Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Цветаева М.И. "Бежит тропинка с бугорка"", УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции: понимание информации, самоконтроль; формирование умения осознано, выразительно читать лирическое стихотворение.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1)Формировать понятие о стихотворении, как жанре литературы; 2)Формировать умение выразительно читать стихотворные тексты; 3)Познакомить с творчеством М. И. Цветаевой. | Предметные: научатся: 1)Учиться анализировать стихотворение; 2)Учиться характеризовать лирического героя, определять средства выразительности. |
Развивающие: 1) развивать логические мышление: умение рассуждать, анализировать делать выводы в ходе чтения и анализа 2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы | Личностные: 1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 2)формировать способность к оценке своих действий. |
Воспитательные: 1) воспитывать интерес к чтению 2) воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы |
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 17.02.2023 Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 4»Н» Урок: 1 Время:14:00-14:40 Кабинет: 224 | Студент: Мухамедьярова Элина Владиславовна Группа: 35 Учитель: Васильева Наталья Александровна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока: «М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции: понимание информации, самоконтроль; формирование умения осознано, выразительно читать лирическое стихотворение.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1)Формировать понятие о стихотворении, как жанре литературы; 2)Формировать умение выразительно читать стихотворные тексты; 3)Познакомить с творчеством М. И. Цветаевой. | Предметные: научатся: 1)Учиться анализировать стихотворение; 2)Учиться характеризовать лирического героя, определять средства выразительности. |
Развивающие: 1) развивать логические мышление: умение рассуждать, анализировать делать выводы в ходе чтения и анализа 2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы | Личностные: 1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 2)формировать способность к оценке своих действий. |
Воспитательные: 1) воспитывать интерес к чтению 2) воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы |
УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная презентация
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята, меня зовут Элина Владиславовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку 3. Психологически настраивает учащихся класса на урок. -У вас на столах лежат листочки, это лестница успеха. Нарисуйте человека на той ступеньке, на которой вы себя видите. - Начнем урок с высказывания французского писателя Жан-Жака Руссо. «Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами, приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Ж.Ж. Руссо | 1.Приветсвуют учителя. 2. Проверяют свою готовность к уроку 3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | Раздатка Учебная презентация: слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Организует актуализацию знаний через подводящий диалог -Но перед тем как начать наш урок, давайте подготовим наши голосовые связки и артикуляционный аппарат. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. -Прочитайте сначала про себя. -Давайте прочитаем по слогам хором. Теперь читаем чуть быстрее, и последний раз быстро -Молодцы! Теперь мы готовы с вами к нашему уроку. -Творчество, какого писателя вы изучали на прошлом уроке? -Какое произведение читали на предыдущем уроке? -Что запомнили о жизни и творчестве С. Есенина? -Перед вами критерии выразительного чтения. 1)Правильная постановка логических пауз. 2)Соблюдение нужной интонации и темпа. 3)Безошибочное чтение. -А теперь прочитаем это стихотворение выразительно. -Ваши впечатления от чтения товарищей. -За что можно похвалить? -Какие замечания? -Что бы вы хотели отметить? | 2. Отвечают на вопросы учителя Читают про себя Хором по слогам -Сергей Александрович Есенин -«Бабушкины сказки» Выходят несколько учеников и читают. Остальные оценивают | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Учебная презентация: слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. -Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного поэта. Расшифруйте анаграмму и вы узнаете имя и фамилию поэта. -Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине – поэте. М.И. Цветаева не любила, когда ее называли поэтессой. Она требовала, чтобы ее называли только поэтом. М.И. Цветаева – человек необычайно интересной судьбой. -Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? Слова – подсказки 1.Узнать… 2.Учиться… | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. Марина Ивановна Цветаева 1.Узнаем творчество Марины Цветаевой. 2.Научимся анализировать стихотворения. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | Учебная презентация: слайд 5 Слайд 6 |
«Открытие детьми нового знания» (10 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. -Послушайте стихотворение. О чем оно? «Красной кистью…» Марина Цветаева Красной кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. -Что узнали о М. Цветаевой из стихотворения? 26 сентября 1892 года в Москве, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь Марина. Марина росла в мире музыки, поэзии и литературы. Стихи она начинает писать в 6 лет притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. Любимым поэтом ее бы Пушкин. Девство Марины проходило в Москве, а летние месяцы – в небольшом городке Тарусе на берегу реки Оки. Очень часто образ этой реки встречается в стихах М. Цветаевой. Этот образ связан с ее детством. Будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила свой первый сборник – «Вечерний альбом» -Сегодня мы познакомимся с произведением из первого сборника «Вечерний альбом» М. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка». -Послушайте его и следите по тексту в учебнике. Какую картину вы представили? | Слушают стихотворение | УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи | Работа с учебником Ученая презентация Слайд 7, 8, 9 Слайд 10 |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1. Организует первичное закрепление. -Что почувствовали? Чем понравилось стихотворение? Что запомнилось? Взволновало ли оно вас? -Какими чувствами наполнено стихотворение? -Почему испытываем такие чувства? -Хорошо, теперь давайте прочитаем это стихотворение по четверостишью. Я буду указывать на того кто будет читать, а остальные следите. -Ребята, а чем можно доказать, что это жанр – стихотворение, лирическое стихотворение? | 1. Выполняют задание и объясняют свой выбор -чувство грусти, печали 1.Выражает чувства, эмоции поэта. 2.Есть рифма, ритм. 3.Есть средства выразительности. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Работа с учебником Учебная презентация Слайд 11 |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. - Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения за мной. Самомассаж «хлопки» - Хорошо, присаживайтесь на свои места. | 1.Выполняют динамическую паузу. Повторяют движения за учителем | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой (15-20 минут) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя | 1.Организует самостоятельную работу. -Ребята, скажите какие средства выразительности вы помните? -Хорошо, сейчас будет работа в парах, вам нужно выписать из стихотворения средства выразительности. -На экране есть, определения для тех не помнит. Проверка по эталону. | 1.Выполняют самостоятельную работу. -Эпитет, олицетворение, сравнение и т.д. Выполняют задание | УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | Учебная презентация : слайд 12 |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Внешний контроль | -Возьмите простой карандаш. -Я читаю, а вы ставите логические паузы. 1 палочка – короткая пауза 2 палочки – более длинная пауза 3 палочки – длинная пауза Проверка по эталону. -Теперь читаем в парах, друг другу. А теперь на оценку. Проверка по эталону Несколько ребят выходят к доске и читают выразительно -Но для начала давайте вспомним критерии выразительного чтения Критерии 1)Правильная постановка логических пауз. 2)Соблюдение нужной интонации и темпа. 3)Безошибочное чтение. -Удалось ли ребятам передать настроение лирической героини? -Что в следующий раз вы прочитали бы по-другому? -Дайте советы товарищам. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Работа с учебником Учебная презентация: слайд 13, 14 | |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1.Организует анализ работы по критериям. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Какие цели на урок мы ставили? - Сейчас с помощью лесенки успеха оцените свою работу на уроке: - Если вы поняли смысл и идею стихотворения , выразительно читали, то рисуете себя на самой верхней ступени. - Если работали не очень активно, остались вопрос по содержанию стихотворения, не очень выразительно читали, то на средней ступени - И если на уроке вы не работали, стихотворение не поняли, то нарисуйте себя на самой нижней ступени Домашнее задание: прочитать выразительно стихотворение «Бежит тропинка с бугорка» | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» -Узнать творчество Цветаевой; Научиться анализировать стихотворение Оценивают свою работу | УУРД: Оценивать свою работу | Учебная презентация: слайд 15 с темой урока Раздаточный материал «Лесенка успеха» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для понимания учащимися идеи произведения «Еще мама» А.П. Платонова.Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произведение;выделять глав...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Г.Б. Остер «Будем знакомы ».(УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над сказкой Г.Б. Остера «Будем знакомы»:предположение о содержании произведения по фамилии авто...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирование читательской компетенции: совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать стихотворение, в проце...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер «Что красивее всего?». (УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»; совершенствов...
Технологическая карта урока литературного чтения «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» ( УМК " Школа России, 2 класс)
Тема урока:«Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над стихотворени...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Федина задача"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова, произведении «Федина задача» Задачи урокаДидактические:уметь находить слова...
Технологическая карта урока литературного чтения.Тема «П.Платонов Цветок на земле 2» (УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: А.П. Платонов «Ещё Цветок на земле»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»...