Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса УМК ПНШ
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса УМК ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_chte_3_kl_.docx | 98.89 КБ |
literaturnoe_chtenie.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы до- полнительного (необязательного) содержания | Вид контроля. Измерители | Д/з | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | Произведение о природе С. Козлова «Июль». Прием олицетворения. Поход в Музейный дом. Иллюстрация Александра Герасимова «После дождя» Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. | 1 | Комбинированный | Произведения о природе. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства -с живописными и музыкальными произведениями | Знать понятие «олицетворение». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать с Толковым словарем | Олицетворение Хр.В.Берестов «Отражение» | Выразительное чтение | С. 7-9 наизусть | ||
2 | Эмоционально-нравственные переживания героя. Ю. Коваль «Березовый пирожок». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Знать понятие «репродукция». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с Толковым словарем; работать с картиной | Хр. В.Лунин «Ливень» | Ответы на вопросы | С. 9-13 выразительно читать | ||
3 | Контроль техники чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух:правильности чтения, беглости, выразительности. Кр.Учимся слушать календарно-обрядовые песни. | 1 | Урок контроля | Текст из сборника. | Скорость чтения не менее 55 слов в минуту. | Проверка техники чтения | ||||
4 | Как научится порождать сравнения? В.Маяковский «Тучкины штучки» С.Козлов «Мимо белого…» С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с Толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности | Чтение наизусть | С.16-17 наизусть | |||
5 | Прием сравнения в произведениях А. Пушкина «Вот ветер, тучи нагоняя...», «Опрятней модного паркета...» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с Толковым словарем; работать с картиной | С. 18-19 выразительно читать | ||||
6 | Прием олицетворения в произведениях. Хокку Дзёсо и Басё. Вадим Шефнер «Середина марта» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы | Иметь представление о том, как записывается японское хокку. Уметь видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с Толковым словарем; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | Японское хокку | Чтение наизусть | С. 20-21 наизусть | ||
7 | Контраст в произведениях Хокку Басё. Поход в Музейный дом. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег». Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов. | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства -с живописными и музыкальными произведениями | Знать понятия «звукопись» и «контраст». Уметь анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов | Звуко-пись. Контраст | Выразительное чтение | С. 22-25 выразительно читать | ||
8 | Литературные повторы. Эмма Мош-ковская «Где тихий-тихий пруд...». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать понятие «повтор». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; работать с Толковым словарем; работать с иллюстрацией; находить в тексте повторы | Повтор | Чтение наизусть | С 26-27 наизусть | ||
9 | Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь». С. Козлов «Как оттенить тишину» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. Кр. «Учимся импровизировать» | 1 | Комбинированный экскурсия | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Уметь анализировать наблюдения поэта; работать с Толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев | Чтение по ролям | С 28-34 читать по ролям | |||
10 | Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. Кр. «Учимся слушать календарно-обрядовые песни». | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с Толковым словарем; читать по цепочке; объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса | Хр.В.Берестов «Первый листопад», «Урок листопада» | Выразительное чтение | С 34-37 выразительно читать | ||
11 | Записная книжка Кости Погодина. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Кр. Устное народное творчество | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Герой произведения | Уметь анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке | Выразительное чтение | С.38-43 выразительно читать | ||||
12 | Очередное заседание клуба «Учимся переживать красоту вместе». А. Пушкин «Зимнее утро» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с Толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы | Строфа. Ритм стихотворения | Чтение наизусть | С. 44-46 наизусть | ||
13 | Различение жанров произведений. В. Берестов «Большой мороз». Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя(героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. | 1 | Обобщение | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | Уметь работать с Толковым словарем; оценивать сравнения, которые придумал поэт; читать наизусть стихотворения | Выразительное чтение | С. 47-48 выразительно читать | |||
14 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств. В. Берестов «Плащ».. Иллюстрация Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с Толковым словарем; делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном | Выразительное чтение | С. 48-51 выразительно читать | |||
15 | Характеристика героев произведения С. Козлова «Разрешите с вами посумериничать». Различение целевых установок жанков(на уровне наблюдений). Кр. «Учимся импровизировать» | 1 | Комбинированный | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Уметь работать с толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение | Пересказ текста по плану | С.51-55 пересказывать | |||
16 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств Ю. Коваль,В. Поленов, П. Чайковский. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство) Уметь анализировать состояние души автора текста; подтверждать свое мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с Толковым словарем | Пересказ текста по плану | С. 55-62 пересказывать | |||
17 | Внутренний мир, настроение лирического героя. Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления». Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя в стихотворных текстах. Средства художественной выразительности. | 1 | Обобщение | Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Знать изученные произведения раздела; способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Уметь выделять средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор) | Хр. А.Иванов «Как Хома картины собирал» | Чтение наизусть, ответы на вопросы | С. 62 наизусть | ||
18 | Различение жанров произведений. Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства». Различение композиций сказки и рассказа9на уровне наблюдений). | 1 | Комбинированный | Сказки разных народов мира. Различение жанров произведений | Знать сказки разных народов мира. Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. Уметь работать с Толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы | Пересказ текста по плану | С.64-67 пересказывать | |||
19 | Сходства и различие авторской и народной сказки. Африканская сказка «Гиена и черепаха». Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. | 1 | Комбинированный | Сходства и различие авторской и народной сказки. произведения устного народного творчества | Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись. Уметь работать с Толковым словарем; определять, чему учит сказочная история; читать по ролям | Выразительное чтение | С.67-69 выразительно читать | |||
20 | Произведения зарубежной литературы. Алтайская сказка «Нарядный бурундук» Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Герой произведения | Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково. Уметь работать с Толковым словарем; пересказывать текст | Выразительное чтение | С.69-71 выразительно читать | |||
21 | Самые древние сказочные истории развитие. Развитие сказки о животных во времени. Особенность самых древних сказочных сюжетов(историй)- их этологический характер. Кр.«Учимся слушать календарно-обрядовые песни». | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Знать особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) - их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история. Уметь пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений | Пересказ текста по плану | С.71-73 пересказывать | |||
22 | Произведения зарубежной литературы. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка». Особенность просто древних сказок. Кр. «Учимся импровизировать» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений | Уметь работать с Толковым словарем; анализировать поведение героев сказки; определять идею сказки; работать с Фразеологическим словарем | Выразительное чтение | С.74-76 выразительно читать | |||
23 | Характеристика героев корейской сказки «Как барсук и куница судились» Особенность просто древних сказок. | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы | Уметь предположить концовку сказки; работать с Фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать содержание двух разных сказок | Пересказ текста по плану | С. 76-77 пересказывать | |||
24 | Сравнение сказочных истории по содержанию. Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне». Представление о бродячих сюжетах (сказочных историях) | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Знать особенности просто древних сказок - начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство) Уметь сравнивать сказочные истории по содержанию; работать с Толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй | Пересказ текста по плану | С.78-80 пересказывать | |||
25 | Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории. Формирование умений составлять разные сборники. | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Знать сказки о животных и волшебные сказки. Иметь представление о бродячих сюжетах (сказочных историях). Уметь анализировать и сравнивать разные сказки | Ответы на вопросы | С. 80. Отве- чать на вопросы | |||
26 | Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории? Представление о бродячих сюжетах (сказочных историях) | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Восприятие и понимание эмоционально -нравственных переживаний героя | Уметь определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с Толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание» | Вырази- тельное чтение | С.80-84 вырази- тельно читать | |||
27 | Особенности менее древней Кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав-маха» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Знать особенности менее древней сказки - ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным. Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, сходным поведением героев и построением сказок. Уметь анализировать поступки героев; сравнивать построение и содержание разных сказочных историй. | Вырази- тельное чтение | С. 84-88 вырази- тельно читать | |||
28 | Построение древней сказки. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Произведения зарубежной литературы | Знать, что если сказка построена как цепочка, значит, в ней использовано построение самой древней сказки. Уметь сравнивать просто древнюю сказку и менее древнюю сказку; доказывать отрывками из текста время создания сказки; читать по ролям | Пересказ текста по плану | С.84-89 пересказывать | |||
29 | Характеристика героев сказки, её построение. Индийская сказка «Хитрый шакал». Особенность менее древней сказки. | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений | Уметь работать с Толковым словарем; находить в тексте самые главные слова; анализировать построение сказочной истории; давать характеристику героям произведения; определять время создания сказки | Выразительное чтение | С.89-95 выразительно читать | |||
30 | Произведения зарубежной литературы. Сборник «Сказки народов мира». Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы | Знать понятие «избранное»; как составляют сборники литературных произведений. Иметь представление о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Уметь составлять сборник избранных произведений; пользоваться библиотекой; выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком | Хр.»Отчего цикада потеряла свои рожки» | Ответы на вопросы | С.96-97. Отвечать на вопросы | ||
31 | Развитие сказки о животных во времени. Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали». Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Знать понятие «лента времени»; о развитии сказки о животных во времени. Уметь анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться на ленте времени; доказывать свой ответ | Пересказ текста по плану | С. 98-101 пересказывать | |||
32 | Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения». формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путём помещения произведений фольклора на ленту времени. Кр. «Учимся импровизировать» | 1 | Обобщение | Произведения зарубежной литературы. Герои сказок | Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о сказке как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Уметь различать целевые установки жанра сказки; находить место сказки на ленте времени; читать и пересказывать сказки | Хр. «По заслугам расчет» | Ответы на вопросы | С. 101. Отвечать на вопросы | ||
33 | Понятие - фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени» | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Знать понятия «фантазия», «фантазер». Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение | Фантазия | Чтение наизусть | С.101-102 наизусть | ||
34 | Произведения о детях. Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т.п.» Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах. | 1 | Комбинированный | Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь работать с Толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выразительное чтение | С. 102-105 выразительно читать | ||
35 | Восприятие и понимания их переживаний героев произведения Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак». Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимания их переживаний | Уметь работать с Толковым словарем; объяснять название произведения; находить в тексте подтверждения того, что в доме кавардак; приводить примеры из текста; анализировать фантазии героя-рассказчика | Хр. Стр. 35-36 | Пересказ текста по плану | С.106-108 пересказывать | ||
36 | Содержание литературного произведения: Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один». Формирование потребности совершенствования техники чтения, увеличения его скорости. | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема,главная мысль, события, их последовательность | Уметь работать с Толковым и Фразеологическим словарями; ориентироваться в тексте; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать характер героя; выбирать книги для чтения | Хр. Стр. 37-38 | Выразительное чтение | С.108-113 выразительно читать | ||
37 | Очередное заседание клуба «Почему люди фантазируют». Т. Пономарева «Автобус». Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): приоткрыть слушателю-читателю тайны природы и тайны поведения (сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ) | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. | Знать понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отлича- ются литературные жанры. Уметь определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героев; определять жанр произведения | Неболь шое письм. высказывание по лит. произве- дению | Выразительное чтение | С. 113— 118 выразительно читать | ||
38 | Оценочные суждения. Т. Пономарева «В шкафу». Э. Мошковская «Вода в колодце». Иллюстрация Павла Филонова «Нарвские ворота» и фотография Нарвских ворот. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства,-это сходство и близость мировосприятия их авторов. | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. Иметь представление о том, что сход- ство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрациями; работать с Толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов Т. Пономаревой «В шкафу» и «Автобус» | Воображение и Фантазия Хр. Стр. 38 | Пересказ текста по плану | С. 118— 124 пересказывать | ||
39 | Герой-выдумщик. Б. Житкова «Как я ловил человечков». Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений) | 1 | Комбиниро- ванный | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Знать, что самые обычные пред- меты становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей. Уметь анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться Толковым словарем для выяснения значения слов | Пересказ текста по плану | С.124-130 пересказывать | |||
40 | Изобретательность главного героя Б. Житкова «Как я ловил человечков». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений | Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность». Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выразительное чтение | С. 131— 134 выразительно читать | ||
41 | События, составляющие основу произведения Тим Собакин «Игра в птиц». Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. | 1 | Комбинированный | События, составляющие основу произведения | Уметь работать с Толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора | Хр. Стр. 40-43 | Пересказ текста по плану | С.134-138 пересказывать | ||
42 | Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» К. Бальмонт «Гномы». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Кандинского «Двое на лошади». Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов. | 1 | Обобщение | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характер героя-рассказчика | Слушаем музыку С. Прокофьева «Мимолетности № 1». | Чтение наизусть Отвечать на вопросы | С.139-142 наизусть | ||
43 | Переживания автора. Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике». Различение целевых установок жанров(на уровне наблюдений). | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание переживаний автора | Иметь, представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выразительное чтение | С.142-147 выразительно читать | ||
44 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. Иллюстрация Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Слушаем музыку А. Лядова «Волшебное озеро», К. Дебюсси «Лунный свет». | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Уметь работать с Толковым словарем; анализировать героев Т. Пономаревой; определять жанр произведения; находить в тексте самое главное предложение; ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией | ||||||
45 | Связь названия с темой текста, мысль текста Маша Вайсман «Лучший друг медуз». Способы выражения авторской оценки в рассказе. | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения | Характер героя, его поступки и их мотивы | Пересказ текста по плану | С.148-151 пересказывать | ||
46 | Произведение о детях А. Куприн «Слон».Анализ особенностей собственного чтения вслух. Кр. «Учимся слушать календарно-обрядовые песни». | 1 | Комбинированный | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Уметь работать с Толковым словарем; находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев | Пересказ текста по плану | С.151— 154 пересказывать | |||
47 | Осмысление цели чтения А. Куприн «Слон». Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. | 1 | Обобщение | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев | Выразительное чтение | С. 155-157 выразительно читать | |||
48 | Герои произведения А. Куприн «Слон». Сравнительный анализ характеров героев. Кр. «Учимся импровизировать» | 1 | Комбинированный | Герои произведения | Уметь пересказывать произведение; делить текст на части; составлять план | Пересказ текста по плану | С.158-163 пересказывать | |||
49 | Внутренний мир героев произведения К. Паустовского «Заячьи лапы». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь работать с Толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение; анализировать внутренний мир героев произведения; определять жанр | Выразительное чтение | С. 163-169 выразительно читать | |||
50 | Связь названия с темой текста, мысль текста К. Паустовский «Заячьи лапы». Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь работать с Фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать две истории спасения в рассказе «Слон» и в рассказе «Заячьи лапы»; приводить примеры из обоих рассказов, что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упорства и настойчивости | Ответы на вопросы | С. 169. Отвечать на вопросы | |||
51 | Восприятие и понимание переживаний автора. С. Козлов «Если меня совсем нет». Иллюстрация О поста Ренуара «Портрет Жанны Самари». Слушаем музыку К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание переживаний автора. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать понятие «диалог». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией | Диалог Хр.Стр. 48-62 | Выразительное чтение | С. 170-176 выразительно читать | ||
52 | Обобщение по теме: «Учимся любить». Заседания для членом клуба . Формирование умений составлять разные сборники. Кр. «Учимся понимать семейно-обрядовые песни». | 1 | Обобщение | Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения | Знать изученные произведения раздела. Уметь пользоваться библиотекой; выбирать необходимые книги; ориентироваться на странице «Содержание»; составлять сборники народных сказок, сборник произведений Сергея Козлова, сборник японской поэзии, сборник стихов под названием «Времена года» | Хр.Стр. 48-62 | Ответы на вопросы | С. 176. Письмо в клуб | ||
53 | Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». Двучленная структура басни :сюжетная часть (история) и мораль(нравственный вывод, поучение) | 1 | Комбинированный | Различение жанров литературных произведений. Понимание основного содержания басни | Знать жанр басни; понятия «повествование», «мораль». У м еть пользоваться Этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне | Басня. Мораль. Повествование | Выразительное чтение | С. 6-10 выразительно читать | ||
54 | Двучленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев» Кр. «Учимся понимать семейно-обрядовые песни». | 1 | Комбинированный | Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль | Выразительное чтение | С.10-12 выразительно читать | |||
55 | Лента времени литературных произведений. Формирование начальных наглядно - образных представлений о линейном движении времени путём помещения произведений на ленту времени. Кр. «Учимся импровизировать» | 1 | Комбинированный | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Иметь наглядно-образное представление о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени. Уметь размещать литературные произведения на ленте времени | Ответы на вопросы | С. 13. Отвечать на вопросы | |||
56 | Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисица». Контраст в описании внешности. И. Крылов «Ворона и лисица» | 1 | Комбинированный | Басни и пословицы. Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении | Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей. Уметь использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов | Проза и стихи | Выразительное чтение | С.14-21 выразительно читать | ||
57 | Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и вино- град». | 1 | Комбиниро- ванный | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения | Знать понятие «обстоятельства». Иметь представление о происхож- дении сюжетной части басни из сказки о животных. Уметь сравнивать две басни; на- ходить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией | Хр.Стр. 66 | Чтение наизусть | С.21-25 наизусть | ||
58 | Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени. И. Крылов «Квартет». | 1 | Комбиниро- ванный | Связь названия с те- мой текста, мысль текста. Басни Иллюстрация В. Серова | Знать о международной популяр- ности жанра басни и о развитии это- го жанра во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михал- ков, Ф. Кривин. Уметь анализировать басни; рабо- тать с Толковым словарем; подби- рать пословицы к басне | Ответы на во- просы | С. 25-31. Отвечать на во- просы | |||
59 | Содержание литературного произведения И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Кр. «Учимся импровизировать» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Знать, что героями басни стано- вятся животные, а мораль басни обращена к людям. Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени | Вырази- тельное чтение | С.32-34 выразительно читать | |||
60 | Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости». Формирование умений составлять разные сборники. Кр. «Учимся понимать семейно-обрядовые песни». | 1 | Обобщение | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Знать изученные произведения раздела; басни современных авторов. Уметь пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения; располагать литературные произведения на ленте времени; подбирать пословицы к литературным произведениям | Хр.Стр. 63,68 | Ответы на вопросы | С. 34-37. Отвечать на вопросы | ||
61 | Произведения о детях. Л. Каминский «Сочинение «Как я помогаю маме». Сравнительный анализ характеров героев. | 1 | Комбинированный | Произведения о детях. Герои произведения | Уметь объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеётся автор; ориентироваться в тексте | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выразительное чтение | С. 38-42 выразительно читать | ||
62 | Произведения о детях. И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги «О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3-го класса». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. | 1 | Комбинированный | Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Уметь делить текст на смысловые части; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты | Выразительное чтение | С. 43-47 выразительно читать | |||
63 | Анализ поведения и характера герой произведения М. Бородицкой «На котрольной». Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах через открытое выражение чувств. | 1 | Комбинированный | Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Уметь анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть | Характер героя, его поступки и их мотивы | Чтение наизусть | С. 47-48 наизусть | ||
64 | Секрет смешного в литературном произведении Л. Яковлева «Для Лены», М. Яснова «Подходящий угол». Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приёмы и фигуры. | 1 | Комбинированный | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Уметь разгадывать секрет смешного в литературном произведении; анализировать поведение и характер героя стихотворения | Хр.Стр. 91 | Выразительное чтение | С. 48-50 выразительно читать | ||
65 | Юмористические произведения для детей. Н. Тэффи «Преступник». Способ выражения авторской оценки в рассказе. | 1 | Комбинированный | Юмористические произведения для детей. Эмоциоально нравственные переживания героев и автора произвед. | Уметь работать с Толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте | Выразительное чтение | С. 50-55 выразительно читать | |||
66 | Различение жанров произведений. Н. Тэффи «Преступник». Различение целевых установок жанров. | 1 | Комбинированный | Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений | Уметь анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста | Характер героя, его поступки и их мотивы | Пересказ текста по плану | С. 55-62 пересказывать | ||
67 | Юмористические произведения для детей.К. Чуковский «От двух до пяти». Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. | 1 | Комбинированный | Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания | Уметь выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Выразительное чтение | С.62-64 выразительно читать | |||
68 | Юмористические произведения для детей.Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь». Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | 1 | Комбинированный | Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять, с чьей точки зрения автор дает такие советы; определять жанр произведения | Хр.Стр. 86 | Выразительное чтение | С.64-66 выразительно читать | ||
69 | Юмористические произведения для детей.В. Драгунский «Ровно 25 кило». Формирование потребности совершенствования техники чтения, увеличения его скорости. | 1 | Комбинированный | Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Знать приемы смешного: путаница, преувеличение. Уметь анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении | Преувеличение, путаница | Пересказ текста по плану | С.66-70 пересказывать | ||
70 | Связь названия с темой текста В. Драгунского «Ровно 25 кило». Способы выражения авторской оценки в рассказе. | 1 | Комбинированный | Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выразительное чтение | С.70-77 выразительно читать | ||
71 | Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного». Формирование умений составлять разные сборники. Кр. . Народные обрядовые песни Омского Прииртышья | 1 | Обобщение | Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Знать изученные произведения раздела. Уметь открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции и непредсказуемость ком- | Хр.Стр. 73 | Ответы на вопросы | |||
72 | На примере сказок «Колобок» и «Гуси-лебеди» познакомить с чертами настоящего героя. Различение целевых установок жанров. | 1 | комбинированный | Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания | Знать черты настоящего сказочного героя; выяснить, что Колобок является сказочным героем только наполовину; уметь причислить Алёнушку из сказки «Гуси-лебеди» к настоящим сказочным героям | Ответы на вопросы | С.78-88 | |||
73 | Что характерно для сказочного героя Б. Заходера «История гусеницы» . Различение целевых установок жанров. Кр. «Учимся импровизировать» | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания | Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом. Уметь определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские | Выразительное чтение | С.80-85 выразительно читать | |||
74 | Герои произведения Б. Заходера «История гусеницы», Юнны Мориц «Жора Кошкин» . Различение целевых установок жанров. | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь определять тему каждой смысловой части текста; указывать главную мысль литературного произведения; сравнивать темы разных частей текста; сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково | Хр.Стр101 | Чтение наизусть | С.86-87 наизусть | ||
75 | Содержание литературного произведения. Заходер «Истрия гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки» . Различение целевых установок жанров. | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста | Выразительное чтение | С. 87-93 выразительно читать | |||
76 | Анализ литературного произведения Б. Заходера «История гусеницы». Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь составлять план; пересказывать текст по плану; анализировать шуточные стихотворения | Пересказ текста по плану | С. 93-97 пересказывать | |||
77 | Литературная сказка. Б. Заходер «История гусеницы» Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Кр. Народные обрядовые песни Омского Прииртышья | 1 | Комбинированный | Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь работать с Фразеологическим словарем; ориентироваться в тексте; определять главную мысль текста; работать с Толковым словарем; анализировать, изменился ли характер (поведение и речь)героя | Научный текст | Выразительное чтение | С. 97-102 выразительно читать | ||
78 | Юмористические произведения для детей. М. Ясное «Гусеница - бабочке». Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путём помещения произведений фольклора на ленту времени, а также путём помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени. | 1 | Комбинированный | Юмористические произведения для детей. | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам | Чтение наизусть | С.102-106 наизусть | |||
79 | Произведения о детях Н. Гарин - Михайловский «Детство Темы». формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Кр. «Учимся понимать семейно-обрядовые песни». | 1 | Комбинированный | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Знать понятия «герой рассказа», «пейзажное описание», «описание - натюрморт». Уметь делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравнительный анализ характеров героев | Характер героя, его поступки и их мотивы | Вырази- тельное чтение | С.106- 110 выразительно читать | ||
80 | Герои произведения Н. Гарин -Михайловский «Детство Темы». Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. | 1 | Комбинированный | Различать жанры произведений. Герои произведения | Уметь указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя) | Пересказ текста по плану | С.106- 110 пересказывать | |||
81 | Высказывание оценочных суждений Н. Гарин - Михайловский «Детство Темы» Способы выражения авторской оценки в рассказе. | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Знать понятие «внутренний мир героя». Уметь анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях | Вырази- тельное чтение | С. 110- 119 выразительно читать | |||
82 | Высказывание оценочных суждений Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Различение целевых установок жанров. | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений | Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира | Хр.Стр. 94 | Выразительное чтение | С. 110— 119 выразительно читать | ||
83 | Содержание литературного произведения Л Пантелеева «Честное слово». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь работать с Толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа | Пересказ текста по плану | С.119-121 пересказывать | |||
84 | Герои произведения Л. Пантелеева «Честное слово». Кр. «Учимся импровизировать» | 1 | Комбинированный | Произведения о детях. Герои произведения | Уметь сравнивать героя сказки и героя рассказа; читать по ролям; высказывать свое мнение; анализировать слова автора | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выразительное чтение | С. 121-126 выразительно читать | ||
85 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. Л. Пантелеев «Честное слово». Иллюстрация Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характеры героев произведения | Слушаем музыку С. Прокофьева «Симфония № 1» | Пересказ текста по плану | С.126-130 пересказывать | ||
86 | Содержание литературного произведения Н. Некрасова «На Волге». Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их послед. | Уметь работать с Толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение | Чтение наизусть | С.130-132 наизусть | |||
87 | Н. Некрасов «На Волге». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Арсения Мещерского «У лесного озера». Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию | С. Рахманинова «Концерт № 2 для фортепьяно с оркестром до минор», В. Калинникова «Симфония № 1 соль минор» | Выразительное чтение | С.130-136 выразительно читать | ||
88 | Обобщение по теме: «Как рождается герой» Формирование умений составлять разные сборники. Кр. «Учимся понимать семейно-обрядовые песни». | 1 | Обобщение | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану | Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе оно зависит от его внутреннего мира; изученные произведения раздела | Хр.Стр. 110 | Ответы на вопросы | |||
89 | Содержание литературного произведения. Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица». Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов Кр. Народные обрядовые песни Омского Прииртышья | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать художественные и музыкальные произведения о народных праздниках | Слушаем музыку II. Римскою Корсакова и 1 Оперы «Снегу-рочка», И.Стравинско- го «Народные гуляния на Масленой» | Ответы на вопросы | С. 137-139. Отвечать на вопросы | ||
90 | К. Паустовский «Растрепанный воробей». Различение целевых установок жанров. | 1 | Комбинированный | Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение | Уметь анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения; высказывать свое мнение; ориентироваться в тексте | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выразительное чтение | С. 139-144 выразительно читать | ||
91 | К. Паустовского «Растрепанный воробей» Различение целевых установок жанров. | 1 | Комбинированный | Произведения классиков детской литературы | Уметь определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения | Выразительное чтение | С.144-149 выразительно читать | |||
92 | Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | Комбинированный | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану | Уметь работать с Толковым словарем; определять главное чудо в рассказе; ориентировать в тексте; высказывать свое мнение | Пересказ текста по плану | С. 139-149 пересказывать | |||
93 | Различение целевых установок жанров. К. Паустовский «Растрепанный воробей | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир герое живущих в разные столетия | Ответы на вопросы | С. 150. Отвечать на вопросы | |||
94 95 | Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя стихотворения А. Пушкин «Цветок» ». Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов .Поход в Музейный дом. Иллюстрации Владимира Боровиковского, Зинаиды Серебряковой Кр. Народные обрядовые песни Омского Прииртышья | 2 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя стихотворения | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках | Хр.Стр. 120 | Чтение наизусть | С. 151 наизусть | ||
96 | Способы выражения авторской оценки в рассказе. А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь пользоваться Толковым словарем; предполагать возраст ге- роев; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения | Вырази- тельное чтение | С.152- 157 выразительно читать | |||
97 | Сравнительный анализ характеров героев. А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться в тексте | Характер героя, его поступки и их мотивы | Пересказ текста по плану | С.152- 157 пересказывать | ||
98 | Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») | 1 | Комбинированный | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану | Выразительное чтение | С. 165-171 выразительно читать | ||||
99 | Сравнительный анализ характеров героев. А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») | 1 | Комбинированный | Произведение о детях. Герои произведения | Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев | Проверка техники чтения | С.165- 171 переска- зывать | |||
100 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно - счастье!»). формирование потребности совершенствования техники чтения, увеличения его скорости. Кр. «Учимся понимать семейно-обрядовые песни». | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. | Выразительное чтение | С. 171-175 выразительно читать | ||||
101 102 | Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее» Формирование умений составлять разные сбориники. Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» Кр. Народные обрядовые песни Омского Прииртышья. Резерв | 1 | Обобщение | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану | Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство) | Хр.Стр125 | Ответы на вопросы |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Пояснительная записка
Программа Н. А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа» 2005 г.
Программу обеспечивают:
- Чуракова, Н. А. Литературное чтение: учебник. 3 класс. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
- Малаховская, О. В. Литературное чтение. 3 класс: хрестоматия / под ред. Н. А. Чураковой. -М.: Академкнига / Учебник, 2008.
- Малаховская, О. В. Литературное чтение. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.
- Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В. Литературное чтение. 3 класс: метод, пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю. Запланировано – 100 часов. Выпадают: 1 мая, 9 мая.
№ | Раздел программы | № урока |
1 | Сказка животных | 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 19, 20, 21, |
2 | Жанр басни | 53, 54, 56, 57, 58, |
3 | Жанр пословицы | 67, 59, |
4 | Формирование представлений о жанре рассказа | 99, 93, 96, 65, 70, 84, 83, 81, 40, 61, 62, 45, 48, 49. 50,34, 35, 2 |
5 | Формирование представлений о различии жанров сказки рассказа | 97, 90, 91, 66, 82, 72, 73, 74, 75, 39, 43, 55, 18, 37, 15 |
6 | Поэзия | 94, 86, 63, 64, 68, 33, 17, 9, 10, 12, 5, 6, 8, 4, 13, |
7 | Лента времени | 92, 55, 78, 32, |
8 | Библиографическая культура | 88, 52, 79, 71, 25, 60, 30, 16, 11, |
9 | Умения и навыки осознанного и выразительного чтения | 100, 98, 69, 80, 76, 77, 41, 31, 47, 46, 36, 3 |
10 | Литература в контексте художественной культуры | 95, 87, 89, 85, 44, 42, 51, 38, 14, 7,1 |
Интегрировано с курсом «Литературное чтение» изучается курс «Краеведение».
Цель курса «Литературное чтение» - сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях:
- сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы;
- познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом;
- на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве;
- на музыкальном материале показать особенности художественного образа в музыкальном искусстве.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведениях.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу третьего года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;
- имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
- различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;
- различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- выявлять авторское отношение к герою;
- рассказывать о любимом литературном герое;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
- ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);
- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;
- самостоятельного чтения выбранных книг;
- высказывания оценочных суждений о героях произведений;
- работы со словарями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013 учебный год
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013учебный год...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013 учебный год.
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013учебный год....
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 1 класс.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 1 класс, УМК "Перспектива" Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Фед...
Литературное чтение. Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. 2класс. "Школа России".
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. 2класс. "Школа России"....
Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".
Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс авторы Г.М.Селиверстова, Ф.Т. Манзанова
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе ФГОС для 1-4 классов национальной школы с родным языком обучения и программы по русскому яз...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование.
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....