Сценирование занятия по литературному чтению. (Способность понимания)
методическая разработка по чтению по теме
занятие по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценирование занятия по литературному чтению. (Способность понимания)
ПОЖАР ВО ФЛИГЕЛЕ ИЛИ ПОДВИГ ВО ЛЬДАХ
Мы с Мишкой так заигрались в хоккей, что совсем забыли, на каком мы находимся свете, и когда спросили одного проходящего мимо дяденьку, который час, он нам сказал:
- Ровно два.
Мы с Мишкой прямо за голову схватились. Два часа! Каких-нибудь пять минут поиграли, а уже два часа! Ведь это же ужас! Мы же в школу опоздали! Я подхватил портфель и закричал:
- Бегом давай, Мишка!
И мы полетели, как молнии. Но очень скоро устали и пошли шагом.
Мишка сказал:
- Не торопись, теперь уже все равно опоздали.
Я говорю:
- Ох, влетит... Родителей вызовут! Ведь без уважительной же причины.
Мишка говорит:
- Надо ее придумать. А то на собрании будут обсуждать. Давай выдумаем поскорее!
Я говорю:
- Давай скажем, что у нас заболели зубы и что мы ходили их вырывать.
Но Мишка только фыркнул:
- У обоих сразу заболели, да? Хором заболели!.. Нет, так не бывает. И потом: если мы их рвали, то где же дырки?
Я говорю:
- Надо придумать что-нибудь интересное и храброе, чтобы нас еще и похвалили за опоздание, понял?
Мишка говорит:
- Это как?
- Ну, например, выдумаем, что где-нибудь был пожар, а мы, как будто, ребенка из этого пожара вытащили, понял?
Мишка обрадовался:
- Ага, понял! Можно про пожар выдумать, а то еще лучше сказать, как будто лед на пруду проломился, и ребенок этот - бух!.. В воду упал! А мы его вытащили... Тоже красиво!
- Ну да, - говорю я, - правильно! Но пожар все-таки лучше!
- Ну нет, - говорит Мишка, - именно что лопнувший пруд интереснее!
И мы с ним еще немножко поспорили, что интересней и храбрей, и не доспорили, а уже пришли к школе.
И вот я тихонько приоткрыл дверь нашего класса, просунул голову, и вижу весь класс, и слышу, как Раиса Ивановна диктует по книжке:
- "Птенцы пищат..."
Тут Раиса Ивановна подняла глаза и увидела меня. Я сразу сказал:
- Можно войти, Раиса Ивановна?
- Ах, это ты, Дениска, - Что у тебя за вид? Где это ты так извалялся? А? Отвечай толком!
А я еще ничего не придумал и не могу толком отвечать, а так, говорю что попало, все подряд, только чтобы время протянуть:
- Я, Раиса Иванна, не один... Вдвоем мы, вместе с Мишкой... Вот оно как. Ого!.. Ну и дела. Так и так! И так далее.
А Раиса Ивановна:
- Что-что? Ты успокойся, говори помедленней, а то непонятно! Что случилось? Где вы были? Где Миша?
А у меня в голове уже началось какое-то завихрение от всех этих приключений, и я ни с того ни с сего брякнул:
- Там пожар был!
Раиса Ивановна побледнела и говорит:
- Где пожар?
А я:
- Возле нас. Во дворе. Во флигеле. Дым валит - прямо клубами. А мы идем с Мишкой мимо этого... как его... мимо черного хода! А дверь этого хода кто-то доской снаружи припер. Вот. А мы идем! А оттуда, значит, дым! И кто-то пищит. Задыхается. Ну, мы доску отняли, а там маленькая девочка. Плачет. Задыхается. Ну, мы ее за руки, за ноги - спасли. А тут ее мама прибегает, говорит: "Как ваша фамилия, мальчики? Я про вас в газету благодарность напишу". А мы с Мишкой говорим: "Что вы, какая может быть благодарность за эту пустяковую девчонку! Не стоит благодарности. Мы скромные ребята". Вот. И мы ушли с Мишкой. Можно сесть, Раиса Ивановна?
Она встала из-за стола и подошла ко мне. Глаза у нее были серьезные и счастливые.
Она сказала:
- Как это хорошо! Очень, очень рада, что вы с Мишей такие молодцы! Иди садись. Сядь. Посиди...
И я видел, что она прямо хочет меня погладить или даже поцеловать. И мне от всего этого не очень-то весело стало. И я пошел потихоньку на свое место, и весь класс смотрел на меня, как будто я и вправду сотворил что-то особенное. И на душе у меня скребли кошки. Но в это время дверь распахнулась, и на пороге показался Мишка. Все повернулись и стали смотреть на него. А Раиса Ивановна обрадовалась.
- Входи, - сказала она, - входи, Мишук, садись. Сядь. Посиди. Успокойся. Ты ведь, конечно, тоже переволновался.
- Еще как! - говорит Мишка. - Боялся, что вы заругаетесь.
- Ну, раз у тебя уважительная причина, - говорит Раиса Ивановна, - ты мог не волноваться. Все-таки вы с Дениской человека спасли. Не каждый день такое бывает.
Мишка даже рот разинул. Он, видно, совершенно забыл, о чем мы с ним говорили.
- Ч-ч-человека? - говорит Мишка и даже заикается. - С...с...спасли? А кк...кк...кто спас?
Тут я понял, что Мишка сейчас все испортит. И я решил ему помочь, чтобы натолкнуть его и чтобы он вспомнил, и так ласковенько ему улыбнулся и говорю:
- Ничего не поделаешь, Мишка, брось притворяться... Я уже все рассказал!
И сам в это время делаю ему глаза со значением: что я уже все наврал и чтобы он не подвел! И я ему подмигиваю, уже прямо двумя глазами, и вдруг вижу - он вспомнил! И сразу догадался, что надо делать дальше! Вот наш милый Мишенька глазки опустил, как самый скромный на свете маменькин сынок, и таким противным, приличным голоском говорит.
- Ну зачем ты это! Ерунда какая...
И даже покраснел, как настоящий артист. Ай да Мишка! Я прямо не ожидал от него такой прыти. А он сел за парту как ни в чем не бывало и давай тетради раскладывать. И все на него смотрели с уважением, и я тоже. И наверно, этим дело бы и кончилось. Но тут черт все-таки дернул Мишку за язык, он огляделся вокруг и ни с того ни с сего сказал:
- А он вовсе не тяжелый был. Кило десять - пятнадцать, не больше...
Раиса Ивановна говорит:
- Кто? Кто не тяжелый, кило десять - пятнадцать?
- Да мальчишка этот.
- Какой мальчишка?
- Да которого мы из-подо льда вытащили...
- Ты что-то путаешь, - говорит Раиса Ивановна, - ведь это была девочка! И потом, откуда там лед?
А Мишка гнет свое:
- Как - откуда лед? Зима, вот и лед! Все Чистые пруды замерзли. А мы с Дениской идем, слышим - кто-то из проруби кричит. Барахтается и пищит. Карабкается. Бултыхается и хватается руками. Ну, а лед что? Лед, конечно, обламывается! Ну, мы с Дениской подползли, этого мальчишку за руки, за ноги - и на берег. Ну, тут дедушка его прибежал, давай слезы лить...
Я уже ничего не мог поделать: Мишка врал как по писаному, еще лучше меня. А в классе уже все догадались, что он врет и что я тоже врал, и после каждого Мишкиного слова все покатывались, а я ему делал знаки, чтобы замолчал и перестал врать, потому что он не то врал, что нужно, но куда там! Мишка никаких знаков не замечал и заливался соловьем:
- Ну, тут дедушка нам говорит: "Сейчас я вам именные часы подарю за этого мальчишку". А мы говорим: "Не надо, мы скромные ребята!"
Я не выдержал и крикнул:
- Только это был пожар! Мишка перепутал!
- Ты что, рехнулся, что ли? Какой может быть в проруби пожар? Это ты все позабыл.
А в классе все падают в обморок от хохота, просто помирают.
Раиса Ивановна говорит:
- Как не стыдно врать! Какой позор! И я-то их считала хорошими ребятами!.. Продолжаем урок.
И все сразу перестали на нас смотреть. И в классе было тихо и как-то скучно. И я написал Мишке записку: "Вот видишь, надо было говорить правду!"
А он прислал ответ: "Ну конечно! Или говорить правду, или получше сговариваться".
Сценирование занятия (3 кл.)
(способность понимания)
Задача: Формировать способность строить полную версию текста.
Исходное состояние: назвать главных героев, характеристика главных героев, сюжет,
делить на смысловые части.
Конечное состояние (результат): овладение средством соотнесения своей версии с
версией автора.
Технологическая карта
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Комментарии |
Вводный этап – знакомство с текстом Прочитайте текст. - О чем этот текст? - Как правильнее спросить: О КОМ или О ЧЁМ этот текст? (содержание текста) Определить жанр произведения Озаглавить (первоначально) | Читают про себя - Ответы детей с доказательствами. - Ответы детей с доказательствами. Примеры (1. Опоздание мальчиков; 2. Лучше правда или договор?) | О КОМ, потому что герои – мальчики РАССКАЗ (о детях) Пока без заголовка автора |
1 этап – порождение первичных смысловых версий детьми Учить строить версии. - Запишите на ваших листках, в чём смысл этого произведения. - Кто хочет высказать свою версию устно. - Отметьте у себя, с чьей версией вы более всего согласны | Каждый ребенок записывает на листе, как он считает, в чём смысл произведения. Выдвижение версий - Чтобы говорить одинаково, надо договариваться (Костя) - Надо вовремя приходить в школу – не опаздывать (Мария) - Надо говорить правду (Эвелина) - Не надо перед школой играть во дворе или на катке (Сергей) - Надо придумывать так, чтобы похвалили (Света) | Умение дать полный ответ на вопрос в чём основная мысль, смысл произведения в отличие от вопросов: что происходит в произведении, о ком произведе-ние, какая тема произведения. Учитель различает сюжет (содержание) текста от смысловой версии Учитель оставляет 5 версий для дальнейшего разбора |
2 этап – передача средств понимания смысла текста Соотнесение с текстом произведения, уточнение правомерности смысловой версии * Анализ версий, учить соотносить свою версию с частью текста или полным текстом, со смыслом текста. - Как доказать, чья версия верна. Ведь вопрос был один: в чем смысл текста? А вариантов версий пять. 1. - Отвечает ли версия Марии на вопрос, в чем смысл произведения? - Охватывает ли эта версия весь текст или только какую-то часть? 2. Версия Кости. - Почему автор придумал, чтобы они раздельно вошли в класс? - Помогли эти версии мальчикам в данной ситуации, в данном произведении? (НЕТ) 3. Версия Сергея. - Если бы они играли дома, то могли опоздать, заигравшись и позабыв о времени? (ДА) 4. Версия Светы. - Почему же автор вслед за Денисом отправляет Мишку (не вместе)? - Подтвердилась в данном произведении версия Светы? (НЕТ) | Доказательства с подтверждением (выборочное чтение части текста) Ответы детей, их доказательства. 1. Найти в тексте момент и зачитать. - Только часть, больше не упоминается… (НЕ ПОДХОДИТ) И 1-ый заголовок тоже не подходит 2. Версия каждого мальчика (зачитать). На какой-то версии они определились? - Версия Кости тоже не подходит И 2-ой заголовок тоже - Версия Сергея не подходит - учитель похвалила Дениску - учитель их вместе не похвалила, а, даже наоборот, осудила, выведя на «чистую воду» - Версия Светы не подходит | Начинаем анализировать от более низкого уровня версий до более высокого. Можно разделить текст на смысловые кусочки (части) Учитель соотносит версию с самим текстом. Заголовок автора – почему так назвал? |
3 этап – анализ позиций действующих лиц - Позиция мальчиков сначала и потом - Позиция учителя - Позиция детей - Позиция автора (кем является автор?) | * весёлые, безответственные, озабоченные, задумчивые * обеспокоенные, боязливые, лживые * строгая, волнующаяся, разочарованная * насмехающаяся, осуждающая - Автор – наблюдатель, 3-е лицо | Учитель различает смысловую версию от характеристик героев произведения. Выход на содержание текста через выделение «конфликта» произведения (между самими мальчиками, между героями и учителем) |
4 этап – порождение вторичных версий понимания текста 5. Версия Эвелины. - Какие мысли у мальчиков в последней части произведения? Одинаково их мнение? - Чьего мнения придерживаетесь вы? * Подбор (выбор из перечисленных) пословицы Нахождение обобщения разных версий, которые возникли по поводу текста Овладение средством соотнесения своей версии с полным текстом - Запишите на листах, как изменилось ваше понимание этого текста, после обсуждения. - Напишите тогда, что не изменилось Подведение итогов. * Организация рефлексии относительно способа действия детей на занятии - Какие жизненные ситуации вы можете привести, когда вы или кто-то вели себя так же как мальчики? | - Разное мнение. - Ответы детей. - Если бы автор убрал записку Мишки, мнение Дениса было бы верным? - Версия Эвелины подходит - Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. - А если не изменилось? Дети приводят примеры. | ПРИЁМ варианта неполного произведения (исключение записки Мишки) Понимание авторской позиции (не путать с своей). Анализ заголовка (использование автором юмора) Учитель анализирует записи на листочках для выявления прироста (как повысился уровень понимания текста). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-196774-1361695502.jpg)
Сценирование урока литературного чтения
Сценирование урока литературного чтения по сказке "Добрый Клен" ( Ю. Ярмыш) 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-244259-1366376065.jpg)
Сценирование занятия (базовая способность понимания)
Сценирование занятия (2-3 кл)(способность понимания)МУРАВЕЙ И ЖУК...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/28/picture-164430-1588067448.jpg)
Развитие способности понимания и коммуникации при работе с текстами в начальных классах
Проблема способностей — одна из наиболее сложных в психологии и педагогике. Не вызывает сомнения актуальность этой проблемы как в теоретическом, так и практическом отношении. Выявление условий и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-282414-1377715594.jpg)
Сценарная разработка по развитию способности понимания на материале чтения "С.Кирсанов "Чудо"
Данная методическая разработка направлена на развитие способности понимания авторского замысла стихотворения "Чудо" С. Кирсанова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-770947-1487420401.jpg)
Метапредметное занятие по формирование способности понимания
Роль лекарственных растений в жизни человека....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-1382609-1643641665.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению "Приёмы понимания прочитанного. Михаил Пришвин "Разговор деревьев" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения М.Пришвина «Разговор деревьев»Зада...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1432708-1667392460.jpg)
Приёмы понимания смысла художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах
В статье рассматривается опыт, который показывает, что необходимы новые технологии обучения. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знан...