Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе
статья на тему
Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе
Необычные уроки, как в преподавании литературного чтения, так и любого другого предмета, повышают интерес к учёбе и тем самым повышают эффективность обучения. Такие уроки нередко выходят за рамки программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и обучающегося. Творческие принципы нестандартных уроков: 1) создание интеллектуального фона класса, 2) осуществление личностного подхода, 3) отказ от шаблона и рутины, 4)вовлечение обучающихся в энергичную работу, 5) поддержка многовариативности мнений, 6) развитие функции общения, 7) «скрытая» дифференциация обучающихся по учебным возможностям. Нестандартные уроки должны проводиться в системе как комплекс взаимосвязанных уроков, но их проведение возможно нечасто, так как не всегда содержание темы можно представить в необычной форме. Я по мере возможности стараюсь использовать их в курсе литературного чтения.
Например, урок – творческий отчёт по рассказу А.П. Чехова «Каштанка». На первом уроке дети делятся на группы, и каждая группа получает задание с целью заинтересовать обучающихся работой над рассказом. На последнем уроке проводится творческий отчёт: 1) Конкурс «Знатоки рассказа» (отвечают на вопросы, подготовленные обучающимися), 2) Конкурс капитанов «Узнай этого героя», 3) Конкурс «Литературная рулетка» (разгадываются кроссворды, составленные детьми), 4) Конкурс «Суперчитатель» - вспоминаем ключевые эпизоды рассказа, соединяем их перечень с подходящими цитатами из рассказа, 5) Конкурс «Сочини новую страницу рассказа», 6) Конкурс рисунков и презентаций, 7) «Премьера» - инсценировка отрывков, награждение победителей.
Урок – вернисаж по теме «Золотой поэт России» ( А. С. Пушкин, С. А. Есенин) Первый гид рассказывает о личности и жизни поэта, второй делает обзор творческих тем, третий готовит понравившееся стихотворение наизусть.
Театрализованный урок. Творческие группы определяют фрагменты для постановки, готовят декорации и реквизиты, приглашают зрителей. Начинаю эту работу уже с 1 класса на примере сказок «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка». Уже в 3-4 классе дети с удовольствием ставят спектакли по басням Крылова, эпизодов из «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца, «Что любит Мишка» В. Ю. Драгунского, эпизодов сказок А.С. Пушкина.
Урок – заочная экскурсия. При изучении биографии писателей ( Е.И. Чарушина, Д.Н. Мамина – Сибиряка) и поэтов (А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова ) с помощью заочных экскурсий учитель вводит обучающихся в особый эмоциональный мир, оживляет воспоминания, создаёт своеобразный «эффект присутствия». Поэтому обязательно на таких уроках использование альбомов, открыток, иллюстраций, портретов, слайдов, диафильмов и кинофрагментов.
Урок – выпуск живой газеты. Даю группам учеников темы для самостоятельной подготовки иллюстрированных стенгазет. Например, к 9 Мая – тема ВОВ в детской литературе. Обучающиеся готовят рисунки, сообщения, фотографии, презентации.
Урок - КВН по теме «В стране литературного чтения». Были предложены задания: 1) узнай героя и произведение, 2) крылатые литературные выражения, 3) «Театр уж полон» - команды представляют мини – спектакли по произведениям, 4) литературный салон - игра «Новые цитаты», нужно продолжить строчку из стихотворения известного поэта своей строчкой в рифму, 5) «Мультфильм, мультфильм, мультфильм» - показ отрывков из мультфильмов по произведениям; нужно назвать автора, название, героев и проанализировать ситуацию, 6) Книжная выставка – создание за несколько минут аннотации по данной книге.
Интересен урок – конкурс «Природа и мы», который содержит задания познавательного, интеллектуального и творческого характера по изученным произведениям.
Урок – семинар. Его можно проводить как игровое занятие по теме «Конёк – горбунок» П.П. Ершова. Класс делят на группы 1) Литературоведы – готовят сообщение об авторе. 2) Переводчики – занимаются изучение устаревших слов. 3) Актёры – инсценируют отрывок сказки. 4) Знатоки – готовятся к ответам на вопросы по сказке.
Урок – размышление. Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Подкидыш». Назначаем экспертов: 1) хранитель времени, 2) эксперт – оптимист, 3) эксперт – критик. Работая с текстом, мы можем посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон, услышать разные мнения и поразмышлять о смысле жизни, одиночестве и преданности.
Урок – панорама. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Освещалась война 1812 года, нашли отражение этой темы в живописи и музыке, провели анализ текста. Итог: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Урок – диалог в котором на равных участвуют обучающиеся и учителя. Дети приобретают навыки дискуссионного диалога. Например, урок по теме Рувима Фраермана «Девочка с камнем». Цель урока – продолжить разговор о качествах характера человека.
Урок – литературный портрет героя. Способствует моделированию понятия «литературный портрет героя» при работе с главой текста, на основе технологии деятельностного метода с использованием приёмов критического мышления.
На примере повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»( глава 15)
Урок – суд «Личность Геракла». В процессе урока благодаря ролевому участию, учит умению сопереживать герою, дети защищают личную точку зрения. При этом обучающиеся учатся слушать и принимать другие мнения.
Урок – исследование. Обучающимся предлагается план по теме с указанием вопросов и списком литературы. Главное – это совместный поиск и собственные открытия. « Все мы родом из детства» (на примере стихотворения Есенина «Бабушкины сказки»).
Именно эти формы организации читательских восприятий обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность суждения обучающихся. Беседуя с детьми о прочитанном, учитель может поставить перед учениками сложные этические и эстетические проблемы и решить их, учитывая степень подготовки и возрастные особенности детей.
Таким образом, мы видим, что необычный урок для обучающихся – это положительные эмоции, ощущение себя в ново качестве, возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.
Для учителя не совсем обычный урок, с одной стороны, это возможность лучше узнать и понять обучающихся, оценить их индивидуальные особенности, возможность для самореализации, творческий подход к работе, осуществление собственных идей. Нестандартный урок – пусть не такая уж и частая, но совершенно необходимая форма работы в преподавании, как литературного чтения, так и любого другого предмета.
Литература
1) Сычева Г. Н. «Нестандартные уроки в начальной школе», Ростов-на- Дону, «Феникс»,2014
2) Ольхова З. Н. «Внеклассная работа», Саратов: «Лицей», 2001.
3) Резенцева И. А. «Необычные уроки для обычных детей», Анжеро – Судженск, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть
Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть
В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...
Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Г. Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
Урок разработан в соответствии с новыми ФГОС....
Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Лия Гераскина "В стране невыученных уроков"
Урок закрепления знаний. Построен в соответствии с новыми ФГОС....
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Урок литературного чтения. 1 кл
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федеральног...
Презентация "Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе «Школа 2100» 3 класс"
Презентация к урокам литературного чтения в 3 классе составлена в помощь учителю, работающему по УМК "Школа 2100"....