Упражнения для развития техники чтения.
учебно-методический материал по чтению на тему
Данные упражнения помогают учащимся развивать технику чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_tehniki_chteniya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития техники чтения.
1. Чтение жужжащее.
2 .Чтение хором.
3. Чтение в темпе скороговорки.
4. Чтение «цепочкой» (по одному слову , предложению , абзацу).
5. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
6. Бинарное чтение .Один текст читают два ученика одновременно.
7. «Очередь».Сначала читает учитель , затем ученики читают тот же самый текст .
8. «Буксир» :
А) учитель читает вслух , изменяя скорость чтения . Ученики читают вслух , стараясь успеть за учителем.
Б) учитель читает вслух , дети про себя . Учитель останавливается , ученики показывают слово , где остановился учитель.
9. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
10. «Прыжки». Чтение через слово.
11. «Голова и хвост».Учитель или ученик начинает читать предложение , дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
12. «Первый и последний» Чтение первой и последней буквы в слове ; первого и последнего слова на строчке , первого и последнего слова в предложении.
13. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а ; состоит из двух слогов ; с ударением в конце слова и др.).
14. Круговое чтение . Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
15. « Кто быстрее?» На доске написано предложение , на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
16. «Фотоглаз»:
* на доске столбик слов , которые ученики читают определенное время. Слова закрываются , дети по памяти называют прочитанные слова ;
* учитель показывает кадр диафильма , ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
17. Чтение текста через решетку.
18. «Найди меня». На листах написаны строчки букв , между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
19. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос , на который они должны ответить после окончания работы.
20. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают глазами текст в поисках важной информации.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
- Выделение голосом то одного , то другого слова в предложении.
- «На одном дыхании» Сделать глубокий вдох , прочитать предложение от начала до конца.
- Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
- Чтение одного предложения с разной интонацией.
- «Эхо».Учитель читает 1-2 строчки стихотворения , ученики повторяют его с той же интонацией.
- «Ускорение» Одно предложение повторяется несколько раз , постепенно увеличивая темп и силу голоса.
- Разметка текста :паузы, логическое ударение , усиление или ослабление голоса.
- Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту , которая больше подходит к тексту , и прочитать текст под музыку.
- Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и поется текст стихотворения или небольшого рассказа.
- Чтение с настроением. Один ученик читает текст , другие должны угадать его настроение.
- «Голоса». Чтение текста , подражая чьему – либо голосу ( старушки, ребенка , слона и др.)
- «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например слова кошки голосом мышки ).
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям без слов автора.
- Дикторское чтение . Текст делится на части , каждый «диктор» готовится заранее , чтобы показать образец чтения.
- Конкурс чтецов.
Упражнения для понимания смысла текста.
- Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
- Озаглавливание текста.
- Деление текста на части , составление плана.
- Определение темы текста , главной мысли.
- Определение типа текста.
- Подбор иллюстрации к тексту.
- По иллюстрации определить содержание текста.
- Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок , выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
- Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя , природы и т.д.
- «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово , подходящее по смыслу.
- Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов , газет разрезаются на части , перемешиваются и даются ученику в конверте.
- Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке . разрезается на мелкие кусочки .Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить , если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
- Распространение предложений.
- Составление кроссвордов по тексту.
- Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
- Мини – сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
- Подбор загадок к словам из текста.
- Подбор пословиц и поговорок , раскрывающих тему текста.
- Составление ребусов к словам из текста.
- Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
- в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой , время года , место действия и др.). Ученики фантазируют , как изменится содержание ;
- придумать продолжение рассказа;
- всем ученикам раздаются листы , на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начала рассказа. Дальше каждый продолжает по своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....
Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку
Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
Урок по литературному чтению 1 класс «Чтение слов с изученными буквами. Формирование навыков чтения»
Формирование навыков чтения, умения работать с текстом...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...