Урок литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения во 2 классе. М.Пришвин "Ребята и утята".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»
Составил: учитель начальных классов МБОУ ООШ с.Плехны Балаковского района Саратовской области Ивлиева Галина Петровна
Тема: М.М.Пришвин « Ребята и утята»
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .
Познакомить с творчеством и биографией М. Пришвина.
Формирование читательских умений (читать, работать с текстом произведения, составлять план).
Продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь читателя, развивать речь и мышление учащихся.
Воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.
Оборудование: медиапроектор, презентация, выставка книг.
I. Орг. момент.
Прозвенел звонок
Начинается урок
Будем мы внимательны
Будем мы старательны
И все у нас получится
II.Проверка домашнего задания.
Стихотворение А.Барто «Воробей»
III. Подготовительная работа.
-Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее-жизнь. Самое удивительное явление на Земле и самое уязвимое.
Звучит музыка “Лесная тишина”. Слайд 1.
- Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие.
IV.Сообщение темы и целей урока.
Умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина, познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.
Обращение к портрету( сообщение ученика). Слайд 2.
М.М.Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Родился в Елецком уезде Орловской губернии. С детства любил много читать и путешествовать. Так в 12 лет, начитавшись книг Майн Рида, Пришвин с тремя друзьями совершает свое первое путешествие-побег в Азию. Конечно же, беглецов быстро вернули назад, но страсть к путешествием осталось. И после каждого путешествия появлялась книга или какие-то заметки .За годы своей жизни сменил много видов деятельности. Был агрономом, охотником, учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей, Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Обращение к выставке книг ( ученик). Слайд 3.
Вот уже несколько десятков лет Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги. (обращение к книги).
-Мы побывали в гостях у писателя, узнали о его жизни, творчестве.
-Кому из вас захотелось прочитать книги М.Пришвина?
-Отгадайте, о ком будет произведение?
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница
Впереди корабль идет
За собою всех ведет.
( утка с утятами)
- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята». Слайд 4.
- Какие задачи поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
- Что будем делать для этого?(составление плана работы)
V.Подготовительная работа.
В тексте произведения нам встретятся трудные слова.
Сначала по слогам, затем целыми словами: Слайд 5,6.
раз-ли-ва-лось - разливалось
заш-вы-ря-ли - зашвыряли
пе-ре-лё-ты-ва-л - перелётывала
ве-ли-чай-шем – величайшем
дейст-ви-тель-но – действительно
об-ра-до-ва-лись – обрадовались
про-дол-жа-ла – продолжала
пу-те-шест-ви-е – путешествие
за-пы-лён-ны-е – запылённые
радостно- непроизносимая буква т
VI.Словарная работа.
При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов. Слайд 7-14.
- Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
- Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
- Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
- Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
- Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
- Кузница – помещение, где работают кузнецы.
Холм - небольшой бугорок.
Прочное место – безопасное место.
Зашвыряли – закидали
В обход деревни - обходя стороной, не заходя в деревню.
Места, открытые для глаз – видно кругом далеко.
VII. Первичное чтение.
- Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно следите и ответьте на вопрос:
- Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать, будет переживать?
(После чтения дети отвечают на вопрос, высказывая свою точку зрения.)
Для себя отметьте фрагмент, который вас особо взволновал ( выслушивание)
-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?
VIII. Моделирование обложки.
-Прочитайте фамилию автора и заголовок (М.М. Пришвин «Ребята и утята»). Назовите правильно произведение.
-К какому жанру относится это произведение.
-О ком или о чем это произведение? Тема произведения.
- Составьте модель произведения.
-Проверка.
Пришвин М.
Ребята и утята |
Пример:
Пришвин М.
Ребята и утята | |
Пришвин М.
Ребята и утята |
Итак, что мы прочитали? ( рассказ М.М.Пришвин «Ребята и утята»)
IX. Физкультминутка «Танец утят» Слайд 15.
X. Чтение рассказа и анализ
1 часть «Жужжащее чтение»
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения.
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
2 часть «Чтение в парах»
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
– А какая она мама?
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
– Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?
– Докажите строчками из произведения.
XI. Составление плана. Слайд 16.
1) Куда отправилась уточка с утятами?
2) Что случилось с ними во время путешествия?
3)Какова главная мысль 3 части?
(Путешествие. Плен. На свободу.)
XII. Самостоятельная работа в рабочей тетради.
Составление картинного плана (страница 77, задание 4)
XIII. Определение главной мысли рассказа.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
XIV. Домашнее задание.
Нов учеб.С. 130-132 (читать, пересказ по плану)
Стар. учеб.С. 126-128 (читать, пересказ по плану)
р/т стр.77
XV. Итог урока. Рефлексия.
Как автор назвал свой рассказ? Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам решить их?
Рефлексия. Оцените свою работу (используются сигналы)
Дети выбирают сердечки в соответствии с оценкой своей деятельности.
Красный – работал активно, все получалось
Зеленый – работал хорошо, иногда обращался за помощью
Желтый – было трудно, не все получилось
Звучит музыка “Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь”.
Слайд 17.
Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...