Рабочая программа по обучению грамоте в 1 классе
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение грамоте в 1 классе | 371 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей № 27 г. Улан – Удэ
ПРИНЯТО НА МО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Зам.Директора по УВР Директор лицея №27
___________/______/ ___________/______/ _______________
Приказ № _____________ от «____» ________________20 ____ г.
Рабочая программа
по курсу «Обучение грамоте» в 1 классе
на 2012 – 2013 учебный год.
207 часов (чтение – 4 часа и письмо – 5 часов в неделю)
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента
государственного образовательного стандарта по обучению грамоте (чтение) и
государственной программы по обучению грамоте (чтение) в 1 классе
(Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева)
Составила учитель начальных классов:
Е.В.Попова
г. Улан – Удэ
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Концепции УМК «Перспектива», авторской программы Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений. При этом учтено: учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного необязательного содержания.
Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.
Цель курса «Обучение грамоте» - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
- сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
- обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
- обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
- развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.
Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.
Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.
Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.
Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах:
- коммуникативном,
- познавательном,
- семиотическом (знаковом).
1. Коммуникативная направленность курса позволяет:
- сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;
- дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;
- осознать язык как средство общения;
- сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
2. Познавательная ориентация курса позволяет:
- изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;
- освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
- формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;
- обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);
- развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.
3. Семиотический принцип даёт возможность:
- раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);
- осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;
- выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);
- познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
В период обучения грамоте дети получают первоначальные представления о различных формах общения: реального (людей друг с другом) и условного (с миром природы и вещей), сравниваются словесные и несловесные формы общения. Обращается внимание на значение жестов, мимики, выразительных движений, интонации общения, рисунков, осмысливается роль знаков в общении.
Главное внимание отводится обучению чтению и письму как письменным нормам речевого общения. Параллельно идет совершенствование устных форм общения, умений слушать и говорить, активно развивается диоматический слух учащихся.
Период обучения грамоте включает три этапа:
1. Подготовительный период обучения (45 ч)
Учащиеся начинают работу с материалом из первого раздела, который называется «Давайте знакомиться!» Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.
На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму. Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты. Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова. Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.
Одновременно с азбукой дети работают в Рабочей тетради «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.
Устная форма общения. Актуализация опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Осмысление диалоговой формы речевого общения, выработка практических умений: слушать собеседника, проявлять к нему интерес, поддерживать диалог репликами; находить и отбирать соответствующие слова для выражения собственных мыслей.
Наблюдение за тем, какова роль жестов, мимики, движения, а также интонации и темпа речи в общении людей; культура общения.
Первоначальные представления о значении жеста. Распознавание значений отдельных жестов героев сказок, многозначность жеста в различных ситуациях общения.
Условное общение с предметами (игрушки, предметы быта, учебные принадлежности и др.). Разыгрывание сценок из воображаемой жизни вещей.
Игры со словом «Мы узнаем мир по именам». Называние имен предметов окружающего мира.
Введение в речь детей слов, обозначающих предметы, их качества, действия, назначение, функцию предмета; умение различать и употреблять слова, называющие отдельные предметы (роза, ландыш и др.), и обобщающие слова (цветы, растения и др.). Общение с миром природы. «Оживление» мира природы: придумывание с помощью учителя сценок из воображаемой жизни растений и животных; наделение героев определенными качествами (добрый, ласковый, сердитый и т. д.).
Устное описание и сравнение различных видов животных, растений и птиц, изображение поз, действий и повадок животных с помощью жестов, пластики движений, изобразительных действий и рисунков.
Слово в речевом общении. Осмысление номинативной функции слова. Представление о слове как имени вещи, предмета; о слове как имени собственном. Различение слов, обозначающих живые существа и неодушевленные предметы. Упражнения на классификацию слов. Активное введение в речь слов и словосочетаний, обозначающих предметы окружающего мира, действия животных, характеризующих их внешний облик.
Письменная форма общения. Подготовка к письму и чтению: предыстория письменной речи.
Слово. Обозначение с помощью рисунка предметов материальной культуры (учебные вещи, предметы мебели), мира живой и неживой природы. «Запись» названия сказки или заглавия рассказа с помощью рисунка. Озвучивание рассказов в картинках. Умение различать слово и предмет. Первоначальная ориентировка в звуковой структуре слова (искомый звук в начале, середине,
конце слова). Развитие диоматического слуха. Упражнения для подготовки к письму — раскрашивание, штриховка предметов, вырезание фигур из бумаги, лепка. Общение с использованием знаков посредников. Знакомство с условными знаками: знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.; расшифровка их значения; придумывание и рисование (запись) простейших знаков-символов. «Чтение» знаков.
Использование знаков-символов в учебно-познавательной деятельности (обозначение коллективных, групповых и индивидуальных форм работы).
Расширение представлений о знаках: слово как сложный языковой знак, замещающий что-то (вещь, действие, предмет).
Освоение действий звукового анализа слов, определение последовательности звуков в слове. Первоначальное представление о слове как двусторонней единице языка на основе модели слова, представляющей единство его значения и звучания.
Слог. Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Ударение (выделение голосом, длительное и более сильное произношение одного из слогов в слове). Подготовка к анализу звуковой структуры слова, к звуко - буквенному письму. Составление простейших сообщений с помощью слов-рисунков и «чтение» их; обмен письмами-рисунками между детьми разных классов; расшифровка писем-загадок, написанных пиктографическим способом. Запись сообщения, высказываний с помощью графической схемы. Первоначальные представления о предложении.
Речь. Общее представление на наглядно-образных моделях. Деление речи на смысловые части и элементы с помощью рисунков, жестов, схем. Озвучивание серии рисунков, которые помогают ребенку разделить сюжет сказок и рассказов на эпизоды.
Использование рисования как графической речи, как средства самовыражения.
2. Основной (букварный) период обучения (144 ч)
В этот период идет овладение звуко-буквенным письмом как наиболее эффективным способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуются коммуникативно-речевые навыки.
Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название — «Страна АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре. При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме. Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное. Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников. «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения. Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.
Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями. Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов. При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта. Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения.
В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях №1 и №2 «Мой алфавит».
Устная форма общения. Речь.
1. Развитие диалогической и монологической речи в различных ситуациях общения. Умение вступать в диалог со сверстником и учителем: слушать и понимать вопросы собеседника, соотносить с ними свои ответы, корректировать содержание своих ответов в соответствии с репликами и вопросами партнера по общению.Умение ориентироваться в ситуации общения: понимать, что, зачем, кому и как говорить в различных ситуациях — на уроке, на перемене, в семье; умение пересказать небольшой текст, озаглавить его.
Культура речи. Формирование умений воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи: различать на слух и верно употреблять сходные звуки [с—ш, с—з, ш—ж, п—б и др.]; отчетливо произносить слова, четко их артикулируя; воспроизводить скороговорки, потешки, песенки с различными речевыми задачами в заданном темпе, с различной силой голоса, в сочетании с ритмическими движениями. Упражнения в произношении отдельных слов и предложений в определенном темпе; умение воспроизводить предложения с различной интонацией в зависимости от речевой задачи. Развитие фонематического слуха у детей на всем диапазоне звуков русской речи в звуковых играх и в речевых ситуациях.
2. Слово в речевом общении.
Обогащение и активизация словаря учащихся в учебно-познавательной и игровой деятельности. Упражнения в различении конкретных лексических значений слов и обобщенных наименований — родовых и видовых названий: растения (деревья, кусты, цветы; васильки, ромашки) и т. д. Упражнения в правильном использовании наречий (без терминологии), указывающих на пространственное размещение объектов (слева, справа, вверху, внизу и т. д.), в дифференцировании слов, обозначающих в какой-то мере сходные предметы (берет, кепка) или качества (синий, голубой), в различении простейших случаев многозначности слов на основе наглядно-образных моделей; упражнения в подборе синонимов, антонимов, в умении называть одно и то же лицо по-разному в зависимости от различных точек зрения и ситуаций общения (например, отец — по родству, шофер — по профессии и т.д.).
Наблюдение за свойством слова обозначать все, что окружает человека. Практическое различение частной и общей предметной отнесенности путем сопоставления имени одного человека (собственного имени) и имени (нарицательного) целой группы однородных предметов (стол, дом и т. д.). Разведение понятий «предмет» и «слово как название предмета». Упражнения в наименовании предметов, относящихся к миру людей, природы и вещей. Игры—соревнования в подборе слов, обозначающих действия и признаки предмета.
Наблюдение за использованием в речи слов, называющих предметы живого (одушевленные) и неживого (неодушевленные) мира.
3. Предложение.
Развитие умения правильно строить простые предложения, составлять определенное количество предложений по картине или серии картин. Обучение умению составлять простейшие тексты по предложенному рисунку, а также на основе впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного.
Письменная форма общения — овладение элементарной грамотностью.
1. Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Различение в слове значения и его звучания на основе двусторонней модели слова. (Значение слова как образ предмета, действия, свойства, которое можно представить, вообразить, вспомнить (изобразить). Звучание слова (последовательность звуков) можно услышать и записать с помощью схем.)
Овладение действием звукового анализа слова различной слоговой структуры: фиксирование последовательности звуков в слове с помощью слого - звуковых и образно-символических схем (акрофонический способ записи звуков).
Выявление смыслоразличительной функции звуков в слове, фиксирование в схеме гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. Деление слов на слоги; открытый и закрытый слоги. Звонкие и глухие согласные звуки.
Освоение действия ударения на практическом уровне (с помощью жестов руки, хлопков и т. д.), образно-символическом и знаковом уровнях; различение ударных и безударных гласных звуков. Озвучивание слого-звуковых схем, чтение слов «по следам» анализа. Выделение из ситуативного контекста слов, содержащих определенный звук; фиксирование звуков буквами.
2. Овладение механизмом чтения слога и слова.
Чтение открытого слога с ориентировкой на гласный звук, с опорой на сопоставление гласных [ы — и], [о — ё], [а — я], [о — е], [у — ю], их роль в слоге. Освоение приемов целостного чтения слов с опорой на знак ударения, упражнения на восприятие и чтение слов различной слоговой и звуко-буквенной структуры, упражнения на увеличение «поля» чтения, развитие темпа чтения.
Печатание слов с изученными буквами (после их слого-звукового анализа), включение данных слов в коммуникативную ситуацию и чтение предложений. Самостоятельное чтение небольших текстов, записанных с помощью слов и пиктограмм; упражнения в выразительном чтении: выбор тона и темпа чтения в зависимости от цели высказывания; упражнения в чтении скороговорок, загадок, потешек с различной интонацией (в зависимости от подтекста, от поставленной речевой задачи).
3. Развитие первоначальных навыков письма.
Соблюдение гигиенических требований к письму (правило посадки ученика и расположения тетради на парте, положение ручки при письме и т. д.). Развитие мелкой мускулатуры и мелких движений пальцев руки с помощью целенаправленных упражнений. Последовательное освоение двух типов ориентировки:
— ориентировка на строке: рабочая строка и межстрочное пространство, верхняя и нижняя линии строки; письмо прямых и наклонных линий на строке;
— ориентировка в написании буквы: выделение в букве опорных элементов (точек или ритмически повторяющихся элементов), письмо букв на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Запись печатных букв с использованием опор и самостоятельно; перевод их в письменные буквы. Ритмическое и связное письмо букв, их соединений в словах; развитие навыков послогового проговаривания слов при их записи. Написание предложений и небольшого текста по памяти, чтение и проверка написанного. Составление и запись небольшого рассказа на определенную тему по рисунку и личным наблюдениям. Изложение небольшого прочитанного рассказа (с помощью учителя). Включение элементов письменного текста в коммуникативно-речевую ситуацию (записка для мамы, приглашение, объявление). Формирование умения контролировать себя во время письма, сравнивая свою запись с исходным словом, предложением, текстом.
Язык как средство общения. Первоначальное представление о таких элементах языка, как звуки и буквы, слово и предложение, а также правилах графики и орфографии.
Звуки и буквы. Различение гласных и согласных звуков, обозначение буквами е, ё, ю, я йотированных (слитных) гласных звуков в начале слова, после гласных звуков и мягкого и твердого знаков; обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака (ь) и букв я, и, ю, е, ё; перенос слова по слогам. Слог. Ударение. Построение акцентно-графической схемы слов; выделение ударного слога. Деление слов на слоги. Слого-звуковой анализ слов. Алфавит, его значение. Правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу; письмо слова с непроверяемым написанием (учение, учитель, фамилия, пенал и др.); разделительные твердый и мягкий знаки. Слово. Слова как названия (имена) предметов окружающего мира, их свойств и действий.
Умение различать звуковую, буквенную формы слова и его содержание (значение) на основе двусторонней наглядно-образной модели слова. Деление слов названий на собственные и нарицательные. Большая буква в собственных именах людей, кличках животных, названиях городов и улиц. Деление слов названий, обозначающих живые (одушевленные) и неживые (неодушевленные) предметы, по вопросам кто? что?
Первые наблюдения за использованием в речи антонимов (холодный — горячий и др.) и синонимов (ребенок, дитя и др.).
Группировка слов (с помощью учителя) по темам, ориентирующая на значение слова: «Человек» (семья, внешний вид, качества человека), «Наш дом» (квартира, бытовые приборы), «Наш город» (улица, почта, транспорт, магазин, театр, библиотека, школа, спорт), «Природа» (времена года, растения, животные). Классификация слов по вопросам кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделает? Что сделал? Выявление (с помощью учителя) классифицирующих (обобщенных) признаков предметности, качества и действия.
Предложение. Объединение слов в предложения и выделение предложения в коммуникативной ситуации. Интонационное оформление предложений. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения. Простейший структурно-смысловой анализ предложений: выделение и называние предмета речи (кто это? что это?) и того, что о нем сообщается (что делает? что сделает?). Установление связи между словами в предложении. Наблюдение за взаимосвязью порядка слов в предложении и его смыслом. Предложения составляются устно: Мы пойдем на елку (а не в театр); На елку пойдем мы (а не они).
3. Послебукварный период обучения (18 ч)
Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете». Основная задача этого периода - закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.
Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя
с писателем, книгой, ее героями.
Параллельно с литературной частью азбуки идет работа в Рабочей тетради «Пишу красиво». Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки.
Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.
Чтение и письмо. Первоначальное обобщение, систематизация полученных знаний о языке и речи: различение звука и буквы, слова и предложения, устной и письменной речи. Практическое различение в слове звуковой, буквенной формы и содержания (значения) на основе двусторонней наглядно-образной модели слова. Звуко-буквенный анализ слов. Закрепление элементарных правил русской графики и первоначальных орфографических умений и навыков. Упражнения в написании обобщенных элементов букв (чистописание). Поэтапное формирование регулятивной функции речи: развитие умений корректировать свои действия в соответствии с речевой задачей, планировать свою деятельность, анализировать образец, соотносить его с полученным результатом. Практическое различение художественных и научно-познавательных текстов. Наблюдение за особенностями использования языка в этих текстах: где творит художник слова, который воздействует на воображение, чувства, а где — ученый, обобщающий факты, случаи из жизни. Отработка навыка чтения целыми словами, формирование умения читать текст выразительно.
Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы каждого субъекта РФ и индивидуальный характер развития учащихся. При этом включение регионального компонента в содержание образования обусловлено рядом объективных причин, среди которых можно выделить новый подход к процессу обучения, гуманизацию образования, ориентацию на личность обучаемого, формирование человека, гармонично включенного в местные традиции.
Уже с первых шагов обучения грамоте первоклассников одной из форм работы на уроке является знакомство с пословицами и поговорками как одним из видов народного творчества. Сначала чтение и объяснение смысла пословиц с опорой на личные наблюдения и опыт учащихся.
А так же на уроках обучения грамоте используются бурятские народные загадки, пословицы и скороговорки.
Самым понятным для младших школьников произведением является сказка. Первоклассники с большим интересом слушают и анализируют бурятские народные сказки о животных.
.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- классификация и обобщение по родовидовым признакам;
- установление аналогий и причинно-следственных связей;
- построение рассуждений;
- отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс. В 2-х частях (Ч. 1 – 112 с., ч. 2 – 128 с.)
- Климанова Л.Ф., Абрамов А.В., Борейко Л.Н. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс (64 с.)
- Климанова Л.Ф., Абрамов А.В. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2-х частях (Ч. 1 – 64 с., ч. 2 – 64 с.)
- Климанова Л.Ф., Абрамов А.В. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс (64 с.)
- Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Азбука» (CD).
- Сборник рабочих программ. М.: «Просвещение». 2011г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока чтения | Дата проведения | № урока | Тема урока письма | Дата проведения | ||
по плану | фактически | по плану | фактически | ||||
Азбука, часть I. | Пропись № 1 «Рисуй, думай, рассказывай» | ||||||
I неделя – 4 часа | I неделя – 5 часов | ||||||
1. | «Давайте знакомиться!» «Мы – хорошие друзья». Введение понятия «общение». Цель и результат речевого общения. Приветствие. Знакомство. 4 – 5, 6 – 7 | 1. | Твои новые друзья» «Дорога в школу» Подготовка к письму: ориентировка на рабочей строке, обведение по образцу. «Первое задание» - каллиграфический текст на списывание предложения. Ориентировка на листе: в центре, слева, справа. 4 – 7 | ||||
2. | «Мои первые книжки». «Первый школьный звонок». Цель и средства речевого общения. Мы узнаем мир по именам — роль слова в общении. Имя собственное. Вн.чт. Хорошо – плохо. 3 – 4 | 2. | «Большие и маленькие» Сравнение предметов по величине. Сравнение линий. 8 - 9 | ||||
3. | «Общение без слов». Культура общения. Слова – названия конкретных предметов и слова обобщающего характера (юла – игрушка). 12 - 13 | 3. | «Сравни» Больше, меньше, одинаково. Сравнение линий по количеству. Обозначение на письме указательных жестов стрелкой. Обведение линий по стрелке. Задания по выбору. 10 - 13 | ||||
4. | «Страшный зверь». «В мире природы». «Понимаем ли мы язык животных?». Слова и жесты в общении. Игра «Изобрази и расскажи». Формулы речевого этикета: внимание к собеседнику. Выразительные движения, позы животных; значение телодвижений и выразительных поз у животных. 14 – 15, 16 – 19(д) | 4. | «Направление» Обведение предметов по стрелкам и линиям. Штриховка. Задания по выбору. 12, 14 | ||||
5. | Развитие речи «Чей домик?». «Лото». Обведение предметов по стрелкам и линиям. Логические и ассоциативные упражнения. Штриховка. Задания по выбору. 14 - 17 | ||||||
II неделя – 4 часа | II неделя – 5 часов | ||||||
5. | «Мы пришли в театр». «Кто разговаривает в сказках?» Мимика и ее роль в общении. Устные рассказы по мотивам известных сказок. Наблюдение над жестами и мимикой героев сказок. Словесное рисование. Вн.чт.Добро – милость – зло. 4 – 5 | 6. | «Длиннее – короче». «Целое и часть». Написание линий различных по величине. Задания по выбору. 18 – 23 | ||||
6. | «О чем рассказал Гулливер?». «Слова или предметы?». Различение слова и предмета, им обозначаемого. Логические упражнения: слова – названия конкретных предметов, слова обобщающего характера (животные, растения и др.) 24 – 25 | 7. | «Головоломка» «Овал» Нахождение закономерностей. Написание вертикальных и горизонтальных линий по стрелкам. Предварительная звуковая ориентировка в слове. Индивидуальные задания: написание печатных букв, как сенсорных образцов звуков, известных детям. 24 – 25 | ||||
7. | «Как найти дорогу». Подготовка к осмыслению письменной речи: использование посредников (предметов, меток, символов, знаков). 26 – 27 | 8. | «В квартире» «Веселые превращения» Обведение и штриховка. Написание элементов букв по стрелкам. Предварительная звуковая ориентировка в слове (искомый звук в начале, середине и конце). 26 – 27 | ||||
8. | «Удивительная встреча». Обобщение с использованием рисунков. Подготовка к усвоению письменной речи: рисование как способ записи сообщения. 28 – 29 | 9. | «Сравни дома» «В магазине одежды» Штриховка, обведение. Подготовка к звуковому анализу. Элементы печатных букв. 28 – 29 | ||||
10. | «В походе». «На привале». Обведение, штриховка. Подготовка к звуковому анализу. Письмо элементов печатных букв. Обозначение предметов словом (называя функцию слова). Устные рассказы. 30 – 31 | ||||||
III неделя – 4 часа | III неделя – 5 часов | ||||||
9. | «Знаки на дорогах» Практическое представление о знаке и его значении; подготовка к осмыслению слова как двусторонней единицы языка ( звучание и значение) 30 – 31 | 11. | «На коньках». Штриховка, обведение непрерываемых линий. Предварительная звуковая ориентировка в слове, обведение элементов печатных букв. 32 – 33. | ||||
10. | «Условные знаки в городе и дома» Кому адресованы знаки? «Чтение» знаков (извлечение смысла значения знака). 32 – 33 | 12. | «На волнах». «Морские путешествия». Штриховка, безотрывные линии; звуковая ориентировка в слове. Классификация слов – названий морских и речных судов. 34 – 35 | ||||
11. | «Путешествие по Цветочному городу» Условные знаки в городе. Составление сообщений с использованием знаков. «Чтение» знаков. 34 – 35 Вн.чт. Горе – обида. 6 – 7 | 13. | «На лугу». «Мы рисуем». Обведение, штриховка; преобразование овалов в предметы; простейший звуковой анализ. 36 – 37 | ||||
12. | «Не быть равнодушным». «Знаки в лесу и в парке». Знаки по охране природы. «Чтение» знаков, т.е. осмысление их значения. Логические упражнения. Устные рассказы. 36 - 39 | 14. | «Под грибом». Предварительные звуковые упражнения; письмо элементов печатных букв. Самостоятельные логические упражнения «Найди закономерность». 38 – 39 | ||||
15. | Развитие речи «Мы – спортсмены». Обведение по пунктирам. Лексическая работа: спортивный инвентарь. Классификация: виды спорта. Элементы звукового анализа. 40 – 41 | ||||||
IV неделя – 4 часа | IV неделя – 5 часов | ||||||
13. | «Загадочное письмо». «Письмо в рисунках». Закрепление представлений о слове. Составление из слов предложений, их запись с помощью рисунков (пиктограммам). 40 – 41 | 16. | «Домики трех поросят». Штриховка, обведение. Устный диалог по сказке. Звуковая ориентировка в слове; элементы печатных букв. 42 – 43 | ||||
14. | «Мир полный звуков». Подготовка к усвоению звукобуквенного письма. Различение звуков речи и звуков окружающего мира. Формирование действия звукового анализа, как последовательность звуков в слове. Бусинки на нитке – наглядно – образное представление о последовательности звуков в слове. 42 – 43 | 17. | «В гостях у бабушки». «Чаепитие». Раскрашивание, штриховка, обведение. Звуковой анализ: определение последовательности звуков в слове. 44 – 45 | ||||
15. | «Слушаем звуки речи». «Различение звуков речи». Звуки гласные и согласные. Коммуникативно – речевые ситуации. Введение символов гласных [ ] и согласных [ ] звуков. Обозначение последовательности звуков в слове с помощью схемы (звуковой анализ). Наглядно – образный акрофонический способ записи звуков в слове. 44 – 47 | 18. | «Наличники». «Распиши посуду». Звуковой анализ слов. Печатание элементов букв. Раскрашивание. Объяснение. Рассуждение. 46 – 47 | ||||
16. | Твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками. Работа с моделями слов. Различение звучания и значения слова. Вн.чт. Правда – обман. 7 – 9 | 19. | «Расшитые полотенца». «Лоскутное одеяло». Написание прямых линий по пунктиру. Письмо элементов письменных букв. Звуковой анализ слов. Классификация слов по формальным признакам: подбор слов с одинаковым звуком в начале слова. 48 – 49 | ||||
20. | Развитие речи «Прогулка в парке». «Знаки в городе». Предварительный звуковой анализ. Печатание элементов букв. Классификация слов по формальным признакам: искомый звук в начале, конце слова. 50 – 51 | ||||||
V неделя – 4 часа | V неделя – 5 часов | ||||||
17. | «Звучание слова и его значение». Звуковой анализ слов. Модели слов. Классификация слов. 52 – 53 | 21. | «Подбери пару». «Сравни и подумай». Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв. Обведение образцов. 52 - 55 | ||||
18. | «Слог. Деление слов на слоги». Сопоставление понятий: слово – слог. Умение произносить слово по слогам. 54 – 55 | 22. | «В спортивном зале». Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв (строчных и заглавных). Диалог. 56 – 57 | ||||
19. | «Ударение в слове». Звуковой анализ слов. Введение понятия ударение. «Чтение» акрофонической записи слова «торт». 56 – 57 | 23. | «Ремонтная мастерская». «Собери машину». Обведение, раскрашивание. Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв. Объяснение. 58 – 60 | ||||
20. | «Слово, предложение». «Речь». «Записываем слова и предложения». Закрепление представлений о слове и предложении. Схемы предложения. Наглядно – образное представление о речи. Воссоздание содержания сказки с опорой на схемы – предложения. 58 – 61, 62 – 64 | 24. | «Подумай и сравни». «Проверь себя». Обобщение. Сопоставление коммуникативно – речевых ситуаций. Логические упражнения. Сравнение старинных и современных орудий письма. Составление пословиц «Есть терпение – будет умение». Объяснение ее смысла. 61 – 63 | ||||
25. | Развитие речи Алфавит. Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв. 3 – 5 | ||||||
« Страна АБВГДейка» (основной этап) – 15 недель – 135 часов2 | |||||||
Пропись № 2. «Мой алфавит». | |||||||
VI неделя – 4 часа | VI неделя – 5 часов | ||||||
21 - 22. | «Страна АБВГДейка». Звуки [а], [о]; буквы Аа, Оо. Работа с моделями слов; звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто кому говорит, что, как и зачем говорит? Составление предложений по схемам. Вн.чт. Упорство – упрямство. 9 – 10 | 26 - 27. | Звуковой анализ слов со звуками [а], [о]. Буквы Аа, Оо. Печатные буквы А, а. Самостоятельное воспроизведение графической формы строчных букв «а», «о» в вертикальной полосе, сравнение с образцом. Письмо строчных и заглавных букв «а» и «о» после объяснения учителя. Составление предложения по схеме. 6 – 9 | ||||
23. | Звук [у], буква Уу. Модели слов. Звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Игра «Третий лишний». 70 – 71 | 28. | Звук [у], буквы Уу. Звуковой анализ. Анализ графической формы буквы у. Устный рассказ по опорным словам. 10 – 11 | ||||
24. | Звуки [и] - [ы]. Буквы Ии, ы. Звуковой анализ слов. Сравнение звуков [и] — [ы]. Обозначение звуков буквами. Модели слов-омонимов. Чтение предложений с пиктограммами. 72 – 74 | 29. | Звук [и], буква Ии. Звук [ы], буква ы. Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов. 12 – 14 | ||||
30. | Развитие речи Звук [и], буква Ии. Звук [ы], буква ы. Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов. 12 – 14 | ||||||
VII неделя – 4 часа | VII неделя – 5 часов | ||||||
25. | Повторение: гласные и, ы. звук [э], буква Э. звуковой анализ слов со звуком [э]. 75 | 31. | Звук [э], буквы Ээ. Разгадывание ребусов, раскрашивание. 15 – 16 | ||||
26. | «Узелки на память» Повторение. Чтение заглавий, записанных акрофоническим способом. Ребусы. Составление предложений по схемам. 76 - 77 | 32. | Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. Запись коротких слов, составление предложений по предложенным схемам. 17 – 19 | ||||
27. | Звуки [м] — [м`]. Буква Мм. Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений. 78 Вн.чт. проступок – грех 12 – 13 | 33. | Звуки [м] — [м`], буквы Мм. Звуковой анализ слов. Запись слов и предложений. 20 – 21 | ||||
28. | Звуки [с] — [с`], буква Сс. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов, предложений. Ударение в словах. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. 79 | 34. | Звуки [с] — [с`], буквы Сс . Звуковой анализ. Письмо строчной и заглавной буквы. Запись слов под диктовку. 22 – 23 | ||||
35. | Развитие речи Письмо изученных и заглавных букв. Запись слов под диктовку. 20 – 23 | ||||||
VIII неделя – 4 часа | VIII неделя – 5 часов | ||||||
29. | Звуки [н] — [н`], буква Нн. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. Продолжение диалога «Мы сами». 80 | 36. | Буквы Нн (строчная, заглавная). Звуковой анализ слов со звуками [н] и [н`]. Письмо слогов, слов и предложений. 24 – 25 | ||||
30. | Звуки [л] — [л`], буква Лл. Звуковой анализ. Выразительное чтение текста. Логические упражнения. Составление предложений. 81 | 37. | Буквы Лл (строчная, заглавная). Звуки [л] — [л`]. Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов. 26 – 27 | ||||
31. | Повторение. Игры со словом. Чтение предложений и текста. 82 – 83 | 38. | Закрепление изученных букв. Самостоятельный звуковой анализ слов по выбору. Составление и запись предложений. 28 – 29 | ||||
32. | Звуки [т] — [т`], буква Тт. Слоговое чтение. Многозначные слова. Составление устных рассказов. 84 – 85 Вн.чт. ссора – брань – драка 13 – 16 | 39. | Буквы Тт (строчная, заглавная). Звуковой анализ. Письмо строчной и заглавной буквы. Списывание слов и предложений. 30 – 31 | ||||
40. | Развитие речи Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов под диктовку.32 – 33 | ||||||
IX неделя – 4 часа | IX неделя – 5 часов | ||||||
33. | Звуки [к] — [к`], буква Кк. Звуковой анализ. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. 86 – 89 | 41. | Буквы Кк (строчная). Слого-звуковой анализ. Письмо слогов, слов и предложений. 34 – 36 | ||||
34. | Узелки на память. Послоговое чтение. Ударение, чтение целыми словами с ориентировкой на знак ударения. 90 – 91 | 42. | Заглавная буква К. Повторение. Буквенная мозаика (с.40 – 41). 37 – 41 | ||||
35 - 36. | Звуки [р] — [р`], буква Рр. Звуки [в], [в`], буква Вв. Звуковой анализ. Устные рассказы. Составление букв Р — В. 92 – 94 | 43 - 44. | Буквы Р, В строчная, Буквы Р, В заглавная. Сравнение начертаний букв Р и В. Письмо слогов, слов и предложений. 42 – 45 | ||||
45. | Развитие речи Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов и предложений под диктовку. 46 – 47 | ||||||
X неделя – 4 часа | X неделя – 5 часов | ||||||
37. | Звуки [п] — [п`], буква Пп. 94 – 95 | 46. | Буквы Пп (строчная, заглавная). 48 – 49 | ||||
38. | Звуки [г] — [г`], буква Гг. Чтение текстов слогами и словами. Вн.чт. Мир – ссора – спор. 16 – 17 | 47. | Буквы Гг (строчная). Звуковой анализ. Письмо слов. Составление рассказа. 50 – 51 | ||||
39. | Повторение. Звуковой анализ. Сравнение звуков [г] и [к]. 99 – 101 | 48. | Буквы Гг (заглавная). Сравнение звуков [г] и [к]. Запись слов парами: гора — кора. 52 – 53 | ||||
40. | Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных. Чтение текста. Пересказ. 102 – 104 | 49. | Буквы Ее (строчная, заглавная). Буква Е в начале слова и после гласных. 54 – 55 | ||||
50. | Развитие речи Буква ё строчная и заглавная. Буква ё в начале слова и после гласных. 56 – 57 | ||||||
XI неделя – 4 часа | XI неделя – 5 часов | ||||||
41. | Буквы Ё,Ё после согласных. Позиционное чтение слогов: мо-мё, ло-ле, сэ-се. 105 – 107 | 51. | Буквы ё,ё после согласных, как показатели мягкости предшествующего согласного. 58 – 60 | ||||
42. | Узелки на память. Чтение слов с буквами е, ё: ноc - нёс, ров- рёв, мер- мёл. Состав-ление предложений. Повторение всех изученных букв. 108 – 110 | 52. | Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов и предложений под диктовку. 61 – 63 | ||||
Азбука, часть II. | Пропись № 3. «Мой алфавит». | ||||||
43. | Звуки [б] — [б`], буква Бб. Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Сравнение звуков [б] и [п]. 4 – 5 Вн.чт. Смелость – отвага – трусость. 17 – 18 | 53. | Буква Б, (строчная, заглавная). Запись слогов, слов и предложений. Парные звуки [б] — [п]. Письмо слов парами: порт — борт, балка — палка. 4 – 6 | ||||
44. | Звуки [з] — [з`], буква Зз. Звуковой анализ. Сравнение звуков [з] — [с]. Чтение слов и предложений. 6 – 7 | 54. | Буквы З,з (строчная, заглавная). Звуковой анализ. Письмо слов и предложений. Сравнение звуков [з] и [с]. Письмо слов парами: коса — коза и т. д. 7 – 9 | ||||
55. | Развитие речи Упражнения в написании слов с изученными буквами. 10 – 11 | ||||||
XII неделя – 4 часа | XII неделя – 5 часов | ||||||
45. | Закрепление. Буквы Бб, Зз. 8 – 9 | 56. | Упражнения в написании слов с изученными буквами. 10 – 11 | ||||
46. | Повторение изученного. Деление на слоги. Ударение. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. 10 – 11 | 57. | Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов и предложений под диктовку. Списывание с печатного текста. 9 – 11 | ||||
47. | Звуки [д] — [д`], буква Дд. Парные согласные [д] — [т]. Вн.чт. Человек. 18 – 21 | 58. | Буква Д (строчная, заглавная). Звуковой анализ. Сравнение звуков [д] — [т]. Письмо слов. 12 – 14 | ||||
48. | Звук [ж], буква Ж. Закрепление изученных букв. Чтение предложений. 14 – 15 | 59. | Буква Ж (строчная, заглавная). Звуковой анализ. Запись слов и предложений. 15 – 17 | ||||
60. | Развитие речи Упражнения в написании слов с изученными буквами. 15 – 17 | ||||||
XIII неделя – 4 часа | XIII неделя – 5 часов | ||||||
49. | Мои первые книжки. Загадки слов. Чтение текстов по выбору. Пересказ. 16 – 19 | 61. | Закрепление изученных букв. Буквенная мозаика. 18 – 19 | ||||
50. | Узелки на память. Веселые картинки. Отработка плавного слогового чтения. 20 – 23 | 62. | Закрепление изученных букв. Буквенная мозаика. Контрольное списывание. | ||||
51. | Буква Я в начале слова и после гласных. Чтение и пересказ текста. Разыгрывание диалогов. 24 – 25 | 63. | Буква Я. Анализ графической формы буквы Я. Запись слов с йотированной гласной я. 20 – 21 | ||||
52. | Буква Я после согласных. Буква Я, как показатель мягкости предшествующего согласного. Упражнение в чтении слогов ра-ря, на-ня и др. 26 – 27 Вн.чт. Русь – Родина. 21 – 22 | 64. | Буква Я после согласных. Письмо слов с мягкими согласными (мал – мял, вал – вял). 22 – 23 | ||||
65. | Развитие речи Упражнения в написании слов с изученными буквами. | ||||||
XIV неделя – 4 часа | XIV неделя – 5 часов | ||||||
53. | Игра в слова. Повторение изученных букв. 28 – 29 | 66. | Буквы а — я, о — ё, ы — и. Письмо слов. Списывание предложений по памяти. 24 – 25 | ||||
54. | Звуки [х] — [х`], буква Хх. Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений. 30 – 31 | 67. | Буква Х (строчная, заглавная). Звуковой анализ. Зрительный диктант. 26 – 27 | ||||
55 - 56. | Мягкий знак — показатель мягкости согласных. Чтение слов с «ь». Чтение в парах. 32 – 33 | 68 - 69. | Мягкий знак. Запись слов с «ь». Повторение изученных букв. Звуковой анализ. 28 – 29; 30 – 31 | ||||
70. | Развитие речи Повторение изученных букв. Звуковой анализ. 30 – 31 | ||||||
XV неделя – 4 часа | XV неделя – 5 часов | ||||||
57. | Звук[й], буква Йй. Чтение слов с новой буквой. Выразительное чтение текста. 34 – 35 Вн.чт. Моя Родина. 23 – 24 | 71. | Буква Й.Звуковой анализ. Сравнение слов мои — мой, твои — твой. Списывание слов и предложений. 32 – 33 | ||||
58. | Повторение изученных букв. 36 – 37 | 72. | Повторение. Письмо слов с буквами й, ь. 34 – 35 | ||||
59. | Буква Ю в начале слова и после гласных. Чтение слов и предложений. 38 – 39 | 73. | Буква Юю (строчная и заглавная). Имена собственные. Правила оформления предложений. 36 – 37 | ||||
60. | Буква Ю после согласных. Чтение слов: лук — люк, круг — крюк. 40 – 41 | 74. | Запись слов с буквой ю. Чудеса со словами. 38 – 39 | ||||
75. | Развитие речи Упражнения в написании слов с изученными буквами. Диктант. | ||||||
XVI неделя – 4 часа | XVI неделя – 5 часов | ||||||
61. | «Приговорки, игры, песенки». Повторение изученных букв. 42 – 43 | 76. | Буква Ю после согласных. Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки. Буквенная мозаика. 38 | ||||
62. | Узелки на память. Выбери песенку. Чтение текста целыми словами без пропусков и искажений. 44 – 45 Вн.чт. Молодость – старость. 25 – 26 | 77. | Закрепление пройденного. Буквы е, ё и ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука. 36 – 39 | ||||
63. | Детям на потеху. Выразительное чтение диалогов. 46 – 49 | 78. | Упражнения в написании слов с изученными буквами. Самостоятельная работа. Списывание слов и предложений по памяти. | ||||
64. | Звук [ш], буква Шш. Сравнение звуков [ш] — [ж]. Чтение слов и предложений. 50 – 51 | 79. | Буква Шш (строчная, заглавная).Правописание сочетаний жи — ши. Парные согласные [ж] — [ш]. 40 – 41 | ||||
80. | Развитие речи Правописание сочетаний жи — ши. Парные согласные [ж] — [ш]. 42 – 43 | ||||||
XVII неделя – 4 часа | XVII неделя – 5 часов | ||||||
65. | Звук [ч`], буква Чч. Чтение слов и предложений. С новой буквой. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами. 52 – 53 | 81. | Письмо буквы Чч (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ча, чу. 44 – 45 | ||||
66 - 67. | Звук [щ`]. Буква Щщ. Упражнение в темповом чтении слов и предло-жений. Культура общения. 54 – 55 Вн.чт. Дети. 27 – 28 | 82 - 83. | Письмо буквы Щщ (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу. 46 – 47; 48 – 49 | ||||
68. | Звук [ц], буква Цц. Чтение текста по слогам и целыми словами. Диалог. 56 | 84. | Буква Цц (строчная, заглавная). Письмо слов и предложений. Классификация слов. 50 – 51 | ||||
85. | Развитие речи Упражнения в написании слов с изученными буквами. | ||||||
XVIII неделя – 4 часа | XVIII неделя – 5 часов | ||||||
69 – 70. | Звук [ф], [ф`], буква Фф. Сравнение звуков [в] — [ф]. Упражнения по «Читалочке» 58 – 59 | 86 – 87. | Буква Фф (заглавная, строчная). Запись слов с буквами в — ф, их сравнение. Сравнение значения и звучания слов. Повторение изученных букв. 52 – 53; 54 – 56 | ||||
71 – 72. | Разделительные ь и ъ. Сравнение слов семя — семья; поехал — подъехал и др. Повторение. Чтение текстов. Работа в паре: «Моя первая энциклопедия». 60 – 63 Вн.чт. «Семья – родня» 28 – 31 | 88 – 89. | Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв. Списывание слов с предварительным проговариванием. 57 – 59 | ||||
90. | Развитие речи Повторение изученных букв. Списывание слов с предварительным проговариванием. 60 – 63 | ||||||
XIX неделя – 4 часа | XIX неделя – 5 часов | ||||||
73. | Узелки на память. Классификация букв. Чтение текстов «На что клад, когда в семье лад». 64 – 72 | 91. | Упражнения в написании слов с изученными буквами. 60 – 63 | ||||
Пропись № 4. «Пишу красиво». | |||||||
74. | Алфавит. Чтение загадок о буквах. Завершение «Веселого путешествия от А до Я». 66 – 67 | 92. | Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного. 4 – 6 | ||||
75. | Повторенье – мать ученья. Знаки городов России. 68 – 69 | 93. | Повторение. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного. 7 – 9 | ||||
76. | Слово, его значение. 70 – 71 | 94. | Оформление предложений в тексте. 10 – 12 | ||||
95. | Развитие речи Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Правописание звонких и глухих согласных. 13 – 15 | ||||||
XX неделя – 4 часа | XX неделя – 5 часов | ||||||
77. | По страницам старинных азбук. Чтение по выбору. «Читалочка». 72 – 73 Вн.чт. Здоровье – болезнь. 31 – 32 | 96. | Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне слова. 16 – 19 | ||||
78. | Семейное чтение. Из старинных азбук и книг для чтения. 74 – 75 | 97. | Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?». 20 – 23 | ||||
79. | Произведения Л. Толсого и К.Ушинского. 76 – 78 | 98. | Правописание слов с сочетаниями жи-ши. 24 – 25 | ||||
Про всё на свете (послебукварный период) – 3 недели (18 часов) | |||||||
80. | Про всё на свете. Б.Заходер. «Почему?» Как общаются люди. Б.Заходер. «Приятная встреча». А.Барто. «Вовка – добрая душа». 80 – 83 | 99. | Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. 26 – 29 | ||||
100. | Развитие речи Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. 30 – 31 | ||||||
XXI неделя – 4 часа | XXI неделя – 5 часов | ||||||
81. | Умеет ли разговаривать природа? Произведения И.Токмаковой, В.Берестова и Н.Матвеевой. 84 – 89 Вн.чт. «Произведения В.Бианки». | 101. | Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова. 32 – 34 | ||||
82. | Б.Заходер «Моя Вообразилия»; Л.Квитко «Разговор с вилкой». Что, где, когда и почему? 90 – 93 | 102. | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». 35 -36 | ||||
83. | Чтение текстов. Техника чтения. 94 – 97 | 103. | Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. 37 – 38 | ||||
84. | Об одном и том же по – разному. Писатели и музыканты. 98 – 101 | 104. | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?». 39 – 40 | ||||
105. | Развитие речи Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» 41 – 42 | ||||||
XXII недели – 4 часа | XXII недели – 5 часов | ||||||
85. | Книга природы. Произведения Н.Сладкова, В.Бианки, Н.Матвеевой. 102 – 103 Вн.чт. Работа – праздность. 32 – 34 | 106. | Правописание имен собственных. 43 – 45 | ||||
86. | Сравни и подумай. Научно – познавательные рассказы. 104 – 105 | 107. | Правописание слов с сочетаниями ЧК, чн. 46 – 47 | ||||
87. | Большие и маленькие секреты. Д.Чиарди. «Об удивительных птицах». 106 – 107 | 108. | Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного. 48 – 49 | ||||
88. | Волшебство. А.Фет. «Уж верба вся пушистая …». А.К.Толстой. «Колокольчики мои …» 108 – 109 | 109. | Правописание твердых и мягких согласных. 50 – 51 | ||||
110. | Развитие речи Обозначение на письме мягкости согласного. 52 – 53 | ||||||
XXIII неделя – 4 часа | XXIII неделя – 5 часов | ||||||
89. | Считалки. Сказки. Присказки.110 – 113 | 111. | Правописание шипящих согласных. 54 – 55 | ||||
90. | Сочиняй, придумывай, рассказывай. Загадки. Читаем загадки выразительно. 114 – 117 Вн.чт «Произведения Д.Хармса». | 112. | Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. 56 – 57 | ||||
91. | Семейное чтение. Ю.Дружников «Хвастунишка». 118 – 119 | 113. | Оформление предложений в тексте. 58 – 59 | ||||
92. | А.Майков. «Колыбельная песня». С.Чёрный. «Колыбельная (для куклы)». 120 – 121 | 114. | Заглавная буква в именах собственных. 60 – 62 | ||||
115. | Развитие речи Правописание безударных гласных в корне слова. | ||||||
XXIV неделя | XXIV неделя | ||||||
93. | Из старинных книг для чтения. | 116. | Правописание соглас – ных на конце слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте,1 класс,УМК "Перспектива"
Рабочая программа составлена и разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспита...
Рабочая программа по обучению грамоте.1 класс. УМК Перспективная начальная школа.
Рабочая программа по обучению грамоте для первого класса по УМК Перспективная начальная школа содержит УУД....
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс. Образовательная система " Школа 2100".
Рабочая программа и календарно тематическое планирование по обучению грамоте составлены в соответствии с ФГОС на 2012- 2013 учебный год...
рабочая программа по обучению грамоте 1 класс
Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте в 1 классе , УМК " Школа России", автор В.Г. Горецкий...
рабочая программа по обучению грамота 1 класс (система Занкова) в соответствии с требованиями ФГОС
рабочая программа для первого класса по предмету " Обучение грамоте" (система Занкова) 20102...
Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс
Разработка рабочей программы по обучению грамоте. 1 класс.ФГОС. "Перспектива"....