Какие бывают скороговорки. 3 класс. Урок по литературному чтению УМК «Начальная школа ХХI века».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Поможет сформировать умение отличать скороговорки по их строению, открыть понятие «группы скороговорок», повторить понятие «скороговорка», развить творческое мышление учащихся; память, сообразительность, фантазию, чувство юмора, воспитать интерес к народному искусству, умению быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Какие бывают скороговорки. 3 класс. Урок по литературному чтению УМК «Начальная школа ХХI века». | 161.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Какие бывают скороговорки.
3 класс. Урок по литературному чтению
УМК «Начальная школа ХХI века».
Учитель начальных классов
Окулова Светлана Николаевна
Краснодарский край Щербиновский район ст. Старощербиновская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования
Щербиновский район ст. Старощербиновская
Тема: «Какие бывают скороговорки».
Авторы учебника: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.
Тип урока: открытие нового знания.
Основные цели:
1) сформировать умение отличать скороговорки по их строению;
2) открыть понятие «группы скороговорок», повторить понятие «скороговорка»;
3) развивать творческое мышление учащихся; память, сообразительность, фантазию, чувство юмора;
4) воспитывать интерес к народному искусству, умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона.
Познавательные УУД
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД
Осуществлять саморегуляцию как способность к волевому усилию
Коммуникативные УУД
Умение слушать и вступать в диалог .
Личностные УУД
Формирование положительного отношения к учению.
Оборудование: презентация.
Демонстрационный материал:
1) понятие «скороговорка» (Д-1)
Скороговорки– произведения фольклора, в котором сочетаются труднопроизносимые вместе слова. |
2) группы скороговорок (Д-2)
СКОРОГОВОРКИ С ПОВТОРЕНИЕМ С ПЕРЕСТАНОВКОЙ С ПЕРЕСТАНОВКОЙ СЛОВ С ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ СЛОВ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ЗВУКОВ КОРНЕМ |
3) эталон для самопроверки: (Д-3)
Признаки скороговорки |
1.В одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения. |
Построение скороговорки |
1.Слова с одним и тем же корнем. |
2.Перестановка одних и тех же слов. |
3.Перестановка одних и тех же звуков. |
4) образец выполнения пробного задания: (Д-4)
1. | 2. | 3. |
Распредели по группам скороговорки. 1)Проворонила ворона воронёнка. 2) Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с простоквашей. 3) У Кондрата куртка коротковата. 4) Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки хлоп, Санька — вбок, Сонька — скок, Сеньку с ног. 5) Купи кипу пик. 6) Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами. |
5) два шага учебной деятельности: (Д-5)
эталон «терпение в учебной деятельности»:
Раздаточный материал:
1) скороговорки для конкурса «Кто лучше всех знает скороговорки?» − задание для пробного действия: (Р-1)
1. | 2. | 3. |
Распредели по группам скороговорки. 1) Проворонила ворона воронёнка. 2) Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с простоквашей. 3) У Кондрата куртка коротковата. 4) Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки хлоп, Санька — вбок, Сонька — скок, Сеньку с ног. 5) Купи кипу пик. 6) Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами. |
2) таблица для самостоятельной работы: (Р-2)
Признаки построения скороговорок | Фиксация признака. |
- Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза? | |
Что повторяется в данной скороговорке? Проворонила ворона воронёнка. | |
Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке? На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. | |
Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке? Шла Саша по шоссе и сосала сушку. |
3) эталон для самопроверки:
Признаки построения скороговорок | Фиксация признака. |
- Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза? | В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения. |
Что повторяется в данной скороговорке? Проворонила ворона воронёнка. | Слова с одним и тем же корнем. |
Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке? На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. | Перестановка одних и тех же слов. |
Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке? Шла Саша по шоссе и сосала сушку. | Перестановка одних и тех же звуков. |
4) цветные карандаши;
5) карточки со смайликами.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
На доске два шага учебной деятельности и эталон терпение в учебной деятельности (Д-5).
− Ребята, начинаем наш урок литературного чтения.
–Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? ( Интересным, увлекательным, познавательным)
– Что нужно делать, чтобы урок был таким?
– Работать с хорошим настроением.
– Я желаю вам сохранить хорошее настроение до конца урока.
− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Произведениям раздела « Устное народное творчество»)
- Как по-другому называется устное народное творчество? ( Фольклор)
− Назовите жанры фольклора. (Загадки, пословицы, небылицы, сказки, былины, потешки, скороговорки)
Слайд 2
Слайды 3-5.
Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты:
—Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
—Трава – огонь!
Попробуй, тронь? (Крапива.)
— Евсей, Евсей,
Муку просей,
А просеешь, Евсей,
Испеки в печи
Калачи. (Пословица, загадка, былина, скороговорка).
Слайд 6 Соберите из данных слов скороговорку.
ЩУЧКИ ЧУШКИ У ЩЕТИНА ЧЕШУЯ У (Щетина у чушки, чешуя у щучки.)
—Мы узнали какие бывают пословицы, загадки. С каким жанром фольклора познакомимся? ( со скороговорками)
—Спрогнозируйте тему урока. (Какие бывают скороговорки).
− И сегодня у нас с вами весёлый урок, посвященный скороговоркам. Вы узнаете более подробно, что такое скороговорки; для чего они существуют и как научиться их читать.
Скороговорка - жанр устного народного творчества.
Слайд 7
- Из каких двух слов состоит слово “скороговорка?”
Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки".
− Как вы думаете, почему их так называют? (Скороговорки учат чисто говорить, правильно произносить слова).
− Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание.
Слайд 8
- Как вы будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.)
− Какой ещё эталон вы видите на доске? (Эталон «Терпение».)
− О чём говорит этот эталон? (…)
− Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)
− Желаю вам успешной работы!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (Надо повторить всё, что будет необходимо для открытия нового знания.)
Слайды 9-10.
Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий .
Впервые собрание скороговорок ( 49 текстов) было опубликовано в “Пословицах русского народа”, автор В.И.Даль. Владимир Иванович был моряком, врачом, государственным служащим, писателем. Изучал природу и народные обычаи. 47 лет своей жизни посвятил Даль созданию толкового словаря.
Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь. Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.
− Вспомните определение скороговорки. (Скороговорки– произведения фольклора, в котором сочетаются труднопроизносимые вместе слова).
Слайд 11. На доске открывается слайд с определением скороговорки (Д-1).
− А кто создавал скороговорки? (Народ. Скороговорки передавалась из уст в уста.)
− Молодцы!
− А теперь поговорим о скороговорках, которые вам известны, но задание для вас будет новое.
Слайд 12.
Задание для пробного действия: «Кто лучше всех знает скороговорки?» (Р-1)
У вас на парте лежит карточка со схемой, продолжите распределять по группам скороговорки и закрасьте ромбики рядом со скороговоркой тем цветом, который соответствует правильному ответу.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
- На какие группы условно делятся скороговорки?
− Кто не смог разделить скороговорки на 3 группы?
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти закономерность: чем одни скороговорки отличаются от других.)
− Из тех, кто разделил на группы скороговорки, поднимите руку, кто может назвать основные признаки деления?
− Вы уверены, что можете назвать все основные признаки?
− В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать закономерность построения скороговорок)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков построения скороговорок.)
− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)
− Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки построения скороговорок.)
− Давайте сделаем перерыв в работе.
Физкультминутка для глаз.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки построения скороговорок).
− Правильно! Вы должны вывести признаки − законы построения скороговорок. Как только вы узнаете законы построения скороговорок, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.
− Сформулируйте тему урока. (Какие бывают скороговорки.)
− Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание определения скороговорки)
− Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу, находящуюся у каждого из вас на парте.
− Итак, что должно вам помочь узнать законы построения скороговорок? (Заполнение этой таблицы.)
Слайд13. Таблица для самостоятельной работы (Р-2).Работа в группах.
−Работать вы будете в группе. Предлагаю вам отвечать на эти вопросы последовательно (один за другим).
− Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке? (Терпение в учебной деятельности.)
− Как вы сейчас будете стараться работать, чтобы проявить это качество? (…)
5. Реализация построенного проекта эталон для самопроверки:
− Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза?
Ответьте на первый вопрос. (…)
Что повторяется в первой скороговорке? (…).
Каждая группа даёт свой ответ.
− Давайте обобщим. Сформулируйте особенность построения первой скороговорки. (Повторение слов с одним и тем же корнем.)
Слайд 14. Вывешивается особенность построения скороговорок. Далее, признаки вывешиваются на доску постепенно (по шагам) (Д-3)
Сформулируйте особенность построения второй скороговорки. (Перестановка одних и тех же слов)
− Ответьте на следующий вопрос. (Перестановка одних и тех же звуков.)
− Вспомните скороговорки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на повторы, которые происходят в них? (Да.)
Слайд 15. На доске появляется таблица с правильным ответом (Р-3) – дети сверяют со своим ответом.
Слайд 16.
− Перечислите, опираясь на наш эталон, группы скороговорок (Д-2).
Слайд 17. Эталон для самопроверки (Д-4).
− Теперь вы сможете дать полный ответ на задание в пробном действии?
Физминутка.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
– Ребята, что вы узнали? (Мы узнали на какие группы делятся скороговорки.)
Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться.
Работа по учебнику стр.43-44. Выборочное чтение.
-Прочитайте скороговорки, в которых переставляются одни и те же слова.
- Прочитайте скороговорки, в которых повторяются слова с одним и тем же корнем.
- Прочитайте скороговорки, в которых переставляются одни и те же звуки.
Учитель. Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку:
“На дворе растёт трава, на траве лежат дрова” -
Обязательно не свяжешь, обязательно не скажешь!
“На дворе растут дрова, на дровах лежит трава”.
До чего же всё занятно, до чего же непонятно!
Все четырнадцать ребят быстро не проговорят
Только я одна умею. Не сбиваюсь, не робею:
“Жил колпак под колпаком, с колпачихой был знаком!
Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.
- Какая главная мысль этого стихотворения? (скороговорку произнести с первого раза очень трудно)
Слайд18.
Давайте выясним, как же научиться читать скороговорки.
- Какой первый шаг к правильному чтению скороговорки?
1. Прочитай скороговорку медленно и по слогам.
2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.
3. Посмотри, к какой группе относится скороговорка .
4. Проговори скороговорку медленно вслух наизусть.
5. Читай быстрее и представь то, что читаешь.
Слайд19.
1. Чтение скороговорки по составленному плану.
У боярина бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра лучше всякого добра.
-Как вы понимаете смысл этой скороговорки? (Ответы детей)
-Что является настоящим богатством? (здоровье, дети, родные люди)
Если у человека есть дети, то он уже богат. Они в старости будут ему опорой.
-К какой группе относится эта скороговорка?( Перестановка одних и тех же слов)
Работа в парах. Потренируйтесь. Надо 3 раза быстро произнести скороговорку.
- Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Работа по тетради «Литературное чтение» стр. 23 №1,2.
Следующие упражнения помогут вам проверить, насколько хорошо вы усвоили особенности скороговорок.
Задание будете выполнять самостоятельно. На задания отводится 2 минуты. Проверка выполнения проводится фронтально.
Слайд20.
После работы учащиеся сверяют свои ответы с эталоном для самопроверки.
− У кого возникли затруднения при фиксации признаков в скороговорках?
− У кого это задание не вызвало затруднений?
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается скороговорка, по каким правилам.)
− Я вам предлагаю творческую работу. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные скороговорки?
− Разделитесь на три группы. Подумайте, о чем может быть ваша скороговорка. Впишите в наш эталон свои примеры. Сначала коллективно обсудите, о чём? или о ком? будет скороговорка, к какой группе она будет относиться, а затем представитель от каждой группы озвучит то, что вы придумаете вместе.
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали признаки, по которым делятся скороговорки на группы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?
− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?
– Оцените свою работу на этом уроке, работу всего класса.
– Удалось ли вам сохранить ваше хорошее настроение?
–– Покажите своё настроение в конце урока смайликом.
Домашнее задание. Подготовьтесь к конкурсу « Лучший скороговорщик класса».
Источники:
- Игнатьева Т. В., Тарасова Л. Е. Литературное чтение. 1-4 класс. Справочник для учителя. М.: Издательство «Экзамен».
- Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО Научный руководитель – д.п.н. Л.Г. Петерсон «Уроки в начальной школе»
- Какие бывают скороговорки. www.koipkro.kostroma.ru/.../Разработки%20уроков/Урок%20Какие%2...
- Человек необычной судьбы В.И. Даль-http://pedsovet.su/load/31-1-0-28245-
- Скороговорки http://uroki-shkola.ru/skorogovorki-prezentaciya-dlya-nachalnoj-shkoly.html-
- Малые жанры фольклора Стукачева Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов http://festival.1september.ru/articles/501498/
- Картинки и скороговорки из книги «Повторяй-ка!»: Скороговорки. М. : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс.
- Шаблон презентации http://pedsovet.su/load/321-1-0-38150Автор : Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов Искитимского района Новосибирской области 2013
- печь http://i049.radikal.ru/0802/3b/35a5d26cce6f.jpg
- щука- http://www.baza putina.ru/images/vidy
Учитель начальных классов Окулова Светлана Николаевна
Краснодарский край Щербиновский район ст. Старощербиновская МБОУ СОШ № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"
Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...
Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - русская народная сказка "Журавль и цапля"
Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...
Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - В.Осеева "Сыновья"
Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...
Рассказы о животных. Урок литературного чтения УМК " Начальная школа XXI века" 2 класс
Конспект урока и презентация по произведениям К. Ушинского " Лиса Патрикеевна", П Комарова " Оленёнок"...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")
Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК: «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК: «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель: осветить некоторые м...
Урок литературного чтения УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс, учитель: Баранова М.Н. Тема: «С.Я.Маршак. Стихотворение «Урок родного языка»».
конспект урока с технологической картой...