Конспект интегрированного урока с использованием мультимедиа "Душа Петербурга".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока" Душа Петербурга".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dusha_peterburga.doc | 60.5 КБ |
dusha_peterburga.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ лицей №533
Красногвардейский район
Санкт-Петербург
Учитель: Макшакова Татьяна Васильевна
Конспект интегрированного урока с использованием мультимедиа
Тема: «Душа Петербурга»
Задача: Познакомить школьников с городом, как окружающим его миром, развить интерес к дальнейшему изучению истории города (СПб)
Цели:
1) Воспитывать любовь к своему городу.
2) Попытаться раскрыть душу и сердце каждого ребёнка, вовлечь детей в обсуждение данной темы.
3) Формировать умение чётко и ясно излагать свои мысли, давать полные и грамотные ответы.
4) Формировать умение слушать музыку, стихи.
5) Учить любоваться красотой Петербурга
6) Создать в классе атмосферу добра и любви.
2011-2012 год
«Я многие видала города,
Что также стали славою Отчизны,
Но ты, мой город, всюду и всегда
Был городом судьбы моей и жизни»
Л. Попова.
Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем городе, городе, который поднят россиянами «из топи блат», о городе вольнолюбцев, городе-музеев, о городе-герое. В 2013 году ему исполняется 310 лет.
Но разговор наш будет не совсем обычный. И начнём с такого простого и прозаичного вопроса.
-На какие две большие группы делятся сущ-ые в русском языке? (одушевлённые и неодушевлённые)
-Какие сущ-ые мы относим к группе одушевлённых? (ответ)
-Приведите примеры (ответ)
-От какого слова произошло слово «одушевлённый»? (ответ)
-А как вы понимаете значение этого слова?
Что такое душа? Можем ли мы её осязать? (ответы детей)
-А теперь давайте прочитаем, что говорит об этом слове «Современный толковый словарь».
Душа - внутренний, психический мир человека, его переживания, настроения, чувства. По религиозным представлениям: бессмертное нематериальное начало в человеке, отличающее его от животных и связывающее его с богом. Душа-совокупность характерных свойств, черт, присущих личности, характер. Чувство, воодушевление, темперамент.
-Приведите примеры крылатых выражений, пословиц и.т.д., где говорится о душе. (ответы детей)
Затем учитель открывает записи на доске, чтоб дополнить список.
Радостно на душе. Добрая душа.
Предан душой и телом. Мне это не по душе.
Не лежит душа. Душа переболела.
Жить душа в душу. Отвести душу.
Вложить в дело душу. В глубине души.
Излить душу.
Открыть душу.
2.- А как вы думаете, может ли быть душа у города? (ответы детей)
-Душа Петербурга - как вы это понимаете? (ответы детей)
Я думаю, что вы правы. Город-это люди, которые в нём живут. Он живой организм:
живет, изменяется, болеет, радуется, обновляется.
Я живу в Петербурге! Жители города произносят эту фразу каждый по-своему, потому что у каждого есть свой Петербург, с домом, работой, улицей, со своими радостями и заботами. В этом нет ничего удивительного, потому что человеческие судьбы не песчинки, похожие одна на другую, а звёзды.
Но как бы по-разному ни звучала эта фраза, есть в ней одно общее для всех нас-чувство личной причастности к городу с великой судьбой, чувство гордости. Национальный гений русского народа за два с половиной века создал город с эпической щедростью, с удивительным чувством меры и красоты.
Город-для изучения самый конкретный культурно-исторический организм. Душа его может легко раскрыться нам.
Как же подойти к городу, чтобы раскрылась его душа? Как научиться понимать язык города? Как вступить с ним в беседу? Тютчев учил нас чувствовать природу:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Сегодня мы не будем задаваться совершенно непосильной задачей-дать определение духа Петербурга. Мы поставим себе более скромную задачу: постараемся наметить пути, на которых можно обрести «чувство Петербурга», вступить в проникновенное общение с городом. Нужно раскрыть свою душу для подлинного восприятия души города.
3. Как вы думаете, ребята, что поможет нам раскрыть свою душу и заглянуть и понять душу нашего города? (ответы детей)
-Вы правы. Великие поэты и прозаики, художники, скульпторы, архитекторы воспели город в своих книгах, картинах,зданиях,ставших достоянием всего человечества. По ним можно представить облик и дух города, ни разу не побывав в нём. Можно войти с ними в город, как в места, знакомые с детства.
4.Просмотр фильма на мультимедиа с комментарием учителя.
а) Виды Невы, набережные, мосты, церкви, Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Невский проспект.\\
Стремительно несёт свои полные воды Нева. По ночам мосты поднимают пролёты, как крылья и караваны судов несут по реке сигнальные огни на высоких мачтах. Ранним утром солнце загорается на золотых куполах и шпилях города. Гранитные набережные убегают в туманы, прямые как стрелы проспекты и улицы заполняются петербуржцами. Город приступает к своим делам, мечтам, планам. Он красив всегда, и особенно в праздничные дни.
-Какой предстал сейчас перед нами город? (ответы детей)
-Правильно. Сказочный, чудный, загадочный, радостный, праздничный, пышный, нарядный, воодушевлённый и.т.д.(слова появляются на мультимедиа)
-А теперь послушайте стихотворение С. Орлова.
-Какое настроение оно вызовет у вас?
Читают дети
Нынче видел я перед рассветом,
Или это почудилось мне,
Что везли по Литейному лето
Золотое на рыжем коне.
И, пугал ночные машины
Рыжий мерин, подняв удила,
Будто конь с пьедесталов старинных
С сеном выехал из-за угла.
И пахнуло далёким раздольем,
И прохожие в поздней дали
По Литейному. Будто по полю,
Среди трав и ромашек пошли.
Им казалось-иди вслед за возом
И увидишь: стоит за Невой
В белоствольных зелёных берёзах,
Возле моста, июль золотой.
Ответы детей.
***
Я к тебе с певучим словом,
Я с приветом, брат,
Тополиный, тополевый
Друг мой Ленинград!
Золотистые от зноя,
Встали острова,
Лёгкой пеной кружевною
Плещется Нева.
Над волною гайка вьётся,
Обронив перо…
То ли скатный жемчуг льётся,
То ли серебро!...
А.Прокофьев
А вот ещё одно стихотворение, где мы увидим наш город игривым, фантастическим, радужным, весёлым.
***
Песня о лебяжьей канавке.
По лебяжьей канавке,
По небесной синеве,
Тихо вёсла поднимая,
Лодка движется к Неве.
Дети с бережка сбегают
Побарахтаться в воде,
Дети сморят и не верят-
Нету лебедя нигде!
Опаляя город зноем
Ходит полдень молодой,
Сада Летнего прохлада
Пролетает над водой.
На Лебяжьей на канавке
Нету лебедя нигде,
Белым лебедем проходит
Только облако в воде.
Н. Браун
-А вот другой город, город- воин.
Просмотр фильма мультимедиа с комментариями учителя.
а) Пискарёвское кладбище, Приморский и Московский парк победы, памятник к 30-ию Победы, Цветок-жизни, Разорванное кольцо, виды блокадного Ленинграда.
Воскресенье 22 июня 1941 года в Ленинграде выдалось солнечным и тёплым. Люди радовались наступившему лету и выходному дню. Одни уезжали на дачу, другие собирались в парки. И вдруг… Война. Всё изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Не сумев взять Ленинград штурмом, фашистские войска перешли к осаде. 900 дней ночей Ленинград был во вражеском кольце. Но город жил и работал. За годы блокады ленинградцы дали фронту (на мультимедиа появляются цифры) 10 миллионов снарядов, 12 тысяч минометов, 1500 самолётов, 2 тысячи танков. В первый год тяжёлой блокадной зимы работало 39 школ. Занятия проходили в холодных классах, замерзали чернила, не хватало бумаги. Но дети занимались упорно и прилежно.
Дети читают стихи.
***
Всё с этим городом навек-
И песня, и душа,
И черствый хлеб,
И чёрный снег,
Любовь, тоска,
Печаль и смех,
Обида, горечь и успех-
Вся жизнь, что на глазах у всех
Горит, летит, спеша.
М. Дудин
О. Бергольц. Февральский дневник (отрывок)
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слёзы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слёз для сердца мало,
Нам ненависть заплакать не даёт.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведёт.
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу…
Вот он город-воин, мужественный, выносливый, непоколебимый, сплочённый.
-Звучит 7 симфония Д.Д. Шостакович (на мультимедиа появляются кадры блокадного Ленинграда)
Звуки Седьмой симфонии чисты и отрадны. Их слушаешь жадно и удивлённо. Это мудрая и сладостная музыка.
-Перенесёмся теперь в иной Петербург.
Просмотр слайд-фильма(виды осеннего Петербурга) с комментарием учителя.
Учитель читает стихотворение О. Мандельштама.
***
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда - так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет меня вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
-Звучит песня А.Розенбаума «Возвращение в город» (под каждую фразу песни подобран слайд с видами Петербурга) Просмотр слайд-фильма.
-Вот оказывается, каким может быть наш город.
Грустным, томительным, притягательным. И всё это наш город. Он всё время разный.
- Как вы думаете, от чего зависит настроение нашего города? Почему он меняет свои лики? Что влияет на него? (ответы детей)
Да. Это и времена года, и люди. Это время суток и погода. Всё вносит свои изменения, но он всегда прекрасен.
***
Мне часто снится этот город.
И, видимо, не раз, не два
Доказывать я буду в спорах,
Что он красивей, чем Москва.
М. Борисова.
Звучит «Гимн Великому городу» Р.М. Глиэра.
Странный город.
Санкт-Петербург- гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот-
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя в граните - и в стихах!
И - майской ночью в белом дыме,
И – в завыванье зимних пург
Ты всех прекрасней, - несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург.
Предварительный просмотр:
ГБОУ лицей №533
Красногвардейский район
Санкт-Петербург
Учитель: Макшакова Татьяна Васильевна
Конспект интегрированного урока с использованием мультимедиа
Тема: «Душа Петербурга»
Задача: Познакомить школьников с городом, как окружающим его миром, развить интерес к дальнейшему изучению истории города (СПб)
Цели:
1) Воспитывать любовь к своему городу.
2) Попытаться раскрыть душу и сердце каждого ребёнка, вовлечь детей в обсуждение данной темы.
3) Формировать умение чётко и ясно излагать свои мысли, давать полные и грамотные ответы.
4) Формировать умение слушать музыку, стихи.
5) Учить любоваться красотой Петербурга
6) Создать в классе атмосферу добра и любви.
2011-2012 год
«Я многие видала города,
Что также стали славою Отчизны,
Но ты, мой город, всюду и всегда
Был городом судьбы моей и жизни»
Л. Попова.
Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем городе, городе, который поднят россиянами «из топи блат», о городе вольнолюбцев, городе-музеев, о городе-герое. В 2013 году ему исполняется 310 лет.
Но разговор наш будет не совсем обычный. И начнём с такого простого и прозаичного вопроса.
-На какие две большие группы делятся сущ-ые в русском языке? (одушевлённые и неодушевлённые)
-Какие сущ-ые мы относим к группе одушевлённых? (ответ)
-Приведите примеры (ответ)
-От какого слова произошло слово «одушевлённый»? (ответ)
-А как вы понимаете значение этого слова?
Что такое душа? Можем ли мы её осязать? (ответы детей)
-А теперь давайте прочитаем, что говорит об этом слове «Современный толковый словарь».
Душа - внутренний, психический мир человека, его переживания, настроения, чувства. По религиозным представлениям: бессмертное нематериальное начало в человеке, отличающее его от животных и связывающее его с богом. Душа-совокупность характерных свойств, черт, присущих личности, характер. Чувство, воодушевление, темперамент.
-Приведите примеры крылатых выражений, пословиц и.т.д., где говорится о душе. (ответы детей)
Затем учитель открывает записи на доске, чтоб дополнить список.
Радостно на душе. Добрая душа.
Предан душой и телом. Мне это не по душе.
Не лежит душа. Душа переболела.
Жить душа в душу. Отвести душу.
Вложить в дело душу. В глубине души.
Излить душу.
Открыть душу.
2.- А как вы думаете, может ли быть душа у города? (ответы детей)
-Душа Петербурга - как вы это понимаете? (ответы детей)
Я думаю, что вы правы. Город-это люди, которые в нём живут. Он живой организм:
живет, изменяется, болеет, радуется, обновляется.
Я живу в Петербурге! Жители города произносят эту фразу каждый по-своему, потому что у каждого есть свой Петербург, с домом, работой, улицей, со своими радостями и заботами. В этом нет ничего удивительного, потому что человеческие судьбы не песчинки, похожие одна на другую, а звёзды.
Но как бы по-разному ни звучала эта фраза, есть в ней одно общее для всех нас-чувство личной причастности к городу с великой судьбой, чувство гордости. Национальный гений русского народа за два с половиной века создал город с эпической щедростью, с удивительным чувством меры и красоты.
Город-для изучения самый конкретный культурно-исторический организм. Душа его может легко раскрыться нам.
Как же подойти к городу, чтобы раскрылась его душа? Как научиться понимать язык города? Как вступить с ним в беседу? Тютчев учил нас чувствовать природу:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Сегодня мы не будем задаваться совершенно непосильной задачей-дать определение духа Петербурга. Мы поставим себе более скромную задачу: постараемся наметить пути, на которых можно обрести «чувство Петербурга», вступить в проникновенное общение с городом. Нужно раскрыть свою душу для подлинного восприятия души города.
3. Как вы думаете, ребята, что поможет нам раскрыть свою душу и заглянуть и понять душу нашего города? (ответы детей)
-Вы правы. Великие поэты и прозаики, художники, скульпторы, архитекторы воспели город в своих книгах, картинах,зданиях,ставших достоянием всего человечества. По ним можно представить облик и дух города, ни разу не побывав в нём. Можно войти с ними в город, как в места, знакомые с детства.
4.Просмотр фильма на мультимедиа с комментарием учителя.
а) Виды Невы, набережные, мосты, церкви, Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Невский проспект.\\
Стремительно несёт свои полные воды Нева. По ночам мосты поднимают пролёты, как крылья и караваны судов несут по реке сигнальные огни на высоких мачтах. Ранним утром солнце загорается на золотых куполах и шпилях города. Гранитные набережные убегают в туманы, прямые как стрелы проспекты и улицы заполняются петербуржцами. Город приступает к своим делам, мечтам, планам. Он красив всегда, и особенно в праздничные дни.
-Какой предстал сейчас перед нами город? (ответы детей)
-Правильно. Сказочный, чудный, загадочный, радостный, праздничный, пышный, нарядный, воодушевлённый и.т.д.(слова появляются на мультимедиа)
-А теперь послушайте стихотворение С. Орлова.
-Какое настроение оно вызовет у вас?
Читают дети
Нынче видел я перед рассветом,
Или это почудилось мне,
Что везли по Литейному лето
Золотое на рыжем коне.
И, пугал ночные машины
Рыжий мерин, подняв удила,
Будто конь с пьедесталов старинных
С сеном выехал из-за угла.
И пахнуло далёким раздольем,
И прохожие в поздней дали
По Литейному. Будто по полю,
Среди трав и ромашек пошли.
Им казалось-иди вслед за возом
И увидишь: стоит за Невой
В белоствольных зелёных берёзах,
Возле моста, июль золотой.
Ответы детей.
***
Я к тебе с певучим словом,
Я с приветом, брат,
Тополиный, тополевый
Друг мой Ленинград!
Золотистые от зноя,
Встали острова,
Лёгкой пеной кружевною
Плещется Нева.
Над волною гайка вьётся,
Обронив перо…
То ли скатный жемчуг льётся,
То ли серебро!...
А.Прокофьев
А вот ещё одно стихотворение, где мы увидим наш город игривым, фантастическим, радужным, весёлым.
***
Песня о лебяжьей канавке.
По лебяжьей канавке,
По небесной синеве,
Тихо вёсла поднимая,
Лодка движется к Неве.
Дети с бережка сбегают
Побарахтаться в воде,
Дети сморят и не верят-
Нету лебедя нигде!
Опаляя город зноем
Ходит полдень молодой,
Сада Летнего прохлада
Пролетает над водой.
На Лебяжьей на канавке
Нету лебедя нигде,
Белым лебедем проходит
Только облако в воде.
Н. Браун
-А вот другой город, город- воин.
Просмотр фильма мультимедиа с комментариями учителя.
а) Пискарёвское кладбище, Приморский и Московский парк победы, памятник к 30-ию Победы, Цветок-жизни, Разорванное кольцо, виды блокадного Ленинграда.
Воскресенье 22 июня 1941 года в Ленинграде выдалось солнечным и тёплым. Люди радовались наступившему лету и выходному дню. Одни уезжали на дачу, другие собирались в парки. И вдруг… Война. Всё изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Не сумев взять Ленинград штурмом, фашистские войска перешли к осаде. 900 дней ночей Ленинград был во вражеском кольце. Но город жил и работал. За годы блокады ленинградцы дали фронту (на мультимедиа появляются цифры) 10 миллионов снарядов, 12 тысяч минометов, 1500 самолётов, 2 тысячи танков. В первый год тяжёлой блокадной зимы работало 39 школ. Занятия проходили в холодных классах, замерзали чернила, не хватало бумаги. Но дети занимались упорно и прилежно.
Дети читают стихи.
***
Всё с этим городом навек-
И песня, и душа,
И черствый хлеб,
И чёрный снег,
Любовь, тоска,
Печаль и смех,
Обида, горечь и успех-
Вся жизнь, что на глазах у всех
Горит, летит, спеша.
М. Дудин
О. Бергольц. Февральский дневник (отрывок)
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слёзы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слёз для сердца мало,
Нам ненависть заплакать не даёт.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведёт.
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу…
Вот он город-воин, мужественный, выносливый, непоколебимый, сплочённый.
-Звучит 7 симфония Д.Д. Шостакович (на мультимедиа появляются кадры блокадного Ленинграда)
Звуки Седьмой симфонии чисты и отрадны. Их слушаешь жадно и удивлённо. Это мудрая и сладостная музыка.
-Перенесёмся теперь в иной Петербург.
Просмотр слайд-фильма(виды осеннего Петербурга) с комментарием учителя.
Учитель читает стихотворение О. Мандельштама.
***
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда - так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет меня вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
-Звучит песня А.Розенбаума «Возвращение в город» (под каждую фразу песни подобран слайд с видами Петербурга) Просмотр слайд-фильма.
-Вот оказывается, каким может быть наш город.
Грустным, томительным, притягательным. И всё это наш город. Он всё время разный.
- Как вы думаете, от чего зависит настроение нашего города? Почему он меняет свои лики? Что влияет на него? (ответы детей)
Да. Это и времена года, и люди. Это время суток и погода. Всё вносит свои изменения, но он всегда прекрасен.
***
Мне часто снится этот город.
И, видимо, не раз, не два
Доказывать я буду в спорах,
Что он красивей, чем Москва.
М. Борисова.
Звучит «Гимн Великому городу» Р.М. Глиэра.
Странный город.
Санкт-Петербург- гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот-
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя в граните - и в стихах!
И - майской ночью в белом дыме,
И – в завыванье зимних пург
Ты всех прекрасней, - несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
Интегрированный урок по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" Тема игры "Великие люди России". И...
План-конспект интегрированного урока математики и технологии "Геометрия в окружающем нас мире" с использованием метода проектов
Приводится конспект интегрированного урока математики и технологии с использованием метода проектов...
Конспект интегрированного урока с использованием внеаудиторного пространства по предметам окружающий мир и математика. 1 класс
Урок проводился по темам: "Жизнь птиц", "Свойства арифметических действий" в 1классе....
Конспект интегрированного занятия «Путешествие по Санкт – Петербургу» (4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР)
Тип урока: Образовательный : Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование) .Виды детской деятельности: образовательная...
Конспект интегрированного урока математики и технологии "Танграм - математическая головоломка", с использованием конструктора ТИКО.
Цель: формирование зрительного соотнесения геометрических фигур при составлении какого-либо образа с помощью конструктора ТИКО.Задачи:формировать у младших школьников элементарные геометрические и про...
Конспект интегрированного урока (литература и математика) с использованием IT по теме: Обобщение материала по математике на основе сюжета сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города». 3 класс
На данном уроке проектировалось формировать у учащихся прочные вычислительные навыки, опираясь на предмет литературу. Предполагалось заинтересовать учащихся сочетанием двух разных учебных предме...
Комментарии
Душа Петербурга
Конспект интегрированного урока с использованием мультимедиа