Игра "Что? Где? Когда?" по басням С.В.Михалкова
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Данилова Ирина Васильевна

Игра проводилась в ознаменовании столетия С.В.Михалкова со дня рождения. Хотелось ребятам показать, что С.В.Михалков писал басни, в которых высмеивал человеческие пороки. Попросила учителей подготовить для ребят вопросы. Ребятам понравилась отвечать на вопросы, которые подготовили для них учителя. Здесь на игре ребята получили возможность познакомиться с баснями. Ведь сейчас не секрет, что ребята не очень любять читать. Хотя бы так привлекать к детской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_chto_gde_kogda.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Что? Где? Когда?» по басням С.В.Михалкова

4 класс

Учитель: Данилова Ирина Васильевна

Цель: знакомство с баснями С.В.Михалкова.

Развивать интерес к творчеству С.В.Михалкова; воспитывать лучшие качества в учащихся через чтение басен.

Вступление. Прочитайте фамилии на доске: Эзоп, И.Крылов, Л.Толстой, С.Михалков.

- Что объединяет этих людей? Какой жанр художественного произведения был в творчестве каждого из этих писателей? (Басня)

-  Что такое басня? (Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания).

- У каждой басни есть мораль. А что такое мораль? (Вывод автора, его оценка героев и событий).

- Как называются писатели, которые сочиняют басни? (Баснописцы)

- В конце 1944 года, состоялся знаменательный разговор Сергея Михалкова с Алексеем Николаевичем Толстым.

Толстой предложил поэту испытать себя в сатире для взрослых. «Твои детские стихи, - сказал он, - как мне кажется, дают тебе возможность попробовать свои силы в жанре притчи, в жанре басни. Тебе лучше всего удаются стихи, в которых ты идешь от фольклора, от народного юмора».

Но, по счастливому стечению обстоятельств, именно в 1944 году отмечалось 175-летие Ивана Андреевича Крылова. Слушая по радио басни Крылова, которые в те дни передавали постоянно, Михалков начал проникаться звучанием этого эпического жанра.

Вскоре две первые басни «Заяц во хмелю» и «Лиса и Бобер», появились на страницах «Правды».

Михалков стал сатириком-баснописцем.

Перу С.Михалкова принадлежит более 200 басен, последняя из которых «Мудрый Совет», написанная в 2002 году. Лаконичность, простота, разговорный язык, юмор – основные отличительные черты басенного стиля поэта.

Вот сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них в игре «Что? Где? Когда?»

Правила игры. Игра продолжается до 6 баллов. Вы, сидящие за столом – «Знатоки» выбираете конверты, в которых лежат вопросы от учителей нашей школы и от меня. Если даете правильный ответ, то получаете балл, если нет, то балл получают учителя школы. Ответ должен быть полным. На обдумывание дается 2 минуты. Через 2 минуты капитан решает, кто будет отвечать. В напряженный момент можете взять музыкальную паузу или минутку для отдыха, где вам нужно будет спеть или составить картинки к басням С.Михалкова. Если будет спорный момент, я думаю, разобраться нам помогут  присутствующие учителя.

Итак, крутим барабан.

Конверт № 1. Прочитайте басню «Чужая беда». Каким голосом будет обращаться к соседу Степану Петровичу пострадавший сосед? Прочитайте его слова таким голосом.

ЧУЖАЯ БЕДА

     От шума за окном проснувшись на заре,
      Испуганный Степан спросонья догадался,
      Что это наглый волк к соседу в хлев забрался
      И режет у него скотину на дворе.
      "Я думал, что тебя, Петрович, дома нет, -
      С укором поутру встречал его сосед. -
      Что ж ты с ружьем на улицу не вышел?
      Волк ночью у меня теленка уволок!" -
      "А я намаялся и спал без задних ног! -
      Зевнул в ответ Степан. - Я ничего не
      слышал..."

x x x
      Урок тому сей басней дан,
      Кто глух и слеп к соседским бедам.
      Но может ведь иной Степан
      Сам стать Степановым соседом.

Конверт № 2. Прочитайте басню «Чужая беда». Прочитайте мораль этой басни и объясните смысл последних строчек.

Ответ: Помогать соседям нужно в горе и в радости, жить дружно с соседями.

Конверт № 3. Прочитайте басню «Чужая беда». Объясните слова: спросонья, хлев, режет, двор, укор, намаялся, сей.

Ответ:

Спросонья – со сна

Хлев – сарай

Режет – грызет

Двор -  хозяйственные постройки

Укор – обида

Намаялся – устал, наработался

Сей – этой

Конверт № 4. Вопрос от Валяевой Жанны Васильевны, учителя начальных классов. Прочитайте басню. Какое качество лягушонка поможет человеку достичь больших успехов в учении? Это слово пропущено в заглавии.

ЗАВИДНОЕ ………………………

      Хозяйка в кладовушке, на окне,
      Оставила сметану в кувшине.
      И надо ж было,
      Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!
      Два малых лягушонка в тот же час -
      Бултых в кувшин, не закрывая глаз,
      И ну барахтаться в сметане!.. И понятно,
      Что им из кувшина не выбраться обратно, -
      Напрасно лапками они по стенкам бьют:
      Чем больше бьют, тем больше устают...
      И вот уже один, решив, что все равно
      Самим не вылезти, спасенья не дождаться,
      Пуская пузыри, пошел на дно...
      Но был второй во всем упорней братца -
      Барахтаясь во тьме что было сил,
      Он из сметаны за ночь масло сбил
      И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету...

x x x

     Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл,
      Я в шутку посвящаю басню эту!

Ответ: Упорство. Это качество, которое поможет каждому преодолеть трудности в учении. Не понимаю – пробую понять, не получается – пробую еще раз.

Конверт № 5. Блиц-опрос. Читаю басню «Любитель книг».

Вопросы: - Что увидел незваный гость на полках?

- Как приятель доставал до верхних полок?

-  Можно ли человека назвать любителем книг?

ЛЮБИТЕЛЬ КНИГ


      К приятелю, чтоб скоротать досуг,
      Зашел незваный гость. "Ты стал читать, мой
      друг?" -
      Воскликнул он от удивленья
      И посмотрел восторженно вокруг
      На новые тома собраний сочинений -
      Гюго, Дюма, Майн Рида, Маршака,
      Что полки заняли почти до потолка...
      "Ты что молчишь? Смущен моим вопросом?
      В коллекции такой, бесспорно, прок велик!
      Но как ты достаешь до самых верхних книг?" -
      "А очень просто, братец! Пылесосом!"

x x x
      Известно мне: в домах иных
      Стирают только пыль с изданий подписных.

Ответ: 1. Гость увидел новые тома собраний сочинений – Гюго, Дюма, Майн Рида, Маршака. 2. «А очень просто, братец! Пылесосом!» 3. Нельзя, так как книг у него много, но он их не читает, а только стирает с них пыль.

- Хотя Михалков и посмеивается над таким «любителем» книг, все же он отмечает его ……….. (бережное отношение к книгам).

Конверт № 6. Прочитайте басню «Любитель книг». Объясните слова: скоротать досуг, прок, подписные издания, Гюго, Дюма, Майн Рид, Маршак.

Ответ:

Скоротать досуг – провести свободное время

Прок – толк

 Подписные издания – книги, получаемые по подписке на почте

Гюго, Дюма, Майн Рид, Маршак – писатели

Конверт № 7. Читаю басню «Смешная фамилия». Отгадайте фамилии, встретившиеся в басне (даны анаграммы). В чем мораль этой басни?

СМЕШНАЯ ФАМИЛИЯ

      Каких фамилий только нет:
      Пятеркин, Двойкин, Супов,
      Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
      Пупков и Перепупов!

      В фамилиях различных лиц,
      Порою нам знакомых,
      Звучат названья рыб и птиц,
      Зверей и насекомых:

      Лисичкин, Раков, Индюков,
      Селедкин, Мышкин, Телкин,
      Мокрицын, Волков, Мотыльков,
      Бобров и Перепелкин!

      Но может некий Комаров
      Иметь характер львиный,
      А некий Барсов или Львов -
      Умишко комариный.

      Бывает, Коршунов иной
      Синичкина боится,
      А Чистунов слывет свиньей,
      А Простачков - лисицей!

      А Раков, если не дурак,
      Невежда и тупица,
      Назад не пятится как рак,
      А все вперед стремится!

      Плевков фамилию сменил,
      Жемчужиным назвался,
      Но в основном - ослом он был,
      Ослом он и остался!

      А Грибоедов, Пирогов
      Прославились навеки!
      И вывод, стало быть, таков:
      Все дело не в фамилии, а в человеке!

Ответ:

Пятеркин -  яПтёкрин, Двойкин - вйДоинк, Супов - вуСпо, Слюнтяев - юлСнятве, Тряпкин-Дармоед - рТяпинк, Пупков – упПвок, Перепупов – репПеоувп, Лисичкин - исЛчинки, Раков - каРво, Индюков - днИювок, Селедкин - елСёкдин, Мышкин - ышМник, Телкин - ёлТник, Мокрицын - окМркыинц, Волков- лоВовк, Мотыльков - отМыьлокв, Бобров – обБвор, Перепелкин – ереПёпликн, Комаров - моКраво, Барсов - арБовс, Львов – ьЛвво, Коршунов - орКушвно, Синичкин - инСчиикн , Чистунов - исЧтнуво, Простачков - роПтсакчво, Раков - аРокв, Плевков - леПквво, Жемчужин - емЖчуижн, Грибоедов - риГоебвод, Пирогов – риПогво

Не фамилия красит человека, а  человек – фамилию.

Конверт № 8. Черный ящик. Что в этом ящике? Чтоб увидеть себя, - посмотри на него. Больше я про него не скажу ничего. (Зеркало)

Конверт № 9. Читаю басню. В чем мораль этой басни? Определите,  какой литературный прием использует С.Михалков, чтоб передать человеческую глупость на примере животных?

ЗEPКАЛО
     
Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.
      - Горбун! Горбун! - дразнил он Верблюда.
      - Это я горбун? - возмущался Верблюд. - Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!
      - Эй, толстокожий! - кричал Носорог Слону. - Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!
      - И чего это он ко мне пристает? - удивлялся добродушный Слон. - Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!
      - Дяденька, достань воробушка! - смеялся Носорог над Жирафом.
      - Сам-то больно хорош! - откуда-то сверху отвечал Жираф.
      Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:
      - Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!
      От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.
      - Послушай, друг! - сказал Верблюд, подойдя поближе. - Неужели ты сам себя красавцем считаешь?
      - Конечно! - ответил Носорог. - Кто же в этом сомневается?
      - Ну тогда посмотри на себя! - сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.
      Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:
      - Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
      И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.

Ответ: Лучше смотри за собой, а не за другими. Аллегория (иносказание)

Конверт № 10. Отгадайте название басни по отгадкам.

Не позавидуешь работе.

Весь день стоять ногой в болоте.

И ловить в нем наугад

Длинным клювом лягушат…

А вот ему работа это

Сладка, как нам с тобой конфета. (аист)

Хвост потерял – и себя не узнал,

Но не заплакал – заквакал! (лягушка)

Ответ: «Аисты и лягушки»

Конверт № 11. Прочитайте. Какое слово пропущено? Это хорошо или плохо?

ОТВЕТ

Пристал однажды маленький Цыпленок к большому Петуху:
      - Почему у аиста длинный клюв и предлинные ноги, а у меня совсем маленькие?
      - Отстань!
      - Почему у зайца длинные уши, а у меня даже маленьких нету?
      - Не приставай!
      - Почему у котенка красивая шерстка, а у меня какой-то противный желтый пух?
      - Отвяжись!
      - Почему щенок умеет вертеть хвостиком, а у меня совсем нет никакого хвостика?
      - Замолчи!
      - Почему у козленка есть рожки, а у меня даже плохоньких рожек и то нету?
      - Прекрати! Отстань! - не на шутку рассердился Петух.
      - Все отстань... отстань! Почему всем маленьким большие отвечают на вопросы, а ты нет? - пропищал Цыпленок.
      - Потому, что ты не спрашиваешь, а просто всем ……………..! - серьезно ответил Петух.
      И это была чистая правда.

Ответ: Пропущено слово – завидуешь. Зависть – это плохое качество.

Конверт № 12. Расставить правильно предложения в басне «Не стоит благодарности». Предложения разрезаны. Есть начало и конец басни (выделено курсивом). Какова мораль этой басни?

НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ

 Тащил на себе старый Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенек.
      - Тяжелое небось бревно-то? - спросил молодой Кабан, что неподалеку грелся на солнцепеке.
      - Ух, и тяжелое! - ответил Медведь, отдуваясь.
 
      - И далеко еще тащить?
      - До самого леса.
      - В такую жару! Поди, умаялся?
      - И не спрашивай!
      - Такое-то бревно вдвоем бы тащить!
      - Ясное дело - вдвоем бы сподручнее было!
      - Ну, я пошел! - сказал Кабан, поднимаясь. - Желаю удачи! Да смотри не надорвись!
      - Спасибо, - вздохнул Медведь.
      - Не за что! - ответил Кабан.

Ответ: Не стой и указывай, а помоги. Указывать легче всего.

Конверт № 13. Вопрос от Кузнецовой Елены Сергеевны, учителя русского языка и литературы. Прочитайте басню «Любитель книг». Назовите фамилию, имя и отчество советского писателя, упомянутого в басне.

Ответ: Самуил Яковлевич Маршак.

Конверт № 14. Вопрос от Бурмагиной Светланы Брониславовны, учителя русского языка и литературы. Вставьте вместо точек слова по смыслу, соблюдая правила рифмовки. Какой части басни в этом произведении нет?

ГРИБЫ

      Рос яркий Мухомор среди лесной полянки. (А)
      Бросался всем в глаза его нахальный вид: (Б)
      - Смотрите на меня! Заметней нет ……………..! (А)
      Как я красив! Красив и ……………..! – (Б)
      А Белый Гриб в тени под елочкой молчал. (В)
      И потому его никто не …………………… ... (В)

Ответ: Здесь отсутствует мораль.

ГРИБЫ
     Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.
      Бросался всем в глаза его нахальный вид:
      - Смотрите на меня! Заметней нет поганки!
      Как я красив! Красив и ядовит! -
      А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
      И потому его никто не замечал...

Вопрос № 15. Блиц-опрос. Читаю басню «Смешная фамилия».

- Сколько фамилий прозвучало в басне?

- Что может звучать в названиях фамилий?

- Какой вывод делает автор?

Ответ: 1. 30 фамилий. 2. В фамилиях различных лиц звучат названия птиц, рыб, зверей и насекомых.3. Все дело не в фамилии, а в человеке.

Во время музыкальной паузы звучит песня на слова С.В.Михалкова «Мы едем, едем»


КУКУШКА И СКВОРЕЦ

    "Чего распелся ты так рано над крыльцом?" -
      Кукушка из лесу Скворцу прокуковала.
      "Ах, если бы, Кукушечка, ты знала! -
      Ей отвечал Скворец. - Я нынче стал отцом!
      Теперь мне в пору петь с рассвета до заката:
      В скворечнике моем пищат мои Скворчата!
      Я полон гордости - растет мой скромный дом!" -
      "Вот невидаль! Нашел же чем гордиться! -
      Кукушка из лесу в ответ. -
      Чем удивил ты белый свет!
      По мне, так лучше быть свободной птицей!" -
      "А где несешься ты?" -
      "В любом чужом гнезде!" -
      "А где твои птенцы?" -
      "Не знаю где. Везде!" -
      "Да кто ж выводит их?" -
      "Другие их выводят.
      Я не из тех, кто в этом смысл находит...
      Семья мне не нужна. Я жить одна хочу,
      Куда задумаю - туда и полечу!
      Где захочу - там прокукую.
      Вот, Скворушка, тебе бы жизнь такую!" -
      "Нет, - отвечал Скворец. - Пример моих отцов
      Подсказывает мне иметь весной птенцов!"
      И надо же такому вдруг случиться:
      Пернатый хищник, старый вор,
      Скворчатинкой задумав поживиться,
      Явился как-то раз к моим Скворцам во двор.
      Но грозно встретила его семья Скворцов!
      Едва отбившись от птенцов и от отцов,
      Разбойник улетел. А над лесной опушкой
      Он с одинокой встретился Кукушкой -
      И все ж позавтракал в конце концов!

КИРПИЧ И ЛЬДИНА

      Плыл по реке Кирпич на Льдине,
      Он у нее лежал на середине
      И все учил ее, что не туда плывет,
      Что надо бы прибавить ход,
      Что нужно иначе держаться!
      Напрасно не трещать и к берегу не жаться!
      А Льдина таяла, приветствуя весну...
      Пришло мгновение - Кирпич пошел ко дну.

x x x



      Кирпич напомнил человека мне,
      Что думал про себя: "Я нынче на коне!"
      Учил других, командовать пытался,
      А сам не "на коне" - на льдине оказался!        

        БОЛЬШАЯ КОСТЬ

      Ворона жадная, раскрывши клюв, глядела,
      Как пес Волчок со смаком кость глодал.
      Той костью овладеть Ворона захотела
      И сверху вниз, как ястреб, налетела!
      Такого натиска Волчок не ожидал.
      И он, не разобрав, откуда, кто напал -
      Шасть под крыльцо!
      А наглая воровка,
      Что подлый свой маневр придумала так ловко,
      Вцепилась в кость... Однако кость была
      Не по Вороне тяжела.
      И как Ворона ни старалась,
      Ни тужилась, ни надрывалась,
      А уволочь с собой добычу не смогла,
      Да хорошо еще, сама жива осталась -
      Волчок, придя в себя, ей вырвал полкрыла.

x x x

  Одна из первых мер предосторожности:
  Соразмерять желанье и возможности.

РОМАШКА И РОЗА

     "Прошу меня простить за обращенье в прозе! -
      Ромашка скромная сказала пышной Розе. -
      Но вижу я: вкруг вашего стебля
      Живет и множится растительная тля,
      Мне кажется, что в ней для вас угроза!" -
      "Где вам судить о нас! - вспылила Роза. -
      Ромашкам полевым в дела садовых роз
      Не следует совать свой нос!"
      Довольная собой и всех презрев при этом,
      Красавица погибла тем же летом, -
      Не потому, что рано отцвела,
      А потому, что дружеским советом
      Цветка незнатного она пренебрегла...

x x x


      Кто на других глядит высокомерно,
      Тот этой басни не поймет, наверно...

КОГДА ВЕЗЕТ


      Всех по дороге обгоняя,
      Неслась машина легковая.
      И тот, кто за рулем сидел,
      На всех людей, пешком идущих
      И на колесах отстающих,
      С пренебрежением глядел.
      Но с ним в пути беда случилась:
      Машина вдруг остановилась!
      И тот, кто за рулем сидел,
      Теперь уж на людей идущих
      И даже на волах ползущих
      С печальной завистью глядел.
      Он над мотором неисправным
      Капот бесцельно поднимал, -
      По существу и в самом главном
      Он ничего не понимал...

x x x


      Тот, кто без знаний и уменья
      Стремится вырваться вперед,
      Не так ли полон самомненья
      В тот миг, когда ему... везет?!

ХОЧУ БОДАТЬСЯ


      Это был ужасно приставучий Козленок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:
      - Хочу бодаться! Давай бодаться!..
      - Отстань от меня! - сказал Индюк и важно отошел в сторону.
      - Давай бодаться! - пристал Козленок к Поросенку.
      - Отвяжись! - ответил Поросенок и зарылся пятачком в землю.
      Подбежал Козленок к старой Овце:
      - Давай бодаться!
      - Отойди от меня! - попросила Овца. - Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!
      - А я хочу! Давай пободаемся!
      Промолчала Овца и сама отошла в сторону.
      Увидел Козленок Щенка.
      - А ну! Давай бодаться!
      - Давай! - обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.
      - Постой! - заплакал Козленок. - Я хочу бодаться, а ты что делаешь?
      - А я хочу кусаться! - ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.

ЧТО КОШКА О СЕБЕ ВООБРАЗИЛА


      Прослышала где-то Кошка, что Тигр и Пантера принадлежат к семейству кошек.
      - Ого! - обрадовалась Кошка. - А я-то, дурочка, не знала, какая у меня родня! Ну, теперь я себя покажу... - И недолго думая она прыгнула на спину Осла.
      - Это еще что за новости? - удивился Осел.
      - Вези, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? - воскликнула Кошка, сидя у Осла на загривке.
      - Кто же? - поинтересовался Осел.
      - Тигр и Пантера, вот кто! Не веришь - спроси у Ворона.
      Осел спросил у Ворона. Тот подтвердил:
      - Да, действительно кошка, тигр, барс, рысь, а также пантера и ягуар и даже лев - из семейства кошачьих!
      - Теперь ты убедился? - воскликнула Кошка, вонзая когти в Ослиную гриву. - Вези!
      - Куда? - спокойно спросил Осел. - К Тигру или к Пантере?
      - Не-е-ет! - неожиданно промяукала Кошка. - Вези меня к этим... как их... к ммм-мы-шам!..
      И Осел отвез Кошку туда, где водились мыши.
      Потому что Кошка - это все-таки кошка.

ПЕЛИКАНЬЕ ВОСПИТАНИЕ


      Два медвежонка возвращались домой с рыбалки и встретили по дороге Пеликана.
      - Смотри, Пеликаша, сколько мы рыбки наловили! Приходи к нам в гости, к обеду. На славу угостим!
      - Приду! - сказал Пеликан.
      И пришел. Сел к столу.
      - Не стесняйся, Пеликаша! Ешь на здоровье! - угощали гостя медвежата. - Рыбки много - всю не съедим!
      Но через минуту рыбки как не бывало: вся она исчезла у Пеликана в глотке.
      Облизнулись медвежата.
      - Как вкусно! Мы, кажется, еще бы съели. А ты бы еще съел? - спросил у Пеликана один из медвежат.
      - Да! - открыл свой большой клюв Пеликан, и при этом у него изо рта выскочила одна рыбка.
      - Так кушай еще! - насмешливо сказали медвежата. - Вот как раз еще одна рыбка!..
      Больше почему-то медвежата к обеду Пеликана не приглашали. Кстати, Пеликан так до сих пор и не понял - почему?

КТО КОГО?

      Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Все вокруг прибрали, расчистили и размели. Осталось только большой камень с дороги убрать.
      - Давай поднатужимся и оттащим его куда-нибудь в сторонку! - предложила Зайчиха.
      - А ну его! - ответил Заяц. - Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тот обойдет!
      И остался камень лежать возле крыльца.
      Бежал однажды Заяц домой с огорода. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
      - Давай уберем камень! - предложила опять Зайчиха. - Смотри, как ты разбился.
      - Охота была! - отвечал Заяц. - Стану я с ним возиться!
      В другой раз вечером выскочил Заяц по нужде, опять забыл про камень - в темноте на него налетел, так расшибся, что забыл, зачем вышел.
      - Говорила тебе, уберем этот проклятый камень! - взмолилась Зайчиха.
      - Пусть лежит, где лежал! - ответил упрямый Заяц.
      Лежит камень. Бьется об него Заяц, но камня не убирает. А Зайчиха смотрит: кто кого

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

      Увидел Заяц крепко спавшего Тигра, а рядом Змею.
      - А ну как она его ужалит? Разбужу-ка я Тигра! - решил Заяц и, сам дрожа от страха, сильно дернул Тигра за хвост.
      - Кто осмелился разбудить меня? - взревел Тигр.
      - Простите, но это я! - прошептал Заяц. - Берегитесь! Змея!
      Оглянулся Тигр, увидел гадюку. Отскочил в сторону.
      - Дай лапу, - сказал Тигр Зайцу. - Ты смел и благороден. Отныне мы будем друзьями, и я беру тебя под свою защиту! Теперь ты можешь никого не бояться!..
      Обрадовался Заяц.
      Вдруг из кустов выглянула Лиса. В ту же секунду Зайца как ветром сдуло.
      Удивился Тигр. Покачал головой. К вечеру разыскал Зайца.
      - Чего же ты удрал?
      - Лису увидел.
      - Но я же рядом был! Я же обещал тебя защищать!
      - Обещал.
      - Ты что же, мне не веришь?
      - Верю.
      - Уж не думаешь ли ты, что Лиса сильнее меня?
      - Нет, ты сильнее!
      - Так почему же ты тогда удрал?
      - Условный рефлекс, - смущенно признался Заяц.

ЖАДНЫЙ ЗАЯЦ


      Заприметил Заяц в дупле пчелиный улей. Решил медком посластиться. Раздобыл большую кадушку.
      Пошел в лес. По пути Медведя встретил.
      - Куда ты, Косой?
      - За медом, Косолапый! Я улей в лесу нашел.
      - Возьми меня с собой.
      - Не возьму! Мне одному мало будет.
      - И пчелкам ничего не оставишь?
      - А зачем им? Они себе еще насобирают...
      Полез Заяц в дупло. За медом. Забила тревогу сторожевая пчела.
      Напали пчелы всем роем на незваного гостя. И досталось же ему от пчел! Уж так они его отделали, так нажалили, что он едва ноги унес.
      - Больно ты, Косой, бессовестный, - сказал Медведь. - Пошел бы ты за медом с кружкой, глядишь, пчелы тебя бы и не тронули. Они народ добрый!
      - Хотел бы я посмотреть, как они тебя с кружкой встретят!.. - простонал Заяц.
      Взял Медведь небольшую кружку и полез в дупло. Забила тревогу сторожевая пчела. Налетели пчелы на Медведя и давай жалить. Хуже Зайца искусали.
      - Все дело ты мне испортил! - сказал Медведь Зайцу. - Не полезь ты к ним со своей кадушкой, они бы меня с кружкой не тронули... Вот что значит жадность!

ДРУЗЬЯ В ПОХОДЕ

      Сговорились Лиса, Бобр и Кабан пойти вместе в дальний поход: по лесам, по горам побродить, новые места посмотреть.
      Собрались они и пошли. Шли, шли, дошли до речки. Через речку мостик перекинут. Втроем не пройдешь, надо по одному перебираться.
      - Ступай ты первый! - сказал Бобру Кабан. - Ты старше, тебе почет!
      - Правильно. Пусть Бобр первый идет! - согласилась Лиса.
      Бобр пошел. Вдруг мостик под ним провалился, Бобр полетел в воду.
      - Ах, беда! Беда! - завопила Лиса. - Кабан, прыгай в воду, спасай Бобра. Пропадет наш Бобр! Скорей! Скорей!
      - Сама за ним прыгай! - прохрюкал Кабан. - Я бы рад, да боюсь в холодной воде простудиться.
      - Спасибо вам, я уж как-нибудь сам. Я ведь плаваю, - послышался из-под мостика голос Бобра.
      Вылез Бобр на берег, откашлялся, отряхнулся.
      - Вот и чудесно! - обрадовались Лиса и Кабан. - Пошли дальше.
      - Ну нет! - твердо сказал Бобр. - С вами пропадешь!

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

      - Теперь я сильнее всех! - сказал однажды Заяц.
      - Ну уж и сильнее? - усомнилась Зайчиха.
      - Не веришь? Хочешь, я сейчас Кабану пинка дам?
      - Одумайся! - испугалась Зайчиха.
      - Ничего он мне не сделает! Я такое волшебное слово знаю!
      Подошел Заяц сзади к Кабану и дал ему пинка. Рассвирепел Кабан. Обмерла от страха Зайчиха, глаза закрыла... А Заяц спокойно лег на землю, лапки кверху поднял и закричал:
      - Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!
      Задумался Кабан... Ладно, коли так... Не тронул Зайца, отошел.
      - Во! Видала?! - сказал Заяц Зайчихе.
      - Герой! - даже задохнулась от восторга Зайчиха. - Герой!!!
      Совсем обнаглел Заяц. Ходит с Зайчихой по лесу, всем направо и налево пинки раздает... И ничего! Помогает волшебное слово!
      Вот шли они как-то опушкой, видят: сидит Медведь на пеньке, морковку ест.
      - Как мне хочется морковки... - мечтательно сказала Зайчиха.
      - Морковки? Сейчас будет!
      Подошел Заяц к Медведю, дал ему пинка и вырвал морковку.
      Промолчал Медведь, только поднялся на задние лапы и взял прут.
      - Стой! - закричал Заяц, повалившись на землю и поднимая кверху лапки. - Стой! Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!
      - Знаю, - сказал Медведь. - А я тебя бить и не собираюсь. Я тебя высеку!..
      И высек. Пребольно высек на глазах у Зайчихи.
      Стыд-то какой!



      Широко известна и признана большая работа С.В.Михалкова в области басни - этого старейшего, испытанного литературного жанра. Поэт продолжил традицию русской классической басни, бичующей отрицательные явления в быту и нравах, подвергающей осмеянию непривлекательные черты в характере и поступках человека.
      Большинство изданий басен С.Михалкова вышли с иллюстрациями мастеров советской графики. Особенно широко известны иллюстрации художников Е.Рачева к книгам поэта "Басни" (М., 1956, М., 1957, М., 1968), "Басни" в 2-х т. (М., 1970-1972), Кукрыниксов и А.Каневского - "Басни" (М., 1946), М.Таранова - "Басни" (Л., 1959), Б.Пророкова в книге "Веселые стихи" (М., 1946), а также иллюстрации басен в других изданиях произведений поэта, созданные художниками А.Абрамовым, А.Баженовым, Б.Ефимовым, А.Лаптевым, И.Семеновым, Г.Вальком и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с басней С.В. Михалкова "Зеркало"

Обучение чтению басен - вопрос в методике далеко не новый. Вот уже 300 с лишним лет басня воспринимается большинством учителей как чисто дидактическое, собственно нравоучительное произведение. С этих ...

урок внеклассного чтения "Стихи, басни, сказки С.В. Михалкова" 3 класс

Урок внеклассного чтенич по произведениям С.В. Михалкова 3 класс...

Урок –проект по литературному чтению по теме: Положительные и отрицательные качества героев в басне С.Михалкова «Аисты и лягушки»

Учащиеся выясняли почему произведение басня, главную мысль басни, придумывали советы для лягушки, читали басню по ролям.Чему научила нас басня? Не завидуй и не дразни другого за то, чего у него нет,...

конспект литературного чтения "Басня "Зеркало" С. Михалкова

Конспект литературного чтения соответствует  ФГОС...

Урок внеклассное чтение. . Басни С. В. Михалкова для детей.

Тема урока: «Сказка ложь, да в ней намек…».  Басни С. В. Михалкова для детей. Для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида...