Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Цветаева М.И. "Бежит тропинка с бугорка"", УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: понимание информации, самоконтроль; формирование умения осознано, выразительно читать лирическое стихотворение.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1)Формировать понятие о стихотворении, как жанре литературы;

2)Формировать умение выразительно читать стихотворные тексты;

3)Познакомить с творчеством М. И. Цветаевой.

 Предметные: научатся:

1)Учиться анализировать стихотворение;

2)Учиться характеризовать лирического героя, определять средства выразительности.

Развивающие:

1) развивать логические мышление: умение рассуждать, анализировать делать выводы в ходе чтения и анализа

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

2)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к чтению

2)  воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 17.02.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 4»Н»

Урок: 1

Время:14:00-14:40          Кабинет: 224

Студент: Мухамедьярова Элина Владиславовна

Группа: 35

Учитель: Васильева Наталья Александровна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: понимание информации, самоконтроль; формирование умения осознано, выразительно читать лирическое стихотворение.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)Формировать понятие о стихотворении, как жанре литературы;

2)Формировать умение выразительно читать стихотворные тексты;

3)Познакомить с творчеством М. И. Цветаевой.

 Предметные: научатся:

1)Учиться анализировать стихотворение;

2)Учиться характеризовать лирического героя, определять средства выразительности.

Развивающие:

1) развивать логические мышление: умение рассуждать, анализировать делать выводы в ходе чтения и анализа

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

2)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к чтению

2)  воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы

УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная презентация

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Элина Владиславовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

-У вас на столах лежат листочки, это лестница успеха. Нарисуйте человека на той ступеньке, на которой вы себя видите.

- Начнем урок с высказывания французского писателя Жан-Жака Руссо.

«Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами, приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Ж.Ж. Руссо

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Раздатка

Учебная презентация: слайд 1

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует актуализацию знаний через подводящий диалог

-Но перед тем как начать наш урок, давайте подготовим наши голосовые связки и артикуляционный аппарат.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

-Прочитайте сначала про себя.

-Давайте прочитаем  по слогам хором. Теперь читаем чуть быстрее, и последний раз быстро

-Молодцы! Теперь мы готовы с вами к нашему уроку.

-Творчество, какого писателя вы изучали на прошлом уроке?

-Какое произведение читали на предыдущем уроке?

-Что запомнили о жизни и творчестве С. Есенина?

-Перед вами критерии выразительного чтения.

1)Правильная постановка логических пауз.

2)Соблюдение нужной интонации и темпа.

3)Безошибочное чтение.

-А теперь прочитаем это стихотворение выразительно.

-Ваши впечатления от чтения товарищей.

-За что можно похвалить?

-Какие замечания?

-Что бы вы хотели отметить?

2. Отвечают на вопросы учителя

Читают про себя

Хором по слогам

-Сергей Александрович Есенин

-«Бабушкины сказки»

Выходят несколько учеников и читают. Остальные оценивают

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебная презентация: слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного поэта. Расшифруйте анаграмму и вы узнаете имя и фамилию поэта.

-Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине – поэте. М.И. Цветаева не любила, когда ее называли поэтессой. Она требовала, чтобы ее называли только поэтом. М.И. Цветаева – человек необычайно интересной судьбой.

-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

Слова – подсказки

1.Узнать…

2.Учиться…

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Марина Ивановна Цветаева

1.Узнаем творчество Марины Цветаевой.

2.Научимся анализировать стихотворения.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Учебная презентация: слайд 5

Слайд 6

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

-Послушайте стихотворение. О чем оно?

«Красной кистью…» Марина Цветаева

Красной кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

-Что узнали о М. Цветаевой из стихотворения?

  26 сентября 1892 года в Москве, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь Марина. Марина росла в мире музыки, поэзии и литературы. Стихи она начинает писать в 6 лет притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски.

Любимым поэтом ее бы Пушкин. Девство Марины проходило в Москве, а летние месяцы – в небольшом городке Тарусе на берегу реки Оки. Очень часто образ этой реки встречается в стихах М. Цветаевой. Этот образ связан с ее детством.

Будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила свой первый сборник – «Вечерний альбом»

-Сегодня мы познакомимся с произведением из первого сборника «Вечерний альбом» М. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка».

-Послушайте его и следите по тексту в учебнике. Какую картину вы представили?

Слушают стихотворение

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Работа с учебником

Ученая презентация

Слайд 7, 8, 9

Слайд 10

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

-Что почувствовали? Чем понравилось стихотворение? Что запомнилось? Взволновало ли оно вас?

-Какими чувствами наполнено стихотворение?

-Почему испытываем такие чувства?

-Хорошо, теперь давайте прочитаем это стихотворение по четверостишью. Я буду указывать на того кто будет читать, а остальные следите.

-Ребята, а чем можно доказать, что это жанр – стихотворение, лирическое стихотворение?

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

-чувство грусти, печали

1.Выражает чувства, эмоции поэта.

2.Есть рифма, ритм.

3.Есть средства выразительности.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Работа с учебником

Учебная презентация

Слайд 11

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения за мной.

Самомассаж «хлопки»

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения за учителем

Самостоятельная работа с самопроверкой

(15-20 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

1.Организует самостоятельную работу.  

-Ребята, скажите какие средства выразительности вы помните?

-Хорошо, сейчас будет работа в парах, вам нужно выписать из стихотворения средства выразительности.

-На экране есть, определения для тех не помнит.

Проверка по эталону.

1.Выполняют самостоятельную работу.

-Эпитет, олицетворение, сравнение и т.д.

Выполняют задание

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Учебная презентация : слайд 12

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

-Возьмите простой карандаш.

-Я читаю, а вы ставите логические паузы.

1 палочка – короткая пауза

2 палочки – более длинная пауза

3 палочки – длинная пауза

Проверка по эталону.

-Теперь читаем в парах, друг другу. А теперь на оценку.

Проверка по эталону

Несколько ребят выходят к доске и читают выразительно

-Но для начала давайте вспомним критерии выразительного чтения

Критерии

1)Правильная постановка логических пауз.

2)Соблюдение нужной интонации и темпа.

3)Безошибочное чтение.

-Удалось ли ребятам передать настроение лирической героини?

-Что в следующий раз вы прочитали бы по-другому?

-Дайте советы товарищам.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа с учебником

Учебная презентация: слайд 13, 14

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Сейчас с помощью лесенки успеха оцените свою работу на уроке:

- Если вы поняли смысл и идею стихотворения , выразительно читали, то рисуете себя на самой верхней ступени.

- Если работали не очень активно, остались вопрос по содержанию стихотворения, не очень выразительно читали, то на средней ступени

- И если на уроке вы не работали, стихотворение не поняли, то нарисуйте себя на самой нижней ступени

Домашнее задание: прочитать выразительно стихотворение «Бежит тропинка с бугорка»

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

-Узнать творчество Цветаевой; Научиться анализировать стихотворение

Оценивают свою работу

УУРД:

Оценивать свою работу

Учебная презентация: слайд 15 с темой урока

Раздаточный материал «Лесенка успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для понимания учащимися идеи произведения «Еще мама» А.П. Платонова.Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произведение;выделять глав...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Г.Б. Остер «Будем знакомы ».(УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над сказкой Г.Б. Остера «Будем знакомы»:предположение о содержании произведения по фамилии авто...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока:  формирование читательской компетенции: совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать стихотворение, в проце...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер «Что красивее всего?». (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»; совершенствов...

Технологическая карта урока литературного чтения «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока:«Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над стихотворени...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Федина задача"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве  Н.Н.Носова, произведении «Федина задача» Задачи урокаДидактические:уметь находить слова...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема «П.Платонов Цветок на земле 2» (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: А.П. Платонов «Ещё Цветок на земле»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»...