Урок по чтению Н.Н. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Урок представлен для работы на интерактивной доске в программе SMART
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ded_mazay.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – Чувилина Валентина Анатольевна лицей №590
Тема: Н.Некрасов «Дедушка Мазай и Зайцы».
Цели: 1) Учить анализировать произведение.
2) Работать над выразительностью чтения.
3) Учить составлять план.
4) Работать над языком произведения, воспитывать чувство ритма, внимание к стихотворной речи.
5) Развивать речь учащихся.
6) Воспитывать любовь к родной природе.
1. Вступительная беседа учителя. ( ознакомление учащихся с первой частью произведения)
- В Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной во время половодья,
Её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. (слайд 1.)Летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта деревня,
И он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его незаменимым спутником был дед Мазай.
Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. (слайд 2.)
И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из его жизни. Н.Некрасов на основе этого случая написал стихотворение « Дедушка Мазай и зайцы». Итак послушайте это стихотворение. ( грамзапись или чтение учителем)
Первичное восприятие:
- О каком интересном случае из своей жизни рассказал дедушка Мазай?
- Когда произошёл этот случай?
2. Работа над непонятными словами. ( слайд 3.)
-Подбери объяснение значения слов.
силки забава, веселье
багры издал громкий, резкий звук
тягота петли для ловли птиц
лопочут шесты с металлическими крючками
гуторить говорят быстро, много, неясно
ухнул беседовать, разговаривать
сажень
аршин
3. Самостоятельное чтение, деление на законченные картины по иллюстрациям.
(слайд 4.)
-Расположи иллюстрации по порядку.
4. Чтение вслух по законченным картинкам, подбор к ней подписи из текста.(слайд 5)
Вот так охотник.
Где у них совесть
Вижу один островок небольшой – зайцы на нём собралися гурьбой.
Столбик на столбик, зайчишка на пне.
Глядь у куста копошиться зайчиха.
Мимо бревно суковатое плыло, сидя, и стоя, и лёжа пластом, зайцев с десяток спасалось на нём.
Как прокатил я деревней зайчишек.
К берегу плотно бревно я пригнал..
Мигом команда моя разбежалась.
За ночь больные мои отогрелись.
- К каким заголовкам нет иллюстраций?
- Перечитай те эти отрывки и устно нарисуйте картинку.
5.Работа над языком произведения.( ознакомление с теми изобразительными средствами, с помощью которых автор рисует деда Мазая, человека доброго, влюблённого в свой « болотистый, низменный край», во всё живое вокруг.
-За что дед Мазай осуждал своих односельчан?
( за то, что они ловят дичь сетями, давят силками, а весной ловят, топят и бьют баграми зайцев, за жестокое истребление дичи, за варварство, потому что он сам был добрый человек)
-Как относились односельчане к тому, как дед Мазай в половодье спасал зайцев? (выборочное чтение)
-Ради забавы спасал Мазай зайцев? (Нет. Во время половодья зайцы «сотнями гибнут»,
«их жалко до слёз», Мазай спасал их от гибели. )
-Как Мазай заботился о больных зайцах?
-Итак, как относился Мазай к родной природе, ко всему живому?
-Отражается ли в речи Мазая его отношение к природе? (доброе, ласково-шутливое
обращение Мазая к зверькам) ((слайд6.)
-Выберите лишние слова.
горемыка
звери
бедные зверьки
несчастные
зайцы мои
команда косая
болезненные
зайчики
плуты косые
трусливые
больные мои
В стихотворении много народных выражений
-Подберите синонимы к ним. (слайд 7)
кабы стремительно убежали
гинут если
этак гуторя погибают
лопочут ушами только
чур так беседуя
дали стрекоча волнуются
- С какой целью употребляются эти выражения?
Лопочут ушами - испуг, беспокойство бедных зверьков на островке.
Дали стрекоча – стремительный побег зверьков, оказавшихся на воле.
6. Работа над особенностями стихотворной речи.
-Найдите то место, где стихотворные строчки становятся значительно короче?
- Почему поэт меняет ритм стихотворения?
- О чём говориться в этом отрывке? ( слайд 8)
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: « У-х!
Живей, зверюшки!..
Смотри, косой,
Теперь спасайся,А чур, зимой
Не попадайся!
Прицелюсь-бух!
И ляжешь…Ууу-х!.
- В этом отрывке говориться о том, как стремительно побежали зайцы, когда дедушка Мазай « к берегу плотно приплыл»
-Поэт, чтобы показать стремительность их движения, сокращает стихотворные строки.
Эту часть нужно читать быстрее, чем все остальные.
7. Работа над выразительностью чтения.
1-я картинка: до слов «…Я раз за дровами…» . Эту часть надо прочитать так, чтобы передать, как дед осуждает своих односельчан за жестокое истребление дичи.
2-я картина: до слов « Этак гуторя…».
При чтении этой части надо показать, как дед Мазай беспокоился, когда увидел утопающих зайцев на островке, и очень обрадовался, когда ему удалось их спасти.
- Обратите внимание на паузы внутри и в конце строк. Их отсутствие приводит к нарушению ритмичности и созвучия. Попробуйте отметить паузы косой чертой.
(слайд9)
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам;/ / уж под ними осталось/
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: / /лопочут ушами,
Сами не с места; / / я взял одного…
3-я картина: до слов «Только что начал работать веслом…»
4-якартина: до слов «Мимо бревно бревно суковатое плыло…»
-При чтении нужно показать ласковое, доброе отношение Мазая к зайчишке на пне и зайчихе-толстухе.
- Почему? ( зайчишку он называет горемыка, а зайчиху ласково-шутливо - дура.
Дедушка накрыл зайчиху зипуном, чтобы её согреть)
5-я картинка: до слов «Было потехи…»
Мазай очень удивился, когда увидел зайцев на бревне. Какой он был находчивый:
и этих зайцев спас.!
6-я картинка: до слов « мы за деревней…»
Основная мысль части забавно смотреть односельчанам, какдед Мазай в лодке и тащит за собой с десяток зайцев.
7-я картинка: до слов « Только на лодке две пары осталось…»
Читая, передать беспокойство зайцев, когда они увидели берег, « озимь, и рощу, и кусты густые». Темп чтения второй части быстрый, живой.
8-яф картинка: до конца. При чтении этой картины дети должны показать заботу
деда Мазая о больных зайцах; ведь он был рад, что спас и этих зайцев.
-Внимание на паузы.( слайд 10)
Только на лодке две пары осталось-
Сильно измокли, ослабли; / / в мешок/
Я их поклал-/ / и домой поволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; / / из мешка /
Вытряхнул, ухнул - / / и дали стречка!...
Выразительное чтение всего стихотворения.
8. Работа над образом главного героя. ( слайд 11)
-Как вы представляете себе деда Мазая? Опишите его внешность, используя иллюстрацию. ( с бородой, с доброй улыбкой, в лаптях, в зипуне)
-Понравился ли вам Мазай? Почему? (добрый, хорошо знает повадки зайцев, любит их, помогает им.
- Как сам автор относиться к деду Мазаю, к зайцам? ( как и дед Мазай он любит природу, животных.)
Вспомним слова и сочетания ( слайд 6.) выражено и отношение самого автора.
Доброта, заботливое отношение к окружающей природе отражается в языке призведения.
- Что можно сказать об авторе, который так много употребляет народных слов и выражений? ( Некрасов – мастер языка, хорошо знал народный язык.)
9. Итог урока.
-Что вы узнали о жизни животных? (гибнут во время половодья, нуждаются в помощи человека)
- Какое отношение к животным побуждает автор? ( животных надо не только любить, но и помогать им в беде, как делал дед Мазай)
-Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить? Почему?
Чтение детьми понравившихся выражений или частей произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку чтения Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Данная презентация разработана для урока чтения в 4ом классе коррекционной школы VIII вида для детей с особыми образовательными потребностями....
Урок литературного слушания: Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" (1-й класс)
Урок литературного слушания (1 класс) УМК "Начальная школа 21 века".Тема:Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" ...
Открытый урок чтения «Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы"
Тема: Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»Цель: знакомство с новым произведением, развитие навыка правильного плавного, осознанного, выразительного чтения, развитие речевой культуры уч-ся, об...
Презентация по чтению 3 класс "Дед Мазай и зайцы" Н. Некрасов.
Презентация по чтению 3 класс "Дед Мазай и зайцы" Н. Некрасов....
Конспект урока по литературному чтению Н. Некрасов " Дедушка Мазай и зайцы" 3 класс
Конспект урока по литературному чтению 3 класс...
Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Урок литературного чтения Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»УМК «Школа России» Класс: 3.Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова....