Формирование навыков чтения у учащихся начальной школы.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Формирование навыков чтения у учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_chteniya_u_shkolnikov.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда.

Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова, до умения не только прочитать текст, но и осознать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживать за него.

В.А. Сухомлинский отмечал, что уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира.

Во всех цивилизованных странах растёт количество детей с временной задержкой развития. Они слабо и плохо читают, считают, пишут, имеют малый словарный запас, неустойчивое внимание, слабую память. Если им не оказывать надлежащую педагогическую помощь, то вырастут люди с ограниченными способностями и интеллектом.

Низкий общеобразовательный уровень даёт им возможность овладеть только простейшими специальностями. Стать квалифицированным работником им не удастся. Кроме того, узкий круг интересов, ограниченные культурные потребности часто приводят к тому, что эти люди проявляют склонность к антиобщественным проявлениям, совершают правонарушения, преступления, становятся алкоголиками, наркоманами, в целом обузой для общества.

Как показали исследования многих учёных, из множества факторов влияния успеваемости школьников наиболее значительным является навык чтения. Проблема становления навыка чтения, обучению восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и её успешное решение во многом зависит от первых шагов ребёнка, обучающегося читать.Исследование проблемы формирования навыков чтения имеет давнюю историю. Основные методики чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». В 80-е годы методы и программы были усовершенствованы. Авторами новых методик, программ и книг для чтения стали В. Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л. К. Пискунова, Л. С. Геллерштейн.

Согласно положениям ФГОС НОО (2010), учащиеся начальной школы должны:

- узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;

-объяснять поступки героев и давать им оценки;

-находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;

- устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;

-объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;

-пересказать подробно небольшое эпическое произведение;

-писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);

-читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;

-читать наизусть несколько стихотворений (7-10);

-сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).

Таким образом, сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),

 б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Если сформировать технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение. Изучение грамотности чтения - это изучение процесса понимания текста, 55%  старших школьников не понимают того, что читают, по исследованиям  PISA. У нас от 40 до 60% детей заканчивают начальную школу с непроходящими трудностями в чтении и письме. Поэтому учителя сейчас озабочены тем, как читают их ученики, что читают, как часто, с какой целью, что понимают и запоминают из прочитанного.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновения из букв слова. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книги ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие. Как научить ребенка осознанно правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определять уровень понимания прочитанного? Каждый учитель задумывается над этим вопросом и старается решить эту проблему, совершенствуя навык чтения. Как показывает опыт, обычно быстро читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание. Известный ученый педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться в 5 классе. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень? Прежде всего, надо выявить факторы, мешающие быстрому чтению.

1. Малое поле зрения т.е поле видения в строке без передвижения зрачков. У не тренированного чтеца число фиксаций это несколько букв или отдельное слово. Он делает 12-16 фиксаций. А при тренировке число фиксаций сокращается до2-3.

2. Плохое развитие памяти у детей 7 лет. Это отражается на технике чтения. Если предложение большое ребенок забывает, о чем прочитал в самом начале.

3. Недостаточное использование смысловой догадки. У начинающего читателя понимание прочитанного идет не вместе с чтением, а после него. А у читающего ученика глаз постепенно получает возможность забегать вперед, и понимание осуществляется вместе с чтение. Поэтому работу над скорочтением надо начинать с развития зрительной памяти, внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСОЗНАННОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

В своей работе я постаралась обобщить и систематизировать различные приемы и методы работы, которые способствуют совершенствованию и развитию навыка осознанного качественного чтения, помогают ре...

Формирование навыков ЗОЖ у учащихся начальной школы.

Организация процесса формирования здорового образа жизни у учащихся начальной школы....

Проблема развития навыка чтения у учащихся начальной школы

Проблема становления навыка чтения, обучение восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения -одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения.     ...

Применение технологий биологической обратной связи для формирования навыка чтения у учащихся начальной школы

Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению поможет  программа "БОС -чтение". В статье рассказывается о применении технологий биологической обратной связи для формиров...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

  Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике  включают большой интересный ...

Развитие навыков чтения у учащихся начальной школы

В материале представлены упражнения для развития навыков чтения....

Формирование навыков чтения у учащихся начальных классов

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность.В данной статье предлагаются различные приёмы и методы работы для отработки технической и смысловой сто...