Л.Н. Толстой Косточка
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

 

В В методической разработке предлагаю конспект урока к предмету -  литературное чтение,  1 класс,  автор - Л.А. Ефросинина, УМК «Начальная школа ХХI века». Тема: Л.Н. Толстой «Косточка».  Основная цель - вызвать интерес к произведениям Л.Н.Толстого и способствовать формированию положительных человеческих качеств у младших школьников.  Разработка может использоваться в других учебно методических комплектах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.tolstoy_kostochka.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Л. Толстой «Косточка»

Методическая разработка  к предмету литературное чтение

УМК «Начальная школа ХХI века», 1 класс

Коноваловой Е.И.

учителя начальных классов

Аннотация.

     Творчество Льва  Николаевича  Толстого давно входит в  золотой фонд отечественной детской литературы, стало классикой детской литературы и детского чтения. Произведениям  писателя уделено серьёзное внимание. Истинное художественное  творчество живет во времени, раскрывая всё новые грани, вступая в связь с новым временем, новыми аспектами социокультурной ситуации, психологией нового читателя в данном случае -  младшего школьника. Как известно возможности произведения осуществляются с помощью «диалога» читателя и писателя, этот «диалог» помогаем  осуществлять  мы, учителя.   Произведения  Льва Николаевича играют роль не только в формировании у детей научной картины мира,  познавательного начала,  овладения навыками чтения, но и духовно-нравственного развития у младшего школьника.   Смысл произведений последовательно раскрывает особенности и своеобразие авторского мировидения. В данном случае уместно напомнить , что мы давно обучаем детей на материалах творчества детских писателей. Творчество Льва Николаевич – писателя, работавшего в области детской литературы, много размышлявшего над его сутью, как нельзя более подходящий для этого материал. Введенный  с 1 января 2010 года новый Государственный  образовательный  стандарт  (второго поколения), который в первую очередь касается общего начального образования, вносит существенные коррективы в систему образования и воспитания в современной школе. Это целый пакет документов, направленных на совершенствование деятельности школы. Хочется отметить: значительное внимание уделяется духовно-нравственному развитию подрастающего поколения, в том числе и средствами художественной литературы. Все это имеет непосредственное отношение к интерпретации творчества Л.Н. Толстого в начальной школе, поскольку решает задачи поставленные перед нами задачи.

В методической разработке предлагаю конспект урока к предмету -  литературное чтение,  1 класс,  автор - Л.А. Ефросинина, УМК «Начальная школа ХХI века». Тема: Л.Н. Толстой «Косточка».  Основная цель - вызвать интерес к произведениям Л.Н. Толстого и способствовать формированию положительных человеческих качеств у младших школьников.             Разработка может использоваться в других учебно методических комплектах.

Тип урока: урок «открытие» нового знания (на основе деятельностного подхода)

Цель урока: создать условия для выполнения следующих задач.

Задачи урока:

- познакомить с произведениями Л. Толстого;

- продолжить формирование навыков чтения, умения работать с текстом;

- развивать элементы духовно – нравственной культуры;

- вовлечь обучающихся в самостоятельно - познавательную деятельность;

-формировать контрольно - оценочную самостоятельность обучающихся;

-формировать навыки работы с источниками дополнительной информации, а также с информационными ресурсами Интернет.

Используемые педагогические технологии:

- технология деятельностного подхода;

- элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;

- информационно - коммуникативные технологии.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа,  парная работа.

Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:

- персональный компьютер, мультимедиа-проектор;

- Л.А. Ефросинина  «Литературное чтение», 1кл.. Вентана - Граф /Учебник

- карточки для индивидуальной работы;

- карточки для работы в паре.

                                

Этапы урока

Ход урока

I.Самоопределение к деятельности (организационный момент). 

Цели:

- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у обучающихся  внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

- Сегодня на уроке потребуется ваше внимание  и умение анализировать поступки других людей. Пожелайте друг другу удачи!

-Послушайте внимательно   отрывок из стихотворения великого детского писателя                   С. Михалкова. (Слайд 1)

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

- Как вы думаете, почему я начала наш урок этими словами?

(Изучаем раздел «Учимся уму-разуму», здесь собраны произведения в которых говорится о человеческой мудрости, правильных поступках, книги – это опыт других людей собранный в одном месте.)

 II. Актуализация опорных знаний

Цели:

- организовать актуализацию знаний учащихся о взаимоотношениях людей (большой – маленький, слабый – сильный);

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

 - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

1.Работа по карточкам

(индивидуально)

Способы: индивидуальная работа.

Методы: самооценка.

2. Взаимопроверка по эталону.

- Для подтверждения особого значения книги в жизни человека, расскажите какой мудростью с нами поделился писатель Константин Ушинский  в произведении «Играющие собаки»? ( Слайд 2)

(Большому и сильному стыдно обижать слабых)

- Назовите знакомые вам  произведения,  рассказывающие   о поступках людей?

(Е.Пермяк «Торопливый ножик», В. Осеева «Потерянный день» и т.д. )

-Какие  поступки   мы начали  исследовать, рассматривать,  анализировать  на прошлом уроке?

 ( Умение уступить, вовремя помочь, быть внимательным к старшим.)

- Давайте прочтем произведение К. Ушинского, «Играющие собаки», читая,  выделим голосом самые важные слова.

- Перед вами лежат две карточки, выберите то задание,  с которым вы считаете, что справитесь.

(Приложение №1)

- В правом углу,   поставьте оценку,  которую вы предполагаете  получить за это задание.

- А теперь за работу!

-Поменяйтесь карточками для взаимопроверки.

-Поднимите руки, кто выполнял задание.

-Проверяем. (Слайд 3)

- Кто выполнял  задание №1

- Проверяем. (Слайд 4)

-  Кто выполнял задание №2

 

-Поднимите руки, у кого не было ошибок.

- У кого были незначительные ошибки.

- А  кто всё таки не выполнил задание до конца?

- Давайте дадим рекомендации тем ребятам у кого не получилось.

Молодцы!

III.Постановка учебной задачи.

 

Цели: - организовать постановку цели урока;

-организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Методы постановки учебной задачи:

- подводящий к теме диалог.

Защита исследовательской работы.

- Ученицу нашего класса заинтересовало произведение:                                                         Дружно фрукты созревают,

Жарким солнышком согретые,                                       Созревая надевают

Платья тёмно-фиолетовые.

Что это за фрукты? (Слайд 5)  

 Она провела небольшое исследование и хочет нам о нем рассказать (Конопатова Вика защищает проект)

(Слайды 5-10)

Ученица задает вопрос: Какой жанр произведения? О чем оно?  ( Загадка. Речь идет о сливе – это плод сливового дерева фиолетового цвета с  крупной косточкой ).

-Как вы думаете, как будет называться произведение,  с которым мы будем знакомиться? Может кто-то знает автора?

Какова тема урока?

(Тема урока Л. Толстой «Косточка»)

(Слайд 11)

- Какую цель вы поставите на урок?

(Узнать мудрость  произведения.)

(Слайд №12)

- Какие учебные  задачи мы поставим перед собой, чтобы реализовать нашу цель?

(Задачи: - узнать, о чём говориться в произведении;

 - определить, как  влияет поступок на взаимоотношения;

 -узнать, что хотел донести до читателя  автор)

- как  мы можем узнать  нужную информацию?

( Прочитать в  учебнике.)

- Задачи поставлены, нужно их решать. Я предлагаю исследовать произведение первым чтением по одному предложению каждым учеником.

( Ученики читают по предложению по цепочке)

IV.Открытие нового знания. 

Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.

Способы: индивидуальная работа, фронтальная работа.

Методы: частично – поисковый.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Каждый ученик получил учебную  задачу для работы с текстом в учебнике.

1.Узнать, о чём говориться в произведении.

 2.Определить, как  влияет поступок на взаимоотношения.

 3. Узнать, что хотел донести до читателя  автор.

Обучающиеся, читая «по цепочке», работают с текстом в учебнике.

  V. Физкультминутка.

Сливы зеленые

На ветру качаются,

На ветру качаются,

Низко наклоняются.

Сколько ёлочек зеленых,

Столько сделаем наклонов. (Слайд №13)

VI. Первичное закрепление

Цели:

 - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

- Поделитесь впечатлениями, которые появились после прочтения.

- Почему Ваня покраснел? (  Было стыдно.)

- Почему мальчик съел сливу? (Никогда не пробовал, очень хотелось)

- Как об этом говориться в рассказе?                                         (Не удержался, схватил.) 

- Что сказал отец детям? ( Тот, кто съест косточку,  умрет  и отца  это беспокоит.)

- Какой была семья Вани, расскажите?

 ( Дружной, любящей, доброй)

-Объясните поведение старших?                          (Беспокойство)

- Почему Ваня не признался сразу?

( Испугался, было стыдно)

- Почему признался потом?

 ( Испугался за свою жизнь, понял, что о нем волнуются, лучше признаться).

-Роль поступков  очень велика для человека? (Да.)

-А как вы думаете, может  человек влиять на поступки?

(Да. Человек принимает решение о поступках. Поступки могут украшать, а могут разочаровать)

( Работа со словарем)

- Что такое «ГОРНИЦА»?

- Где мы можем посмотреть значение этого слова?

 ( В словаре).

- Открываем словарь и объясняем значение слова.

- Кто готов объяснить  слово ГОРНИЦА?            

( Большая светлая комната).

- Почему автор использовал это слово?

  (Раньше так принято было говорить).                          (Слайд 14)

VII. Самостоятельная работа.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Способы: парная работа.

Методы: самоконтроль, самооценка.

- А теперь давайте подведем итог всему сказанному. У вас на парте лежит одна карточка. Значит, вам предстоит работа в парах.

1)Работа в парах по карточке. (Приложение №2)

Главный девиз работы в парах: «Работая вместе, помогаем друг другу!»

2) Проверка. (Обучающиеся зачитывают текст и называют пропущенные слова)

VIII. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Какие  учебные задачи  мы ставили в начале урока?

1.Узнать, о чём говориться в произведении.

 2.Определить, как  влияет поступок на взаимоотношения.

 3. Узнать, что хотел донести до читателя  автор.

- Какими способами?

(Работали парами, индивидуально, исследовали)

- Расскажите, довольны ли вы своей работой на уроке?

-Оценивание.

-Продолжи фразу.

- Мне было интересно узнать...

-Урок заставил меня задуматься…(Необходимо думать о своих поступках, оценивать их)

- Я надеюсь, что все вы будете совершать только украшающие вас поступки.

 Спасибо за урок!  (Слайд 15)

Список используемых источников.

1. Ефросинина Л. А. Литературное чтение, 1кл. Вентана – Граф, 2011 г.

 2. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий  в начальной школе. Материалы научно-практической конференции. 2000г.

3.Козлова Л.П.Конспект урока к предмету окружающий мир «Степи и человек», УМК «Перспективная начальная школа», 2011г.

4. Коллективная монография. Творчество В.В. Бианки в филологической и методической парадигмах. Волгоград, издательство ВГПУ, «Перемена», 2011.

5. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М. ЮНТИ, 1999г.

6. http// www.natura.spb.ru

Приложение  №1

Задание 1

Прочитай. Как мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Подчеркни слова –действия.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

Приложение  №1

Задание 1

Перечитай слова отца. Какой совет он дал сыну? Подчеркни.

- Видишь ли,- сказал Володе отец, - Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Приложение  №2

  1.      Прочитай отрывок. Что делал Ваня? Подчеркни слова- действия.

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

  1. Каким был отец?  Отметь.            

                           

                             Строгим и справедливым.

                              Добрым и умным.

                                                             

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе по системе Л.В. занкова по теме "Л.Н. Толстой Косточка"

Урок литературного чтения для 1 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"

Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...

Л. Н. Толстой "Косточка"

Урок внеклассного чтения 4 класс....

Фрагмент урока в 1 классе по теме К. Ушинский «Играющие собаки». Л. Толстой «Косточка».

В данном фрагменте урока отражены такие содержательные линии курса как:- Формирование восприятия произведения-  Развитие навыков чтения- Развитие речевых умений  Произведение К.Д. Ушинс...

Л.Н.Толстой "Косточка"

Урок литературного чтения в 1 классе по программе Занкова Л.В....

Инсценировка рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"

Инсценировка рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"...