Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 1 класс.
календарно-тематическое планирование (чтение, 1 класс) на тему
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 1 класс, УМК "Перспектива" Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska._literaturnoe_chtenie.doc | 78.5 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2011.
2. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. – М. : Просвещение, 2010.
3. Климанова, Л. Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. – М. : Просвещение, 2010.
4. Литературное чтение. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.] ; под ред. Л. Ф. Климановой. – М.: Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Основные цели обучения литературному чтению:
– совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
– приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
– обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
– введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Задачи:
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений
Структура курса
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса после обучения грамоте, параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка.
Содержание курса представлено следующими разделами:
«Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»;
«Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность»;
«Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность»;
«Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».
Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапную выработку навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приемов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя.
Содержание курса включает выработку умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Умение говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (подбор заглавий к тексту, полный пересказ прочитанного текста), а также решение различных коммуникативно-речевых задач.
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на совершенствование художественно-эстетической деятельности, нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети учатся различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, создавать собственные тексты.
Предусмотрено знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся должны научиться понимать и ценить художественное произведение.
В содержание литературного чтения включен элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез – анализ – синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, сопоставляя главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается изучение художественного образа (без терминологии), воплощенного в слове. Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
Определены для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровне сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровне героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровне автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать свое отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание раздела включено совершенствование умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных.
С целью совершенствования стимулирования творческой активности учащихся вводятся приемы театральной драматизации произведений.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.).
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также дает возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребенка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Произведения, включенные в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На уроки литературного чтения в 1 классе отводится 40 часов (10 учебных недель, 4 часа в неделю), из них 34 часа включены в фазу постановки и решения системы учебных задач, в том числе 8 часов отводится на внеклассное чтение (уроки работы с книгой), 6 часов – на рефлексивную фазу учебного года.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме в календарно-тематическом планировании.
Количество часов в неделю по программе 4
Количество часов в неделю по учебному плану 4
Количество часов в год 40
Из них:
* Н.Р.К. 8
* произведения наизусть 11
* проза 2
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Совершенствуются техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.
Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно.
СОДЕРЖАНИЕ И Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их взаимодействии, воспитывая культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста).
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает работу с разными видами текста, которая предполагает выработку аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном произведении; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Предусмотрены ознакомление учащегося с книгой как источником различного вида информации и отработка библиографических умений: умения ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, обеспечивающие выработку мотивированного выбора круга чтения, воспитание устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–7 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановку «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизацию. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Результаты изучения учебного предмета
При изучении литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1–4 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты (в соответствии с требованиями ФГОС):
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории, культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, а также с уважением воспринимать другие.
Предметные результаты изучения курса:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; осознание значимости умения хорошо читать для успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 1-в классе учащиеся в процессе обучения литературному чтению работают с текстом (подбирают заглавие, пересказывают), решают коммуникативные речевые задачи, учатся понимать и анализировать художественные произведения, определяют содержание и выбор книг для чтения, выполняют творческие задания. Кроме того, ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Материально-техническое обеспечение
1. Дополнительная литература.
1. Бородина, В. А. Учим читать / В. А. Бородина, С. М. Бородина. – Л., 1985.
2. Воюшина, М. П. Критерии и уровни литературного развития // Литературное и речевое развитие школьников : межвузовский сборник научных трудов. – СПб., 1992.
3. Кубасова, О. В. Как помочь ребенку стать читателем / О. В. Кубасова. – М., 2004.
4. Лазарева, В. А. Технологии анализа художественного произведения / В. А. Лазарева. – М., 2006.
5. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В. А. Левин. – М., 1994.
6. Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст / Е. И. Матвеева. – М., 2005.
7. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О. И. Никифорова. – М., 1972.
8. Оморокова, М. И. Основы обучения чтению младших школьников / М. И. Оморокова. – М., 2005.
9. Осетинская, О. В. Я – первоклассник : портфолио учащегося / О. В. Осетинская. – Волгоград : Учитель, 2011.
10. Рез, З. Я. Изучение лирики в школе / З. Я. Рез. – М., 1968.
11. Романовская, З. И. Чтение и развитие младшего школьника / З. И. Романовская. – М., 1982.
12. Рубакин, Н. А. Психология читателя и книги / Н. А. Рубакин. – М., 1977.
13. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2011.
14. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др. ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
15. Пропп, В. Я. Морфология сказки : исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. – М., 1972.
16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education
5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
3. Наглядные пособия.
1. Комплект наглядных пособий «Литературное чтение. 1 класс» (16 табл.).
2. Народные сказки.
3. Пушкин А. С. и его сказки.
4. Крылов И. А. и его басни.
4. Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Интерактивная доска.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем..
2. Ящики для хранения таблиц.
3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).
6. Специализированная мебель.
Компьютерный стол.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению для 1-«В» класса
Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.
(УМК «Перспектива»)
на 2012/2013 уч.год.
Учитель: Невольникова Е.В.
№ урока | Тема урока Произведения для чтения | Часы | Цели и задачи урока | Планируемые результаты | Рекомендуемые приёмы работы | Страница учебника | Страница тетради | национально-региональный компонент (Н.Р.К.) | Обратная связь | Материально-техническое обеспечение |
Часть 1 | ||||||||||
I. | «Книги – мои друзья» Книга – писатель – читатель. Способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер. Книга – обложка – автор – каталог. | 7ч. | Количество часов определено из расчета 8 недель обучения (72 ч) на уроке русского языка и литературного чтения (4 и 5 ч в неделю). Учитель может изменить указанное количество часов по своему усмотрению. | Раздел включает диалоги, пословицы, загадки, рисунки и репродукции картин, посвященные книге, связанную с ней историю письма и разные способы записи информации, передачи ее от человека к человеку. | Понятия: _ Книга—писатель—читатель. _ Способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер. | 4 - 28 | Азбука. Учебник с приложением на электронном носителе. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. Читалочка. Дидактический материал. Литературное чтение. Учебник. Творческая тетрадь. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. Наборы сюжетных картинок. Словари по литературному чтению. Репродукции картин и художественные фотографии. Детские книги разных типов и жанров. Портреты поэтов и писателей. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы. Учебник Элементы костюмов. | |||
Тема: «Книги – мои друзья». | ||||||||||
1. 12.03 |
| 1ч. | Познакомить с книгой «Литературное чтение»; дать первоначальное представление о книге как о друге, советчике, источнике добрых мыслей, чувств и важных знаний; учить читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого. | Иметь представление о книге; умение читать плавно, неторопливо, целыми словами; умение вникать в смысл читаемого. | Знакомство с учебником; с авторами; условными обозначениями; чтение обращения; рассматривание иллюстраций; чтение произведений, обсуждение. | 4 -6 7 | М.Гроссман. «Был Вова до этого…» | Наизусть с.7. | «Литературное чтение», ч.1 Творческая тетрадь Книги для выставки. Портреты поэтов и писателей. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы. | |
Тема: «Как хорошо уметь читать» | ||||||||||
2. 13.03 | 1. Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге. 2.Возникновение письменности. | 1ч. | Дать первоначальное представление о значении книги; стимулировать желание научиться хорошо читать; познакомить с информацией о возникновении письменности; формировать культуру общения с книгой. | Иметь представление о возникновении письменности; умение общаться с книгой. | Чтение наизусть стихотворения С.Маршака; вопросы; чтение названия новой темы; объяснение смысла загадки; работа в парах; чтение высказывания К.Ушинского; знакомство с узелковым письмом; рассматривание знаков – иероглифов; творческая работа; составление собственных загадок; беседа о книге. | 8 – 9 10 - 12 | Записать сообщение с помощью знаков рисунков. («Я люблю читать книги», «Я люблю играть в футбол» и др.) ИАД | «Литературное чтение», ч.1 Творческая тетрадь Книги для выставки. Портреты поэтов и писателей. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы. | ||
Тема: «Как бы жили мы без книг?» | ||||||||||
3 – 4. 14.03 15.03 | 1. С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?» 2. «Читалочка-обучалочка» (чтение целыми словами). 3.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». А.Барто. «Стали грамотными». С.Маршак. «Разговор с первым классом». Б.Заходер. «Живая азбука». | 2ч. | Познакомить детей с библиотекой; учить выбирать книги; внимательно рассматривать иллюстрации в учебнике; получать необходимую информацию; познакомить с рекомендательным списком книг; учить читать тексты в медленном и ускоренном темпе. | Умение выбирать книги; ориентироваться на тематический указатель; умение работать с иллюстрациями; получать необходимую информацию; умение читать тексты в разном темпе. | Знакомство с библиотекой; ориентировка на тематический указатель; рассматривание выставки книг; чтение выбранных книг; запись в библиотеку; чтение отрывка стихотворения С.Михалкова; выставка книг С.Михалкова; подготовка к выразительному чтению; отработка навыка чтения. | 13 14 15 – 19 | А.Борченко. «Большой я или мал?» | Наизусть с.13. | «Литературное чтение», ч.1 Творческая тетрадь Книги для выставки. Портреты поэтов и писателей. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы. | |
Тема: «Мои любимые писатели» | ||||||||||
5. | 1.А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…». 2. Любимый отрывок из сказки А.Пушкина. | 1ч. | Рассказать об А.Пушкине; познакомить с выставкой книг; учить читать произведения А.Пушкина. | Знать об А.С.Пушкине; умение читать произведения А.С.Пушкина. | Выставка книг А.Пушкина; слово об А.Пушкине; выразительное чтение отрывка; анализ; чтение детьми; словесное рисование | 20 – 21 | Выразительное чтение. ИКТ | «Литературное чтение», ч.1 Творческая тетрадь Книги для выставки: Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Портреты поэтов и писателей. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы. | ||
Тема: «Сказки К.Чуковского» | ||||||||||
6. | 1. «Наш театр». Сказка К.Чуковского «Айболит». (Слова автора и действующих лиц.) 2.Вн.чт. Книги К.Чуковского. | 1ч. | Познакомить со сказками К.Чуковского; инсценировать отрывок; учить выделять слова автора и действующих лиц; отрабатывать выразительное чтение. | Знать произведения К.Чуковского; умение инсценировать; выделять слова автора и действующих лиц. | Рассматривание выставки книг; беседа по произведениям К.Чуковского; подготовка к инсценированию; чтение отрывка сказки; анализ; выразительное чтение по ролям; выбор лучшего чтеца; обсуждение и характеристика качеств хорошего чтеца; рекомендации для чтения стихов и сказок К.Чуковского. | 24 – 26 | Выразительное чтение. ИКТ | «Литературное чтение», ч.1 Творческая тетрадь Книги для выставки -К.И.Чуковский «Айболит» . Портреты поэтов и писателей. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы. | ||
IV четверть | ||||||||||
Тема: «Из книг К. Ушинского» Обобщение по разделу | ||||||||||
7. 2.04 | 1.Семейное чтение. К.Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Из книг К.Ушинского». 2. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». 3. Самостоятельное чтение. В.Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу…» | 1ч. | Привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравственного характера; учить умению составлять представление о персонаже (его характеристику) на основе его поступков; дать первоначальное представление о таких нравственных понятиях, как добро, зависть, злость, ложь, милосердие; учить читать выразительно. | Умение составлять представление о персонаже на основе его поступков; иметь представление о нравственных понятиях; умение читать выразительно; передавать своё отношение у содержанию. | Знакомство с книгами К.Ушинского; чтение учителем любого произведения К.Ушинского; чтение в парах; обсуждение названия произведения; выявление практического смысла пословицы; обсуждение смысла нравственных понятий; обобщение по теме; самостоятельное чтение рассказа В.Осеевой. | 22-23 - 27 | Выразительное чтение. Разыгрывание сценки. | «Литературное чтение», ч.1, Творческая тетрадь Книги для выставки -К.Д.Ушинский В.Осеева. Портреты поэтов и писателей. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы. | ||
3.04 | «Радуга-дуга» Произведения малых фольклорных жанров: песенки, пословицы, загадки, считалочки. | 4ч. | 28 – 51 | «Литературное чтение»,ч.1 с.28-51 Творческая тетрадь, с.3-33 | ||||||
8. | Тема: «Пословица – мудрость народная» | |||||||||
1.Диалог Ани и Вани. 2. Загадки. Пословицы, поговорки. | 1ч. | Познакомить с произведениями малых фольклорных жанров; развивать интерес к произведениям народного творчества; учить отгадывать загадки; сравнивать; выделять признаки, на которые указывает загадка; стимулировать проявление творческой активности. | Знать произведения малых фольклорных жанров; умение отгадывать загадки; сравнивать; выделять признаки; составлять свои загадки. | Сообщение учителя о произведениях малых фольклорных жанров устного народного творчества; вспомнить загадки и пословицы, изученные в период обучения грамоте; чтение диалога; объяснение смысла пословиц; знакомство с загадками и их чтение; составление загадок; рассматривание репродукции картины А.Киселёва. | 28 36 – 37 | 22 – 27 | А.Горская. «Загадки». | Творческое задание (с.26 Т.). Самостоятельно составить загадки и пословицы. | «Литературное чтение», ч.1, Творческая тетрадь Книги для выставки- Сборник пословиц и поговорок. Загадки.. Аудиозаписи русск.нар песен. | |
Тема: «Песенки разных народов» | ||||||||||
9. | 1.Чтение по выбору. Песенки народов разных стран. 2. «Читалочка-обучалочка». (Чтение целыми словами, темповое чтение.) 3.Считалочки. | 1ч. | Учить сравнивать фольклорные песенки разных народов, видеть в них общее; воспитывать интерес и уважение к произведениям устного народного творчества разных стран; развивать речь; активизировать формирование навыка выразительного чтения. | Умение сравнивать фольклорные песенки разных народов; находить общее; умение выразительно читать. | Чтение песенок русского народа (с.29-30); отработка выразительного чтения; чтение песенок народов России; знакомство со считалками; обобщение; конкурс на лучшего чтеца. | 29 – 35 40 – 41 | 6 - 7 28 - 31 | Наизусть. | «Литературное чтение», ч.1, Творческая тетрадь | |
Тема: «Мы идем в библиотеку» | ||||||||||
10. | 1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники загадок, пословиц, народных игр и словесных забав. 2. Самостоятельное чтение. «Рифма Матушки Гусыни» - сборник английских народных песенок и шуток. 3. «Наш театр». «Перчатки». Английская народная песенка. | 1ч. | Продолжить знакомство с малыми фольклорными жанрами народов разных стран; учить выбирать книги для самостоятельного чтения; развивать умение вчитываться в содержание текста, используя приёмы драматизации. | Умение выбирать книги для самостоятельного чтения; умение вчитываться в содержание текста; использовать приёмы драматизации. | Работа с выставкой книг-сборников народных загадок, пословиц, поговорок; знакомство с самой знаменитой книжкой английского фольклора для детей «Рифмы Матушки Гусыни»; чтение весёлых песенок; распределение ролей с помощью считалки. | 42 43 46 - 48 | 16 - 17 18 - 21 | Чтение по ролям. Наизусть считалку. | «Литературное чтение», ч.1, Творческая тетрадь | |
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» | ||||||||||
11. | 1. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». 2. «Шутки – минутки». | 1ч. | Обобщить первые представления о малых фольклорных жанрах; закрепить умение сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; учит выделять загадки разного типа; обогатить речь словами с уменьшительно-ласкательными формами. | Умение сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; умение выделять загадки разного типа; умение использовать различные слова в своей речи. | Обсуждение названия темы «Радуга-дуга»; работа по вопросам учебника (с.50-51); дополнительные вопросы и задания к загадкам; дополнительные вопросы к колыбельным песням; «шутки-минутки» (с.49). | 49-50 – 51 | 8 – 15 | Н.Пикулева. «Скороговорки». | Творческое задание (с.14Т.). | Учебник «Литературное чтение»,ч.1 Творческая тетрадь Сборник сказок «Сказки народов мира» |
«Здравствуй, сказка!» Сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи. | 9ч. | 52 - 91 | Учебник «Литературное чтение»,ч.1 Творческая тетрадь Выставка книг - Сказки о животных. Иллюстрации. Настольный театр. | |||||||
Тема: «Узнай сказку» | ||||||||||
12-13 | 1. Диалог Ани и Вани. «Узнай сказку». 2. Г.Юдин. «Почему «А» первая». Буквы как сказочные герои. 3. «Читалочка-обучалочка». Самостоятельное чтение. И.Гамазкова. «Живая азбука». 4. Т.Коти. «Катя и буквы». | 2ч. | Пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества; учить высказывать собственное мнение о прочитанных сказках и рассказывать их по серии иллюстраций; формировать навык чтения целыми словами; развивать творческие способности; стимулировать желание продолжить сказку, придумать иное окончание сказки. | Умение высказывать собственное мнение о прочитанных сказках; умение рассказывать по серии иллюстраций; умение читать целыми словами; умение продолжить сказку; придумать иное окончание сказки. | Чтение диалога (с.52); обмен мнениями о прочитанных сказках, их оценка; характеристика персонажей; работа с выставкой книг; отработка интонационно-выразительного чтения; коллективное придумывание продолжения сказки; самостоятельное чтение (с.77-78); беседа о сказках и сказочных героях. | 52 – 55 56 – 57 58 – 59 77 – 78 | 34 - 39 | Пересказ (с.56). Выразительное чтение (с.58). ИКТ | Учебник «Литературное чтение»,ч.1 Творческая тетрадь | |
Тема: «Сравни сказки» | ||||||||||
14-15 | 1. «Читалочка-обучалочка». Н.Кончаловская. «Козлята». В.Лунин. «Волк». Т.Павлова. «Рассказ мудрой вороны» (по выбору). Вн.чт. Народные сказки. 2. «Курочка Ряба». Пересказ народной сказки по иллюстрациям. 3. С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С.Маршака. | 2ч. | Развивать умение вчитываться в текст; учить сравнивать сказки со сходным содержанием, видеть сходство и различие; развивать умение выразительно читать, предавать настроение персонажа; помочь в составлении продолжения сказки. | Умение вчитываться в текст; Умение сравнивать сказки со сходным содержанием; умение выразительно читать, передавать настроение персонажа; умение продолжать сказку. | Чтение (с.60-61); отработка чтения целыми словами; демонстрация детской книги «Волк и семеро козлят»; рассказывание сказки по иллюстрациям; чтение сказки С.Маршака; словесное рисование по сказке; работа по вопросам учебника; обобщение. | 60 – 61 62 63 - 64 | 46 - 49 | Пересказ. | Учебник «Литературное чтение»,ч.1 Творческая тетрадь .Аудиозапись С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят». | |
Тема: «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!» | ||||||||||
16. | 1. «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. 2. Л.Пантелеев. «Две лягушки». | 1ч. | Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; приучать следить за развитием действий, готовить к пересказу; обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; учить выразительно читать диалоги. | Умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; умение отвечать на вопросы; умение следить за развитием действия; пересказывать; выделять главную мысль; выразительно читать диалоги. | Подготовка к восприятию русской народной сказки; чтение сказки учителем; перечитывание сказки учащимися; обучение чтению диалога; работа над содержанием сказки; выразительное чтение; сопоставление темы урока со сказкой. | 66 – 69 70 - 73 | Пересказ (с.66-69) | Учебник «Литературное чтение»,ч.1 Творческая тетрадь Аудиозаписи сказок Настольный театр | ||
Тема: «Сказки народов России» | ||||||||||
17-18 | 1. «Шутки-минутки». 2.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники русских народных сказок. 3. Семейное чтение. Татарская народная сказка «Три дочери». 4. Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха». 5. Пословицы. (Лень – трудолюбие, честность – обман, доброта – злость, внимание к людям.) | 2ч. | Продемонстрировать сборники народных сказок, заинтересовать детей чтением; познакомить со сказками разных народов России; учить сопоставлять сказки по главной мысли; отрабатывать навык чтения целыми словами; учить выразительно читать. | Иметь представление о сказках разных народов; умение сопоставлять по главной мысли; умение выразительно читать. | Беседа о сказках; знакомство со сказкой «Три дочери»; анализ; сравнение сказок по главной мысли: «два лентяя» и «Заяц и черепаха»; словесное рисование по сказкам; чтение пословиц (с.85). | 75 76 80 – 82 83 – 84 85 | 40 – 45 | Г.Комаров. «Кот не знал». | Творческое задание (с.44Т.). Пересказ (с.80-82). | Учебник «Литературное чтение»,ч.1 Творческая тетрадь Сборники русских народных сказок |
Тема: «Лень до добра не доведёт» | ||||||||||
19. |
| 1ч. | Закрепить умение различать народную сказку и авторскую; учить выразительно читать диалог персонажей сказки; понимать главную мысль произведения; развивать речь и творческие способности через инсценирование сказки. | Умение различать народную сказку и авторскую; умение выразительно читать диалоги; понимать главную мысль произведения. | Знакомство с высказываниями о сказках (с.74); знакомство со сказкой С.Михалкова; анализ; работа над выразительным чтением; инсценирование; выделение главной мысли; сравнение авторских сказок с народной. | 86 - 89 | Инсценировка. | Учебник «Литературное чтение»,ч.1 Творческая тетрадь Элементы костюмов для инсценировки. | ||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» | ||||||||||
20. | 1.»Маленькие и большие секреты страны Литературии». Представление о народной и авторской сказке (на практическом уровне). Фамилия и имя автора-создателя сказки. 2. «Лиса и рак», «Лисица». (Практическое сравнение художественного текста с научно-познавательным.) | 1ч. | Обобщить первые представления о народной и литературной сказках; учить сравнивать тексты; находить общее и различное; учить наблюдать и объединять произведения по сходству главной мысли; развивать умение читать выразительно. | Умение сравнивать тексты; наблюдать и объединять произведения по сходству главной мысли; умение выразительно читать. | Объяснить название раздела; работа по вопросам на с.90; чтение текста; сравнить два текста «Лиса и заяц» и «Лисица»; самостоятельное чтение сказок; пересказ понравившейся сказки. | 90 - 91 | 50 – 53 | Творческое задание (с.51-53Т.). Пересказ. | Учебник «Литературное чтение»,ч.1 Творческая тетрадь | |
Часть 2 | ||||||||||
«Люблю всё живое» Общение, диалог героев, практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов. | 8ч. | 4 - 37 | Учебник «Литературное чтение»,ч.2 Творческая тетрадь. | |||||||
Тема: «Никого не обижай» | ||||||||||
21. | 1. Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани. 2. В.Лунин. «Никого не обижай». 3. Е.Благинина. «Котёнок». И.Токмакова. «Лягушки». (Звукоподражательные слова.) | 1ч. | Формировать умение работать с книгой; учить выразительно читать тексты; формировать умение находить слова, характеризующие героя; расширять представления о взаимоотношениях человека и природы; формировать нравственные ценности учащихся. | Умение работать с книгой; выразительно читать; умение находить слова, характеризующие героя. | Знакомство с разделом; обсуждение названия; чтение диалога на с.4; обсуждение; чтение вывода; чтение стихотворения учителем на с.5; самостоятельное перечитывание стихотворения; анализ; выразительное чтение; чтение стихотворения на с.6; анализ произведения; работа в группе (составление рассказа о котёнке); знакомство с произведением И.Токмаковой; работа в паре (разыграть диалог); обобщение. | 4 5 6 - 7 | 54 | Наизусть с.6. Анкета с.54Т. | Учебник «Литературное чтение»,ч.2 Творческая тетрадь.Фотографии домашних питомцев. | |
Тема: «Разговоры, разговоры, разговоры…» | ||||||||||
22. | 1. И.Токмакова. «Разговор синицы и дятла». В.Бианки. «Разговор птиц в конце лета». (Звукоподражательные слова.) 2. «Читалочка-обучалочка». Вн.чт. Произведения В.Бианки. | 1ч. | Познакомить учащихся с приёмом звукозаписи как средством создания образа; учить находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы; развивать умение работать в паре; учить выразительно читать. | Иметь представление о приёме звукозаписи как средстве создания образа; умение находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы; умение работать в паре. | Знакомство с темой урока; обсуждение; знакомство с произведением И.Токмаковой; чтение произведения на с.8; анализ; выразительное чтение; знакомство с произведением В.Бианки; чтение произведения на с.9; работа в группе (подготовка к чтению по ролям); обобщение; чтение на с.12. | 8 – 11 12 | 55 – 56 | Выразительное чтение. | Учебник «Литературное чтение»,ч.2 Творческая тетрадь.Аудиозапись «Голоса птиц» Портрет В.Бианки Иллюстрации птиц. Элементы костюмов | |
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» | ||||||||||
23. | 1. И.Пивоварова. «Всех угостила». 2. С.Михалков. «Зяблик». (Проявление доброты, заботы, внимания, ответственности за братьев наших меньших.) | 1ч. | Учить детей выразительно читать тексты; формировать умение находить слова, характеризующие героя; расширять представления о взаимоотношениях человека и природы; формировать ответственное отношение к живой природе; формировать нравственные ценности учащихся. | Умение выразительно читать; находить слова, характеризующие героя. | Знакомство с темой урока; обсуждение; знакомство с произведением И.Пивоваровой; самостоятельное чтение на с.13-14; анализ произведения; повторное чтение стихотворения; работа в парах; знакомство с произведением С.Михалкова на с.15-16; самостоятельное чтение; анализ; работа в парах; обобщение по теме урока. | 13 – 14 15 - 16 | Птицы, обитающие в лесах нашего края. | Выразительное чтение. | Учебник «Литературное чтение»,ч.2 Творческая тетрадь.Плакаты «Охраняй природу!» | |
Тема: «Общение с миром природы» | ||||||||||
24. | 1. Н.Сладков. «Без слов». (Общение с миром природы, понятия «взаимопонимание», «любовь», «доброта».) 2. «Шутки – минутки». | 1ч. | Расширять представления о взаимоотношениях человека и природы; формировать ответственное отношение к живой природе; формировать умение находить слова, характеризующие героя; развивать умение работать в группе; развивать умение отбирать материал в соответствии с темой; стимулировать развитие творчества; развивать умение представлять свой творческий продукт. | Умение работать в группе; отбирать материал в соответствии с темой; умение представлять свой творческий продукт. | Составление плана действия на уроке; беседа о том, каково назначение человека по отношению к меньшим братьям и окружающей природе; чтение рассказа Н.Сладкова на с.18-19; выполнение заданий после текста; «шутки-минутки» на с.17; знакомство с темой фотогазеты «Жизнь леса»; работа с иллюстрацией на с.17; работа в группах (создание фотогазеты); представление газеты. | 17-18 – 19 | Выразительное чтение. | Учебник «Литературное чтение»,ч.2 Творческая тетрадь. | ||
Тема: «Обходиться добром со всяким» | ||||||||||
25. | 1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Произведения о животных. 2. «Мои любимые писатели». Л.Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». 3. Семейное чтение. Л.Толстой. «Пожарные собаки». | 1ч. | Формировать умение работать с книгой; формировать умение определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам; познакомить с произведениями русских и советских писателей о природе и животных; познакомить с произведением Л.Толстого; развивать умение слышать и слушать художественное произведение и на основе слушания проводить анализ художественного произведения; формировать умение самостоятельно читать книги. | Умение работать с книгой; определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам; знать о творчестве Л.Толстого; умение самостоятельно читать книги. | Знакомство с выставкой книг на с.20-21; обсуждение; рассматривание раздела «Советуем прочитать» (с.21); знакомство с темой урока; рассматривание портрета Л.Толстого; вступительное слово учителя о Л.Толстом; чтение произведений Л.Толстого на с.22-23; анализ; самостоятельное перечитывание произведений с выделением главной мысли; обобщение. | 20 – 21 22 – 23 26 – 27 | Самостоятельное чтение и пересказ на с.26-27. Проза. Наизусть с.23. ИКТ | Учебник «Литературное чтение»,ч.2 Творческая тетрадь.Иллюстрации «Профессии собак» (поводырь, полицейский, пожарник, артист, охотник, пограничник, водолаз) | ||
Тема: «Эй, не стойте слишком близко – я тигрёнок, а не киска!» | ||||||||||
26. | 1. Самостоятельное чтение. С.Маршак. «В зоопарке». Б.Житков. «Вечер» (по выбору). 2. «Шутки – минутки». Ю.Тувим. Стихотворения о животных. Загадки о животных. | 1ч. | Познакомить с произведениями малых фольклорных жанров, где главными героями выступают животные; развивать умение характеризовать героев, опираясь на их речь и поступки; уметь видеть отношение автора к своим героям; прививать интерес и любовь к произведениям устного народного тврчества и авторским произведениям; развивать стремление заучивать произведения наизусть; побуждать детей придумывать свои варианты загадок. | Умение характеризовать героев; умение видеть отношение автора к своим героям; умение заучивать произведения наизусть; умение придумывать свои загадки. | Знакомство с темой урока; знакомство с произведением С.Маршака на с.24-25; анализ произведения; определение характера каждого героя; работа с иллюстрацией; чтение стихотворения Ю.Тувима и отгадывание загадок на с.31-32; деление загадок на группы; сочинение загадок; представление своих загадок; чтение произведения Б.Житкова на с.28-30; обобщение. | 24 – 25 28 – 30 31 – 32 | Наизусть с.24. Выразительное чтение (с.28-30). | Учебник «Литературное чтение»,ч.2 Творческая тетрадь. | ||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» | ||||||||||
27-28 | 1. «Наш театр». С.Маршак. «Волк и лиса». 2. В.Берестов. «Лягушата». «Лягушка». (Практическое сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Различение приёмов рисования словом и сообщения, объяснения с помощью слов.) 3. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Творчество. (Взаимосвязь событий, их последовательность.) Вн.чт. Произведения С.Я.Маршака. | 2ч. | Обобщить первоначальные представления о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер, выраженный через слово; познакомить с новым произведением С.Маршака, имеющим нравственно-этический смысл; отрабатывать навыки выразительного чтения. | Знать произведения С.Маршака; умение выразительно читать; инсценировать. | Знакомство с произведением С.Маршака (с.33); чтение фрагментов; характеристика героев произведения С.Маршака; чтение диалога героев; чтение стихотворения В.Берестова (с.35-37); составление рассказа по серии иллюстраций на с.37; обобщение по теме. | 33-34 35 – 37 | 58 – 59 | Творческое задание (с.58-59Т.). Задание на с.36 учебника. | Учебник «Литературное чтение»,ч.2 Творческая тетрадь. | |
Тема: «Хорошие соседи, счастливые друзья» | ||||||||||
Рассказ, герой рассказа, отношение автора к героям; понятие дружбы, взаимопомощи, заботы и поддержки. | 5ч. | 38 – 65 | Учебник «Литературное чтение»,ч.2 Творческая тетрадь. | |||||||
Тема: «Когда мои друзья со мной» | ||||||||||
29. | 1. С.Михалков. «Песенка друзей». 2. Песня из кинофильма «По секрету всему свету» «Когда мои друзья со мной». 3. Пословицы. 4. А.Барто. «Сонечка». | 1ч. | Учить различать, что хорошо, а что плохо; уметь давать оценку поступкам; развивать умение характеризовать героев, опираясь на их речь и поступки; уметь видеть отношение автора к своим героям; формировать представление о том, что разрешать споры нужно на основе взаимопонимания и доброжелательных отношений; учить читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. | Умение отличать плохое от хорошего; умение давать оценку поступкам; видеть отношение автора к своим героям; умение читать выразительно; выделять главную мысль. | Чтение диалога; работа с понятием «счастливый человек», обмен мнениями; чтение пословиц с доски; чтение произведения С.Михалкова (с.39); анализ произведения; выделение главной мысли; чтение песенки на с.41; беседа о друзьях; работа с пословицами; чтение стихотворения А.Барто «Сонечка» (с.43); анализ произведения; обмен мнениями о прочитанном; выразительное чтение. | 39 41 42 43 | 60 – 62 | Выразительное чтение. Составить рассказ о своём лучшем друге (с.62Т.). | Учебник «Литературное чтение»,ч.2 Творческая тетрадь.Плакат «Школа» Аудиозапись С.Михалков. «Песенка друзей». Песня из кинофильма «По секрету всему свету» «Когда мои друзья со мной». | |
Тема: «Нет друга—ищи, а нашел— береги» | ||||||||||
30-31 | 1.Е.Пермяк. «Самое страшное». (Понятия «доброта», «сила», «обида».) 2.Чтение по выбору. В.Осеева. «Хорошее». Э.Шим. «Брат и младшая сестра». 3. «Читалочка-обучалочка». Темповое чтение стихов В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой – по выбору. Вн.чт. Произведения о дружбе. | 2ч. | Развивать умения определять основную (главную) мысль произведения; формировать умение вчитываться в текст, подниматься от осмысления содержания к главной мысли произведения; учить сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; развивать способность характеризовать героя по его речи и поступкам. | Умение определять основную мысль произведения; умение вчитываться в текст; умение сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; умение характеризовать героя по его речи и поступкам. | Вступительная беседа; чтение рассказа Е.пермяка на с.44-45; работа над содержанием; перечитывание текста; работа над главной мыслью текста; чтение произведения В.Осеевой на с.46-47; анализ произведения; чтение произведения Э.Шима на с.48-49; анализ произведения; коллективное формулирование главной мысли произведений; обобщение. | 44 – 45 46 – 47 48 – 49 50 – 51 | 63 – 65 | Н.Шилов. «На кого я похож?» | Пересказ на с.44-45. Выразительное чтение (с.50-51). Творческое задание с.64Т. | Учебник «Литературное чтение»,ч.2 Творческая тетрадь.Фотографии друзей. «друг-книга» «Друг – взрослый» Выставка книг. |
Тема: «Доброе слово лучше мягкого пирога» | ||||||||||
32. | 1.Самостоятельное чтение. Стихотворения Е.Благининой, В.Лунина. 2. «Наш театр». М.Пляцковский. «Солнышко на память». 3. Комбинированное чтение стихотворения Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!». | 1ч. | Воспитывать умение общаться, не обижая, ценить доброе слово в общении, оказывать поддержку и помогать друг другу; формировать умение находить главную мысль произведения и характеризовать героя по его речи и поступкам; развивать интерес к книге, учить вчитываться в её содержание. | Умение общаться; ценить доброе слово; оказывать поддержку и помогать; умение находить главную мысль произведения; умение вчитываться в содержание. | Беседа о подарках, о выражении своего отношения к ним, умении принимать и дарить подарки, быть благодарным за подарки; самостоятельное чтение стихотворения Е.Благининой (с.54); анализ произведения; чтение стихотворения В.Лунина (с.55); анализ; знакомство со сказкой М.Пляцковского (с.56-57); анализ произведения; комбинированное чтение; объяснение смысла пословицы. | 54 – 55 56 – 57 58 – 59 | Наизусть с.54. | Учебник «Литературное чтение»,ч.2 Творческая тетрадь. «Друг – животное» | ||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» | ||||||||||
33. | 1. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Сопоставление: рассказ – сказка. 2.В.Сутеев. «Чей это гриб?». (Способы разрешения конфликтных ситуаций.) 3. Семейное чтение. Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка». (Понятия «обман», «честность», «совесть», «лень», «трудолюбие».) | 1ч. | Обобщить первоначальное представление о дружбе и друзьях, о нравственно-этических понятиях; познакомить с новыми произведениями Л.Толстого и В.Сутеева, имеющими нравственно-этический смысл; развивать умение общаться на основе уважения и взаимопонимания. | Знать произведения Л.Толстого и В.Сутеева; умение общаться на основе уважения и взаимопонимания. | Чтение стихов, пословиц о дружбе, заученных ранее; беседа о дружбе и качествах человека (с.62); чтение одного из рассказов Л.Толстого (с.60-61); анализ; чтение рассказа В.Сутеева на с.63 («птичий базар»); анализ; работа в группах (разгадывание кроссворда) | 60 – 61-62 – 63 – 65 | 67 – 71 | Выразительное чтение. Пересказ. | Учебник «Литературное чтение»,ч.2 Творческая тетрадь. | |
«Край родной, навек любимый» Родной край, главный город страны, красота родного края; времена года: весна, лето, осень, зима; стихи, рифма. | 6ч. | 66 - 94 | Учебник «Литературное чтение»,ч.2. Творческая тетрадь Сборник портретов, стихов русских поэтов, картины русских художников. | |||||||
Тема: «Лучше нет родного края» | ||||||||||
34-35 | 1. П.Воронько. «Лучше нет родного края» 2. А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март». Красота русского края. 3. Чтение стихов по выбору. С.Есенин. «Черёмуха». С.Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…». И.Суриков. «Лето». Н.Греков. «Летом». 4. «Читалочка-обучалочка». Вн.чт. Стихи русских поэтов. | 2ч. | Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов, размышлять над их содержанием; развивать умение сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, находить общее и различное; улавливать основную мысль произведения; воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю. | Умение чувствовать настроение; размышлять; сравнивать произведения; улавливать основную мысль произведения. | Чтение диалога о родном крае, о Родине (с.66); рассказы детей о своей малой родине; знакомство со стихотворением П.Воронько (с.67); анализ произведения; беседа о городах России; рассматривание иллюстраций; работа над понятием «столица»; подготовка к чтению стихотворения А.Плещеева (с.70); беседа по прочитанным стихотворениям; чтение стихотворения С.Есенина и С.Дрожжина (с.72); заучивание стихотворения С.Есенина; чтение стихотворения И.Сурикова и Н.Грекова (с.73-74); сравнение произведений. | 67 70 – 71 72 – 75 82 - 83 | Наизусть с.70. Наизусть с.73. Чтение с.82-83. ИКТ | Учебник «Литературное чтение»,ч.2. Творческая тетрадь Сборник портретов, стихов русских поэтов, картины русских художников. | ||
Тема: «Стихотворения русских поэтов о родной природе» | ||||||||||
36-37 | 1. Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»; А.Плещеев. «Миновало лето…». 2. И.Суриков. «Зима». 3. «Четыре сестры». Сказка. 4. Сравнение текстов: А.Майков. «Ласточка»; Н.Сладков. «Первая ласточка». | 2ч. | Учить сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и настроению; наблюдать за использованием сравнений; учить создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; уметь находить в стихах слова, указывающие на отношение поэта, его настроение. | Умение сравнивать произведения разных поэтов по содержанию и настроению; умение наблюдать за использованием сравнений; умение создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; умение находить слова, указывающие на отношение поэта, его настроение. | Рассматривание иллюстраций на с.77; беседа; чтение стихотворения А.Пушкина и А.Плещеева на с.76; анализ; перечитывание стихотворений; работа над выразительным чтением; чтение стихотворений о зиме, нахождение в них сравнений (с.78); чтение текста на с.80; коллективное составление сказки; обобщение. | 76 – 77 78 – 79 80 – 81 93 - 94 | Стихи уральских поэтов для детей. | Наизусть с.76. Наизусть с.78. Задания на с.93-94. | Учебник «Литературное чтение»,ч.2. Творческая тетрадь Сборник портретов, стихов русских поэтов, картины русских художников. | |
38-39 | Тема: «Родина любимая, что мать родимая» | |||||||||
1. В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…». 2. Чтение по выбору: Г.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?». 3. А.Митяев. «За что люблю маму. 4. Семейное чтение. Л.Толстой. «Мальчик и отец». 5. В.Берестов. «Стихи для папы». 6. Семейное чтение. И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство». | 2ч. | Обратить внимание на понятия «родина как мать», «семейное согласие»; воспитывать уважение и любовь к родителям; учить составлять рассказы о своей семье, родителях, передавать в слове своё отношение к ним; отрабатывать навыки выразительного чтения. | Умение составлять рассказы о своей семье, родителях; передавать в слове своё отношение к ним; умение выразительно читать. | Чтение диалога на с.84; беседа; чтение стихотворений В.Берестова, Г.Виеру и Н.Бромлей (с.85-86); анализ; чтение рассказа А.Митяева (с.87); работа над выразительным чтением; семейное чтение (с.92); слушание и чтение произведений из старинных учебников (И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство»; с.91-92); чтение стихотворения В.Берестова (с.88); обобщение. | 85 86 87 88 91 – 92 | Выразительное чтение. Проза. Наизусть с.92. | Учебник «Литературное чтение»,ч.2. Творческая тетрадь Сборник портретов, стихов русских поэтов, картины русских художников. | |||
Тема: «Мы идём в библиотеку» | ||||||||||
40. | 1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Произведения о Родине. 2. Самостоятельное чтение. Е Пермяк. «Первая рыбка». 3.Конкурс читателей; присвоение звания «Лучший читатель». «Сто фантазий» Творчество, сочинение рассказов, отзывов, стихов | 1ч. | Обобщить первоначальное представление о родине, любовь к которой начинается с семьи; обратить внимание на отношение ребёнка с родителями, воспитывать уважение и любовь к отцу и матери; поощрять настрой детей на доброжелательное и уважительное отношение к детям и взрослым в школе, родителям и близким в семье. Развивать творческие способности учащихся; учить сочинять небольшие истории, рассказы, стихи, используя советы, которые дают писатели; убедить в необходимости постоянного чтения книг; рекомендовать список литературы на лето. | Умение работать с книгой; выразительно читать; подбирать литературу по заданной теме; умение выражать свои мысли; анализировать. Умение сочинять небольшие истории; умение читать целыми словами, выразительно; умение работать с книгой. | Знакомство с выставкой книг о Родине, со сборниками стихотворений русских поэтов о природе, с книгами о детях; самостоятельное чтение рассказа Е.Пермяка (с.90); работа над содержанием рассказа; сравнение содержания и главной мысли рассказа; выразительное чтение рассказа; подведение итога. Чтение диалога на с.95; беседа; знакомство с произведением Р.Сефа (с.96); анализ; чтение произведения В.Маяковского и В.Викторова на с.97; работа на с.100; знакомство с произведением Г.Цыферова (с.101-103); анализ произведения; обобщение. | 89 90 95 - 103 | 72 – 78 | Пересказ с.90. Творческое задание с.75Т. Список литературы на лето. | Учебник «Литературное чтение»,ч.2. Творческая тетрадь Сборник портретов, стихов русских поэтов, картины русских художников. Учебник «Литературное чтение»,ч.2. Творческая тетрадь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013 учебный год
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013учебный год...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013 учебный год.
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013учебный год....
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса УМК ПНШ
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса УМК ПНШ...
Литературное чтение. Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. 2класс. "Школа России".
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. 2класс. "Школа России"....
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс авторы Г.М.Селиверстова, Ф.Т. Манзанова
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе ФГОС для 1-4 классов национальной школы с родным языком обучения и программы по русскому яз...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование.
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"...