Рабочая программа "Обучение грамоте" 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик (УМК "Гармония")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obuchenie_gramote_1klass.doc | 446.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Обучение грамоте»
Пояснительная записка
Программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы М.С.Соловейчик (УМК «Гармония») и в соответствии с образовательной программой МБОУ РСОШ№10.
Период обучения грамоте — исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему об¬разованию.
Сегодня в первый класс приходят дети с разным уровнем дошкольной под¬готовки. Так, одни умеют читать, а другие не знают букв, у одних в той или иной степени развит фоне-тический слух, а у других — нет. Поэтому второе ус¬ловие продуктивного обучения грамоте — учёт раз¬личий в дошкольной подготовке первоклассников. При этом важно не затормозить движение вперёд ни одной из категорий учащихся. Обучение должно быть одновременно доступным каждому и стиму¬лирующим у всех познавательный интерес.
Без соблюдения названных условий трудно рас¬считывать, что на первом этапе школьной жизни ребёнка удастся его обучение, развитие и воспи¬тание слить в единый органичный процесс. До¬стижение же такого слияния — одна из задач сов¬ременной школы. На решение указанной задачи и нацелена данная программа.
Обучение предполагает первоначальное зна¬комство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознан¬ных, а потому контролируемых различных умений. Центральное место среди этих умений занимают те, которые обеспечивают четыре вида речевой де¬ятельности: чтение, письмо, говорение, слушание.
Под развитием понимается, во-первых, ста¬новление у школьников лингвистического мышле¬ния — способности осознавать речь, предложение, слово, звук как предмет наблюдения и изучения, выполнять с различными средствами языка опера¬ции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; во-вторых, совершенствование у детей природной языковой интуиции, склонности к до¬гадке; в-третьих, зарождение у них умения учиться, а для этого — ориентироваться в букваре и пропи¬сях и полноценно работать с ними.
Воспитание связывается, прежде всего, с при¬витием интереса к учению, в частности к урокам чтения и письма, с формированием у учащихся же¬лания научиться хорошо читать, писать, говорить и слушать, чтобы использовать все умения в прак¬тике общения с людьми, при самостоятельном (по собственной инициативе) обращении к книгам.
Специфика уроков обучения грамоте состоит в том, что с них фактически начинаются сразу два курса: литературного чтения и русского языка. Эффективность освоения каждого из этих курсов во многом будет зависеть от содержания и спосо¬бов подготовки учеников в период обучения грамо¬те, поскольку на этом этапе должны быть не толь¬ко сформированы элементарное чтение и письмо, но и заложены основы необходимых в дальнейшем знаний и умений — читательских, речевых, фонетико-графических, орфографических и др.
Данная программа обеспечивает:
• появление у первоклассников некоторых зна¬ний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике;
• формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, зву¬ке), освоение способов их вычленения, а также на¬блюдение за использованием этих единиц в речи;
• фонетические знания (о звуках гласных и со¬гласных, о гласных ударных и безударных, о соглас¬ных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мяг¬кости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
• формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чте¬нию целыми словами;
• первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;
• становление каллиграфических умений;
• знакомство со способами обозначения зву¬ков буквами и освоение основных правил графики: обозначения твёрдости-мягкости согласных и зву¬ка [й'];
• знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости — уме¬ния по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется);
• знакомство с несколькими традиционно изу¬чаемыми в этот период орфографическими пра¬вилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи —ши и др., переноса слов.
Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) — звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским.
Рассматриваемая программа рассчитана на 200 часов (22—23 учебные недели) и реализова¬на в букваре «Мой первый учебник» (авторы: М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузь¬менко, О. Е. Курлыгина) и прописях «Хочу хоро¬шо писать» (авторы Н. С. Кузьменко, Н. М. Бе¬тенькова, под ред. М. С. Соловейчик).
Букварь состоит из 2 частей, прописи — из 4 тетрадей.
Все тетради, начиная с первой, имеют широкую разлиновку, что обеспечивает возможность учить ребёнка писать сразу в такой строке, которую он позже встретит в тетрадях по русскому языку. Од¬нако разлиновка прописей предполагает последова¬тельную помощь начинающему школьнику — кроме основных линий строки вводятся дополнительные: две горизонтальные линейки регулируют высо¬ту строчных и прописных букв, а несколько косых (к четвёртой прописи две) облегчают контроль за наклоном письма. Постепенно, от прописи к про¬писи, количество линий-помощниц и их вид меня¬ются. Так, в первых двух прописях вспомогательные горизонтальные линии — волосяные сплошные, а в двух следующих — пунктирные с постепенно увели¬чивающимся интервалом между чертами, при этом в последней прописи линия для больших букв сни¬мается; от восьми до двух уменьшается и количест¬во наклонных линий. Такое изменение разлиновки обеспечивает последовательное возрастание само¬стоятельности первоклассников.
Общая структура обучения грамоте
Добуквенный период обучения грамоте (тра¬диционно называемый подготовительным) рас¬считан на 41 час — 23 урока чтения и 18 уроков письма.
На основе букваря (на уроках чтения) в упот¬ребление вводится понятие речь, выявляются её главные качества (быть понятной и вежливой), разновидности (деловая и «картинная», устная и письменная), начинают осваиваться правила обще¬ния, в том числе на уроке. Происходит знакомство с понятиями предложение, слово, слог, звук; каж¬дое из них ложится в основу формирования целого комплекса речевых,
фонетико-графических и орфо¬графических умений. Последние (орфографиче¬ские) предполагают введение понятия «опасное при письме место» — пока применительно к границам предложений и слов, к использованию больших букв в именах людей, кличках животных и т. д.
Значительная часть уроков этого периода (14) отводится на фонетическую работу — знакомство со звуковой системой языка, с характеристикой зву¬ков, освоение частичного, а затем и полного звуко¬вого анализа слов.
На уроках письма в центре внимания находятся гигиенические правила, структура строки (наличие основных линий и дополнительных — линий-по¬мощниц), элементы букв и способы их соединения. Дети учатся правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку, ориентироваться в пространстве страницы, находить все необходимые элементы строки, выполнять различные движения рукой, а для этого они обводят бордюры, штрихуют рисун-ки и т. д., учатся писать элементы букв, узнают и осваивают различные виды соединений. Идёт раз¬витие аналитических возможностей учащихся, их глазомера, руки, пространственных представлений. Широко используется квази-письмо («ненастоящее письмо» — запись слов и предложений чёрточками), что позволяет с первых дней начинать обучение письму под диктовку и в целом работу над пись¬менной речью, над её правильным оформлением.
Центральная задача основного периода обу¬чения грамоте понятна из его названия: «Узнаём буквы и учимся читать». Этот период занимает 158 час.
Особенности программы
1. Направленность на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания детей с учётом разного уровня их дошкольной подготовки.
2. Усиление внимания, по сравнению с традици¬онным подходом, во-первых, к мотивации обуче¬ния чтению и письму, а во-вторых, к тем направ¬лениям работы, которые готовят учеников к курсу русского языка: формированию ряда речевых, фонетико-графических и орфографических умений; среди последних особое место занимает умение об¬наруживать орфограммы, именуемое орфографи¬ческой зоркостью.
3. Увеличение, по сравнению с традиционным, объёма речевой и фонетической работы, а также подготовки к овладению написанием букв в добуквенный период обучения грамоте.
4. Особая система двукратного предъявления большей части букв, при которой обеспечивается, с одной стороны, более прочное их освоение, а с другой, целенаправленное знакомство с фонетико- графической системой языка.
5. Последовательное формирование речевых, фонетико-графических и орфографических уме¬ний (в том числе фонетического слуха и орфо¬графической зоркости детей) на уроках обучения как чтению, так и письму.
Дальнейшее формирование младшего школь¬ника-читателя целесообразно продолжить по учеб¬никам чтения О. В. Кубасовой «Любимые страни¬цы», а обучение русскому языку — по учебникам М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», входящим, как и букварь, в УМК «Гармония». Использование данных учебников позволит полноценно реализовать принцип пре¬емственности и перспективности обучения.
Содержание обучения грамоте
Добуквенный период (41 ч.)
Обучение речи (говорению, слушанию, поведению во время разговора). Речь как способ общения людей; понят¬ность и вежливость как главные качества речи; правила речи и их практическое освоение в различных ситуациях общения, в том числе на уроке: говорить не всем одновременно, а по очереди; слушать собеседника; смотреть на него; не переби¬вать (или извиниться); не говорить слишком тихо или слиш¬ком громко; не указывать на присутствующего — «он, она», а называть по имени; молчать, когда жуёшь; выбирать способы приветствия и прощания в зависимости от адресата, пользо¬ваться другими формулами вежливости. Виды речи: деловая и «картинная» (разговорно-художественная), устная и письмен¬ная; накопление детьми опыта разграничения этих видов речи и их практического использования. Наблюдения за темпом, силой, окраской голоса (интонацией), за мимикой и жестами как помощниками устной речи.
Первоначальное освоение языковых понятий. Пред¬ложение как способ выражения мысли; оформление предло¬жений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений и их квази-запись.
Слово как название чего-либо, разграничение слов и на¬зываемых ими явлений действительности; наблюдения за значениями слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование большой буквы в именах, фа¬милиях, кличках и т. д.
Слог как минимальная произносительная единица, выделе¬ние слогов с помощью приёма скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры.
Звуки речи: гласные и согласные, гласные ударные и безу¬дарные, согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные (об¬щее представление), глухие и звонкие, парные и непарные по глухости-звонкости; приёмы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков, а так¬же выполнение полного звукового анализа целых слов из 3—5 звуков. Представление о слогообразующей роли гласных как основа обучения слоговому чтению. Смыслоразличительная роль звуков и ударения, формирование умения легко разгра¬ничивать (на слух) слова, отличающиеся отдельными звуками или ударением. Совершенствование орфоэпических умений.
Обучение письму. Правила посадки, положение тетради, руки, ручки при письме. Становление умения выполнять необ¬ходимые при письме движения, развитие мелкой мускулатуры руки, плавности её движений, глазомера, ориентировки в про¬странстве страницы, координации движений, использование для этого штриховки и раскрашивания рисунков, обведения их контуров.
Освоение основных элементов строчных и прописных букв, их названия и начертания; овладение тремя способами соединения элементов букв при письме (верхним, нижним, средним), знакомство с правилом выбора соединения (в зави¬симости от места, где начинается следующий элемент или сле¬дующая буква). Начало работы над самооценкой написанного с точки зрения каллиграфии.
Основной период (158 ч.)
Обучение чтению. Совершенствование умения выполнять полный и частичный звуковой анализ. Знакомство с буквами как способом обозначения звуков в письменной речи. По-этапное изучение букв:
1) гласных звуков — Аа, Оо, ы, Ии, Уу, Ээ;
2) непарных звонких согласных звуков — Лл, Мм, Нн, Рр;
3) парных по глухости-звонкости согласных, большая часть которых обозначает глухие звуки, — Сс, Кк, Тт, Вв, Пп, Шш;
4) обозначающих мягкость согласных — и, я, е, ё, ю, ь;
5) не изучавшейся буквы непарного звонкого — й;
6) ещё не изученных букв из числа тех, которые обознача¬ют парные по глухости-звонкости согласные, — Зз—Сс, Бб- Пп, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш;
7) обозначающих непарные по глухости-звонкости глухие согласные — Хх, Цц, Чч, Щщ;
8) Ее, Ёё, Юю, Яя в позиции, когда за ними скрывается звук [й'];
Содержание обучения грамоте (программа)
9) разделительных знаков — ь и ъ.
Последовательное обучение ориентировке на буквы глас¬ных при чтении прямых слогов и в целом становление ме¬ханизма позиционного чтения. Обучение чтению слов с различными способами обозначения звука [й'].
Совершенствование слогового чтения с постепенным пе¬реходом к чтению целыми словами, повышение его правильно¬сти, беглости и сознательности, обучение выразительному чте¬нию. Формирование умения самостоятельно подготовиться к чтению отдельных слов сложной слоговой структуры.
Обучение письму. Закрепление правил посадки, располо¬жения тетради, положения ручки в руке; продолжение работы над развитием мышц руки, плавности её движения вдоль стро-ки, глазомера и координации движений, использование для этого обведения по контуру картинок и линий-«дорожек», со¬единяющих рисунки со звуковыми схемами, обведения букв и их элементов по намеченному контуру.
Совершенствование умения вычленять и характеризовать звуки речи, правильно называть буквы для их обозначения. Формирование умения анализировать письменные буквы, вы¬являть составляющие их элементы, письменно конструировать буквы и свободно писать каждую.
Постепенное освоение написания всех букв параллельно с их изучением на уроках чтения. Обучение выбору одного из трёх способов соединения букв (нижнего, среднего, верхнего) в зависимости от начала написания следующей, а также вы¬полнению всех видов соединений. Становление действия са¬мооценки написанного с точки зрения каллиграфии.
Формирование умения обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й']. Обучение письму под диктовку слогов, слов, предложений, списыванию слов и пред¬ложений с печатного текста; последовательное обучение само¬проверке написанного.
Закрепление знаний о способах оформления границ пред¬ложений, о раздельном написании слов, использовании боль¬шой буквы в именах и т. д., об основных правилах переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося слог из одной бук¬вы); становление умения применять изученные правила.
Наблюдение за «безопасными при письме местами» (бук¬вами ударных гласных и парных по глухости-звонкости со¬гласных, стоящих перед гласными). Постепенное расширение
Содержание обучения грамоте (программа)
перечня «опасных при письме мест»: поэтапное знакомство с «опасностями письма» на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед други¬ми парными согласными, а также на месте ударных гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. Целенаправленное фор¬мирование орфографической зоркости учащихся — умения по освоенным признакам обнаруживать и на слух прогнозировать орфограммы; применение этого умения при списывании и за¬писи под диктовку слов и предложений.
Развитие речи. Совершенствование умения говорить и слушать, соблюдать правила поведения при общении в различ¬ных ситуациях.
Формирование диалогической и монологической речи — как деловой, так и «картинной». Наблюдение за значением слов; расширение словарного запаса детей и обогащение их речи; работа над построением различных видов предложений, а также деловых сообщений (по моделям-опорам) и рассказов по картинкам на основе имеющихся у детей впечатлений, вос¬поминаний.
Обучение пониманию читаемых текстов, их озаглавливанию после уточнения темы и главной мысли (без терминов), участию в беседе по прочитанному.
Завершающий период (3 ч.)
Обобщение о звуках и буквах русского языка. Система¬тизация сведений о звуках и обозначающих их буквах (на ос¬нове схемы-опоры и «ленты букв»). Знакомство с другой сис-темой расположения букв — с алфавитом; освоение алфавита.
Обучение чтению. Введение первоклассников в мир дет¬ских книг и мотивация дальнейшего самостоятельного чтения — рассматривание обложек книг, чтение отрывков, беседы о зна¬комых, любимых книгах, подведение к мысли: «Как хорошо уметь читать!»
Обучение письму. Закрепление приобретённых каллигра¬фических, графических и орфографических умений в процессе списывания, письма под диктовку, коллективного составления и записи различных предложений, в том числе поздравлений с окончанием букваря и обобщения: «Как хорошо уметь писать!»
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Для успешности последующей учебной работы, в частности для дальнейшего приобщения детей к чтению и эффективно¬го освоения курса русского языка, к концу обучения грамоте по данной программе, указанным букварю и прописям перво¬классники должны приобрести следующие умения:
Читательские:
• читать правильно и плавно целыми словами или по сло¬гам с темпом (вслух) не менее, чем 25 слов в минуту; понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
• замечать слова, значения которых не совсем понятны, и спрашивать о них;
• самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
• при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в том числе окраску голоса (инто¬нацию), мимику.
Речевые:
• участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдать при этом принятые правила поведения: пользоваться различными этикетными формулами, выбирая их в соответствии с адресатом и ситуацией, слушать говоря¬щего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;
• понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адек¬ватно реагировать на них;
• выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;
• замечать в речи незнакомые слова, спрашивать об их зна¬чении;
• создавать короткие устные высказывания, в том числе деловые (на основе схем, моделей) и «картинные» — по рис ун¬кам, своим впечатлениям от увиденного, услышанного, прочи¬танного.
Фонетические:
• разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно на¬зывать звуки и буквы;
• последовательно вычленять все звуки слова и характери¬зовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах; вы¬делять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для пар¬ных — определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным);
Гигиенические, каллиграфические, графические, орфо¬графические:
• соблюдать правила посадки за столом, положения тетра¬ди, ручки в руке;
• правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; адекватно оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
• осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й'];
• обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;
• применять правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жй—шй, ча—ща, чу—щу;
• писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения, отмечая «опасные места» и применяя освоенные орфографические правила, в том числе основные правила переноса слов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учителя:
1. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова «Обучение грамоте» Поурочные методические рекомендации к букварю и прописям (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
2. М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина Букварь «Мой первый учебник» в 2-х частях (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
3. Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, под ред. М.С. Соловейчик Прописи «Хочу хорошо писать» в 4-х частях (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
4. Элетронное приложение к урокам обучения грамоте по букварю и прописям.
5. Демонстрационный материал, подготовленный учителем (памятки, схемы, опорные слова и понятия для лучшего усвоения изучаемого материала).
Для учащихся:
1. М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина Букварь «Мой первый учебник» в 2-х частях (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
2. Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, под ред. М.С. Соловейчик Прописи «Хочу хорошо писать» в 4-х частях (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
Тематическое планирование уроков чтения и письма в период обучения грамоте
(200–207 ч.)
1-я четверть (81 ч.) Добуквенный период (41 ч.) | Модернизация в образовании (ЦОР) | дата | |||||
№ урока | Темы уроков, основное содержание работы | Страницы |
Деятельность учащихся | ||||
Чте ния | письма | Буква ря | прописей | ||||
111 1 | Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником | Ч. 1 обл. 3–5 | № 1 обл. | Знакомятся с одноклассниками, рассматривают условные обозначения букваря, находят их на страницах, понимают смысл. Слушают речь учителя, отвечают на его вопросы, выполняют рекомендации. | 3.09 | ||
2 | 1 | Как мы здороваемся и прощаемся? Знакомство с правильной посадкой, положением ручки, с разлиновкой прописи | 8–9 |
3–5 | Работают с информацией, представленной картинками букваря, создают высказывания, соотносят этикетные высказывания с рисунками. Анализируют речевые ситуации, сравнивают средства языка, выбирают их. Моделируют речь с помощью учителя. Рассматривают рисунки и выбирают те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого) с точки зрения посадки и положения ручки в руке; определяют направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Анализируют картинку и определяют возможные направления движения: вверх, вниз, вправо, влево, вокруг. Сравнивают подпись под картинкой и узоры, сделанные на разлиновке, характеризуют каждую линию, начало и направление письма на строке. Обводят узоры, контурные картинки, самостоятельно дорисовывают узоры. Создают и поддерживают порядок на своём рабочем месте. Слушают учителя и выполняют его инструкции. Выражают своё отношение к уроку, выбирая одну из схем. | 4.09 4.09 | |
3 | 2 | Зачем нужна речь? Знакомство со штриховкой и разными её видами | 10–11 |
6–7 | Анализируют речевые ситуации, наблюдают за речью одноклассников, делают вывод о важности речи, оценивают предлагаемую учителем схему речи, аргументируют её неправильность, корректируют модель речи. Анализируют штриховку, сравнивают направления штриховки. Штрихуют рисунки и геометрические фи-гуры, выбирают соответствующее направление штрихов. Выражают своё отношение к выполненной работе. | 5.09 5.09 | |
4 |
3
| Правила хорошей речи Знакомство с качествами речи – быть понятной и вежливой Продолжение знакомства со штриховкой | 14–15 | 8–9 | Анализируют модель речи, выводят главные правила речи, схематически изображают их. Анализируют речевые ситуации на рисунках букваря, оценивают поведение персонажей, делают вывод о необходимости соблюдать правила общения. Разыгрывают речевые ситуации, меняясь ролями: говорящий – слушающий. Наблюдают за речью учителя, одноклассников, оценивают выполнение правил речи, высказывают своё мнение, советы. Пользуются этикетными словами, правилами речи в общении со взрослыми и сверстниками. Анализируют штриховку, проводят аналогию между формой рисунка и характером штриховки. Штрихуют рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов. Называют виды штриховки. Оценивают свою работу. | 6.09 6.09 | |
5
| Об одном и том же по-разному Знакомство со стилями речи (без термина) | 16–17 |
| Анализируют примеры речи, различают разновидности речи, создают высказывания разных видов речи по картинкам букваря, на основе собственного опыта. | 7.09 | ||
6 | 4 | Речь устная и письменная Знакомство с формами речи, с их особенностями и средствами Знакомство с секретом наклонного письма | 18–19 |
10–11 | «Озвучивают» диалоги, разыгрывают ситуации общения. Различают ситуации устной и письменной речи. Соотносят образцы речи с модельными изображениями видов речи. Характеризуют настроение персонажей по их мимике, пользуются средствами выразительности в своей устной речи, слушают учителя и одноклассников, оценивают выразительность их речи. Участвуют в обсуждении содержания рисунка, анализируют детали рисунка, штрихуют рисунки, выбирают соответствующее направление штрихов. Сравнивают прямые линии с записью названия сказки, делают вывод о наклоне письма. Рассматривают рисунки, выбирают те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого). Анализируют положение тетради на рисунке, выводят (вместе с учителем) секрет наклонного письма и сознательно пользуются им. Оценивают свою работу, | 10.09 10.09 | |
Предложение и слово | |||||||
7 | 5 | Предложение Выражение мысли как основной признак предложения. Знакомство с правилом оформления границ предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце). Введение выражения: «опасные при письме места» применительно к оформлению границ предложения. Введение письма под диктовку слов и предложений (квази-письмо) Знакомство с элементами букв: Квази-письмо предложений с делением на слова | 22–23 |
12–13 | Наблюдают за оформлением границ предложения в устной речи, оценивают речь как понятную и непонятную, выявляют средства оформления предложений в устной речи, соотносят их со способами оформления в письменной речи. Выводят (вместе с учителем) действия при письме под диктовку и самостоятельно «записывают» предложения в виде схем (моделируют). Определяют на слух границы предложений, количество произнесённых предложений, различают интонацию конца предложения, выбирают нужный знак препинания. «Читают» и сравнивают предложения с разной интонацией. Анализируют схему предложения; соотносят предложение со схемой (моделью). Строят предложения по схеме. Участвуют в обсуждении иллюстрации к сказке, анализируют образцы элементов букв, находят, на что они похожи, запоминают их название. Обсуждают учебную задачу, определяют начало письма элементов, планируют движение руки при письме и сознательно выполняют их. Обводят элементы в названии картинки, на самой картинке, тренируются в написании элементов по серому шрифту, по штрихам и самостоятельно на строках прописи. Сравнивают написанные элементы с образцом и оценивают исполнение. Обводят рисунки по серому контуру, выбирают элементы для каждого из них, записывают элементы на свободной строке под картинками, контролируют процесс письма, называют новые элементы. Анализируют узоры, выявляют закономерности повторения в них элементов, воспроизводят узоры. Оценивают выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв. | 11.09 11.09 | |
8 |
6 6 | Слово Наличие значения как основной признак слова. Разграничение реальных предметов и слов как их названий. Знакомство с раздельным написанием слов. Прописная буква в именах собственных (без использования термина). Знакомство с элементами букв: Квази-письмо слов и предложений с указанием слогов в словах | 24–25 |
14–15 | Сравнивают предметы и слова как их названия; делают выводы, доказывают, что слово и называемый им предмет – не одно и то же. Выделяют слова из предложения, конструируют, преобразовывают и составляют предложения. Наблюдают за значениями слов, отличают «настоящие» слова от «ненастоящих», объясняют отличие. Определяют количество слов в предложении. Моделируют услышанное или составленное предложение. Кроме действий, названных в описании урока 5: понимают учебные задания, представленные в виде условных обо-значений, разграничивают в написанном слове известные и новые элементы, осознают учебную задачу, сравнивают начало письма элементов и движение руки при их письме. | 12.09 12.09 | |
Фонетика | |||||||
9 |
7 | Слог Овладение приёмом скандирования как способом деления слова на слоги Знакомство с элементами букв: | 26–27 | 16–17 | Разыгрывают речевые ситуации. Скандируют слова, «озвучивая» картинки букваря, воспроизводят действия учителя. Наблюдают за делением слова на части, слушают сообщение учителя о названии этих частей. Осознают приём скандирования как способ действия. Делят слова на слоги путём скандирования. Моделируют слоговой состав слов с помощью слоговых схем. Соотносят слоговые схемы и слова, подбирают слова к схемам; группируют слова в зависимости от их слогового строения. Кроме действий, названных в описании уроков 5, 6: анализируют слова с точки зрения звукового и слогового состава, соотносят схему слова с названиями нарисованных предметов, определяют слово, «зашифрованное» в схеме. | 13.09 13.09 | |
10 | Звуки вокруг нас. Звуки речи Знакомство с особенностями речевых звуков | 28–-29 | Работают с информацией, представленной в рисунках, передают её словесно. Слушают звуки окружающего мира и объясняют отличие от них звуков речи. Сравнивают звуки и значения слов, выявляют и называют смыслоразличительные звуки; объясняют смыслоразличительную роль звуков. Вслед за учителем выполняют действия для выделения отдельных звуков. Называют изображённые предметы, определяют количество звуков в словах, соотносят слова с их звуковыми моделями | 14.09 | |||
11 | 8 | Звуки речи: закрепление Овладение способом выделения звуков и вычленением их последовательности в слове Знакомство с элементами букв: | 30–31 | 18–19 | Переводят в словесную форму учебные задания, представленные в схематичной форме, и выполняют их. Выделяют указанные в моделях звуки слов. Конструируют слова из отдельных звуков. Соотносят слова со звуковыми моделями; группируют слова в соответствии со звуковыми моделями. Контролируют процесс и результат звукового анализа слов одноклассниками. Кроме действий, названных в описании уроков 5, 6: соотносят звуковые схемы со словами, называющими предметы. | 17.09 17.09 | |
12 | 9 | Совершенствование умения выделять звуки речи Развитие фонетического слуха учащихся Знакомство с элементами букв: | 32–33 | 20–21 | Осознают звуки речи как предмет наблюдения. Переводят в словесную форму задания букваря, представленные в модельном виде. Подражая учителю, произносят отдельные звуки и их последовательность в слове; обозначают каждый звук условным значком. Моделируют звуковой состав слова, отражая в модели количество звуков; составляют из отдельных звуков слова, составляют слова в соответствии с моделью. См. виды деятельности учащихся в описании уроков 5, 6. | 18.09 18.09 | |
13 |
10 | Звуки гласные и согласные Знакомство с особенностями гласных и согласных звуков, с их характеристиками, с приёмами вычленения звуков из слова и определения их характера Знакомство с элементами букв: | 36–37 | 22–23 | Участвуют в коллективной беседе, в общих наблюдениях. Сопоставляют первый и последний звуки в слове, сравнивают их, выявляют особенности их произнесения. Ставят фонетический опыт: пытаются произносить звуки слова заданным способом. Слушают информацию учителя о делении звуков на гласные и согласные. Формулируют (совместно с учителем) вывод об особенностях произнесения этих звуков, выявляют способ их различения. Выполняют намеченный способ действия, различают гласные и согласные звуки, обозначают их соответствующими условными значками. См. виды деятельности учащихся в описании уроков 5, | 19.09 19.09 | |
14 | 11 | Звуки гласные и согласные: закрепление. Обучение выполнению фонетического анализа слов, частичного и полного Знакомство с элементами букв: Квази-письмо слов и предложений с указанием в слоговых схемах ударных и безударных гласных | 38–39 |
24–25 | Обсуждают задачу работы на уроке. Моделируют звуковой состав слова, отражая последовательность и характеристику звуков как гласных и согласных. Соотносят слова со звуковыми моделями; классифицируют слова в зависимости от характеристики звуков. Контролируют процесс звукового анализа и оценивают его правильность. Участвуют в беседе по обсуждаемым на уроке проблемам, высказывают свою точку зрения и выслушивают чужую; соблюдают правила речевого поведения. Кроме действий, названных в описании уроков 5, 6: анализируют слова с точки зрения звукового состава, находят в них ударные и безударные гласные звуки | 20.09 20.09 | |
15
| Ударение. Ударные и безударные гласные звуки Знакомство с приёмом определения ударного гласного звука | 40–41 | Слушают описание ситуации, изображённой на картинке букваря, предполагают и «озвучивают» вопрос мальчика. Наблюдают за произнесением слов с интонацией удивления; сравнивают произнесение слогов. Слушают информацию об ударных и безударных слогах и их обозначении в схеме. Осознают действие «с удивлением спроси» как способ выявления ударного слога. Переносят понятие «ударный» и «безударный» слог на гласный звук как основу слога; обозначают ударные и безударные гласные звуки условными значками. Выполняют нужный способ действия и определяют место ударения в слове, разграничивают ударные и безударные слоги и гласные звуки. Характеризуют звуковой состав слова по его модели; выбирают слова, подходящие к модели. Соотносят звуковые модели слов и слова; группируют слова в соответствии с моделями; проверяют звуковые схемы слов, находят в них «ошибки». | 21.09 | |||
16 | 12 | Ударные и безударные гласные звуки: закрепление. Обучение разграничению ударных и безударных гласных звуков и слогов Знакомство с элементами букв: | 42–43 | 26–27 | По значкам-заданиям осознают учебную задачу урока. Моделируют звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику. Соотносят изображения предметов, их названия и модели слов; группируют слова по их моделям. Сравнивают слова, отличающиеся ударением. Делают вывод о смыслоразличительной роли ударения. Обобщают сведения о звуках речи, строят деловой монолог на основе модели. Кроме действий, названных в описании уроков 5, 6: наблюдают за смыслоразличительной функцией ударения. | 24.09 24.09 | |
17 | 13 | Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Знакомство с характеристиками твёрдых и мягких согласных звуков Знакомство с нижним соединением элементов букв | 46–47 | 28–29 | Соотносят изображения предметов и слова как их названия. Выделяют и сравнивают согласные звуки, выявляют их различие. Слушают информацию о названии этих звуков и способах их обозначения. Различают твёрдые и мягкие согласные, обозначают их условными значками. Сравнивают значения слов, различающихся одним звуком; наблюдают за смыслоразличительной ролью звуков. Переводят в словесную форму различные задания, представленные в модельном виде, и выполняют их. Участвуют в обсуждении рисунков, формулируют учебные задания, представленные условными обозначениями, соотносят схемы и картинки, определяют слова по схемам. Проверяют умение писать изученные элементы, осознают задачу урока, Рассматривают узор из элементов букв и определяют вид соединения. Проверяют применение выведенного способа соединения элементов, слушают информацию учителя о названии этого способа. Анализируют записи в прописи и находят в них новый способ соединения элементов. Обводят по серому шрифту элементы букв с рассмотренным соединением, подбирают элементы к другим элементам, присоединяемым данным способом, осваивают научное название способа соединения элементов. Оценивают свою работу. | 25.09 25.09 | |
18 | 14 | Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление. Знакомство с непарными твёрдыми и непарными мягкими согласными звуками Знакомство со средним соединением элементов букв | 48–49 | 30–31 | Критически оценивают соответствие рисунка (слова) и модели. Участвуют в коллективном решении проблемы. Выполняют задания, представленные в рисунках. Различают изображения предметов и слова как их названия. Составляют пары слов по заданному признаку. Моделируют звуковой состав слова, отражая последовательность звуков и их характеристику. Выделяют отдельные звуки, характеризуют их как парные или непарные по твёрдости-мягкости. Определяют слово по звуковой модели, находят и обводят знакомые соединения элементов букв. Анализируют запись под картинкой с точки зрения других соединений элементов букв, совместно с учителем ставят учебную задачу урока. Рассматривают узор, выводят новый способ соединения элементов букв, применяют его при выполнении различных заданий. Осваивают научное название способа соединения элементов и оценивают свою работу. | 26.09 26.09 | |
19 |
15 | Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление. Обучение разграничению ударных и безударных гласных звуков, а также твёрдых и мягких согласных звуков Знакомство с верхним соединением элементов букв | 50–51 |
32–33 | Осмысливают задания, представленные в модельном виде. Различают гласные и согласные звуки, характеризуют их. Группируют слова в зависимости от характеристики согласных; подбирают слова в соответствии с моделью. Сравнивают звуковые модели, подбирают к ним слова. Составляют предложения в соответствии с моделью. Участвуют в общей беседе, соблюдают правила речевого поведения. Узнают слово по звуковой схеме, анализируют запись под картинкой, разграничивают в ней знакомые и новый способ соединения элементов букв, вместе с учителем формулируют учебную задачу урока. Рассматривают узор, выводят новый способ соединения элементов букв, сознательно применяют его при выполнении различных заданий. Осваивают научное название способа соединения элементов и оценивают свою работу. | 27.09 27.09 | |
20 | Гласные и согласные звуки: обобщение | 52–53 | Осмысливают и выполняют задания, представленные схематически. Соотносят изображения предметов, их названия и модели. Группируют слова. Обобщают знания о звуках речи, строят монологические высказывания на основе как серии рисунков, так и модели, отражающей характеристику звуков русского языка. | 28.09 | |||
21 | 16 | Согласные звуки: глухие и звонкие. Знакомство с приёмом распознавания глухих и звонких согласных звуков Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение | 54–55 | 34–35 | Обсуждают информацию, представленную в виде рисунков. Выделяют и сравнивают согласные звуки, выявляют их различие. Осознают способ действия для разграничения двух групп согласных. Слушают информацию о названии этих групп согласных звуков и способах их обозначения. Различают звонкие и глухие согласные, обозначают их условными значками. Выделяют согласные звуки, характеризуют их. Группируют слова в зависимости от характеристики согласных; подбирают слова в соответствии с моделью; критически оценивают соответствие рисунка (слова) и модели. Сравнивают значения слов, различающихся одним звуком; наблюдают за смыслоразличительной ролью звуков. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, учатся соблюдать правила речевого поведения. См. виды деятельности учащихся в описании уроков 13, 14. | 1.10 1.10 | |
22 | 17 | Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление. Знакомство с непарными звонкими и глухими согласными звуками. Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение | 56–57 | 36–37 | Формулируют задания, представленные схематически. Выделяют указанные в схемах звуки, объединяют их в пары. Моделируют звуковой состав слов, отражая после-довательность звуков и их характеристику. Характеризуют звуки как парные или непарные по глухости-звонкости. Обобщают знания о звуках речи, строят деловые монологические высказывания на основе модели. См. виды деятельности учащихся в описании уроков 13, 14. | 2.10 2.10 | |
23 | 18 | Звуки речи: обобщение. Повторение. Тренировка в выполнении фонетического анализа слов Обобщение: виды соединений элементов букв – нижнее, верхнее, среднее | 58 | 38–39 | Рассматривают картину, участвуют в беседе по ней. Анализируют звуковой состав слов. Слушают описание картины и соотносят словесную информацию с изобразительной. Осознают познавательное значение умения читать. Участвуют в обсуждении рисунков, уточняют значения слов, соотносят схемы и картинки, узнают слова по схемам. Анализируют узоры и обобщают способы соединения элементов букв. Находят в записи под картинкой изученные соединения элементов букв и проверяют умение пользоваться ими. Осознают задачи дальнейшей работы. | 3.10 3.10 | |
Основной период (158 ч.) 1-я четверть (продолжение) (41 ч.) | |||||||
Графика и орфография | |||||||
24 | 19 | Первые буквы гласных звуков А а – О о, И и – ы, У у – Э э Буквы А а – О о Письмо букв о О | Ч. 1 59–61 | № 2 4–5 | Создают и слушают высказывания о книгах, чтении на основе картинки букваря. Выражают желание научиться читать. Анализируют звуковой состав слов. Вычленяют из слов ударные гласные звуки и обозначают их буквами. Слушают и воспроизводят названия букв. Различают звуки и буквы. Распознают изученные буквы, читают их ряды, перемещая ударение. Определяют ударный гласный звук, обозначаемый указанной буквой. С опорой на модель осуществляют квази-чтение. Осознают общее правило чтения слогов. Слушают строки, находят «ошибки» в употреблении слов, выявляют различия в звуко-буквенном составе «спутанных» слов. Анализируют звуки, осознают необходимость умения писать буквы для обозначения выделенного гласного звука, обсуждают учебную задачу урока. Рассматривают буквы и выделяют в них знакомые элементы, сравнивают названные элементы с указанными в прописи. Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Обводят буквы по серому шрифту, пишут их самостоятельно, сравнивают написанные буквы с образцом и оценивают их начертание. Используют разные способы соединения изучаемой буквы с элементами. Различают ударные и безударные гласные звуки. Осуществляют квази-письмо, самостоятельно обозначая буквами ударные гласные звуки и списывая буквы безударных. Вписывают буквы ударных гласных в слова. Списывают буквы с печатного варианта. Оценивают выполнение работы с точки зрения каллиграфии. | 4.10 4.10 | |
20 | Письмо элементов букв, виды соединений | 3 | 5.10 | ||||
25 | 21 | Буквы И и – ы Письмо букв и И – ы | 62–63 | 6–7 | 8.10 8.10 | ||
26 | 22 | Буквы У у – Э э Письмо букв э Э | 64–65 | 8–9 | 9.10 9.10 | ||
27 | 23 | Закрепление Письмо букв у У | 66–67 | 10–11 | 10.10 10.10 | ||
28 | 24 | Закрепление Письмо букв а А | 12–13 | 11.10 11.10 | |||
25 | Закрепление. Письмо изученных букв. | 12.10 | |||||
29 | 26 | Буквы непарных звонких (сонорных) согласных Л л, М м, Н н, Р р Буквы Л л – М м Письмо букв л Л |
70–71 |
14–15 | Слушают звуки слова и выделяют их в указанной позиции. Осознают необходимость узнать буквы для обозначения этих звуков, запоминают облик и названия букв. Находят новую букву среди ранее изученных. Вычленяют в словах твёрдые и мягкие согласные звуки, наблюдают за использованием букв, выводят правило чтения и читают, твёрдо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных. Классифицируют буквы в зависимости от обозначаемых ими звуков; читают, устанавливают связь между звучанием, написанием и значением слов; наблюдают за изменениями слов, составляют и читают слова. Сравнивают слова по значению; объясняют различие в значении слов, отличающихся одной буквой; сравнивают по значению слова-омонимы; соотносят прочитанные слова с картинками, критически оценивают их соответствие, задают вопросы о значении слов; находят предлагаемые слова в текстах; изменяют слова. Осознают правило чтения прямых слогов, действуют по этому правилу. Контролируют правильность и беглость чтения слогов и слов. Классифицируют изученные буквы, осознают необходимость дальнейшего изучения букв. Соотносят отдельные предложения с рисунками, моделями; находят в тексте предложение к иллюстрации. Замечают различные знаки препинания в конце и внутри предложений, в соответствии с ними выразительно читают; делают умозаключения, выводы о связи знаков препинания, смысла и интонации. Выделяют согласные звуки, осознают необходимость умения писать буквы для их обозначения, совместно с учителем ставят учебную задачу урока. Анализируют буквы и вычленяют в них знакомые элементы, проверют умение писать их. Выявляют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Обводят буквы по серому шрифту, пишут их само-стоятельно, сравнивают написанные буквы с образцом и оценивают их начертание. Используют разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и буквами, осознанно подбирают элементы и изученные буквы для указанных соединений. Пишут слова и предложения под диктовку с опорой на схему, ставят в схемах слов ударение и отмечают безударные гласные звуки. Осуществляют квази-письмо, самостоятельно обозначая буквами ударные гласные звуки и списывая буквы безударных. Вписывают буквы непарных звонких согласных звуков в слова, наблюдают за совпадением этих звуков и их букв в любых положениях в слове. Вписывают в слова буквы ударных гласных звуков и ударные слоги. Начинают осваивать действия, выполняемые при списывании слов. Выводят действия, необходимые при списывании, и составляют с помощью учителя памятку списывания (план действия). Списывают буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. Оценивают выполнение работы и подводят итог урока. | 15.10 15.10 | |
30 | 27 | Закрепление Письмо букв м М | 72–73 | 16–17 | 16.10 16.10 | ||
31 | 28 | Буквы Н н Письмо букв н Н. | 74–75 | 18–19 | 17.10 17.10 | ||
32 | 29 | Буквы Р р. Письмо букв р Р Знакомство с алгоритмом списывания | 78–79 | 20–21 | 18.10 18.10 | ||
30 | Закрепление | 22–23 | 19.10 | ||||
33 | 31 | Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков С с, К к, Т т, В в, П п, Ш ш Буквы С с Письмо букв с С | 84–85 | 24–25 | Анализируют звуковой состав слов, выделяют отдельные звуки и пытаются обозначать их буквами, осознают наличие неизвестных букв. Слушают и воспроизводят названия букв, запоминают их облик, сравнивают с другими буквами. Читают слоги и слова с изученными буквами, действуют по правилу чтения. Наблюдают и делают выводы о наличии пар звуков по твёрдости-мягкости. Выводят правило написания ударного сочетания «ши». Обозначают гласные и согласные звуки в сильных позициях изученными буквами. Рассказывают правила чтения и письма по модели. Составляют и читают слова, преобразовывают их, сравнивают по значению. Контролируют правильность и беглость чтения слов. Формулируют и выполняют задания, представленные условными обозначениями. Сравнивают по значению многозначные слова, наблюдают за их употреблением. Самостоятельно готовятся к чтению трудных слов, выделяя в них слоги; осваивают различные способы помощи в чтении слов и пользуются ими. Отвечают на вопросы по фактическому содержанию текста. Осознают необходимую последовательность предложений, выявляют её нарушения. Озаглавливают текст по его теме, выбирают более точный заголовок. Замечают различные знаки препинания в предложении, соотносят их со смыслом и интонацией. Разыгрывают диалоги, читают по ролям отдельные реплики; контролируют процесс чтения, оценивают его выразительность. Участвуют в обсуждении прочитанного; соблюдают правила речевого поведения; оценивают соблюдение этих правил всеми участниками. Проводят частичный звуковой анализ слов, выделяют указанные звуки и совместно ставят учебную задачу урока. Анализируют образец буквы, вычленяют элементы, из которых состоит буква, сравнивают выделенные элементы с указанными в прописи, проверяют умение писать их. Выявляют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивают написанные буквы с образцом и оценивают их начертание. Используют разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирают элементы и изученные буквы для указанных соединений. Пишут слова и предложения под диктовку с опорой на схему, определяют и отмечают ударные и безударные гласные; под руководством учителя вписывают в схему буквы всех безударных гласных звуков. Осуществляют квази-письмо, самостоятельно обозначая буквами ээударные гласные звуки и списывая буквы безударных. Вписывают пропущенные буквы и слоги, обеспечивая соединение букв. Списывают напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивают выполнение работы и подводят итог урока. | 22.10 22.10 | |
34 | 32 | Буквы К к Письмо букв к К | 86–87 | 26–27 | 23.10 23.10 | ||
35 | 33 | Закрепление Закрепление | 88–89 | 28–29 | 24.10 24.10 | ||
36 | 34 | Буквы Т т Письмо букв т Т | 90–91 | 30–31 | 25.10 25.10 | ||
35 | Закрепление. Письмо изученных букв. | 26.10 | |||||
37 | 36 | Буквы В в Письмо букв в В | 92–93 | 32–33 | 29.10 29.10 | ||
38 | 37 | Буквы П п Письмо букв п П | 98–99 | 36–37 | 30.10 30.10 | ||
39 | 38 | Буквы Ш ш. Правописание сочетания «ши» Письмо букв ш Ш. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши» | 100–101 | 38–39 | 31.10 31.10 | ||
40 | 39 | Закрепление Закрепление. Оценочный тест.
| 102-103 | 40–41 | 1.11 1.11 | ||
40 | Упражнение в письме изученных букв. | 2.11 | |||||
2-я четверть (63 ч.) | |||||||
1 | 1 | Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ю, ь. Буквы ы – И и Повторение | Ч. 2 5–7 | № 3 3–5 | Слушают стихотворные описания букв, различают буквы, изученные и неизученные. Объясняют назначение заглавной буквы «И» и отсутствие заглавной «ы». Сравнивают использование букв «ы» – «и» после букв согласных звуков; с опорой на модель формулируют правило чтения прямых слогов, действуют в соответствии с ним при чтении. Анализируют звуковой состав слов, выделяют гласные звуки, характеризуют предыдущий согласный. Выбирают букву для каждого звука, осознают необходимость узнать ещё одну букву. Выявляют в каждой предъявленной паре букв новую, воспринимают информацию о её работе. Дополняют модель правила чтения, объясняют в ней место новой буквы; воспроизводят информацию по модели. Выполняют правило чтения. Изменяют слова, наблюдают за сохранением мягкости согласного звука на конце слова, осознают проблему способа обозначения его мягкости. Воспринимают сведения об основном назначении буквы «ь». Осмысливают и объясняют графическую информацию об особенностях этой буквы, передают её словесно. Выявляют сходство и различие букв «ь» и «е, ё, ю, я, и». Обобщают и воспроизводят по модели сведения об изученных буквах. Сравнивают по звучанию и обозначению звуков буквами слова в парах, столбиках. Понимают читаемые слова, предложения, соотносят их с рисунками, находят несоответствия. Конструируют предложения, договаривая слова. С опорой на условные обозначения готовятся к чтению текста. По заголовкам предполагают содержание текста, проверяют предположение при чтении. Контролируют правильность и беглость чтения. Сравнивают слова по значению, различают слова-омонимы, многозначные слова; обсуждают значения, вносимые приставками, суффиксами, окончаниями (без терминов); значения фразеологических сочетаний. Читают и разыгрывают диалоги. Создают короткие монологические высказывания, участвуют в общении на уроке, выполняют правила речевого поведения.
Воспроизводят названия и начертания изученных букв, анализируют слово с точки зрения его звукового состава, выделяют указанный звук и совместно формулируют задачу урока. Рассматривают образец буквы, выделяют её элементы, сравнивают их с указанными. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Тренируются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при письме. Сравнивают написанные буквы с образцом и оценивают их начертание. Уточняют «работу» буквы, делают вывод, фиксируют его в модели и «озвучивать» правило письма. Анализируют соединения новой буквы с предыдущей и последующими, называют вид соединения и проверяют выбранный способ соединения при записи слогов под диктовку. Выбирают правильные буквы гласных для ударных гласных звуков после мягких и твёрдых согласных (по правилу письма). Пишут под диктовку слоги с твёрдыми и мягкими согласными звуками, конструируют слова из записанных под диктовку слогов. Пишут под диктовку предложения, самостоятельно составляя схему и вписывая в слоговые дуги буквы в случае их расхождения со звуками. Списывают слова в соответствии с памяткой списывания. | 12.11 12.11 | |
2 | 2 | Буквы А а – я Письмо буквы я | 8–9 | 6–7 | 13.11 13.11 | ||
3 | 3 | Буквы Э э – е Письмо буквы е | 10–11 | 8–9 | 14.11 14.11 | ||
4 | 4 | Закрепление Закрепление | 12–13 | 10–11 | 15.11 15.11 | ||
5 Упражнение в чтении и письме | 16.11 | ||||||
5 | 6 | Буквы О о – ё Письмо буквы ё | 14–15 | 12–13 | 19.11 19.11 | ||
6 | 7 | Буквы У у – ю Письмо буквы ю | 16–17 | 14–15 | 20.11 20.11 | ||
7 | 8 | Закрепление Закрепление | 18–19 | 16–17 | 21.11 21.11 | ||
8 | 9 | Буква ь Письмо буквы ь | 20–21 | 18–19 | 22.11 22.11 | ||
10 Упражнение в чтении и письме | 23.11 | ||||||
9 | 11 | Закрепление Закрепление | 22–23 | 20–21 | 26.11 26.11 | ||
10 | 12 | «Опасности письма» на месте безударных гласных «Опасности письма» на месте безударных гласных | 26–27 | 22–23 | Участвуют в коллективной беседе по иллюстрации к сказке. Анализируют звуковой состав слов-омонимов, моделируют его, сравнивают модели. С помощью учителя обозначают звуки буквами. Сравнивают безударные гласные звуки и буквы на их месте, моделируют результаты наблюдений; делают вывод о наличии «опасности письма» на месте безударных гласных. Моделируют вывод в сводной таблице «Опасные при письме места». Читают слова, сравнивают звуки и буквы безударных гласных, проверяют правильность сделанного вывода. Словесно оформляют вывод, представленный в модели. Понимают и выполняют задания, предъявленные в модельном виде. Наблюдают за обозначением безударных гласных звуков буквами, формулируют с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам при письме. Определяют по напечатанному слову нужную букву и вписывают её. По освоенному признаку обнаруживают опасные места в напечатанных словах. Осознают порядок действий при списывании, выполняют его. Пишут под диктовку, действуя по плану; проверяют написанное. | 27.11 27.11 | |
11 | 13 | Закрепление Закрепление | 28–29 | 24–25 | 28.11 28.11 | ||
12 | 14 | Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы Буквы Й й Письмо букв й Й | 30–31 | 26–27 | Анализируют звуковой состав слов, выделяют звук [й,], определяют его место в слове и обозначают буквой «й». Читают слова с буквой «й», сравнивают их по значению, выявляют противоположные по смыслу, устанавливают родственные связи слов. Делают обобщение о буквах непарных звонких согласных звуков. Осмысливают классификацию букв, представленную в модели (ленте букв); строят на основе модели сообщение о буквах. Различают изученные и неизученные буквы. Контролируют правильность и беглость чтения слов. Готовятся к чтению текстов, читают, обсуждают их содержание. Наблюдают за обозначением звука [й,] буквой й. Анализируют начертание буквы, сравнивают её с другими изученными буквами. Самостоятельно пишут слова с изученной буквой. Формулируют и выполняют задания, представленные графически. Контролируют процесс письма и оценивают свою работу. | 29.11 29.11 | |
15 Упражнение в чтении и письме | 30.11 | ||||||
13 | 16 | Закрепление и обобщение о непарных по глухости-звонкости согласных звуках и их буквах Закрепление и обобщение | 32–33 | 28–29 | 3.12 3.12 | ||
14 | 17 | Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: З з – С с, Б б – П п, Г г – К к, Д д – Т т, В в – Ф ф, Ж ж – Ш ш Буквы З з – С с Письмо букв з З | 34–35 | 30–31 | Систематизируют (на основе модели) информацию о буквах и обозначаемых ими звуках. Анализируют звуковой состав слов. Сравнивают пары согласных звуков, выделяют парные по глухости-звонкости, осознают понятие «парные» звуки, опознают их буквы, выявляют неизученные, формулируют учебную задачу урока. Классифицируют, группируют буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Читают слова с изученными буквами, выявляют те, значение которых не совсем понятно, формулируют вопросы о них, находят информацию на страницах букваря. Правильно произносят, составляют, преобразовывают слова, в том числе путём замены одной буквы; обсуждают смыслоразличительную роль звука и буквы на его месте. Группируют слова по различным признакам. Выражают словами задания, представленные схематически, и выполняют их. Конструируют предложения, выбирают для них слова. Обсуждают тему текста (без терминов) и отражают её в заголовке; находят в тексте предложения с главной мыслью. Самостоятельно готовятся к чтению, делят для этого трудные слова на слоги, используют другие способы помощи. Отвечают на вопросы после текста, контролируют понимание читаемого. Обнаруживают в текстах «опасные места», сравнивают буквы безударных гласных, осознают смысл понятия «опасное при письме место». Контролируют и оценивают правильность и беглость своего чтения, наблюдают за нормами культуры речи, соблюдают их. Обобщают сведения о буквах на основе модели, формулируют их. Выполняют правила общения на уроке. Анализируют новые буквы с точки зрения составляющих их элементов, выделяют и называют эти элементы. Определяют начало письма букв и выполняют необходимые при письме действия. Регулируют процесс письма, и оценивают результат. Списывают и пишут под диктовку в соответствии с памятками, регулируют свои действия, в том числе проверяют написанное. | 4.12 4.12 | |
15 | 18 | Буквы Б б – П п Письмо букв б Б | 36–37 | 32–33 | 5.12 5.12 | ||
16 | 19 | Закрепление Закрепление | 38–39 | 34–35 | 6.12 6.12 | ||
20 Упражнение в чтении и письме | 7.12 | ||||||
17 | 21 | Буквы Г г – К к Письмо букв г Г | 40–41 | 36–37 | 10.12 10.12 | ||
18 | 22 | Буквы Д д – Т т Письмо букв д Д | 44–45 | 38–39 | 11.12 11.12 | ||
19 | 23 | Закрепление Закрепление | 44–45 | 40–41 | 12.12 12.12 | ||
20 | 24 | «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова) «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова) | 48–49 | 42–43 | Слушают орфоэпическое чтение, выделяют и называют гласные звуки. Сравнивают два вида чтения: «как написано», «как говорим», выявляют случаи совпадения и различия звуков и букв. Проводят аналогию с согласными звуками и их буквами. Выделяют и сравнивают согласные звуки, парные по глухости-звонкости, на конце слова; сравнивают буквы на их месте; моделируют результаты наблюдений; делают вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова. Дополняют информацию в таблице, моделируют в ней новый вывод. Читают слова, сравнивают звуки и буквы на конце слова, проверяют правильность сделанного вывода. Читают предложения, тексты, понимают и выполняют задания, представленные в графической форме. Наблюдают за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слов буквами, формулируют с помощью учителя вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. Находят в словах эти «опасные места». Вписывают пропущенные буквы с опорой на напечатанное слово, списывают и пишут под диктовку, регулируя свои действия; контролируют процесс и результат письма, оценивают его. | 13.12 13.12 | |
25 Упражнение в чтении и письме | 14.12 | ||||||
21 | 26 | Буквы В в – Ф ф Письмо букв ф Ф | 50–51 | 44–45 | См. уроки 14–19. | 17.12 17.12 | |
22 | 27 | Буквы Ж ж – Ш ш Письмо букв ж Ж | 52–53 | 46–47 | 18.12 18.12 | ||
23 | 28 | Закрепление Закрепление | 54–55 | 48–49 | 19.12 19.12 | ||
24 | 29 | Правописание ударных сочетаний «жи–ши» Правописание ударных сочетаний «жи–ши» | 56–57 | 50–51 | Сравнивают звучание ударных слогов в словах типа «мыла», «шила», выявляют сходство гласных звуков; выбирают буквы для их обозначения и объясняют различие букв. Читают слова с ударными сочетаниями «жи–ши», проводят аналогию между ними. Наблюдают за звучанием и написанием сочетания «жи», распространяют правило обозначения ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши» на сочетание «жи», обобщают сведения и формулируют правило правописания ударных сочетаний «жи–ши». Моделируют это правило и дополняют сводную таблицу «Опасные при письме места» новой моделью. Конструируют предложения, определяют в них порядок слов, контролируют ясность выражения мысли. Читают текст, обсуждают смысл, находят в словах «опасные сочетания». Распространяют правило обозначения ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши» на сочетание «жи», обобщают сведения и формулируют правило правописания ударных сочетаний «жи–ши». Вписывают в слова сочетания «жи–ши» на основе изученного правила. Списывают и пишут под диктовку, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма. | 20.12 20.12 | |
30 Упражнение в чтении и письме | 21.12 | ||||||
25 | 31 | Закрепление сведений об «опасностях письма» Закрепление сведений об «опасностях письма» | 58–59 | 52–53 | По условным обозначениям формулируют тему и задачи урока, выполняют задания, представленные в словесной и модельной формах. Группируют слова по указанным признакам. Читают пары слов, сравнивают последние согласные звуки и буквы на их месте; пополняют информацию об «опасностях письма» на месте мягких согласных, парных по глухости-звонкости, на конце слова. Систематизируют (на основе модели) информацию о буквах, объясняют их группировку. Контролируют и оценивают правильность и беглость чтения слов. Читают тексты, находят в них ответы на заданные вопросы. Разыгрывают диалоги. Участвуют в обсуждении прочитанного, соблюдают правила общения. Характеризуют в словах звуки на месте ударных сочетаний «жи–ши», повторяют правило написания сочетаний «жи–ши» в ударных слогах и комментируют его использование при обведении слов по серому шрифту, находят и другие «опасные места». Распространяют вывод о «недоверии» твёрдым согласным, парным по глухости-звонкости, на конце слова на мягкие согласные. Действуют по намеченному плану при списывании и письме под диктовку. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма. | 24.12 24.12 | |
26 | 32 | Повторение изученного Повторение изученного. Оценочный тест. | 60–61 | 54–55 | 25.12 25.12 | ||
27 | 33 | Читаем и рассказываем Рассуждаем и пишем | 62–63 | 56–57 | 26.12 26.12 | ||
28 | 34 | Закрепление изученного Закрепление изученного | 27.12 27.12 | ||||
35 | Упражнение в чтении и письме | 52–57 | Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | 28.12 |
3 четверть ( 54 ч.) Основной период (продолжение) (54 ч.) | |||||||
1 | 1 | Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Хх, Цц, Чч, Щщ. Повторение изученного Повторение изученного | 66-67 | №4 3-5 | Рассказывают о звуках и буквах по опорным моделям, воспроизводят правила чтения, осознают их использование. Выполняют задания, представленные в графической форме. Сравнивают звуки и буквы в словах, выявляют их совпадение и расхождение, подтверждают вывод о наличии «опасных при письме мест»; по освоенным признакам обнаруживают такие места в словах. Читают тексты, наблюдают за их построением и использованием слов. Воспроизводят названия и начертания изученных букв, сравнивают их облик, выявляют сходство и различие. Осознают задачу дальнейшего обучения написания букв; находят основания классификации букв, узнают буквы по их части, обсуждают пропущенные буквы ударных гласных звуков и обводят слова по серому шрифту, соотносят по смыслу написанные слова с картинками. Выполняют каллиграфические упражнения. Пишут слова и предложения под диктовку, применяя изученные правила. Списывают, действуя по памятке; контролируют процесс и результат письма, оценивают свою запись. | 14.01 14.01 | |
2 | 2 | «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными) «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными) | 68-69 | 6-7 | Наблюдают за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков перед буквами согласных, распространяют сделанный вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова на положение перед другим согласным. Моделируют вывод и дополняют им сводную таблицу «Опасные при письме места». Рассказывают об «опасностях письма» по таблице, находят их в отдельных словах и текстах. Читают, контролируют правильность, беглость чтения, понимание смысла. Создают предложения по картинке. Соблюдают правила общения. Определяют тему урока по схеме, повторяют признаки «опасных при письме мест» для согласных, наблюдают за обозначением буквами согласных звуков, парных по глухости-звонкости, в середине слова перед другими парными, делают вывод о новой «опасности письма». Определяют по напечатанному слову нужную букву, вписывают её и обводят слова по серому шрифту. По освоенному признаку обнаруживают «опасные места» в напечатанных словах. Списывают и пишут под диктовку, регулируя свои действия, проверяют и оценивают написанное. | 15.01 15.01 | |
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 | 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | Буквы Х х Письмо букв х Х Закрепление Закрепление Упражнение в чтении и письме Буквы Ц ц Письмо букв ц Ц Буквы Ч ч Письмо букв ч Ч Буквы Щ щ Письмо букв щ Щ Закрепление Закрепление Упражнение в чтении и письме Читаем и обсуждаем Закрепление Правописание сочетаний «ча–ща, чу–щу» «Опасности письма»: «ча–ща, чу–щу» Закрепление: «жи–ши, ча–ща, чу–щу» Закрепление: «жи–ши, ча–ща, чу–щу» Повторение изученного Повторение изученного Упражнение в чтении и письме Новая «работа» знакомых букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова Письмо букв Е, Ё Буквы е, ё, ю, я после букв гласных Письмо буквы Ю Закрепление Письмо буквы Я Обобщение: «работа» букв гласных Закрепление написания букв Е, Ё, Ю, Я Упражнение в чтении и письме Читаем и наблюдаем Закрепление использования букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков Сравниваем «работу» букв й – е, ё, ю, я Закрепление правильного использования букв й – е, ё, ю, я Разделительные знаки – ь и ъ Буква ь (разделительный) Письмо ь как разделительного Разделительный ъ Письмо разделительного ь Упражнение в чтении и письме «Работа» букв ь и ъ Закрепление написания букв ь и ъ Обобщение, повторение Читаем, наблюдаем, всё повторяем Обобщение: «опасные при письме места» Алфавит Алфавит Как хорошо уметь читать! Закрепление умения писать. Упражнение в чтении и письме | 70–71 72-73 76-77 78-79 80-81 82-83 84-85 86-87 88-89 90-91 92-93 94-95 96-97 98-99 100-101 102-103 104-105 108-109 110–111 112–113 114–115 116-119 120-127 | 8–9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33 34-35 36-37 38-39 40-41 42-43 44-45 46-47 48-49 50-51 | Анализируют звучащую речь, выявляют звуки по указанным признакам. Вычленяют из слов непарные по глухости-звонкости согласные звуки, слушают информацию об обозначении этих звуков буквами, запоминают их начертания и названия. Классифицируют буквы парных и непарных по глухости-звонкости согласных, читают с ними слова, составляют и выразительно произносят предложения. Читают тексты, объясняют значения слов, наблюдают за их строением, родственными связями; самостоятельно готовятся к чтению трудных по структуре слов; осознают связь между строением и значением слова. Проверяют правильность и беглость своего чтения. Читают тексты, выделяют в них главные сведения, понимают смысл знаков препинания, отражают его в интонации. Участвуют в коллективной беседе по прочитанному, соблюдают правила общения. Анализируют буквы, выделяют в них знакомые элементы, сравнивают названные элементы с указанными в прописи. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при их записи. Обводят буквы по серому шрифту, планируют движение руки при написании буквы и пишут их самостоятельно. Сравнивают написанные буквы с образцом и оценивают их начертание. Используют разные способы соединения изучаемой буквы с другими, сознательно выбирают способ соединения. Вписывают в слова пропущенные буквы. Списывают и пишут под диктовку, регулируют при этом свои действия. Оценивают выполнение работы с точки зрения каллиграфии. Читают название урока и предполагают наличие новых сведений. На основе модели воспроизводят правила чтения и письма прямых слогов. Сравнивают согласные звуки, произносимые при чтении перед буквами «а–я», «у–-ю»; осознают и формулируют правила чтения и письма таких слов. Наблюдают за выбором букв ударных гласных после букв мягких согласных [ч,] и [щ,], выявляют отклонения от общего правила. Формулируют особое правило написания ударных сочетаний «ча–ща», «чу–щу», проверяют «открытое» правило по букварю, моделируют его и включают в сводную таблицу. Находят при чтении ударные сочетания «ча–ща», «чу–щу», а также «жи–ши» как «опасные места», объясняют в них выбор букв. Обобщают сведения об «опасностях письма», строят сообщения о них на основе моделей в сводной таблице; находят известные «опасные места» в отдельных словах, предложениях и текстах. Читают тексты, осмысливают их по вопросам; выполняют на их основе задания, представленные в словесной и модельной форме. Определяют тему урока по словесной и модельной информации, повторяют изученное правило написания ударных сочетаний «жи–ши» и применять его. Выделяют ударные гласные звуки в сочетаниях «ча–ща», «чу–щу», по напечатанным словам узнают буквы для их обозначения, дополняют вывод об «опасностях письма» для ударных гласных звуков в особых сочетаниях и фиксируют его. Уточняют способ действия при письме слов с «опасными» сочетаниями и пользуются им. Сравнивают способ действия при выборе букв гласных в ударных сочетаниях «жи–ши», «ча–ща», «чу–щу» со способом действия при письме других сочетаний. Выбирают и вписывают нужные сочетания, обводят слова по серому шрифту. Обобщают полученные сведения, пишут слова и предложения, выполняя необходимые действия, применяя освоенные правила. Наблюдают за названиями букв «е, ё, ю, я», за «превращением» слов при изменении позиции этих букв, осознают учебную задачу урока. Выделяют звук [й,] в словах, определяют его место и обозначают соответствующими буквами. Наблюдают, сравнивают и делают обобщение о второй «работе» букв «е, ё, ю, я». Рассказывают по модели правила чтения. Читают слова с буквами «е, ё, ю, я» в разных позициях. Сравнивают использование букв «й» и «е, ё, ю, я» для обозначения звука [й,]. На основе моделей обобщают знания о звуках и буквах, о способах обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [й,]; с опорой на модели строят связные высказывания. Выразительно читают предложения, разыгрывают диалоги, сравнивают слова по значению, звуковому составу и строению, находят «лишнее», объясняют различия слов. Читают тексты, выявляют их смысл, восстанавливают последовательность предложений, озаглавливают с учётом темы, главной мысли (без терминов); контролируют правильность и беглость чтения. Участвуют в коллективном обсуждении прочитанного, соблюдают правила общения. Анализируют слово с точки зрения его звукового состава, выделяют указанные звуки и совместно формулируют задачу урока. Рассматривают образец буквы, выделяют её элементы, сравнивают их с указанными. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Тренируются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при её письме. Сравнивают написанные буквы с образцом и оценивают их начертание. Анализируют соединение новой буквы с последующими, называют вид соединения и используют разные виды соединения при письме слов. Сравнивают «работу» заглавной и строчной букв, уточняют способ действия при выборе букв для обозначения гласных звуков вместе со звуком [й,]. Проводят рассуждение при выборе буквы, обводят слова по серому шрифту и вписывают нужную букву. Выделяют звук [й,] в словах, определяют его место и обозначают соответствующими буквами. Списывают и пишут под диктовку, регулируют при этом свои действия. Оценивают выполнение работы с точки зрения каллиграфии. | 16.01 16.01 17.01 17.01 18.01 21.01 21.01 22.01 22.01 23.01 23.01 24.01 24.01 25.01 28.01 28.01 29.01 29.01 30.01 30.01 31.01 31.01 1.02 4.02 4.02 5.02 5.02 6.02 6.02 7.02 7.02 8.02 18.02 18.02 19.02 19.02 20.02 20.02 21.02 21.02 22.02 25.02 25.02 26.02 26.02 27.02 27.02 28.02 28.02 1.03 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте1 класс "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте и литературному чтению 1 класс "Школа России" выполнено в соответствии с новым ФГОС НОО....
рабочая программаобучение грамоте перспектива
Санкт – Петербург2013 Основные характеристики учебно-методического комплекта для начальной школы «Перспектива»Комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соо...
Конспект урока по обучению грамоте1 класс УМК "Школа России". Тема: Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б
Цели деятельности учителя: формирование понятия о твердом согласном звуке[б] и мягком [б,] и букве Б б.Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятие «согласный звук», о парности по твер...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...