Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Понятие о приключенческой повести. Марк Твен "Приключения Тома Сойера"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Учебное занятие по теме: "Представление о приключенческой повести. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» стоит в разделе «Произведение зарубежных писателей», на данную тему отводится 3 часа, это третий урок по теме.
Тип урока - обобщение и закрепление знаний и способов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mark_tven._priklyucheniya_toma_soyera.rar | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Майская гимназия Белгородского района
Белгородской области»
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме:
«Представление о приключенческой повести. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Провела учитель начальных классов
Дубровина Наталья Валерьевна
2009 г.
Конспект урока литературного чтения
4 класс ( УМК «Начальная школа 21 века»)
Тема урока: Представление о приключенческой повести.
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Цели:
- Учить работать с текстом произведения: пользоваться поисковым и просмотровым чтением для создания образов героев
- Закрепить литературоведческие понятия «повесть», «литературный герой», «псевдоним»
- Способствовать совершенствованию навыка чтения (беглости, осознанности, выразительности)
- Создать условия для развития интереса к творчеству писателя;
- Создать условия для умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;
- Способствовать развитию творческих способностей детей;
- Воспитывать умение работать в группах
- Содействовать воспитанию культурного, образованного и высоко нравственного человека
Оборудование:
учебник «Литературное чтение», 4 класс (автор Л.А. Ефросинина); выставка книг; музыкальные композиции, костюмы, реквизит, ПК
Ход урока:
- Орг. момент.
Эпиграф урока: Даже самый серьёзный самый деловитый человек, когда говорит об этом всемирно известном мальчике, начинает улыбаться и глаза его добреют.
И. Ильф и Е. Петров
Вступительное слово учителя: прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку и скажите, о каком мальчике идёт речь и соответственно о каком произведении будет наша беседа.
Конечно, этот мальчик – Том Сойер и обсуждать и анализировать мы с вами сегодня будем произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
2.Объявление темы урока:
Цель нашего занятия – выяснить, каким же был Том Сойер, как автор относится к нему и другим своим героям, а так же какими приемами пользовался автор, чтобы вызвать интерес у читателя к этому произведению.
3. Разминка:
-К какому литературному жанру относится произведение «Приключения Тома Сойера»?
-Что такое повесть?
-Какими по тематике бывают повести?
-Какими же особенностями отличается приключенческая повесть?
А для начала давайте проведём маленькую разминку – викторину для самых внимательных
- В каком городе жил Том Сойер? (Санкт-Петербург)
- Какого цвета была краска, которой белили забор?(белого)
- Кто слушал однажды предсмертные стоны Тома Сойера?(Сид Сойер)
- Сколько костюмов было у Тома Сойера?( Два: повседневный и нарядный)
- Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище? (выводить бородавки )
- Что такое «болеутолитель», кто его попробовал и что из этого вышло?(кот)
- Какую болезнь выдумал Том, чтобы не идти в школу? (гангрена)
- За сколько жёлтых билетиков давали Библию? (за десять)
- Что изменилось в жизни Гека после нахождения клада? (его усыновила вдова Дуглас)
4.Проверка домашнего задания:
К сегодняшнему уроку вы должны были создать иллюстрации к понравившимся эпизодам повести и объяснить свой выбор. (цель: определить, что явилось определяющим фактором при выборе эпизода)
5. Биография автора
В течение нескольких уроков мы с вами изучали отрывки из замечательного произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Перед тем, как продолжить анализировать произведение, нам необходимо вспомнить о главных вехах в жизни создателя этой повести (сообщение Михайловой А.)
Выставка книг
Из книг, которые вы принесли к этому уроку, мы смогли составить целую выставку. Здесь и рассказы, и повести, и романы, книги для взрослых и детей. Это только показывает нам, каким разносторонним писателем был Марк Твен.
6. Работа по карточкам:
Перед вами карточки, на которых вы видите композицию сюжета повести. Но эта композиция нарушена. Вам необходимо восстановить её, проставив номера эпизодов по порядку.
7. Физкультминутка
8. Дифференцированная работа:
Описать образ и показать отношение автора к герою.
- Возраст героя.
- Внешний облик, черты характера.
- Найти в тексте и зачитать слова, показывающие отношение автора.
(какими словами автор подчеркивает своё отношение)
1 группа: Том,
2 группа: Гек,
3 группа: Сид
4 группа: тётя Полли
Время выполнения работы (3 – 4 мин) музыка
Один из эпизодов наши ребята даже решили инсценировать.
9. Показ инсценировки
Цель: что особенного в общении , в речи ребят и можно ли эти особенности назвать особенностями приключенческой повести
10. Работа над тестом
Наш урок - это урок – обобщение . А поэтому, чтобы узнать, как же вы поняли всё то, о чём, мы сегодня говорили, что обсуждали, насколько интересно вам было работать, вы поработаете над небольшим тестом.
1.Что такое «псевдоним»?
- литературное имя
- профессия
- обращение к автору
2. Каково настоящее имя и фамилия Марка Твена?
- Сэмюэль Робинс
- Сэмюэль Клеменс
- Сэмюэль Тэтчер
3. Каким образом Том знакомился с новичками, появившимися в городе?
- Выяснял, откуда они приехали.
- обходил их стороной.
- Дрался с новичками.
4. С какими словами обращался к Тому Джим?
- миссис
- сэр
- масса
5.Что изображал Бен Роджерс, когда встретил Тома?
- паровоз
- подводную лодку
- пароход
6. Благодаря чему Том помирился с Бекки?
- попросил у неё прощения
- подарил ей медную шишечку
- принял на себя её вину
7. Для чего Том повязал платок так, будто у него болели зубы?
- чтобы не идти в школу
- чтобы не проболтаться
- чтобы его пожалели
Проверьте, пожалуйста, правильность ваших ответов. Поднимите руки те, у кого все ответы правильные.
Это показывает, что произведение вы читали внимательно и оно не оставило вас равнодушными.
Том, как сотни других детей, как и многие из вас, - живой веселый мальчик, увлекающийся чтением и знающий много игр, большой выдумщик.
Сам автор повествует о своих любимых героях с особым чувством – любовью, доброжелательностью, теплой улыбкой.
Удивительные приключения Тома не могут оставить равнодушными не только нас, но американских ребят и взрослых. Да, даже взрослые знают и любят Тома Сойера и его друзей, а также человека, их придумавшего – Марка Твена.
Вы видите репродукцию со снимка памятника Тому Сойеру и Гекку Финну в г. Ганнибале (США), в котором родился Сэмюэль Клеменс.
Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. А русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение “Книги в красном переплёте”:
(читают учащиеся)
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом, красном переплёте.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона…
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
“Позвольте, я наследник трона!”
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Итак, пора ответить на вопросы, поставленные в самом начале урока.
-каким же был Том Сойер?
-как автор относится к нему и другим своим героям?
-какими средствами, приёмами автор привлекал наше внимание к книге и её главному герою – Тому Сойеру?
Ответы детей.
11. Оценки
12. Рефлексия
Вы помните, что в конце произведения ребята нашли клад. На своих столах вы видите кружки, имитирующие монетки. Теперь, если урок вам понравился, положите эти монетки в сундук, а если не понравился, то поместите рядом на доску.
Д/з: хрестоматия : с. 144 – 156, читать, пересказывать, составить письмо Марку Твену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен “Приключения Тома Сойера”.
Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен “Приключения Тома Сойера”. Конспект урока с использованием презентации помогут познакомить детей с жизнью и творчеством пис...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома».
Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома»....
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...