Урок - спектакль по литератрному чтению "Разнообразный мир русской народной песни"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
Пояснительная записка к уроку
Дети и творчество – понятия практически неразделимое. Любой ребёнок, по своей природе, созидатель и это получается у него, порой, гораздо лучше, чем у взрослых. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, обладая природным эстетическим чутьём, они останавливают свой выбор на том, что им больше нравится. Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного национального самосознания. Ребёнок словно переосмысливает мир, и помогает сам себе его постигать. Нужно просто понять то, к чему ребёнок имеет большую склонность.
Народное художественное творчество, имея в своем арсенале музыкальные произведения, созданные народом тесно связано с артпедагогикой. Существует заметная связь артпедагогики с народным художественным творчеством, которая в основном проявляется через музыку, пение, а также через танец. Именно танец и музыка являются самыми эффективными методами воздействия искусства на человека и берут свое начало и зарождение из глубин народного художественного творчества. Народное творчество настолько богато и разнообразно, что насчитывает множество народных песен, припевок, баллад и т.д., в которых заложено «эмоциональное зерно» русской культуры.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев - "Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью духовного становления ребенка. Решая задачу воспитания патриотизма, зарождения интереса к прошлому нашего народа, я решила воссоздать атмосферу русской традиционной деревни.
Начиная изучать по литературному чтению тему «Устное народное творчество», я обратила внимание на то, что дети стараются пропеть песни, а не просто их выразительно прочитать. И родилась идея создать творческий проект по теме «Разнообразный мир русской народной песни», результатом которого стал бы итоговый урок-спектакль. На этот урок мы решили пригласить параллельные классы. Им отводилась не только роль зрителей, но и участников, а также тех, кто смог бы оценить нашу работу. Слушая и исполняя народные песни, аудитория проникается той эмоциональной атмосферой, создаваемой народными музыкальными произведениями. Спокойный и уравновешенный ритм, широта и мелодичность русских народных песен благоприятствуют эмоционально-психологическому развитию личности.
Мы решили подобрать русские народные песни по видам: бытовые, хороводные, колыбельные, игровые. Отобрав несколько песен, мы написали сценарий, сделали декорации, распределили роли, подобрали костюмы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-спектакль "Разнообразный мир русской народной песни" | 619 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-спектакль во 2-м классе по теме
«Разнообразный мир русской народной песни»
Першина Татьяна Львовна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Пояснительная записка к уроку
Дети и творчество – понятия практически неразделимое. Любой ребёнок, по своей природе, созидатель и это получается у него, порой, гораздо лучше, чем у взрослых. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, обладая природным эстетическим чутьём, они останавливают свой выбор на том, что им больше нравится. Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного национального самосознания. Ребёнок словно переосмысливает мир, и помогает сам себе его постигать. Нужно просто понять то, к чему ребёнок имеет большую склонность.
Народное художественное творчество, имея в своем арсенале музыкальные произведения, созданные народом тесно связано с артпедагогикой. Существует заметная связь артпедагогики с народным художественным творчеством, которая в основном проявляется через музыку, пение, а также через танец. Именно танец и музыка являются самыми эффективными методами воздействия искусства на человека и берут свое начало и зарождение из глубин народного художественного творчества. Народное творчество настолько богато и разнообразно, что насчитывает множество народных песен, припевок, баллад и т.д., в которых заложено «эмоциональное зерно» русской культуры.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев - "Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью духовного становления ребенка. Решая задачу воспитания патриотизма, зарождения интереса к прошлому нашего народа, я решила воссоздать атмосферу русской традиционной деревни.
Начиная изучать по литературному чтению тему «Устное народное творчество», я обратила внимание на то, что дети стараются пропеть песни, а не просто их выразительно прочитать. И родилась идея создать творческий проект по теме «Разнообразный мир русской народной песни», результатом которого стал бы итоговый урок-спектакль. На этот урок мы решили пригласить параллельные классы. Им отводилась не только роль зрителей, но и участников, а также тех, кто смог бы оценить нашу работу. Слушая и исполняя народные песни, аудитория проникается той эмоциональной атмосферой, создаваемой народными музыкальными произведениями. Спокойный и уравновешенный ритм, широта и мелодичность русских народных песен благоприятствуют эмоционально-психологическому развитию личности.
Мы решили подобрать русские народные песни по видам: бытовые, хороводные, колыбельные, игровые. Отобрав несколько песен, мы написали сценарий, сделали декорации, распределили роли, подобрали костюмы.
Цели урока:
- раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен
- увлечь учащихся музыкой русского народа
- развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями
- развивать эмоциональную сферу учащихся;
- развивать творческие способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен.
- на основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества воспитывать любовь к музыке
- воспитывать у детей уважительное и бережное отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;
- создавать условия для формирования классного коллектива и развития творческой личности в нем.
Оборудование:
- письмо
- видеозапись - вид из окна электрички
- звуки деревни - пение птиц
- дома с названием песен - колыбельная, хороводная, бытовая, игровая
- макет дом
- колыбелька
- кукла
- сарафаны для девочек
- рубашки для мальчиков
- венки
- каравай
- головные уборы в виде солнц и месяца
- плач ребёнка - аудиозапись
- минусовки - «Уж как я ль свою коровушку люблю», «Ходила младёшенька по борочку»,
«Каравай», «Золотые ворота»
колыбельная - «Баю - баюшки, баю, не ложися на краю…»,
- рисунки фантастических существ
Ход урока-спектакля.
Саша - Письмо? Мне? Интересно от кого? Прочитаю обратный адрес: Музыкальный район, деревня Песенка. (Открывает конверт, достаёт письмо, читает содержание письма.)
Здравствуй, Саша!
Пишут тебе жители деревни Песенка. Мы узнали, сто ты интересуешься различными видами народной песни. Хотим пригласить тебя к себе в гости. Мы сможем рассказать о различных видах песни и спеть их. Будем тебя ждать!
Жители деревни Песенка.
Саша - Что ж, неудобно отказать; да, и, интересно побывать в деревне! Отправляюсь в путешествие.
Идет видеоряд – вид из окна электрички; музыкальный фрагмент - голоса деревни.
Саша - Как хорошо! Воздух чистый! Птички поют. А вон и деревня на пригорке. Никто меня не встречает. Постучусь в первую избу, здесь уж точно кто-нибудь живёт, вон в овине сколько сена - готовятся люди к зиме, делают запасы для коровы.(стук)
Хозяева (четверо) выходят из дома
Саша - Здравствуйте, хозяева!
1-й - Здравствуй, гостья, дорогая!
2-й - Откуда будешь?
3-й - Зачем к нам пожаловала?
Саша. - Я из города. Зовут меня Саша. Приехала по Вашему приглашению. Хочу узнать больше о народной песне.
4-й - В нашей деревне знают и любят народную песню. В ней вся жизнь русского человека, как в зеркале отражается. Звучит песня и в поле во время работы, и во время домашних дел, звучит на гуляньях весёлых и в забавах наших деревенских ребятишек. Идёт хозяюшка коровку покормить или подоить – обязательно песню о коровушке заводит.
1-й - Что верно, то верно – нет на деревне лучше кормилицы, чем корова. И молочко, и маслице, и сметана… Да, ты, Сашенька, угощайся… (протягивают кружку молока). Вкусно?
Саша - Очень! Цветами пахнет…
2-й - Коровушка, бурёнушка – так ласково у нас называют корову. Много о ней разных песен сложили.
Дети поют хором «Уж как я ль свою коровушку люблю»
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, бурёнушка моя!
Уж коль я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла коровушке налью;
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала.
Саша - Хорошая песня. Добрая. Спасибо Вам за молоко, за песню. Пойду дальше…
Все - Всего тебе хорошего, Сашенька. Приходи ещё…
Саша подходит ко второму дому. Из дома доносятся звуки колыбельной песни (звучит фонограмма) У дома стоят все хозяева, кроме мамы, которая убаюкивает малыша.
Саша - Мир Вашему дому!
4-й - С миром принимаем.
Саша - Зовут меня Саша, приехала я по Вашему приглашению, хочу больше узнать о народной песни. А что за песня доносится из Вашего дома? Так нежно и ласково её кто-то поёт.
2- й - Да это же колыбельная! Мама Ванюшку баюкает.
Саша - Баюкает? (удивляется) Какое необычное слово!
Мама выходит из дома
Мама - Да, сейчас редко его услышишь.
4-й - «Баюкать» – значит укачивать или «баять» - говорить.
2-й - Бабушка нам рассказывала, что в старину колыбельные «байками» называли. С этими распевными негромкими пенями укачивали и успокаивали малыша.
Мама - А ещё бабушка рассказывала, что у слова «баять» есть более древнее значение: «шептать», «заговаривать»
3-й - С помощью колыбельных как оберегов матери защищали своих детей от всякого зла.
Саша. - А… Вот откуда появились Бабай, Бука и волчок, который может укусить за бочок…
2-й - Да в колыбельных много вымышленных несуществующих персонажей: Угомон, Дрёма, но есть и настоящие: Гули, Кот-баюн.
3-й - Вот посмотри, мы это с бабушкой рисовали (показывает рисунки) Это - Кот - баюн, Гули, Дрёма, Угомон, Волчок, Бука и Бабай.
Звучит фонограмма плача ребёнка
4-й - Ой, Ванюша проснулся, а ему нужно ещё спать… Споём ему колыбельную…
Один ученик берёт ребёнка, все поют колыбельную, ребенка передают друг другу.
Баю – баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок
И укусит за бочок.
Баю – бай, баю – бай,
Ты, Ванюша не вставай,
А то к нам придёт Бабай,
Скажет: Ванечку отдай».
А мы Ваню не дадим,
Ваня нужен нам самим.
Укладывают ребёнка в колыбельку.
Саша (шёпотом) - Спасибо. Вы мне так много интересного рассказали о колыбельной песне. Я пойду, пусть Ванюша спит и растает здоровеньким и умненьким.
Саша идёт дальше, подходит к третьему дому. Около дома дети водят хоровод.
Ходила, младешенька, по борочку,
Брала, брала ягодку земляничку,
Брала, брала ягодку земляничку,
Наколола ноженьку на былинку.
Увидели Сашу и замолчали, остановись…
Саша - А можно и мне с вами!
Дети берут Сашу в хоровод.
4-й - Собирайся, народ
В хоровод, в хоровод!
Кто работы не боится
Тот и пляшет, и поёт.
Поют все вместе еще раз.
Ходила, младешенька, по борочку,
Брала, брала ягодку земляничку,
Брала, брала ягодку земляничку,
Наколола ноженьку на былинку.
Болит, болит ноженька, да не больно;
Болит, болит ноженька, да не больно;
Пойду к свету – батюшке да спрошуся,
Пойду к свету – батюшке да спрошуся,
У родимой матушки доложуся:
Пусти, пусти, батюшка, погуляти,
Пусти, пусти, матушка, ягод рвати.
Саша - Ох, и весело у Вас!
1-й - Мы любим водить хороводы, эта древняя традиция на Руси.
2-й - Хороводы водили и «на беседах» в избе, и во зелёных во лужках после того, как сено скосили и в стога сносили.
4-й - Мы вот по грибы, по ягоды сходили.
3-й - А кончил дело – гуляй смело! Становись в хоровод…
Саша - Спасибо Вам! Мне очень у Вас понравилось!
Все - Приходи ещё!
Саша - До свидания!
Саша подходит к последнему дому. И слышит…
Как на Петины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай.
Саша - Здравствуйте! С именинницей вас!
1-й - Заходи, присоединяйся к нашему праздничному караваю!
Саша - Как у вас здесь красиво и необычно!
2-й - В нашей семье всегда именины проводят по христианскому обычаю.
3-й - Сегодня утром мы все вместе в храм ходили - молебен о здравии нашей именинницы отслужили.
Катя-именинница - А я свечку поставила у иконы святой великомученицы Екатерины, в честь которой меня и назвали во святом Крещении.
4-й - Угощайтесь, гости дорогие! Каравай в честь нашей именинницы приготовлен.
Катя-именинница - А потом петь будем, хороводы водить, игры затевать.
Саша - Как здорово! Я впервые присутствую на настоящих именинах. Спасибо вам!
Катя- именинница - Приглашаю вас, гости дорогие, поиграть-повеселиться.
Выбирают игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.
Ведущие поют.
Ай, люли, ай, люли.
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше-
Получилась красота!
Получились не простые-
Золотые ворота!
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустят вас!
Саша отходит в сторону
Саша - Да, недаром говорят: «С песней на Руси родились». Народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: “Где песня льется, там легче живется”. Любите русскую песню!
Литература
Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей» М. Российское педагогическое агентство, 1997 год
«Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» М. Академия, 2001г.
«Организация проектной деятельности в школе : система работы» авт.-сост. С. Г. Щербакова, Л. А. Выткалова, Н. В. Кобченко и др. Издательство: ООО"Учитель" 2009г.
«Сборник русских народных песен» М. Просвещение, 1987г.
PS.
Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и ребёнку. Ведь всякий человек по природе – творец. Творчество человека происходит во всём, и происходило в стародавние времена. Без творчества человечества просто не существовало бы!
Развитие творчества детей – одна из наших обязанностей.
Опубликовано на сайте http://numi.ru/ http://numi.ru/docs/2010/05/08/1273339923.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...
Литературное чтение. 3 класс. «Устное народное творчество. Русские народные песни».
Урок литературного чтения в 3 классе....
Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»
Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...
Методическая разработка: Конспект урока Литературного чтения 1 класс "Соколов-Микитов "Русский лес" и Русская народная песня "Березонька"
Предлагаю подробный конспект урока и презентацию к нему....
Методическая разработка: Презентация к уроку литературного чтения "Соколов-Микитов "Русский лес" и Русская народная песня "Березонька"
Представляю Презентацию к уроку, проведенного в 1 классеУМК "Начальная школа 21 век"...
Конспект урока литературное чтение на родном языке: «На ярмарке». Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька».
Работа включает конспект урока, презентацию и два приложения, которые раздаются детям....