АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА
учебно-методический материал по чтению по теме

Матвеева Анна Николаевна

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА  в начальной школе включает: планыты над лирическим стихотворением,план анализа рассказа, сказки, басен, рекомендуемые для прочтения будущим второклассникам, третьеклассникам и четвероклассникам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_hudozhestvennyh_tekstov.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень

запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не

понравился(ась)...)

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается

характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на

этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего

передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого

героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы

вокруг?

План работы над лирическим стихотворением

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это

стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали

зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались

новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого

стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ

написан. Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

· повествование (рассказывает);

· описание (показывает);

· рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии

действия) этого рассказа?

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал

вместе с героем.

8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает

задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных.

Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).

10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие

основные достоинства произведения ты бы отметил?

План анализа сказки

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится

к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней

вымышленно?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание

волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной

жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные

черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты

испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой

фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру

главного героя?

План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными,

запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим второклассникам

1. Успенский Э. Вера и Анфиса.

2. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.

3. Александрова Т.И. Кузька (сказка).

4. Волков А.И. Волшебник Изумрудного города.

5. "По дорогам сказки" – сказки писателей разных стран. Пересказ Т.Габбе и А.Любарской.

6. Чуковский К. Доктор Айболит.

7. Родари Дж. Приключения Чиполлино. Сказки по телефону.

8. Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино.

9. Маршак С.Я. Сказки. Песни. Загадки.

10. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей.

Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим третьеклассникам

1. Харрис Д.Г. Сказки дядюшки Римуса.

2. Акимушкин И.И. Когда крокодилы летали.

3. Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне и другие повести.

4. Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса по Швеции.

5. Каверин В. Сказки города Немухина.

6. Медведев М. Баранкин, будь человеком!

7. Гераскина Л. В стране невыученных уроков.

8. Нессбит Э. Сказки по книге "Золотой дракон".

9. Успенский Э. Вниз по волшебной реке.

10. Алексин А. В стране вечных каникул.

11. Олеша Ю. Три толстяка.

12. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.

13. Льюис К. Лев, колдунья и платяной шкаф.

Отзыв о прочитанной книге должен быть составлен по следующей форме:

1. Автор книги.

2. Название книги.

3. Количество дней, которое ушло на прочтение этой книги.

4. Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?

5. Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.

6. Чему научила тебя эта книга?

Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим четвероклассникам

1. Осеева В. Динка.

2. Толкиен Дж. Р. Хоббит, или Туда и обратно.

3. Трэверс П. Мэри Поппинс.

4. Бернет Ф. Маленький лорд Фаунтлерой. Маленькая принцесса, или Приключения

Сары Крю.

5. Чарская Л. Записки гимназистки. Княжна Джаваха.

6. Свифт Д. Путешествия Лемюэля Гулливера.

7. Чуковский К. Серебряный герб.

8. Льюис К. Конь и его мальчик. Принц Каспиан.

9. Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.

10. Прокофьева С.Л. Ученик волшебника.

11. Фарджон Э. Сказки.

12. Куприн А.И. Белый пудель.

13. Акимушкин И.И. Чудеса природы.

Отзыв о прочитанной книге должен быть составлен по следующей форме:

1. Автор книги.

2. Название книги.

3. Вступление, в котором кратко описываются время и место действия книги.

Перечисляются главные герои с кратким пояснением, кто они.

4. Краткий пересказ основных событий (сюжет) с выделением самого захватывающего

момента книги.

5. Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя задуматься?

Контрольная работа по теме "Рассказы и сказки К.Г. Паустовского" для 2-го класса

1. Напиши подробный план сказки "Квакша".

2. Вспомни главных героев рассказов "Барсучий нос", "Заячьи лапы", сказки "Квакша".

Напиши, какой у каждого из них характер.

3. Напиши, в чем, по-твоему, заключается идея каждого из этих произведений. Что

ты понял, чему научили тебя эти рассказы и сказка?

4. Напиши, какое из произведений тебе понравилось больше всего, объясни почему.

Контрольная работа по теме "Рассказы А.П. Чехова"для 2-го класса

1. Вспомни главных героев рассказа "Белолобый", опиши их характер. За кого ты

больше переживал?

2. Кто из мальчиков в рассказе "Мальчики" понравился тебе больше, а кто – меньше?

Объясни почему.

3. Опиши качества характера главных героев – животных в рассказе "Каштанка".

Напиши, в чем главная идея этого рассказа.

4. Можно ли сказать, что А.П. Чехов очеловечивает своих героев-животных? Если да,

то докажи это несколькими примерами из текста.

Контрольная работа по теме "Стихи Н.А. Некрасова"для 2-го класса

1. В чем особенность каждого из трех произведений Н.А. Некрасова:

"Генерал Топтыгин";

"Мороз, Красный нос";

"Дедушка Мазай и зайцы"?

2. Опиши черты характера деда Мазая и Мороза, доказывая эти качества примерами

из текста.

3. Закончи следующие строки из стихотворений:

а) "Нагоняет ямщичок...";

б) "Ладит вывернуть кольцо,

Вот и встала тройка...";

в) "И яркое солнце играет...";

г) "Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под...";

д) "Где шумные быстрые воды

Недавно свободно текли,

Сегодня прошли пешеходы...";

е) "Уж под ними осталось...".

4. Вспомни, в каких еще сказках тебе встречался Мороз?

IV. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

ПОДГОТОВКА К ИЗЛОЖЕНИЮ ОТРЫВКА ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Вспомним одну из важнейших идей теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего

развития ребенка: то, что сегодня ребенок может сделать с помощью взрослого,

завтра он сделает самостоятельно. Текст, который мы предлагаем ученику для

пересказа, – это своеобразная помощь взрослого в сложном деле обучения

построению высказывания.

Но изложение чужого текста поможет в накоплении собственного речевого опыта

только в том случае, если, во-первых, текст по содержанию, по способам

формулирования мыслей не только доступен учащимся, но и может повести их за

собой, т.е. если он содержательнее, богаче, выразительнее, чем речь самих

учащихся, а во-вторых, если пересказ будет выполняться осознанно, по следам

проведенного анализа. Ученик при этом воспроизводит текст не механически,

опираясь лишь на свою память, а отдает себе отчет в том, как он вслед за автором

строит высказывание, какие средства в тексте удачны, и потому он их использует.

Поэтому при системном внеклассном чтении, когда ученики читают книги, которые

предлагает в качестве обязательных учитель, представляется возможным и

интересным для учеников изложение одного из самых захватывающих отрывков

прочитанного произведения. И, соответственно, в оценке произведения обязательно

должно быть отмечено, насколько близко удалось каждому ученику постичь и

передать особенности каждого данного текста. Среди авторов, произведения которых

читались детьми, можно назвать Л.Воронкову, А.Н. Толстого, Е.Шварца, К.Паустовского

и других. Работа над изложением будет не механической, а творческой,

захватывающей и, соответственно, принесет лучшие результаты. В пользу такого

вида работы говорит также и то, что ученики уже в начальной школе знакомятся с

особенностями передачи на письме прямой речи.

По старой методике изложение обычно проводилось так: учитель, читая текст,

задавал два-три вопроса по содержанию. После этого второго прочтения предлагал

составить план или давал его готовым. Затем проводилась орфографическая

подготовка, и текст пересказывался несколькими учениками (по частям или целиком).

Но при этом, как мне кажется, пересказ доверяется наиболее сильным ученикам, а

для остальных большой пользы он не приносит, так как они остаются пассивными

слушателями. Значит, надо провести аналитическую работу так, чтобы даже слабые

ученики сумели справиться с передачей текста, со вторичным синтезом.

Из чего же обычно складывается анализ текста?

1. Беседа по содержанию, цель которой – проверить, поняты ли текст в целом, его

основная мысль, задача автора. При этом, как мне кажется, это должно четко

фиксироваться учениками на листе для изложения, учителем на доске.

2. Анализ структуры текста с выявлением микротем, выделением частей, выяснением

особенностей содержания каждой из них, составлением плана или обдумыванием и

редакцией предложенного. Выбор заголовков для каждого пункта плана.

3. Анализ использованных средств языка (при открытых книгах), который включает

наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слова, фразеологизмов,

синтаксических конструкций; сопоставление различных глаголов, уточнение разницы

в значении каждого из них. Сюда же можно отнести и работу по предупреждению

речевых недочетов, таких, как: несогласованность глаголов по временам,

назойливые повторы, употребление однокоренных слов в одном предложении,

неудачные словосочетания, неправильный подбор пар предлогов, неточные по смыслу

прилагательные. Эта работа (по отбору примеров) с текстом должна быть проведена

учителем заранее и накапливаться в особой картотеке. Систематичность подобной

работы приносит ученикам несомненную пользу.

4. Самостоятельное прочитывание текста, при котором обращается внимание на

написание слов и знаки препинания; коллективное обсуждение, какие слова для

написания являются наиболее трудными и поэтому должны быть вынесены на доску.

Синтаксические конструкции лучше всего оформлять в виде готовых схем и

вывешивать подходящую схему для данного предложения. Сюда относятся члены

предложения и схемы по передаче прямой речи.

5. По ходу записи учащиеся в некоторых словах вместо букв, в написании которых

они сомневались, оставляли пропуски, чтобы потом посмотреть в книге или в

словаре, как пишется это слово.

6. Самоконтроль как проверка написанного. Рекомендуется детям несколько раз

перечитывать свой текст, каждый раз имея в виду определенную цель:

– оценить, все ли будет понятно читающему, удалось ли выразить свою мысль и

решить поставленную задачу (поделиться, убедить, объяснить, привлечь внимание и

т.п.), нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное,

последовательно ли изложены мысли, связаны ли они между собой;

– решить, удачно ли сформулированы все мысли, т.е. нет ли тех самых речевых

недочетов, о которых речь шла ранее;

– проверить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Приемы правки могут быть следующими: при желании устранить предложение или часть

текста – заключить в квадратные скобки; при необходимости дополнить текст – в

соответствующем месте поставить значок "V", потом повторить его после всей

работы и написать недостающее; при нарушении порядка слов в предложении,

последовательности предложений – воспользоваться цифрами, при необходимости одно

слово заменить другим – зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное; при

замене и перестройке предложения – поместить новое предложение после всего

текста, пометив то, которое заменяется, каким-то условным значком, например

звездочкой ("*"). Понятно, что обязательное условие правки – аккуратность.

Умение контролировать свою речь и вносить в нее коррективы положительно влияет в

целом на речевую деятельность человека, в частности на его способности говорить

и писать.

Один из важных вопросов – как ставить отметку за изложение. Методика рекомендует

ставить одну отметку, которая подводила бы итоги правильности изложения с точки

зрения речевой культуры и с точки зрения грамотности. Поэтому получить пятерку

удается только самым способным ученикам. Думается, что правильнее было бы

оценивать работу двумя отметками: в этом случае хороших оценок станет больше, и

у учеников появится дополнительный стимул писать изложения. Для проведения

изложения требуется 2 часа (1 час русского языка плюс 1 час риторики), отметка

ставится одна по риторике, другая – по русскому языку.

Тематика творческих работ (изложений и сочинений) во 2-м классе НОУ "Гуманитарный

колледж", разработанная учителем русского языка и литературы в начальных классах

О.В. Давыдовой

1. Творческий урок "Как устроены веселые стихи" (урок смоделирован по книге В.Левина

"Когда маленький школьник становится большим читателем").

2. Изложение "Почему коньки назвали коньками" по учебнику В.В. Репкина "Русский

язык" (2-й класс).

3. Устное изложение по сказке Х.К. Андерсена "Чайничек".

Домашнее задание: придумать собственную историю, похожую на прочитанную сказку.

4. Знакомство со стилем делового общения: инструкции, рецепты:

а) на Рождество воспроизведение инструкции – сказки из книги "Введение во храм

слова" по памяти с предварительным составлением плана в классе;

б) к 8 Марта – конкурс лучших рецептов, составленных в классе.

5. Учимся сочинять сказку. Попробовать сочинить конец сказки К.Г. Паустовского "Теплый

хлеб".

6. Развиваем представление о том, каким неисчерпаемым богатством является родной

язык. "Что может глагол?" Рисуем с помощью глаголов. Изложение "Жук-носорог" или

"Приключения жука-носорога" по отрывку из сказки К.Г. Паустовского.

7. Знакомство с усложненными конструкциями предложения, умение пользоваться ими

в речи. Изложение по кульминации сказки К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей".

8. Изложение с элементами рассуждения по притче о Сеятеле из книги "Введение во

храм слова".

9. Сочинение-размышление по рабочей тетради "Времена года", беседы о поэзии на

тему "О чем со мной разговаривают звезды?".

10. Сочинение подсказала картина. "Что любит художник И.Левитан в этом

мартовском дне?"

11. Свободное изложение с элементами сочинения по картине А.Саврасова "Грачи

прилетели".

12. Контрольный текст "Весна": дополнить опорные слова до связного текста.

13. Изложение-описание по отрывку из рассказа "Ю-ю" А.И. Куприна.

14. Итоговое изложение по теме "Мой четвероногий друг". Итоговое, так как, кроме

собственных наблюдений, у детей накоплен опыт вдумчивого и наблюдательного

читателя – ведь они прочитали такие рассказы, как "Каштанка", "Белолобый" А.П.

Чехова, "Желтухин" А.Н. Толстого, "Сапсан", "Барбос и Жулька", "Ю-ю" А.И.

Куприна.

15. Ведение "Дневника читателя", где ученики учатся анализировать текст, ставя

вопросы к прочитанному.

Контрольная работа по теме "Былины"для 3-го класса

1. Чем былина отличается от сказки? Что в них общего?

2. Расскажи, как Илья Муромец богатырем стал (понятно и кратко).

3. С кем сражались:

Алеша Попович,

Никита Кожемяка,

Илья Муромец?

4. Чей богатырский бой тебе запомнился больше всего? Опиши его.

5. Кто из героев-богатырей тебе больше всех понравился? Перечисли качества его

характера.

6. Напиши несколько пословиц и поговорок, которые относятся к теме защиты Родины.

Контрольная работа по теме "Мифы Древней Греции" для 3-го класса

1. Перечисли наиболее запомнившихся тебе героев мифов.

2. Опиши (кратко) чудовищ, которых создало воображение древних греков.

3. Напиши, какие качества наиболее присущи:

Алкмене;

Гераклу;

Гере.

4. Кого сумел победить Тесей?

5. Какие подарки помогли Персею победить Медузу Горгону?

6. Чему научил людей Дедал?

7. Какой из мифов о Геракле тебе больше всего понравился и почему?

Контрольная работа по теме "Библейские сказания и легенды" для 3-го класса

1. Почему Моисей не был счастлив во дворце фараона?

2. Какова главная мысль в легенде о Каине и Авеле?

3. Почему фараон отпустил рабов?

4. Напиши о десяти заповедях. Почему люди радовались этим заповедям? Какая из

заповедей кажется тебе наиболее важной, почему?

Литература XIX–XX веков. Поэзия

1. Назови, каких поэтов XIX–XX веков ты помнишь.

2. Стихотворение какого автора запомнилось тебе больше всего? Чем оно тебе

понравилось?

3. Какие стихи тебе больше нравятся: лирические или юмористические?

Распредели стихи в колонки:

Юмористические

Лирические

Токмакова И. Разговор старой ивы с дождем.

Хармс Д. Иван Иванович Самовар.

Бунин И.А. Ангел.

Черный С. Жеребенок.

Барто А. Помощница.

Вспомни еще несколько стихов.

4. Выпиши из прочитанных строк только метафоры:

Буря мглою небо кроет.

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Жизнь кипит.

Звезда полей во мгле заледенелой.

Остановившись, смотрит в полынью.

5. Какие чувства рождаются после прочтения стихов А.Барто "Веревочка" у читателя?

Какие чувства испытывает Лидочка?

6. Выпиши эпитеты из стихов Ф.Тютчева и С.Есенина.

Контрольная работа по теме "Басни И.А. Крылова" для 3-го класса

1. Что такое басня?

2. Запиши мораль любых четырех басен И.А. Крылова в виде отрывка из басни либо

передай мораль своими словами.

3. Объясни значения следующих слов:

укоряет;

смиренство;

вздорный;

ремесло;

невидаль;

осрамиться;

наглец;

досуг;

лгу;

внимать.

4. Объясни значения фраз из басни своими словами:

дело мастера боится;

по куме тризну правил;

дал волю слов теченью;

велико ль подлинно твое уменье;

еще б ты боле навострился.

5. Напиши по 5 качеств любых двух героев изученных басен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

Планы анализа художественных текстов различного типа на уроках литературного чтения...

Обучение созданию письменных текстов различных типов в контексте современного начального образования

Работа над связной речью организуется вокруг понятия «Текст» (признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, абзац, типы текста)...

Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.

   В работе представлен фрагмент работы по профилактике трудностей при изложении текста-повествования, сопряженных с использованием лексических средств связи в тексте; показан подход ...

Конспект урока русского языка + презентация "Типы текстов. Научный и художественный текст" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое научный и художественный текст; отл...

Подготовка к выразительному чтению как приём анализа художественного текста

Подготовка к выразительному чтению как приём анализа художественного текста. Рекомендации....

Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения

Практическая работаТема: «Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения»...

Исследовательская работа «Средства речевой выразительности в различных типах политического текста»

Цель данной исследовательской работы заключается в анализе и сравнении средств речевой выразительности, используемых в различных типах политического текста. Речевая выразительность играет важную роль ...