Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Понятие о приключенческой повести. Марк Твен "Приключения Тома Сойера"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Дубровина Наталья Валерьевна


Учебное занятие по теме: "Представление о приключенческой повести. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» стоит в разделе «Произведение зарубежных писателей», на данную тему отводится 3 часа, это третий урок по теме.

Тип урока - обобщение и закрепление знаний и способов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mark_tven._priklyucheniya_toma_soyera.rar2.65 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Майская гимназия Белгородского района

 Белгородской области»

Урок по литературному чтению в 4 классе по теме:

«Представление о приключенческой повести. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Провела учитель начальных классов

Дубровина Наталья Валерьевна

2009 г.

Конспект урока литературного чтения

4 класс  ( УМК «Начальная школа 21 века»)

Тема урока: Представление о приключенческой повести.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Цели:

  1. Учить работать с текстом произведения: пользоваться поисковым и просмотровым чтением для создания образов героев
  2. Закрепить литературоведческие понятия «повесть», «литературный герой», «псевдоним»
  3. Способствовать совершенствованию навыка чтения (беглости, осознанности, выразительности)
  4. Создать условия для развития интереса к творчеству писателя;
  5. Создать условия для умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;
  6. Способствовать развитию творческих способностей детей;
  7. Воспитывать умение работать в группах
  8. Содействовать воспитанию культурного, образованного и высоко нравственного человека

Оборудование: 

учебник «Литературное чтение», 4 класс (автор Л.А. Ефросинина); выставка книг; музыкальные композиции, костюмы, реквизит, ПК

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Эпиграф урока:   Даже самый серьёзный самый деловитый человек, когда говорит об этом всемирно известном мальчике, начинает улыбаться и глаза его добреют.

                                                          И. Ильф и Е. Петров

Вступительное слово учителя: прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку и скажите, о  каком мальчике идёт речь и соответственно о каком произведении будет наша беседа.

Конечно, этот мальчик – Том Сойер и обсуждать и анализировать мы с вами сегодня будем произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

2.Объявление темы урока:

Цель нашего занятия – выяснить, каким же был Том Сойер, как автор относится к нему и другим своим героям, а так же какими приемами пользовался автор, чтобы вызвать интерес у читателя к этому произведению.

3. Разминка:

-К какому литературному жанру относится произведение «Приключения Тома Сойера»?

-Что такое повесть?

-Какими по тематике бывают повести?

-Какими же особенностями отличается приключенческая повесть?

А для начала давайте проведём маленькую разминку – викторину для самых внимательных

  1. В каком городе жил Том Сойер? (Санкт-Петербург)
  2. Какого цвета была краска, которой белили забор?(белого)
  3. Кто слушал однажды предсмертные стоны Тома Сойера?(Сид Сойер)
  4. Сколько костюмов было у Тома Сойера?( Два: повседневный и нарядный)
  5. Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище? (выводить бородавки )
  6. Что такое «болеутолитель», кто его попробовал и что из этого вышло?(кот)
  7. Какую болезнь выдумал Том, чтобы не идти в школу? (гангрена)
  8. За сколько жёлтых билетиков давали Библию? (за десять)
  9. Что изменилось в жизни Гека после нахождения клада? (его усыновила вдова Дуглас)

4.Проверка домашнего задания:

 К сегодняшнему уроку вы должны были создать иллюстрации к понравившимся эпизодам повести и объяснить свой выбор. (цель: определить, что явилось определяющим фактором при выборе эпизода)

5. Биография автора

В течение нескольких уроков мы с вами изучали отрывки из замечательного произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Перед тем, как продолжить анализировать  произведение, нам необходимо вспомнить о главных вехах в жизни создателя этой повести (сообщение Михайловой А.)

 Выставка книг   

 Из книг, которые вы принесли к этому уроку, мы смогли составить целую выставку. Здесь и рассказы, и повести, и романы, книги для взрослых и детей. Это только показывает нам, каким разносторонним писателем был Марк Твен.

6. Работа по карточкам:

Перед вами карточки, на которых вы видите композицию сюжета повести. Но эта композиция нарушена. Вам  необходимо восстановить её, проставив номера эпизодов по порядку.

7. Физкультминутка

8. Дифференцированная работа:

   Описать образ и показать отношение автора к герою.

  1. Возраст героя.
  2. Внешний облик, черты характера.
  3. Найти в тексте и зачитать слова, показывающие отношение автора.

(какими словами автор подчеркивает своё отношение)

1 группа: Том,

2 группа: Гек,

3 группа: Сид

4 группа: тётя Полли

Время выполнения работы (3 – 4 мин) музыка

Один из эпизодов наши ребята даже решили инсценировать.

9. Показ инсценировки

Цель: что особенного в общении , в речи ребят и можно ли эти особенности назвать особенностями приключенческой повести

10. Работа над тестом

Наш урок  - это урок – обобщение . А поэтому, чтобы узнать, как же вы поняли всё то, о чём, мы сегодня говорили,  что обсуждали, насколько интересно вам было работать, вы поработаете над небольшим тестом.

1.Что такое «псевдоним»?

 - литературное имя

 - профессия

 - обращение к автору

2. Каково настоящее имя и фамилия Марка Твена?

 - Сэмюэль Робинс

 - Сэмюэль Клеменс

 - Сэмюэль Тэтчер

3. Каким образом Том знакомился с новичками, появившимися в городе?

 - Выяснял, откуда они приехали.

 - обходил их стороной.

 - Дрался с новичками.

 4. С какими словами обращался к Тому Джим?

 - миссис

 - сэр

 - масса

5.Что изображал Бен Роджерс, когда встретил Тома?

 - паровоз

 - подводную лодку

 - пароход

6. Благодаря чему Том помирился с Бекки?

  - попросил у неё прощения

  - подарил ей медную шишечку

  - принял на себя её вину

7. Для чего Том повязал платок так, будто у него болели зубы?

   - чтобы не идти в школу

   - чтобы не проболтаться

   - чтобы его пожалели

Проверьте, пожалуйста, правильность ваших ответов. Поднимите руки те, у кого все ответы правильные.

Это показывает, что произведение вы читали внимательно и оно не оставило вас равнодушными.

Том, как сотни других детей, как и многие из вас, - живой веселый мальчик, увлекающийся чтением и знающий много игр, большой выдумщик.         

Сам автор повествует о своих любимых героях с особым чувством – любовью, доброжелательностью, теплой улыбкой.

Удивительные приключения Тома не могут оставить равнодушными не только нас, но американских ребят и взрослых. Да, даже взрослые знают и любят Тома Сойера и его друзей, а также человека, их придумавшего – Марка Твена.

Вы видите репродукцию со снимка памятника Тому Сойеру и Гекку Финну в г. Ганнибале (США), в котором родился Сэмюэль Клеменс.

Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. А русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение “Книги в красном переплёте”:

     (читают учащиеся)

     Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлёте,

Неизменившие друзья

В потёртом, красном переплёте.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы…

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приёмыш чопорной вдовы

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком – корона…

Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:

“Позвольте, я наследник трона!”

О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Итак, пора ответить на вопросы, поставленные в самом начале урока.

-каким же был Том Сойер?

-как автор относится к нему и другим своим героям?

-какими средствами, приёмами автор привлекал наше внимание к книге и её главному герою – Тому Сойеру?

Ответы детей.

11. Оценки

12. Рефлексия

Вы помните, что в конце произведения ребята нашли клад. На своих столах вы видите кружки, имитирующие монетки. Теперь, если урок вам понравился, положите эти монетки в сундук, а если не понравился, то поместите рядом на доску.

Д/з: хрестоматия : с. 144 – 156, читать, пересказывать, составить письмо Марку Твену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен “Приключения Тома Сойера”.

Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен  “Приключения Тома Сойера”.  Конспект урока с использованием презентации помогут познакомить детей с жизнью и творчеством пис...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома».

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома»....

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...