Игра "Что? Где? Когда?" по басням С.В.Михалкова
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Игра проводилась в ознаменовании столетия С.В.Михалкова со дня рождения. Хотелось ребятам показать, что С.В.Михалков писал басни, в которых высмеивал человеческие пороки. Попросила учителей подготовить для ребят вопросы. Ребятам понравилась отвечать на вопросы, которые подготовили для них учителя. Здесь на игре ребята получили возможность познакомиться с баснями. Ведь сейчас не секрет, что ребята не очень любять читать. Хотя бы так привлекать к детской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_chto_gde_kogda.docx | 43.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Что? Где? Когда?» по басням С.В.Михалкова
4 класс
Учитель: Данилова Ирина Васильевна
Цель: знакомство с баснями С.В.Михалкова.
Развивать интерес к творчеству С.В.Михалкова; воспитывать лучшие качества в учащихся через чтение басен.
Вступление. Прочитайте фамилии на доске: Эзоп, И.Крылов, Л.Толстой, С.Михалков.
- Что объединяет этих людей? Какой жанр художественного произведения был в творчестве каждого из этих писателей? (Басня)
- Что такое басня? (Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания).
- У каждой басни есть мораль. А что такое мораль? (Вывод автора, его оценка героев и событий).
- Как называются писатели, которые сочиняют басни? (Баснописцы)
- В конце 1944 года, состоялся знаменательный разговор Сергея Михалкова с Алексеем Николаевичем Толстым.
Толстой предложил поэту испытать себя в сатире для взрослых. «Твои детские стихи, - сказал он, - как мне кажется, дают тебе возможность попробовать свои силы в жанре притчи, в жанре басни. Тебе лучше всего удаются стихи, в которых ты идешь от фольклора, от народного юмора».
Но, по счастливому стечению обстоятельств, именно в 1944 году отмечалось 175-летие Ивана Андреевича Крылова. Слушая по радио басни Крылова, которые в те дни передавали постоянно, Михалков начал проникаться звучанием этого эпического жанра.
Вскоре две первые басни «Заяц во хмелю» и «Лиса и Бобер», появились на страницах «Правды».
Михалков стал сатириком-баснописцем.
Перу С.Михалкова принадлежит более 200 басен, последняя из которых «Мудрый Совет», написанная в 2002 году. Лаконичность, простота, разговорный язык, юмор – основные отличительные черты басенного стиля поэта.
Вот сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них в игре «Что? Где? Когда?»
Правила игры. Игра продолжается до 6 баллов. Вы, сидящие за столом – «Знатоки» выбираете конверты, в которых лежат вопросы от учителей нашей школы и от меня. Если даете правильный ответ, то получаете балл, если нет, то балл получают учителя школы. Ответ должен быть полным. На обдумывание дается 2 минуты. Через 2 минуты капитан решает, кто будет отвечать. В напряженный момент можете взять музыкальную паузу или минутку для отдыха, где вам нужно будет спеть или составить картинки к басням С.Михалкова. Если будет спорный момент, я думаю, разобраться нам помогут присутствующие учителя.
Итак, крутим барабан.
Конверт № 1. Прочитайте басню «Чужая беда». Каким голосом будет обращаться к соседу Степану Петровичу пострадавший сосед? Прочитайте его слова таким голосом.
ЧУЖАЯ БЕДА
От шума за окном проснувшись на заре,
Испуганный Степан спросонья догадался,
Что это наглый волк к соседу в хлев забрался
И режет у него скотину на дворе.
"Я думал, что тебя, Петрович, дома нет, -
С укором поутру встречал его сосед. -
Что ж ты с ружьем на улицу не вышел?
Волк ночью у меня теленка уволок!" -
"А я намаялся и спал без задних ног! -
Зевнул в ответ Степан. - Я ничего не
слышал..."
x x x
Урок тому сей басней дан,
Кто глух и слеп к соседским бедам.
Но может ведь иной Степан
Сам стать Степановым соседом.
Конверт № 2. Прочитайте басню «Чужая беда». Прочитайте мораль этой басни и объясните смысл последних строчек.
Ответ: Помогать соседям нужно в горе и в радости, жить дружно с соседями.
Конверт № 3. Прочитайте басню «Чужая беда». Объясните слова: спросонья, хлев, режет, двор, укор, намаялся, сей.
Ответ:
Спросонья – со сна
Хлев – сарай
Режет – грызет
Двор - хозяйственные постройки
Укор – обида
Намаялся – устал, наработался
Сей – этой
Конверт № 4. Вопрос от Валяевой Жанны Васильевны, учителя начальных классов. Прочитайте басню. Какое качество лягушонка поможет человеку достичь больших успехов в учении? Это слово пропущено в заглавии.
ЗАВИДНОЕ ………………………
Хозяйка в кладовушке, на окне,
Оставила сметану в кувшине.
И надо ж было,
Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!
Два малых лягушонка в тот же час -
Бултых в кувшин, не закрывая глаз,
И ну барахтаться в сметане!.. И понятно,
Что им из кувшина не выбраться обратно, -
Напрасно лапками они по стенкам бьют:
Чем больше бьют, тем больше устают...
И вот уже один, решив, что все равно
Самим не вылезти, спасенья не дождаться,
Пуская пузыри, пошел на дно...
Но был второй во всем упорней братца -
Барахтаясь во тьме что было сил,
Он из сметаны за ночь масло сбил
И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету...
x x x
Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл,
Я в шутку посвящаю басню эту!
Ответ: Упорство. Это качество, которое поможет каждому преодолеть трудности в учении. Не понимаю – пробую понять, не получается – пробую еще раз.
Конверт № 5. Блиц-опрос. Читаю басню «Любитель книг».
Вопросы: - Что увидел незваный гость на полках?
- Как приятель доставал до верхних полок?
- Можно ли человека назвать любителем книг?
ЛЮБИТЕЛЬ КНИГ
К приятелю, чтоб скоротать досуг,
Зашел незваный гость. "Ты стал читать, мой
друг?" -
Воскликнул он от удивленья
И посмотрел восторженно вокруг
На новые тома собраний сочинений -
Гюго, Дюма, Майн Рида, Маршака,
Что полки заняли почти до потолка...
"Ты что молчишь? Смущен моим вопросом?
В коллекции такой, бесспорно, прок велик!
Но как ты достаешь до самых верхних книг?" -
"А очень просто, братец! Пылесосом!"
x x x
Известно мне: в домах иных
Стирают только пыль с изданий подписных.
Ответ: 1. Гость увидел новые тома собраний сочинений – Гюго, Дюма, Майн Рида, Маршака. 2. «А очень просто, братец! Пылесосом!» 3. Нельзя, так как книг у него много, но он их не читает, а только стирает с них пыль.
- Хотя Михалков и посмеивается над таким «любителем» книг, все же он отмечает его ……….. (бережное отношение к книгам).
Конверт № 6. Прочитайте басню «Любитель книг». Объясните слова: скоротать досуг, прок, подписные издания, Гюго, Дюма, Майн Рид, Маршак.
Ответ:
Скоротать досуг – провести свободное время
Прок – толк
Подписные издания – книги, получаемые по подписке на почте
Гюго, Дюма, Майн Рид, Маршак – писатели
Конверт № 7. Читаю басню «Смешная фамилия». Отгадайте фамилии, встретившиеся в басне (даны анаграммы). В чем мораль этой басни?
СМЕШНАЯ ФАМИЛИЯ
Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепупов!
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин!
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов -
Умишко комариный.
Бывает, Коршунов иной
Синичкина боится,
А Чистунов слывет свиньей,
А Простачков - лисицей!
А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится как рак,
А все вперед стремится!
Плевков фамилию сменил,
Жемчужиным назвался,
Но в основном - ослом он был,
Ослом он и остался!
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!
Ответ:
Пятеркин - яПтёкрин, Двойкин - вйДоинк, Супов - вуСпо, Слюнтяев - юлСнятве, Тряпкин-Дармоед - рТяпинк, Пупков – упПвок, Перепупов – репПеоувп, Лисичкин - исЛчинки, Раков - каРво, Индюков - днИювок, Селедкин - елСёкдин, Мышкин - ышМник, Телкин - ёлТник, Мокрицын - окМркыинц, Волков- лоВовк, Мотыльков - отМыьлокв, Бобров – обБвор, Перепелкин – ереПёпликн, Комаров - моКраво, Барсов - арБовс, Львов – ьЛвво, Коршунов - орКушвно, Синичкин - инСчиикн , Чистунов - исЧтнуво, Простачков - роПтсакчво, Раков - аРокв, Плевков - леПквво, Жемчужин - емЖчуижн, Грибоедов - риГоебвод, Пирогов – риПогво
Не фамилия красит человека, а человек – фамилию.
Конверт № 8. Черный ящик. Что в этом ящике? Чтоб увидеть себя, - посмотри на него. Больше я про него не скажу ничего. (Зеркало)
Конверт № 9. Читаю басню. В чем мораль этой басни? Определите, какой литературный прием использует С.Михалков, чтоб передать человеческую глупость на примере животных?
ЗEPКАЛО
Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.
- Горбун! Горбун! - дразнил он Верблюда.
- Это я горбун? - возмущался Верблюд. - Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!
- Эй, толстокожий! - кричал Носорог Слону. - Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!
- И чего это он ко мне пристает? - удивлялся добродушный Слон. - Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!
- Дяденька, достань воробушка! - смеялся Носорог над Жирафом.
- Сам-то больно хорош! - откуда-то сверху отвечал Жираф.
Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:
- Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!
От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.
- Послушай, друг! - сказал Верблюд, подойдя поближе. - Неужели ты сам себя красавцем считаешь?
- Конечно! - ответил Носорог. - Кто же в этом сомневается?
- Ну тогда посмотри на себя! - сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.
Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:
- Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.
Ответ: Лучше смотри за собой, а не за другими. Аллегория (иносказание)
Конверт № 10. Отгадайте название басни по отгадкам.
Не позавидуешь работе.
Весь день стоять ногой в болоте.
И ловить в нем наугад
Длинным клювом лягушат…
А вот ему работа это
Сладка, как нам с тобой конфета. (аист)
Хвост потерял – и себя не узнал,
Но не заплакал – заквакал! (лягушка)
Ответ: «Аисты и лягушки»
Конверт № 11. Прочитайте. Какое слово пропущено? Это хорошо или плохо?
ОТВЕТ
Пристал однажды маленький Цыпленок к большому Петуху:
- Почему у аиста длинный клюв и предлинные ноги, а у меня совсем маленькие?
- Отстань!
- Почему у зайца длинные уши, а у меня даже маленьких нету?
- Не приставай!
- Почему у котенка красивая шерстка, а у меня какой-то противный желтый пух?
- Отвяжись!
- Почему щенок умеет вертеть хвостиком, а у меня совсем нет никакого хвостика?
- Замолчи!
- Почему у козленка есть рожки, а у меня даже плохоньких рожек и то нету?
- Прекрати! Отстань! - не на шутку рассердился Петух.
- Все отстань... отстань! Почему всем маленьким большие отвечают на вопросы, а ты нет? - пропищал Цыпленок.
- Потому, что ты не спрашиваешь, а просто всем ……………..! - серьезно ответил Петух.
И это была чистая правда.
Ответ: Пропущено слово – завидуешь. Зависть – это плохое качество.
Конверт № 12. Расставить правильно предложения в басне «Не стоит благодарности». Предложения разрезаны. Есть начало и конец басни (выделено курсивом). Какова мораль этой басни?
НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ
Тащил на себе старый Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенек.
- Тяжелое небось бревно-то? - спросил молодой Кабан, что неподалеку грелся на солнцепеке.
- Ух, и тяжелое! - ответил Медведь, отдуваясь.
- И далеко еще тащить?
- До самого леса.
- В такую жару! Поди, умаялся?
- И не спрашивай!
- Такое-то бревно вдвоем бы тащить!
- Ясное дело - вдвоем бы сподручнее было!
- Ну, я пошел! - сказал Кабан, поднимаясь. - Желаю удачи! Да смотри не надорвись!
- Спасибо, - вздохнул Медведь.
- Не за что! - ответил Кабан.
Ответ: Не стой и указывай, а помоги. Указывать легче всего.
Конверт № 13. Вопрос от Кузнецовой Елены Сергеевны, учителя русского языка и литературы. Прочитайте басню «Любитель книг». Назовите фамилию, имя и отчество советского писателя, упомянутого в басне.
Ответ: Самуил Яковлевич Маршак.
Конверт № 14. Вопрос от Бурмагиной Светланы Брониславовны, учителя русского языка и литературы. Вставьте вместо точек слова по смыслу, соблюдая правила рифмовки. Какой части басни в этом произведении нет?
ГРИБЫ
Рос яркий Мухомор среди лесной полянки. (А)
Бросался всем в глаза его нахальный вид: (Б)
- Смотрите на меня! Заметней нет ……………..! (А)
Как я красив! Красив и ……………..! – (Б)
А Белый Гриб в тени под елочкой молчал. (В)
И потому его никто не …………………… ... (В)
Ответ: Здесь отсутствует мораль.
ГРИБЫ
Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
- Смотрите на меня! Заметней нет поганки!
Как я красив! Красив и ядовит! -
А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал...
Вопрос № 15. Блиц-опрос. Читаю басню «Смешная фамилия».
- Сколько фамилий прозвучало в басне?
- Что может звучать в названиях фамилий?
- Какой вывод делает автор?
Ответ: 1. 30 фамилий. 2. В фамилиях различных лиц звучат названия птиц, рыб, зверей и насекомых.3. Все дело не в фамилии, а в человеке.
Во время музыкальной паузы звучит песня на слова С.В.Михалкова «Мы едем, едем»
КУКУШКА И СКВОРЕЦ
"Чего распелся ты так рано над крыльцом?" -
Кукушка из лесу Скворцу прокуковала.
"Ах, если бы, Кукушечка, ты знала! -
Ей отвечал Скворец. - Я нынче стал отцом!
Теперь мне в пору петь с рассвета до заката:
В скворечнике моем пищат мои Скворчата!
Я полон гордости - растет мой скромный дом!" -
"Вот невидаль! Нашел же чем гордиться! -
Кукушка из лесу в ответ. -
Чем удивил ты белый свет!
По мне, так лучше быть свободной птицей!" -
"А где несешься ты?" -
"В любом чужом гнезде!" -
"А где твои птенцы?" -
"Не знаю где. Везде!" -
"Да кто ж выводит их?" -
"Другие их выводят.
Я не из тех, кто в этом смысл находит...
Семья мне не нужна. Я жить одна хочу,
Куда задумаю - туда и полечу!
Где захочу - там прокукую.
Вот, Скворушка, тебе бы жизнь такую!" -
"Нет, - отвечал Скворец. - Пример моих отцов
Подсказывает мне иметь весной птенцов!"
И надо же такому вдруг случиться:
Пернатый хищник, старый вор,
Скворчатинкой задумав поживиться,
Явился как-то раз к моим Скворцам во двор.
Но грозно встретила его семья Скворцов!
Едва отбившись от птенцов и от отцов,
Разбойник улетел. А над лесной опушкой
Он с одинокой встретился Кукушкой -
И все ж позавтракал в конце концов!
КИРПИЧ И ЛЬДИНА
Плыл по реке Кирпич на Льдине,
Он у нее лежал на середине
И все учил ее, что не туда плывет,
Что надо бы прибавить ход,
Что нужно иначе держаться!
Напрасно не трещать и к берегу не жаться!
А Льдина таяла, приветствуя весну...
Пришло мгновение - Кирпич пошел ко дну.
x x x
Кирпич напомнил человека мне,
Что думал про себя: "Я нынче на коне!"
Учил других, командовать пытался,
А сам не "на коне" - на льдине оказался!
БОЛЬШАЯ КОСТЬ
Ворона жадная, раскрывши клюв, глядела,
Как пес Волчок со смаком кость глодал.
Той костью овладеть Ворона захотела
И сверху вниз, как ястреб, налетела!
Такого натиска Волчок не ожидал.
И он, не разобрав, откуда, кто напал -
Шасть под крыльцо!
А наглая воровка,
Что подлый свой маневр придумала так ловко,
Вцепилась в кость... Однако кость была
Не по Вороне тяжела.
И как Ворона ни старалась,
Ни тужилась, ни надрывалась,
А уволочь с собой добычу не смогла,
Да хорошо еще, сама жива осталась -
Волчок, придя в себя, ей вырвал полкрыла.
x x x
Одна из первых мер предосторожности:
Соразмерять желанье и возможности.
РОМАШКА И РОЗА
"Прошу меня простить за обращенье в прозе! -
Ромашка скромная сказала пышной Розе. -
Но вижу я: вкруг вашего стебля
Живет и множится растительная тля,
Мне кажется, что в ней для вас угроза!" -
"Где вам судить о нас! - вспылила Роза. -
Ромашкам полевым в дела садовых роз
Не следует совать свой нос!"
Довольная собой и всех презрев при этом,
Красавица погибла тем же летом, -
Не потому, что рано отцвела,
А потому, что дружеским советом
Цветка незнатного она пренебрегла...
x x x
Кто на других глядит высокомерно,
Тот этой басни не поймет, наверно...
КОГДА ВЕЗЕТ
Всех по дороге обгоняя,
Неслась машина легковая.
И тот, кто за рулем сидел,
На всех людей, пешком идущих
И на колесах отстающих,
С пренебрежением глядел.
Но с ним в пути беда случилась:
Машина вдруг остановилась!
И тот, кто за рулем сидел,
Теперь уж на людей идущих
И даже на волах ползущих
С печальной завистью глядел.
Он над мотором неисправным
Капот бесцельно поднимал, -
По существу и в самом главном
Он ничего не понимал...
x x x
Тот, кто без знаний и уменья
Стремится вырваться вперед,
Не так ли полон самомненья
В тот миг, когда ему... везет?!
ХОЧУ БОДАТЬСЯ
Это был ужасно приставучий Козленок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:
- Хочу бодаться! Давай бодаться!..
- Отстань от меня! - сказал Индюк и важно отошел в сторону.
- Давай бодаться! - пристал Козленок к Поросенку.
- Отвяжись! - ответил Поросенок и зарылся пятачком в землю.
Подбежал Козленок к старой Овце:
- Давай бодаться!
- Отойди от меня! - попросила Овца. - Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!
- А я хочу! Давай пободаемся!
Промолчала Овца и сама отошла в сторону.
Увидел Козленок Щенка.
- А ну! Давай бодаться!
- Давай! - обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.
- Постой! - заплакал Козленок. - Я хочу бодаться, а ты что делаешь?
- А я хочу кусаться! - ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.
ЧТО КОШКА О СЕБЕ ВООБРАЗИЛА
Прослышала где-то Кошка, что Тигр и Пантера принадлежат к семейству кошек.
- Ого! - обрадовалась Кошка. - А я-то, дурочка, не знала, какая у меня родня! Ну, теперь я себя покажу... - И недолго думая она прыгнула на спину Осла.
- Это еще что за новости? - удивился Осел.
- Вези, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? - воскликнула Кошка, сидя у Осла на загривке.
- Кто же? - поинтересовался Осел.
- Тигр и Пантера, вот кто! Не веришь - спроси у Ворона.
Осел спросил у Ворона. Тот подтвердил:
- Да, действительно кошка, тигр, барс, рысь, а также пантера и ягуар и даже лев - из семейства кошачьих!
- Теперь ты убедился? - воскликнула Кошка, вонзая когти в Ослиную гриву. - Вези!
- Куда? - спокойно спросил Осел. - К Тигру или к Пантере?
- Не-е-ет! - неожиданно промяукала Кошка. - Вези меня к этим... как их... к ммм-мы-шам!..
И Осел отвез Кошку туда, где водились мыши.
Потому что Кошка - это все-таки кошка.
ПЕЛИКАНЬЕ ВОСПИТАНИЕ
Два медвежонка возвращались домой с рыбалки и встретили по дороге Пеликана.
- Смотри, Пеликаша, сколько мы рыбки наловили! Приходи к нам в гости, к обеду. На славу угостим!
- Приду! - сказал Пеликан.
И пришел. Сел к столу.
- Не стесняйся, Пеликаша! Ешь на здоровье! - угощали гостя медвежата. - Рыбки много - всю не съедим!
Но через минуту рыбки как не бывало: вся она исчезла у Пеликана в глотке.
Облизнулись медвежата.
- Как вкусно! Мы, кажется, еще бы съели. А ты бы еще съел? - спросил у Пеликана один из медвежат.
- Да! - открыл свой большой клюв Пеликан, и при этом у него изо рта выскочила одна рыбка.
- Так кушай еще! - насмешливо сказали медвежата. - Вот как раз еще одна рыбка!..
Больше почему-то медвежата к обеду Пеликана не приглашали. Кстати, Пеликан так до сих пор и не понял - почему?
КТО КОГО?
Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Все вокруг прибрали, расчистили и размели. Осталось только большой камень с дороги убрать.
- Давай поднатужимся и оттащим его куда-нибудь в сторонку! - предложила Зайчиха.
- А ну его! - ответил Заяц. - Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тот обойдет!
И остался камень лежать возле крыльца.
Бежал однажды Заяц домой с огорода. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
- Давай уберем камень! - предложила опять Зайчиха. - Смотри, как ты разбился.
- Охота была! - отвечал Заяц. - Стану я с ним возиться!
В другой раз вечером выскочил Заяц по нужде, опять забыл про камень - в темноте на него налетел, так расшибся, что забыл, зачем вышел.
- Говорила тебе, уберем этот проклятый камень! - взмолилась Зайчиха.
- Пусть лежит, где лежал! - ответил упрямый Заяц.
Лежит камень. Бьется об него Заяц, но камня не убирает. А Зайчиха смотрит: кто кого
УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС
Увидел Заяц крепко спавшего Тигра, а рядом Змею.
- А ну как она его ужалит? Разбужу-ка я Тигра! - решил Заяц и, сам дрожа от страха, сильно дернул Тигра за хвост.
- Кто осмелился разбудить меня? - взревел Тигр.
- Простите, но это я! - прошептал Заяц. - Берегитесь! Змея!
Оглянулся Тигр, увидел гадюку. Отскочил в сторону.
- Дай лапу, - сказал Тигр Зайцу. - Ты смел и благороден. Отныне мы будем друзьями, и я беру тебя под свою защиту! Теперь ты можешь никого не бояться!..
Обрадовался Заяц.
Вдруг из кустов выглянула Лиса. В ту же секунду Зайца как ветром сдуло.
Удивился Тигр. Покачал головой. К вечеру разыскал Зайца.
- Чего же ты удрал?
- Лису увидел.
- Но я же рядом был! Я же обещал тебя защищать!
- Обещал.
- Ты что же, мне не веришь?
- Верю.
- Уж не думаешь ли ты, что Лиса сильнее меня?
- Нет, ты сильнее!
- Так почему же ты тогда удрал?
- Условный рефлекс, - смущенно признался Заяц.
ЖАДНЫЙ ЗАЯЦ
Заприметил Заяц в дупле пчелиный улей. Решил медком посластиться. Раздобыл большую кадушку.
Пошел в лес. По пути Медведя встретил.
- Куда ты, Косой?
- За медом, Косолапый! Я улей в лесу нашел.
- Возьми меня с собой.
- Не возьму! Мне одному мало будет.
- И пчелкам ничего не оставишь?
- А зачем им? Они себе еще насобирают...
Полез Заяц в дупло. За медом. Забила тревогу сторожевая пчела.
Напали пчелы всем роем на незваного гостя. И досталось же ему от пчел! Уж так они его отделали, так нажалили, что он едва ноги унес.
- Больно ты, Косой, бессовестный, - сказал Медведь. - Пошел бы ты за медом с кружкой, глядишь, пчелы тебя бы и не тронули. Они народ добрый!
- Хотел бы я посмотреть, как они тебя с кружкой встретят!.. - простонал Заяц.
Взял Медведь небольшую кружку и полез в дупло. Забила тревогу сторожевая пчела. Налетели пчелы на Медведя и давай жалить. Хуже Зайца искусали.
- Все дело ты мне испортил! - сказал Медведь Зайцу. - Не полезь ты к ним со своей кадушкой, они бы меня с кружкой не тронули... Вот что значит жадность!
ДРУЗЬЯ В ПОХОДЕ
Сговорились Лиса, Бобр и Кабан пойти вместе в дальний поход: по лесам, по горам побродить, новые места посмотреть.
Собрались они и пошли. Шли, шли, дошли до речки. Через речку мостик перекинут. Втроем не пройдешь, надо по одному перебираться.
- Ступай ты первый! - сказал Бобру Кабан. - Ты старше, тебе почет!
- Правильно. Пусть Бобр первый идет! - согласилась Лиса.
Бобр пошел. Вдруг мостик под ним провалился, Бобр полетел в воду.
- Ах, беда! Беда! - завопила Лиса. - Кабан, прыгай в воду, спасай Бобра. Пропадет наш Бобр! Скорей! Скорей!
- Сама за ним прыгай! - прохрюкал Кабан. - Я бы рад, да боюсь в холодной воде простудиться.
- Спасибо вам, я уж как-нибудь сам. Я ведь плаваю, - послышался из-под мостика голос Бобра.
Вылез Бобр на берег, откашлялся, отряхнулся.
- Вот и чудесно! - обрадовались Лиса и Кабан. - Пошли дальше.
- Ну нет! - твердо сказал Бобр. - С вами пропадешь!
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
- Теперь я сильнее всех! - сказал однажды Заяц.
- Ну уж и сильнее? - усомнилась Зайчиха.
- Не веришь? Хочешь, я сейчас Кабану пинка дам?
- Одумайся! - испугалась Зайчиха.
- Ничего он мне не сделает! Я такое волшебное слово знаю!
Подошел Заяц сзади к Кабану и дал ему пинка. Рассвирепел Кабан. Обмерла от страха Зайчиха, глаза закрыла... А Заяц спокойно лег на землю, лапки кверху поднял и закричал:
- Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!
Задумался Кабан... Ладно, коли так... Не тронул Зайца, отошел.
- Во! Видала?! - сказал Заяц Зайчихе.
- Герой! - даже задохнулась от восторга Зайчиха. - Герой!!!
Совсем обнаглел Заяц. Ходит с Зайчихой по лесу, всем направо и налево пинки раздает... И ничего! Помогает волшебное слово!
Вот шли они как-то опушкой, видят: сидит Медведь на пеньке, морковку ест.
- Как мне хочется морковки... - мечтательно сказала Зайчиха.
- Морковки? Сейчас будет!
Подошел Заяц к Медведю, дал ему пинка и вырвал морковку.
Промолчал Медведь, только поднялся на задние лапы и взял прут.
- Стой! - закричал Заяц, повалившись на землю и поднимая кверху лапки. - Стой! Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!
- Знаю, - сказал Медведь. - А я тебя бить и не собираюсь. Я тебя высеку!..
И высек. Пребольно высек на глазах у Зайчихи.
Стыд-то какой!
Широко известна и признана большая работа С.В.Михалкова в области басни - этого старейшего, испытанного литературного жанра. Поэт продолжил традицию русской классической басни, бичующей отрицательные явления в быту и нравах, подвергающей осмеянию непривлекательные черты в характере и поступках человека.
Большинство изданий басен С.Михалкова вышли с иллюстрациями мастеров советской графики. Особенно широко известны иллюстрации художников Е.Рачева к книгам поэта "Басни" (М., 1956, М., 1957, М., 1968), "Басни" в 2-х т. (М., 1970-1972), Кукрыниксов и А.Каневского - "Басни" (М., 1946), М.Таранова - "Басни" (Л., 1959), Б.Пророкова в книге "Веселые стихи" (М., 1946), а также иллюстрации басен в других изданиях произведений поэта, созданные художниками А.Абрамовым, А.Баженовым, Б.Ефимовым, А.Лаптевым, И.Семеновым, Г.Вальком и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с басней С.В. Михалкова "Зеркало"
Обучение чтению басен - вопрос в методике далеко не новый. Вот уже 300 с лишним лет басня воспринимается большинством учителей как чисто дидактическое, собственно нравоучительное произведение. С этих ...
урок внеклассного чтения "Стихи, басни, сказки С.В. Михалкова" 3 класс
Урок внеклассного чтенич по произведениям С.В. Михалкова 3 класс...
Урок –проект по литературному чтению по теме: Положительные и отрицательные качества героев в басне С.Михалкова «Аисты и лягушки»
Учащиеся выясняли почему произведение басня, главную мысль басни, придумывали советы для лягушки, читали басню по ролям.Чему научила нас басня? Не завидуй и не дразни другого за то, чего у него нет,...
Урок литературного чтения по теме "Басни И. Крылова, С. Михалкова, Л. Толстого", 4 класс
Урок литературного чтения в четвертом классе....
Конспект урока "Басни С. В. Михалкова"
3 класс...
конспект литературного чтения "Басня "Зеркало" С. Михалкова
Конспект литературного чтения соответствует ФГОС...
Урок внеклассное чтение. . Басни С. В. Михалкова для детей.
Тема урока: «Сказка ложь, да в ней намек…». Басни С. В. Михалкова для детей. Для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида...