Какие бывают скороговорки. 3 класс. Урок по литературному чтению УМК «Начальная школа ХХI века».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Окулова Светлана Николаевна

Поможет сформировать умение отличать скороговорки по их строению, открыть понятие «группы скороговорок»,  повторить понятие «скороговорка», развить творческое мышление учащихся; память, сообразительность, фантазию, чувство юмора, воспитать интерес к народному искусству, умению быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какие бывают скороговорки.

3 класс. Урок по литературному чтению

УМК «Начальная школа ХХI века».

Учитель    начальных классов

Окулова Светлана Николаевна 

Краснодарский край Щербиновский район  ст. Старощербиновская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования

Щербиновский район  ст. Старощербиновская

Тема: «Какие бывают скороговорки».

Авторы учебника: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.

Тип урока: открытие нового знания.

Основные цели:

1) сформировать умение отличать скороговорки по их строению;

2) открыть понятие «группы скороговорок»,  повторить понятие «скороговорка»;

3) развивать творческое мышление учащихся; память, сообразительность, фантазию,    чувство юмора;

4) воспитывать интерес к народному искусству, умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона.

Познавательные УУД

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД

Осуществлять саморегуляцию  как способность к волевому усилию

Коммуникативные  УУД

Умение слушать и вступать в диалог .

Личностные УУД

Формирование положительного отношения  к учению.

Оборудование: презентация.

Демонстрационный материал:

1) понятие «скороговорка»                                                                                                (Д-1)

Скороговорки– произведения фольклора, в котором сочетаются труднопроизносимые вместе слова.

2) группы скороговорок                                                                                                    (Д-2)

СКОРОГОВОРКИ

С ПОВТОРЕНИЕМ                     С ПЕРЕСТАНОВКОЙ               С ПЕРЕСТАНОВКОЙ

СЛОВ С ОДНИМ И ТЕМ  ЖЕ    ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ СЛОВ   ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ЗВУКОВ

       КОРНЕМ                                                                

3) эталон для самопроверки:                                                                                          (Д-3)

Признаки скороговорки

1.В одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения.

Построение скороговорки

1.Слова с одним и тем же корнем.

2.Перестановка одних и тех же слов.

  3.Перестановка одних и тех же звуков.

4) образец выполнения пробного задания:                                                                 (Д-4)

1.

2.

3.

Распредели по группам скороговорки.

1)Проворонила ворона воронёнка.

2)  Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с простоквашей.

3) У Кондрата куртка коротковата.

4)  Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки хлоп, Санька — вбок, Сонька — скок, Сеньку с ног.

5) Купи кипу пик.

6)  Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.

5) два шага учебной деятельности:        (Д-5)

Peterson16        Peterson17

 эталон «терпение в учебной деятельности»:                                                

Раздаточный материал:

1) скороговорки  для конкурса «Кто лучше всех знает скороговорки?» − задание для пробного действия:                                                                                         (Р-1)

1.

2.

3.

Распредели по группам скороговорки.

1) Проворонила ворона воронёнка.

2) Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с простоквашей.

3) У Кондрата куртка коротковата.

4) Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки хлоп, Санька — вбок, Сонька — скок, Сеньку с ног.

5) Купи кипу пик.

6) Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.

2) таблица для самостоятельной работы:        (Р-2)

Признаки построения      скороговорок

Фиксация признака.

- Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза?

Что повторяется в данной скороговорке?

Проворонила ворона воронёнка.    

Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке?                                                                                               На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке?

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3) эталон для самопроверки:

Признаки построения  скороговорок

Фиксация признака.

- Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза?

В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения.

Что повторяется в данной скороговорке?

Проворонила ворона воронёнка.    

Слова с одним и тем же корнем.

Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке?                                                                               На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Перестановка одних и тех же слов.

Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке?

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Перестановка одних и тех же звуков.

4) цветные карандаши;

5) карточки со смайликами.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

На доске два шага учебной деятельности   и эталон терпение в учебной деятельности                           (Д-5).

− Ребята, начинаем наш урок литературного чтения.

–Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? ( Интересным, увлекательным, познавательным)
– Что нужно делать, чтобы урок был таким?
– Работать с хорошим настроением.
– Я желаю вам сохранить хорошее настроение до конца урока.

− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Произведениям раздела « Устное народное творчество»)

- Как по-другому называется устное народное творчество? ( Фольклор)

− Назовите жанры фольклора. (Загадки, пословицы, небылицы, сказки, былины, потешки, скороговорки)

Слайд 2

Слайды 3-5.

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты:

—Крепкую дружбу и топором не  разрубишь.

—Трава – огонь!

Попробуй, тронь?         (Крапива.)

— Евсей, Евсей,

Муку просей,

А просеешь, Евсей,

Испеки в печи

Калачи.             (Пословица,  загадка, былина, скороговорка).

Слайд 6                       Соберите из данных слов скороговорку.

ЩУЧКИ   ЧУШКИ  У ЩЕТИНА ЧЕШУЯ У     (Щетина у чушки, чешуя у щучки.)

—Мы узнали какие бывают пословицы, загадки. С каким жанром фольклора познакомимся? ( со скороговорками)

—Спрогнозируйте тему урока. (Какие бывают  скороговорки).

− И сегодня у нас с вами весёлый урок, посвященный скороговоркам. Вы узнаете более подробно, что такое скороговорки; для чего они существуют и как научиться их читать.

Скороговорка - жанр устного народного творчества.

Слайд 7

- Из каких двух слов состоит слово “скороговорка?”

Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки".

− Как вы думаете, почему их так называют? (Скороговорки учат чисто говорить, правильно произносить слова).

− Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание.

Слайд 8

- Как вы будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.)

− Какой ещё эталон вы видите на доске? (Эталон «Терпение».)

− О чём говорит этот эталон? (…)

− Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)

− Желаю вам успешной работы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

− Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (Надо повторить всё, что будет необходимо для открытия нового знания.)

Слайды 9-10.

Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий .

Впервые собрание скороговорок ( 49 текстов) было опубликовано в “Пословицах русского народа”, автор В.И.Даль. Владимир Иванович  был моряком, врачом, государственным служащим, писателем. Изучал природу и народные обычаи. 47 лет своей жизни посвятил  Даль созданию толкового словаря.

Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь. Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.

− Вспомните определение скороговорки. (Скороговорки– произведения фольклора, в котором сочетаются труднопроизносимые вместе слова).

Слайд 11. На доске открывается слайд с определением скороговорки (Д-1).

− А кто создавал скороговорки? (Народ. Скороговорки  передавалась из уст в уста.)

− Молодцы!

− А теперь поговорим о скороговорках, которые вам известны, но задание для вас будет новое.

Слайд 12.

Задание для пробного действия: «Кто лучше всех знает скороговорки?» (Р-1) 

У вас на парте лежит карточка со схемой, продолжите распределять  по группам скороговорки и  закрасьте ромбики рядом со скороговоркой  тем цветом, который соответствует правильному ответу.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

- На какие группы условно делятся скороговорки?

− Кто не смог разделить скороговорки на  3 группы?

− Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти закономерность: чем одни скороговорки отличаются от других.)

− Из тех, кто разделил на группы скороговорки, поднимите руку, кто может назвать основные признаки деления?

− Вы уверены, что можете назвать все основные признаки?

− В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать закономерность построения скороговорок)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков построения скороговорок.)

− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)

− Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки построения скороговорок.)

− Давайте сделаем перерыв в работе.

Физкультминутка для глаз.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки построения скороговорок).

− Правильно! Вы должны вывести признаки − законы построения скороговорок. Как только вы узнаете законы построения скороговорок, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.

− Сформулируйте тему урока. (Какие бывают  скороговорки.)

− Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание определения скороговорки)

− Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу, находящуюся у каждого из вас на парте.

− Итак, что должно вам помочь узнать законы построения скороговорок? (Заполнение этой таблицы.) 

Слайд13.       Таблица для самостоятельной работы   (Р-2).Работа в группах.

−Работать вы будете в группе. Предлагаю вам отвечать на эти вопросы последовательно (один за другим).

− Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке? (Терпение в учебной деятельности.)

− Как вы сейчас будете стараться работать, чтобы проявить это качество? (…)

5. Реализация построенного проекта эталон для самопроверки:

− Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза?

Ответьте на первый вопрос. (…)

Что повторяется в первой скороговорке? (…).

Каждая группа даёт свой ответ.

− Давайте обобщим. Сформулируйте особенность построения первой скороговорки. (Повторение  слов с одним и тем же корнем.)

Слайд 14. Вывешивается  особенность построения скороговорок. Далее, признаки вывешиваются на доску  постепенно (по шагам)                       (Д-3)

Сформулируйте особенность построения второй скороговорки. (Перестановка одних и тех же слов)

− Ответьте на следующий вопрос. (Перестановка одних и тех же звуков.)

− Вспомните скороговорки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на повторы, которые происходят в них? (Да.) 

Слайд 15.  На доске появляется таблица с правильным ответом (Р-3) – дети сверяют со своим ответом.

 Слайд 16.

− Перечислите, опираясь на наш эталон, группы скороговорок  (Д-2).

Слайд 17. Эталон для самопроверки (Д-4).

− Теперь вы сможете дать полный ответ на задание в пробном действии?

Физминутка.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

– Ребята, что вы узнали? (Мы узнали на какие группы делятся скороговорки.)

Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться.

Работа по учебнику стр.43-44. Выборочное чтение.

-Прочитайте скороговорки, в которых переставляются одни и те же слова.

- Прочитайте скороговорки, в которых повторяются слова с одним  и тем же корнем.

- Прочитайте скороговорки, в которых переставляются одни и те же звуки.

Учитель. Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку:

                “На дворе растёт трава, на траве лежат дрова” -

                Обязательно не свяжешь, обязательно не скажешь!

               “На дворе растут дрова, на дровах лежит трава”.

                До чего же всё занятно, до чего же непонятно!

             Все четырнадцать ребят быстро не проговорят

             Только я одна умею. Не сбиваюсь, не робею:

             “Жил колпак под колпаком, с колпачихой был знаком!

             Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.

- Какая главная мысль этого стихотворения? (скороговорку произнести с первого раза очень трудно)

Слайд18.

Давайте выясним, как же научиться читать скороговорки.

- Какой первый шаг к правильному чтению скороговорки?

1.        Прочитай скороговорку медленно и по слогам.

2.        Подумай, о чём говорится в скороговорке.

3.        Посмотри, к какой группе относится скороговорка .

4.        Проговори скороговорку медленно вслух наизусть.

5.        Читай быстрее и представь то, что читаешь.

Слайд19.

1. Чтение скороговорки по составленному плану.

У боярина бобра нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра лучше всякого добра.

-Как вы понимаете смысл этой скороговорки? (Ответы детей)

-Что является настоящим богатством? (здоровье, дети, родные люди)

Если у человека есть дети, то он уже богат. Они в старости будут  ему опорой.

-К какой группе относится эта скороговорка?( Перестановка одних и тех же слов)

Работа в парах. Потренируйтесь. Надо  3 раза быстро произнести скороговорку.

- Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Работа по тетради «Литературное чтение» стр. 23 №1,2.

Следующие упражнения помогут  вам проверить, насколько хорошо вы усвоили особенности скороговорок.

 Задание будете выполнять самостоятельно. На задания отводится 2 минуты.                                      Проверка выполнения проводится фронтально. 

Слайд20.

После работы учащиеся сверяют свои ответы с эталоном для самопроверки.

− У кого возникли затруднения при фиксации признаков в скороговорках?

− У кого это задание не вызвало затруднений?

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается скороговорка, по каким правилам.)

− Я вам предлагаю творческую работу. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные скороговорки?

− Разделитесь на три группы. Подумайте, о чем может быть ваша скороговорка. Впишите в наш эталон свои примеры. Сначала коллективно обсудите, о чём? или о ком? будет скороговорка, к какой группе она будет относиться, а затем представитель от каждой группы озвучит то, что вы придумаете вместе.  

9. Рефлексия учебной деятельности.

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

 Что нового вы узнали на уроке? (Узнали признаки, по которым делятся  скороговорки на группы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?

− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?

Слайд21.

– Оцените свою работу на этом уроке, работу всего класса.

– Удалось ли вам сохранить ваше хорошее настроение?

– Покажите своё настроение в конце урока смайликом.

Домашнее задание. Подготовьтесь к конкурсу « Лучший скороговорщик класса».

Источники:

Учитель    начальных классов Окулова Светлана Николаевна

Краснодарский край Щербиновский район  ст. Старощербиновская МБОУ СОШ № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - В.Осеева "Сыновья"

Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...

Рассказы о животных. Урок литературного чтения УМК " Начальная школа XXI века" 2 класс

Конспект урока и презентация  по произведениям К. Ушинского " Лиса Патрикеевна", П Комарова " Оленёнок"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК:  «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель:  осветить некоторые м...