Урок литературного чтения по программе Н.Ф. Виноградовой во 2 классе Тема: Б. Заходер "Птичья школа"
методическая разработка по чтению по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_b_zahoder_ptichya_shkola.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

        МБОУ Кулундинская СОШ №1 Кулундинского района Алтайского края

Урок литературного чтения

во 2 классе

               Тема: Борис  Заходер «Птичья школа»

                                                                                            учитель начальных классов

                                                       Левицкая С.С.

                                                             

                                                               Кулунда - 2013

 

Цели урока: создать условия для: 

- знакомства учащихся с краткой биографией и  творчеством  Бориса Заходера (на                материале произведения “Птичья школа”);

- формирования навыков правильного, выразительного, сознательного, беглого чтения;

учить соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности  стихотворения

(интонация, темп чтения, особенности речи); продолжать работу над развитием

связной речи учащихся;

-содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся;

- воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через

систему упражнений с литературным произведением; прививать любовь и бережное

отношение к природе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Девиз урока. "Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”

Оборудование: Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс.

                            Рабочая тетрадь № 2: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс.                  

                            Выставочный стенд с книгами Б.Заходера.

                            Компьютерная презентация урока.

                          Компьютер; проектор; экран.

                     Аудиофайл для прослушивания в формате mp3 Б.Заходер «Птичья  

                            школа»;

                          Выставка детских рисунков птиц.

       

Структура урока:

1.Организационный момент.

2. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

а) Дыхательная разминка.

б) Речевая разминка.

3. Изучение нового материала. Знакомство с новым автором.

а) Физминутка для глаз.

4. Сообщение темы и цели урока.

5. Работа над достижением цели.

6. Динамическая пауза.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент урока. 
  2. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Задачи:

– проверить готовность учащихся к уроку;

–содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через проведение

дыхательной и речевой разминки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Приветствие.

 Ребята, садитесь, пожалуйста. Вижу, что у вас и наших гостей отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

2.Проверка готовности к уроку.

3. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Дыхательная разминка

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями

4.Речевая разминка (скороговорки)

Садятся за парты и проверяют готовность к уроку

Проводят дыхательную разминку

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф»

(Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).

Завели машину

Завели машину, (Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,         (Выдох.)

Накачали шину, (Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,         (Выдох.)

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш. (Выдох.)

Проговаривают скороговорки предложенные детьми для развития речевого аппарата

3. Изучение нового материала. Знакомство с новым автором. 

Задачи:

– познакомить учащихся с некоторыми этапами жизни и творчества Бориса Заходера;

- содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через проведение

 физминутки для глаз.

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Мы продолжаем читать  произведения о природе весной.

Сегодня знакомимся с творчеством Бориса Владимировича Заходера.

Презентация об авторе

Рассказ учителя о творчестве Заходера

- Посмотрите на выставку книг Б. Заходера. Эти книги и многие другие вы можете взять для чтения в нашей библиотеке.  

Физминутка для глаз

Слушают учителя, смотрят презентацию и слушают одноклассницу.

1.Сообщение о Б.В.Заходере 

(Приготовила Костыря Лариса).

                 Заходер Борис Владимирович родился  9 сентября 1918г., умер 7 ноября  2000г. Он прожил 82 года.

У Бориса Заходера множество произведений совсем – совсем разных, непохожих одно на другое. Есть у него стихи и смешные, и грустные, и сердитые. Он очень рано начал писать стихи, ещё до школы. Его любили слушать друзья. Он не дрался, не хулиганил, а всегда читал. Много читал и сам много сочинял о животных. Мечтал стать писателем.

        Кроме того, Борис Заходер – прозаик, т.е. писал рассказы. Он ещё и драматург. Его пьесы идут в детских и кукольных театрах.

        Есть и кинофильмы, созданные по сценариям Заходера. Любимый наш фильм «Мэри Попинс». Он ещё и переводчик: его стараниями ожили и говорят на русском языке герои сказок братьев Гримм, Л. Кэрролла,

 А. Милна и многих других.

        Он всегда понимает тех, кого, казалось бы понять невозможно.

Вот, например, Киску:  

Плачет Киска в коридоре –

У неё

Большое горе:

Злые люди

Бедной киске

Не дают

Украсть сосиски!

Он смотрит на этот случай её глазами, и всё сразу становится непривычным и смешным. Это свойство настоящих писателей – уметь взглянуть на всё не своими глазами.

Смотрят презентацию и выставку книг, слушают учителя

Отгадывают загадку

Проводят физминутку для глаз

4. Сообщение темы и цели урока

Задачи:

– учить определять тему и цели урока;

- способствовать развитию логического мышления.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

«Перепутанные буквы»

лачьяптишко

Сообщение темы и цели урока.

Психологическая подготовка к восприятию темы.

- На уроке литературного чтения  

  Мы продолжаем с пернатыми дружбу,

  И этим окажем им  добрую службу.

- Мы познакомимся со стихотворением Бориса Заходера «Птичья школа».

Девиз урока. "Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”

Собирают название произведения

Называют тему урока и ставят цели на урок 

а) Объявление темы урока.  

Б. Заходер  «Птичья школа»

б) Целеполагание. 

Вместе с классом формируем цель: сегодня на уроке мы познакомимся с новым стихотворением, а также будем работать над правильным и выразительным чтением.

5.Работа над достижением цели:

Задачи:

- познакомить со стихотворением  «Птичья школа»;

- формировать навыки правильного, выразительного, сознательного, беглого чтения;

учить соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности  стихотворения

(интонация, темп чтения, особенности речи);

-продолжать работу над развитием связной речи учащихся;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

а) Чтение стихотворения учителем

б) Проверка первичного восприятия текста

- Какое настроение вызвало это стихотворение Бориса Заходера?

- Какое время года описывает поэт?

- Почему так решили?

- Кого подразумевал поэт в данном стихотворении?

в) Чтение стихотворения учащимися

г) Выборочное чтение

Зачитать отрывки:

  - Для кого открыта школа?

  - Во сколько начинаются занятия у птенцов?

  - Кто  прилетел учиться?

  - Как  представлен учитель?

   - Какие уроки были у птиц?  

    - Какие оценки получили птенцы

Слушают чтение учителя

Отвечают на вопросы

Читают стихотворение самостоятельно

    (жужжащее чтение)

Зачитывают отрывки

(Чистописание,           родной язык, чтение, естествознание – окружающий мир и  пение).

   6. Динамическая пауза

Задачи:

– снять умственное напряжение детей;

- содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через двигательную

активность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Почитали? Отдохнем!

 Встанем, глубоко вздохнем!

 Руки в стороны, вперед,

 Влево, вправо поворот.

 3 наклона, прямо встать.

 Руки вниз и вверх поднять.

 Руки плавно опустить,

 Всем улыбки подарить

 И к работе приступить.

Сопровождают слова учителя соответствующими действиями.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

д) Чтение стихотворения одновременно с аудиофайлом для прослушивания в формате mp3 

Б.Заходер «Птичья школа»;

- Какую часть стихотворения можно использовать как скороговорку?

(Слетелась птичья детвора:

Воробушки, галчата,

Чижи,

Стрижи,

Щеглята,

Сороки, воронята,

Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,

Пищат, галдят, клюются,

Толкаются, дерутся…)

- Кто проговорит скороговорку?

Читают стихотворение  

  7. Рефлексия 

  Задачи:

   – учить самостоятельно подводить итог урока;

   – учить проверять индивидуальное достижение поставленных задач;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Давайте подведем результаты урока. Покажите, пожалуйста, карточки самых удавшихся своих действий на уроке.

Поднимают карточки результатов

Примерно так: на уроке у меня получилось:

   

   - слушать

  -рассказывать

    -читать

8. Домашнее задание

Задачи:

– объявить и записать на доске домашнее задание;

 – разъяснить домашнее задание, тем самым предотвратить возможные затруднения при его выполнении.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовить выразительное чтение

( стр.133 - 135).

2.По желанию можно выучить наизусть.

3.Выполнить задания в тетради на стр.78  №1,2.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по программе "Перспективная начальная школа" на тему "Лев Николаевич Толстой "Прыжок""

Цель данного урока - через события рассказа помочь учащимся увидеть отношения людей к поступкам мальчика и обезьяны, почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением....

Урок литературного чтения по программе УМК "Начальная школа XXI века" Снегурочка.

Урок литературного чтения по программе "Начальная школа 21 века". Урок поможет сформировать умение различать и сравнивать литературные и народные сказки. Обратить внимание на особенности авторско...

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

Урок литературного чтения по программе" Перспективная начальная школа" по теме "Рифмы. Удивительные хвосты" 1 класс

Тема. Рифмы. Шуточные стихотворения. Цель урока. Создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока «литературное чтение». Задачи урока.1. Познакомить обучающихся...

Методическая разработка урока литературного чтения по программе "Школа России" для 4 класса

Тема урока: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»Цели урока: продолжить знакомить детей с творчеством К. Г. Паустовского;развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения;развивать ...

Презентация к уроку литературного чтения по программе "Школа России" М.Зощенко "Великие путешественники"

В презентации дается краткая биография писателя. Тест к произведению....