Урок - спектакль по литератрному чтению "Разнообразный мир русской народной песни"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Першина Татьяна Львовна

Пояснительная записка к уроку

Дети и творчество – понятия практически неразделимое. Любой ребёнок, по своей природе,  созидатель и это получается у него, порой, гораздо лучше, чем у взрослых. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, обладая природным эстетическим чутьём, они останавливают свой выбор на том, что им больше нравится. Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного национального самосознания. Ребёнок словно переосмысливает мир, и помогает сам себе его постигать. Нужно просто понять то, к чему ребёнок имеет большую склонность.

Народное художественное творчество, имея в своем арсенале музыкальные произведения, созданные народом тесно связано с артпедагогикой. Существует заметная связь артпедагогики с народным художественным творчеством, которая в основном проявляется через музыку, пение, а также через танец. Именно танец и музыка являются самыми эффективными методами воздействия искусства на человека и берут свое начало и зарождение из глубин народного художественного творчества. Народное творчество настолько богато и разнообразно, что насчитывает множество народных песен, припевок, баллад и т.д., в которых заложено «эмоциональное зерно» русской культуры.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев - "Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью духовного становления ребенка. Решая задачу воспитания патриотизма, зарождения интереса к прошлому нашего народа, я решила воссоздать атмосферу русской традиционной деревни.

Начиная изучать по литературному чтению тему «Устное народное творчество», я обратила внимание на то, что дети стараются пропеть песни, а не просто их выразительно прочитать. И родилась идея создать творческий проект по теме «Разнообразный мир русской народной песни», результатом которого стал бы итоговый урок-спектакль. На этот урок мы решили пригласить параллельные классы. Им отводилась не только роль зрителей, но и участников, а также тех, кто смог бы оценить нашу работу. Слушая и исполняя народные песни, аудитория проникается той эмоциональной атмосферой, создаваемой народными музыкальными произведениями. Спокойный и уравновешенный ритм, широта и мелодичность русских народных песен благоприятствуют эмоционально-психологическому развитию личности.

Мы решили подобрать русские народные песни по видам: бытовые, хороводные, колыбельные, игровые. Отобрав несколько песен, мы написали сценарий, сделали декорации, распределили роли, подобрали костюмы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-спектакль во 2-м классе по теме

«Разнообразный мир русской народной песни»

Першина Татьяна Львовна, учитель начальных классов

                                                                      Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе 

Пояснительная записка к уроку

Дети и творчество – понятия практически неразделимое. Любой ребёнок, по своей природе,  созидатель и это получается у него, порой, гораздо лучше, чем у взрослых. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, обладая природным эстетическим чутьём, они останавливают свой выбор на том, что им больше нравится. Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного национального самосознания. Ребёнок словно переосмысливает мир, и помогает сам себе его постигать. Нужно просто понять то, к чему ребёнок имеет большую склонность. 

Народное художественное творчество, имея в своем арсенале музыкальные произведения, созданные народом тесно связано с артпедагогикой. Существует заметная связь артпедагогики с народным художественным творчеством, которая в основном проявляется через музыку, пение, а также через танец. Именно танец и музыка являются самыми эффективными методами воздействия искусства на человека и берут свое начало и зарождение из глубин народного художественного творчества. Народное творчество настолько богато и разнообразно, что насчитывает множество народных песен, припевок, баллад и т.д., в которых заложено «эмоциональное зерно» русской культуры.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев - "Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью духовного становления ребенка. Решая задачу воспитания патриотизма, зарождения интереса к прошлому нашего народа, я решила воссоздать атмосферу русской традиционной деревни.

Начиная изучать по литературному чтению тему «Устное народное творчество», я обратила внимание на то, что дети стараются пропеть песни, а не просто их выразительно прочитать. И родилась идея создать творческий проект по теме «Разнообразный мир русской народной песни», результатом которого стал бы итоговый урок-спектакль. На этот урок мы решили пригласить параллельные классы. Им отводилась не только роль зрителей, но и участников, а также тех, кто смог бы оценить нашу работу. Слушая и исполняя народные песни, аудитория проникается той эмоциональной атмосферой, создаваемой народными музыкальными произведениями. Спокойный и уравновешенный ритм, широта и мелодичность русских народных песен благоприятствуют эмоционально-психологическому развитию личности.

Мы решили подобрать русские народные песни по видам: бытовые, хороводные, колыбельные, игровые. Отобрав несколько песен, мы написали сценарий, сделали декорации, распределили роли, подобрали костюмы. 

Цели урока:

- раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен

- увлечь учащихся музыкой русского народа

- развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями

- развивать эмоциональную сферу учащихся;

- развивать творческие способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен.

- на основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества воспитывать любовь к музыке

- воспитывать у детей уважительное и бережное отношения к своему                                               прошлому, к истории и культуре своего народа;

- создавать условия для формирования классного коллектива и развития  творческой личности в нем.

Оборудование:

- письмо

- видеозапись - вид из окна электрички

- звуки деревни - пение птиц

- дома с названием песен - колыбельная, хороводная, бытовая, игровая

- макет дом

- колыбелька

- кукла

- сарафаны для девочек

- рубашки для мальчиков

- венки

- каравай

- головные уборы в виде солнц и месяца

- плач ребёнка - аудиозапись

- минусовки - «Уж как я ль свою коровушку люблю», «Ходила младёшенька по борочку»,

  «Каравай», «Золотые ворота»

колыбельная - «Баю - баюшки, баю, не ложися на краю…»,

- рисунки фантастических существ

Ход урока-спектакля.

Саша - Письмо? Мне? Интересно от кого? Прочитаю обратный адрес: Музыкальный район, деревня Песенка. (Открывает конверт, достаёт письмо, читает содержание письма.)

                                                  Здравствуй, Саша!

Пишут тебе жители деревни Песенка. Мы узнали, сто ты интересуешься различными видами народной песни. Хотим пригласить тебя к себе в гости. Мы сможем рассказать о различных видах песни и спеть их. Будем тебя ждать!

                                                                                                                      Жители деревни Песенка.

Саша - Что ж, неудобно отказать; да, и, интересно побывать в деревне! Отправляюсь в путешествие.

 Идет видеоряд – вид из окна электрички; музыкальный фрагмент - голоса деревни.

Саша - Как хорошо! Воздух чистый! Птички поют. А вон и деревня на пригорке. Никто меня не встречает. Постучусь в первую избу, здесь уж точно кто-нибудь живёт,  вон в  овине сколько  сена - готовятся люди к зиме, делают запасы  для коровы.(стук)

Хозяева (четверо) выходят из дома

 

Саша - Здравствуйте, хозяева! 

1-й - Здравствуй, гостья, дорогая!

2-й - Откуда будешь?

3-й - Зачем к нам пожаловала?

Саша. - Я из города. Зовут меня Саша. Приехала по Вашему приглашению. Хочу узнать больше о народной песне.

4-й - В нашей деревне знают и любят  народную песню. В ней вся жизнь русского человека, как в зеркале отражается. Звучит песня и в поле во время работы, и во время домашних дел, звучит на гуляньях весёлых и в забавах наших деревенских ребятишек. Идёт хозяюшка коровку покормить или подоить – обязательно песню о коровушке заводит.

1-й - Что верно, то верно – нет на деревне лучше кормилицы, чем корова. И молочко, и маслице, и сметана… Да, ты, Сашенька, угощайся… (протягивают кружку молока). Вкусно?

Саша - Очень! Цветами пахнет…

2-й - Коровушка, бурёнушка – так ласково у нас называют корову. Много о ней разных песен сложили.

Дети поют хором «Уж как я ль свою коровушку люблю»

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, бурёнушка моя!

Уж коль я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла коровушке налью;

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.

Саша - Хорошая песня. Добрая. Спасибо Вам за молоко, за песню. Пойду дальше…

Все - Всего тебе хорошего, Сашенька. Приходи ещё…

Саша подходит ко второму дому. Из дома доносятся звуки колыбельной песни (звучит фонограмма) У дома стоят все хозяева, кроме мамы, которая убаюкивает малыша.

Саша - Мир Вашему дому! 

4-й - С миром принимаем.

Саша - Зовут меня Саша, приехала я по Вашему приглашению, хочу больше узнать о народной песни. А что за песня доносится из Вашего дома? Так нежно и ласково её кто-то поёт.

2- й - Да это же колыбельная! Мама Ванюшку баюкает.

Саша - Баюкает? (удивляется) Какое необычное слово!

Мама выходит из дома  

Мама - Да, сейчас редко его услышишь.

4-й - «Баюкать» – значит укачивать или «баять» - говорить.

2-й - Бабушка нам рассказывала, что в старину колыбельные «байками» называли. С этими распевными негромкими пенями укачивали и успокаивали малыша.

Мама - А ещё бабушка рассказывала, что у слова «баять» есть более древнее значение: «шептать», «заговаривать»

 3-й - С помощью колыбельных как оберегов матери защищали своих детей от всякого зла.

Саша. - А…  Вот откуда появились Бабай, Бука и волчок, который может укусить за бочок…

2-й - Да в колыбельных много вымышленных несуществующих персонажей: Угомон, Дрёма, но есть и настоящие: Гули, Кот-баюн.

3-й - Вот посмотри, мы это с бабушкой рисовали (показывает рисунки) Это - Кот - баюн, Гули,  Дрёма, Угомон, Волчок, Бука и Бабай.

Звучит фонограмма плача ребёнка

4-й - Ой, Ванюша проснулся, а ему нужно ещё спать… Споём ему колыбельную…

Один ученик берёт ребёнка, все поют колыбельную, ребенка передают друг другу.

Баю – баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок

И укусит за бочок.

 

Баю – бай, баю – бай,

Ты, Ванюша не вставай,

А то к нам придёт Бабай,

Скажет: Ванечку отдай».

А мы Ваню не дадим,

Ваня нужен нам самим.

Укладывают ребёнка в колыбельку.

Саша (шёпотом) - Спасибо. Вы мне так много интересного рассказали о колыбельной песне. Я пойду, пусть Ванюша спит и растает здоровеньким и умненьким.

Саша идёт дальше, подходит к третьему дому. Около дома дети водят хоровод.

Ходила, младешенька, по борочку,
Брала, брала ягодку земляничку,
 

Брала, брала ягодку земляничку,
Наколола ноженьку на былинку.  

 

Увидели Сашу и замолчали, остановись…

Саша - А можно и мне  с вами!

Дети берут Сашу в хоровод.

4-й - Собирайся, народ

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боится

Тот и пляшет, и поёт.

Поют все вместе еще раз.

Ходила, младешенька, по борочку,
Брала, брала ягодку земляничку,

Брала, брала ягодку земляничку,
Наколола ноженьку на былинку.    

Болит, болит ноженька, да не больно;

Болит, болит ноженька, да не больно;
Пойду к свету – батюшке  да спрошуся,

Пойду к свету – батюшке  да спрошуся,
У родимой матушки доложуся:
Пусти, пусти, батюшка, погуляти,

Пусти, пусти, матушка, ягод рвати.

Саша - Ох, и весело у Вас!

1-й - Мы любим водить хороводы, эта древняя традиция на Руси.

2-й - Хороводы водили и «на беседах» в избе, и во зелёных во лужках после того, как сено скосили и в стога сносили.

4-й - Мы вот по грибы, по ягоды сходили.

3-й - А кончил дело – гуляй смело! Становись в хоровод…

Саша - Спасибо Вам! Мне очень у Вас понравилось!

Все - Приходи ещё!

Саша - До свидания!

Саша подходит к последнему дому. И слышит…

Как на Петины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай.

Саша - Здравствуйте! С именинницей вас!

1-й  - Заходи, присоединяйся к нашему праздничному караваю!

Саша - Как у вас здесь красиво и необычно!

2-й - В нашей семье всегда именины проводят по  христианскому обычаю.

3-й - Сегодня утром мы все вместе в храм ходили - молебен о здравии нашей именинницы отслужили. 

Катя-именинница - А я свечку поставила у иконы святой великомученицы Екатерины, в честь которой меня и назвали во святом Крещении.

4-й - Угощайтесь, гости дорогие! Каравай в честь нашей именинницы приготовлен.

Катя-именинница - А потом петь будем, хороводы водить, игры затевать.

Саша - Как здорово! Я впервые присутствую на настоящих именинах. Спасибо вам!

Катя- именинница - Приглашаю вас, гости  дорогие, поиграть-повеселиться.


Выбирают игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Ведущие поют.

Ай, люли, ай, люли.

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше-

Получилась красота!

Получились не простые-

Золотые ворота!

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустят вас!

Саша отходит в сторону

Саша - Да, недаром говорят: «С песней на Руси родились». Народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: “Где песня льется, там легче живется”. Любите русскую песню!

Литература

Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей» М. Российское педагогическое агентство, 1997 год

 «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании»  М. Академия, 2001г.

«Организация проектной деятельности в школе : система работы» авт.-сост. С. Г. Щербакова, Л. А. Выткалова, Н. В. Кобченко и др. Издательство: ООО"Учитель" 2009г.

«Сборник русских народных песен» М. Просвещение, 1987г.

PS.

Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и ребёнку. Ведь всякий человек по природе – творец. Творчество человека происходит во всём, и происходило в стародавние времена. Без творчества человечества просто не существовало бы!

Развитие творчества детей – одна из наших обязанностей.

Опубликовано на сайте  http://numi.ru/     http://numi.ru/docs/2010/05/08/1273339923.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...