"Использование проектного метода в обучении внеклассному чтению"
статья по чтению по теме

Кабенкина Елена Евгеньевна

Очень трудно научить ребенка читать, а особенно, если он этого не хочет. Надеюсь, что мои рекомендации проявят у ребенка интерес к книге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Использование проектного метода в обучении внеклассному чтению в начальных классах

                                                                                             Величайшее сокровище –

                                                                              хорошая книга.    

В.Белинский

    Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовного,  интеллектуального,  культурного развития общества. Чтение формирует качества наиболее развитого и ценного человека.

   Готовясь к урокам внеклассного чтения, главной проблемой для меня стал вопрос: как у всех детей на одном уроке проверить домашнее задание, как узнать, все ли готовы, насколько глубоко ознакомились с новой темой? Поэтому уже много лет подряд я опрос домашнего задания провожу в форме «читалочек». На урок дети приносят библиотечную книгу и свою книжку – самоделку – «читалочку».

   На родительских собраниях я рассказываю об этом виде домашней работы, знакомлю с содержанием и оформлением «читалочек». На первых этапах работы без помощи мамы и папы не обойтись, а я не забуду похвалить и поощрить детей и их замечательных беспокойных родителей.

   «Читалочка» – это не пересказ сказки, рассказа, не переписывание стихотворения, а 5-7-10 предложений (в зависимости от класса) своего отношения к прочитанному (аннотация): понравилось ли тебе это произведение, чем; кто из героев запомнился, каким поступком; кто не понравился, почему; советуешь ли ты эту книгу прочитать своим сверстникам?

 

          Такими творческими работами я преследую несколько целей:

  1. Чтение произведения (навык чтения, работа над содержанием);
  2. Письмо текста (построение предложений, логика построения текста, подготовка к письму сочинений и изложений);
  3. Развитие творческих способностей учащихся (эстетическое оформление работы, рисование, аппликация, стихи, сказки собственного сочинения);
  4. Подготовка к работе над сообщениями, докладами, рефератами, эссе, презентациями и т.п.

   В чём же заключается проектный метод обучения внеклассному чтению? В начале учебного года перед детьми определяется задача, над которой они терпеливо будут работать, результатом этой работы будет конкурс «читалочек». Это будет большой праздник с награждением победителей в разных номинациях, с вручением призов, подарков, грамот. Такой праздник стал традицией и поэтому дети 3, 4 классов с готовностью принимают в нём участие.

Подготовительный этап:

1. Анализ предыдущих работ и победителей, определение цели работы на новый учебный год.

2. Посещение детской библиотеки, знакомство с новинками литературы.

3. Беседа с родителями.

4. Организация клуба «Муравейник». Клуб «Муравейник» существует при детской библиотеке, и мой класс является его действенным звеном. Один раз в месяц проходит заседание клуба, на котором рассматриваются вопросы, связанные с природой и литературой. «На каком языке разговаривают животные?», «По следам бурого медведя», «Целебные силы природы»,  «Поэтический месяцеслов», «Восьминогое чудо», знаменательные даты поэтов, прозаиков, – вот примеры тем, которые с интересом обсуждаются на клубном объединении. (План работы клуба прилагается. Приложение 1.)

Деятельностный этап:

1. Работа клуба «Муравейник».

2. Контроль за получением  книг в библиотеке.

3. Участие в конкурсах журнала «Мурзилка», «Нафаня». Дети с удовольствием пишут заметки в журнал. Большую помощь оказывают библиотекари. Предыдущий мой выпуск был признан журналом «Мурзилка» лучшим читающим классом, многие дети получили призы от журнала. В этом году мы принимаем участие в конкурсах «Почтовая открытка», «Страничка из семейного альбома» и надеемся на успех.

4. Выставка «читалочек».

5. Защита «читалочки».

6. Промежуточные итоги по четвертям. Проект рассчитан на длительный период, а младший школьник в силу возрастных особенностей хочет сразу видеть результат своей работы, поэтому в конце четверти мы проводим мини-конкурсы: «Моя первая прочитанная книга», «Я советую прочитать», «Герои книг, которые всегда рядом», «Я рисую любимую книгу», «Мой сюрприз библиотеке» и др.

 

Меня очень радует реакция родителей, когда они рассматривают выставку книжек-самоделок. Они удивляются красоте и разнообразию работ, выражают свои положительные эмоции вслух. А если это родители нерадивых учащихся, то все последующие книжки будут лучше предыдущих.

Презентационный этап:

1. Праздник «Лучший читатель года».

Номинации:

«Суперчитатель года»; «Эрудит года»; «Самый весёлый читатель года»; «Самая читающая семья»; «Самый бережливый читатель», «За любовь к чтению»; «За находчивость».

   Хочется отметить, что, переходя в пятый класс, большинство детей моего выпуска не перестаёт ходить в библиотеку. Они умеют работать с книгой, легко ориентируются в каталогах, интересуются новинками детской литературы, принимают участие в конкурсах. Может быть, кто-то из них повторит слова Грэма Грина: «Будущее я снял для себя с книжной полки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

Красная книга Краснодарского края (урок кубановедения 2 класс с использование проектного метода обучения)

В  ходе урока дети не только знакомятся с Красной книгой Краснодарского края, но благодаря использованию проектного метода обучения расширяют и углубляют свои  знания  о животных ...

Использование проектного метода в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками

В материале описано как проходит интергация внеурочной и урочной деятельности на примере проектного метода....

Методическая разработка «Использование проектного метода на уроках технологии в начальных классах»

Данная методическая разработка содержит методическое обоснование использования проектного метода на уроках технологии в начальных классах....

Из опыта использования проектного метода на уроках в начальной школе .

В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. ...

«Использование проектного метода обучения на уроках математики в начальных классах»

         От современного человека, а тем более от человека будущего, требуется умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучатьс...

Использование проектных методов на уроках в начальной школе

Использование проектных методов на уроках в начальной школе...