Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 2 класс
материал по чтению по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа № 57»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ г. Астрахани
___________/___________/ по УВР МБОУ г. Астрахани «СОШ № 57»
Протокол МО № «СОШ № 57» ___________/Н.В. Юшко/
«____»______2012 г. _________/___________/ Приказ № __________ от
«____»________2012 г. «______» __________ 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Класс: 2 Б
Учитель: Туктарова Татьяна Юрьевна
Категория: первая
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от «___» _________ 2012г.
2012 - 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
На внеклассное чтение в 1 классе отводится 20 минут один раз в неделю, во 2-4 классах внеклассное чтение проводится один раз в две недели.
Содержание курса.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным,
учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
К концу 4 класса обучающиеся должны:
- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика , от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища
- давать самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Требования к уровню сформированности навыка чтения.
В первом классе – правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов при темпе чтения не менее 30 слов в минуту (на конец года); осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложений.
Во втором классе – сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами при темпе чтения не менее 50 слов в минуту (на конец года); осознание общего смысла и содержания прочитанного текста, использование пауз, соответствующих знакам препинания, интонации, передающей характерные особенности героев.
В третьем классе – правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами при темпе чтения не менее 70 слов в минуту (вслух) и 90 слов в минуту (про себя); осмысление прочитанного текста, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонации.
В четвертом классе – беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения при темпе чтения не менее 90 слов в минуту (вслух) и 120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Класс: 2 Б
Всего: 136 часов; в неделю – 4 часа
Итоговых комплексных работ: 1
Планирование составлено на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования; М., «Просвещение», 2011 год.
Материально-техническое обеспечение:
- Учебник «Литературное чтение» 2 класс в двух частях. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская; М., Просвещение, 2012 г.
- Методическое пособие для учителя. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.; М., Просвещение, 2011г.
- Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. Автор: И.Ф. Яценко; М., «Вако», 2009 г.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения план факт | |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) | |||||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. | ||
Самое великое чудо на свете (4ч) | |||||
2 | Книги, прочитанные летом. Выставка книг. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Представлять выставку книг, прочитанных летом. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | ||
3-4 | Наши проекты. О чем может рассказать школьная библиотека. | 2 | |||
5 | Р. Сеф. «Читателю». | 1 | |||
Устное народное творчество (15ч) | |||||
6 | Знакомство с названием и учебными задачами раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Находить созвучные окончания слов в песне. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку. Соотносить рисунок и содержание сказки. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать свое чтение. Самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
7 | Русские народные песни. | 1 | |||
8 | Внеклассное чтение. Малые фольклорные жанры. «На ярмарке». | 1 | |||
9 | Считалки и небылицы. | 1 | |||
10 | Загадки. | 1 | |||
11 | Пословицы и поговорки. | 1 | |||
12 | Ю. Мориц. «Сказка по лесу идет…» | 1 | |||
13 | Сказка «Петушок и бобовое зернышко». | 1 | |||
14 | Сказка «У страха глаза велики». | 1 | |||
15 | Сказка «Лиса и тетерев». | 1 | |||
16 | Внеклассное чтение. Русские народные сказки. | 1 | |||
17 | Сказка «Лиса и журавль». | 1 | |||
18 | Сказка «Каша из топора». | 1 | |||
19 | Сказка «Гуси-лебеди». | 1 | |||
20 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |||
Люблю природу русскую. Осень (8ч) | |||||
21 | Знакомство с названием и учебными задачами раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Контролировать свое чтение. Самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
22 | Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной». К. Бальмонт. «Поспевает брусника». | 1 | |||
23 | А Плещеев. «Осень наступила…» А. Фет. «Ласточки пропали…» | 1 | |||
24 | Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов об осени. | 1 | |||
25 | А. Толстой. «Осень». С Есенин. «Закружилась листва золотая». И Токмакова. «Опустел скворечник…» | 1 | |||
26 | В. Берестов. «Хитрые грибы». | 1 | |||
27 | М Пришвин. «Осеннее утро». | 1 | |||
28 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |||
Русские писатели (14 ч) | |||||
29 | Знакомство с названием и учебными задачами раздела. А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа, сказки. Контролировать свое чтение. Самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
30 | А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!..» | 1 | |||
31 | Внеклассное чтение. Сказки А.С. Пушкина. | 1 | |||
32-35 | А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». | 4 | |||
36 | И.А. Крылов. «Лебедь, рак и щука». | 1 | |||
37 | И.А. Крылов. «Стрекоза и муравей». | 1 | |||
38 | Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек». | 1 | |||
39 | Л.Н. Толстой. «Филипок». | 1 | |||
40 | Внеклассное чтение. Рассказы и сказки Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. | 1 | |||
41 | Л.Н. Толстой. «Котенок». | 1 | |||
42 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |||
О братьях наших меньших (12ч). | |||||
43 | Знакомство с названием и учебными задачами раздела. Н. Сладков. «Они и мы». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать произведение подробно по плану. Определять героев произведения, характеризовать их. Выражать свое собственное отношение к героям. Контролировать свое чтение. Самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
44 | А. Шибаев. «Кто кем становится?» И. Пивоварова. «Жила-была собака…» | 1 | |||
45 | В. Берестов. «Кошкин щенок». | 1 | |||
46 | М. Пришвин. «Ребята и утята». | 1 | |||
47 | Е. Чарушин. «Страшный рассказ». | 1 | |||
48 | Внеклассное чтение. Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. чарушина. | 1 | |||
49-50 | Б. Житков. «Храбрый утенок». | 2 | |||
51 | В. Бианки. «Музыкант». | 1 | |||
52-53 | В. Бианки. «Сова». | 2 | |||
54 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |||
Из детских журналов (9ч). | |||||
55 | Знакомство с названием и учебными задачами раздела. Вопросы из детских журналов. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте, распределять роли и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать свои рассказы и стихи для детского журнала. Контролировать свое чтение. Самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
56 | Внеклассное чтение. «Все наоборот». Веселые стихи Д.Хармса, Ю. Владимирова. | 1 | |||
57 | Д. Хармс. «Игра». | 1 | |||
58 | Д. Хармс. «Вы знаете?» | 1 | |||
59 | Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи». | 1 | |||
60 | Д. Хармс. Что это было?» Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог». | 1 | |||
61 | Ю. Владимиров. «Чудаки». А. Введенский. «Ученый Петя». | 1 | |||
62 | Наши проекты. Мой любимый детский журнал. | 1 | |||
63 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |||
Люблю природу русскую. Зима (9ч). | |||||
64 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Представлять картины зимней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Контролировать свое чтение. Самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
65 | Знакомство с названием и учебными задачами раздела. И. Бунин. «Первый снег». | 1 | |||
66 | Я. Аким. «Утром кот…» Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…» | 1 | |||
67 | С. Есенин. «Поет зима, аукает…», «Береза». | 1 | |||
68 | Сказка «Два Мороза». | 1 | |||
69 | С. Михалков. «Новогодняя быль». | 1 | |||
70 | А. Барто. «Дело было в январе…» | 1 | |||
71 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |||
72 | Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о зиме. | 1 | |||
Писатели детям (17ч) | |||||
73 | Знакомство с названием и учебными задачами раздела. К. И. Чуковский. «Путаница», «Радость». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать произведение подробно по плану. Определять героев произведения, характеризовать их. Выражать свое собственное отношение к героям. Соотносить пословицы и смысл текста. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Контролировать свое чтение. Самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
74-75 | К. И. Чуковский. «Федорино горе». | 2 | |||
76 | С. Я. Маршак. «Кот и лодыри». | 1 | |||
77 | С. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». | 1 | |||
78 | С. Михалков. «Мой щенок». | 1 | |||
79 | А. Барто. «Веревочка». | 1 | |||
80 | Внеклассное чтение. Стихи о детях и для детей А. Барто, с. Маршака, С. Михалкова. | 1 | |||
81 | А. Барто. «В школу», «Вовка – добрая душа». | 1 | |||
82-83 | Н. Носов. «Затейники». | 2 | |||
84-85 | Н. Носов. «Живая шляпа». | 2 | |||
86-87 | Н. Носов. «На горке». | 2 | |||
88 | Внеклассное чтение. Рассказы и сказки Н. Носова. | 1 | |||
89 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |||
Я и мои друзья (10ч). | |||||
90 | Знакомство с названием и учебными задачами раздела. В. Берестов. «За игрой». В. Лунин. «Я и Вовка». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Объяснять и понимать поступки героев. Читать по ролям. Составлять план. Пересказывать произведение подробно по плану. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль. Контролировать свое чтение. Самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
91-92 | Н. Булгаков. «Анна, не грусти!» | 2 | |||
93 | Ю. Ермолаев. «Два пирожных». | 1 | |||
94 | В. Осеева. «Волшебное слово». | 1 | |||
95 | В. Осеева. «Хорошее». | 1 | |||
96 | Внеклассное чтение. Рассказы В. Драгунского. | 1 | |||
97-98 | В. Осеева. «Почему?» | 2 | |||
99 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |||
Люблю природу русскую. Весна (9ч). | |||||
100 | Знакомство с названием и учебными задачами раздела. Весенние загадки. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Представлять картины весенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Контролировать свое чтение. Самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
101 | Ф. Тютчев. «Зима недаром не злится…», «Весенние воды». | 1 | |||
102 | А. Плещеев. «Весна», «Сельская ярмарка». | 1 | |||
103 | А. Блок. «На лугу». С. Маршак. «Снег уже теперь не тот». | 1 | |||
104 | Внеклассное чтение. Мама – главное слово. | 1 | |||
105 | И. Бунин. «Матери». А. Плещеев. «В бурю». | 1 | |||
106 | Е. Благинина «Посидим в тишине». | 1 | |||
107 | Э. Мошковская. «Я маму обидел…» | 1 | |||
108 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |||
И в шутку и всерьез (14ч). | |||||
109 | Знакомство с названием и учебными задачами раздела. Б. Заходер. «Товарищам детям». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Определять особенности юмористического произведения. Определять последовательность событий в произведении. Объяснять и понимать поступки героев. Анализировать заголовок произведения. Пересказывать произведение подробно по плану. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказа. Пересказывать веселые истории. Придумывать собственные веселые истории. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль. Контролировать свое чтение. Самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
110 | Б. Заходер. «Что красивей всего?» | 1 | |||
111 | Б. Заходер. «Песенки Винни-Пуха». | 1 | |||
112 | Внеклассное чтение. Творчество Э. успенского. | 1 | |||
113 | Э. Успенский. «Чебурашка». | 1 | |||
114 | Э. Успенский. «Если был бы я девчонкой». | 1 | |||
115 | Э. Успенский. «Над нашей квартирой», «Память». | 1 | |||
116 | В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники». | 1 | |||
117 | В. Берестов. «Кисточка». И. Токмакова. «В чудной стране». | 1 | |||
118 | Г. Остер. «Будем знакомы». | 1 | |||
119 | Внеклассное чтение. Творчество Г. Остера. | 1 | |||
120-121 | В. Драгунский. «Тайное становится явным». | 2 | |||
122 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |||
Литература зарубежных стран (14ч). | |||||
123 | Знакомство с названием и учебными задачами раздела. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками. Объяснять значение незнакомых слов. Сравнивать героев зарубежных сказок с гороями русских сказок. Придумывать окончание сказок. Пересказывать произведение подробно по плану. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте, распределять роли и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Контролировать свое чтение. Самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
124 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». Французская народная песенка «Сюзон и мотылек». Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». | ||||
125-127 | Шарль Перро. «Кот в сапогах». | ||||
128 | Внеклассное чтение. Зарубежный фольклор. | ||||
129 | Шарль Перро. «Красная шапочка». | ||||
130 | Г.Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». | ||||
131-132 | Эни Хогарт. «Мафин и паук». | ||||
133 | Наши проекты. Мой любимый писатель-сказочник. | ||||
134 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | ||||
135 | Итоговая комплексная работа. | ||||
136 | Внеклассное чтение. Обобщающий урок. Игра «Умники и умницы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....