Л.Н. Толстой Косточка
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
В В методической разработке предлагаю конспект урока к предмету - литературное чтение, 1 класс, автор - Л.А. Ефросинина, УМК «Начальная школа ХХI века». Тема: Л.Н. Толстой «Косточка». Основная цель - вызвать интерес к произведениям Л.Н.Толстого и способствовать формированию положительных человеческих качеств у младших школьников. Разработка может использоваться в других учебно методических комплектах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.tolstoy_kostochka.docx | 41.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. Толстой «Косточка»
Методическая разработка к предмету литературное чтение
УМК «Начальная школа ХХI века», 1 класс
Коноваловой Е.И.
учителя начальных классов
Аннотация.
Творчество Льва Николаевича Толстого давно входит в золотой фонд отечественной детской литературы, стало классикой детской литературы и детского чтения. Произведениям писателя уделено серьёзное внимание. Истинное художественное творчество живет во времени, раскрывая всё новые грани, вступая в связь с новым временем, новыми аспектами социокультурной ситуации, психологией нового читателя в данном случае - младшего школьника. Как известно возможности произведения осуществляются с помощью «диалога» читателя и писателя, этот «диалог» помогаем осуществлять мы, учителя. Произведения Льва Николаевича играют роль не только в формировании у детей научной картины мира, познавательного начала, овладения навыками чтения, но и духовно-нравственного развития у младшего школьника. Смысл произведений последовательно раскрывает особенности и своеобразие авторского мировидения. В данном случае уместно напомнить , что мы давно обучаем детей на материалах творчества детских писателей. Творчество Льва Николаевич – писателя, работавшего в области детской литературы, много размышлявшего над его сутью, как нельзя более подходящий для этого материал. Введенный с 1 января 2010 года новый Государственный образовательный стандарт (второго поколения), который в первую очередь касается общего начального образования, вносит существенные коррективы в систему образования и воспитания в современной школе. Это целый пакет документов, направленных на совершенствование деятельности школы. Хочется отметить: значительное внимание уделяется духовно-нравственному развитию подрастающего поколения, в том числе и средствами художественной литературы. Все это имеет непосредственное отношение к интерпретации творчества Л.Н. Толстого в начальной школе, поскольку решает задачи поставленные перед нами задачи.
В методической разработке предлагаю конспект урока к предмету - литературное чтение, 1 класс, автор - Л.А. Ефросинина, УМК «Начальная школа ХХI века». Тема: Л.Н. Толстой «Косточка». Основная цель - вызвать интерес к произведениям Л.Н. Толстого и способствовать формированию положительных человеческих качеств у младших школьников. Разработка может использоваться в других учебно методических комплектах.
Тип урока: урок «открытие» нового знания (на основе деятельностного подхода)
Цель урока: создать условия для выполнения следующих задач.
Задачи урока:
- познакомить с произведениями Л. Толстого;
- продолжить формирование навыков чтения, умения работать с текстом;
- развивать элементы духовно – нравственной культуры;
- вовлечь обучающихся в самостоятельно - познавательную деятельность;
-формировать контрольно - оценочную самостоятельность обучающихся;
-формировать навыки работы с источниками дополнительной информации, а также с информационными ресурсами Интернет.
Используемые педагогические технологии:
- технология деятельностного подхода;
- элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;
- информационно - коммуникативные технологии.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ресурсы:
- персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
- Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 1кл.. Вентана - Граф /Учебник
- карточки для индивидуальной работы;
- карточки для работы в паре.
Этапы урока | Ход урока |
I.Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цели: - актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению. | - Сегодня на уроке потребуется ваше внимание и умение анализировать поступки других людей. Пожелайте друг другу удачи! -Послушайте внимательно отрывок из стихотворения великого детского писателя С. Михалкова. (Слайд 1) Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? - Как вы думаете, почему я начала наш урок этими словами? (Изучаем раздел «Учимся уму-разуму», здесь собраны произведения в которых говорится о человеческой мудрости, правильных поступках, книги – это опыт других людей собранный в одном месте.) |
II. Актуализация опорных знаний Цели: - организовать актуализацию знаний учащихся о взаимоотношениях людей (большой – маленький, слабый – сильный); - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. 1.Работа по карточкам (индивидуально) Способы: индивидуальная работа. Методы: самооценка. 2. Взаимопроверка по эталону. | - Для подтверждения особого значения книги в жизни человека, расскажите какой мудростью с нами поделился писатель Константин Ушинский в произведении «Играющие собаки»? ( Слайд 2) (Большому и сильному стыдно обижать слабых) - Назовите знакомые вам произведения, рассказывающие о поступках людей? (Е.Пермяк «Торопливый ножик», В. Осеева «Потерянный день» и т.д. ) -Какие поступки мы начали исследовать, рассматривать, анализировать на прошлом уроке? ( Умение уступить, вовремя помочь, быть внимательным к старшим.) - Давайте прочтем произведение К. Ушинского, «Играющие собаки», читая, выделим голосом самые важные слова. - Перед вами лежат две карточки, выберите то задание, с которым вы считаете, что справитесь. (Приложение №1) - В правом углу, поставьте оценку, которую вы предполагаете получить за это задание. - А теперь за работу! -Поменяйтесь карточками для взаимопроверки. -Поднимите руки, кто выполнял задание. -Проверяем. (Слайд 3) - Кто выполнял задание №1 - Проверяем. (Слайд 4) - Кто выполнял задание №2
-Поднимите руки, у кого не было ошибок. - У кого были незначительные ошибки. - А кто всё таки не выполнил задание до конца? - Давайте дадим рекомендации тем ребятам у кого не получилось. Молодцы! |
III.Постановка учебной задачи.
Цели: - организовать постановку цели урока; -организовать составление совместного плана действий; - определить средства. Методы постановки учебной задачи: - подводящий к теме диалог. Защита исследовательской работы. | - Ученицу нашего класса заинтересовало произведение: Дружно фрукты созревают, Жарким солнышком согретые, Созревая надевают Платья тёмно-фиолетовые. Что это за фрукты? (Слайд 5) Она провела небольшое исследование и хочет нам о нем рассказать (Конопатова Вика защищает проект) (Слайды 5-10) Ученица задает вопрос: Какой жанр произведения? О чем оно? ( Загадка. Речь идет о сливе – это плод сливового дерева фиолетового цвета с крупной косточкой ). -Как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы будем знакомиться? Может кто-то знает автора? Какова тема урока? (Тема урока Л. Толстой «Косточка») (Слайд 11) - Какую цель вы поставите на урок? (Узнать мудрость произведения.) (Слайд №12) - Какие учебные задачи мы поставим перед собой, чтобы реализовать нашу цель? (Задачи: - узнать, о чём говориться в произведении; - определить, как влияет поступок на взаимоотношения; -узнать, что хотел донести до читателя автор) - как мы можем узнать нужную информацию? ( Прочитать в учебнике.) - Задачи поставлены, нужно их решать. Я предлагаю исследовать произведение первым чтением по одному предложению каждым учеником. ( Ученики читают по предложению по цепочке) |
IV.Открытие нового знания. Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода. Способы: индивидуальная работа, фронтальная работа. Методы: частично – поисковый. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации. | Каждый ученик получил учебную задачу для работы с текстом в учебнике. 1.Узнать, о чём говориться в произведении. 2.Определить, как влияет поступок на взаимоотношения. 3. Узнать, что хотел донести до читателя автор. Обучающиеся, читая «по цепочке», работают с текстом в учебнике. |
V. Физкультминутка. | Сливы зеленые На ветру качаются, На ветру качаются, Низко наклоняются. Сколько ёлочек зеленых, Столько сделаем наклонов. (Слайд №13) |
VI. Первичное закрепление Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция. | - Поделитесь впечатлениями, которые появились после прочтения. - Почему Ваня покраснел? ( Было стыдно.) - Почему мальчик съел сливу? (Никогда не пробовал, очень хотелось) - Как об этом говориться в рассказе? (Не удержался, схватил.) - Что сказал отец детям? ( Тот, кто съест косточку, умрет и отца это беспокоит.) - Какой была семья Вани, расскажите? ( Дружной, любящей, доброй) -Объясните поведение старших? (Беспокойство) - Почему Ваня не признался сразу? ( Испугался, было стыдно) - Почему признался потом? ( Испугался за свою жизнь, понял, что о нем волнуются, лучше признаться). -Роль поступков очень велика для человека? (Да.) -А как вы думаете, может человек влиять на поступки? (Да. Человек принимает решение о поступках. Поступки могут украшать, а могут разочаровать) ( Работа со словарем) - Что такое «ГОРНИЦА»? - Где мы можем посмотреть значение этого слова? ( В словаре). - Открываем словарь и объясняем значение слова. - Кто готов объяснить слово ГОРНИЦА? ( Большая светлая комната). - Почему автор использовал это слово? (Раньше так принято было говорить). (Слайд 14) |
VII. Самостоятельная работа. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Способы: парная работа. Методы: самоконтроль, самооценка. | - А теперь давайте подведем итог всему сказанному. У вас на парте лежит одна карточка. Значит, вам предстоит работа в парах. 1)Работа в парах по карточке. (Приложение №2) Главный девиз работы в парах: «Работая вместе, помогаем друг другу!» 2) Проверка. (Обучающиеся зачитывают текст и называют пропущенные слова) |
VIII. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? 1.Узнать, о чём говориться в произведении. 2.Определить, как влияет поступок на взаимоотношения. 3. Узнать, что хотел донести до читателя автор. - Какими способами? (Работали парами, индивидуально, исследовали) - Расскажите, довольны ли вы своей работой на уроке? -Оценивание. -Продолжи фразу. - Мне было интересно узнать... -Урок заставил меня задуматься…(Необходимо думать о своих поступках, оценивать их) - Я надеюсь, что все вы будете совершать только украшающие вас поступки. Спасибо за урок! (Слайд 15) |
Список используемых источников.
1. Ефросинина Л. А. Литературное чтение, 1кл. Вентана – Граф, 2011 г.
2. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции. 2000г.
3.Козлова Л.П.Конспект урока к предмету окружающий мир «Степи и человек», УМК «Перспективная начальная школа», 2011г.
4. Коллективная монография. Творчество В.В. Бианки в филологической и методической парадигмах. Волгоград, издательство ВГПУ, «Перемена», 2011.
5. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М. ЮНТИ, 1999г.
6. http// www.natura.spb.ru
Приложение №1
Задание 1
Прочитай. Как мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Подчеркни слова –действия.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
Приложение №1
Задание 1
Перечитай слова отца. Какой совет он дал сыну? Подчеркни.
- Видишь ли,- сказал Володе отец, - Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
Приложение №2
- Прочитай отрывок. Что делал Ваня? Подчеркни слова- действия.
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
- Каким был отец? Отметь.
Строгим и справедливым.
Добрым и умным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе по системе Л.В. занкова по теме "Л.Н. Толстой Косточка"
Урок литературного чтения для 1 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"
Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...
Л. Толстой "Косточка" презентация к уроку чтения
2 класс УМК "Гармония"...
Л. Н. Толстой "Косточка"
Урок внеклассного чтения 4 класс....
Фрагмент урока в 1 классе по теме К. Ушинский «Играющие собаки». Л. Толстой «Косточка».
В данном фрагменте урока отражены такие содержательные линии курса как:- Формирование восприятия произведения- Развитие навыков чтения- Развитие речевых умений Произведение К.Д. Ушинс...
Л.Н.Толстой "Косточка"
Урок литературного чтения в 1 классе по программе Занкова Л.В....
Инсценировка рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"
Инсценировка рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"...