«Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
методическая разработка (чтение, 4 класс) по теме
Планируемая на уроке технология критического мышления сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, активное участие самого ученика в учебном процессе, но и на создание комфортных условий в классе, снимающих психологическое напряжение. Критически мыслящий человек задает вопросы: «Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?». Хорошие результаты на этапе рефлексии дает работа по развиваю у обучающихся креативное мышление – составление нерифмованного стихотворения синквейна. Эта работа требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1k._paustovskiy_korzina_s_elovymi_shishkami.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Чем должен жить человек…»
по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Цели:
Образовательные:
· Создать условия для формирования учебной деятельности школьников.
· Создать условия для применения ЗУН читательской деятельности в знакомых и новых учебных ситуациях.
· Способствовать развитию умения определять настроение автора и литературных героев (через слушание, чтение и анализ произведения), умения выражать свои чувства словом.
· Способствовать формированию навыков правильного, выразительного чтения (через работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи).
Развивающие:
· Способствовать развитию внимания, образного мышления, связной речи и критического мышления.
· Способствовать развитию эмоционального отношения к произведениям искусства.
Воспитательные:
· Помочь раскрытию истины о том, что человек становится по-настоящему счастлив лишь тогда, когда он испытывает любовь ко всему, что его окружает.
· Способствовать воспитанию чувства прекрасного и любви к литературе и музыке.
Оборудование:
ТСО: компьютер, проектор, экран, авторская мультимедийная презентация.
Портреты: К.Г. Паустовского и Э.Грига;
Толковый словарь Даля;
Памятки для учащихся (словарь настроений, термины средств художественной выразительности речи).
Индивидуальные рабочие листы.
Учебник «Родная речь» для 4 класса начальной школы в 2 частях, ч. II (Сост. Л.Ф. Климанова и другие). – М: Просвещение, 2009 г.
Тип урока: комплексного применения знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы:
· словесные: фронтальная беседа, словарно-лексическая работа;
· проблемные: метод отбора фактов; метод выбора на основе ассоциаций и выделения главного; творческая работа по написанию синквейна;
· наглядные методы: обращение к музыкальным и зрительным образам; анализ чувств детей;
· практически- действенные: аналитическая работа с текстом; выполнение тестов.
Методический комментарий.
Эффективность занятия складывается из многих компонентов. Один из основных - это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени и подбор таких заданий для детей, в ходе выполнения которых решаются сразу несколько задач. Планируется работа в малых группах, в ходе чего активность учащихся повышается и создаются условия для получения знаний в ходе обмена мнениями и естественного общения детей.
Критически мыслящий человек задает вопросы: «Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?». Планируемая на уроке технология критического мышления сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, активное участие самого ученика в учебном процессе, но и на создание комфортных условий в классе, снимающих психологическое напряжение.
Хорошие результаты на этапе рефлексии дает работа по развиваю у обучающихся креативное мышление – составление нерифмованного стихотворения синквейна. Эта работа требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Структура учебного занятия:
1. Оргмомент.
2. Целеполагание и мотивация.
3. Тестовая работа. Актуализация опорных знаний
4. Применение знаний и способов действий.
1) Подготовка к восприятию завершающей 4 части произведения.
2) Анализ произведения с опорой на текст.
3) Слушание музыкальных произведений Э.Грига.
4) Физминутка.
5) Анализ музыкального образа.
5. Разгадывание тайны произведения, ответ на контрольный вопрос урока.
6. Творческая работа в четверках по составлению синквейна.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел уже звонок, начинается урок литературного чтения.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости.
Учителям и вам я желаю удачи .
Здоровья, света и добра.
И вы друг другу пожелайте
Хотя бы чуточку добра.
Улыбнемся друг другу и приготовимся к разгадыванию новых тайн. Садитесь.
- Вы любите тайны? Каждое художественное произведение – тайна. Разгадать её может только очень внимательный читатель. И сегодня на уроке мы должны будем разгадать тайну рассказа
Каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок чтения. Это – замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский (слайды 3) и великий норвежский композитор Эдвард Григ(слайды 4,6). Но прежде чем говорить о них, мы должны вспомнить то, что читали на предыдущем уроке.
2. Целеполагание и мотивация.
а) Определение темы урока.
Учитель: Назовите имя автора и название произведения, с которым начали знакомиться на прошлом уроке.
Сегодня мы познакомимся с заключительной частью произведения. Начнём знакомство необычно. Заглянем в конец. Прочитайте последние 4 слова произведения. (… чем должен жить человек…)
Так и звучит тема нашего урока: «Чем должен жить человек…» (по произведению К.Д.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»).Слайд .
Учитель: Какой знак препинания стоит после этих слов? (Многоточие.)
Для чего автор поставил многоточие? (Есть продолжение или недосказанность, что что-то нужно домыслить…)
В литературе это называют: риторический вопрос .(Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься.)
б) Постановка целей урока.
Учитель: кто исходя из темы урока попробует сформулировать цель урока?
(Задуматься над тем, чем должен жить человек. Найти ответ автора на вопрос в тексте. Выразить свое мнение по поставленному автором вопросу.)
Поможет нам в достижении целей К.Д. Паустовский, если вы будете вдумчивыми читателями и активными собеседниками. Не бойтесь высказывать своё мнение.
3.Анализ прочитанных частей.
Учитель: Проверим понимание уже прочитанных частей произведения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.
1 часть.
а) Мозговой штурм (работа в группах)
- - У рассказа очень красивое начало.
- - Вспомните, с чего он начинается? ( с описания осеннего горного леса) -Подчеркните сочетания слов, описывающие лес. -Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?
Дети выписывают сочетания слов под негромко звучащую музыку Грига «Утро»
Затем зачитываются выбранные слова ( слайд ). Кластер «Лес».
Какое настроение они создают? (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень -поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)
б) Сценка «Встреча в лесу»
Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.
-О чем говорили Григ и Дагни?
- Как тебя зовут, девочка?
- Дагни Педерсен.
- Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
- У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.
- Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
- Ой, как долго!
- Понимаешь мне нужно её ёщё сделать.
- А что это такое?
- Узнаешь потом.
- Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?
- Да нет это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.
- Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка
(Григ вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни»).
- Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. (Григ берёт у девочки корзину, и они уходят)
-О чем говорили Григ и Дагни?(Григ придумал сделать девочке подарок)
- Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?
К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже догадались? Давайте поразмышляем.
Выслушиваются предположения детей ( слайд )
Характеристика девочки.
(1.Эта девочка живёт в лесу-она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки. 2.Дагни - девочка из народа. А Григ черпал из народа. 3. И, наконец, девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку.)
(Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками.
Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках.
Она мила. У нее большие, как у куклы, глаза с зелеными зрачками. Тихий от смущения голос.
Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему.)
Вывод: Девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.
-Что надеялась получить Дагни в подарок?(Игрушку,куклу,зайца )
-Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением?
– Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.
-Когда Григ обещает подарить его?(через 10 лет)
-Сколько лет будет тогда Дагни?
2 часть (В доме композитора)
-Перенесёмся в дом композитора.
Выборочное чтение.
-Прочитайте кого видел Григ ,когда писал музыку.
-Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни? Прочитайте.
-Был ли композитор счастлив в момент написания этой музыки?
-В чем Эдвард Григ видел свое счастье?
(Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив.)
3 часть.
Пересказ.
Расскажите, как Дагни спустя 10 лет оказалась в Бергене?
4 часть.
Портрет Дагни (работа в группах). Кластер.
Дагни….какая она???
(Дагни осталась такой же чуткой, милой и впечатлительной как в детстве.) Только теперь она взрослая девушка.
Выборочное чтение. Моделирование настроения главного героя.
-Дагни собирается на концерт. С каким настроением Дагни идет на концерт? Нарисуй , используя словарь настроения
-Какое чудо произошло во время концерта? Прочитайте.
Как изменилось настроение девушки? Нарисуйте.
Что услышала Дагни в посвященной ей музыке?
-Установите правильную последовательность изменения чувств Дагни. (работа в парах).Какие чувства она испытывала сначала? Потом?
Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь.
Сначала она нечего не слышала.
Внутри нее шумела буря.
-Потом она ,наконец услышала как поет рожок.
Дагни плакала ,не скрывая слезами благодарности.
-Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?
(Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.)
Понравилась ли музыка Грига другим слушателям? Докажите примерами из текста.
Почему аплодисменты раздались сначала медленно, а потом, разрастаясь, загремели?
(Люди были под впечатлением от услышанной музыки. Они не могли сразу разрушить аплодисментами воцарившуюся атмосферу.)
Ваша задача внимательно следить по тексту, обращая внимание на описание музыки и чувств Дагни.
в)Выразительное чтение 4 части текста. Анализ чтения.
г) Беседа эмоционально - оценочного плана
Учитель: О чём автор рассказывает в этой части? (О музыке, о чувствах Дагни.)
О чем была музыка? (О её Родине.) Слова какой части речи использует автор?
3) Слушание музыкальных произведений Э.Грига.
Учитель: Кто из вас хотел бы побывать вместе с Дагни на концерте и послушать музыку Грига?
-Для вас тоже подарок, у нас в гостях преподаватель школы искусств Алия Ханафьевна, которая исполнит для вас фрагмент из концерта Эдварда Грига.
-Расскажите, какие картины всплыли в вашем воображении при прослушивании опис музыки?
Вывод: Музыка способна вызывать в воображении картины образы у людей, способных чувствовать.
5. Разгадывание тайны произведения, ответ на контрольный вопрос урока.
Учитель: Перенесемся на 10 лет назад… Что говорит Григ своей музыкой? «…Я видел жизнь. Что бы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна».
-Поняла ли она что,ей хотел сказать Григ?
-Что он хочет этим сказать? (Люби жизнь.)
-Может быть кто-то уже догадался, как ответить на вопрос урока:» Чем должен жить человек….»
+Любовью
-Жить с любовью к кому и к чему? (к жизни, к людям, к природе, к работе, к искусству, к Родине….)
Опираясь на этот текст, как вы можете ответить…
-За что благодарит она Грига? (За «щедрость, за то, что он открыл ей то прекрасное, чем должен жить человек…»)
У рассказа есть продолжение. Которое дает нам ответ на вопрос : Чем будет жить Дагни? (Любовью.)
Кто бы хотел услышать его?
6. Творческая работа в четверках по составлению синквейна.
Учитель: Предлагаю заняться творческой работой и выразить свои чувства и обобщить полученные переживания и выводы в 5 строк- синквейн. В четверках пишем синквейны по желанию на слова: жизнь, природа, музыка, Э.Григ, Дагни. В 4 строке можно использовать сделанные на уроке выводы.
• ЖИЗНЬ УДИВИТЕЛЬНА И ПРЕКРАСНА
• НЕ ПРОЖИВИ ЕЕ ЗРЯ
(Детьми зачитываются составленные синквейны.)
Учитель: С работой все успешно справились, значит- вы внимательные читатели!
Как вы понимаете: счастливый или нет конец у этого рассказа?
Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?
(“Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.)
О чем же прочитанный рассказ?
(О красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь.)
7. Домашнее задание.
Учитель: Домашняя работа состоит из 2 частей: обязательное 1, а 2 или 3 по желанию. Кому захотелось выполнить задание только 1 и 2? 1 и 3? Все?
1) подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка произведения;
2*) записать в тетрадь выводы по тексту;
3*) написать синквейн к словам: природа, музыка, жизнь, Э.Григ, Дагни.
8.Рефлексия.
Учитель: -Пригодится ли полученные знания этого урока в дальнейшем в жизни?
- Какие выводы сделали для себя?
Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.
На этом мы прощаемся с Григом и Паустовским до новых встреч. Урок окончен.
Спасибо за урок!
Завершая наш урок, мне хочется прочитать слова Л.Н.Толстого «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творения добра».
9.Итог урока.
Мы познакомились с произведениями двух мастеров. К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают в душе люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Недаром сказаны строки «жизнь коротка – искусство вечно»
Осенний наряд
Грибной воздух
Лес
Шелест листьев
Зелёные пряди мха
Дрожат листья
Раздаётся эхо
Шум прибоя
Золото и медь листьев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по рассказу К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Проверочная работа на понимание содержания рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»....
Урок по литературному чтению. Тема: «Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 4 класс УМК "Школа России"
Урок изучения лирического произведения, углубленная работа с текстом К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...
Урок по литературному чтению. Тема: «Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 4 класс УМК "Школа России"
Урок изучения лирического произведения, углубленная работа с текстом К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"....
Презентация к рассказу К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Данная презентация кратко знакомит с К. Паустовским и копозитором Э. Григом....
Урок чтения в 4 классе "Два великих мастера "( по рассказу К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками")
Раскрытие идеи и смысла рассказа К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками". На уроке показаны два великих мастера : К.Паустовский - мастер слова и Э.Григ - мастер музыки. Надо жить, принося...
Тестовая работа по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Цель: познакомить с творчеством знаменитых людей; воспитывать внимательное отношение к авторскому слову; учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения; развивать художественный вкус; ...
Чем должен жить человек в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Тема урока: К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками» Чем должен жить человек в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»Идейный замысел К.Г. Паустовского в ...