Сергей Есенин “С добрым утром”.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Лихачева Екатерина Павловна

 

·        познакомить учащихся с биографией поэта, с литературными терминами;

·        раскрыть смысл стихотворения;

·        учить анализировать поэтическое произведение;

·        совершенствовать навыки выразительного чтения; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergey_esenin.docx141.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 3 класс

Сергей  Есенин “С добрым утром”.

Цели: 

  1. познакомить учащихся с биографией поэта, с литературными терминами;
  2. раскрыть смысл стихотворения;
  3. учить анализировать поэтическое произведение;
  4. совершенствовать навыки выразительного чтения;

Оборудование: портрет С. Есенина, плакат о жизни поэта, выставка книг, карточки, презентация.

I. Организационный момент.

– Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

– Руки? На месте!

– Ноги? На месте!

– Локти? У края!

– Спина? Прямая!

II. Проверка домашнего задания.  

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь внутри они совсем не те…
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,
Друг другу в жизни надо помогать
.

– Мы живем среди людей. Окружающие нас люди… о чем они думают, чем живут? Каждый человек – загадка! Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с жизнью и творчеством одного великого русского поэта.

 

Имя поэта, одно из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны узнать  сами, послушав о нём стихотворение.  

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты.

Только скажут - … (Сергей Есенин)

Всей России встают черты.

IV. Рассказ учителя о поэте.

В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанскойгубернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло все его детство.

Дяди были озорные отчаянные. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку.

А как его учили плавать! Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.

Среди других мальчишек Сережа был коноводом и большим драчуном, ходил всегда с царапинами. Бабушка любила внука, нежности ее не было границ, но и ругала за озорство.

Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось.

Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.

Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел веселый клен.
Из солнечного ливня
Весеннее лицо
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой”.

Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чем писал свои стихи?

В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.

– А Родина для Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, –
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Родина … С детства знакомое и близкое слово. С чего она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово “Родина”?

Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, Отечество, Россия.

Чтение ст/я “О матери”.

В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи С. Есенина.

Выставка рисунков.

V. Чтение наизусть стихотворений С. Есенина, изученных ранее.

“Береза”, “Черемуха”, “Ночь”, “Поет зима – аукает”.

– Сегодня мы познакомимся с новым произведением Сергея Александровича Есенина “С добрым утром”.

VI. Первичное восприятие текста.

– Чтение стихотворения учителем.

– Что вы можете сказать об этом произведение?

– Какие чувства оно у вас вызвало?

VII. Упражнения для подготовки к чтению. Гимнастика для глаз.

VIII. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

IX. Словарная работа.

Брезжит – рассветать, чуть светится.

Перламутр – ценное вещество с яркой переливчатой окраской. Им покрыты изнутри некоторые раковины.

Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь.

У плетня- забор.

X. Работа с текстом стихотворения.

– Найдите, как поэт описывает раннее утро в природе.

– Чему “улыбнулись сонные березки”?

– Почему они так красивы?

– В какой наряд “обрядилась” крапива?

– Выбери прилагательные, которые дает автор к словам:

звезды (какие?)

березки

косы

сережки

росы

– Найдите глаголы-действия к существительным.

Звезды – задремали

Свет – брезжит, румянит

Березки – улыбнулись, растрепали

Затон – задрожало

Росы – горят

Сережки – шелестят

Крапива – обрядилась, качается, шепчет.

– Почему это утро поэт называет добрым?

– Давайте попробуем заменить слова автора словами, близкими по смыслу (синонимами):

задремали –

задрожало –

брезжит –

обрядилась –

– Для поэта в природе все живое: и ветер, и лес, и солнце. Все имеет душу, живет, дышит.

Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называют “эпитетами”.

– Найдите эпитеты.

XI. Физкультминутка.

XII. Работа с текстом стихотворения (продолжение).

– Для чего поэт использует эти слова?

– А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ?

Такой прием называется олицетворением.

– Для чего поэт использует разные приемы для описания утра?

XIII. Обобщающая беседа.

Мы вместе с поэтом видим, слышим и ощущаем утро. Скажите своими словами, что он видит

– Что он слышит?

– Расскажите, в какой местности жил поэт, наблюдая утро?

– Докажите, что поэт бесконечно любит свою и нашу с вами – Родину.

XIV. Работа над выразительностью чтения.

Мы представляем всю картину целиком, как бы являемся участниками увиденного поэтом утра. Как мы должны читать стихотворение, что должны передать слушателям?

– Быстро, медленно или торжественно?

– С каким настроением надо прочитать это стихотворение?

XV. Выразительное чтение стихотворения.

XVI. Домашнее задание.

Я надеюсь, вам понравилось это стихотворение поэта, а дома я прошу вас выучить его наизусть.

XVII. Рефлексия.

Игра «Свободный микрофон»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.Есенин "С добрым утром"

Урок-анализ лирического стихотворения С.Есенина "С добрым утром" с использованием мультимедийных средств....

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"

Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...

конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения...

конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает  навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетв...

Сергей Есенин «С добрым утром».

Знакомит  учащихся со стихотворением Сергея Есненина "С добрым утром" через   чувства автора, образное мышление, речь.Помогает формированию адекватной оценки собственной деятельн...