна Григорьевна
2013 год
1.Тема урока: Алфавит. Первый букварь, азбука.
2. Тип урока: Открытие нового знания.
3. Представление о результатах:
- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- метапредметные результаты:
а) Познавательные УУД:
формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.
б) Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.
в) Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с
учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- предметные результаты: - дети познакомятся с первыми печатными русскими учебными книгами, с русскими людьми, которые
принесли славянам грамоту, написали первые учебные книги, напечатали их, открыли школы для детей;
- приведут в систему знания об изученных звуках и буквах, их обозначающих;
- узнают об истории своей родины, научатся ценить её историческое достояние.
4.Цель урока: познакомить с первыми печатными русскими учебными книгами, сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, познакомить с текстами старых букварей, учить понимать смысл пословиц, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
5. Технология: системно - деятельностный метод обучения.
6. Оборудование: азбука, букварь, современный алфавит, древнерусский (славянский) алфавит, электронное приложение (первый букварь, азбука, рисунок Ивана Федорова, рисунок печатного станка, рисунок буквицы и заставки, рисунок украшений из книг, рисунок типографии Ивана Федорова, рисунки страниц азбуки и букваря).
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1. | Самоопределение к деятельности. | Проверка готовности к уроку. Включение детей в урок. | Уточнять и конкретизировать действия учащегося. -Урок литературного чтения. Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок! | Контролировать свою готовность к уроку. | Готовность к учебной деятельности. |
2. | Формулирование учащимися темы и цели урока. | Формулировать познавательную цель с помощью учителя. | На доске изображение: Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке. Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Чтение учителем стихотворения про алфавит: Буквы – значки, как бойцы на парад, Буквы! По порядку алфавита рассчитайтесь! | Дети отвечают. А Б В Г Д Е Мы назвали буквы в алфавитном порядке. Значит, тема сегодняшнего урока – «Алфавит». Дети слушают. Дети работают в группах, составляя алфавит у доски. | Самооценка. |
3. | Актуализация знаний. | Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; опора на выделенные учителем ориентиры действия. | Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных букв? Согласных? Назовите буквы, которые не обозначают звука. Назовите парные согласные. Дайте характеристику звуков: [ч] [б] [ж] Найдите слова близкие по значению: учитель, азбука, дети, алфавит, преподаватель, ученики, педагог, ребята, букварь. Ну а теперь дайте полную формулировку темы урока. | Ответы детей. Дети работают в группах. Дети работают у доски, меняя карточки со словами. Ответ детей: «Тема урока: Алфавит, азбука, букварь». | Самооценка. Самооценка. |
4. | Мотивация учебной деятельности. | Повторение изученного материала. | Всегда ли люди пользовались современным русским алфавитом? Выборочное чтение по тексту «Первоучители словенские» - Кто создал старославянский алфавит? - Кто такие Кирилл и Мефодий? - Почему их называют равноапостальные? - Какой праздник отмечается 24 мая в нашей стране? | Ответ детей: «Нет, т.к. раньше люди пользовались старославянским алфавитом». Дети отвечают на вопросы отрывками из текста. | Самооценка. |
5. | Постановка учебной задачи | Обсуждение затруднений. Постановка проблемы урока. | Достаточно ли вам знаний, чтобы прочитать и понять, что здесь написано? ДЕТИУЧАТБУКВЫ. Предложение это или слово? Почему сложно прочитать предложение? Вам было сложно, но вы молодцы – справились с заданием. Сможете ли вы прочитать, что здесь написано: БУКИ ЛЮДИ АЗ ГЛАГОЛЬ ОН СЛОВО ЛЮДИ ОН ВЕДИ ИЖЕ | Дети пытаются прочитать. Дети пытаются прочитать, но не могут. Не хватает знаний. | Проблема поставлена и запланированы действия для её решения. |
6. | Решение учебной задачи. | Построение проекта выхода из затруднений. | Решить данную проблему нам поможет сегодня произведение Владимира Крупина «Первый букварь». В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели станки, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова. Чтение рассказа «Первый букварь» учителем и учениками. Рассмотрите страницу старинной азбуки. Давайте сравним буквы современного и древнерусского алфавитов. Сможете ли вы теперь узнать, что написано на данной строке? | Помощь учителю в чтении текста. Дети сравнивают буквы. Дети по первым буквам читают : «Б л а г о с л о в и» | |
7. | Физминутка. | Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости. | Направлять. Стали мы учениками, | Выполнять. | Снять усталость. |
8. | Первичное закрепление. | Проговаривание нового знания. | Я не случайно выбрала это слово, т.к. в старину дети учились читать большей частью тексты молитв, где часто звучало слово: «Благослови». Какие важные знания сообщаются в тексте «Первый букварь»? Учитель дарит на память детям фотографии памятника Ивану Фёдорову. | Ответ детей: Первую книгу напечатал Иван Фёдоров. Впоследствии её назвали азбукой. Она помогала научиться читать, писать, послушанию, уважению, добру. | Самостоятельно комментируют решение. |
9. | Введение знаний в систему. | Самостоятельно учитывать приобретённое знание; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата. | Рассмотрите страницы первого букваря. Что необычного вы там заметили? Да, верно такие необычные буквы называют Буквицы. Хотите ли вы попробовать себя в роли мастера, который выполнял такие буквицы в виде орнамента? Давайте познакомимся с другими букварями и азбуками. Букварь для детей написал К.Д. Ушинский. Он написал для детей первую книгу «Родное слово» и книгу «Детский мир». А больше ста лет назад «Азбуку» написал Л.Н. Толстой. У себя в имении Ясная Поляна он открыл школу для бедных детей. Он учил их читать, писать, учить стихи, рассказывать. Л.Н. Толстой старался учить малых детей добру, состраданию, уважению к старым и беспомощным людям. | Ответ детей: «Первые буквы абзаца высотой в несколько строк и выполнены в виде орнамента». Дети работают в группах. Самоконтроль. Дети по карточкам читают рассказы «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья» и др. | Самостоятельно выполняют работу по составлению орнамента букв. Самооценка. Самооценка. |
10. | Итог урока. | Самооценка результатов деятельности. | Вопросом направить учащихся к анализу проделанной работы. - Какое задание вызвало у вас затруднение в начале урока? - Как мы решили эту проблему? - Где нам пригодятся эти знания? | Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока. Чтение старославянского текста. Познакомились с названием букв старославянского алфавита. Если мы захотим прочитать старинные книги и многое узнать об истории нашей страны. | Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели. |
11. | Рефлексия. | Оценка своих достижений на уроке. | - Что вам больше всего понравилось на уроке? - Какое задание было самым трудным? - Какое – самым простым? - Продолжите предложение: - На уроке я узнал… - Я запомнил… - Мне понравилось… Я предлагаю вам дома разрисовать букву из старославянского алфавита, а может даже придумать узор (детям раздаются листы буквы «К»). - А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок? - У кого весёлые смайлики? - У кого серьёзные смайлики? - Спасибо всем за урок. -Урок окончен. | Ответы детей. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дощечка с азбукой. Около XIV века.
Берестяная грамота.
Рукописные книги.
Печатный станок Ивана Фёдорова.
Первый букварь Ивана Фёдорова .
Первопечатник Иван Фёдоров в своей мастерской.
Памятник Ивану Фёдорову (г.Москва)
Старославянский алфавит (Кириллица).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Буквицы Букваря.
Константин Дмитриевич Ушинский
Лев Николаевич Толстой
Букварь ваших прабабушек и прадедушек.
Буквари ваших бабушек и дедушек.
Буквари ваших мам и пап.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ: На уроке я узнал… Я запомнил … Мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
первый букварь
Презентация приготовлена к уроку обучения грамоте по теме "Первый букварь". Материал рассказывает о книгах по которым учились читать как в далеком прошлом, так и в наши дни....
Первый букварь.
Презентация предназначена для использования на уроке обучения грамоте в послебукварный период УМК "Школа России"...
Сценарий праздника "Спасибо, книга первая - Букварь!"
Сценарий праздника окончания изучения букваря в 1 классе. Здесь много стихотворений, занимательных заданий, игр и песен. Ребята с мудрым Букварём помогут Лентяйкину узнать важность и значение для жизн...
Первый букварь
Знакомство учащихся с первым букварем...
Спасибо, книга первая-Букварь!
Итоги работы по букварю в занимательной форме....
Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"
Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"...
Технологическая карта урока по теме: В.Куприн "Первый букварь", И.Фёдоров "Алфавит".
Педагогическая цельСоздать условия для ознакомления учащихся с произведением, совершенствования навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышленияТип урокаРешение учебной задач...