Сценирование занятия (базовая способность понимания)
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Сценирование занятия (2-3 кл)
(способность понимания)
МУРАВЕЙ И ЖУК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Муравей и Жук | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценирование занятия (2-3 кл)
(способность понимания)
МУРАВЕЙ И ЖУК
Задача: Формировать способность строить полную версию текста,
Умение дать полный ответ на вопрос в чём основная мысль, смысл произведения в отличие от вопросов: что происходит в произведение, о ком произведение, какая тема произведения.
Исходное состояние: назвать главных героев, характеристика главных героев, сюжет,
делить на смысловые части.
Конечное состояние (результат): овладение средством соотнесения своей версии с
полным текстом.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Комментарии |
Вводный этап – знакомство с текстом - Давайте прочтем этот текст. | Читают текст | Сам. чтение или чтение цепочкой |
1 этап – порождение первичных смысловых версий детьми
- Запишите на ваших листках, в чём смысл этого произведения? Зафиксируйте в знаковой форме. - Кто хочет высказать свою версию устно. - Галина, как ты считаешь, в чем смысл текста, какую мысль нам хотел донести автор? - Галина, ты сейчас пересказываешь текст, попробуй построить свою версию, как сделала Вера, о чем этот текст. - Вера, как ты считаешь, в чем смысл текста. - Вера, прикрепи свой листочек на доску. - Ребята, у кого есть другие, непохожие на эти версии? - Надя, а у тебя не такая же версия как у Галины? - Что значит быть самостоятельным? - Отметьте, у себя с чьей версией вы более всего согласны, прикрепите на доску | Каждый ребенок записывает на листе, как он считает, в чём смысл произведения. Выдвижение версий - О том как муравей гулял и собирал зёрнышки. (0) - нужно трудиться. (1) - О трудолюбивом муравье и ленивом жуке. (1) - Не будешь трудиться, останешься голодным. (2) - Готовь сани летом, а телегу зимой. (2,5) - А здесь ни о каких санях и телегах не говорится. - Это так говорят, когда заблаговременно делают. - Думай о будущем и будь самостоятельным. (3) Дети прикрепляют на доску к той версии, с которой они более согласны. | Умение дать полный ответ на вопрос в чём основная мысль, смысл произведения в отличие от вопросов: что происходит в произведение, о ком произведение, какая тема произведения. Учитель различает сюжет текста от смысловой версии Дискуссия по поводу смысла пословицы Учитель оставляет 5 версий для дальнейшего разбора |
2 этап – передача средств понимания смысла текста, обнаружение содержания теста Соотнесение с текстом произведения, уточнение правомерности смысловой версии
- Как доказать, чья версия верна. Ведь вопрос был один: в чем смысл текста? А вариантов версий пять. - Твоя версия, Вера, подходит ко всем частям текста или только к некоторым? - Вера на какой вопрос отвечает в своей версии. - Как она описывает героев произведения? - Отвечает ли версия Веры на вопрос, в чем смысл произведения? - Докажите версию, «Не будешь трудиться, останешься голодным». Охватывает ли эта версия весь текст или только какую-то часть? -«Нужно трудиться» - мысль хорошая как она относится к этому тексту? Но про жука ведь не сказано, что он не трудился, ведь у него все было, он же это как-то нажил? - «Думай о будущем и будь самостоятельным» - Давайте подведем итог, в чем же смысл этого произведения: так и люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия. Не давай сбить себя с пути, будь самостоятельным. | - Эта версия о персонажах этого текста, а не о том, в чем смысл этого текста. Ответы детей, их доказательства. | Начинаем анализировать от более низкого уровня версий до более высокого. Можно разделить текст на смысловые кусочки (части) Учитель соотносит версию с самим текстом. Учитель различает смысловую версию от характеристик героев произведения. Выход на содержание текста через выделение «конфликта» произведения. Понимание на основе символов. Понимание авторской позиции. |
3 этап – порождение вторичных версий понимания текста
- Запишите на листах, как изменилось ваше понимание этого текста, после обсуждения. - Напишите тогда, что не изменилось. Организация рефлексии относительно способа действия детей на занятии (Рефлексия: как мы добрались до этого понимания) - Какие жизненные ситуации вы можете привести, когда вы или кто-то вели себя так же как муравей или жук? | - А если не изменилось? | Учитель анализирует записи на листочках для выявления прироста (как повысился уровень понимания текста). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценирование занятия по литературному чтению. (Способность понимания)
занятие по литературному чтению...
Технология развития и диагностики базовых способностей обучающихся
Способность понимания в мыследеятельностной педагогике.Описание способов понимания, которые должны быть освоены в начальной школе...
Развитие способности понимания и коммуникации при работе с текстами в начальных классах
Проблема способностей — одна из наиболее сложных в психологии и педагогике. Не вызывает сомнения актуальность этой проблемы как в теоретическом, так и практическом отношении. Выявление условий и...
базовая способность-компетентность чтения
Флеш презентация. Базовая способность-компетентность чтения...
Сценарная разработка по развитию способности понимания на материале чтения "С.Кирсанов "Чудо"
Данная методическая разработка направлена на развитие способности понимания авторского замысла стихотворения "Чудо" С. Кирсанова...
Метапредметное занятие по формирование способности понимания
Роль лекарственных растений в жизни человека....
Конспект внеурочного занятия по ОРИГАМИ,тема занятия.Базовая форма Треугольник. Лис и Уточка (сказка «Хитрый Лис и умная Уточка»)
В рамках внеурочной деятельности в начальных классах,мною была разработана и внедрена программа по изучению Оригами- искусству складывания из бумаги.На одном из занятий,при изучении базовой формы Треу...