Сергей Есенин “С добрым утром”.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
· познакомить учащихся с биографией поэта, с литературными терминами;
· раскрыть смысл стихотворения;
· учить анализировать поэтическое произведение;
· совершенствовать навыки выразительного чтения;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergey_esenin.docx | 141.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 3 класс
Сергей Есенин “С добрым утром”.
- познакомить учащихся с биографией поэта, с литературными терминами;
- раскрыть смысл стихотворения;
- учить анализировать поэтическое произведение;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
Оборудование: портрет С. Есенина, плакат о жизни поэта, выставка книг, карточки, презентация.
I. Организационный момент.
– Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!
– Руки? На месте!
– Ноги? На месте!
– Локти? У края!
– Спина? Прямая!
II. Проверка домашнего задания.
III. Постановка цели. Актуализация знаний.
Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь внутри они совсем не те…
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,
Друг другу в жизни надо помогать.
– Мы живем среди людей. Окружающие нас люди… о чем они думают, чем живут? Каждый человек – загадка! Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с жизнью и творчеством одного великого русского поэта.
Имя поэта, одно из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны узнать сами, послушав о нём стихотворение.
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь – рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты.
Только скажут - … (Сергей Есенин)
Всей России встают черты.
IV. Рассказ учителя о поэте.
В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанскойгубернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло все его детство.
Дяди были озорные отчаянные. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку.
А как его учили плавать! Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.
Среди других мальчишек Сережа был коноводом и большим драчуном, ходил всегда с царапинами. Бабушка любила внука, нежности ее не было границ, но и ругала за озорство.
Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось.
Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.
“Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел веселый клен.
Из солнечного ливня
Весеннее лицо
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой”.
Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.
Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чем писал свои стихи?
В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.
– А Родина для Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, –
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Родина … С детства знакомое и близкое слово. С чего она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово “Родина”?
Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, Отечество, Россия.
Чтение ст/я “О матери”.
В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи С. Есенина.
Выставка рисунков.
V. Чтение наизусть стихотворений С. Есенина, изученных ранее.
“Береза”, “Черемуха”, “Ночь”, “Поет зима – аукает”.
– Сегодня мы познакомимся с новым произведением Сергея Александровича Есенина “С добрым утром”.
VI. Первичное восприятие текста.
– Чтение стихотворения учителем.
– Что вы можете сказать об этом произведение?
– Какие чувства оно у вас вызвало?
VII. Упражнения для подготовки к чтению. Гимнастика для глаз.
VIII. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
IX. Словарная работа.
Брезжит – рассветать, чуть светится.
Перламутр – ценное вещество с яркой переливчатой окраской. Им покрыты изнутри некоторые раковины.
Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь.
У плетня- забор.
X. Работа с текстом стихотворения.
– Найдите, как поэт описывает раннее утро в природе.
– Чему “улыбнулись сонные березки”?
– Почему они так красивы?
– В какой наряд “обрядилась” крапива?
– Выбери прилагательные, которые дает автор к словам:
звезды (какие?)
березки
косы
сережки
росы
– Найдите глаголы-действия к существительным.
Звезды – задремали
Свет – брезжит, румянит
Березки – улыбнулись, растрепали
Затон – задрожало
Росы – горят
Сережки – шелестят
Крапива – обрядилась, качается, шепчет.
– Почему это утро поэт называет добрым?
– Давайте попробуем заменить слова автора словами, близкими по смыслу (синонимами):
задремали –
задрожало –
брезжит –
обрядилась –
– Для поэта в природе все живое: и ветер, и лес, и солнце. Все имеет душу, живет, дышит.
Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называют “эпитетами”.
– Найдите эпитеты.
XI. Физкультминутка.
XII. Работа с текстом стихотворения (продолжение).
– Для чего поэт использует эти слова?
– А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ?
Такой прием называется олицетворением.
– Для чего поэт использует разные приемы для описания утра?
XIII. Обобщающая беседа.
Мы вместе с поэтом видим, слышим и ощущаем утро. Скажите своими словами, что он видит
– Что он слышит?
– Расскажите, в какой местности жил поэт, наблюдая утро?
– Докажите, что поэт бесконечно любит свою и нашу с вами – Родину.
XIV. Работа над выразительностью чтения.
Мы представляем всю картину целиком, как бы являемся участниками увиденного поэтом утра. Как мы должны читать стихотворение, что должны передать слушателям?
– Быстро, медленно или торжественно?
– С каким настроением надо прочитать это стихотворение?
XV. Выразительное чтение стихотворения.
XVI. Домашнее задание.
Я надеюсь, вам понравилось это стихотворение поэта, а дома я прошу вас выучить его наизусть.
XVII. Рефлексия.
Игра «Свободный микрофон»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С.Есенин "С добрым утром"
Урок-анализ лирического стихотворения С.Есенина "С добрым утром" с использованием мультимедийных средств....
Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»
Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит развитие ...
Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"
Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...
конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"
Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения...
конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"
Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетв...
Сергей Есенин «С добрым утром».
Знакомит учащихся со стихотворением Сергея Есненина "С добрым утром" через чувства автора, образное мышление, речь.Помогает формированию адекватной оценки собственной деятельн...
Урок литературного чтения в 3 классе С.А.Есенин "С добрым утром!"
Конспект урока литературного чтения...