«Акцентное вычитывание эпического текста К.Г. Паустовский «Стальное колечко »
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного чтения по курсу Г.Н. Кудиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
(по курсу Кудиной Г. Н.)
учитель: Гольцова Алла Александровна
Тема «Акцентное вычитывание эпического текста
К.Г. Паустовский «Стальное колечко »
Цель: определение жанра произведения; вычитывание характеров героев, понимание точки зрения автора.
Ход урока
- Оргмомент.
- Актуализация знаний.
Вы прочитали произведение «Стальное колечко». Какая задача стоит перед вами как читателями?
(проанализировать)
- Но прежде, чем приступить к работе над произведением, я хочу проверить, насколько вы внимательно, вдумчиво его прочитали.
- Тест.
- Кто автор произведения «Стальное колечко»?
(К.Г. Паустовский)
- Как называлась деревушка, в которой жили Варя и ее дед?
(Моховое)
- Какая выдалась зима?
(суровая, с сильным ветром и снегом)
- Зачем пошла Варюша в соседнее село?
(за махоркой)
- Варюша продала махорку бойцам?
(нет)
- Что воткнула Варюша в снег, где потеряла колечко?
(старую еловую ветку)
- Кто, кроме Варюши, жил в избе у деда Кузьмы?
(воробей Сидор)
- Когда Варюша нашла колечко?
(весной)
- Сколько Варюшиных желаний исполнилось?
(два)
- Самооценка (ответы даны на доске).
III. Акцентное вычитывание.
- Прежде, чем начать работать с произведением, нужно определить, к какому роду литературы оно относится.
(Эпос)
Почему?
Действительно, рассказать о поступках и характерах героев, оценить их - задача автора, раз уж он выбрал такой род литературы.
- К какому жанру отнесем это произведение?
(сказка, рассказ)
Мнения разделились. Как же быть? Давайте разбираться.
- Какие виды сказок вы знаете?
(волшебная, бытовая, о животных)
- К какому типу сказок вы отнесете «Стальное колечко»?
(бытовая - обычная жизнь, быт; волшебная - колечко, три желания)
- Так волшебная или бытовая? Или то и другое «перемешано», ведь перед нами авторская сказка?
- Теперь послушаем тех, кто считает, что это рассказ. Чем вы аргументируете?
(Солдат просто шутит: колечко не волшебное, никаких желаний оно не исполняет, это девочка так думает. Дед же говорит, что он встал потому, что изба проветрилась)
- Ну вот, окончательно запутались. Думаю пора обратиться к тексту. Найдите в тексте те моменты, которые вы считаете волшебными.
- Сцена на вокзале.
Действительно ли колечко волшебное? Или бойцы пошутили?
Как хранил боец колечко? Прочитайте.
Так хранят волшебные вещи?
- Варюша нашла колечко.
«Оно ничуть не заржавело». Чудо это, или колечко могло на самом деле пролежать в снегу и не заржаветь?
- Варюша надела колечко.
Как вы думаете, отчего выздоровел дед?
- Наступление весны.
Весна вроде бы сказочная: смотрит, шагает, совершает чудеса. Но может это обычное описание природы. Автор сравнивает весну с хозяйкой. «Шла» - это поэтическое переназывание, когда свойства человека приписываются неживым предметам.
- Второй эпизод о весне.
Автор вновь подчеркивает именно волшебную сторону весны. Но, тем не менее, он не одушевляет весну. Ведь это слово написано с маленькой буквы.
А дальше: «будто кто-то брызнул на них волшебной водой», - вода волшебная, но автор не утверждает этого, говорит «будто».
- Старый воробей Сидор.
С характером заставлял считаться, обижался, начинал драться.
Говорит: «Ишь ты! Ишь ты!» - это сказочный момент. Но то, что он не ищет колечко, а просто улетает - это реальность.
- Последние два абзаца.
Варюша верит, что колечко волшебное, но отказывается от исполнения третьего желания. А в волшебной сказке именно оно-то и бывает главным.
- Какой же вывод мы можем сделать? Сказка или рассказ?
Здесь много мест, которые бывают в волшебных сказках. Можно читать как сказку. И в то же время всему волшебному можно найти реальное объяснение. Сложно. Сложно потому, что у Паустовского причудливо переплетается волшебное и реальное. Все происходит на обычном бытовом уровне: девочка, дед, бойцы. Может быть нам станет проще, если обратим внимание на характеры героев? Похожи ли они на героев волшебной сказки?
Варюша: заботливая (пошла за махоркой), добрая (поделилась с солдатами), доверчивая (верит бойцу), любопытная (нарушает договор, надевает кольцо на мизинец), любит свою землю (отказывается от третьего желания, не хочет в другие земли). Но в то же время загадывает желания, как сказочная героиня.
Боец: веселый (много шутит), добрый (ласково называет Варюшу). Колдун («мина не брала») или он очень опытный боец - сапер?
- Опять получается по-разному. Если рассматривать всех, как героев рассказа, то выходит, что Варя - просто мечтательница, наивная, верит в чудеса. А боец - шутник. Как же быть? К какому жанру отнести это произведение?
- К.Г. Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Ну а сам автор определил жанр «Стального колечка» как сказку. В авторских сказках так часто и бывает: сказочное переплетается с реальностью. И все это потому, что автор не придерживается правил создания сказки, которыми руководствуются народные авторы. Писатели, пишущие сказки, соединяют черты разных типов сказок, вводят совершенно реальные эпизоды. Поэтому и читателю с авторской сказкой работать труднее, труднее понять мысли и чувства автора. Ну, а читатель, который понял произведение, должен уметь дать отзыв.
IV. Устные отзывы учащихся о сказке
V. Итог. Рефлексия.
Какую задачу мы с вами решали на уроке?
Захотелось ли вам прочитать другие произведения К. Г. Паустовского?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"
Формирование критического мышления на уроках литературногочтения....
Конспект по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»
Урок изучения нового материала построен с использованием приёмов технологии проблемного обучения.Конспект по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»Программа «...
Игра "Умники и умницы" по сказке К. Г. Паустовского "Стальное колечко"
Конспект игры по сказке К. Г. Паустовского поможет учителю в развитии техники чтения учащихся, в формировании правильной читательской компитентности....
Тест по литературному чтению по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"
Тест по литературному чтению по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"...
Технологическая карта урока литературномого чтения 3 класс, произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко». УМК "Начальная школа XXI века".
1. Тема: Произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»( 1 урок).2.Литературное чтение.3. 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»4.Использованная литература:1) Литературное чтение: 3 класс: учебник ...
Литературное чтение 3 класс К Г Паустовский "Стальное колечко"
первый урок по произведению....
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Акцентное вычитывание лирического текста.
Дидактические цели урока: подготовить детей к выразительному чтению стихотворения, развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать настроение автора, передавать его в своем чтении....